ФЗ № 555205-6

О Родовых поместьях и Родовых поселениях в Российской Федерации

Внесён: 26 июня 2014
Последнее событие: Рассмотрение законопроекта в первом чтении, 18 декабря 2015
Последнее решение: отклонить законопроект
Документ: Постановление ГД №7968-6 ГД

Стенограммы по законопроекту №555205-6

Заседание №270

18.12.2015

О проекте федерального закона № 555205-6 "О Родовых поместьях и Родовых поселениях в Российской Федерации" (внесён депутатами Государственной Думы В. Ф. Рашкиным, С. П. Обуховым, С. И. Васильцовым, О. Н. Алимовой, В. Г. Соловьёвым, Ю. П. Синельщиковым, Н. И. Васильевым, В. Г. Поздняковым).

Пункт 59.1, проект федерального закона "Об особенностях предоставления

гражданам земельных участков в Дальневосточном федеральном округе и о

внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации".

Докладывает Кирилл Игоревич Степанов, статс-секретарь - заместитель министра

Российской Федерации по развитию Дальнего Востока.


СТЕПАНОВ К. И., официальный представитель Правительства Российской Федерации,

статс-секретарь - заместитель министра Российской Федерации по развитию

Дальнего Востока.


Уважаемый Иван Иванович, уважаемые депутаты Государственной Думы! Проект

федерального закона "Об особенностях предоставления гражданам земельных

участков..." разработан на основании поручения Президента Российской

Федерации, данного по итогам Восточного экономического форума. Проект закона

призван стимулировать снижение оттока жителей Дальнего Востока, привлечение

новых жителей в макрорегион, направлен на усиление предпринимательской

активности граждан и вовлечение в хозяйственный оборот свободных земель.

Таких земель на Дальнем Востоке много, по нашим оценкам, их 618 миллионов

гектаров. В настоящий момент юридическими лицами и гражданами используется

лишь 2,8 миллиона гектаров - это менее 1 процента территории Дальнего

Востока. Незанятые земли содержат в себе колоссальный экономический

потенциал. Для достижения указанной цели законопроектом предлагается

установить упрощённый порядок и условия безвозмездного предоставления

гражданам Российской Федерации земельных участков. Проект федерального закона

устанавливает следующие условия.


Первое. Любой гражданин Российской Федерации может однократно получить

земельный участок сначала в безвозмездное пользование сроком на пять лет,

затем в аренду или безвозмездно в собственность при соблюдении установленных

условий использования земельного участка. Неограниченное количество граждан

может объединиться и получить один большой земельный участок для общих целей

пропорционально 1 гектару на одного гражданина.


Второе. Земельный участок должен находиться на расстоянии более 10 километров

от границ населённого пункта с численностью населения более 50 тысяч человек

и на расстоянии более 20 километров от населённого пункта с численностью

более 300 тысяч человек. В совокупности таких городов на Дальнем Востоке

шестнадцать.


Третье. Земельный участок может быть предоставлен для любых не запрещённых

законодательством Российской Федерации целей. Вид разрешённого использования

земельного участка определяется уполномоченным органом на основании заявления

гражданина.


Четвёртое. Гражданин самостоятельно готовит схему расположения земельного

участка и подаёт заявление через специальный электронный сервис в сети

Интернет.


Пятое. Законопроектом предусмотрен упрощённый порядок предоставления

земельных участков, включая в том числе и осуществление государственного

кадастрового учёта. Вся процедура, по нашим оценкам, не должна занимать более

тридцати календарных дней.


Шестое. Устанавливается закрытый перечень случаев отказа в предоставлении

земельных участков.


Седьмое. Земельные участки не могут быть переданы в собственность иностранным

гражданам, лицам без гражданства и иностранным юридическим лицам.


Федеральный закон, по нашему мнению, может вступить в силу с 1 мая 2016 года.


Хочу напомнить, уважаемые коллеги, что в послании Федеральному Собранию в

2013 году Президент Российской Федерации отметил, что подъём Дальнего Востока

- наш национальный приоритет на весь XXI век. Задачи, которые предстоит

решить, беспрецедентны по масштабу, а значит, шаги наши должны быть

нестандартными. Вот предложенный вашему вниманию проект федерального закона

как раз один из нестандартных инструментов решения тех застарелых проблем,

которые существуют на Дальнем Востоке. Мы считаем, что законопроект повысит

привлекательность региона для местных жителей в первую очередь и позволит

привлечь граждан Российской Федерации из других регионов.


Просим поддержать законопроект.


Председательствует Председатель Государственной Думы

С. Е. Нарышкин


ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Присаживайтесь.


Пункт 59.2, проект федерального закона "О земле (О единоразовом безвозмездном

предоставлении отдельным категориям граждан земельных участков)". Докладывает

Олег Анатольевич Нилов.


Приготовиться Сергею Павловичу Обухову.


НИЛОВ О. А. Уважаемый Сергей Евгеньевич, уважаемые коллеги! Закон о земле

(если коротко его назвать) мною и Сергеем Михайловичем Мироновым был

разработан и внесён ещё год назад, и только потом состоялась известная

встреча коллеги Трутнева с Владимиром Владимировичем Путиным, на которой тоже

прозвучала идея о предоставлении участков земли по похожим, по таким же

параметрам: гектар земли - сначала на пять лет в аренду, а потом возможность

оформления в собственность. Так что предлагаемый нами законопроект по очень

многим параметрам схож с тем законопроектом, о котором только что доложил

представитель правительства. Кардинальное отличие только в том, что мы

предлагаем предоставлять землю гражданам Российской Федерации на всей

территории России, а не только на Дальнем Востоке, - это серьёзное,

значительное отличие нашего законопроекта.


И действительно, давайте согласимся, что если у нас миллионы гектаров, как

только что мы услышали, - 10, 20 миллионов, кто-то говорит, 40 миллионов

гектаров земли - пропадает, зарастает, то это очень большая проблема.

Президент в своём послании уже указал на это и дал поручение разобраться и

изъять неэффективно используемую землю, землю, заброшенную

горе-латифундистами. Правда, президент сказал продать с аукциона, но мы

считаем, что не надо торопиться, давайте сначала раздадим землю тем людям,

которым действительно Россия задолжала за многие десятилетия. Напомню, что

известному лозунгу "Землю - крестьянам!" (ну, народу) скоро будет 100 лет.

Вот большевики в своё время не только землю не дали, но и через

раскулачивание отобрали последнее, что было у людей, у народа, у крестьян, -

через раскулачивание отобрали последнее! Да, потом, где-то там в 60-х, в 70-х

годах, от щедрости 6 соток на каких-то заболоченных, изувеченных оврагами

территориях получили наши люди - и что дальше? Ну, только герои, только

выдающиеся учёные, действительно заслуженные деятели могли получить 10-20

соток земли, все остальные - за бешеные деньги. А сегодня это не доступно

никому, 99 процентов населения сегодня по таким ценам купить землю не могут,

десятки тысяч долларов - стоимость одной сотки. Поэтому, конечно, нужно

вернуть долги - и за советскую власть, и за сегодняшнюю, - долги тем людям, у

которых, извините, уже несколько раз ополовинили или просто забрали

накопления со сберкнижек в Сбербанке, и сегодня тоже этими реформами, этими

манипуляциями с курсами. Вернуть нужно людям долг неоплаченный, как это у нас

всегда говорится, - и блокадникам, и ветеранам, до сих пор живущим в

коммуналках, и людям, которые рискуют жизнью, да и просто трудящимся людям!

Есть возможность хотя бы землёй сегодня этот долг вернуть, компенсировать.


И землю нужно давать не где-то там, за тридевять земель, где нет ни дорог, ни

инфраструктуры. У нас огромное количество совсем недавно заброшенных

деревень, тысячи, десятки тысяч исчезнувших с карты деревень - там есть хотя

бы остатки дорог, есть какие-то остатки инфраструктуры. И почему нужно

обязательно за 10-20 километров от больших населённых пунктов? Где есть

земля, там её и нужно давать!


Конечно, есть и программа продовольственной безопасности. Вот представьте,

что будет, если сегодня появится хотя бы миллион новых, ну, я бы сказал,

кулаков? Только что критиковал за раскулачивание - сегодня нужно закулачивать

Россию. Да пусть появятся эти кулаки, пусть производят продукцию для себя,

для страны, и это, я считаю, будет очень мощное подспорье при выполнении

программы продовольственной безопасности.


Ну и конечно, мы говорим о демографических проблемах. Ведь самая главная

задача сегодня и государства, и власти, и любой партии - сбережение и

приумножение народа. Согласны все, да? Так вот, для того, чтобы приумножать,

для того, чтобы семьи были большие, конечно, нужно дать им построить дом, и

не на десяти сотках, а именно на гектаре: чтобы был сад, была возможность

приусадебное хозяйство держать, может, фермерское. И с этой точки зрения, я

считаю, это очень важно и даже необходимо.


Уважаемые коллеги, давайте не просто делать первый шаг и предоставлять

возможность отдельным смельчакам перемещаться вместе с семьёй туда, на

Дальний Восток, давайте это сделаем повсеместно: у нас огромные территории -

и Тверская, и Псковская, и Новгородская, и Ленинградская области сегодня

просто опустели, на десятки километров ни одного человека, ни одного

населённого пункта нет. Сегодня есть возможность, и я предлагаю перейти сразу

к принятию такого закона, который будет действовать на всей территории

России.


ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.


Сергей Павлович Обухов.


ОБУХОВ С. П., фракция КПРФ.


Уважаемые коллеги, я не могу не отреагировать на выступление предыдущего

оратора. Давайте всё-таки уважать друг друга. У всех у нас наверняка были не

двойки по истории, поэтому не надо рассказывать нам басни о том, что

большевики никому не дали земли, и потом всех это самое... Не надо! Не надо

про это рассказывать, у нас память не как у рыбки, у которой она тридцать три

секунды длится, - мы всё прекрасно помним, поэтому давайте говорить серьёзно

и уважать данное собрание.


В представляемом мною законопроекте речь идёт о крупной общественной

инициативе. Подписи в её поддержку и в поддержку самого этого законопроекта

собирали по всей стране. У нас, в Коммунистической партии и во фракции КПРФ,

существует специальная система интернет-голосования, портал называется

"Народная инициатива". Мы её запустили ещё до существования системы РОИ -

"Российские общественные инициативы". Сейчас у нас здесь на голосование

гражданами предлагается 1 тысяча 893 инициативы, кстати, в РОИ сейчас 6 тысяч

900, включая законопроекты местного, скажем так, значения.


Этот законопроект о так называемых родовых поместьях, родовых усадьбах,

короче говоря, об одном гектаре для ведения собственного хозяйства и создании

собственной усадьбы, он был подготовлен и внесён задолго до соответствующей

президентской инициативы, и вот благодаря инициативе президента мы дождались,

наконец-то, этого рассмотрения.


Так вот, вернусь к нашему аналогу РОИ и к тому, что здесь голосуется по

законодательной инициативе граждан. У нас установлен порог для количества

голосов - должно быть свыше двадцати тысяч. Обсуждаемая законодательная

инициатива как раз набрала свыше двадцати тысяч голосов, так же как

предложение об отмене транспортного налога, которое мы подготовили, направили

соответствующий законопроект в правительство для заключения, и свыше ста

тысяч верифицированных подписей набрало предложение по ратификации статьи 20

Конвенции ООН против коррупции - о незаконном обогащении чиновников. Кстати,

сто тысяч подписей по 20-й статье были собраны два года назад, обращение было

направлено в Государственную Думу спикеру Нарышкину, который два года назад

написал резолюцию госпоже из комитета по борьбе с коррупцией: рассмотреть до

апреля, естественно, до сих пор этого законопроекта нет. То есть сто тысяч

подписей ...


ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Сергей Павлович, извините, пожалуйста, вы по

законопроекту докладываете?


ОБУХОВ С. П. Я докладываю по общественной инициативе, которую несёт данный

законопроект.


ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Я прошу вас докладывать по концепции законопроекта.


ОБУХОВ С. П. Мы разрабатываем эту систему для того, чтобы граждане могли

высказать своё отношение к тем или иным законодательным инициативам, и

реализуем эти их инициативы.


Теперь о законопроекте, который собрал более двадцати тысяч подписей на

портале "Народная инициатива". Вопрос о внесении изменений в российское

законодательство в части наделения граждан земельными участками необходимо

рассматривать именно в связи с тем, что нас не устраивает в предложенном

правительством законопроекте и альтернативном законопроекте "СПРАВЕДЛИВОЙ

РОССИИ". Вот уже более десяти лет идея родовых усадеб, родовых поместий

носится в общественном сознании, за неё голосуют, проводятся форумы. И этот

термин... ну, они придумали термин "родовые поместья", может быть, он не

совсем удачен, мне больше нравится другой - "родовая усадьба". Но суть не в

этом, суть опять в этом пресловутом одном гектаре.


Так в чём отличие нашего законопроекта от правительственного? Прежде всего в

том, что граждане сами выбирают место для получения земли, кроме городов

федерального значения, и здесь нет никаких, ну, скажем так, ограничений,

которые есть в правительственном законопроекте. Люди осуществляют эти проекты

для построения соответствующих экосистем, потому что меньше, чем на гектаре,

вести хозяйство, экологически независимое и гарантированное, невозможно. И

следующий момент - никакой передачи в собственность, только в пожизненное

владение с передачей по наследству! Это защищает землю от изъятия и не

позволяет аферистам получить её для пользования. Вот эти ключевые отличия от

правительственного законопроекта говорят о необходимости распространения

общественной инициативы, которую мы поддержали, в форме законопроекта.


Несмотря на то, что сама возможность долгожданного получения гектара земли,

хоть на Дальнем Востоке, хоть по всей стране, заслуживает всяческого

одобрения, и мы поддерживаем её реализацию хотя бы на Дальнем Востоке, мы

должны понимать, что проблема 40 миллионов гектаров пустующих земель - это не

только и не столько проблема Дальнего Востока, её нужно решать по всей

стране.


Я предлагаю поддержать данный законопроект. Все замечания, которые высказаны

комитетом и правительством, возможно спокойно доработать ко второму чтению.

Да, правительственный законопроект можно рассматривать как пилотный, но вот

эта гражданская инициатива заслуживает одобрения. И мы, фракция КПРФ,

выполнили обязанность перед гражданским обществом, которую взяли на себя, и

внесли этот законопроект на рассмотрение парламента.


Хочу сказать, что сейчас трансляцию этого обсуждения смотрят десятки тысяч

сторонников данного законопроекта, и, уважая в том числе их точку зрения,

прошу депутатов Государственной Думы его поддержать.


ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Сергей Павлович.


Это был пункт 59.3 повестки, проект федерального закона "О Родовых поместьях

и Родовых поселениях в Российской Федерации".


А сейчас пункт 59.4, проект федерального закона "О Родовых усадьбах".

Докладывает Ярослав Евгеньевич Нилов.


НИЛОВ Я. Е., председатель Комитета Государственной Думы по делам общественных

объединений и религиозных организаций, фракция ЛДПР.


Уважаемый Сергей Евгеньевич, уважаемые депутаты! Я постараюсь очень коротко,

поскольку многое уже было сказано. Конечно, сейчас, после слов президента в

послании, после того, как правительство внесло законопроект, можно сделать

вывод, что лёд тронулся, но, к сожалению, это касается только территории

Дальнего Востока.


Депутаты фракции ЛДПР, в отличие от авторов других инициатив, внесли в апреле

2013 года инициативу, то есть мы были первыми, и почему мы последними

докладываем - непонятно. Подтверждением того, что этот вопрос действительно

волнует граждан, являются эти копии нескольких тысяч обращений, которые за

эти два года нам, авторам, направили граждане, с просьбой быстрее рассмотреть

и принять этот закон, закон, который давно уже ждут. Он не только востребован

сегодня, подобные положения уже действуют на практике: например, в

Белгородской области принят региональный закон; по-моему, в Татарстане тоже

либо на рассмотрении закон, либо уже принят; в некоторых областях уже

существуют родовые усадьбы, родовые поместья (их называют по-разному).


Суть нашего законопроекта в том, что мы предлагаем избавить от уплаты любого

налога, потому что сегодня налоги неподъёмны и граждане вынуждены эти участки

дробить, оформлять разные виды использования только для того, чтобы избежать

дополнительных финансовых нагрузок. В нашем законопроекте, как и в

предыдущем, предлагается давать участок сразу в собственность, при условии

что будет постройка для проживания и что люди будут заниматься сельским

хозяйством. В этом смысле фракция ЛДПР была первооткрывателем в Думе. Мы

первыми законопроект внесли и надеемся, что свою миссию выполнили - хотя бы

потому, что сегодня хоть что-то предлагается уже федеральными властями.

Граждане от нас ждут этого, и я уверен, что лет через пять эта норма

распространится на всю территорию Российской Федерации.


Спасибо за внимание.


ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Ярослав Евгеньевич, за лаконичный доклад, и не

обижайтесь за то, что вы последними докладывали, вспомните Штирлица:

собеседник лучше всего запоминает последнее. Так что у вас преимущество.


Содоклад делает Балаш Курбанмагомедович Балашов. Пожалуйста.


БАЛАШОВ Б. К., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ".


Уважаемый Сергей Евгеньевич, уважаемые коллеги! Проект федерального закона №

930602-6 "Об особенностях предоставления гражданам земельных участков в

Дальневосточном федеральном округе и о внесении изменений в отдельные

законодательные акты Российской Федерации" разработан во исполнение поручения

Президента Российской Федерации по итогам Восточного экономического форума.

На необходимость принять законопроект президент указал в своём послании

Федеральному Собранию.


Законопроект направлен на наделение граждан на территории Дальневосточного

федерального округа земельными участками площадью до 1 гектара.

Предусматривается первоначально предоставлять земельные участки в

безвозмездное пользование, а затем, в случае их надлежащего использования в

течение пяти лет, - в собственность или в аренду по желанию гражданина. При

этом предоставление не зависит ни от категории земель, ни от вида

разрешённого использования.


Комитет поддерживает концепцию законопроекта, поскольку его положения

направлены на создание благоприятных условий для ведения жителями

Дальневосточного федерального округа различных видов хозяйственной

деятельности. Это должно оказать благоприятное влияние на экономическое

состояние соответствующих регионов, способствовать притоку населения,

обеспечить положительные изменения демографической ситуации.


По законопроекту есть ряд замечаний. В первую очередь это касается того, что

можно не принимать во внимание категории земель, зонирование и виды

разрешённого использования. Это фактически может привести к хаотичной

застройке любыми объектами без каких-либо ограничений. Во-вторых, непонятно,

для каких же именно видов использования можно предоставлять участки.

Представляется, что нужно этот вопрос решить в законе, а не относить на акт

правительства. Третье замечание связано с возможностью приватизации лесного

фонда. Сегодня в законодательстве есть прямой запрет на приватизацию земель

лесного фонда, а отказ от этого принципа в законопроекте никак не

обосновывается. Есть и ряд других замечаний, которые отражены в заключении

комитета. Каждое из них необходимо обсудить и учесть при доработке ко второму

чтению.


По законопроекту на сегодняшний день высказались двадцать два субъекта

Российской Федерации, которые поддержали законопроект. Никто из субъектов

Российской Федерации не высказался против принятия законопроекта.

Законопроект поддержан Комитетом Государственной Думы по региональной

политике и проблемам Севера и Дальнего Востока, Счётной палатой и

Государственно-правовым управлением президента.


Обращаю внимание на то, что срок рассылки по данному законопроекту закончился

вчера, в связи с чем рассмотрение законопроекта на сегодняшнем заседании

Государственной Думы осуществляется без нарушения Регламента.


Комитет Государственной Думы по земельным отношениям и строительству

рекомендует Государственной Думе принять законопроект в первом чтении.


Концептуальным и, наверное, главным отличием этого законопроекта от трёх

других, альтернативных законопроектов являются два момента.


Первое. Законопроект о предоставлении участков на Дальнем Востоке чётко

определяет, где брать землю для бесплатного предоставления, имеются в виду

именно те регионы, где свободной земли очень много. Другие же, альтернативные

законопроекты распространяют своё действие на всю территорию Российской

Федерации, в связи с чем для отдельных регионов нормы о бесплатном

предоставлении земельных участков могут стать просто декларативными: во

многих регионах сегодня нет земли даже для обеспечения льготных категорий

граждан, не говоря уже о том, чтобы всем желающим предоставить по гектару

земли. Однако ни в одном из трёх законопроектов не говорится о том, что

делать, если нет свободной земли.


Во-вторых, законопроект о предоставлении земельных участков на Дальнем

Востоке практически полностью соотносит порядок предоставления земель с

порядком, предусмотренным Земельным кодексом, не игнорирует Земельный кодекс,

что характерно для альтернативных законопроектов.


По альтернативным законопроектам имеется и ряд других концептуальных

замечаний.


По проекту федерального закона № 920244-6 следует сказать, что все

процедурные вопросы, связанные с предоставлением земельных участков,

предлагается регулировать на уровне правительства, а не напрямую в

федеральном законе, при этом Земельный кодекс может применяться только в

части, не урегулированной проектируемым законом. С таким подходом комитет

согласиться не может. Мы только недавно полностью пересмотрели правовые

основы регулирования в части предоставления земельных участков, закон

заработал только с 1 марта этого года. Кроме того, сегодня в Земельном

кодексе урегулированы все вопросы, связанные с предоставлением земельных

участков, в отношении всех процедур установлены сроки и перечень необходимых

документов, оснований для отказа. В такой ситуации передавать данный вопрос в

правительство, решать его на уровне подзаконного акта представляется

нецелесообразным.


По проекту федерального закона № 555205-6 следует отметить, что в нём

предлагается предоставлять земельные участки гражданам на праве пожизненного

наследуемого владения. Законопроект не поддерживается комитетом и

предлагается к отклонению.


Схожие концептуальные замечания имеются у комитета и по проекту федерального

закона № 269542-6.


Все эти законопроекты предлагаются комитетом к отклонению, по ним даны

отрицательные заключения.


На основании изложенного Комитет по земельным отношениям и строительству

рекомендует Государственной Думе принять в первом чтении законопроект №

930602-6, а законопроекты № 920244-6, 555205-6 и 269542-6 отклонить.


ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.


Коллеги, есть вопросы? Есть. Прошу записаться.


Включите режим записи.


Покажите список.


Валентин Степанович Романов.


РОМАНОВ В. С. Вопрос заместителю министра.


Идея благородная, но её нельзя рассматривать в отрыве от реальности. Мы

представляем себе, что на Дальнем Востоке много свободной земли, тем не менее

оговаривается: не ближе 10 километров от населённых пунктов и не ближе 20

километров от крупных городов. Если мы будем давать землю разрозненно - один

гектар здесь, а другой там, - перед каждым желающим осваивать землю встанет

ряд вопросов: как туда доехать, то есть все эти дорожные дела, откуда взять

электроэнергию и так далее. Если мы хотим компактно предлагать участки, то

есть гектар к гектару, но каждому индивидуально, то в этом случае несомненно

будут требования к государству помочь с дорогами и энергоснабжением.

Например, в Китае государство за свой счёт построило для огромного

крестьянского мира дороги и дало электроэнергию, и это было огромным вкладом,

после чего китайские крестьяне поверили и... (Микрофон отключён.)


ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста, Кирилл Игоревич.


СТЕПАНОВ К. И. Вопрос касается строительства инженерной инфраструктуры, я так

понимаю, Сергей Евгеньевич.


ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Ну, видимо, так.


СТЕПАНОВ К. И. Значит, первое, почему мы решили ввести ограничения по

расположению участков относительно крупнейших городов Дальнего Востока. В

городах Дальнего Востока и в ближайшей к ним зоне земли коммерчески

привлекательны, поэтому раздача этих земель бесплатно скорее принесёт вред -

уже существует сложившийся рынок этих земель.


Второе. Предметом законопроекта действительно не является формирование

инженерной инфраструктуры под выделяемые земельные участки. Плюс уже в том,

что земельный участок предоставляется бесплатно в безвозмездное пользование,

а потом бесплатно может быть оформлен в собственность. Вот уже это должно

порождать экономический интерес. Тем не менее мы об этой проблеме знаем и в

ходе подготовки законопроекта, его продвижения, реализации будем работать с

местными, региональными органами власти над обеспечением инженерной

инфраструктурой, по крайней мере должна быть понятная программа обеспечения

инженерной инфраструктурой крупных земельных участков.


ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.


Константин Александрович Лазарев.


ЛАЗАРЕВ К. А., фракция КПРФ.


Кирилл Игоревич, вы на полном серьёзе считаете, что данный закон привлечёт

население из других регионов на Дальний Восток?


СТЕПАНОВ К. И. Если бы мы на полном серьёзе так не считали, то не

разрабатывали бы этот законопроект.


ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.


Алексей Викторович Корниенко.


КОРНИЕНКО А. В., фракция КПРФ.


Вопрос такого же плана заместителю министра.


Цель законопроекта - улучшить демографическую ситуацию в Дальневосточном

регионе, что должно послужить толчком к экономическому развитию округа.

Вопрос такой: министерство вообще изучало, какой спрос на эти земли со

стороны жителей других регионов, прогноз какой-то есть на десятилетия? И

какой экономический эффект получит Дальний Восток от реализации этой

программы?


И ещё. Вот в статье 9 установлены ограничения, касающиеся иностранных

компаний, иностранцев. Как вы считаете, может быть, стоило бы включить сюда и

чиновников Российской Федерации, которые могут быть заинтересованы в

приобретении для себя, для своих близких родственников лакомых кусочков

земли? Отсюда вытекают все конфликты, связанные с коррупцией.


СТЕПАНОВ К. И. Спасибо за вопросы, Алексей Викторович. Мы не просто изучали,

мы даже организовали социологический опрос - ВЦИОМ провёл социологический

опрос. И вот согласно общероссийскому опросу, прошедшему в июне текущего

года, идеи, которые лежат в основе данного законопроекта, поддерживаются

большинством жителей Дальнего Востока - 61 процент их поддерживает. Закон

создаст условия для притока новых жителей. Почему мы делаем такой вывод?

Потому что 20 процентов респондентов этого опроса, вциомовского, положительно

ответили на вопрос, согласились бы они переехать, если бы им предложили

бесплатно получить 1 гектар земли. В основном это молодые люди в возрасте от

18 до 24 лет.


А что касается чиновников и других социальных групп - абсолютно никакой

разницы нет, электронный сервис работает беспристрастно, открыто и

объективно, все заявления сразу же рассматриваются.


ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.


Дмитрий Иванович Савельев.


САВЕЛЬЕВ Д. И., фракция ЛДПР.


Кирилл Игоревич, при обсуждении законопроекта высказывалось мнение, что он не

в полной мере учитывает интересы населения, проживающего на территории

Дальневосточного федерального округа, в частности, местным жителям необходимо

предоставить преимущественное право получения земли. Вот как вы относитесь к

такому предложению?


СТЕПАНОВ К. И. Спасибо за вопрос, Дмитрий Иванович. Мы положительно относимся

к этому предложению. В случае принятия законопроекта в первом чтении мы

готовы при подготовке его ко второму чтению выступить с аналогичной

инициативой.


ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.


От Общественной палаты выступает Евгения Юрьевна Уваркина.


Евгения Юрьевна, у вас три минуты.


УВАРКИНА Е. Ю., член Общественной палаты Российской Федерации.


Уважаемый Сергей Евгеньевич, уважаемые депутаты! Общественной палатой

Российской Федерации проведена общественная экспертиза законопроекта о

предоставлении гражданам 1 гектара земли на Дальнем Востоке. Общественная

палата понимает цели данного законопроекта и концептуально поддерживает его

принятие, вместе с тем имеет ряд замечаний и предложений. С учётом лимита

времени перечислю основные.


Законопроект не регулирует - и это здесь уже обсуждалось - вопрос об

использовании лесов на земельных участках, предоставляемых гражданам, что

создаёт риск бесконтрольных рубок лесных насаждений и ухудшения экологической

обстановки, в связи с чем законопроект необходимо дополнить нормами,

определяющими порядок использования, охраны и воспроизводства лесов на

предоставляемых земельных участках.


В законопроекте не установлены порядок и сроки подтверждения гражданином

использования земельного участка, что может создавать коррупционные риски при

принятии соответствующих решений ответственными органами исполнительной

власти. Общественная палата предлагает подтверждать использование земельного

участка соответствующей декларацией с приложением документов, которые могут

служить доказательством; перечень документов предлагается утвердить отдельно.


Недостатком законопроекта является отсутствие норм, регулирующих вопрос об

использовании земель сельскохозяйственного назначения исключительно для

ведения сельского хозяйства. С учётом необходимости снижения имеющейся на

территории Дальнего Востока зависимости от импорта продовольствия,

незначительной площади земельного фонда агропромышленного комплекса, в

среднем низкой урожайности культур из-за сложных климатических условий, а

также по причине того, что около 1 миллиона гектаров является мелиорируемыми

землями сельскохозяйственного назначения, раздел которых не может

осуществляться стихийным, нерациональным образом, необходимо дополнить

законопроект нормами, позволяющими рационально использовать массивы земель,

пригодных для ведения сельского хозяйства.


Законопроектом предполагается предоставление гражданам только 1 гектара. Мы

считаем более рациональным предусмотреть возможность дополнительной аренды до

150 гектаров, безусловно, уже на платной основе, для ведения более

эффективной сельскохозяйственной деятельности гражданами, в частности КФХ и

ЛПХ.


Законопроект не учитывает интересов коренных малочисленных народов Севера,

Сибири и Дальнего Востока. Мы считаем, что в данном случае необходимо

исключить земли, которые относятся к территориям традиционного

природопользования, из предоставления гражданам Российской Федерации.


Планирование организации сельского или лесного хозяйства имеет специфику и

требует специальных знаний и опыта. Как уже отмечалось, по данным

общероссийского опроса, охотнее всего на Дальний Восток поехали бы россияне в

возрасте от 18 до 24 лет, которые не обладают соответствующим опытом. Такое

положение создаёт угрозу нерационального использования сельхозземель и

лесного фонда в ущерб государственным и собственным экономическим интересам

граждан и роста отказов...


ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Добавьте полминуты.


УВАРКИНА Е. Ю. На основании изложенного считаем возможным поддержать

законопроект, но ко второму чтению учесть замечания, которые были высказаны

Общественной палатой Российской Федерации.


ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Евгения Юрьевна. Приходите к нам почаще,

только не в такие дни, когда вот такая напряжённая повестка, как сегодня.


Коллеги, есть ли ещё желающие выступить или достаточно? Ну давайте запишемся.

По одному выступлению от фракции.


Включите режим записи на выступления.


Покажите список записавшихся.


Вот Иван Николаевич Абрамов, он один от фракции.


АБРАМОВ И. Н., фракция ЛДПР.


С учётом сегодняшней напряжённой повестки попробую покороче.


Конечно, фракция ЛДПР данные законопроекты, и свой, внесённый, и проект,

который внесло правительство, поддержит. В принципе идея была наша, и мы

очень рады, что эта идея была взята на вооружение Министерством по развитию

Дальнего Востока, хотя сам законопроект, по нашему мнению, ещё сырой. Сегодня

в нём больше вопросов, чем ответов. Неясно, например, какое налоговое бремя

будет нести человек при получении, когда он получит данный гектар, и через

пять лет? Сколько он будет платить в год за аренду либо за собственность? У

нас ведь может случиться так, что все наберут земли, а через пять лет

собственникам придут квитанции об уплате налоговых сборов, что может привести

к определённым последствиям. Вопрос о наличии или неналичии инфраструктуры

тоже очень важен, я считаю, что в дальнейшем его нужно будет урегулировать.


В принципе то, что вы взяли на вооружение предложение ЛДПР, нам очень

нравится, но у нас ещё много предложений, о которых вы, наверное, знаете, вот

сегодня и представитель Общественной палаты говорила, что молодёжь готова

уезжать на Дальний Восток, но их нужно стимулировать. У нас есть ещё и

предложения по призыву, по отмене призыва в армию, и по отмене ЕГЭ, и по

отмене налогов на Дальнем Востоке.


Я думаю, что Министерству по развитию Дальнего Востока необходимо

прислушаться к предложению ЛДПР, так как за последние три с половиной года

существования министерства значительного улучшения жизни на Дальнем Востоке

мы не видим, то есть дальневосточники требуют конкретных действий по

улучшению своей жизни.


ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Иван Николаевич.


Константин Александрович Лазарев.


ЛАЗАРЕВ К. А. Уважаемые депутаты, прежде чем говорить по существу

законопроекта, я хочу напомнить, что за постперестроечный период у нас было

несколько программ по развитию Дальнего Востока. В 92-м году была

президентская программа, принятая указом президента "О мерах по развитию и

государственной поддержке экономики Дальнего Востока и Забайкалья". В 96-м

году была принята президентская программа долгосрочного развития Дальнего

Востока. В 2002 году была принята федеральная целевая программа

экономического и социального развития Дальнего Востока и Забайкалья, в

которой конечным результатом указывалось сокращение отставания Дальнего

Востока от среднероссийского уровня, рассчитана она была до 2010 года - 2010

год уже прошёл. В прошлом году мы приняли, можно сказать, программу о

территориях опережающего социально-экономического развития, где мы, по всей

видимости, перешли от политики развития всего Дальнего Востока к политике

развития маленьких, точечных, небольших по площади территорий.


Данный законопроект, который предложен правительством, непонятно каким

образом стратегически вписывается в какую-либо программу развития: он не

предусматривает никаких льгот, никаких преференций хотя бы в той степени, в

которой это предусмотрено законом "О территориях опережающего

социально-экономического развития...". Никаких других стратегических программ

по развитию Дальнего Востока не предусмотрено. Таким образом, можно сделать

вывод, что данный законопроект какой-то сиюминутный, написанный, так сказать,

в порядке текущей деятельности, а это было одной из причин, на наш взгляд,

недостижения и всех предыдущих целей, которые преследовались перечисленными

мною программами.


Исходя из целей, заявленных при внесении законопроекта, мы считаем, что метод

их достижения - посредством этого закона - несоразмерен, не соответствует

этим целям.


Первая цель законопроекта - это привлечение населения на Дальний Восток,

подразумевается переселение в том числе и из других регионов. Были приведены

данные ВЦИОМа о 18-24-летних респондентах, которые готовы переехать на

Дальний Восток, - мы должны к этому относиться очень взвешенно: взрослые люди

должны взять ответственность за поспешные решения молодых людей - этого

нельзя делать! У нас уже в истории была такая практика, такой опыт - реформа

Столыпина, милая сердцу российской либеральной демократии: тогда за период с

1907 по 1914 год в Сибирь и на Дальний Восток уехали 2 миллиона семей, при

этом всегда забывают отметить, что, даже по данным Министерства внутренних

дел, обратно вернулись 1 миллион семей, разорённых, озлобленных, - это как

раз та категория, о которой сегодня сказали, приводя данные ВЦИОМа.


Никто не учитывает специфику Дальнего Востока при рассмотрении этого

законопроекта - это особый, суровый регион, люди оттуда уезжают, потому что

там очень высокие издержки проживания, там холодно. При внесении данного

законопроекта кто-нибудь учитывал, какова глубина промерзания грунта на

Дальнем Востоке, каков период вегетации, какова сумма положительных дневных

температур, средняя годовая температура, каков уровень урожайности? И

соответственно, возникает вопрос: а почему один гектар, а не полгектара, не

два, не три, не больше? Я специально мониторил законодательные акты других

субъектов, и вот, например, в Кировской области местные законодатели

рассчитали, что экономическая эффективность возделывания земельных участков

возникает только тогда, когда берётся минимум 2 гектара земли, - и это

Кировская область, а не Дальневосточный регион.


В части того, что данный законопроект закрепит население на Дальнем Востоке,

я уже сказал: население уезжает с Дальнего Востока по другой причине, не

потому, что им некуда приложить свои силы, свои средства, а потому, что там

очень высокие издержки на всё - и на работу, и на проживание. К примеру,

большое количество дачных участков было выдано в перестроечный и

постперестроечный периоды - огромное количество этих дачных участков сегодня

на Дальнем Востоке брошено, и люди бросают не пустые земельные участки, люди

бросали и сегодня бросают земельные участки, которые уже сформированы, в

которые было вложено много труда, на которых уже построены дома и домики.

Среди таких людей и мои родители, которые сказали: "Да бог с ним, с этим

участком! Тратишь огромное количество сил, средств, а результат мизерный, на

копейку!"


Я хочу вот ещё на что обратить внимание: данные земельные участки, которые

расположены за 10, за 20 километров от городской черты, очевидно, в большей

степени будут использоваться для ведения сельского хозяйства. Сегодня

состояние сельского хозяйства на Дальнем Востоке не просто плачевное, оно, по

большому счёту, можно сказать, разгромлено. Вот, например, с 1991 года в

Хабаровском крае было образовано 600 крестьянско-фермерских хозяйств, на

сегодняшний день осталось 192, в которых работает всего 845 человек. Эти

цифры во многом дают понять, какова перспектива и какой будет эффект от

принятия предлагаемого законопроекта.


Законопроект, очевидно, носит популистский характер. Заявленных целей - для

всех, я так думаю, это очевидно - он не достигнет. И принимать данный

законопроект, на наш взгляд, это значит поощрять неэффективные методы

управления экономикой страны в целом и Дальнего Востока в частности. Мы

считаем это нецелесообразным. (Аплодисменты.)


ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.


Федот Семёнович Тумусов, пожалуйста.


ТУМУСОВ Ф. С. Уважаемый Сергей Евгеньевич, уважаемые депутаты Государственной

Думы! Из четырёх рассматриваемых законопроектов главным, безусловно, является

законопроект о дальневосточном гектаре земли, и поэтому я, с вашего

разрешения, своё выступление посвящу именно этому вопросу.


Вначале я ещё раз хотел бы обратить ваше внимание на тот факт, что мы с вами,

как высший законодательный орган страны, проявляем, мягко говоря, неуважение

к Конституции Российской Федерации и субъектам Российской Федерации: согласно

пункту "в" части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации вопросы

владения, пользования и распоряжения землёй, недрами, водными и другими

природными ресурсами находятся в совместном ведении Российской Федерации и

субъектов Российской Федерации, и согласно статье 109 нашего Регламента

законопроекты по предметам совместного ведения должны быть разосланы

субъектам Российской Федерации для дачи заключения, то есть выражения своего

согласия или несогласия, не позднее чем за 45 дней до даты рассмотрения

данного вопроса. Законопроект поступил в Госдуму 17 ноября, решение о

рассылке Советом Думы принято 19 ноября - как видите, не прошло и 30 дней со

дня рассылки. На сегодня, по состоянию на 16 часов, я смотрел, есть

заключения только от двух субъектов Федерации, от дальневосточных субъектов

ни одного заключения не было.


Данный законопроект вызвал очень большой общественный резонанс в моей родной

Республике Саха (Якутия). Я, как представитель всех своих избирателей в

высшем законодательном органе страны, считаю своим долгом и делом чести

довести до всех, какие же вопросы волнуют избирателей. Я получил множество

писем и телефонных звонков, и то, что я сейчас буду говорить, - это то, что

мне говорили избиратели.


Первое. Примерно век назад был очень красивый и соблазнительный лозунг:

"Заводы - рабочим, землю - крестьянам!". Четверть века назад произошла

ваучерная приватизация по Чубайсу: было обещано, что всем дадут по кусочку

собственности, и всем показалось, что жить будем на проценты от этой самой

собственности. И вот опять вроде как бесплатная раздача земли, и опять

вопрос: задумали хорошо, но не получится ли как всегда в России и не окажутся

ли в одно прекрасное утро наши земли в собственности у наших друзей, но

иностранцев?


Второе. У нас в стране существует вопиющее цифровое неравенство: Интернет во

многих отдаленных сёлах или просто не существует, или очень плохого качества,

и в условиях такого неравенства могут быть ущемлены права в первую очередь

людей, постоянно проживающих на территории Дальневосточного федерального

округа. Может быть, лучше поэтапно реализовать этот проект? На первом этапе

предоставить возможность получения земельных участков постоянным жителям того

или иного субъекта в пределах собственно субъекта; на втором этапе

реализовать проект уже в масштабах всего Дальневосточного федерального

округа; наконец, на третьем этапе дать такую возможность всем желающим

гражданам Российской Федерации.


Третье. В проекте не отрегулированы вопросы правоотношений на территориях

традиционного природопользования коренных малочисленных народов Севера,

Сибири и Дальнего Востока. Например, учёные посчитали, что для полноценного

содержания одного оленя требуется 20 гектаров земли, одной лошади - 18

гектаров, для обеспечения питания и выгула одной головы крупного рогатого

скота требуется 3 гектара земли, то есть для нормального занятия сельским

хозяйством, оленеводством, коневодством, для разведения крупного рогатого

скота 1 гектара земли явно недостаточно.


Четвёртое. Возникают вопросы, связанные с использованием охотничьих угодий.

Охотпользователи могут реально досрочно лишиться своего права пользования

охотничьими ресурсами на той части территории, где будут предоставлены

земельные участки, а ведь они оформляли охотугодья по ранее принятым нами

законам.


Пятое. В законопроекте говорится только об особо охраняемых территориях

федерального значения, а как же быть с особо охраняемыми территориями

регионального и местного значения?


Также особое беспокойство вызывает регулирование предоставления земельных

участков, покрытых лесными насаждениями. Много вопросов и нареканий вызывает

то обстоятельство, что законопроектом не учитывается возможность залегания

полезных ископаемых в недрах испрашиваемых земельных участков. Имеются и

другие замечания и вопросы, которые мы оформим в виде поправок ко второму

чтению.


Уважаемые коллеги, фракция "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ" в целом поддерживает

концепцию предлагаемых законопроектов, мы надеемся, что указанные и другие

замечания будут учтены в ходе второго чтения.


И последняя реплика. Вот начнут раздавать земли на Дальнем Востоке, а потом

мы всё-таки добьёмся того, чтобы 1 га земли раздавали всем, по всей России, -

тогда те, кто уехал, будут возвращаться или как? Поэтому предлагаем и за

дальневосточный, и за наш проект проголосовать одновременно.


ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Федот Семёнович.


Олег Дорианович Валенчук.


ВАЛЕНЧУК О. Д., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ".


Уважаемый Сергей Евгеньевич, уважаемые коллеги! На самом деле проект

сверхважный, сверхнужный. Сегодня здесь, в зале, говорят о том, что это

новация какая-то, - я приглашаю коллег с Дальнего Востока к нам в гости. Я

возглавляю партийный проект "Дом садовода - опора семьи", мы создали ряд

пилотных площадок, на которых на самом деле испытали вот эту идею -

предоставляли гектар земли, даже два, три, пять давали желающим людям. Причём

переехали семьи учёные, очень интересные люди, которые создали там семьи,

которые обрели - услышьте самое главное! - не только земельный участок, но и

место работы на этой земле. Вот в чём высочайший пилотаж этого проекта:

человек обретает не только кусок земли, но и место своего труда.

Соответственно, получив вот такой кусочек малой родины, он относится к нему

как к своей собственности, он никогда не забудет полить эту землю водой,

удобрить её, и, соответственно, урожаи там великолепные! У нас в Твери, под

Тулой, во Владимире есть такие пилотные участки - пожалуйста,

друзья-дальневосточники, просим вас в гости, мы вам покажем, как это уже

реально работает, так как рыба ищет, где глубже, человек ищет, где лучше. И

поэтому, когда сегодня, в условиях угроз Запада, нам говорят, что люди

останутся голодными, я отвечу: три-четыре сотки дадут возможность - это уже

проверено триста раз, садоводы доказали это ещё в 60-70-х годах прошлого

столетия, когда на прилавках были килька и чёрный хлеб, - людям накормить и

себя, и свои семьи и, кстати, приучить к труду своих детей, а это самое

дорогое, что может быть.


Я думаю, труд на своей земле, - это наше будущее, это освободит нас в том

числе и от пробок в Москве и в Санкт-Петербурге: люди на самом деле ринутся

не туда, куда заставляет партия, а туда, где выгодно. Мы просчитали

экономическую выгоду не на бумаге, а уже в реальной жизни, и, поверьте,

экономическая составляющая радует: люди зарабатывают хорошие деньги, живут на

своей земле, воспитывают детей, которых там у них рождается огромное

количество, потому что матери не нужно думать о том, чем она будет кормить

ребёнка.


В общем, все аспекты, все составляющие только на плюс! Дальневосточники будут

у нас пионерами, а дальше по всей стране пойдёт этот прекрасный проект.


ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.


Ставлю на голосование законопроект - пункт повестки дня 59.1.


Включите режим голосования. Результаты не показывайте. (Идёт голосование.)


Ставлю на голосование законопроект из пункта 59.2.


Включите режим голосования. Результаты не показывайте. (Идёт голосование.)


Ставлю на голосование законопроект - пункт повестки дня 59.3.


Включите режим голосования. Результаты голосования не показывайте. (Идёт

голосование.)


Ставлю на голосование законопроект - пункт повестки 59.4.


Включите режим голосования. Результаты также не показывайте. (Идёт

голосование.)


Покажите результаты голосования по пункту 59.1.


РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (18 час. 59 мин. 42 сек.)

Проголосовало за 333 чел.74,0 %

Проголосовало против 8 чел.1,8 %

Воздержалось 2 чел.0,4 %

Голосовало 343 чел.

Не голосовало 107 чел.23,8 %


За - триста тридцать три. Спасибо.


Покажите результаты голосования по пункту 59.2.


РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (19 час. 00 мин. 02 сек.)

Проголосовало за 105 чел.23,3 %

Проголосовало против 2 чел.0,4 %

Воздержалось 0 чел.0,0 %

Голосовало 107 чел.

Не голосовало 343 чел.76,2 %


За - сто пять. Спасибо.


Покажите результаты голосования по пункту 59.3.


РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (19 час. 00 мин. 24 сек.)

Проголосовало за 192 чел.42,7 %

Проголосовало против 0 чел.0,0 %

Воздержалось 0 чел.0,0 %

Голосовало 192 чел.

Не голосовало 258 чел.57,3 %


За - сто девяносто два.


И покажите результаты голосования по пункту 59.4.


РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (19 час. 00 мин. 48 сек.)

Проголосовало за 104 чел.23,1 %

Проголосовало против 0 чел.0,0 %

Воздержалось 0 чел.0,0 %

Голосовало 104 чел.

Не голосовало 346 чел.76,9 %


За - сто четыре.


В первом чтении принимается законопроект под пунктом 59.1. Законопроекты под

пунктами 59.2, 59.3 и 59.4 отклонены.