ФЗ № 1098730-7

О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации

в части определения объема информации, предоставляемой потребителю - физическому лицу при заключении финансового договора, и об ограничениях на совершение финансовых сделок с или за счет физических лиц, не являющихся квалифицированными инвесторами

Внесён: 21 января 2021
Последнее событие: Рассмотрение законопроекта в третьем чтении, 19 мая 2021
Последнее решение: принять (одобрить) закон

Стенограммы по законопроекту №1098730-7

Заседание №344

10.03.2021

О проекте федерального закона № 1098730-7 "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации (в части определения объёма информации, предоставляемой потребителю - физическому лицу при заключении финансового договора, и об ограничениях на совершение финансовых сделок с или за счёт физических лиц, не являющихся квалифицированными инвесторами)".

23-й пункт, проект федерального закона "О внесении изменений в отдельные

законодательные акты Российской Федерации (в части определения объёма

информации, предоставляемой потребителю - физическому лицу при заключении

финансового договора, и об ограничениях на совершение финансовых сделок с или

за счёт физических лиц, не являющихся квалифицированными инвесторами)".

Доклад Анатолия Геннадьевича Аксакова.


АКСАКОВ А. Г., председатель Комитета Государственной Думы по финансовому

рынку, фракция "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ".


Уважаемый Александр Дмитриевич, уважаемые коллеги! В последнее время мы

наблюдаем очень активные перемещения средств наших физических лиц со своих

вкладов на брокерские счета, на финансовый, прежде всего фондовый, рынок. За

последние два года количество брокерских счетов увеличилось в 4 раза,

особенно в прошлом году такой активный переток наблюдался, но это связано в

том числе с тем, что проценты по вкладам в последнее время достаточно

серьёзно просели, ну и в этих ситуациях наши неискушённые инвесторы зачастую

приобретают сложные инструменты, видя, что по ним предлагается высокая

доходность. Они их с удовольствием берут, не понимая, что эта доходность

связана с высокими рисками и этот риск может привести к тому, что доходов и

не окажется вовсе.


Но это с одной стороны, а с другой стороны, к сожалению, есть и

недобросовестные участники финансового рынка, профучастники, которые, грубо

говоря, впаривают неискушённому инвестору эти сложные продукты, опять же

обещая золотые горы, а люди, не понимая существа инструмента, их приобретают.

Вот для того, чтобы защитить розничного инвестора, этот законопроект

предлагает, что финансовые институты, практически все финансовые институты

должны предоставлять инвесторам полную и достоверную информацию, для того

чтобы этот инвестор мог принять ответственное решение при приобретении этого

продукта.


По замыслу законопроекта, объём и достоверность этой информации будет

определять Центральный банк. Ну и в том числе он будет определять порядок

предоставления этой информации. В соответствии с законопроектом Центральный

банк получает право ограничивать действия профучастников, в случае если они

предоставляют неполную и недостоверную информацию рядовому инвестору, вплоть

до того что Центральный банк может обязать соответствующую финансовую

компанию выкупить обратно тот продукт, который она продала розничному

инвестору, если была предоставлена вот как раз неполная и недостоверная

информация и это угрожает тому, что инвестор может практически всё потерять,

в случае если будет владеть этим инструментом.


Плюс этот законопроект предлагает передвинуть сроки тестирования инвесторов.

Это тестирование нами было введено для того, чтобы определять квалификацию

инвестора. В действующем законе прописано, что такое тестирование должно быть

введено с 1 апреля 2022 года, сейчас мы предлагаем передвинуть срок на 1

октября текущего года, для того чтобы в ходе тестирования как раз

определялась квалификация и исходя из квалификации предлагались продукты

соответствующей сложности.


Вот суть этого законопроекта. Прошу поддержать.


ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.


Есть ли вопросы? Нет. Есть ли желающие выступить? Да.


Включите режим записи.


Покажите список.


Пиляев Иван Сергеевич, пожалуйста.


ПИЛЯЕВ И. С., фракция ЛДПР.


Уважаемый Александр Дмитриевич, уважаемые коллеги! Сегодня мы видим, что

граждане меньше стали хранить деньги на депозитных счетах и всё больше

начинают вкладывать в ценные бумаги. Ну, финансовые организации обещают

начинающим инвесторам высокую доходность, но, к сожалению, умалчивают о

подводных камнях в своих предложениях. За прошлый год в России, как мы знаем,

упала популярность банковского вклада как способа приумножить сбережения.

Граждане вывели со своих счетов более чем 1,5 триллиона рублей. Количество

клиентов, зарегистрированных на Московской бирже, при этом увеличилось.

Крупные финансовые компании и банки только рады предложить начинающим

инвесторам самые разные схемы, по которым граждане якобы смогут легко

извлекать прибыль из игры на бирже.


Широкое распространение сомнительных инвестиционных схем в стране объясняется

очень просто: среднестатистический гражданин всё ещё имеет неглубокие

познания в сфере финансовых вложений. В своё время такой неграмотностью, как

мы знаем, воспользовался Сергей Мавроди со своей финансовой пирамидой, а

сегодня за сбережения россиян соревнуется целый ряд организаций. Бизнес

наживается, а люди теряют деньги - к сожалению, так сейчас обстоят дела на

рынке инвестиций. Сейчас, как мы видим, на каждом шагу - на улице, в

Интернете - встречается реклама сайтов, приложений, с помощью которых любой

человек якобы сможет торговать на рынке и на этом зарабатывать. Именитые

банки предлагают скачать на телефон программу, которая превратит обывателя в

инвестора. Особенно привлекательно звучат условия, на которых россиян зовут

торговать: это и компенсация потерь, это и фантастическая доходность. И кто

станет вчитываться в текст мелким шрифтом, раскрывающий подробности? Между

тем если проявить должное внимание, то можно узнать, что доходность в десятки

процентов не будет моментальной, а растянется на несколько лет либо её не

будет вообще. Условия получения компенсации потерь скрыты вообще за семью

печатями. Федеральная антимонопольная служба, в обязанности которой входит

борьба с рекламой мелким шрифтом, может применять только несерьёзные штрафные

санкции.


Данный законопроект, как было сказано, направлен на защиту

неквалифицированных инвесторов от компаний, пытающихся убедить их

инвестировать в сложный, непонятный продукт. Законопроект обяжет финансовые

компании проверять грамотность инвестора, и если тот не совсем понимает, что

он делает, во что он вкладывает, то операцию можно будет отменить. Кроме

того, к каждому продукту будет прилагаться паспорт с основной информацией о

нём. Законопроект нужно, конечно же, срочно принимать, пока граждане ещё не

успели массово инвестировать на сомнительных условиях и не потеряли свои

сбережения, иначе потом что-то сделать будет уже поздно.


Фракция ЛДПР будет поддерживать данный законопроект.


Спасибо за внимание.


ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Изотов Алексей Николаевич, с места.


ИЗОТОВ А. Н., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ".


Уважаемый Александр Дмитриевич, уважаемые коллеги! Ну, действительно, мы

наблюдаем беспрецедентное перемещение физическими лицами своих сбережений из

банковского сектора на фондовый рынок, а там разные бывают финансовые

организации: бывают мошенники, бывают те, кто вводит в заблуждение.


Я вот сам, лично, когда работаю у себя в регионе, встречаю даже не сотни, а

тысячи таких примеров, вот один из них приведу: когда заканчивается,

например, срок действия вклада у физического лица, сотрудники организации

начинают доказывать, рассказывать, что появился новый финансовый инструмент,

очень привлекательный, под 14, под 17 процентов, - я сам, лично, видел такие

цифры, - что он подкреплён активами, что эти деньги будут вложены в

строительство. Конечно, такие финансовые инструменты привлекают, особенно

привлекают граждан старшего поколения, у которых финансовая грамотность на

достаточно низком уровне, а вера в государство и вера в окружающих - на

высоком уровне. При этом договор составляется так, что проценты выплачиваются

в конце, а расторгнуть договор в одностороннем порядке, со стороны

физического лица, невозможно. Не предупреждают о рисках, о том, что эти

финансовые инструменты не подпадают сейчас под действие системы страхования

вкладов. В итоге мы видим санацию этих банков, компании, которые привлекают

данные денежные средства у физических лиц, банкротятся, и граждане

действительно не получают ни проценты, ни свои кровные сбережения.


Вот этот законопроект направлен на то, чтобы финансовые организации при

заключении договоров с физическими лицами раскрывали всю необходимую

информацию о договоре и о рисках. Законопроект направлен на защиту прав

потребителей услуг, физических лиц, неквалифицированных инвесторов, и фракция

"ЕДИНАЯ РОССИЯ" поддерживает его и просит поддержать его и принять в первом

чтении.


Спасибо за внимание.


ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.


Представитель президента? Правительства? Докладчик? Нет.


Ставится на голосование проект федерального закона "О внесении изменений в

отдельные законодательные акты Российской Федерации (в части определения

объёма информации, предоставляемой потребителю - физическому лицу при

заключении финансового договора, и об ограничениях на совершение финансовых

сделок с или за счёт физических лиц, не являющихся квалифицированными

инвесторами)", пункт 23.


Включите режим голосования.


Покажите результаты.


РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (15 час. 08 мин. 41 сек.)

Проголосовало за 384 чел.85,3 %

Проголосовало против 0 чел.0,0 %

Воздержалось 0 чел.0,0 %

Голосовало 384 чел.

Не голосовало 66 чел.14,7 %

Результат: принято


Принимается единогласно в первом чтении.