ФЗ № 973264-7

О внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации в части регулирования дистанционной (удаленной) работы и временного перевода работника на дистанционную (удаленную) работу по инициативе работодателя в исключительных случаях

Внесён: 16 июня 2020
Последнее событие: Опубликование закона, 15 декабря 2020
Последнее решение:

Стенограммы по законопроекту №973264-7

Заседание №327

26.11.2020

О проекте федерального закона № 973264-7 "О внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации в части регулирования дистанционной (удалённой) работы и временного перевода работника на дистанционную (удалённую) работу по инициативе работодателя в исключительных случаях".

Переходим к рассмотрению 9-го вопроса повестки. О проекте федерального закона

"О внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации в части

регулирования дистанционной (удалённой) работы и временного перевода

работника на дистанционную (удалённую) работу по инициативе работодателя в

исключительных случаях", третье чтение.


Пожалуйста, Андрей Константинович Исаев.


ИСАЕВ А. К., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ".


Уважаемые коллеги, мы вчера рассматривали этот законопроект во втором чтении,

и я подробно рассказывал о тех нормах, которые были предложены и приняты. Ещё

раз хочу напомнить, что данный законопроект был внесён группой депутатов и

сенаторов во главе с Председателем Государственной Думы Вячеславом

Викторовичем Володиным и Председателем Совета Федерации Валентиной Ивановной

Матвиенко. Подготовлен он в рекордно короткие для такого сложного документа

сроки, вступит в силу, если мы сегодня проголосуем за него, я надеюсь, с 1

января следующего года и существенно усилит защиту прав и законных интересов

работников, работающих дистанционно. Все стороны социального партнёрства -

профсоюзы, правительство и работодатели - поддерживают принятие данного

закона.


Вместе с тем мы понимаем, что этот закон не решит всех проблем, об этом

говорил сегодня Сергей Иванович Неверов в своём выступлении, поэтому в

постановлении Государственной Думы мы предлагаем рабочей группе, которая была

сформирована комитетом с участием сторон социального партнёрства, продолжить

свою работу, подготовить новый, второй пакет изменений в трудовое

законодательство, направленных на защиту прав и интересов работников, решив

множество спорных вопросов, например связанных с ненормированным рабочим

днём. Кроме того, 31 марта завершится проводимый сейчас в соответствии с

федеральным законом эксперимент по электронному документообороту, что также

потребует внесения изменений в трудовое законодательство. И кроме того, в

нашем постановлении мы рекомендуем Российской трёхсторонней комиссии дать

рекомендации сторонам социального партнёрства по дистанционной работе,

проводить мониторинг этой ситуации, готовить свои предложения.


И законопроект, и подготовленный расширенный проект постановления прошли

юридико-техническую и лингвистическую экспертизы.


Комитет просит принять законопроект в третьем чтении.


Спасибо за внимание.


ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Уважаемые коллеги, есть желающие выступить по мотивам?

Нет.


Ставится на голосование законопроект под пунктом 9 повестки дня.


Пожалуйста, включите режим голосования.


Покажите результаты.


РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (13 час. 43 мин. 51 сек.)

Проголосовало за 343 чел.76,2 %

Проголосовало против 0 чел.0,0 %

Воздержалось 1 чел.0,2 %

Голосовало 344 чел.

Не голосовало 106 чел.23,6 %

Результат: принято


Федеральный закон принят.

Заседание №326

25.11.2020

О проекте федерального закона № 973264-7 "О внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации в части регулирования дистанционной (удалённой) работы и временного перевода работника на дистанционную (удалённую) работу по инициативе работодателя в исключительных случаях" (принят в первом чтении 21 июля 2020 года с наименованием "О внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации в части регулирования дистанционной и удалённой работы").

14-й вопрос, о проекте федерального закона "О внесении изменений в Трудовой

кодекс Российской Федерации в части регулирования дистанционной (удалённой)

работы и временного перевода работника на дистанционную (удалённую) работу по

инициативе работодателя в исключительных случаях". Докладывает Андрей

Константинович Исаев.


ИСАЕВ А. К., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ".


Уважаемый Иван Иванович, уважаемые коллеги! Рассматриваемый нами сегодня

законопроект - результат довольно большой работы, которую нас заставила

активизировать ситуация с коронавирусной инфекцией. В Государственную Думу

был внесён законопроект, который регулирует дистанционную работу граждан. Ко

второму чтению законопроекта в соответствии с поручением Государственной Думы

Комитетом по труду, социальной политике и делам ветеранов была сформирована

рабочая группа, в которой приняли участие представители профсоюзов,

работодателей и Правительства Российской Федерации. В адрес комитета и

рабочей группы поступило более 176 поправок и более 90 обращений профсоюзных,

общественных организаций, объединений работодателей России - все эти поправки

были внимательно изучены. По результатам состоявшейся очень серьёзной

дискуссии был выработан компромиссный вариант, с которым согласились и

профсоюзы, и работодатели, и правительство. Этот компромиссный вариант

изложен в 16 поправках, которые рекомендованы комитетом к принятию и

находятся в первой таблице поправок.


В результате работы по подготовке законопроекта ко второму чтению мы уточнили

понятийный аппарат: определили дистанционную работу на постоянной основе,

которая проводится, когда работник заведомо пришёл для дистанционной работы;

временную дистанционную работу - мы определили, что она не может продолжаться

более шести месяцев и после этого должно быть восстановлено стационарное

рабочее место работника, - и также определили дистанционную работу,

осуществляемую периодически, когда работник часть времени проводит на

стационарном рабочем месте и часть - дистанционно. В законопроекте закреплена

норма о том, что временный перевод на дистанционную работу не может быть

основанием для снижения заработной платы. Урегулирован вопрос об оплате

командировок для дистанционных работников. Чётко защищены права

дистанционного работника на личное свободное время. Урегулирован вопрос,

связанный с временным переводом дистанционных работников в чрезвычайных

обстоятельствах, когда этого требует, что называется, жизнь, и эти

чрезвычайные обстоятельства перечислены, - в этом случае перевод

осуществляется локальным нормативным актом, принятым с учётом мнения

профсоюзной организации, работодатель обязан предоставить дистанционному

работнику оборудование. В том случае, если такой перевод невозможен, - было

непонятно, что происходит тогда с дистанционным работником, - мы определили

здесь, что это простой не по вине сторон, который оплачивается по 157-й

статье Трудового кодекса: две трети тарифной ставки, но отдельно оговорено,

что лучшие условия оплаты могут быть заложены в коллективном договоре,

соглашении, локальном нормативном акте. Одним словом, мы считаем, что данный

законопроект в подготовленном компромиссном варианте, который поддержали все

стороны социального партнёрства, существенно улучшает положение работников,

защищает их и при этом создает условия для нормальной экономической

деятельности работодателей.


Комитет просит поддержать таблицу поправок № 1, рекомендованных к принятию, и

отклонить поправки, находящиеся в таблице № 2, поскольку они не соответствуют

достигнутому компромиссу.


Спасибо за внимание.


ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Андрей Константинович.


Переходим к рассмотрению таблиц поправок. По таблице поправок № 1 будут ли

вопросы, коллеги? Вопросов нет.


Таблица поправок ставится на голосование.


Включите режим голосования.


Покажите результаты.


РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (13 час. 52 мин. 44 сек.)

Проголосовало за 282 чел.62,7 %

Проголосовало против 0 чел.0,0 %

Воздержалось 2 чел.0,4 %

Голосовало 284 чел.

Не голосовало 166 чел.36,9 %

Результат: принято


Таблица поправок принимается.


По таблице поправок № 2 будут ли вопросы? Нет.


Таблица поправок № 2 ставится на голосование.


Включите режим голосования.


Покажите результаты.


РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (13 час. 53 мин. 12 сек.)

Проголосовало за 285 чел.63,3 %

Проголосовало против 0 чел.0,0 %

Воздержалось 1 чел.0,2 %

Голосовало 286 чел.

Не голосовало 164 чел.36,4 %

Результат: принято


Принимается.


Все поправки рассмотрены, законопроект ставится на голосование во втором

чтении.


Включите режим голосования.


Покажите результаты.


РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (13 час. 53 мин. 37 сек.)

Проголосовало за 343 чел.76,2 %

Проголосовало против 0 чел.0,0 %

Воздержалось 2 чел.0,4 %

Голосовало 345 чел.

Не голосовало 105 чел.23,3 %

Результат: принято


Принимается во втором чтении.


Включите, пожалуйста, микрофон на трибуне.


ИСАЕВ А. К. Уважаемые коллеги, законопроект прошёл юридико-техническую и

лингвистическую экспертизы, готов к рассмотрению в третьем чтении. Просьба

поставить его на завтра, 26-е число. Спасибо.


ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Андрей Константинович.


Прошу учесть.

Заседание №308

21.07.2020

О проекте федерального закона № 973264-7 "О внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации в части регулирования дистанционной и удалённой работы".

Пункт 57, проект федерального закона "О внесении изменений в Трудовой кодекс

Российской Федерации в части регулирования дистанционной и удалённой работы".

Доклад Андрея Константиновича Исаева.


Пожалуйста.


ИСАЕВ А. К. Уважаемый Александр Дмитриевич, уважаемые коллеги!

Рассматриваемый законопроект является чрезвычайно актуальным. Особую

актуальность создала ситуация, связанная с пандемией коронавируса, когда, по

различным оценкам, до 6 миллионов человек внезапно для себя оказались в

режиме удалённой работы. Тем не менее подспудно этот законопроект зрел давно.

Напомню, что ещё в прошлом году, выступая на Генеральной конференции

Международной организации труда, председатель нашей партии Дмитрий

Анатольевич Медведев сказал о том, что нам предстоит существенно менять

трудовое законодательство в связи с изменениями на рынке труда. Данный

законопроект был подготовлен при активном участии социальных партнёров:

профсоюзов, работодателей, министерства труда, руководители которых

присутствуют сегодня на нашем пленарном заседании.


Основной целью данного законопроекта является защита прав работников,

работающих удалённо. Для этого впервые мы вводим три дефиниции в трудовое

законодательство: дистанционная работа, когда человек на постоянной основе

работает дистанционно; временная удалённая работа, когда человек в силу

объективных причин пришёл работать на стационарную работу, но переводится на

удалённую; комбинированная работа, которая включает в себя элементы как

удалённой, так и стационарной работы. Мы устраняем излишние бюрократические

проволочки, которые мешают налаживанию дистанционной работы: разрешаем

использовать практически во всех случаях электронный документооборот и

убираем требование об обязательной электронной цифровой подписи.


Мы защищаем работников от необоснованных притеснений. В частности,

существовала норма, которая давала право увольнять дистанционных работников

по основаниям, изложенным в трудовом договоре. Мы посмотрели, какие там

излагаются основания, это, например, исчерпание контракта. Мы считаем, что в

данном случае работник должен увольняться по инициативе работодателя на общих

основаниях.


Мы впервые вводим в российском законодательстве понятие неприкосновенности

личного времени работника. Для этого устанавливается график взаимодействия

работника и работодателя. Если же при чрезвычайных обстоятельствах работника

нужно привлечь за пределами графика взаимодействия, эта работа, с нашей точки

зрения, должна оплачиваться как сверхурочная по статье 152 Трудового кодекса.


Мы существенно расширяем сферу социального партнёрства. Практически все

локальные трудовые акты, касающиеся удалённой работы, должны приниматься с

учётом мнения первичной профсоюзной организации.


Уважаемые коллеги, данный законопроект подготовлен к первому чтению. Но мы

понимаем, что он нуждается в существенной доработке ко второму чтению и

приглашаем всех принять активное участие в его доработке. Просим поддержать

предложенный проект закона.


ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.


Содоклад Ярослава Евгеньевича Нилова.


НИЛОВ Я. Е., председатель Комитета Государственной Думы по труду, социальной

политике и делам ветеранов, фракция ЛДПР.


Уважаемый Александр Дмитриевич, уважаемые депутаты! Автор законопроекта

предельно понятно раскрыл смысл предлагаемых изменений. Я хотел бы обратить

внимание на то, что пандемия запустила эволюционный процесс, и этот

эволюционный процесс породил необходимость корректировки трудового

законодательства, потому что такие формы, как гибридная, или смешанная,

занятость, удалённая занятость, на фоне существующих в Трудовом кодексе норм

о дистанционной занятости активно применялись в нашей стране последние

месяцы, в том числе это касалось Аппарата Госдумы и помощников депутатов

Государственной Думы, аппарата правительства, министерств, ведомств. И мы

понимаем, после того как перед нами открылись новые вызовы, что в XXI веке мы

можем и в дальнейшем сталкиваться с различными ситуациями, которые будут

стимулировать использование новых форм взаимоотношений работников и

работодателей. Та практика, которая уже сейчас у нас имеется, даёт

определённые основания полагать, что корректировка трудового законодательства

крайне необходима, потому как уже сейчас возникли некоторые вопросы.

Например, кто должен оплачивать расходы, связанные с использованием

Интернета, электроэнергии, доступом к базам данных и так далее? Что делать в

случае, если работник работает у нескольких работодателей? Конечно, детально

прописать всё это в Трудовом кодексе невозможно, и авторы со мной

согласились, но рамочно всё это обрисовать, чтобы в дальнейшем детали

раскрывались уже в трудовом контракте или в локальном правовом акте, - это

перспектива трудовых отношений.


Комитет рассмотрел законопроект и, заслушав позицию социальных партнёров,

поддержал данные предложения концептуально. При этом мы предлагаем, так как

это законопроект по предмету совместного ведения, направить его в рассылку не

на 30 дней, а на 60 дней. Было принято решение рекомендовать палате, голосуя

за постановление, проголосовать ещё и за создание рабочей группы, для того

чтобы все те замечания и опасения, которые были высказаны в ходе подготовки

данного законопроекта, были учтены. Вот с таким решением комитета я обращаюсь

к вам. Прошу поддержать законопроект в первом чтении, поддержать предложение

о создании рабочей группы и установить срок внесения поправок - 60 дней.


Спасибо за внимание.


ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.


Уважаемые коллеги, на наше заседание специально для рассмотрения этого

вопроса приглашены председатель Федерации независимых профсоюзов России

Михаил Викторович Шмаков и президент РСПП Александр Николаевич Шохин. Если у

них есть желание, можно высказаться. И когда депутаты будут задавать вопросы,

можно адресовать вопросы также нашим коллегам и представителю правительства

статс-секретарю - заместителю министра труда и социальной защиты Андрею

Николаевичу Пудову, он тоже здесь присутствует.


Есть желание выступить, Александр Николаевич? Пожалуйста.


ШОХИН А. Н., президент Российского союза промышленников и предпринимателей.


Уважаемый Александр Дмитриевич, уважаемые депутаты! Я хотел бы поблагодарить

вас за то, что вы фактически в последние дни работы в весеннюю сессию

рассматриваете этот важный законопроект.


Мы плотно над ним работали вместе с инициаторами - спасибо Андрею

Константиновичу Исаеву, - не только рабочая группа из депутатов и сенаторов,

но и социальные партнёры, работодатели и профсоюзы, активно участвовали в

проработке этого законопроекта, "ЕДИНАЯ РОССИЯ" собирала несколько совещаний

под руководством председателя партии.


Безусловно, мы, поддерживая этот законопроект, хотели бы поработать вместе с

сенаторами и депутатами над текстом ко второму чтению, потому что там

действительно много вопросов, которые нуждаются в дополнительной проработке.

В частности, нам хотелось бы, чтобы было чётко определено, что

комбинированная занятость, сочетающая дистанционную работу и работу на

рабочем месте, является не временным режимом работы, а постоянным. Есть много

видов деятельности, при которых работодателю удобнее своим работникам в

относительно постоянном режиме давать возможность работать и на рабочем

месте, и дистанционно. Необходимо ввести ещё более продвинутые формулировки в

части, касающейся расширения полномочий трудовых коллективов и работодателей

по установлению тех или иных режимов работы через механизмы социального

партнёрства. Если мы будем пытаться всё зарегламентировать, о чём уже

говорили и Андрей Константинович, и Ярослав Евгеньевич Нилов, то, безусловно,

возникнет опасность того, что работодатели захотят переводить людей на режим

самозанятых, и это приведёт к меньшей защищённости работников. Мы хотели бы,

чтобы здесь был соблюдён определённый баланс.


И поскольку инициаторы законопроекта, и наши социальные партнёры, и

правительство готовы над этим работать, думаю, что к началу осенней сессии мы

сумеем вынести законопроект на рассмотрение во втором чтении.


Спасибо за внимание.


ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.


Пожалуйста, Михаил Викторович.


ШМАКОВ М. В., председатель Федерации независимых профсоюзов России.


Уважаемый Александр Дмитриевич, уважаемые коллеги! После долгих обсуждений мы

поддержали данный законопроект в той редакции, в которой он сейчас вынесен на

рассмотрение, и мы также поддерживаем создание рабочей группы, которая будет

работать над подготовкой качественного законопроекта ко второму чтению, для

того чтобы чётко прописать там все гарантии для трудящихся, которые будут

работать в этих новых для нас условиях организации труда. И мы обращаемся к

вам с предложением принять законопроект в первом чтении, его надо принимать.


ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.


Коллеги, есть ли вопросы? Есть.


Включите режим записи на вопросы.


Покажите список.


Шперов Павел Валентинович.


ШПЕРОВ П. В., фракция ЛДПР.


У меня вопрос к докладчику.


Уважаемый Андрей Константинович, а каким образом будет производиться учёт

рабочего времени и будут применяться нормы о дисциплинарной ответственности

за опоздания и прогулы, если фактически осуществлять контроль за работником

не представляется возможным? И в продолжение этого вопроса: каким образом

будет обеспечена доставка электронных сообщений работодателем работнику и как

будет определяться момент, когда сообщение юридически будет считаться

отправленным по цифровым каналам и доставленным? Вы же понимаете, что это,

ну, критически важно, от этого как раз будут зависеть обеспечение связи между

работником и работодателем и исполнение поручений.


ИСАЕВ А. К. Спасибо большое за вопрос, он действительно очень важный. Мы

хотим обратить внимание на то, что здесь распространяются, действуют общие

нормы Трудового кодекса, в соответствии с которым рабочая неделя не может

превышать 40 часов. Исходя из этого в соответствии с проектом должен быть

составлен - это предусматривается либо трудовым договором о дистанционной

работе, либо дополнительным соглашением о временном переводе на удалённую

работу, либо локальным нормативным актом, в случае если происходит внезапный,

упрощённый перевод на удалённую работу, - график взаимодействия, то есть

работник и работодатель должны оговорить время выхода на связь, время, когда

работник обязан отвечать на звонки и сообщения, приходящие от работодателя.

Этим же документом должен быть установлен порядок обмена электронными

сообщениями, а также способ подтверждения того, что данное электронное

сообщение направлено данным лицом. Мы понимаем, что, возможно, это потребует

большей детализации, и уже есть предложения, в том числе и поступившие из

регионов. Мы будем рассматривать это ко второму чтению.


ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Моляков Игорь Юрьевич, пожалуйста.


МОЛЯКОВ И. Ю., фракция "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ".


У меня вопрос к руководителю федерации российских профсоюзов.


Вот в конце 80-х годов, мы помним, все идеи, которые потом были воплощены (к

чему они привели - это другой вопрос), обсуждались прежде всего в научных

сообществах, в научных коллективах - это лаборатории, институты,

университеты. Не кажется ли вам, что вступление в силу данного закона

просто-напросто разрушит эти интеллектуальные центры и коллективы, вот эта

важная общественная составляющая вообще исчезнет?


Вопрос следующий: не считаете ли вы, что роль российских профсоюзов будет

ослаблена, и существенно ослаблена, с принятием данного закона, потому что

ужас офиса сменится на ужас вот той комнатки, где человек, так сказать, будет

сидеть и днём, и ночью, пока с ума не сойдёт в конце концов?


ШМАКОВ М. В. Ну, насчёт "сойдёт с ума" - это вопрос не к профсоюзам, а к

медикам. А что касается разрушения профсоюзов, то новые формы работы, новые

формы организации работы, организации труда, конечно, требуют

совершенствования и нашей работы, и мы уверены, что найдём свою нишу, люди,

которые находятся на удалённой работе, тоже заинтересованы в коллективной

защите своих интересов. Скажем, похожая занятость у таксистов: они все

индивидуальные работники, работают удалённо от своих компаний, которые на

своей платформе привлекают их, ищут для них клиентов, тем не менее они

сегодня приходят и говорят, что им нужен профсоюз. И такой профсоюз уже

создан, хотя, конечно, там, в этом профсоюзе, совершенно другая работа по

сравнению с тем, что было в советское время.


Ну и безусловно, будет доработка этого законопроекта ко второму чтению.

Недавно у нас прошла большая дискуссия о том, как в новых условиях должны

действовать профсоюзы, - естественно, в соответствии с требованиями времени

мы будем менять свои формы работы.


ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.


Алимова Ольга Николаевна, пожалуйста.


АЛИМОВА О. Н., фракция КПРФ.


У меня вопрос к докладчику, несмотря на то что часть моего вопроса уже

прозвучала.


Андрей Константинович, в законопроекте предлагаются значительные изменения в

законодательное регулирование трудовых отношений, в том числе

предусматривающие безбумажный документооборот, а также постоянную или

комбинированную дистанционную занятость. Исходя из опыта работы контроль со

стороны работодателя будет осуществляться с помощью контрольно-информационных

систем либо каким-то другим удалённым программным способом. При отсутствии

бумажной фиксации трудового времени возможны и потери каких-то данных в

результате, может быть, хакерской атаки, какого-то технического сбоя и по

иной причине. Вопрос заключается в следующем: как всё-таки будет

осуществляться контроль или проверка дистанционных трудовых отношений со

стороны проверяющих органов и выполнения того объёма работ, который был

предусмотрен?


ИСАЕВ А. К. Спасибо большое за вопрос, Ольга Николаевна. Я просто хотел бы

уточнить, что хотя законопроект и предполагает в основном перевод на

электронный документооборот и обмен электронными сообщениями, в том числе

поручениями, ответами на них, но и за работником, и за работодателем

сохраняется право при необходимости требовать бумажную копию, и

соответствующая сторона должна её выдать. Если работник хочет иметь бумажную

копию трудового договора, он должен её получить. Если работодатель хочет

иметь бумажную копию диплома, он вправе её потребовать, а работник обязан её

предоставить. Таким образом, бумажный документооборот целиком не исключается,

он остаётся на усмотрение сторон.


Что касается заданного вами вопроса о рабочем времени. Мы считаем, что,

возможно, ко второму чтению... Мы сейчас не разворачивали эти положения,

поскольку они, вероятно, потребуют серьёзной дискуссии между профсоюзами и

работодателями, тем не менее мы исходим из того, что, по-видимому, ко второму

чтению мы уточним вопросы, связанные с графиком взаимодействия. Понятно, что

за работником, который работает дистанционно, осуществлять такую же проверку

того, находился он на рабочем месте или не находился, сколько конкретно часов

он сидел за компьютером, невозможно, поэтому здесь, по всей видимости,

главным требованием будет исполнение поставленных заданий. Задание выполнено

в срок и отправлено работодателю, значит, работа осуществлена, а осуществлял

её работник в течение четырёх часов или сумел сделать гораздо быстрее, это

уже на его усмотрение в данном случае.


В любом случае я хочу сказать, что законодательно, разумеется, все вопросы

отрегулировать мы не сможем, но мы должны перечислить те вопросы, которые

работник и работодатель должны будут урегулировать в трудовом договоре,

дополнительном соглашении, и те, которые должны быть урегулированы в

локальном нормативном акте, регламентирующем эту работу и изданном с учётом

мнения выборного профсоюзного органа.


ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Осадчий Николай Иванович.


ОСАДЧИЙ Н. И., фракция КПРФ.


У меня вопрос к докладчику, к Андрею Константиновичу, о заработной плате.


В условиях режима карантина, который многие регионы переживали и продолжают

переживать, многие работники либо вообще потеряли работу, либо серьёзно

потеряли в заработной плате. Решается ли как-то данным законопроектом вопрос

о гарантиях сохранения заработной платы, в случае если режим работы

изменяется с обычного на удалённый, дистанционный в силу каких-то

обстоятельств?


ИСАЕВ А. К. Спасибо большое, Николай Иванович. Это действительно крайне

важный вопрос, и поэтому в законопроекте у нас есть прямая запись о том, что

если работник переводится временно на удалённую работу, но его трудовая

функция и объём работы остаются неизменными, то и заработная плата

сохраняется.


Кроме этого, есть ещё один важный материальный вопрос - это вопрос о том,

кто, что называется, платит за музыку. Когда работник работает в офисе,

Интернет, электроэнергия, оборудование предоставляются работодателем, а если

работник ушёл домой - что тогда? Вот мы договорились следующим образом. Если

человек идёт на дистанционную работу заведомо, то это на усмотрение сторон:

стороны сами решают, оговаривать это как-то отдельно в трудовом договоре или

нет, потому что человек заранее знает, что он идёт на дистанционную работу.

Если работник пришёл в офис, а потом временно переводится на дистанционную

работу, тогда стороны обязаны указать, дать ответы на вопросы: кто за это

платит, кто предоставляет оборудование? Мы решили пойти по этому пути. Мы

считаем, что предложенные меры как раз направлены на защиту в том числе и

заработка, который получает работник.


ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Шеин Олег Васильевич.


ШЕИН О. В., фракция "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ".


Андрей Константинович, несколько вопросов, но как бы достаточно лаконичных.


Первый: в чём причина диссонанса между терминологией, применяемой в

законопроекте, и нормами Трудового кодекса, например: "оплата времени

взаимодействия" вместо "оплата труда" (разницу вы понимаете: повремёнка,

сдельщина - здесь есть нюансы), "режим работы" вместо обычного "режим

рабочего времени" и так далее? Мы Трудовой кодекс будем менять под этот

законопроект или мы всё-таки его будем корректировать под лексику Трудового

кодекса?


Второй вопрос: не находите ли вы, что куда более глобальной проблемой стала

проблема неофициальной занятости, которая требует крайне пристального

внимания и которая была обнажена ситуацией с пандемией, когда 60 процентов

всех вставших на биржу труда оказывались в условиях получения минимального

размера пособий по безработице, поскольку официальной работы у них до

увольнения не было?


ИСАЕВ А. К. Спасибо, Олег Васильевич за вопросы. Начну, пожалуй, с

последнего. Да, действительно, такая проблема существует, и мы прекрасно

понимаем, что решить только этим законом проблему того, что вы назвали

неформальной занятостью, невозможно, но этим законом тоже кое-что сделаем. На

сегодняшний день у нас существует глава 49-1, которую мы с вами приняли в

2013 году из добрых побуждений, для того чтобы ввести в законное русло

трудовые отношения дистанционных работников. Из 67 миллионов занятых в

Российской Федерации на сегодняшний день по этой главе работает 65 тысяч

человек. Это значит, что в нынешнем виде нормы этой главы не вполне

эффективны. Мы считаем, что, убрав определённые препятствия и создав условия

для легализации дистанционных трудовых отношений, мы во многом будем бороться

с неформальной занятостью.


Что касается вашего замечания по терминологии. Я его принимаю, оно вполне

справедливо. Нам в ходе предварительного обсуждения перед первым чтением не

удалось договориться по всем терминам. Вы видите, например, у нас употреблён

термин "дистанционная (удалённая) работа" - нам не удалось эти понятия

развести, точно так же, как понятия "режим рабочего времени" и "режим

работы". Я думаю, что над терминами нам предстоит активно поработать ко

второму чтению, приглашаем вас к этому присоединиться.


ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.


По ведению - Боженов Сергей Андреевич.


БОЖЕНОВ С. А., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ".


Александр Дмитриевич, я прошу прощения, у меня не сработала кнопка, прошу

дать мне возможность задать вопрос.


ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Задавайте.


БОЖЕНОВ С. А. Спасибо, Александр Дмитриевич.


Согласно Трудовому кодексу работодатель обязан обеспечить работника рабочим

местом и необходимым оборудованием для качественного исполнения возложенных

на него обязанностей. Вот в данном случае у нас записано в проекте, вернее, в

пояснительной записке к проекту закона: предусмотреть возможность не

указывать в трудовом договоре о дистанционной работе условия о рабочем месте.

Мне кажется, что такое допущение может переложить некоторые обязанности

работодателя на работника, вот такое опасение есть. Если Андрей

Константинович пояснит... может быть, что-то здесь я не понял?


ИСАЕВ А. К. Да, Сергей Андреевич, я хотел бы дать пояснение в данном случае.

Ваш вопрос распадается на два. Что у нас написано в пояснительной записке?

Что сегодня статья 57 Трудового кодекса требует, чтобы в трудовом договоре

было указано не место работы (юридический адрес работодателя), а рабочее

место работника. Но мы понимаем, что для дистанционного работника это

требование чрезмерно, он может выходить на связь из своего дома, с дачи,

находясь в гостях у подруги, и так далее и тому подобное. Требование

указывать рабочее место в данном случае является чрезмерным.


При этом остаётся важной тема безопасности и охраны труда, создание условий

труда на том месте, которое является рабочим. Сейчас эти вопросы в

законопроекте не отражены. Мы договорились, что отдельно проработаем их ко

второму чтению. Понятно, что подходить с теми же мерками к охране труда

дистанционных работников, что и к охране труда стационарных работников,

невозможно, поэтому предстоит серьёзная работа ко второму чтению.


Что касается устранения понятия "рабочее место" и его обязательного

требования, я считаю, что это правильно и это как раз облегчит легализацию

дистанционной и удалённой занятости.


ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. По ведению - Лебедев Олег Александрович.


ЛЕБЕДЕВ О. А., фракция КПРФ.


Я тоже не успел. Короткий вопрос можно задать докладчику?


ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Задавайте.


ЛЕБЕДЕВ О. А. Вопрос такой. Ну вот в ходе ответов на вопросы вы сказали, что

у работодателей нет возможности, невозможно определить, проверить, сколько

времени работник фактически отработал. Тем не менее законодательство требует

от работодателя вести табель учёта рабочего времени, в котором как раз

конкретно указываются часы. Как совместить, как вот в рамках этого закона

урегулировать эту ситуацию? С одной стороны, невозможно определить, сколько

отработано, - четыре часа, три часа и так далее, а с другой стороны, закон

требует, чтобы работодатель оформлял такие документы, - как это совместить?


ИСАЕВ А. К. Олег Александрович, интересный вопрос. Я думаю, что мы вполне

можем отменить обязательное требование табеля.


Что касается рабочего времени, фактически к рабочему времени приравнивается

время, которое работник обязан находиться во взаимодействии с работодателем.

Это время будет установлено, должно быть установлено трудовым договором

исходя из 40 часов в неделю. И если работник находится в этот период во

взаимодействии с работодателем, отвечает на его запросы, выполняет

поставленные им задания, то, значит, он вполне работает в течение этого

времени. Задача работодателя - так организовать труд, чтобы это время, время

взаимодействия, использовалось максимально эффективно.


ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Есть ли желающие выступить? Есть.


Включите режим записи на выступления.


Покажите список.


Тарасенко Михаил Васильевич, пожалуйста.


ТАРАСЕНКО М. В. Уважаемый Александр Дмитриевич, уважаемые коллеги! Почти 6

миллионов человек, как уже сегодня говорили, в разгар пандемии работало не на

своих традиционных рабочих местах, а удалённо - в своих квартирах, на дачах,

- выполняя те же должностные обязанности, что и ранее. Многим подобная

организация работы понравилась, и они хотели бы продолжать трудиться,

используя такой вид занятости.


В Трудовом кодексе с 2013 года появилась глава о дистанционном труде, поэтому

на первом этапе формирования новой законодательной инициативы идея включения

сложившейся в условиях пандемии практики именно в главу о дистанционном труде

оказалась весьма привлекательной: "удалённый труд", "дистанционный труд" -

звучит как синонимы. Но по мере изучения практики применения удалённого труда

становилось ясно, что это далеко не синонимы. Дистанционный труд ориентирован

прежде всего на самозанятых граждан, продуктом деятельности которых являются

востребованные товары и услуги. Именно поэтому они сами себе определяют режим

работы и отдыха. Как правило, у них своё оборудование, программно-технические

средства, средства защиты информации, которые обеспечивают выполнение

трудовой функции и которые в исключительных случаях могут быть представлены

работодателем. В общем, это фрилансеры, свободное копьё, вольнонаёмные -

большое количество аналогий с трудовыми процессами, в которых мы участвуем и

которые связаны с удалённой занятостью. И по мере реализации мы увидели, что

разница между дистанционным и удалённым трудом весьма и весьма значительная,

а путание этих понятий приводило к большому количеству нарушений прав наёмных

работников. Ещё раз подчёркиваю, если дистанционный работник - это прежде

всего самозанятый работник, выполняющий свою обычную трудовую функцию вне

своего традиционного рабочего места, то удалённый работник - это в первую

очередь член команды, обеспечивающий текущую деятельность своей организации,

своего предприятия, это, как правило, логисты, экономисты, диспетчеры,

финансисты, плановики, бухгалтеры и многие другие специалисты, то есть все

те, чей труд можно оценить через работу всего коллектива.


Именно поэтому в ходе дискуссии перед первым чтением - а такая дискуссия

проводилась с участием председателя партии "ЕДИНАЯ РОССИЯ" Дмитрия

Анатольевича Медведева, секретаря генсовета Андрея Анатольевича Турчака - мы

пришли к выводу, что инициатива заслуживает поддержки. Фракция "ЕДИНАЯ

РОССИЯ" сама будет голосовать за и призывает все фракции проголосовать за

поддержку этой инициативы в первом чтении.


ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.


Шеин Олег Васильевич.


У нас регламент - три минуты, имейте в виду.


ШЕИН О. В. Фракция "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ" поддержит данный законопроект,

поскольку он действительно направлен на уточнение по ряду позиций

взаимоотношений между работниками и работодателями.


Вместе с тем хочу ещё раз подчеркнуть, что терминология законопроекта

отличается от норм Трудового кодекса, то есть текст явно писался людьми,

которые Трудовой кодекс знают не очень хорошо. В связи с этим есть ряд

элементов, входящих во внутренний конфликт. Ну, например, в статье 312-4

говорится, что переход на дистанционную работу осуществляется по соглашению

между работником и работодателем, после чего сразу же написано о том, что это

делается в рамках нормативного правового акта, принимаемого в организации.

Тут либо согласие, либо нормативный акт - это всё-таки несколько разные вещи.

Аналогичная история связана со статьёй 312-7, где предполагаются расширенные

характер и возможности перевода на дистанционную работу, - с нашей точки

зрения, должен быть закрытый перечень.


Кроме того, очевидно, что вопросы, связанные с оформлением этих отношений,

должны всё-таки быть прописаны более чётко. Отказ от обязательной цифровой

подписи чреват тем, что на определённом отрезке времени работодатель может

сказать, что письмо, отправленное через "Mail.ru", до него не дошло. И

кстати, на самом деле очень часто письма, направляемые через обычные почтовые

электронные серверы, не доходят. Поэтому мы здесь полагаем необходимой более

жёсткую регламентацию.


И последнее, о чём, наверное, хотелось бы сказать. Весенняя ситуация

показала, в том числе на примере дистанционных работников, насколько у нас

гигантская зона неофициальной занятости. Ведь дистанционка, как следует из

пояснительной записки, охватывает всего 30 тысяч человек в стране, чего по

определению быть не может. Я напомню данные РАНХиГС: зарплату в черной и

серой формах получают 33 миллиона человек. Я напомню: когда люди стали

оформляться как безработные весной этого года, 60 процентов из них, по

оценкам Минтруда, стали получать пособие в размере 1,5 тысячи, потому что у

них не было официальной работы. Это касается как строителей, продавцов,

водителей, так и тех, кто работает удалённо. И в основе проблем здесь,

конечно, не вопрос регламента взаимоотношений (будет оформляться бумага через

цифровую подпись или нет), а вопрос отсечения от государственных подрядов и

заказов компаний, которые используют неофициальную занятость, о чём

"СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ" неоднократно говорила, - мы вносили такой законопроект,

но он был отвергнут в этом зале фракцией "ЕДИНАЯ РОССИЯ" и правительством;

вопрос, касающийся ограничения зоны срочных трудовых контрактов; вопрос

возвращения права на профсоюз, предоставления гарантий профсоюзам, гарантий

их активистам от увольнений, вопрос права на забастовку и так далее. Кстати,

мы с вами наблюдаем сейчас целую серию серьёзных стачек, последнюю из которых

устроили в Москве курьеры буквально неделю назад, и в Шереметьево происходит

аналогичное.


Фракция "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ" поддерживает проект, но очевидно, что он не

затрагивает основ проблем между работодателями и работниками в нашей стране.


ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.


Представитель президента? Правительства? Нет. Докладчик? Содокладчик? Нет.


Коллеги, ставится на голосование проект федерального закона "О внесении

изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации в части регулирования

дистанционной и удалённой работы", пункт 57.


Включите режим голосования.


Покажите результаты.


РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (16 час. 06 мин. 54 сек.)

Проголосовало за 356 чел.79,1 %

Проголосовало против 0 чел.0,0 %

Воздержалось 1 чел.0,2 %

Голосовало 357 чел.

Не голосовало 93 чел.20,7 %

Результат: принято


Принимается в первом чтении.


Спасибо всем приглашённым за участие в обсуждении.