ФЗ № 1024646-7

О внесении изменений в Федеральный закон "О прокуратуре Российской Федерации"

в части приведения некоторых положений законодательства в соответствие с Конституцией Российской Федерации

Внесён: 22 сентября 2020
Последнее событие: Опубликование закона, 11 ноября 2020
Последнее решение:
Инициаторы:

Стенограммы по законопроекту №1024646-7

Заседание №318

22.10.2020

О проекте федерального закона № 1024646-7 "О внесении изменений в Федеральный закон "О прокуратуре Российской Федерации" (в части приведения в соответствие с положениями Конституции Российской Федерации).

Уважаемые коллеги, переходим к рассмотрению 2-го вопроса. О проекте

федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О прокуратуре

Российской Федерации" (в части приведения некоторых положений

законодательства в соответствие с Конституцией Российской Федерации), третье

чтение. Доклад Павла Владимировича Крашенинникова.


Уважаемые коллеги, пока Павел Владимирович идёт к трибуне, хочу вас

проинформировать. У нас в Государственной Думе на сегодняшний день на

рассмотрении находятся 20 законопроектов, разработанных во исполнение

принятых поправок к Конституции, при этом работа над законопроектом, который

мы сейчас будем рассматривать в третьем чтении, близка к завершению, он готов

для принятия, два законопроекта прошли второе чтение и семь законопроектов

рассмотрены в первом чтении.


Из 20 законопроектов 14 - это законодательные инициативы президента нашей

страны. Законопроекты из этого блока рассматриваются в приоритетном порядке,

и мы планируем, что до конца года максимально рассмотрим законопроекты,

внесённые во исполнение принятых поправок к Конституции, это очень важно. Они

касаются повышения стандартов жизни наших граждан, защиты людей, прав

граждан, ну и, конечно, вопросов, связанных с повышением эффективности

власти: это проекты законов о правительстве, о Госсовете, изменения в законы

о Верховном Суде, Конституционном Суде. Нам необходимо уделять этому

первоочередное внимание.


Павел Владимирович, вам слово.


КРАШЕНИННИКОВ П. В. Спасибо большое.


Уважаемый Вячеслав Викторович, уважаемые коллеги! Итак, как сказал наш

председатель, поправки в закон "О прокуратуре...". Данный законопроект был

внесён Президентом Российской Федерации 22 сентября, принят в первом чтении

13 октября, во втором - 21 октября. Хочу напомнить, что здесь уточняется

правовое положение прокуратуры как единой федеральной централизованной

системы органов, осуществляющих надзор за соблюдением Конституции,

исполнением законов, надзор за соблюдением прав и свобод человека и

гражданина. Серьёзным образом уточняется порядок назначения генерального

прокурора, его заместителей и прокуроров субъектов Российской Федерации,

уточняются соответствующие процедуры. Также вносятся поправки, связанные с

исполнением решений межгосударственных органов, принятых на основании

положений международных договоров, если в их истолковании есть противоречия с

Конституцией.


Уважаемые коллеги, проведены все экспертизы - правовая и лингвистическая. Как

сказал Вячеслав Викторович, это один из первых законопроектов, а точнее,

первый среди первых, среди законопроектов, которые президент внёс первым

пакетом. В случае принятия закона мы начинаем движение по передаче уже

подготовленных законодательных актов в Совет Федерации.


Предлагаю принять законопроект в третьем чтении.


ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Павел Владимирович.


В рамках осенней сессии это действительно первый законопроект, который

выносится на рассмотрение в третьем чтении. А что касается весенней сессии,

то мы с вами приняли тогда два законопроекта, внесённых во исполнение

принятых поправок к Конституции.


Владимир Вольфович...


ИЗ ЗАЛА. (Не слышно.)


ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Уважаемые коллеги, правильно было бы прислушаться.

Особенно хочется обратить внимание на то, что у нас есть возможность

расположиться через одно рабочее место или даже через два.


ИЗ ЗАЛА. (Не слышно.)


ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Коллеги, в данном случае Владимир Вольфович прав.

Думайте, пожалуйста, не только о себе, но и о тех, кто рядом.


По мотивам голосования есть желающие выступить от фракций, коллеги? Есть

желающие. Давайте тогда запишемся.


Включите режим записи на выступления.


Покажите список.


Пожалуйста, Синельщиков Юрий Петрович, фракция КПРФ.


Затем Быков Олег Петрович, фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ", и Иванов Сергей

Владимирович, фракция ЛДПР. Правильно?


ИЗ ЗАЛА. (Не слышно.)


ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. По ведению давайте попозже, Сергей Владимирович, такая

возможность будет. Просто чтобы нам сейчас процедуру не прерывать.


СИНЕЛЬЩИКОВ Ю. П., фракция КПРФ.


Уважаемые коллеги! О плюсах и минусах законопроекта применительно к основным

принципам деятельности прокуратуры.


Прежде всего о независимости. На протяжении последних 30 лет прокуроры

субъектов назначались с согласия губернаторов и законодательных собраний

субъектов, в связи с чем, конечно же, были зависимы от местных властей -

сейчас это ликвидируется. Спасибо Думе, спасибо президенту, это хорошее

начало! Но в соответствии с Конституцией те же прокуроры субъектов

назначаются после консультаций с Советом Федерации, однако в законопроекте

это, так сказать, не учтено: записано, что они будут назначаться не после

консультаций с Советом Федерации, а после консультаций с комитетом, с чем мы

не можем согласиться.


О высшем надзоре. Мы полагаем, совершенно очевидно, что это правило должно

быть закреплено в законе в условиях, когда в России множество

контрольно-надзорных органов, и, конечно же, надзор должен осуществляться от

имени Российской Федерации. Однако теперь из закона это выбрасывается, в

законопроекте предлагается это изъять из того, что сегодня существует.


Далее, о единой централизованной системе. Несколько лет назад законодатель

исключил это понятие из Конституции, мы долго с этим боролись, теперь это

восстановлено - спасибо.


Далее, о прокурорском надзоре как о всеобъемлющем надзоре. Этот принцип

вытекает из Конституции, но у практиков сомнения в этом то применительно к

Следственному комитету - помните, мы специально закон писали, что имеет право

надзирать, - то теперь применительно к банкам: мы поставили применительно к

этому закону вопрос о том, чтобы допустить прокурора до банковской тайны, но

нас, к сожалению, не поддержали.


Об уголовном преследовании как конституционной функции прокурора. Прокурор

для обеспечения уголовного преследования, конечно же, должен иметь право на

возбуждение уголовных дел и иметь право принимать в производство те дела, по

которым следователи допускают злоупотребления, - однако нас не поддержали,

это право не предусмотрено в законе.


Ну, коллеги, мы не можем в этих условиях поддержать законопроект и призываем

президента, призываем Федеральное Собрание к усилению позиции прокуратуры в

государстве, что будет способствовать повышению эффективности борьбы за

законность, а также борьбы с центробежными силами в условиях

многонациональной России.


Спасибо за внимание.


ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.


Пожалуйста, Быков Олег Петрович, фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ".


БЫКОВ О. П., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ".


Уважаемый Вячеслав Викторович, уважаемые коллеги! Данный проект федерального

закона, "О внесении изменений в Федеральный закон "О прокуратуре Российской

Федерации", подготовлен в связи с необходимостью реализации новых норм

Конституции Российской Федерации. Законопроектом вносятся корреспондирующие

новым положениям Конституции Российской Федерации изменения в Федеральный

закон "О прокуратуре Российской Федерации", уточняются полномочия прокуратуры

Российской Федерации, устанавливается новый порядок назначения на должность

прокурора, а также ограничения и запреты для граждан Российской Федерации,

претендующих на замещение должности прокурора.


Уважаемые коллеги, важно обратить внимание на выстраиваемую вертикаль в

порядке назначения на должность и освобождения от должности прокурора.

Напомню, что проектируемыми нормами закрепляются полномочия Президента

Российской Федерации по назначению Генерального прокурора Российской

Федерации и его заместителей, а также прокуроров субъектов Российской

Федерации и приравненных к ним прокуроров после консультаций с Советом

Федерации - именно так и обозначено в настоящем проекте федерального закона -

и освобождению их от должности. Таким образом, новый порядок назначения на

должность и освобождения от должности прокурора законодательно укрепит

независимость органов прокуратуры при осуществлении ими своих полномочий.


В целях обеспечения единого подхода к реализации новых конституционных

положений о порядке применения в Российской Федерации норм международных

договоров принципиально важной при закреплении правовых основ деятельности

прокуратуры Российской Федерации является норма о том, что решения

межгосударственных органов, принятые на основании положений международных

договоров Российской Федерации, в их истолковании, противоречащем Конституции

Российской Федерации, не подлежат исполнению в Российской Федерации. Это

также является свидетельством последовательной правовой регламентации и

конкретизации конституционных норм, направленных на укрепление суверенитета

нашей страны.


Фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ" будет поддерживать принятие данного проекта

федерального закона, внесённого Президентом Российской Федерации, в третьем

чтении.


Спасибо за внимание.


ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Уважаемые коллеги, ставится на голосование в третьем

чтении проект федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон

"О прокуратуре Российской Федерации", 2-й вопрос повестки дня.


Пожалуйста, включите режим голосования.


Покажите результаты.


РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (12 час. 15 мин. 03 сек.)

Проголосовало за 308 чел.68,4 %

Проголосовало против 0 чел.0,0 %

Воздержалось 2 чел.0,4 %

Голосовало 310 чел.

Не голосовало 140 чел.31,1 %

Результат: принято


Федеральный закон принят.

Заседание №317

21.10.2020

О проекте федерального закона № 1024646-7 "О внесении изменений в Федеральный закон "О прокуратуре Российской Федерации" (в части приведения в соответствие с положениями Конституции Российской Федерации).

Пункт 9, проект федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон

"О прокуратуре Российской Федерации".


Павел Владимирович Крашенинников, пожалуйста.


КРАШЕНИННИКОВ П. В. Спасибо большое.


Уважаемые коллеги, это тоже законопроект из блока законопроектов, внесённых

президентом и вытекающих из обновлённой Конституции. Законопроект внесён 22

сентября, принят в первом чтении 13 октября. По нему тоже велись большие

дискуссии, и у нас получилось так, что в результате этих дискуссий оказалось

13 поправок: к принятию нет ни одной, 13 поправок мы предлагаем к отклонению.

В процессе работы у нас были разные предложения, мы их обсуждали, но вот в

итоге получилась такая история. Так что таблицы поправок № 1 нет, мы сразу

переходим к таблице поправок № 2, рекомендованных к отклонению.


ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Коллеги, есть ли вопросы по таблице поправок № 2? Есть.


Включите режим записи.


Покажите список.


Синельщиков Юрий Петрович.


СИНЕЛЬЩИКОВ Ю. П. Прошу вынести на отдельное голосование поправки с 4-й по

12-ю включительно.


ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Иванов Сергей Владимирович.


ИВАНОВ С. В. Поправки 1-3.


ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Так, ну, поскольку в таблице у нас 13 поправок, по

сути, только одна, 13-я поправка не вынесена на отдельное голосование.


Коллеги, кто за то, чтобы принять таблицу поправок № 2, за исключением

поправок с 1-й по 12-ю?


Включите режим голосования.


Покажите результаты.


РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (14 час. 01 мин. 00 сек.)

Проголосовало за 358 чел.79,6 %

Проголосовало против 1 чел.0,2 %

Воздержалось 0 чел.0,0 %

Голосовало 359 чел.

Не голосовало 91 чел.20,2 %

Результат: принято


Принимается.


Давайте сначала послушаем Иванова Сергея Владимировича, поскольку у него

предложение по поправкам с 1-й по 3-ю.


Пожалуйста, Иванов Сергей Владимирович. Сразу будете все три поправки

мотивировать или по отдельности?


ИВАНОВ С. В. По отдельности.


Просто, уважаемые коллеги, здесь есть два момента. Для начала я могу вам

сказать - и я думаю, что это не секрет, поскольку это всё размещено в базе

данных, - что таблиц было всё-таки две. Сначала была ещё таблица поправок к

принятию, но потом авторы отозвали.


Дело касается следующего. Уважаемые коллеги, если кому-то это интересно, если

кто-то ещё считает, что Госдума - это орган, который законы принимает,

поэтому мы должны немножко разбираться в юриспруденции, в соответствии

законов Конституции, в частности в непротиворечии их Конституции, то вы

должны знать, что по вопросам, которые отнесены Конституцией к ведению Совета

Федерации, он принимает постановления. Постановление принимается большинством

голосов от общего числа членов Совета Федерации. Так вот, к ведению Совета

Федерации с учётом этих нынешних поправок отнесены вопросы консультаций по

назначению генерального прокурора, заместителей генерального прокурора,

прокуроров субъектов и ещё некоторых прокуроров. Но вот в этом законопроекте

вопреки требованию Конституции написано: а не требуется голосование Совета

Федерации по данным вопросам! И это реально противоречит Конституции.


У нас только один такой случай в Конституции установлен, когда президент

может назначать дипломатических представителей в международные организации

после согласования и консультаций с соответствующими комитетами Федерального

Собрания, всё! Сами понимаете, назначение прокурорских работников ни в коей

мере не соответствует этим назначениям, это ведь не представители в

международных организациях! Поэтому в моей поправке, касающейся назначения

генерального прокурора, говорится (кстати, как и в поправке, которая была

рекомендована к принятию), что эта кандидатура после проведённых консультаций

утверждается на заседании Совета Федерации и, соответственно, голосуется.


Я не знаю, почему... вернее, я догадываюсь, почему авторы отозвали эту

поправку, но я считаю, что такой порядок должен быть прописан, он

соответствует Конституции. Не может Совет Федерации кулуарно принимать

решение о том, что провели консультации по предложенной президентом

кандидатуре. Вы прекрасно помните, что в прошлой Конституции, которая

действовала, это был механизм сдержек и противовесов. Вы прекрасно помните

ситуацию, когда Ельцин никак не мог снять Скуратова с должности, потому что

Совет Федерации считал, что вот это лицо, похожее на генерального прокурора,

может быть, не то лицо, но вроде как нормально исполняет обязанности

прокурора... Вот это и есть, мне кажется, основная причина, почему в законе

"О прокуратуре...", который сейчас обсуждается, не прописано голосование

членов Совета Федерации на своём пленарном заседании и принятие решения

большинством голосов.


Я предлагаю поправку 1 поддержать.


ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. На трибуне, пожалуйста, включите микрофон.


КРАШЕНИННИКОВ П. В. Ну, когда мы в первом чтении принимали этот законопроект,

мы обращали, кстати говоря, внимание на то, что изменилась в том числе статья

1. В статье 1 говорится о том, что "прокуратура Российской Федерации - единая

федеральная централизованная система органов" и так далее, и так далее. И

конечно, мы также обращали внимание на то, что в соответствии со старым

законом, с прежним законом, в соответствии с законодательством, мы знаем,

кандидатуры прокуроров субъектов согласовывались в субъектах Федерации, ну и

также мы знаем, что назначение генерального прокурора, как вы правильно

сказали, было компетенцией Совета Федерации. Ну а сейчас, поскольку это

централизованная система органов, принцип формирования был, конечно, сильно

изменён. И, как вы правильно сказали, здесь - в отличие, допустим, от

утверждения министров, кроме силовиков, что мы делаем, так же как и в случае

с силовиками, не только министрами, кстати говоря, - здесь проводятся

консультации в Совете Федерации.


С учётом того что прокуратура - это всё-таки достаточно большой орган, с

учётом того, что от субъектов это перешло в Совет Федерации, президентом был

предложен механизм, который не сосредотачивает работу Совета Федерации только

на назначении генеральных прокуроров, - здесь соответствующим комитетам

предоставляется компетенция по поводу консультаций. На мой взгляд, это

процедуры нормальные, такие вполне себе обоснованные. То, что комитеты

появляются в законах... ну, как вы уже правильно сказали, они уже были.

Кстати, в законе о Конституционном Суде тоже появляется комитет, который

рассматривает поправки к Конституции, так ведь?


В данном случае предлагается вот такой механизм, и мне кажется, что он вполне

себе приемлем, - посмотрим, как он будет работать. Важно, что по кандидатурам

принимает решение Президент Российской Федерации.


ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.


Ставится на голосование поправка 1 из таблицы поправок, рекомендуемых

комитетом к отклонению. Кто за?


Включите режим голосования.


Покажите результаты.


РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (14 час. 07 мин. 09 сек.)

Проголосовало за 55 чел.12,2 %

Проголосовало против 1 чел.0,2 %

Воздержалось 2 чел.0,4 %

Голосовало 58 чел.

Не голосовало 392 чел.87,1 %

Результат: не принято


Отклоняется.


По 2-й поправке - Иванов.


Включите микрофон.


ИВАНОВ С. В. Большое спасибо.


Всё-таки, уважаемый Павел Владимирович, когда вы сейчас будете обосновывать

отклонение 2-й поправки, я вас очень прошу, объясните на пальцах всем, что

если в Конституции записано, что по вопросам, отнесённым к ведению Совета

Федерации, он принимает постановление, которое принимается большинством

голосов, то почему в законе "О прокуратуре..." это отдаётся на откуп...

делается каким-то письмом из соответствующего комитета? Это первый вопрос.


Второй вопрос, уважаемые коллеги. Вторая часть моих поправок, вот этих всех

трёх, которая касается консультаций. Ну вы сами, коллеги, подумайте: зачем вы

идёте на консультацию? Чтобы вам оказали какую-то помощь и чтобы вы уже потом

принимали решение, как поступить правильно. Если сейчас внесены изменения и в

Конституции написано, что президент назначает и генерального прокурора, и

заместителя генерального прокурора, и прокуроров субъектов после консультаций

с Советом Федерации, то это наверняка значит, что он приходит, грубо говоря,

приносит эти кандидатуры и говорит: ну давайте обсудим, стоит ли их назначать

или не стоит. И если знающие и очень опытные представители регионов - члены

Совета Федерации говорят, мол, послушайте, кого вы принесли, на нём же клеймо

ставить негде, то что, после этого президент должен назначить, что ли?


Вот вторая часть поправки как раз и говорит, что если Совет Федерации на

своём заседании большинством голосов не одобрит эту кандидатуру, то есть

решит, что консультации прошли, но он не одобряет эту кандидатуру, то

президент должен внести другую кандидатуру. И это нормально и правильно, и

ничего здесь ужасного нет. Вот это основная часть, вторая часть поправки. Что

здесь ужасного, почему это нужно отклонить?


КРАШЕНИННИКОВ П. В. В вопросе, как всегда, можно найти ответ, и ответ

заключается в том, что здесь они не принимают решение, они не назначают - они

проводят консультации, вы правильно сказали. И вот эти консультации в

зависимости от ранга прокурора предлагаются разные. Такой ответ.


ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Ставится на голосование поправка 2.


Включите режим голосования.


Покажите результаты.


РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (14 час. 10 мин. 03 сек.)

Проголосовало за 34 чел.7,6 %

Проголосовало против 2 чел.0,4 %

Воздержалось 0 чел.0,0 %

Голосовало 36 чел.

Не голосовало 414 чел.92,0 %

Результат: не принято


Не принимается.


По поправке 3. Иванов, пожалуйста.


ИВАНОВ С. В. Павел Владимирович, ну всё-таки, ещё раз, ответьте, пожалуйста,

почему, если конституционное требование заключается в том, что решение по

этим вопросам должно приниматься постановлением Совета Федерации, в

законопроекте написано, что оно принимается просто письмом соответствующего

комитета?


КРАШЕНИННИКОВ П. В. Вы вот в том вопросе говорили о решении Совета Федерации

и о том, что относится к его ведению и как это принимается, правильно? В

данном случае мы как раз говорим о консультациях, и в законопроекте, я просто

ещё раз говорю, да, в зависимости от уровня, как говорит Николай Васильевич,

здесь принимается соответствующее решение.


Мы против этой поправки.


ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Ставится на голосование поправка 3.


Включите режим голосования.


Покажите результаты.


РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (14 час. 11 мин. 17 сек.)

Проголосовало за 33 чел.7,3 %

Проголосовало против 0 чел.0,0 %

Воздержалось 0 чел.0,0 %

Голосовало 33 чел.

Не голосовало 417 чел.92,7 %

Результат: не принято


Не принимается.


Юрий Петрович Синельщиков, пожалуйста. В каком порядке будете обосновывать?


Синельщикову включите микрофон.


СИНЕЛЬЩИКОВ Ю. П. Обосновывать будем каждую поправку начиная с 4-й.


Итак, в поправке 4 предлагается включить в закон о прокуратуре слова о том,

что прокуратура сегодня не только является единой централизованной системой,

но ещё и осуществляет надзор от имени Российской Федерации, и надзор этот

предлагаем именовать высшим надзором. От имени Российской Федерации - это

прописано в ныне действующем законе - прокуратура осуществляет надзор, а

теперь предлагают из закона это выбросить, потому что в новом варианте

Конституции это не прописано. Но это не мешает в законе такую норму иметь,

поэтому мы предлагаем всё-таки включить слова о надзоре. А что касается слова

"высший", обращаю внимание, что прокурорский надзор в советские времена

всегда именовался высшим, а сейчас этот термин был бы особенно важен в связи

с тем, что нами не так давно принят закон о государственном контроле, в

котором перечислено несколько десятков видов контроля, и прокурор тоже

осуществляет один из видов контроля, и надо подчеркнуть, что прокурор

осуществляет высший надзор, высший контроль... ну, не контроль, а надзор

всё-таки, и тем самым выделить его из всего того списка контролёров, которые

перечислены на сегодня в законодательстве.


Спасибо.


Председательствует Первый заместитель

Председателя Государственной Думы

И. И. Мельников


ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Мнение комитета, пожалуйста.


КРАШЕНИННИКОВ П. В. Вот я хочу сказать, что я уже позиции этой статьи 1

затрагивал, отвечая на предыдущие вопросы. Мне кажется, что пункт 1 статьи 1

очень такой изящный, главное, он с правовой нагрузкой и дальше развивается в

самом тексте закона. И мне кажется, что этого вполне достаточно, а это уже

украшения, на мой взгляд, лишние для такого великого органа, и так всё

понятно.


Поэтому предлагаем, конечно, отклонить.


ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Ставится на голосование поправка 4.


Комитет предлагает её отклонить.


Включите режим голосования.


Покажите результаты.


РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (14 час. 13 мин. 51 сек.)

Проголосовало за 29 чел.6,4 %

Проголосовало против 1 чел.0,2 %

Воздержалось 0 чел.0,0 %

Голосовало 30 чел.

Не голосовало 420 чел.93,3 %

Результат: не принято


Отклоняется поправка.


Поправка 5. Юрий Петрович Синельщиков.


СИНЕЛЬЩИКОВ Ю. П. Уважаемые коллеги, в законопроекте имеется такое новшество:

решения межгосударственных органов, принятые на основании положений

международных договоров Российской Федерации в их истолковании,

противоречащем Конституции, не подлежат исполнению в Российской Федерации. Мы

полагаем, что эти слова надо исключить, потому что здесь просто-напросто в

законопроекте перепутали прокуратуру и Конституционный Суд. Наверное,

Конституционный Суд вправе давать такие суждения, принимать такие решения,

давать разъяснения о том, где подлежит, где не подлежит применению, а

прокуратура это делать не вправе. И если прописать для прокуроров, чтобы они

судили, какой международный договор из тех, которые ратифицированы

Государственной Думой, исполнять, а какой нет, то это создаст простор для

неопределённости, для безответственности и для коррупции.


Прошу поддержать нашу поправку.


ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Мнение комитета, пожалуйста.


КРАШЕНИННИКОВ П. В. Да, я хочу сказать, что это вытекает из Конституции. Это

первое.


Второе. У нас в отраслевых законах, которые мы через неделю, я надеюсь, тоже

будем рассматривать, это второй пакет президентский, как раз в отраслевых

законах вот эта тема развивается: если истолкование противоречит Конституции,

то эти нормы не должны применяться в международных договорах. Но там ещё есть

норма, которая связана с процедурой, как это должно оспариваться, и именно в

тех актах как раз говорится, что это должно выявляться федеральным

конституционным законом, то есть законом "О Конституционном Суде...",

соответствующую главу которого мы с вами сегодня приняли во втором чтении.


Спасибо.


ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.


Ставится на голосование поправка 5.


Комитет предлагает её отклонить.


Включите режим голосования.


Покажите результаты.


РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (14 час. 16 мин. 14 сек.)

Проголосовало за 32 чел.7,1 %

Проголосовало против 1 чел.0,2 %

Воздержалось 0 чел.0,0 %

Голосовало 33 чел.

Не голосовало 417 чел.92,7 %

Результат: не принято


Отклоняется поправка.


Поправка 6. Юрий Петрович Синельщиков.


СИНЕЛЬЩИКОВ Ю. П. Уважаемые коллеги, в законопроекте предусмотрено, что

генеральный прокурор освобождается от должности Президентом Российской

Федерации. Мы полагаем, что генеральный прокурор должен освобождаться от

должности в том же порядке, в котором он и назначается, то есть после

консультаций с Советом Федерации Федерального Собрания Российской Федерации.

Просим внести это в закон.


Просим поддержать нашу поправку.


Спасибо.


ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Мнение комитета, пожалуйста.


КРАШЕНИННИКОВ П. В. Ну вот это предложение прямо противоречит статье 129

Конституции, и конечно, мы не можем этого поддерживать.


ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Так, ставится на голосование поправка 6.


Комитет предлагает её отклонить.


Включите режим голосования.


Покажите результаты.


РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (14 час. 17 мин. 21 сек.)

Проголосовало за 27 чел.6,0 %

Проголосовало против 1 чел.0,2 %

Воздержалось 0 чел.0,0 %

Голосовало 28 чел.

Не голосовало 422 чел.93,8 %

Результат: не принято


Отклоняется поправка.


Поправка 7. Юрий Петрович Синельщиков.


СИНЕЛЬЩИКОВ Ю. П. Уважаемые коллеги, в законопроекте предусмотрено, что

заместители генерального прокурора и также прокуроры субъектов (это следующая

поправка), сейчас речь идёт о заместителях генерального прокурора),

назначаются на должность после консультаций с комитетами Совета Федерации.

Однако это не следует из Конституции, более того, противоречит Конституции, о

чём Павел Владимирович нам сегодня несколько раз говорил, ибо в Конституции

сказано, что всё-таки не с комитетами эти вопросы должны согласовываться, а с

Советом Федерации. Эта трансформация Конституции, по-видимому, была связана с

тем, что Совет Федерации, после того как проголосовал за Конституцию в новом

варианте, вдруг опомнился, посчитал эту работу для себя значительной по

объёму и решил возложить на комитеты вот эту обязанность. Ну хорошо ещё, что

возложил на комитеты, а не на конкретного сенатора, например на сенатора

Клишаса.


Прошу поддержать нашу поправку.


ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Мнение комитета, пожалуйста.


КРАШЕНИННИКОВ П. В. Мы уже обсуждали эту тему и как раз говорили, что мы

предлагаем оставить тот порядок, который был внесён Президентом Российской

Федерации, а не конкретными сенаторами, это так, на всякий случай. Поэтому

мы, конечно, предлагаем не голосовать за эту поправку.


ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Ставится на голосование поправка 7.


Комитет рекомендует её отклонить.


Включите режим голосования.


Покажите результаты.


РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (14 час. 19 мин. 18 сек.)

Проголосовало за 34 чел.7,6 %

Проголосовало против 1 чел.0,2 %

Воздержалось 0 чел.0,0 %

Голосовало 35 чел.

Не голосовало 415 чел.92,2 %

Результат: не принято


Отклоняется поправка.


Поправка 8. Юрий Петрович Синельщиков.


СИНЕЛЬЩИКОВ Ю. П. Мы предлагаем ввести правило, в соответствии с которым

заместители генерального прокурора Российской Федерации освобождались бы от

должности Президентом Российской Федерации после консультаций с Советом

Федерации, то есть так же, как они назначаются. Это было бы логично и вполне

соответствовало духу Конституции.


Спасибо.


ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Мнение комитета, пожалуйста.


КРАШЕНИННИКОВ П. В. Я хочу сказать, что мы про одно и то же говорим. В данном

случае это будет противоречить статье 129 Конституции, поэтому мы против.


ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Ставится на голосование поправка 8.


Включите режим голосования.


Покажите результаты.


РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (14 час. 20 мин. 17 сек.)

Проголосовало за 37 чел.8,2 %

Проголосовало против 1 чел.0,2 %

Воздержалось 0 чел.0,0 %

Голосовало 38 чел.

Не голосовало 412 чел.91,6 %

Результат: не принято


Отклоняется поправка.


Поправка 9. Юрий Петрович Синельщиков.


СИНЕЛЬЩИКОВ Ю. П. Да, спасибо.


Ну и то же самое применительно к прокурорам субъектов: они должны назначаться

не по решению, не с учётом мнения комитетов Совета Федерации, а с учётом

мнения самого Совета Федерации, так, как это и прописано у нас на сегодня в

Конституции.


Прошу поддержать.


ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста, Павел Владимирович.


КРАШЕНИННИКОВ П. В. Ну, была аналогичная поправка. Поправку 9 мы, конечно, не

поддерживаем.


ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Ставится на голосование поправка 9.


Комитет предлагает её отклонить.


Включите режим голосования.


Покажите результаты.


РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (14 час. 21 мин. 16 сек.)

Проголосовало за 34 чел.7,6 %

Проголосовало против 1 чел.0,2 %

Воздержалось 0 чел.0,0 %

Голосовало 35 чел.

Не голосовало 415 чел.92,2 %

Результат: не принято


Отклоняется поправка.


Поправка 10. Юрий Петрович Синельщиков.


СИНЕЛЬЩИКОВ Ю. П. Спасибо.


Здесь поднимается достаточно важный вопрос, касающийся исполняющего

обязанности прокурора, прокурора субъекта в данном случае. Значит, дело в

том, что в законопроекте предлагается ввести правило о том, что одно и то же

лицо может быть назначено исполняющим обязанности по одной и той же вакансии,

по одной и той же вакантной должности прокурора субъекта не более двух раз.

Да, и весь этот срок, как известно, должен составлять не более шести месяцев.


Я должен сказать, что, вообще, прокуроры обычно назначаются из резерва,

поэтому шарахаться с назначением исполняющих обязанности нет никакой

необходимости. На практике, конечно, иногда на должности прокуроров субъектов

назначаются люди совершенно посторонние, но это неправильно и ненормально.

Если назначать из числа резерва в субъектах, то и исполняющим обязанности не

нужно пытаться дважды кого-то там назначать или, не дай бог, трижды, как в

одном случае это имело место. И конечно, по большому счёту, шестимесячный

срок не нужен. Короче говоря, надо всё это ограничить одним разом и на этом

поставить точку.


Прошу поддержать наше изменение.


ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста, Павел Владимирович.


КРАШЕНИННИКОВ П. В. Я хочу просто процитировать то, что предлагается

исключить: "Одно и то же лицо может быть назначено исполняющим обязанности по

одной и той же вакантной должности не более двух раз". Это и есть на самом

деле ограничение, которое сейчас содержится в законе. Вы хотите ещё меньше

сделать, но случаи бывают разные, поэтому мы считаем действующую редакцию

более правильной, а поправку предлагаем отклонить.


ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Ставится на голосование поправка 10.


Комитет предлагает её отклонить.


Включите режим голосования.


Покажите результаты.


РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (14 час. 23 мин. 31 сек.)

Проголосовало за 37 чел.8,2 %

Проголосовало против 1 чел.0,2 %

Воздержалось 0 чел.0,0 %

Голосовало 38 чел.

Не голосовало 412 чел.91,6 %

Результат: не принято


Отклоняется поправка.


Поправка 11. Юрий Петрович Синельщиков.


СИНЕЛЬЩИКОВ Ю. П. Мы предлагаем дополнить закон "О прокуратуре..."

полномочием прокурора получать информацию в кредитных, банковских

организациях по счетам юридических и физических лиц в связи с поступившей в

органы прокуратуры информацией о фактах нарушения закона. Да, мы недавно

такой законопроект выносили на рассмотрение, он был отклонён, но зал при его

обсуждении был введён в заблуждение не соответствующей истине информацией о

том, что якобы Генеральная прокуратура против этого полномочия. У меня

имеются документы, которые подтверждают, что Генеральная прокуратура за это

полномочие.


Прошу поддержать наше предложение.


Спасибо.


ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Мнение комитета, пожалуйста.


КРАШЕНИННИКОВ П. В. Можно много, конечно, на эту тему говорить. Ну вот

процитирую: "Прокурор при осуществлении возложенных на него функций вправе по

предъявлении служебного удостоверения беспрепятственно входить на территории

и в помещения органов, указанных в пункте 1 статьи 21 настоящего Федерального

закона, иметь доступ к их документам и материалам" и так далее. В общем,

здесь достаточно большие полномочия, на мой взгляд, указаны, и я боюсь, что

это может вызвать некоторое искушение соответствующих представителей

прокуратуры, я их, честно говоря, поберёг бы, чтобы они таким соблазнам не

поддавались. Если возникают какие-то уголовные дела, соответственно, это уже

несколько иная история, иная компетенция, следствие. Хорошо или плохо - это

другой вопрос, но на данный момент прокуратура подобным не занимается,

поэтому в данном случае мы не поддерживаем представленную поправку.


ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Коллеги, ставится на голосование поправка 11.


Комитет предлагает её отклонить.


Включите режим голосования.


Покажите результаты.


РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (14 час. 25 мин. 55 сек.)

Проголосовало за 38 чел.8,4 %

Проголосовало против 1 чел.0,2 %

Воздержалось 0 чел.0,0 %

Голосовало 39 чел.

Не голосовало 411 чел.91,3 %

Результат: не принято


Отклоняется поправка.


И поправка 12. Юрий Петрович Синельщиков.


СИНЕЛЬЩИКОВ Ю. П. Коллеги, это последняя поправка. Мы предлагаем наделить

прокурора очень важным полномочием: в развитие его функции осуществлять

уголовное преследование, что является теперь конституционной функцией, мы

предлагаем сделать так, чтобы прокурор имел право возбуждать уголовное дело

при наличии повода и основания для этого. Такое право сегодня очень нужно,

необходимо, мы, депутаты, знаем многочисленные примеры - случаи, когда

гражданам необоснованно отказывают в возбуждении уголовного дела органы

дознания и предварительного следствия; граждане обращаются в прокуратуру, и

прокуратура отменяет эти решения. И вот эта процедура - отказ в возбуждении

дела и новое решение прокурора об отмене этого - иногда повторяется по шесть

раз, в Москве был случай, когда семь раз прокурор отменял решение об отказе в

возбуждении дела. Процесс длился более года, несчастный потерпевший ходил по

прокуратурам и судам - и наконец дело возбудили. Так вот, чтобы подобного не

было, надо прокурору, конечно же, предоставить право возбуждать уголовное

дело в таких случаях. Это первое.


Ну и второе. Мы предлагаем предусмотреть в законе право прокурора изымать

уголовное дело у органа предварительного следствия, допустившего нарушения

законодательства, поручать расследование нижестоящему прокурору или принимать

его к своему производству с обязательным указанием основания для такого

решения, пользуясь при этом всеми полномочиями следователя, дознавателя при

расследовании преступлений.


Прошу поддержать нашу поправку.


Спасибо.


ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста, Павел Владимирович. Мнение комитета.


КРАШЕНИННИКОВ П. В. Ну вот Юрий Петрович предлагает абсолютно революционную

поправку, с тем чтобы расследованием преступлений занимались органы

прокуратуры. В предыдущей поправке был намёк на это, а сейчас здесь, можно

сказать, красной нитью это всё проходит. Юрий Петрович сам работал в

прокуратуре, если кто не знает, сам занимался этими вопросами.


Коллеги, это точно не предмет представленного законопроекта, и, конечно, если

эти вопросы решать, надо смотреть и Уголовно-процессуальный кодекс, и так

далее, и так далее. Я только скажу, что мы не поддерживаем данную поправку,

поскольку это не предмет данного проекта закона, и вот так в одночасье решать

подобные вопросы, безусловно, не следует.


Мы против данной поправки.


ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Коллеги, ставится на голосование поправка 12.


Комитет против.


Включите режим голосования.


Покажите результаты.


РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (14 час. 29 мин. 06 сек.)

Проголосовало за 43 чел.9,6 %

Проголосовало против 1 чел.0,2 %

Воздержалось 0 чел.0,0 %

Голосовало 44 чел.

Не голосовало 406 чел.90,2 %

Результат: не принято


Отклоняется поправка.


Коллеги, все поправки рассмотрены.


Ставится на голосование во втором чтении проект федерального закона "О

внесении изменений в Федеральный закон "О прокуратуре Российской Федерации".


Включите режим голосования.


Покажите результаты.


РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (14 час. 29 мин. 39 сек.)

Проголосовало за 363 чел.80,7 %

Проголосовало против 0 чел.0,0 %

Воздержалось 3 чел.0,7 %

Голосовало 366 чел.

Не голосовало 84 чел.18,7 %

Результат: принято


Принимается во втором чтении. Спасибо.


Павел Владимирович, пожалуйста.


Включите микрофон на трибуне.


КРАШЕНИННИКОВ П. В. Уважаемые коллеги, данный законопроект готов к третьему

чтению. Мы просим завтра его рассмотреть в третьем чтении.


Благодарю.


ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Хорошо. Прошу учесть.