ФЗ № 157752-7

О внесении изменений в Федеральный закон "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма"

о создании механизма интерактивной удаленной аутентификации и идентификации клиента кредитной организации

Внесён: 24 апреля 2017
Последнее событие: Рассмотрение законопроекта в первом чтении, 27 сентября 2017
Последнее решение: принять законопроект в первом чтении; представить поправки к законопроекту

Стенограммы по законопроекту №157752-7

Заседание №64

27.09.2017

О проекте федерального закона № 157752-7 "О внесении изменений в Федеральный закон "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путём, и финансированию терроризма" (о создании механизма интерактивной удалённой аутентификации и идентификации клиента кредитной организации - физического лица).

13-й пункт, проект федерального закона "О внесении изменений в Федеральный

закон "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных

преступным путём, и финансированию терроризма".


Анатолий Геннадьевич Аксаков, пожалуйста.


АКСАКОВ А. Г. Уважаемый Александр Дмитриевич, уважаемые коллеги! Данный

законопроект направлен на создание правовых условий использования

биометрической информации для удалённой идентификации клиента кредитной

организации.


Вы знаете, что у нас есть единая система идентификации и аутентификации, и

вот в рамках этой единой системы предлагается создать специальную базу данных

- биометрических персональных данных; эта база данных должна быть

соответствующим образом защищена, и формироваться она должна только с

согласия соответствующего гражданина. После того как информация будет

сформирована в этой базе данных, человек может не приходить в кредитную

организацию, а, находясь у себя в квартире, находясь в офисе или где-то в

удалённом месте, получать финансовые услуги. Для этого ему необходимо будет

только обратиться в кредитную организацию, его должны будут идентифицировать

с помощью биометрических данных и принять решение, выдать кредит, например,

или не выдавать.


Предлагаем вам поддержать законопроект, поскольку в результате будут

расширены возможности граждан по получению соответствующих финансовых услуг.


Мы провели большую работу и с правительством, с администрацией президента, с

силовиками, с Федеральной службой безопасности, прежде чем вынесли этот

законопроект на ваше рассмотрение, и рассчитываем, что вы сегодня его

поддержите. Ко второму чтению есть замечания, которые обязательно учтём.


Спасибо за внимание.


ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Есть ли вопросы? Есть.


Включите режим записи.


Покажите список.


Арефьев Николай Васильевич, пожалуйста.


АРЕФЬЕВ Н. В. Анатолий Геннадьевич, вопрос такого плана: а не считаете ли вы

преждевременным вводить вот такие инструменты? У нас очень несовершенные все

эти электронные системы - красть деньги посредством пластиковых карт, с

помощью различных терминалов можно очень даже свободно. Может быть, пока

повременить с этим делом, как вы думаете?


АКСАКОВ А. Г. Многие страны уже применяют биометрические данные для

идентификации, и если мы будем стоять на месте и всё время бояться новшеств,

в том числе применять их на финансовом рынке, то, очевидно, мы будем

отставать от других так называемых передовых стран в этом плане. Поэтому я

считаю, что закон надо принимать. Более того, в нём мы обязательно - и эти

замечания, кстати, были - ужесточим требования о сохранности соответствующей

информации и к единой системе, и к кредитным организациям. Требования будут

жёсткими, чтобы максимально, я сказал бы, на 100 процентов была защищена эта

информация от недоброжелателей.


ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Водолацкий Виктор Петрович.


ВОДОЛАЦКИЙ В. П., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ".


Анатолий Геннадьевич, всё-таки как будет защищён данный инструментарий в

единой системе? Какие будут гарантии, что у людей не станут воровать их

данные и потом брать кредиты?


АКСАКОВ А. Г. Вопрос, можно сказать, риторический. Я уже подчеркнул, что мы

этот вопрос очень детально обсуждали, в том числе с Федеральной службой

безопасности, и очевидно, по крайней мере в моём представлении, что тема

защиты будет в том числе особой статьей работы наших силовых структур. Ну и

правительство, Центральный банк нас также заверяют, что их технологии

позволяют эту информацию защитить, то есть именно информация, связанная с

биометрическими данными, будет защищаться наиболее серьёзно.


ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Альшевских Андрей Геннадьевич.


АЛЬШЕВСКИХ А. Г. В финансово-экономическом обосновании указано, что не

потребуется дополнительно средств ни федерального, ни региональных бюджетов,

а в пояснительной записке указано, что реализация положений законопроекта

приведёт к проведению кредитными организациями дополнительных технических

мероприятий по сбору и обработке персональных данных. Вот вы сказали, что мы

создадим эту систему, - хотелось бы понять, за чей счёт мы будем создавать

эту систему и в какую сумму примерно она обойдётся кредитным организациям,

если они будут это сами делать?


АКСАКОВ А. Г. Ну во-первых, это, скажем так, не обязаловка, но очевидно, что

главный интересант - это люди, которые смогут удалённо получать финансовые

услуги, не обращаясь в кредитную организацию. Причём после того, как

информация поступит в базу данных из одного банка, например из Сбербанка, ею

смогут пользоваться уже все остальные кредитные организации, подключённые к

этой системе. Кстати, мы предусматриваем и то, что Центральный банк будет

выставлять определённые требования к кредитным организациям, прежде чем

допустить их к использованию биометрических данных для идентификации. Вторым

адресатом являются кредитные организации: понятно, что они таким образом

расширяют клиентуру, и они будут готовы платить за то, чтобы иметь больше

клиентов, с которыми можно будет работать. Это новая технология. Сколько это

будет стоить, я сейчас не готов сказать, поскольку это не затраты бюджета,

это затраты коммерческих организаций.


ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Луговой Андрей Константинович, пожалуйста.


ЛУГОВОЙ А. К., фракция ЛДПР.


Уважаемый Анатолий Геннадьевич, понятно, что актуальность законопроекта

продиктована временем, и нам известно, какую большую, можно сказать,

титаническую работу проводил, готовя этот законопроект, Центральный банк и,

насколько нам известно, зампред Скоробогатова Ольга Николаевна совместно с

вашим комитетом, тем не менее возникает ряд вопросов. Прежде всего, насколько

правительство к этому готово? Как я понимаю, технология, о которой вы

говорите, ещё толком не опробована. Проводились ли какие-то опыты,

эксперименты? Что мы всё-таки подразумеваем под биометрическими данными:

дактилоскопию, глаз, речь, фотографию? И практический момент: куда должно

прийти физическое лицо, чтобы себя зарегистрировать, а потом удалённо

работать с банками?


АКСАКОВ А. Г. Вы абсолютно правильно назвали фамилию первого заместителя

председателя Центрального банка: Центральный банк эту тему будет курировать,

Скоробогатова Ольга Николаевна здесь присутствует - давайте мы ей

переадресуем ваш вопрос, хотя я тоже готов ответить.


СКОРОБОГАТОВА О. Н., первый заместитель председателя Центрального банка

Российской Федерации.


Добрый день, уважаемые коллеги! Предполагается, что система будет работать

следующим образом: человек, обращаясь в банк первый раз, регистрируется как

клиент, представляет свои документы; в банке снимают его биометрические

данные - мы с коллегами из силовых структур, из министерств и ведомств

определили, что это лицо и голос; эти данные попадают, что важно, в

государственную систему единой аутентификации и идентификации и в базу

биометрической платформы; когда клиент обращается во второй банк, он уже

может себя удалённо идентифицировать по параметрам, которые с его согласия в

эту единую систему были зашиты.


Важно отметить - Анатолий Геннадьевич сказал, я хочу ещё раз это подчеркнуть,

- что мы этим законопроектом действительно решаем на государственном уровне

вопрос о единой системе защиты информации. Сейчас технологии развиваются

таким образом, что каждый банк, каждая организация пытается создать свою

систему, не всегда с понятной защитой периметра, более того, эти системы не

интегрированы между собой. А опыт других стран, например Индии, которая на

государственном уровне решила этот вопрос за два года, показывает, что они не

только достигли возможности предоставлять услуги удалённо и по широкому

спектру - и финансовые, и госуслуги, - но и значительно удешевили их для

физических лиц, что, безусловно, тоже является целью нашего законопроекта.


Мы считаем, что этот законопроект своевременен, он нужен банкам и в

дальнейшем может быть применен как основа для оказания госуслуг удалённо.

Предлагаем вам его принять в первом чтении и доработать ко второму чтению.


ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Микрофон на трибуне включите.


АКСАКОВ А. Г. Добавлю, что не один параметр биометрических данных будет

использоваться для идентификации соответствующего лица: это могут быть

дактилоскопические данные, это может быть голос человека, который уникален,

снимок роговицы глаза и так далее, то есть параметры, я так понимаю, будут

определяться постановлением правительства.


И я обращаюсь к Ольге Николаевне с просьбой представить ко второму чтению

проект постановления, проекты нормативных документов, чтобы мы осознанно

принимали закон, понимая, что базы данных будут защищены.


ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.


Есть ли желающие выступить? Нет. Представитель президента? Правительства?

Нет.


Ставится на голосование проект федерального закона "О внесении изменений в

Федеральный закон "О противодействии легализации (отмыванию) доходов,

полученных преступных путём, и финансированию терроризма".


Включите режим голосования.


Покажите результаты.


РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (16 час. 43 мин. 34 сек.)

Проголосовало за 410 чел.91,1 %

Проголосовало против 0 чел.0,0 %

Воздержалось 0 чел.0,0 %

Голосовало 410 чел.

Не голосовало 40 чел.8,9 %

Результат: принято


Принимается.