ФЗ № 1109512-7

О внесении изменений в Федеральный закон "О рекламе"

по вопросу регулирования распространения социальной рекламы

Внесён: 10 февраля 2021
Последнее событие: Опубликование закона, 7 мая 2021
Последнее решение:

Стенограммы по законопроекту №1109512-7

Заседание №354

22.04.2021

О проекте федерального закона № 1109512-7 "О внесении изменений в Федеральный закон "О рекламе" (по вопросу регулирования распространения социальной рекламы).

17-й вопрос, проект федерального закона "О внесении изменений в Федеральный

закон "О рекламе". Докладывает Сергей Александрович Жигарев.


ЖИГАРЕВ С. А., председатель Комитета Государственной Думы по экономической

политике, промышленности, инновационному развитию и предпринимательству,

фракция ЛДПР.


Уважаемый Иван Иванович, уважаемые коллеги! На ваше рассмотрение представлен

проект федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О

рекламе". Законопроект принят в первом чтении 24 марта 2021 года.

Законопроект регламентирует вопросы распространения социальной рекламы в сети

Интернет.


Ко второму чтению в комитет поступило семь поправок, шесть из которых

рекомендуются к принятию, одна - к отклонению. Поправками, рекомендуемыми к

принятию, в интересах участников рынка предусматриваются дополнительные

запреты для операторов социальной рекламы. В частности, оператору запрещается

передавать полученные от рекламораспространителей и операторов рекламных

систем сведения третьим лицам, а также взимать плату с рекламодателей за

распространение социальной рекламы. Оператора социальной рекламы будет

определять Правительство Российской Федерации по представлению Минцифры

России. Правительство Российской Федерации также наделяется полномочиями по

утверждению критериев отнесения распространяемой в сети Интернет информации к

социальной рекламе. Законопроект дополнен определениями понятий "рекламная

система" и "прогнозные значения объёмов распространения социальной рекламы",

наименование субъекта "владелец рекламной системы" изменено на "оператор

рекламной системы". Законопроект дополнен положениями, которые устанавливают

ответственность рекламораспространителя и оператора рекламной системы за

нарушение требований о распространении социальной рекламы, а также

устанавливает контроль за исполнением вводимого регулирования со стороны ФАС

России.


Проект прошёл правовую, юридико-техническую, лингвистическую экспертизы.

Прошу перейти к рассмотрению таблиц поправок.


ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Сергей Александрович.


Коллеги, есть ли вопросы по таблице поправок № 1? Нет.


Таблица поправок ставится на голосование.


Включите режим голосования.


Покажите результаты.


РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (14 час. 28 мин. 10 сек.)

Проголосовало за 353 чел.78,4 %

Проголосовало против 0 чел.0,0 %

Воздержалось 0 чел.0,0 %

Голосовало 353 чел.

Не голосовало 97 чел.21,6 %

Результат: принято


Принимается.


Есть ли вопросы по таблице поправок № 2? Нет.


Таблица поправок ставится на голосование.


Включите режим голосования.


Покажите результаты.


РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (14 час. 28 мин. 36 сек.)

Проголосовало за 292 чел.64,9 %

Проголосовало против 0 чел.0,0 %

Воздержалось 0 чел.0,0 %

Голосовало 292 чел.

Не голосовало 158 чел.35,1 %

Результат: принято


Принимается.


Законопроект ставится на голосование во втором чтении.


Включите режим голосования.


Покажите результаты.


РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (14 час. 28 мин. 59 сек.)

Проголосовало за 362 чел.80,4 %

Проголосовало против 0 чел.0,0 %

Воздержалось 0 чел.0,0 %

Голосовало 362 чел.

Не голосовало 88 чел.19,6 %

Результат: принято


Принимается во втором чтении единогласно.


Включите микрофон на трибуне, пожалуйста.


ЖИГАРЕВ С. А. Уважаемый Иван Иванович, законопроект подготовлен к третьему

чтению, прошёл все необходимые экспертизы, имеется положительное заключение

Правового управления Аппарата Государственной Думы. Комитет просит поставить

законопроект на голосование в третьем чтении.


ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.


Коллеги, есть ли желающие выступить по мотивам? Нет.


Законопроект ставится на голосование в третьем чтении.


Включите режим голосования.


Покажите результаты.


РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (14 час. 29 мин. 43 сек.)

Проголосовало за 358 чел.79,6 %

Проголосовало против 0 чел.0,0 %

Воздержалось 0 чел.0,0 %

Голосовало 358 чел.

Не голосовало 92 чел.20,4 %

Результат: принято


Закон принят единогласно.

Заседание №348

24.03.2021

О проекте федерального закона № 1109512-7 "О внесении изменений в Федеральный закон "О рекламе" (по вопросу регулирования распространения социальной рекламы).

23-й вопрос, проект федерального закона "О внесении изменений в Федеральный

закон "О рекламе". Докладывает Александр Евсеевич Хинштейн.


ХИНШТЕЙН А. Е. Уважаемые коллеги, вашему вниманию предлагается законопроект,

который подготовлен и внесён в Государственную Думу группой депутатов -

членов Комитета по информационной политике, информационным технологиям и

связи, он касается такого очень важного и значимого вопроса, как

распространение социальной рекламы.


Сегодня действующим законодательством о рекламе уже установлено, что в

средствах массовой информации, в телевизионной трансляции не менее 5

процентов общего объёма рекламы должна составлять социальная реклама. К

сожалению, в отношении сети Интернет такие подходы чётко не закреплены, а

самое главное - в законодательстве отсутствует механизм реализации этой

нормы.


События прошлого года, ситуация, связанная с ковидом, показали, насколько

важны и значимы развитие и поддержка волонтёрских движений, социально

ориентированных некоммерческих объединений. При этом волонтёры говорят о том,

что между наличием социальной рекламы и активностью деятельности волонтёрских

организаций, НКО связь самая прямая. К сожалению, сегодня механизма,

посредством которого волонтёры, НКО, какие-то другие общественно значимые

организации могут рассказать о себе, как минимум сообщить жителям города о

наличии волонтёрского центра, нет и возможностей для этого крайне мало,

потому что за это надо платить, а платить волонтёры могут только из тех самых

средств, которые они собирают для совершенно других целей, на

благотворительность.


В связи с этим нами подготовлен и внесён законопроект, предлагаемый вашему

вниманию. Его внесению предшествовало очень подробное и детальное обсуждение

на площадке комитета по информационной политике. В декабре прошлого года

комитет проводил специальное расширенное заседание, на которое были

приглашены представители отрасли, представители средств массовой информации,

Союза журналистов, основных ассоциаций, объединяющих участников рекламного

рынка. Все единодушно сошлись во мнении, что такой закон необходим, что

действительно требуется установить квоту в 5 процентов для социальной рекламы

в сети Интернет, потому что это напрямую связано с развитием гражданского

общества в нашей стране. Не случайно авторами законопроекта стали депутаты -

члены комитета безотносительно к их партийной и фракционной принадлежности. К

сожалению, у нас в составе комитета нет представителей "СПРАВЕДЛИВОЙ РОССИИ",

поэтому помимо представителей "ЕДИНОЙ РОССИИ", авторами законопроекта

выступили наши коллеги из фракций КПРФ и ЛДПР.


Законопроектом предлагается конкретный механизм реализации нашей нормы.

Предусматривается, что будет отобрана некоммерческая организация, наделённая

функциями оператора социальной рекламы, прописывается порядок её работы, её

деятельности и целый ряд других важных и нужных механизмов.


Хочу отметить, что в прошлом году уже был реализован эксперимент в отсутствие

закона, когда по инициативе Общественной палаты и Института развития

Интернета основные интернет-ресурсы, находящиеся в российской юрисдикции,

заключили соглашение, и сегодня "Яндекс", "Mail.ru", "Рамблер" предоставляют

5 процентов своих рекламных объёмов под социальную рекламу безотносительно к

принимаемым нами нормам. Таким образом, сам рынок уже ответил на вопрос,

нужно поддерживать эту инициативу или нет.


Уважаемые коллеги, от лица авторов я прошу вас поддержать этот законопроект.

Он действительно очень важный и очень нужный, потому что направлен на

развитие институтов гражданского общества. И последние события показали,

насколько важна взаимовыручка, взаимопомощь, когда мы все вместе стоим перед

лицом единой угрозы, а социальная реклама - это механизм, который эту

взаимовыручку, взаимопомощь только усиливает и цементирует.


Я надеюсь на поддержку.


Спасибо за внимание.


Председательствует Первый заместитель

Председателя Государственной Думы

А. Д. Жуков


ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Содоклад Александра Александровича Максимова.


МАКСИМОВ А. А., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ".


Уважаемый Александр Дмитриевич, уважаемые коллеги! Комитет Государственной

Думы по экономической политике, промышленности, инновационному развитию и

предпринимательству, рассмотрев представленный законопроект, отмечает, что,

безусловно, он направлен на выравнивание рынка и решает все основные

социальные задачи, о которых сказал докладчик. В то же время хотелось бы

отметить, что есть определённые опасения в части того, будет ли закон

эффективно работать, поскольку, на наш взгляд, отдельные его положения

требуют уточнения. О чём я хотел бы сказать?


Прежде всего, само понятие социальной рекламы. Вот мы пока не говорили о том,

что нужно контролировать, какое количество социальной рекламы будет на

канале, что это 5 процентов общего объёма. Дефиниция социальной рекламы,

безусловно, требует уточнения.


Далее, мы с вами создаём специальный орган по реализации этого закона -

оператора социальной рекламы, и эту общественную некоммерческую организацию

мы наделяем полномочиями, сходными с полномочиями органов государственной

власти. О чём идёт речь? Оператор будет запрашивать данные о размещении

социальной рекламы, вступать во взаимоотношения с хозяйствующими субъектами.

И здесь возникает вопрос: на каком основании, насколько будет выдержан

паритет для хозяйствующих субъектов, чтобы их права не ущемлялись в данном

случае? Законопроект об этом умалчивает.


Наконец, в достаточной степени не урегулирован вопрос... Допустим, при

размещении рекламы тот или иной, как говорится, держатель контента не

разместил на 5 процентов социальной рекламы. Что произойдёт? Какие санкции,

какая ответственность за это? Мы полагаем, что это ключевой вопрос, который,

безусловно, требует более детального урегулирования в законопроекте ко

второму чтению.


С учётом изложенного комитет не возражает против принятия законопроекта в

первом чтении.


Спасибо за внимание.


ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.


Есть ли вопросы? Нет.


Есть ли желающие выступить? Нет. Представитель президента? Правительства?

Нет.


Ставится на голосование проект федерального закона "О внесении изменений в

Федеральный закон "О рекламе", пункт 23.


Включите режим голосования.


Покажите результаты.


РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (14 час. 25 мин. 47 сек.)

Проголосовало за 374 чел.83,1 %

Проголосовало против 0 чел.0,0 %

Воздержалось 2 чел.0,4 %

Голосовало 376 чел.

Не голосовало 74 чел.16,4 %

Результат: принято


Принимается в первом чтении.