ФЗ № 1036217-7

О Государственном Совете Российской Федерации

Внесён: 14 октября 2020
Последнее событие: Рассмотрение законопроекта в третьем чтении, 25 ноября 2020
Последнее решение: принять (одобрить) закон
Инициаторы:

Стенограммы по законопроекту №1036217-7

Заседание №322

11.11.2020

О проекте федерального закона № 1036217-7 "О Государственном Совете Российской Федерации".

2-й вопрос, проект федерального закона "О Государственном Совете Российской

Федерации". Мы с вами вынесли этот вопрос в качестве приоритетного, и с

докладом выступит официальный представитель Президента Российской Федерации

председатель Комитета по государственному строительству и законодательству

Павел Владимирович Крашенинников.


Пожалуйста, Павел Владимирович.


КРАШЕНИННИКОВ П. В., официальный представитель Президента Российской

Федерации, председатель Комитета Государственной Думы по государственному

строительству и законодательству, фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ".


Спасибо большое.


Уважаемый Вячеслав Викторович, уважаемые коллеги! Представленный вам проект

федерального закона "О Государственном Совете Российской Федерации" внесён

Президентом Российской Федерации в Государственную Думу 14 октября 2020 года

в составе второго пакета законопроектов в развитие обновлённых положений

Конституции Российской Федерации.


Для реализации конституционных изменений принципиально важна согласованная

деятельность системы публичной власти. Часть вопросов функционирования

публичной власти уже отражена в принятых законах: "О Правительстве Российской

Федерации", "О внесении изменений в Федеральный конституционный закон "О

Конституционном Суде Российской Федерации". Представленный законопроект - это

продолжение данной работы. Вчера мы с вами были не просто свидетелями, но и

участниками конституционного процесса реализации новых положений Конституции:

вчера мы с вами утверждали кандидатуры членов кабинета министров в

соответствии с Конституцией и новым законом "О Правительстве Российской

Федерации".


Согласно статье 83 Конституции Государственный Совет формируется Президентом

Российской Федерации в целях обеспечения согласованного функционирования и

взаимодействия органов публичной власти, определения основных направлений

внутренней и внешней политики нашей страны и приоритетных направлений

социально-экономического развития государства. Статус Государственного Совета

в соответствии с мною названной нормой определяется федеральным законом.


В развитие норм Конституции в представленном вашему вниманию проекте

определяются порядок формирования и деятельности Государственного Совета, его

статус и место в единой системе публичной власти. Обращаю ваше внимание на

то, что впервые в отечественном законодательстве раскрывается понятие единой

системы публичной власти; как я уже сказал, это понятие используется в

Конституции несколько раз. В статье 2 проекта указывается, что в единую

систему публичной власти входят федеральные органы государственной власти,

органы государственной власти субъектов Российской Федерации, иные

государственные органы, органы местного самоуправления, осуществляющие свою

деятельность в целях соблюдения и защиты прав и свобод человека и гражданина,

создания условий для социально-экономического развития государства.


В статье 17 проекта устанавливаются основные принципы принятия

Государственным Советом решений по вопросам взаимодействия органов, входящих

в единую систему публичной власти, и прежде всего принцип эффективности

осуществления публичных функций на соответствующей территории и необходимости

выполнения социально-экономических обязательств государства.


Я хочу напомнить, что Государственный Совет в нашем Отечестве существовал в

разное время: и в имперский период (Государственный Совет был создан в 1810

году), и в советское время, и в постсоветское время. С 2000 года

Государственный Совет действует у нас в России, уже более 20 лет, и он

зарекомендовал себя исключительно с положительной стороны - вот Игорь

Евгеньевич здесь присутствует.


Хочу сказать, что в данном случае ситуация с нормативной точки зрения

следующая: нормы, которые уже есть в указе президента, мы фактически

поднимаем до уровня закона, при этом, конечно, мы исходим из положений

Конституции, которые вступили в силу 4 июля. Придание Государственному Совету

конституционного статуса показывает важность диалога между различными

элементами системы публичной власти и соответствует полномочиям Президента

Российской Федерации по обеспечению согласованных действий органов публичной

власти.


В законопроекте определяются основные задачи и функции Государственного

Совета (статьи 5 и 6), а также его состав (статья 7). Важно подчеркнуть, что

Госсовет не является органом государственной власти, поскольку не обладает

властными полномочиями. Госсовет как конституционный государственный орган

действует в рамках конституционных полномочий главы государства. Как и

сейчас, Госсовет будет возглавлять Президент Российской Федерации. Согласно

проекту членами Госсовета по должности будут являться Председатель

Правительства Российской Федерации, Председатель Совета Федерации,

Председатель Государственной Думы, руководитель администрации президента и

главы регионов. Кроме того, по решению президента в состав Госсовета могут

быть включены представители политических партий, имеющих фракции в

Государственной Думе, представители местного самоуправления, а также иные

лица. В состав Госсовета запрещено входить лицам, которые имеют иностранное

гражданство или вид на жительство, а также счета, деньги и ценности в

иностранных банках за пределами Российской Федерации.


Председатель и члены Госсовета участвуют в его деятельности на общественных

началах. Для решения текущих вопросов формируется Президиум Государственного

Совета, персональный состав которого определяется Председателем

Государственного Совета. Помимо этого в целях обеспечения деятельности

Государственного Совета создаются комиссии, а также могут создаваться рабочие

группы Государственного Совета.


Ключевой задачей Государственного Совета является содействие президенту по

вопросам обеспечения согласованного функционирования органов публичной

власти. В задачи Госсовета входит подготовка предложений президенту по

вопросам, связанным с формированием направлений, целей и приоритетов

социально-экономической политики Российской Федерации. Также хотелось бы

обратить внимание, что Госсовет формирует и предлагает механизмы эффективного

осуществления социально-экономического развития, это указано, в частности, в

законе, в пункте 14. Госсовет обсуждает основные параметры проекта

федерального закона о федеральном бюджете, а также информацию правительства о

ходе исполнения федерального бюджета.


В процессе развития современной России, к сожалению, иногда возникают

проблемы во взаимоотношениях и разногласия между различными элементами

публичной власти. Госсовет будет оказывать помощь в их разрешении, этому

посвящено несколько норм в законопроекте. Я напомню, что это корреспондирует

с нормами Конституции, в частности со статьёй 85, где говорится, что

президент может использовать согласительные процедуры для разрешения тех или

иных разногласий между органами власти.


Уважаемые коллеги, с учётом лимита времени хочу сказать, что Государственный

Совет с его обновлённой компетенцией даст возможность более оперативно

реагировать на нужды населения при формировании основных направлений

социально-экономического развития нашей страны. При этом непосредственное

региональное представительство при обсуждении ключевых государственных

вопросов будет не только способствовать развитию конституционного принципа

федерализма, но и служить претворению в жизнь нового конституционного

принципа единства системы публичной власти.


Спасибо за внимание.


ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.


Уважаемые коллеги, начинаем обсуждение. Вопросы? Есть вопросы.


Пожалуйста, включите режим записи на вопросы.


Покажите список.


Жириновский Владимир Вольфович.


ЖИРИНОВСКИЙ В. В., руководитель фракции ЛДПР.


Нет ли коллизии в том, что Госсовет вырабатывает рекомендации для президента

и он же возглавляет Госсовет? Вот они будут сидеть - и как они будут

рекомендовать что-то президенту? Они же будут бояться в его присутствии это

делать. Может быть, разделить здесь - президент отдельно, председатель

Госсовета отдельно? Это первое.


И второе. Почти сто человек - где они сядут? Сейчас у нас социальная

дистанция полтора метра. Когда они сидят в Георгиевском зале, они упираются

локтями друг в друга, то есть ещё теснее, чем здесь, в зале. Значит,

практически Госсовет действовать не будет, пока есть коронавирусная инфекция,

а она может быть несколько лет. Вот вы предполагаете, что Госсовет будет

работать на расстоянии, как сейчас, когда проводятся видеоконференции?


ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста, Павел Владимирович.


КРАШЕНИННИКОВ П. В. Мы с вами знаем, что Государственный Совет работает уже

больше 20 лет. На самом деле, конечно, такое региональное представительство в

Государственном Совете даёт возможность более чётко, более объёмно, что ли, и

более объективно рассматривать те или иные вопросы внутренней и внешней

политики, с одной стороны. С другой стороны, конечно, при принятии тех или

иных решений, на мой взгляд, это чрезвычайно важно.


Что касается того, где они будут находиться. Конечно же, мы с вами эти нормы

принимаем не на период пандемии, они носят долговременный характер. С учётом

нашего опыта мне кажется, что это очень важный и необходимый инструмент

публичной власти.


И я хотел бы также, Владимир Вольфович, обратить ваше внимание на то, что у

нас именно в этом законопроекте раскрывается, как я уже сказал, понятие

единой системы публичной власти, - это достаточно важно. И я на это - вы, как

юрист, это очень хорошо понимаете, - наверное, даже большее внимание обратил

бы, потому что на самом деле мы впоследствии будем принимать в соответствии с

Конституцией, допустим, закон о культуре, закон о науке и так далее - законы,

которые, конечно, будут касаться всех уровней власти. И вот это определение,

эти подходы, которые мы здесь закладываем, будут соответственно

проецироваться на те законы, которые мы будем принимать.


Что касается непосредственно заседаний Госсовета, то ещё раз хочу сказать,

что сейчас такая практика есть. Как они будут организовываться? Я думаю, что

они будут организовываться хорошо. А что касается пандемии, я уверен, что она

когда-то всё-таки пройдёт.


ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.


Коломейцев Николай Васильевич, пожалуйста.


КОЛОМЕЙЦЕВ Н. В., фракция КПРФ.


Уважаемый Павел Владимирович, представители юридического сообщества считают,

что данный законопроект противоречит статьям 10 и 11 Конституции Российской

Федерации, и в данной ситуации мы вам четвёртый вариант проекта закона о

Конституционном Собрании внесли, без которого нельзя 10-ю и 11-ю статьи

менять.


И вы частично ответили, но подскажите, пожалуйста, всё-таки решения сам

президент будет принимать или они будут приниматься голосованием Госсовета?


КРАШЕНИННИКОВ П. В. Я ещё раз хочу сказать, что Государственный Совет

находится в системе президентской власти, соответственно, он является не

органом государственной власти, а именно консультативным органом президента,

в котором принимаются те или иные решения. Мы знаем, что, после того как

проект был запущен, был внесён, пошли такие толкования, мол, мы чуть ли не

даём право законодательной инициативы Государственному Совету. Этого нет в

законопроекте - те, кто внимательно смотрел, знают, - конечно же, это

немножко другая история. Это президентский орган.


ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста, Кашин Владимир Иванович.


КАШИН В. И., председатель Комитета Государственной Думы по аграрным вопросам,

фракция КПРФ.


Павел Владимирович, получается, что такой коллегиальный, публичный орган, в

общем-то, по большому счёту, выполняет функции, но абсолютно лишён

возможности принятия решений, то есть его решения носят чисто

рекомендательный характер, не более того. Но ведь правоприменительная

практика показала, что решения Госсовета, который сегодня работает, по

существу не рекомендательные, а носят достаточно такой юридически правильный

характер и предлагаются к исполнению всем ветвям власти. Мы что, упрощаем,

что ли, эту ситуацию?


КРАШЕНИННИКОВ П. В. Я могу сказать, что решения Государственного Совета и

сейчас носят, и в соответствии с данным законопроектом будут носить

достаточно серьёзный юридический характер. На сегодняшний день после принятия

решения Государственным Советом, как мы знаем, по его итогам президент даёт

поручения по тем или иным вопросам соответственно правительству, палатам

Федерального Собрания и так далее. Конечно, эти поручения главы государства

носят очень серьёзный характер. Мы знаем, как контролируется исполнение этих

поручений, мы знаем, как они выполняются. Поэтому, я считаю, то, что есть на

сегодняшний день, и то, что законопроектом предполагается региональное

присутствие, - это всё просто даст возможность видеть проблему более полно,

привлекать на заседания как Госсовета, так и президиума, так и рабочих групп

разного рода специалистов, учёных, с тем чтобы, конечно, досконально

разбираться в тех или иных проблемах. И сейчас вопросы готовятся, и в

соответствии с законопроектом, конечно, будут досконально готовиться вопросы

для обсуждения в Государственном Совете. Я участвовал в подготовке к

обсуждению некоторых вопросов - и думаю, что здесь есть коллеги, которые в

этом участвовали, - и знаю, как это всё происходит: конечно, уровень

проработки высочайший, и я уверен, что сейчас всё просто поднимается на ещё

более высокий уровень.


Понимаете, здесь даже можно говорить о том, что мы систематизируем те акты,

которые уже есть на сегодняшний день. Я даже, может быть... Вот вы про

юридическое сообщество вспомнили, а я даже сказал бы, что мы использовали

возможности кодификации в каком-то смысле, потому что мы имеющиеся акты по

поводу Госсовета перерабатывали, оттачивали и исходя из статьи Конституции

подняли их на новый уровень. Вот у нас есть статья о Госсовете, у нас есть

несколько статей о публичной власти в Конституции - и появляется закон о

Госсовете, где наряду с организацией деятельности Государственного Совета

также говорится о публичной власти. Для чего это нужно? Я уже сказал, что это

будет проецироваться и дальше, на другие законы, и это, на мой взгляд,

принципиально важно.


ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.


Пожалуйста, Синельщиков Юрий Петрович.


СИНЕЛЬЩИКОВ Ю. П., фракция КПРФ.


Павел Владимирович, решения Госсовета должны оформляться в законопроекты в

каких-то случаях, но у этого органа нет права законодательной инициативы. Как

же всё-таки будет решаться вопрос относительно законопроектов?


КРАШЕНИННИКОВ П. В. Вы знаете, на самом деле, я думаю, конечно, в каких-то

случаях потребуются законодательные инициативы, но есть огромное количество

случаев, когда можно решить те или иные вопросы через органы исполнительной

власти, через администрацию президента. Если потребуется внести поправки

через федеральные законы, через проекты федеральных законов, то, конечно, мы

знаем, что участвуют в работе Госсовета руководители палат Федерального

Собрания, мы знаем, что участвует председатель правительства, - если будут

поручения этим органам, они будут использовать своё право законодательной

инициативы, если президент посчитает необходимым самому внести такую

поправку, он будет своё право законодательной инициативы использовать. Я

здесь не вижу никаких проблем.


Более того, хочу ещё раз обратить внимание на то, что право законодательной

инициативы не даётся федеральным законом, норма о праве законодательной

инициативы закреплена в Конституции Российской Федерации. Я просто ещё раз

хочу сказать - не только залу, но и вообще всем, - что здесь мы таким правом

не наделяем. Может быть, нам надо более чётко это прописать ко второму

чтению, раз это у всех коллег, из разных фракций, вызывает вопросы, может

быть, более определённо надо это прописать - с этим я согласен.


ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста, Тумусов Федот Семёнович.


ТУМУСОВ Ф. С., фракция "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ".


Уважаемый Павел Владимирович, у меня конкретный вопрос по главе 4, статья 17,

пункт 8. Там написано: "При разграничении полномочий между органами местного

самоуправления, если в границах территории одного муниципального образования

имеются другие муниципальные образования, компетенция соответствующего органа

местного самоуправления должна определяться исходя из интересов населения".

Вот у меня вопрос: а кто и как будет определять интересы населения, по

мощности, силе или как?


КРАШЕНИННИКОВ П. В. Статью назовите, пожалуйста.


ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Тумусову включите микрофон.


ТУМУСОВ Ф. С. Глава 4, статья 17, пункт 8...


КРАШЕНИННИКОВ П. В. Так, пункт 8 - и где?.. Вопрос я просто не очень... Пункт

8 статьи 17 - вы про какой закон говорите?


ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Федот Семёнович, может быть, вы ошиблись?


КРАШЕНИННИКОВ П. В. Нет, тут немножко другое, вообще-то, написано.


ИЗ ЗАЛА. (Не слышно.)


ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Включите микрофон, пожалуйста.


КРАШЕНИННИКОВ П. В. Да, имеются другие муниципальные образования, компетенция

соответствующего органа самоуправления должна определяться исходя из

интересов населения.


Я вот что хочу сказать. На самом деле этот вопрос, конечно, затрагивает

единую систему публичной власти. Я об этом говорил, но ещё раз просто хочу

сказать, что относится к этим органам публичной власти. Вот коллеги говорили

по поводу статьи 10 Конституции - у нас существует разделение властей.

Конечно, к органам публичной власти относятся и органы исполнительной власти,

и органы законодательной власти, и органы судебной власти, дальше, к органам

публичной власти также относятся (по этажам) органы и федеральной, и

субъектовой, и муниципальной власти. Кроме того, у нас ещё в соответствии с

Конституцией появляется федеральная территория - вы знаете, что внесён проект

закона о федеральной территории "Сириус", мы с вами скоро будем

рассматривать. Это всё органы публичной власти.


Конечно же, единое определение дано в самом законопроекте, а по поводу

соответствующих, допустим, органов власти субъектов Федерации или органов

местного самоуправления будут внесены специальные законы, будут поправки,

которые вытекают также и из Конституции, и из определения публичной власти в

соответствующем законопроекте, который мы рассматриваем. Эта работа у нас ещё

впереди, а здесь закладываются определённые принципы деятельности как

Госсовета, так и публичной власти вообще. Это всё у нас, Федот Семёнович, ещё

впереди, мы с вами это всё будем рассматривать. Я думаю, что это непростой

законопроект, он, конечно, ещё в начальной стадии подготовки, но я могу

сказать, что мы его в ближайшее время даже вносить не будем, ну, в этом году

вряд ли мы это сделаем.


ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Павел Владимирович.


Уважаемые коллеги, мы обсуждали вопрос выступлений от фракций, и вот мне Иван

Иванович Мельников говорит, что было пожелание: по одному выступающему от

политической фракции. Знаю, что такое предложение было от фракции ЛДПР, от

фракции "ЕДИНАЯ РОССИИ", фракция "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ" поддерживает. Так вот,

коллеги, с учётом того принципа, о котором я уже сказал, кто хотел бы

выступить? Пускай фракции определятся.


Пожалуйста, включите режим записи на выступления.


Покажите список.


Коллеги, слово предоставляется Диденко Алексею Николаевичу, фракция ЛДПР.


Подготовиться Синельщикову. Затем выступит Тумусов Федот Семёнович.


Для информации: в рассмотрении законопроекта принимает участие Левитин Игорь

Евгеньевич, помощник Президента Российской Федерации, - давайте

поприветствуем его. (Аплодисменты.) Он к нам редко приходит - раньше, когда

работал министром, приходил часто, - но, думаю, все рады видеть его, тем

более что он как раз сейчас отвечает за работу Госсовета, являясь его

ответственным секретарём, правильно? Да. Так что, коллеги, ваши выступления

очень важны - Игорь Евгеньевич в том числе отмечает предложения.


Насколько я понял, фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ" определилась - выступит Морозов

Олег Викторович.


Коллеги, нет возражений? Хорошо.


ИЗ ЗАЛА. (Не слышно.)


ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Олег Викторович, ваш опыт никуда не ушёл. (Оживление в

зале.)


Пожалуйста, Диденко.


ДИДЕНКО А. Н., председатель Комитета Государственной Думы по федеративному

устройству и вопросам местного самоуправления, фракция ЛДПР.


Спасибо, Вячеслав Викторович.


На самом деле очень важный проект закона. Как сказал Павел Владимирович,

Государственный Совет - это один из древнейших органов нашей

государственности. Фракция ЛДПР, наш руководитель Владимир Вольфович

Жириновский всегда настаивал на том, чтобы при исчислении даты образования

органа за основу бралась первая дата, и вот это 1 сентября 1810 года. 210 лет

не так давно исполнилось этому важнейшему органу, который имел определённые

этапы развития в имперской России, в последующем стал верхней палатой,

сначала был законосовещательным органом, потом верхней палатой нашего

парламента, в 1906 году, потом, в советские годы, о нём забыли, на закате,

уже в перестроечное время, попытались возродить в РСФСР, и вот в новом

качестве он возродился в 2000 году.


Владимир Вольфович Жириновский всегда говорил, что необходимо укреплять

значение и статус Государственного Совета, в том числе и на конституционном

уровне, и очень важно, что он получил своё закрепление в Конституции и в

нашем отраслевом законодательстве как орган, обеспечивающий согласованное

функционирование и взаимодействие органов публичной власти, единство

публичной власти. И хорошо бы, чтобы единство публичной власти на всех

уровнях проявлялось в единстве подходов к формированию этой власти - как

исполнительной, так и законодательной, - а сегодня имеется ситуация, когда в

законодательных собраниях субъектов Российской Федерации отходят от

пропорциональной системы, сокращают количество депутатов, избираемых по

партийным спискам, а в муниципалитетах, которые также являются теперь

первичным уровнем публичной власти, вообще отказываются от смешанной системы,

вводят одни одномандатные, мажоритарные округа. Это, безусловно, приводит к

деградации политической системы, посягает на демократию, поскольку в трёх

регионах, в которых выборы в центрах субъектов прошли исключительно по

мажоритарным округам, вообще нет представителей оппозиции, там они состоят

исключительно из представителей партии власти.


И очень важно, чтобы Государственный Совет оставался важнейшим органом

стратегического планирования. Очень важную, свежую струю в него могут внести

представители оппозиционных фракций, которые в соответствии с текстом закона

не входят в него по должности, и вот это упущение можно восполнить между

двумя чтениями. Потому что представители фракций, которые 30 лет работают в

Государственной Думе, сегодня, по действующему тексту, по должности своей в

Госсовет не входят. Для того чтобы важнейший консультационный орган не

превратился в ЦК КПСС, а было всё-таки действительно несколько мнений,

имелись альтернативные мнения, желательно, чтобы в него входили представители

оппозиции по должности.


Безусловно, фракция ЛДПР проект закона поддержит, но, что касается единства

системы публичной власти с учётом и муниципального уровня, нам очень важно не

допустить произвольного наделения муниципалитетов излишними полномочиями - мы

понимаем, что сегодня у них недостаточно ресурсов и кадров, - но в целом,

конечно, единство системы публичной власти должно обеспечиваться с учётом в

том числе активной работы и мнений наших муниципальных образований. Фракция

законопроект поддержит.


ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.


Пожалуйста, Синельщиков Юрий Петрович, фракция КПРФ.


Подготовиться Тумусову Федоту Семёновичу.


СИНЕЛЬЩИКОВ Ю. П. Уважаемые коллеги, непонятно, будет ли Госсовет являться

органом государственной власти, потому что в статье 1 законопроекта написано,

что задачей является обеспечение согласованного функционирования и

взаимодействия органов, входящих в единую систему публичной власти, и закон

определяет основы функционирования публичной власти. Поэтому это всё под

вопросом.


Что положительного в этом законопроекте? Положительное то, что Госсовет -

орган, где могут выпустить пар губернаторы, первое. Второе, заседания этого

органа могут стать дополнительной трибуной для оппозиции, правда

представители политических партий, которые имеют фракции в Госдуме, не имеют

в этом органе постоянного членства и могут быть включены в состав Госсовета

только по решению президента.


Слабые стороны.


Прежде всего, новый Госсовет предполагает отказ от принципа разделения

властей. Положения статьи 10 Конституции гласят, что госвласть осуществляется

на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную и органы

законодательной, исполнительной и судебной власти самостоятельны. Теперь же

мы от этого принципа собираемся отойти. Давайте тогда менять статью 10

Конституции Российской Федерации или хотя бы обсуждать вопрос о разделении

властей, который там прописан, но для этого надо собирать Конституционное

Собрание. Соответствующий законопроект мы внесли - давайте его принимать и

решать этот вопрос.


Во-вторых, говоря о недостатках, многие политики называют Госсовет своего

рода продолжением администрации президента, причём неэффективным

подразделением администрации. У этого органа нет даже собственной канцелярии,

и, конечно же, понятно, что он ни в коей мере не будет обладать никакой

самостоятельностью.


Ну и в-третьих, в статье 11 Конституции указано, что государственную власть

осуществляют президент, Федеральное Собрание, правительство и суды. Перечень

исчерпывающий, Госсовета там нет, поэтому у него не может быть власти.


Ну, фракция проголосует за законопроект в первом чтении, но наша позиция по

голосованию во втором и третьем чтениях будет зависеть от того, как будут

устранены те недостатки, которые я назвал и которые назвали другие коллеги, о

некоторых недостатках мы будем говорить в наших поправках.


Спасибо за внимание.


ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.


Пожалуйста, Тумусов Федот Семёнович, фракция "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ".


Подготовиться Морозову.


ТУМУСОВ Ф. С. Уважаемый Вячеслав Викторович, уважаемые депутаты

Государственной Думы! Фракция "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ", безусловно, поддержит

данный законопроект. Самая главная новизна данного законопроекта - это,

конечно, то, что дано определение единой системы публичной власти и все

уровни власти объединяются в одну публичную власть. И тот вопрос, который...


Это, конечно, носит юридический характер, но я хотел бы обратить ваше

внимание на так называемую мировоззренческую, может быть, даже идеологическую

составляющую в целом данного законопроекта. Я вот задавал вопрос: кто будет

определять интересы населения? Там написано про интересы населения. Я

предложил бы вместо этого написать: "исходя из интересов семейной парадигмы

развития территории и общества". Что я имею в виду? До 90-х годов у нас была

одна парадигма развития общества: мы исходили из того, что есть социализм,

капитализм, и мы строили, можно сказать, социализм... И идеологически всё

сводилось к этому, и был Центральный комитет партии, который определял всю

идеологию, определял все механизмы и направления развития. Мне

представляется, что Госсовет - некий аналог ЦК КПСС, да, и поэтому он тоже

должен определять некую идеологию.


Россия - особая цивилизация, это не Восток и не Запад, это особая

цивилизация. И все события в мире, начиная с событий в Соединённых Штатах и

заканчивая событиями в Киргизии, показывают, что мы должны идти своим путём,

мы не должны никого копировать, мы должны идти своим путём. Россия - великая,

особая цивилизация, и я считаю, что у нас должна быть семейная парадигма

развития общества, то есть вся власть, все уровни власти - всё должно

работать ради того, чтобы процветала семья. Если будет процветать семья, если

будут рождаться дети, значит, у нас будет воспроизводство населения, значит,

в будущем у нас будет Россия. Вот в этом смысл моего вопроса и моего

предложения, которое я, естественно, сформулирую и внесу в ходе второго

чтения данного законопроекта.


Повторяю, фракция "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ" поддерживает данный законопроект.


Спасибо за внимание.


ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста, Олег Викторович Морозов, фракция "ЕДИНАЯ

РОССИЯ".


МОРОЗОВ О. В., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ".


Уважаемый Вячеслав Викторович, уважаемые коллеги! Мы сегодня обсуждаем ещё

одну принципиальную новацию конституционных изменений - проект федерального

закона "О Государственном Совете Российской Федерации".


Как уже было сказано, этот орган существует давно. В нынешнем виде он

существует с 2000 года, существует как совещательный орган. Напомню, что он

создавался по инициативе глав субъектов Федерации, когда они перестали по

должности входить в состав Совета Федерации и понадобилась новая площадка для

координации интересов федерального центра и субъектов Федерации и для

координации взаимодействия органов государственной власти всех уровней. Но

данным законопроектом статус Государственного Совета существенно меняется: он

из совещательного органа превращается в конституционный государственный

орган, полномочия которого расписаны в федеральном законе.


Я напомню, что "ЕДИНАЯ РОССИЯ" всегда отстаивала стержневую идею нашего

государственного устройства, а именно: наличие сильной президентской власти,

которая является гарантом целостности страны, её суверенитета, незыблемости

её конституционных основ. Но по мере развития и укрепления нашей

государственности президент счёл возможным через поправки к Конституции

расширить конституционные полномочия других государственных органов, в том

числе Государственного Совета.


Таким образом, выработка основных направлений внутренней и внешней политики

нашего государства, стратегии его социально-экономического развития будет

осуществляться на новой, более широкой конституционной площадке. Здесь

представлены все субъекты Российской Федерации, а это расширяет основы нашего

федерализма, здесь с президентом взаимодействуют политические парламентские

партии, а это расширяет политическое поле для выработки стратегии развития

страны, а в целом это укрепляет наше государственное единство, развивает

партийно-политическую систему нашей страны.


Хочу особо подчеркнуть, что мы всегда требовали более открытых и конкурентных

процедур при принятии судьбоносных решений в жизни страны - законопроект

направлен именно на это. Мы всегда выступали за то, чтобы федеральная

повестка и стратегия нашего развития согласовывались с регионами, причём не

формально, а по существу, - законопроект служит этой цели. Наконец, мы всегда

подчёркивали, что ключевые идеи развития страны должны идти от запросов

граждан, - так вот Государственный Совет по своему составу, задачам и

функциям позволяет услышать всю страну, консолидировать для этого всю систему

публичной власти, а также учесть мнения всех основных политических сил.


Мы безоговорочно поддержим президента, как автора данной законодательной

инициативы, и консолидированно проголосуем за данный законопроект.


Спасибо за внимание. (Аплодисменты.)


ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Олег Викторович.


Пожалуйста, полномочные представители президента, правительства?


Заключительное слово, Павел Владимирович. Наверняка после тех выступлений,

которые состоялись, у вас есть желание ответить на вопросы, прозвучавшие в

ходе выступлений.


Крашенинникову включите микрофон.


КРАШЕНИННИКОВ П. В. Спасибо большое, Вячеслав Викторович.


Я хотел бы обратить особое внимание на одно обстоятельство: Государственный

Совет не является органом государственной власти, Государственный Совет -

конституционный государственный орган, и это не игра слов, в этом заключена

достаточно большая правовая нагрузка. Я процитирую статью 3 законопроекта:

Госсовет - это орган, который формируется Президентом Российской Федерации

для содействия в реализации его президентских, его конституционных полномочий

по обеспечению функционирования органов, входящих в единую систему публичной

власти. Вот на это я хотел бы обратить особое внимание.


Коллеги, спасибо большое за поддержку. Будем продолжать работу по данному

законопроекту - вносите предложения.


Благодарю.


ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Павел Владимирович, в общем-то, вот ваши слова - это

ответ практически на все вопросы, которые здесь задавались.


Как будут оформляться решения? Президентом - президент возглавляет Госсовет.

Могут ли выработанные решения затем становиться законодательными

инициативами? Могут - президент является субъектом права законодательной

инициативы. Право президента - поддержать предложение и реализовать его как

законодательную инициативу, право президента - издать на основе этого указ,

право президента - дать поручение. Но также это огромная возможность в том

числе для коммуникации, для выработки решений с избранными губернаторами:

губернаторы избираются, они представляют разные политические партии, но в

рамках Госсовета они будут обсуждать вопросы развития страны под руководством

президента. И конечно, значимость органа возрастает - это конституционный

орган.


Так что это крайне важный закон. И то, что сегодня мы услышали от докладчика,

коллеги, нам надо поддержать, если необходимо, надо ещё раз проработать ко

второму чтению основные положения, учесть все замечания, проанализировать их.

Но для страны с федеративным устройством наличие Госсовета, где присутствуют,

в работе которого участвуют представители регионов, а по решению президента

могут участвовать и представители политических партий, руководители фракций,

как сейчас, допустим, действительно очень важно, в том числе и для выработки

решений. Президент через эти коммуникации обеспечивает обратную связь.


И нельзя ни в коем случае сравнивать Госсовет с ЦК КПСС. Вообще исходите из

того, что все структуры, которые допустили развал страны, не могут браться в

качестве примера. Понятно, кому-то это соль на раны, но, коллеги, исходите из

этого. Страну разрушили, развалили, поэтому те органы, которые тогда

работали, те, кто формировал эти органы, - всё, не могут быть образцом! Нам

надо смотреть в будущее, изучать прошлое, лучшее вбирать, но не копировать.

Госсовет - это та структура, которая в будущем должна обеспечить развитие

государства и защитить от вызовов.


Федот Семёнович ушёл - пустому креслу говорю. Ему всё ЦК КПСС! Вот ЦК КПСС

необходим кому? Бывшим членам ЦК КПСС, а их тоже нет...


Одним словом, давайте мы с вами данный вопрос рассмотрим исходя из важности и

необходимости работы Госсовета именно на будущее России - развивающейся

страны, усиливающей свои позиции. Это современный орган власти.


Так, Гарри Владимирович? Павел Владимирович цивилист, а вы конституционалист,

и вопросы, связанные с конституционным правом, могли бы прокомментировать, не

отмалчиваться.


ИЗ ЗАЛА. (Не слышно.)


ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста. Конечно, ваше мнение крайне важным

является, потому что здесь выступали и прокуроры, и цивилисты, но они всё

больше к хозяйственному праву скатываются, а вы, как специалист в области

конституционного права, государственного управления, могли бы точку поставить

в нашей дискуссии содержательную.


МИНХ Г. В., полномочный представитель Президента Российской Федерации в

Государственной Думе.


Уважаемый Вячеслав Викторович, уважаемые депутаты Государственной Думы! Ну,

единственно, я думаю, что точку в дискуссии мы поставим, когда закон будет

подписан президентом. Я думаю, что это произойдёт в текущем году с учётом и

графика нашей работы, как запланировано, и других параметров.


А то, что Вячеслав Викторович сказал и Павел Владимирович отчасти уже

прокомментировал, - это действительно крайне важно. Я хотел бы обратить

внимание на то, что, с одной стороны, с точки зрения должностного присутствия

у нас руководители обеих палат Федерального Собрания представлены в

Госсовете. С другой стороны, если говорить о срезе политических партий и

фракций, которые присутствуют в Государственной Думе, я думаю, что и Владимир

Вольфович, и другие руководители фракций с удовольствием поручат Вячеславу

Викторовичу довести до главы государства различные, возможно, точки зрения по

важнейшим вопросам, которые будут входить в компетенцию Государственного

Совета, и Вячеслав Викторович абсолютно корректно и достойно о позиции всех

фракций, представленных в Государственной Думе, президенту доложит. Таким

образом, и даже этот фракционный срез общественного политического мнения

учитывается, это уже закладывается в состав Государственного Совета по

должности.


Что же касается якобы имеющихся противоречий с Конституцией, тем более с

главой 1 Конституции, и попыток... дескать, давайте мы сейчас под тему

Госсовета быстренько созовём Конституционное Собрание. Уважаемые коллеги, ну

нельзя одновременно предлагать прямо противоположные вещи - либо мы исходим

из того, что Госсовет - это тот госорган конституционного уровня, который

обеспечивает доведение различных точек зрения до главы государства и помогает

ему реализовывать его конституционные полномочия, либо мы пытаемся из

Госсовета сделать самостоятельный орган государственной власти да ещё и

погрузить его в главу 1.


Юрий Петрович, мы не можем одновременно те две прямо противоположные

тенденции, о которых вы заявили в своём выступлении, обеспечить. Вы

определитесь, в какую сторону вы хотите двигаться, и тогда уже эти

предложения будут либо реализованы в рамках второго чтения, либо отвергнуты,

как противоречащие Конституции Российской Федерации.


Если убрать вот этот политический налёт с наших дискуссий и оставить в

качестве зерна, которое мы должны двигать дальше, те предложения, которые

прозвучали, - я думаю, Павел Владимирович их внимательно выслушал, Игорь

Евгеньевич тоже здесь, скажу честно, конспектировал, - то всё разумное и

заслуживающее внимание мы, безусловно, поддержим, а с тем, что будет вносить

какой-то дисбаланс в концепцию, заложенную в Конституции, я думаю, мы

согласиться не можем. В любом случае мы услышали единодушную поддержку, и я

хотел бы от нас, естественно, и от Павла Владимировича поблагодарить за такую

поддержку.


Прошу вас поддержать инициативу, внесённую Президентом Российской Федерации.


Спасибо за внимание.


ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.


Ставится на голосование проект федерального закона "О Государственном Совете

Российской Федерации", 2-й вопрос нашей повестки, президентская инициатива,

первое чтение.


Пожалуйста, включите режим голосования.


Покажите результаты.


РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (12 час. 49 мин. 32 сек.)

Проголосовало за 362 чел.80,4 %

Проголосовало против 0 чел.0,0 %

Воздержалось 0 чел.0,0 %

Голосовало 362 чел.

Не голосовало 88 чел.19,6 %

Результат: принято


За - 362, голосовавших против нет, воздержавшихся нет.


Уважаемые коллеги, поздравляю вас с единогласной поддержкой данного

законопроекта. (Аплодисменты.)


Гарри Владимирович, вам спасибо, потому что ваше заключительное слово,

безусловно, повлияло существенно, и мы видим, нет ни одного голоса против,

нет и воздержавшихся.


В связи с этим, коллеги, давайте поблагодарим присутствующих. Здесь

присутствует Талия Ярулловна Хабриева, директор Института законодательства и

сравнительного правоведения при Правительстве Российской Федерации. Кроме

всего прочего, она ещё и тот человек, который внёс очень большой вклад в

подготовку поправок к Конституции, работала над ними, и мы её знаем как

видного учёного, юриста, академика Российской академии наук, вице-президента

Академии наук. Спасибо за то, что вы пришли и вместе с Игорем Евгеньевичем

приняли участие в рассмотрении этого законопроекта.


Коллеги, сегодня действительно важное событие - мы с вами формируем правовое

поле исходя из принятых поправок к Конституции. Спасибо, коллеги.