ФЗ № 1165650-7

О внесении изменений в статью 6 Федерального закона «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» и статью 3.1 Федерального закона «О мерах воздействия на лиц, причастных к нарушениям основополагающих прав и свобод человека, прав и свобод граждан Российской Федерации»

в части принятия дополнительных мер по противодействию деятельности на территории Российской Федерации иностранных неправительственных организаций

Внесён: 4 мая 2021
Последнее событие: Опубликование закона, 9 июля 2021
Последнее решение:

Стенограммы по законопроекту №1165650-7

Заседание №363

08.06.2021

О проекте федерального закона № 1165650-7 "О внесении изменений в статью 6 Федерального закона "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путём, и финансированию терроризма" и статью 3-1 Федерального закона "О мерах воздействия на лиц, причастных к нарушениям основополагающих прав и свобод человека, прав и свобод граждан Российской Федерации" (в части принятия дополнительных мер по противодействию деятельности на территории Российской Федерации иностранных неправительственных организаций; принят в первом чтении 18 мая 2021 года с наименованием "О внесении изменения в статью 3-1 и статью 3-2 Федерального закона "О мерах воздействия на лиц, причастных к нарушениям основополагающих прав и свобод человека, прав и свобод граждан Российской Федерации").

28-й вопрос, о проекте федерального закона "О внесении изменений в статью 6

Федерального закона "О противодействии легализации (отмыванию) доходов,

полученных преступным путём, и финансированию терроризма" и статью 3-1

Федерального закона "О мерах воздействия на лиц, причастных к нарушениям

основополагающих прав и свобод человека, прав и свобод граждан Российской

Федерации". Докладывает Василий Иванович Пискарёв.


ПИСКАРЁВ В. И. Уважаемый Иван Иванович, уважаемые коллеги! Предложенный

вашему вниманию законопроект был принят нами в первом чтении 18 мая сего

года. При подготовке законопроекта ко второму чтению поступило четыре

поправки, в основном юридико-технического свойства, одна поправка

предполагает осуществление более жёсткого контроля за поступлением денежных

средств, необходимых для функционирования деятельности некоммерческих

организаций.


Уважаемые коллеги, просим поддержать поправки, которые включены в таблицу

поправок № 1, и принять законопроект во втором чтении.


ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.


Коллеги, есть ли вопросы по таблице поправок № 1? Нет.


Таблица поправок ставится на голосование.


Включите режим голосования.


Покажите результаты.


РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (12 час. 34 мин. 50 сек.)

Проголосовало за 299 чел.66,4 %

Проголосовало против 0 чел.0,0 %

Воздержалось 1 чел.0,2 %

Голосовало 300 чел.

Не голосовало 150 чел.33,3 %

Результат: принято


Таблица поправок принимается.


Законопроект ставится на голосование во втором чтении.


Включите режим голосования.


Покажите результаты.


РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (12 час. 35 мин. 13 сек.)

Проголосовало за 316 чел.70,2 %

Проголосовало против 0 чел.0,0 %

Воздержалось 1 чел.0,2 %

Голосовало 317 чел.

Не голосовало 133 чел.29,6 %

Результат: принято


Принимается во втором чтении.


Пожалуйста, включите микрофон на трибуне.


ПИСКАРЁВ В. И. Уважаемые коллеги, просьба включить данный законопроект в

проект нашей работы на завтра.


ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Коллеги, нет возражений? Нет.


Прошу учесть.

Заседание №357

18.05.2021

О проекте федерального закона № 1165650-7 "О внесении изменения в статью 3-1 и статью 3-2 Федерального закона "О мерах воздействия на лиц, причастных к нарушениям основополагающих прав и свобод человека, прав и свобод граждан Российской Федерации" (в части принятия дополнительных мер по противодействию деятельности на территории Российской Федерации иностранных неправительственных организаций).

Пункт 35, проект федерального закона "О внесении изменения в статью 3-1 и

статью 3-2 Федерального закона "О мерах воздействия на лиц, причастных к

нарушениям основополагающих прав и свобод человека, прав и свобод граждан

Российской Федерации". Доклад Николая Ивановича Рыжака.


РЫЖАК Н. И., фракция "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ".


Уважаемый Александр Дмитриевич, уважаемые депутаты! Проект федерального

закона "О внесении изменения в статью 3-1 и статью 3-2 Федерального закона "О

мерах воздействия на лиц, причастных к нарушениям основополагающих прав и

свобод человека, прав и свобод граждан Российской Федерации" подготовлен

Комиссией Государственной Думы по расследованию фактов вмешательства

иностранных государств во внутренние дела России. Надо сразу подчеркнуть, что

комиссия работала в течение длительного времени. В качестве, может быть,

замечания скажу: мы не всегда информировали вас подробно о тех материалах,

которые получали в процессе работы, и о тех выводах, которые делались. Вот я

сегодня излагаю концепцию данного законопроекта, а после этого Василий

Иванович в своём содокладе постарается вам привести некоторые примеры и

доложить о фактах и деталях, которые подчёркивают актуальность темы и

обязывают нас принять соответствующие законодательные инициативы.


Мы последовательно совершенствуем законодательство в этой важнейшей сфере

национальной безопасности, и данный законопроект направлен на создание

дополнительных мер по противодействию проникновению на территорию России

нежелательных организаций и по блокированию их попыток деструктивно влиять на

социальные и политические институты российского общества. К слову сказать,

те, кто имел возможность посмотреть новостные программы вчера, имели

возможность, извините на тавтологию, ещё раз убедиться в том, как

неприкрыто... С помощью наших пранкеров там удалось вывести на разговор

представителей фонда поддержки демократии (это американский фонд, в

руководстве его состоят исключительно представители Госдепа и Центрального

разведывательного управления), и они откровенно рассказывали о причинах и

неудачах очередной попытки переворота в Белоруссии и прямо, не стесняясь,

говорили о том, что "дремлющие" ячейки нуждаются в активизации, не хватает

финансов, чтобы помешать избирательной кампании в Российской Федерации,

острие которой автоматически будет трансформироваться и апогей которой будет

достигнут в 2024 году, во время избирательной кампании, выборов Президента

Российской Федерации. Вот эти откровения помогают нам в определённом смысле

очень политически зрело отнестись к обсуждаемой теме, исключив политический

инфантилизм.


Комиссией установлены многочисленные факты прохождения российскими гражданами

за пределами России обучения на тренингах по влиянию на избирательные

кампании, по организации массовых беспорядков, несанкционированных

политических акций, в том числе с привлечением несовершеннолетних, по

осуществлению антироссийских информационных акций и по формированию в

российском обществе терпимости к употреблению наркотических средств путём

пропаганды их потребления и легализации наркотиков. Более того, используются

основные идеи, заложенные в деятельности "Исламского государства". Указанное

обучение проводится, конечно, при поддержке неправительственных организаций,

о чём я говорил. Однако в настоящее время в подобных действиях граждан

Российской Федерации и юридических лиц не усматривается нарушения российского

законодательства. Более того, в соответствии со статьёй 3-1 базового закона

деятельность иностранных или международных неправительственных организаций

признаётся нежелательной только на территории Российской Федерации, но не за

её пределами - вот это ещё один аспект, - а ведь как раз из-за пределов

Российской Федерации и направляется эта деятельность.


В связи с этим законопроектом предлагается внести изменения в часть 3 статьи

3-1 и в статью 3-2 базового федерального закона. Статью 3-1 предлагается

дополнить нормой о запрете на участие российских граждан и юридических лиц в

деятельности организации, признанной нежелательной в Российской Федерации,

как раз за пределами территории нашей страны. В статью 3-2 предлагается

внести дополнительный квалифицирующий признак: деятельность иностранной или

международной неправительственной организации может быть признана

нежелательной на территории России в случае оказания ею посреднических услуг

при проведении операций с денежными средствами, иным имуществом,

принадлежащими иностранной или международной организации, деятельность

которой признана нежелательной на территории Российской Федерации.


Реализация закона не потребует дополнительных расходов из федерального

бюджета, иных бюджетных ассигнований.


У нас будет возможность дополнительно раскрыть эту тему при рассмотрении

последующего законопроекта, под пунктом 37. Просьба поддержать законопроект в

первом чтении.


Благодарю за внимание.


ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.


Содоклад Василия Ивановича Пискарёва.


ПИСКАРЁВ В. И. Уважаемый Александр Дмитриевич, уважаемые коллеги! Как уже

сказал Николай Иванович, данный законопроект - это следующая пакетная

инициатива, которая была разработана Комиссией по расследованию фактов

вмешательства иностранных государств во внутренние дела России.


Мы подтверждаем, что нежелательные организации, несмотря на запрет работы у

нас в стране, а он прописан в законе № 272-ФЗ, известном как "закон Димы

Яковлева", продолжают свою деструктивную активность, реализуя на территории

нашего государства свои программы и проекты, даже несмотря на имеющуюся и

административную, и уголовную ответственность. Возникает вопрос: почему наши

законы в отношении таких НПО малоэффективны? А всё очень просто: признанные у

нас нежелательными НПО в обход всех запретов успешно реализуют

ориентированные на россиян проекты через сеть своих опорных пунктов, просто

разместив эти офисы на территориях государств Восточной Европы, фактически по

периметру нашей страны: в Польше, Чехии, Литве, Эстонии, Украине, Грузии, ну

и так далее, и там они себя чувствуют весьма и весьма уютно.


Коллеги, чтобы не быть голословным, прошу обратить внимание на небольшую

презентацию, здесь будут стоп-кадры из видеоматериалов, а также скриншоты

документов вот этих НПО, деятельность которых признана в России

нежелательной*.


Прошу слайд номер 1. Это вмешательство в выборы Российской Федерации: мы

видим семинар в Финляндии, организованный Национальным демократическим

институтом международных отношений. Это, разумеется, нежелательная

организация, фонд финансируется Госдепом США. Слушателями семинара являются

жители Санкт-Петербурга, планирующие в дальнейшем участие в муниципальных

выборах, лектором у них является известный американский политтехнолог Дэвид

Хантер. Разумеется, речь идёт о так называемых агентах влияния, которых в

последующем планируется использовать на территории нашей страны.


Прошу слайд номер 2. Здесь представлены стоп-кадры из вебинаров для

российских граждан по влиянию на избирательные кампании, организованных всё

той же нежелательной неправительственной организацией и тем же Хантером. Это

первое.


Второе, обучение технологиям "цветных революций". Напомню, что национальная

Стратегия противодействия экстремизму в Российской Федерации до 2025 года

относит деятельность зарубежных НПО по инспирированию "цветных революций" к

внешним экстремистским угрозам.


Прошу слайд номер 3. Здесь представлены стоп-кадры из видео проводимого в

Украине ежегодного семинара по теории и практике применения в протестных

акциях так называемых ненасильственных действий. На самом деле речь идёт об

организации перекрытия улиц, иных нарушений общественного порядка и просто

провокаций. Организатором семинара является нежелательный у нас американский

фонд "Свободная Россия", а лекторами являются инструкторы из Эстонии,

Норвегии и Сербии.


Третье, пропаганда наркотиков.


Прошу слайд номер 4. Здесь мы видим стоп-кадры из съёмок мероприятия

нежелательного в России Пражского центра гражданского общества: молодой

человек из России, находясь в Праге, защищает проект "Анти228" - напомню, что

это номер статьи Уголовного кодекса, предусматривающей уголовное наказание за

незаконный оборот наркотиков, - находясь в Чехии, он добивается получения

гранта. Данный проект, кроме прочего, использовался для анонсирования

незаконной акции - "Конопляного марша" в Санкт-Петербурге (кстати, он там

успешно прошёл).


Четвёртое, искажение нашей истории. Коллеги, этот слайд - о подготовке

специалистов по фальсификации истории нашей страны. В связи с нехваткой

времени я не буду, да и не хотел бы приводить конкретные примеры, у нас в

комиссии есть материалы - если есть желание, можете обратиться (примеры на

самом деле отвратительные). На сегодняшний день в поле зрения комиссии

находится более десяти активно действующих против России зарубежных центров

подготовки с широкой сетью опорных пунктов и более сорока их адептов,

российских граждан, регулярно получающих финансирование своей подрывной

деятельности.


Предлагается закрепить норму о запрете на участие российских граждан и лиц

без гражданства, постоянно проживающих в Российской Федерации, а также

российских юридических лиц в деятельности нежелательных организаций и за

пределами территории Российской Федерации.


Чтобы сторонники таких НПО не попадали в поле зрения наших правоохранительных

структур, им рекомендовано напрямую не обращаться - со своими заявками на

финансирование... (Микрофон отключён.)


ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Добавьте время.


ПИСКАРЁВ В. И. Полминуты прошу.


...обращаться в НПО-прокладки. Поэтому предлагается ввести дополнительное

основание признания НПО нежелательной - именно в случае оказания ею

посреднических услуг при проведении операций с финансами или имуществом таких

нежелательных организаций.


Уважаемые коллеги, представленный проект федерального закона идёт в пакете с

изменениями в КоАП, в УК, о чём мы будем тоже сегодня говорить, кроме того,

согласуется с общими задачами, обозначенными в Стратегии национальной

безопасности. Законопроект поддержан членами профильного комитета, также

поддержан Министерством юстиции. Правовое управление Аппарата Госдумы

замечаний не имеет.


Уважаемые коллеги, просим поддержать решение профильного комитета и

проголосовать за данный законопроект в первом чтении.


Благодарю за внимание.


ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.


Коллеги, есть ли вопросы? Есть.


Включите режим записи на вопросы.


Покажите список.


Куринный Алексей Владимирович, пожалуйста.


КУРИННЫЙ А. В. У меня к Василию Ивановичу вопрос.


Уважаемый Василий Иванович, есть ли подобная практика где-нибудь в зарубежных

странах, когда гражданин, выезжая, скажем так, на территорию иностранного

государства и участвуя там в работе неких организаций, признанных

нежелательными, потом, после возвращения к себе на родину, может привлекаться

к уголовной ответственности? Где работают подобные механизмы?


ПИСКАРЁВ В. И. Да, такая практика существует, в частности, в Америке.


Мы сегодня говорим о защите нашего суверенитета, поэтому давайте всё-таки

ближе к России. Примеры очевидны, и мне кажется, что нам нужно принимать свои

законы, которые позволят обеспечить поступательное и эффективное развитие

нашей страны и экономики российского общества.


ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Иванов Сергей Владимирович.


ИВАНОВ С. В. Уважаемый Василий Иванович, поскольку вы один из первых авторов

этого законопроекта, наверняка вы знакомы с проблемой. Вот я на сайт Минюста

зашёл: 31 организация признана нежелательной. Вот объясните, Тихоокеанский

центр защиты окружающей среды и природных ресурсов, или организация "Человек

в беде", или организация "Врачи против насильственного изъятия органов" какую

представляют угрозу конституционному строю Российской Федерации,

обороноспособности или безопасности государства?


ПИСКАРЁВ В. И. Спасибо за вопрос. Решение о размещении на сайте Министерства

юстиции принимается не комитетом по безопасности, не комиссией, не Госдумой -

оно принимается уполномоченными структурами, куда и надлежит обратить ваш

вопрос, уважаемый Сергей Владимирович.


ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Гартунг Валерий Карлович.


ГАРТУНГ В. К. Уважаемый Василий Иванович, как юристу - два вопроса.


Первый вопрос - по законопроекту под пунктом 35. Вот здесь написано, что

организация признаётся нежелательной, в случае если в отношении этой

организации получены сведения... Не установлен факт, а получены сведения, но

ведь сведения могут и не подтвердиться, а потом начинаются юридические

последствия. Это первое замечание.


И второй вопрос. "Причастные к деятельности" - для них тоже юридические

последствия. Что значит "причастные к деятельности"? Вот вы, как юрист, мне

объясните чётко, что здесь определяется: вот что за деяние совершил человек

или что за деяние совершила организация?


ПИСКАРЁВ В. И. Валерий Карлович, спасибо за вопрос. Мы рассматриваем

концепцию законопроекта, если у вас есть предложения по дальнейшему

совершенствованию, то я с большой радостью приму от вас любые поправки и

предложения. Спасибо.


В развитие ответа на предыдущий вопрос я хотел бы обозначить ещё... Вот я

нашёл, у меня есть в материалах справка: действительно, на сайте Минюста

размещена 31 организация, которые в России признаны нежелательными, из них 20

представляют Америку, 3 - Англию, по 1 - Румынию, Германию, Литву, Канаду, 2

- Чехию, 1 - Бельгию, 1 - Францию. В итоге что? Ну вот я вам сегодня

показывал небольшие фрагменты материалов, касающихся деятельности этих НПО.

Ведь в чём суть вопроса? На территории нашей страны они не действуют, потому

что у нас есть законы и все те, кто работает в этих НПО, будут являться

субъектами правонарушений, и административно, и уголовно наказуемых, но, если

эта деятельность осуществляется за границей, тогда они не подпадают под

действие нашего законодательства. Это неправильно, потому что они ведут

против нашей страны подрывную деятельность - подрывную! - и в сфере

экономики, и в сфере политики. Вы знаете, какие действия предпринимают в

отношении России, какие последствия возникают от тех же санкций

необоснованных, от вот этих незаконных, абсолютно клеветнических измышлений

против нашей страны, вы это видите, читаете об этом, уважаемый Сергей

Владимирович. Вот поэтому я говорю о том, что имеются доказательства, они у

нас есть в распоряжении - пожалуйста, можете с ними ознакомиться.


ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Моляков Игорь Юрьевич, пожалуйста.


МОЛЯКОВ И. Ю. Василий Иванович, вот руководители нашей страны всё время

говорят о зарубежных деятелях, государствах, называя их "наши коллеги". Но

вот те люди, которые... те организации, которые являются нежелательными, ведь

не в воздухе живут! Так вот какие государства вы могли бы назвать среди наших

так называемых коллег, которые представляют собой своеобразные опорные

пункты, что ли, для деятельности уже своих филиалов на территории нашего

государства?


ПИСКАРЁВ В. И. Если я правильно понял, уважаемый Игорь Юрьевич, вы

спрашиваете о том, в каких странах они размещены. Я в докладе говорил, откуда

вещание идёт и деструктивная вот эта сила распространяется в отношении

России, но могу повторить. Это страны, как правило, по периметру нашего

государства (я так понимаю, чтобы удобно было туда ездить, можно было меньше

средств тратить на переезды): Польша, Чехия, Литва, Эстония, Украина, Грузия.

Ну, пока достаточно этого. Там они себя чувствуют весьма спокойно, уютно,

никто их не трогает, финансирование регулярное, условия хорошие. Наверное,

нам стоит задуматься: а почему мы меры не принимаем, чтобы нашу страну

защитить от влияния оттуда? А влияние оттуда есть - мы все люди взрослые, мы

это видим ежедневно в средствах массовой информации и из других источников

знаем. Вот страны такие.


ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.


Коллеги, есть ли желающие выступить? Есть.


Включите режим записи на выступления.


Покажите список.


Синельщиков, пожалуйста.


СИНЕЛЬЩИКОВ Ю. П., фракция КПРФ.


Я коротко.


Уважаемые коллеги, законопроект направлен на дальнейшее ограничение

взаимодействия российских граждан с недружелюбными иностранными или

международными неправительственными организациями. Предлагаемая часть 4,

которой дополняется статья 3-2 упомянутого федерального закона, формулирует

некий запрет, смысл которого на сегодня совершенно неясен. Пояснительная

записка к законопроекту только добавляет неопределённости, ибо в ней

говорится об иных предметах регулирования, нежели в самом законопроекте,

например об учёбе российских граждан за рубежом. Мы надеемся, что во втором

чтении авторы всё поставят на свои места, и с учётом этого суждение о

целесообразности принятия законопроекта можно будет, наверное, высказать,

ознакомившись с ним во втором чтении. Пока мы не голосуем, но это не

исключает возможности поддержания законопроекта во втором чтении.


Спасибо за внимание.


ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Иванов Сергей Владимирович.


ИВАНОВ С. В. Уважаемые коллеги, был такой французский король - Людовик (не

помню, какой по счёту), который говорил: "Государство - это я". Вот всё, что

ему мешает, - это всё незаконно, это всё враги, террористы, там,

пятое-десятое.


Я напомню, если кто-то не знает и кому-то это ещё интересно, как вообще

признаётся нежелательной организация. Генеральный прокурор по согласованию с

Министерством иностранных дел подаёт в Минюст сведения на основании каких-то

- непонятно каких - данных, и всё. А дальше... Вот через один законопроект

идёт проект закона, которым вы установите ещё более жёсткую уголовную

ответственность за то, что человек состоит в этой организации, которая

неизвестно чем занимается, неизвестно кому и чем угрожает.


Вот сейчас Василий Иванович показывал нам слайды: какой-то человек учится,

как действовать во время избирательной кампании. А чего тут плохого-то? Ну

учится, и что? Мы что, против того, чтобы выборы были честные? Его, может

быть, там учат, как вас за руку ловить, тех, кто будет выборы

фальсифицировать! Что в этом плохого? Вы считаете, что это нельзя делать, - и

всё, это нежелательная организация.


Человек какой-то там "Конопляный марш" пытался организовать - да уже огромное

количество стран, где конопля вполне легализована, продаётся и так далее. Я

не за это, но тем не менее что тут ужасного, где угроза национальной

безопасности? Да, у людей есть мнение: водку вы даёте право продавать

гражданам и покупать, а за коноплю сажаете, причём надолго сажаете за

наркотики, а в чём разница - и то и другое туманит мозги!


Уважаемые коллеги, я вам ещё раз говорю: вот этим законопроектом вы всё

делаете для того, чтобы... причём вообще немыслимое делаете: поехал человек

за границу, кто-то сказал, что он там пошёл послушал какую-то лекцию, он

приедет сюда - на основании этого закона и другого закона (ещё через

законопроект идёт проект закона, который вы будете принимать), всё, ему до

четырёх лет тюрьмы. Вы не безопасность страны защищаете, вы защищаете своё

светлое будущее и текущее положение дел!


Вот, Александр Дмитриевич, вы сказали, что я читаю ерунду, но, извините, вы

тот доклад, где говорится, что потрачено 1,5 триллиона на проведение

Олимпиады, не опровергли и, извините, я то же самое могу сказать: ерунда те

сведения, которые нам представил Минфин, о том, сколько мы потратили на

Олимпиаду. Давайте уважать друг друга. Если вы мне конкретно по каждому

пункту этого доклада докажете, что это ерунда, я публично принесу извинения.

Пока я имею такое же право на альтернативные источники информации.


Сегодня вот тут слушания большие проходили, Александра Невского вспоминали:

святой и так далее. Не в силе Бог, а в правде, я согласен. Но никто ведь не

сказал другую правду: как Александр Невский общался с Ордой, как ордынцы

помогали ему завоевать Великий Новгород, как он там несогласным ноздри

вырывал и глаза выкалывал. Вот эту правду вы не хотите говорить, а это, между

прочим, наш святой.


ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Выборный Анатолий Борисович.


ВЫБОРНЫЙ А. Б. Уважаемый Александр Дмитриевич, уважаемые коллеги! Хотел бы

вернуться от Александра Невского и других к существу предлагаемой

законодательной инициативы, непосредственно к предмету.


Как мы видим из представленных докладов, данный проект федерального закона

направлен на реализацию государственной политики в сфере защиты основ

конституционного строя, обеспечения обороны страны и безопасности нашего

государства, а также общества и конкретного человека.


Как известно, в настоящее время всё чаще выявляются случаи участия наших

граждан за пределами нашего государства в деятельности нежелательных

организаций, в том числе участия в тренингах, где обучают, - обратите

внимание! - как именно влиять на избирательные кампании у нас здесь, в

России, организовывать массовые беспорядки, несанкционированные политические

акции и, самое опасное, как вовлекать в эту незаконную деятельность наших

несовершеннолетних граждан, в том числе пропаганде употребления наркотических

средств. И это не слова, это то, что мы реально знаем, то, что мы видим.


При этом согласно нашему законодательству, как известно, деятельность такой

иностранной или международной неправительственной организации представляется

нежелательной только здесь, на территории нашего государства, но не за его

пределами. И в связи с этим проектом федерального закона предлагается внести

изменения и установить запрет на участие наших граждан - физических лиц и

российских юридических лиц за пределами нашего государства в деятельности

таких организаций.


Таким образом, в случае принятия данного федерального закона мы установим ещё

один заслон против вмешательства иностранных государств в наши внутренние

дела, сделаем неэффективной обработку наших граждан, в том числе за пределами

нашего государства, и минимизируем, это самое главное, деструктивное влияние

на социальные и политические институты нашего государства.


С этой же целью - это важно - предлагается установить правило, согласно

которому если организация выступает посредником или прикрывает действия

неправительственной организации, признанной нежелательной у нас в России,

оказывает посреднические услуги с денежными средствами и имуществом, то она

тоже признаётся нежелательной на территории нашего государства. Такие

действия - это очевидно - представляют угрозу основам конституционного строя,

обороноспособности страны, безопасности нашего государства, а предлагаемые

инициативы представляются соразмерными и своевременными.


Именно поэтому фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ" данный проект федерального закона

поддерживает и предлагает принять его в первом чтении.


Благодарю за внимание.


ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.


Гартунг Валерий Карлович.


ГАРТУНГ В. К. Уважаемый Александр Дмитриевич, уважаемые коллеги! Наша фракция

приняла решение поддержать этот законопроект. Прямо скажу, у нас было много

споров, объясню почему.


Законопроект состоит из двух частей. В первой части запрещается нашим

гражданам принимать участие в деятельности нежелательных организаций - нам

объяснили, что это значит, мы с этим абсолютно согласны, мы это поддерживаем.

Одно замечание: запрет на участие в деятельности - надо расшифровать, что это

означает, какие действия или бездействие гражданина ведут к квалификации их

как участия в деятельности. Вот это очень важная вещь, юридический термин.


Теперь вторая часть. Нежелательной организацией может быть признана такая

организация, в отношении которой получены сведения... С трибуны всё правильно

говорилось и представитель "ЕДИНОЙ РОССИИ" говорил, что, если эта организация

участвует, принимает меры, выступает посредником, это факт, установленный

факт. А здесь, в законопроекте, написано не "установленный факт", а "получены

сведения" - чувствуете разницу? Мы понимаем, что во втором чтении это

поправимо, поэтому в первом чтении голосуем за. Но если ко второму чтению это

не будет убрано, мы не сможем за это проголосовать. Понятно, что против нас

ведётся борьба, но, как только мы сами выйдем за рамки правового поля, мы

потеряем моральное право от всех остальных требовать находиться в правовом

поле. Мы не должны этого допускать, юридическая чистота закона, мне кажется,

должна быть на первом месте.


Наша фракция поддерживает в первом чтении. Ну а во втором, мы надеемся,

всё-таки те недостатки, на которые мы указали, будут устранены.


ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.


Представитель президента? Правительства? Нет.


Докладчик? Пожалуйста.


РЫЖАК Н. И. Уважаемые коллеги, не планировал выступать, но после

проникновенного спича, который Сергей Владимирович произнёс, всё-таки

назрела, возникла необходимость.


Вы знаете, если бы речь шла о контроле над избирательным процессом, о его

прозрачности... В этом зале ведь нет противников такого подхода. Речь идёт о

другом. Двумя докладчиками, другими выступавшими были представлены совершенно

доказанные, документально доказанные материалы о противоправных действиях, о

работе, направленной на подрыв наших государственных устоев, на разложение

нашей молодёжи. Я вам скажу, что снимается даже какой-то психологический

барьер, ведь все тренинги, которые мы наблюдали, - а вы понимаете, мы не сами

по себе работали: мы приглашали видных экспертов, видных учёных, тех, кто

побывал в американских застенках, в частности известную Бутину, она нам

рассказывала...


Вот Куринный, уважаемый депутат, уважаемый государственный патриот,

спрашивал: а как там в Америке? А Сноуден, а Ассанж, вот их действия, как к

ним относится сейчас американская Фемида? Она их преследует по всему миру. А

ведь они, в общем-то, ничего противоправного, ничего против своей страны не

совершили, они просто открыли всему миру те многочисленные факты, которые

могут привести и зачастую приводят к очень нежелательным последствиям в мире.

И их сейчас преследуют, а уж какое судебное решение, можно только

догадываться.


Мне кажется, Василий Иванович, это как раз тот момент, когда и мы должны

более доказательно демонстрировать депутатскому корпусу всю глубину тех

материалов, которые получаем. Мы проникаем, мы это чувствуем, мы наблюдаем

это, но депутатский корпус лишён такой возможности - это наша недоработка, мы

постараемся всё сделать для того, чтобы объективно донести до вас часть тех

материалов, которыми можно с вами поделиться.


И последнее, что я хотел бы сказать. Вот, слушая нынешнее обсуждение, я с

болью вспоминаю 91-й год. Ведь тогда Комитет государственной безопасности

располагал исчерпывающей информацией относительно того, куда ведут события,

что это трагические последние дни существования нашего великого государства,

но депутатский корпус в виде Съезда народных депутатов не реагировал.

Опьянение демократией и той атмосферой, всеобщая эйфория привели к развалу.


Поверьте, здесь нет конъюнктуры, здесь никто не пытается, в чём нас обвиняют,

получить какие-то избирательные дивиденды. Мы озабочены только тем, что можем

получить протестный потенциал, особенно в виде нашей молодёжи, у которой ещё

неустойчивое сознание и политический инфантилизм, о чём я говорил.


ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.


По ведению - Бобрышев Юрий Иванович.


БОБРЫШЕВ Ю. И., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ".


Спасибо, Александр Дмитриевич.


Я, как новгородец, не могу не возразить депутату Иванову, который сказал, что

князь Александр Невский завоёвывал Новгород с помощью орды. Он никогда этого

не делал, он защищал Новгород, и новгородцы его приглашали на княжение и

дважды изгоняли. Поэтому по меньшей мере это неточная формулировка, если не

назвать это, вообще-то, искажением исторической точности, правды. Спасибо за

внимание.


ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.


ИЗ ЗАЛА. (Не слышно.)


ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Да нет, разница-то в чём? Для нас Невский - святой, а

для вас, может быть, Акунин - святой, но это как бы ваше дело, кого выбирать

в качестве святого.


Представители президента, правительства будут выступать? Нет.


Ставится на голосование проект федерального закона "О внесении изменения в

статью 3-1 и статью 3-2 Федерального закона "О мерах воздействия на лиц,

причастных к нарушениям основополагающих прав и свобод человека, прав и

свобод граждан Российской Федерации", пункт 35.


Включите режим голосования.


Покажите результаты.


РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (14 час. 59 мин. 01 сек.)

Проголосовало за 311 чел.69,1 %

Проголосовало против 1 чел.0,2 %

Воздержалось 3 чел.0,7 %

Голосовало 315 чел.

Не голосовало 135 чел.30,0 %

Результат: принято


Принимается в первом чтении проект закона.