ФЗ № 143051-7

О внесении изменений в статью 2 Федерального закона "О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием электронных средств платежа" и статью 7 Федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт" и отдельные законодательные акты Российской Федерации"

об освобождении от обязанности применения контрольно-кассовой техники налогоплательщиками, применяющими патентную систему налогообложения и систему налогообложения в виде единого налога на вмененный доход

Внесён: 6 апреля 2017
Последнее событие: Рассмотрение законопроекта в первом чтении, 21 февраля 2018
Последнее решение: отклонить законопроект

Стенограммы по законопроекту №143051-7

Заседание №101

21.02.2018

О проекте федерального закона № 143051-7 "О внесении изменений в статью 2 Федерального закона "О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчётов и (или) расчётов с использованием электронных средств платежа" и статью 7 Федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчётов и (или) расчётов с использованием платёжных карт" и отдельные законодательные акты Российской Федерации" (в части освобождения от обязанности применения контрольно-кассовой техники налогоплательщиков, применяющих патентную систему налогообложения, систему налогообложения в виде единого налога на вменённый доход; внесён Законодательным Собранием Челябинской области).

ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Макаров Андрей Михайлович.


МАКАРОВ А. М., председатель Комитета Государственной Думы по бюджету и

налогам, фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ".


Уважаемый Вячеслав Викторович, альтернативные законопроекты под пунктами 27.6

и 27.7 авторами отозваны, поэтому просьба снять их с рассмотрения

(соответствующие документы получены), а законопроект под пунктом 27.3 авторы

просят рассмотреть без их участия.


Коллега Макаров Андрей Михайлович предлагает вопросы 27.6 и 27.7 снять с

рассмотрения с учётом поступивших от авторов документов с предложениями, а

вопрос 27.3 рассмотреть без участия авторов. Нет возражений, коллеги? Нет.

Принимается.


Коллеги, мы переходим к рассмотрению пункта 27 - шести альтернативных

законопроектов. Сначала будут доклады, а потом один содоклад от Комитета по

бюджету и налогам.


Итак, пункт 27.1, проект федерального закона "О внесении дополнения в статью

9 Федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О применении

контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчётов и

(или) расчётов с использованием платёжных карт" и отдельные законодательные

акты Российской Федерации" от 3 июля 2016 г. № 290-ФЗ". Доклад депутата

Государственной Думы Николая Васильевича Арефьева.


Пожалуйста.


АРЕФЬЕВ Н. В. Уважаемые коллеги, этот законопроект выстрадан малым бизнесом.

В страхе от того, что закон о контрольно-кассовой технике вступит в силу с 1

июля текущего года, они забросали письмами всех депутатов, и сегодня на эту

тему мы будем рассматривать шесть законопроектов.


Весь вопрос заключается в том, что малый бизнес должен закупить оборудование

для фискального контроля. Я понимаю, что экономика не развивается, в бюджете

денег нет, цена на нефть скачет то вниз, то вверх, деньги нужны, поэтому

правительство разрабатывает любые законы, чтобы изъять как можно больше денег

и из карманов предпринимателей, и из карманов остальных граждан. Вот и этот

закон в том же русле - чтобы ни одна копейка предпринимателей, особенно

малого бизнеса, не была не обложена налогом. Закон мы приняли в позапрошлом

году, теперь он откладывается из года в год и 1 июля не вступит в силу,

потому что перенесли на 1 июля 2019 года.


Казалось бы, торопиться не стоит, тем не менее законопроекты уже внесены,

рассматривать их надо. Что мы предлагаем и почему за этот законопроект можно

и нужно проголосовать? Мы предлагаем указать, что те предприниматели и

физические лица, которые платят единый налог на вменённый доход или работают

по патентной системе, не должны устанавливать вот эти самые кассовые машины.

Эти люди один раз в год платят налог и, сколько бы они там ни зарабатывали,

больше платить не будут, поэтому контрольно-кассовую технику им ставить

совершенно не обязательно, она будет избыточной: что бы она ни показала,

налог уже уплачен и никаких вопросов быть не может.


К тому же это малый бизнес, а малый бизнес зарабатывает очень мало. Нынешняя

покупательная способность наших граждан чрезвычайно мала, и люди, работающие

в малом бизнесе, едва концы с концами сводят, а чтобы установить

контрольно-кассовую технику, работающую онлайн, надо потратить 40 тысяч

рублей на покупку оборудования, это с одной стороны, с другой стороны, это

оборудование ещё не произвела наша промышленность, потому что необходимо

около 6 миллионов штук, а такого количества нет. Затраты не ограничиваются 40

тысячами: где-то 15 тысяч рублей в год нужно платить за обслуживание этого

оборудования - для малого бизнеса это неподъёмные расходы.


Вот если мы не примем сейчас этот законопроект и закон будет действовать в

тех рамках, которые есть, под корень будут срезаны, уйдут все

микропредприятия, все малые предприятия только из-за того, что не смогут

закупить это оборудование. Но главное - оно и не нужно! Зачем малому бизнесу

закупать оборудование, если платится единый налог на вменённый доход или

покупается патент?! Мы и предлагаем: давайте освободим их от этой повинности.


Главное, что наш законопроект универсальный, он касается предпринимателей,

которые работают по единому налогу на вменённый доход и по патенту. Есть

законопроекты, в которых разбивка идёт по отраслям, - кто мороженым торгует,

кто хлебом, - а под эту категорию подходят абсолютно все предприятия малого

бизнеса, которые работают по такой системе налогообложения.


Если мы не примем наш закон, значит, люди обанкротятся, значит, малые

предприятия обанкротятся. И тогда, во-первых, государство не получит

дополнительных доходов, во-вторых, оно не получит и тех доходов, которые

раньше были от налогообложения малых предприятий, в-третьих, пойдут затраты

государства на безработных, которые высвободятся из-за закрытия предприятий

малого бизнеса. Какую выгоду получит государство? Ну абсолютно никакой! Мало

того, мы отправим на улицу, я думаю, миллионы людей: мы взяли малые

предприятия с численностью работников до десяти человек (даже если работает

не по десять, а по три человека), а таких предприятий миллионы - если они

разорятся, то мы получим только рост безработицы. Помните, наверное, что,

когда мы всего на 2 процента подняли отчисления в социальные фонды,

разорилось сразу 300 тысяч предприятий по стране. А нашему малому бизнесу

сейчас довольно нелегко работать. Мы недавно приняли закон о повышении МРОТ,

минимального размера оплаты труда. Раньше он был 7 тысяч рублей и платили 2,5

тысячи за каждого работника, теперь, когда он почти 12 тысяч рублей, за

каждого работника надо платить 4 тысячи, дозакупать это оборудование, да ещё

и арендная плата каждый год повышается.


Вы знаете, если мы говорим, что надо способствовать, помогать малому бизнесу,

то надо способствовать и помогать ему, а не его закрытию, а пока что каждый

закон, который мы здесь принимаем, только бьёт по благосостоянию, а не

улучшает финансовое положение малых предприятий.


Я просил бы проголосовать за наш законопроект, который призван обеспечить

дальнейшее существование малых предприятий, применяющих патентную систему и

единый налог на вменённый доход.


ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Теперь пункт 27.2. Проект федерального закона "О

внесении изменения в статью 7 Федерального закона "О внесении изменений в

Федеральный закон "О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении

наличных денежных расчётов и (или) расчётов с использованием платёжных карт"

и отдельные законодательные акты Российской Федерации". Доклад представителя

Архангельского областного Собрания депутатов депутата Государственной Думы

Дмитрия Васильевича Юркова.


Пожалуйста.


ЮРКОВ Д. В., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ".


Достаточно короткий законопроект, в нём предлагается перенести с 1 июля 2018

года, отсрочить до 1 января 2021 года обязанность по применению новой

контрольно-кассовой техники, осуществляющей передачу в налоговые органы

фискальных данных в онлайн-режиме, индивидуальных предпринимателей,

применяющих патентную систему, и индивидуальных предпринимателей и

организаций, использующих систему единого налога на вменённый доход.

Основанием для такого предложения является то, что срок действия системы

налогообложения в виде единого налога на вменённый доход для отдельных видов

деятельности продлён до 1 января 2021 года. Данный же законопроект вносился

до того, когда президент принял решение, а мы его реализовали, продлив

действие нормы до 1 июля 2019 года. Стоит отметить, что перенос срока не

касается торговли и общественного питания, поэтому принципиально рассмотреть

вопрос о введении контрольно-кассовой техники более содержательно и

комплексно, определив, где действительно необходимо вводить

контрольно-кассовую технику, а где это не имеет смысла. В соавторстве с

коллегами разработан основной законопроект, который будет обсуждаться

последним, и мы присоединимся к его доработке ко второму чтению.


Спасибо за внимание.


ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Следующий пункт, 27.3, мы решили рассмотреть без

доклада, поскольку нет авторов.


Пункт 27.4, проект федерального закона "О внесении изменений в статью 7

Федерального закона от 03.07.2016 № 290-ФЗ "О внесении изменений в

Федеральный закон "О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении

наличных денежных расчётов и (или) расчётов с использованием платёжных карт"

и отдельные законодательные акты Российской Федерации". Доклад депутата

Государственной Думы Валерия Викторовича Бузилова.


Пожалуйста.


БУЗИЛОВ В. В., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ".


Уважаемые коллеги, выражая мнение авторов законопроекта № 273256-7, сообщаю,

что мы согласны с предложением Комитета по бюджету и налогам об отклонении

указанного законопроекта. Часть из положений нашего законопроекта нашла

отражение в законопроекте, который будет представлен Андреем Макаровым, а

также в ранее принятых решениях комитета. Спасибо, что нас услышали. Мы будем

активно работать над поправками ко второму чтению.


ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.


Теперь пункт 27.5, проект федерального закона "О внесении изменения в статью

2 Федерального закона "О применении контрольно-кассовой техники при

осуществлении наличных денежных расчётов и (или) расчётов с использованием

электронных средств платежа". Доклад представителя Законодательного Собрания

Камчатского края депутата Государственной Думы Ирины Анатольевны Яровой.


Пожалуйста.


ЯРОВАЯ И. А., заместитель Председателя Государственной Думы, фракция "ЕДИНАЯ

РОССИЯ".


Уважаемый Александр Дмитриевич, уважаемые коллеги! Сегодня уникальный случай,

когда мы, формально отклоняя законодательную инициативу, на самом деле её

полностью поддерживаем.


Законодатели Камчатского края обозначили очень важную проблему, которая не

была учтена при первоначальном правовом регулировании вопросов, связанных с

применением особых аппаратов учёта совершаемых сделок. Вы знаете, что не

могут быть отнесены к труднодоступным местностям административные центры,

посёлки городского типа. В данном случае оказалась неучтённой специфика

большой территории Российской Федерации. Так, на территории Камчатского края,

на острове Беринга, есть уникальный муниципальный район Алеутский, который

состоит из одного посёлка - Никольское. Конечно, сама география обозначает,

что этот населённый пункт и в целом муниципальный район являются уникальными

и не подпадают под возможные критерии и ограничения, поэтому наши камчатские

коллеги предложили внести дополнение в действующий федеральный закон, чтобы

учесть специфику и предусмотреть возможности применения особого правового

режима в таких труднодоступных, удалённых местностях.


Нас, безусловно, устраивает вариант, который предложил профильный комитет, а

именно: в решении комитета уже зафиксировано, что инициатива, предложенная

Камчатским краем, будет полностью отражена в законопроекте, который комитет

предлагает сегодня рассмотреть как основной, в рамках его подготовки ко

второму чтению. Таким образом, мы создаём некий прецедент, когда фактически

не отклоняем проект закона, а учитываем его в полной мере при принятии

основного законопроекта, который рассматривается как альтернативный.

Уважаемые коллеги, мы, безусловно, берём под контроль решение данного

вопроса, чтобы во втором и в третьем чтениях подходы, предложенные

камчатскими законодателями, были полностью учтены. Я думаю, что это,

возможно, касается и других территорий, где пока ещё, может быть, не пришли к

выводу о том, что уникальное географическое расположение обозначает

возможности принятия уникальных правовых решений.


ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.


Коллеги, законопроекты под пунктами 27.6, 27.7 отозваны, сняты с

рассмотрения, таким образом, мы переходим к пункту 27.8.


Проект федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О

применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных

расчётов и (или) расчётов с использованием электронных средств платежа".

Андрей Михайлович Макаров сделает доклад по этому законопроекту и содоклад по

всем ранее представленным.


Пожалуйста.


МАКАРОВ А. М. Уважаемый Александр Дмитриевич, уважаемые коллеги! Хотел бы

обратить внимание на то, что этот проект закона - определённое подведение

итогов, результат тех решений, которые мы принимали по контрольно-кассовой

технике. Как говорил философ, критерием истинности знаний является практика.

И что же показывает практика? А практика показывает, что на сегодняшний день

установлено чуть больше 1,5 миллиона касс, а выручка по сопоставимым

показателям выросла больше чем в 1,5 раза. Вы представляете, сколько средств

выведено из тени, сколько дополнительных налогов, сколько средств получат

регионы, муниципалитеты для решения социальных проблем?! И главное, эти

средства будут получены не за счёт увеличения налоговой нагрузки, а за счёт

того, что мы выводим на свет тех, кто не платил налоги.


Конечно, можно сейчас говорить о том, как плохо малому бизнесу, как его

вообще все замучили и так далее, можно сейчас поговорить о цифрах, которые

здесь уже назывались, но я, пожалуй, ограничусь другим - я предоставлю слово

самому малому бизнесу. Организация малого и среднего предпринимательства

"ОПОРА РОССИИ" и все остальные организации малого бизнеса не просто

поддерживают принятие этого закона, а отмечают, что нам удалось решить

проблемы, о которых представители бизнеса говорили при введении

контрольно-кассовой техники, так что на самом деле, наверное, сегодня надо

находить какие-то другие аргументы, если мы хотим сказать, что этот проект

закона бьёт по малому бизнесу.


И наконец, последнее, что хотел бы отметить. Наверное, не стоит так бросаться

цифрами. Было сказано, что приобретение оборудования обойдётся в 40 тысяч

рублей. Не в 40 тысяч - оборудование стоит от 12 тысяч (раньше стоило от 14

тысяч, а сейчас, оказывается, есть уже и по 12 тысяч оборудование) до 80

тысяч рублей, и каждый решает сам, какое оборудование для него удобно. При

этом никто не сказал, что мы приняли решение, чтобы из бюджета предоставлялся

налоговый вычет на сумму до 18 тысяч рублей на приобретённое оборудование.

Выбираешь в этой категории - из бюджета возмещается. Так что я воздержался бы

от того, чтобы говорить, что на приобретение контрольно-кассовой техники

малый бизнес тратит последние средства, да и, если честно, я думаю, если для

осуществления учёта бизнес - любой бизнес, малый или большой, - не может

потратить 12 тысяч рублей, которые при этом ему возмещаются, то это не

бизнес, это хобби.


Сейчас хотелось бы всё-таки перейти от тех предложений... Я думаю, мы

прекрасно понимаем: предложения, мол, давайте освободим, как в одном из

законопроектов предлагается, бизнес с численностью работников не более десяти

человек... Да у нас такое количество компаний, где работают десять человек, с

миллиардными, многомиллиардными оборотами - мы что, не понимаем этого?!


Нам сегодня приводили пример, говорили про ЕНВД - я приведу пример с шубами.

Обратите внимание, раньше у нас в стране оборот по шубам был 6-7 миллиардов

рублей, не больше, а как только ввели маркировку и ввели контрольно-кассовую

технику, оборот по шубам в стране превысил 60 миллиардов рублей - порядковая

разница! Что, у нас шубы стали больше носить? Или просто люди вышли из тени,

потому что никому не хочется отвечать? Люди прекрасно поняли, что шубы,

которые они продают, лучше зарегистрировать, чтобы не сесть в тюрьму, но

только перед продажей (у нас же шубы самые "необеспеченные" люди и покупают,

и носят) надо поставить всего одну маленькую прокладку - ЕНВД, и налога не

будет вообще. И вот, получив десятикратное увеличение оборота по шубам, мы

имеем увеличение собираемости налогов - а это исключительно региональные и

местные бюджеты - всего 200 миллионов рублей. Мы должны об этом думать или не

должны?!


Я хотел бы обратить внимание на один момент. Я искренне верю, что все авторы

законопроектов - и многие здесь выступали и говорили об этом - действительно

хотят помочь малому бизнесу в этой ситуации. И вот данный законопроект

является продолжением того решения, которое было принято президентом и

реализовано нами ещё в конце прошлого года. Президент сказал: давайте

посмотрим... Для кого необходимо вводить контрольно-кассовую технику? Для

тех, кто работает в сфере торговли - мы понимаем, почему в торговле это

абсолютно необходимо: 50 с лишним процентов выручки в основном там, - и для

тех, кто работает в сфере общественного питания. Это самые болезненные сферы,

для них оставляем, а для остальных срок перенесён на 1 июля 2019 года.


Есть предложение продлить срок до 2021 года. Но ведь перенос до 2021 года -

это не решение проблемы, это предложение о переносе решения проблемы ещё на

два года. Создаёт это какую-то определённость для бизнеса? Конечно нет.


Мы глубоко убеждены, комитет по бюджету считает, что нам необходимо принимать

решение, решение уже окончательное, и именно на это нацелил нас президент,

когда он принимал у себя "ОПОРУ РОССИИ", представители которой говорили о

том, в каких видах деятельности, возможно, не нужно применение ККТ, -

президент согласился и сказал: давайте это проработаем. Проработка

осуществлена той самой группой, которую мы создали в Государственной Думе,

кстати, межфракционной группой. Она выработала эти предложения вместе с

Федеральной налоговой службой и, естественно, со всеми организациями бизнеса

- вам представлены общие предложения.


Что ещё надо обсудить? Скажем, надо ли вводить контрольно-кассовую технику

при применении патентной системы? Если это торговля или услуги общественного

питания, наверное, надо, а в остальных сферах стоимость патента ведь не

зависит от оборота. Это, наверное, то, что нам предстоит решить, это есть в

заключении комитета. Надо ли посмотреть на ЕНВД с точки зрения того, что

будет? Надо. Даже с учётом того, что я сейчас говорил о шубах, этот вопрос,

безусловно, тоже необходимо рассмотреть дополнительно.


Сейчас же в законопроекте под пунктом 27.8 мы на самом деле решаем вопросы,

которые совершенно ясны. Например, автоматы по продаже товаров - надо ли было

по ним устанавливать обязанность по применению контрольно-кассовой техники?

Посмотрели - действительно, не надо, для них исключается. Торговля в

самолётах. И так далее и так далее, я не буду перечислять, в документах всё

подробно изложено.


Последний законопроект из списка альтернативных на самом деле собрал всё то,

что предлагали авторы, всё то, что проработано авторами в других

законопроектах. Здесь выступала Ирина Анатольевна с совершенно справедливым и

важным предложением, которое сделало Заксобрание Камчатского края. У нас,

безусловно, есть территории, где просто нет Интернета. Здесь очевидная

ситуация, ну так давайте посмотрим, может быть, там нужна контрольно-кассовая

техника, которая будет просто фиксировать, а передачу данных в онлайн-режиме

не надо требовать ни от бизнеса, ни от региона, давайте просто этот вопрос

рассмотрим, никто же не собирается... Это тоже надо рассмотреть в рамках

второго чтения. Предложения, которые сделало Законодательное Собрание

Камчатского края, безусловно, надо учитывать, безусловно. И есть предложение

собрать все эти законопроекты вместе, вместе их рассмотреть, проработав ещё

раз для этого тот законопроект, который мы примем, разослать во все регионы.

Кстати, я хотел бы обратить внимание: все регионы страны - и законодательные

органы, и исполнительные органы власти регионов - прислали по этому

законопроекту исключительно положительные заключения, все этот закон ждут.

Разошлём им, получим реакцию - месяц.


Почему мы, честно говоря, торопимся? Потому что срок начала действия ранее

принятого закона - за исключением категорий, в отношении которых срок

перенесён, - 1 июля 2018 года. Значит, нам надо поторопиться, быстро это

отработать, чтобы люди получили полную определённость по вопросам, что и от

кого государство ждёт, а что, как государство говорит, нет необходимости

делать и как мы будем это контролировать.


Вот, строго говоря, что я могу сказать по этому вопросу. Я не хочу выступать

от имени комитета по всем законопроектам, которые были вынесены, там есть как

позитивные моменты, так и моменты, с которыми, наверное, сложно согласиться,

а какие-то вопросы уже были нами решены в прошлом году. Сейчас предлагается

всё это объединить и окончательно решить все проблемы, связанные с

использованием контрольно-кассовой техники, этого просит от нас бизнес, эту

задачу поставил перед нами президент. Комитет по бюджету предлагает взять за

основу последний законопроект, о котором я доложил, и доработать его ко

второму чтению.


Спасибо за внимание.


ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.


Коллеги, есть ли вопросы? Есть.


Включите режим записи на вопросы.


Покажите список.


Савельев Дмитрий Иванович.


САВЕЛЬЕВ Д. И., фракция ЛДПР.


Уважаемый Андрей Михайлович, для выполнения требований законодательства

предпринимателям придётся обзавестись новыми кассовыми аппаратами, которые

отличаются от прежних по ряду характеристик, в первую очередь наличием модема

для передачи данных в режиме реального времени в налоговые органы.

Нововведение, безусловно, потребует дополнительных мер для обеспечения

безопасности. Передача данных в режиме реального времени подразумевает

наличие соединения через Интернет, и эта информация будет представлять

ценность для злоумышленников, а значит, её могут перехватить, похитить.


Новые кассовые аппараты могут стать привлекательной целью для заражения

вирусами-вымогателями: оказавшись в устройстве, такая программа способна

зашифровать содержимое аппарата и потребовать от его владельца выкуп за

расшифровку. Также возможно обнаружение в программном обеспечении новых

кассовых аппаратов уязвимостей, которые могут использоваться

киберпреступниками для кражи или подмены информации.


Вы совершенно верно отметили, что малому бизнесу нужно помогать. Так вот

скажите, пожалуйста, каким образом вы планируете решать указанные проблемы?


МАКАРОВ А. М. Спасибо огромное за вопрос, мне кажется, очень важный вопрос

прозвучал. Наверное, можно сказать, что за истекший год применения техники

пока ещё ни один киберпреступник, негодяй - ни наш, ни из-за границы, - ни

один вымогатель не попробовал войти через контрольно-кассовую технику, чтобы

у представителей малого бизнеса что-то вымогать. Наверняка такой риск

появится в будущем, когда малый бизнес благодаря нашим законам станет

большим, пока же можно этой угрозой не то чтобы пренебречь, но по крайней

мере не считать её угрозой сегодняшнего дня.


Что касается необходимости решать проблемы - вы абсолютно правы, я думаю,

ваши коллеги по фракции, которые вместе с нами участвовали в разработке

предлагаемого законопроекта, именно из этого исходили, и решение многих из

этих вопросов уже предложено в законопроекте, который внесён, а целый ряд их

- посмотрите заключение комитета - мы предлагаем решить в рамках второго

чтения.


Ну и я ещё раз хотел бы сказать, что говорить сегодня о том, что... Вы же

ставите вопрос, говорите, что это фундаментально невозможно, но практика,

результаты применения контрольно-кассовой техники таковы: более 50 процентов

увеличение выхода выручки, то есть происходит выход из тени, и ни одного

случая злоупотребления с чьей бы то ни было стороны пока не было.


ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Торощин Игорь Андреевич.


ТОРОЩИН И. А., фракция ЛДПР.


Уважаемый Андрей Михайлович, у меня два коротких вопроса.


Предполагается, что отмена использования бумажного чека и одна касса на

несколько автоматов возможны при условии наличия табло с QR-кодом, которые

должны быть установлены к 1 февраля 2020 года. Возникает вопрос: как работать

до 1 февраля 2020 года - с принтером, с чеком или вообще без всего?


И второй вопрос: кто и как будет контролировать срок годности и виды пищевой

продукции при торговле через автоматы, допустим, теми же снеками или

бутербродами?


МАКАРОВ А. М. Я глубоко убеждён, что контрольно-кассовая техника срок

годности сама по себе учесть не может, но вот связь информации о продукции,

которую получает налоговая служба, с информацией о том, как она продана,

позволяет это выявить. Например, посмотрите, прошла маркировка лекарств,

используемая контрольно-кассовой техникой, и сейчас мы видим любую упаковку,

любую таблетку, потому что некоторые лекарства идут даже не упаковками, а

таблетками: как они приходят в страну, если произведены за границей, или

какой завод их производит в России, как они поступили к дистрибьютеру, как

попали в аптеку и когда проданы - мы видим всю цепочку. Во-первых, это

исключает возможность фальсификации лекарств - я думаю, через два года мы

просто забудем о проблеме фальсификации лекарств, - а во-вторых, это даёт

возможность видеть, где, в каком звене этой цепочки появляется наценка и

насколько она обоснованна. И кстати, если уж будет сделана наценка, с неё

надо будет заплатить налог.


Вот в данном случае вопрос, который вы задаёте, не по теме этого

законопроекта, но этот закон позволит государству получить данные, чтобы

осуществлять контроль в этой сфере.


И ещё раз хотел бы просто предложить вам обратиться к своим коллегам по

фракции, которые участвовали в разработке законопроекта: они подробнее вам

это объяснят с учётом того, что у них будет больше времени.


ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Шеин Олег Васильевич.


ШЕИН О. В., фракция "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ".


Уважаемый Андрей Михайлович, два вопроса.


Первый: в чём смысл применения ККМ предпринимателями, которые платят налог на

вменённый доход? При таком налогообложении сумма налога не зависит

непосредственно от объёма услуг, который они оказывают, от дохода, на то он и

вменённый. Нет ли смысла урегулировать это во втором чтении? Мне кажется, это

как раз тема для такого хорошего погружения, глубокого и предметного.


И второй вопрос: поясните, пожалуйста, - у нас очень сложная думская система,

СОЗД, по ней трудно сориентироваться - что у нас происходит с общественным

транспортом, весь общественный транспорт может работать без ККМ или только

какие-то виды общественного транспорта, и если есть дифференциация, то чем

она обусловлена, какие здесь мотивы?


МАКАРОВ А. М. Вы знаете, коллеги, я могу честно сказать, что не на все

вопросы могу ответить. Вот как-то общественный транспорт с точки зрения этого

законопроекта меня пока не волновал. Если вы считаете, что эту проблему надо

рассмотреть, мы обязательно готовы к ней вернуться в рамках второго чтения. Я

пока этой проблемы просто не чувствую.


Что касается первого вашего вопроса, это обязательно надо посмотреть, я не

готов ответить ни да, ни нет, давайте посмотрим. Ну и я вам привёл пример

того, как применение ЕНВД абсолютно доходным шубным бизнесом влечёт за собой

непоступление реальных доходов в бюджет государства. Ясно, что режим ЕНВД в

своё время вводился в отношении того, что мы не могли контролировать. Я вам

просто напоминаю смысл ЕНВД: на ЕНВД переводились виды деятельности, доход по

которым невозможно было контролировать, определялся какой-то вменённый доход,

и с него платили. То есть администрирование стоило дороже, чем вот тот единый

платёж, который делался. Когда появляются механизмы контроля, которые нужны

для того, чтобы перевести деньги из чёрной или серой схемы в белую, что даёт

дополнительные поступления по налогам и так далее, конечно, должно

пересматриваться и отношение к ЕНВД. Там, где таких вопросов нет, наверное,

нет необходимости в контрольно-кассовой технике; там, где такие вопросы есть,

надо посмотреть: а может ли этот вид деятельности оставаться на ЕНВД? Скажем,

шубный бизнес, наверное, не может оставаться на ЕНВД, я думаю, жизнь это

доказала.


А дальше возникает другая проблема. Мы сделали очень важный шаг: чтобы

бизнес, который применяет ЕНВД, не волновался о последствиях, мы продлили

срок действия ЕНВД до 2021 года - они могут спокойно работать. Но ведь с

использованием механизма ЕНВД работают и в сфере торговли, и в сфере

общественного питания, а здесь контрольно-кассовая техника очень нужна. Более

того, если говорить о контрольно-кассовой технике, это ведь имеет не только

фискальное значение, важно не только сколько собирает государство, но и

сколько взяли денег с человека, сколько человек заплатил, потому что стоит 50

рублей, а с человека берут 100 рублей. То есть, простите, контрольно-кассовая

техника нужна для защиты человека от поборов, которые, к сожалению, в этих

сферах ещё есть, и очень серьёзные, и это уже не зависит от режима, который

использует налогоплательщик, это другое. Но вот это всё надо сопоставить,

поэтому мы предлагаем решать вопрос комплексно. Я не случайно сказал, и

комитет предлагает, чтобы вопросы, касающиеся и патентов, и ЕНВД, обсудить в

рамках второго чтения.


ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Андрей Михайлович.


Арефьев Николай Васильевич, пожалуйста.


АРЕФЬЕВ Н. В. Мой вопрос уже был задан, но Андрей Михайлович на него не

ответил.


ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Всё, Андрей Михайлович? Спасибо.


Пожалуйста, коллеги, кто хотел бы выступить? Есть желающие? Есть.


Включите режим записи.


Покажите список.


Луговой Андрей Константинович.


ЛУГОВОЙ А. К., фракция ЛДПР.


Уважаемые коллеги, не мог не выступить, потому что, если вы помните, ровно

год назад нашей фракцией был заострён вопрос о правоприменительной практике в

отношении закона о фискальных накопителях, а именно этот закон мы сегодня, по

сути дела, рассматриваем. И надо отдать должное, вопросы, которые мы

поднимали год назад, оказали своё действие, в том числе закон, который мы

сегодня рассматриваем, является, скажем так, их плодом. А после того как

здесь, в Государственной Думе, рядом комитетов были проведены соответствующие

"круглые столы", на это было обращено внимание президента, и был сделан ряд

заявлений исполнительной власти о том, что закон требует определённой

корректировки. Ну было бы странно, если бы этого не было, учитывая, что

вообще вся концепция онлайн-фискализации, безусловно, весьма и весьма

передовая, и в этом смысле системой, которая у нас есть, мы действительно

можем похвастаться. Вместе с тем, поддерживая, естественно, предложения,

которые содержатся в данной концепции, я хотел бы, не затрагивая

положительных моментов, о которых уже было много сказано докладчиком,

отметить, что ряд моментов всё-таки не учтён в концепции, хотелось бы ко

второму чтению обратить на них внимание.


Я должен сказать, что целью этого закона является оптимизация применения

контрольно-кассовой техники, то есть, по сути дела, мы ведём речь об

удалённой фискализации, когда фискальный накопитель находится не внутри

аппарата, а в некоем дата-центре. Облегчает ли это условия для индивидуальных

предпринимателей? Безусловно да. Вместе с тем, когда принимался законопроект,

не были учтены нюансы, связанные с применением контрольно-кассовой техники

платёжными агентами и банковскими структурами. Банкам тогда удалось отстоять

позицию: сейчас банкоматы не снабжены ни фискальным накопителем, ни

контрольно-кассовой техникой - ресурса у них оказалось чуть больше. Вместе с

тем платёжный агент - а это касается именно платёжных терминалов, которыми

пользуется население для оплаты услуг, - обязан это всё иметь. Получается,

что платёжные агенты и банки находятся в разных конкурентных условиях, а

население пользуется услугами и тех, и других. Я считаю, при подготовке ко

второму чтению надо совместно с комитетом внимательно посмотреть и принять

какое-то решение: либо банки обязаны использовать онлайн-фискализацию,

удалённую (а сегодняшняя ситуация позволяет им оптимизировать расходы), либо

мы должны освободить от этого платёжных агентов. Надеюсь, при подготовке ко

второму чтению мы такие поправки внесём и Центральным банком они будут

поддержаны.


Спасибо за внимание.


ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.


Шеин Олег Васильевич.


ШЕИН О. В. Начну с того, что доля налоговых поступлений от малого бизнеса в

консолидированном бюджете Российской Федерации составляет порядка 2

процентов, это немного. Причём мы понимаем, что к категории малого бизнеса

подчас относятся фирмы с оборотом в десятки миллионов рублей в год, и, с

точки зрения людей из регионов, особенно если мы говорим не о региональных

столицах, компании с таким оборотом очень трудно психологически воспринять

как малый бизнес. Когда говорят про малый бизнес, конечно, все имеют в виду

мельчайший бизнес, то есть мини-предприятия, микропредприятия, индивидуальных

предпринимателей и прочее, - в этом контексте их доля в рамках

консолидированного бюджета крайне невысока. И меры по выводу из тени этого

рынка, конечно, не должны быть чувствительными, болезненными для этой

категории людей, потому что издержки окажутся выше, чем результаты.


Безусловно, законопроект, который сегодня идёт на принятие, хороший,

правильный, и вся наша фракция, "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ", будет голосовать за

него, это соответствует нашей позиции, нашей точке зрения, но хотелось бы

отметить два момента.


Первый. Представляется рациональным вывести из сферы действия ККМ

предпринимателей, которые работают с использованием механизма ЕНВД и

патентов. Если в их числе есть какие-то ненужные группы, лишние, для которых

на самом деле регулирование должно происходить с использованием других

налоговых механизмов, то надо как раз эти группы выводить из-под ЕНВД и

из-под патентов. Но на тех предпринимателей, которые работают на вменёнке и

на патентах, - очевидно, что это микропредприятия, ИП, - с нашей точки

зрения, сфера действия ККМ не должна распространяться, потому что это лишено

в том числе какой-то налоговой логики и налогового смысла.


И второй момент. Я не случайно вспомнил тему общественного транспорта: он

находится как раз в плоскости этих двух налоговых механизмов. Общественным

транспортом пользуются обычные люди, те, у кого нет машин, и применение там

ККМ бессмысленно, оно просто репродуцирует повышение стоимости проезда для

пассажиров. Поэтому большая просьба к профильному комитету - мы обязательно

будем вносить поправку - вот этот аспект посмотреть отдельно. Мы готовы, и

лично я сам, достаточно детально поучаствовать.


Спасибо большое.


ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Гусева Ирина Михайловна, пожалуйста.


ГУСЕВА И. М. Уважаемый Александр Дмитриевич, уважаемые коллеги! После

детальной проработки всех вопросов на заседании комитета фракция "ЕДИНАЯ

РОССИЯ" предлагает свой вариант решения данной проблемы.


Что касается того, что нужно беспокоиться о бизнесе, - мы бизнес услышали.

Ещё в 2016 году мы приняли закон о применении контрольно-кассовой техники.

Где-то нет Интернета, кому-то было тяжело сразу приобрести эту технику,

следовать этому закону - именно поэтому мы установили переходный период до 1

июля 2019 года, то есть бизнес спокойно может планировать, спокойно может

понять ситуацию с доходами и расходами. Напомню также, что Президент

Российской Федерации после общения с экспертным сообществом и после прямой

линии обратил внимание на то, что все, кто работает по вменёнке и по патенту,

как раз получают налоговый вычет 18 тысяч рублей, на который можно

планировать приобретение техники.


Почему фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ" предлагает свой законопроект (и мы будем его

поддерживать, и вас призываем принять активное участие, благодарим за это

обсуждение, за понимание и за то, что готовы внести поправки ко второму

чтению)? Потому что прекрасно понимаем, что реализовывать закон нужно,

устанавливать кассовые аппараты нужно, мы только предлагаем обратить на это

внимание и отменить кассовые аппараты там, где речь идёт о безопасности наших

граждан, в данном случае это воздушные суда.


Наши коллеги - и одна фракция, и вторая, - выступавшие сегодня, с этой

трибуны очень правильно говорили, что вопросов много и ко второму чтению. Мы

это видим, мы согласны и предлагаем вам концептуально поддержать законопроект

под пунктом 27.8 и ко второму чтению вместе работать над поправками. Но то,

что нужно реализовывать закон, принятый нами в этом зале, и то, что

контрольно-кассовые аппараты должны быть, вообще не обсуждается. Внимательно

же прислушавшись к нашим коллегам с Камчатки, мы говорим, что страна

огромная, вопросов много, - так давайте их обсуждать.


Предлагаю поддержать законопроект под пунктом 27.8, остальные законопроекты

фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ" поддерживать не будет.


ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.


Так, коллеги, все записавшиеся выступили.


Представители президента, правительства? Докладчики хотят выступить с

заключительным словом?


Николай Васильевич Арефьев, пожалуйста.


АРЕФЬЕВ Н. В. Я буду предельно краток. Вы знаете, мы несколько раз вносили

законопроект об увеличении, вернее, о прогрессивном подоходном налоге, чтобы

изъять избыточные доходы у сверхбогатых и пустить их на развитие народного

хозяйства, - ни разу не приняли. Более того, в первом чтении был принят

"закон Ротенберга", в котором говорилось о том, что надо компенсировать

потери наших олигархов за рубежом, есть закон, который их освобождает от

налогов, если они подпадают под санкции, - как мы любим олигархов и до чего

же мы ненавидим наше население!


Сегодня Андрей Михайлович сказал, мол, шубами торгуют! Да это единственная

ценная вещь, которой торгует малый бизнес! И что? Однажды я был во

французском парламенте и сказал, что такой-то закон у них можно обойти. Они

ответили, что знают об этом, но также знают и другое: они хотят, чтобы

население было богатым, а не бедным. А вот у нас хотят, чтобы все были

бедные. Коммунистов всегда в этом обвиняли, а вот сейчас "ЕДИНАЯ РОССИЯ"

этого хочет. Вы на кого нападаете? Под контроль ставите тех, кто работает по

патенту и по ЕНВД. Да это беднейшие слои предпринимателей! Они торгуют дачной

продукцией! Бабушка носки связала и купила себе патент, чтобы торговать,

потому что иначе шесть лет схлопочешь, если без патента работаешь, - тоже

закон приняли! Ну и кого мы хотим под контроль поставить? И много ли получит

государство? Да немного: закроются все предприятия, которые вы ставите под

контроль, и вы не получите вообще ничего. Но вопрос-то в другом: любим мы

свой народ или не любим? Скорее всего, не любим.


ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.


Андрей Михайлович, пожалуйста.


МАКАРОВ А. М. Коллеги, я не хотел выступать, тоже буду краток.


На вопрос о том, любим ли мы свой народ, от коллег мы получили ответ: мы не

любим. А мы любим! Мы любим свой народ и именно потому приняли механизм,

который за год применения позволил вывести из тени триллионы рублей, а когда

триллионы рублей выходят из тени на свет, с них платятся налоги, которые идут

на решение проблем, на школы, на детские сады, на зарплаты, на пенсии для

наших избирателей, - это, простите, уже не вопрос об отношении к малому

бизнесу. И вообще, прежде чем говорить о малом бизнесе, давайте, может быть,

будем изучать вопрос.


Уважаемые коллеги, я вышел сюда обсуждать не шкалу подоходного налога и не

"закон Ротенберга" или ещё кого-то. (Наверное, я мог бы сейчас вспомнить, как

здесь обсуждался вопрос, возвращать наш бизнес в Россию или не возвращать, и

только из политических соображений кричали о том, как плохо иметь счета за

границей. Вы бы всегда это говорили - цены бы не было, а то в одном месте

одно, в другом месте другое! Знаете, как-то очень неудачно получается.) А

вышел я сюда с очень коротким выступлением. Я хотел бы поблагодарить все три

фракции, принявшие участие в разработке очень важного законопроекта, -

законопроекта, в котором говорится о нашей ответственности перед

избирателями. Мы готовы все вместе, я подчёркиваю, без каких бы то ни было

исключений, работать при подготовке законопроекта ко второму чтению, чтобы в

итоге этот закон уже окончательно решил все проблемы малого бизнеса с

контрольно-кассовой техникой, чтобы вся страна могла воспользоваться

результатами, чтобы могли воспользоваться те люди, которых как раз мы, я не

буду говорить в отличие от кого, любим.


ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.


Коллеги, все выступили, сейчас будет голосование по альтернативным

законопроектам.


Итак, ставлю на голосование законопроект под пунктом 27.1, коллега Арефьев

докладывал этот вопрос.


Включите режим голосования. (Идёт голосование.)


Спасибо. Не показывайте пока результат.


Пункт 27.2, законопроект внесён Архангельским областным Собранием депутатов.


Включите режим голосования. (Идёт голосование.)


Пункт 27.3, законопроект внесён Законодательным Собранием Челябинской

области.


Включите режим голосования. (Идёт голосование.)


Пункт 27.4, докладывал коллега Бузилов.


Включите режим голосования. (Идёт голосование.)


Пункт 27.5, законопроект, внесённый Заксобранием Камчатского края,

докладывала Ирина Анатольевна Яровая.


Включите режим голосования. (Идёт голосование.)


Пункт 27.8, докладывал Андрей Михайлович Макаров.


Включите режим голосования. (Идёт голосование.)


Спасибо.


Покажите результаты голосования по пункту 27.1.


РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (14 час. 00 мин. 30 сек.)

Проголосовало за 96 чел.21,3 %

Проголосовало против 0 чел.0,0 %

Воздержалось 0 чел.0,0 %

Голосовало 96 чел.

Не голосовало 354 чел.78,7 %


Девяносто шесть "за".


Пункт 27.2.


РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (14 час. 00 мин. 58 сек.)

Проголосовало за 88 чел.19,6 %

Проголосовало против 0 чел.0,0 %

Воздержалось 0 чел.0,0 %

Голосовало 88 чел.

Не голосовало 362 чел.80,4 %


Восемьдесят восемь "за".


Пункт 27.3.


РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (14 час. 01 мин. 24 сек.)

Проголосовало за 18 чел.4,0 %

Проголосовало против 0 чел.0,0 %

Воздержалось 1 чел.0,2 %

Голосовало 19 чел.

Не голосовало 431 чел.95,8 %


Восемнадцать "за".


Пункт 27.4.


РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (14 час. 01 мин. 51 сек.)

Проголосовало за 71 чел.15,8 %

Проголосовало против 0 чел.0,0 %

Воздержалось 0 чел.0,0 %

Голосовало 71 чел.

Не голосовало 379 чел.84,2 %


Семьдесят один "за".


Пункт 27.5.


РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (14 час. 02 мин. 16 сек.)

Проголосовало за 20 чел.4,4 %

Проголосовало против 0 чел.0,0 %

Воздержалось 0 чел.0,0 %

Голосовало 20 чел.

Не голосовало 430 чел.95,6 %


Двадцать "за".


И наконец, пункт 27.8.


РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (14 час. 02 мин. 43 сек.)

Проголосовало за 359 чел.79,8 %

Проголосовало против 0 чел.0,0 %

Воздержалось 1 чел.0,2 %

Голосовало 360 чел.

Не голосовало 90 чел.20,0 %


Триста пятьдесят девять "за".


Законопроект принимается. Остальные законопроекты не набрали нужного

количества голосов - отклоняются.