ФЗ № 986128-7

О внесении изменений в статью 230 Уголовного кодекса Российской Федерации и статью 151 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации

в части установления ответственности за склонение к потреблению наркотических средств в сети «Интернет»

Внесён: 9 июля 2020
Последнее событие: Прохождение закона у Президента Российской Федерации, 24 февраля 2021
Последнее решение: закон подписан

Стенограммы по законопроекту №986128-7

Заседание №340

10.02.2021

О проекте федерального закона № 986128-7 "О внесении изменений в статью 230 Уголовного кодекса Российской Федерации и статью 151 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации" (в части установления ответственности за склонение к потреблению наркотических средств с использованием сети "Интернет").

9-й вопрос повестки дня, о проекте федерального закона "О внесении изменений

в статью 230 Уголовного кодекса Российской Федерации и статью 151

Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации" (в части установления

ответственности за склонение к потреблению наркотических средств в сети

Интернет), третье чтение.


Пожалуйста, Николай Гаврилович Брыкин.


БРЫКИН Н. Г., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ".


Уважаемый Вячеслав Викторович, уважаемые коллеги! Данный проект федерального

закона направлен на создание дополнительных мер по противодействию

незаконному обороту наркотических средств, прошёл все необходимые экспертизы,

подготовлен к рассмотрению в третьем чтении. Комитет по государственному

строительству и законодательству рекомендует Государственной Думе принять

законопроект в третьем чтении.


ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Уважаемые коллеги, есть желание высказаться по мотивам?

Нет.


Ставится на голосование законопроект в третьем чтении, 9-й вопрос повестки

дня.


Пожалуйста, включите режим голосования.


Покажите результаты.


РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (13 час. 06 мин. 49 сек.)

Проголосовало за 400 чел.88,9 %

Проголосовало против 0 чел.0,0 %

Воздержалось 0 чел.0,0 %

Голосовало 400 чел.

Не голосовало 50 чел.11,1 %

Результат: принято


Федеральный закон принят единогласно.

Заседание №339

09.02.2021

О проекте федерального закона № 986128-7 "О внесении изменений в статью 230 Уголовного кодекса Российской Федерации и статью 151 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации" (в части установления ответственности за склонение к потреблению наркотических средств с использованием сети "Интернет").

15-й пункт, проект федерального закона "О внесении изменений в статью 230

Уголовного кодекса Российской Федерации и статью 151 Уголовно-процессуального

кодекса Российской Федерации". Докладывает Николай Гаврилович Брыкин.


БРЫКИН Н. Г., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ".


Уважаемый Александр Дмитриевич, уважаемые коллеги! Данный проект федерального

закона направлен на усиление уголовной ответственности за склонение к

потреблению наркотических средств, совершённое с использованием сети

Интернет. Мы приняли законопроект в первом чтении 15 декабря 2020 года. От

нашего уважаемого коллеги Алексея Владимировича Куринного поступила одна

поправка, которую комитет предлагает отклонить, в связи с тем что она не

соотносится с концепцией законопроекта.


Данный проект федерального закона прошёл все необходимые экспертизы,

подготовлен к рассмотрению во втором чтении. Комитет по государственному

строительству и законодательству предлагает утвердить таблицу поправок,

рекомендуемых к отклонению, и принять проект федерального закона во втором

чтении.


ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.


Есть ли вопросы по таблице поправок? Есть.


Куринный, пожалуйста.


КУРИННЫЙ А. В., фракция КПРФ.


Прошу поставить поправку на отдельное голосование.


ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Вы можете мотивировать уже, там всего одна поправка.


КУРИННЫЙ А. В. Речь идёт о примечании, в данном случае к статье 230.

Предлагается изложить в следующей редакции: "Действие настоящей статьи не

распространяется на случаи пропаганды применения в целях профилактики и

лечения..." - обращаю ваше внимание - "...заболеваний соответствующих

лекарственных препаратов, а также инструментов и оборудования, используемых

для потребления наркотических средств и психотропных веществ".


К сожалению, практика привлечения к уголовной ответственности или попыток

привлечения к уголовной ответственности врачей и медицинских работников за

то, что они проводят либо лечение, либо профилактику с использованием

лекарственных препаратов, на сегодняшний день имеет место. Вот подобное

примечание, кстати, эту опасность снимет окончательно. Предлагается

поддержать данную поправку. Я повторяю, это значительно облегчит работу и

сделает невозможным привлечение к уголовной ответственности людей, которые

профессионально выполняют свой долг.


ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Микрофон на трибуне включите.


Пожалуйста, комментарий.


БРЫКИН Н. Г. Уважаемый Александр Дмитриевич, уважаемые коллеги, уважаемый

Алексей Владимирович! Я хочу просто пояснить вам ситуацию и позицию комитета.

Вы предлагаете изложить примечание к 230-й статье в новой редакции. При этом

в примечании речь идёт об обстоятельствах, исключающих уголовную

ответственность в целом по 230-й статье Уголовного кодекса, - в целом, вот о

чём вы говорите. Таким образом, поправка не имеет никакого отношения к

концепции законопроекта. Так что, извините, можно по-другому предлагать.


ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Коллеги, ставится на голосование поправка из таблицы

поправок, рекомендуемых комитетом к отклонению.


Включите режим голосования.


Покажите результаты.


РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (14 час. 49 мин. 44 сек.)

Проголосовало за 40 чел.8,9 %

Проголосовало против 11 чел.2,4 %

Воздержалось 0 чел.0,0 %

Голосовало 51 чел.

Не голосовало 399 чел.88,7 %

Результат: не принято


Поправка не принимается.


Поскольку других поправок нет, ставится на голосование во втором чтении

проект закона.


Включите режим голосования.


Покажите результаты.


РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (14 час. 50 мин. 10 сек.)

Проголосовало за 390 чел.86,7 %

Проголосовало против 0 чел.0,0 %

Воздержалось 0 чел.0,0 %

Голосовало 390 чел.

Не голосовало 60 чел.13,3 %

Результат: принято


Принят единогласно.


Микрофон на трибуне включите, пожалуйста.


Пожалуйста, Николай Гаврилович.


БРЫКИН Н. Г. Спасибо, Александр Дмитриевич.


Уважаемый Александр Дмитриевич, уважаемые коллеги! Данный проект федерального

закона подготовлен к принятию в третьем чтении. Комитет просит

Государственную Думу включить его в проект порядка работы на 10 февраля.


ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Не будет возражений? Включается.

Заседание №330

15.12.2020

О проекте федерального закона № 986128-7 "О внесении изменений в статью 230 Уголовного кодекса Российской Федерации и статью 151 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации" (в части установления ответственности за склонение к потреблению наркотических средств с использованием сети "Интернет").

42-й пункт, проект федерального закона "О внесении изменений в статью 230

Уголовного кодекса Российской Федерации и статью 151 Уголовно-процессуального

кодекса Российской Федерации".


Альшевских Андрей Геннадьевич, пожалуйста.


АЛЬШЕВСКИХ А. Г., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ".


Уважаемый Александр Дмитриевич, уважаемые коллеги! Предложенный вашему

вниманию законопроект о внесении изменений в статью 230 Уголовного кодекса

"Склонение к потреблению наркотических средств, психотропных веществ или их

аналогов" и статью 151 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации

разработан депутатами думской комиссии по расследованию фактов иностранного

вмешательства во внутренние дела Российской Федерации. В поле зрения комиссии

попали материалы зарубежных СМИ и неправительственных организаций, основная

цель которых - это, как мы считаем, склонить как можно больше наших граждан,

в основном молодёжь, к наркопотреблению. В Сети тиражируются тезисы, что

никто не имеет права запретить потреблять наркотики, это свобода выбора, это,

в конце концов, модно и современно.


Приведу наглядный пример. Мы обнаружили, как американский пропагандистский

медиаресурс "Радио Свобода" вёл трансляцию через Интернет несогласованной

акции по легализации марихуаны - так называемого "Конопляного марша".


Можно слайд 1* показать?


Эта акция в данном случае проходила в городе Санкт-Петербурге, и итогом этого

марша явилась массовая раздача участникам акции семян марихуаны. Хотелось бы

обратить ваше внимание на то, что примеров деструктивного использования

Интернета для склонения к наркопотреблению у комиссии, мягко говоря, немало.


Покажите, пожалуйста, слайд 2, а затем слайд 3.


Эти кадры направлены в том числе и на женскую целевую аудиторию.


На слайде 4 - прошу его включить - мы уже видим инструкцию, как уклониться от

уголовной ответственности за незаконный оборот наркотиков.


И в продолжение этого прошу показать слайд 5.


Мы видим, как нашим гражданам навязывается идеология декриминализации

наркопотребления и внедрения для лечения наркозависимых заместительной

метадоновой терапии. На этом слайде мы видим, как литовский информационный

ресурс как раз к этому всех и призывает.


Фактически мы видим складывающуюся систему склонения к наркопотреблению с

использованием информационно-телекоммуникационных технологий: сначала, первое

- реклама наркопотребления, затем, второе - инструкция по уходу от

ответственности за оборот наркотиков, наконец, третье - заместительная

терапия наркозависимых, то есть круг замкнулся. По нашему мнению, это не

только недопустимо, но и напрямую противоречит целям и задачам Стратегии

государственной антинаркотической политики до 2030 года, утверждённой указом

президента № 733 от 23 ноября 2020 года. Мы считаем, что Западом таким

образом развёрнута кампания по вовлечению наших граждан в наркопотребление, в

том числе с использованием Интернета. Это представляет прямую угрозу здоровью

наших граждан, демографическому росту и безопасности страны.


При разработке законопроекта как раз учитывались положения государственной

антинаркотической стратегии, которой использование современных

информационно-телекоммуникационных технологий для пропаганды наркотиков

относится к основным факторам, оказывающим негативное влияние на

наркоситуацию в стране. В этих целях злоумышленниками широко используются

различные социальные сети, интернет-площадки, популярные форумы, свободный

доступ к которым имеет неограниченное число пользователей. Между тем в

настоящее время такого квалифицирующего признака, как использование Интернета

для склонения к потреблению наркотиков, в статье 230 Уголовного кодекса

Российской Федерации не имеется. Когда данная норма принималась, ещё не было

таких возможностей в Интернете влиять на граждан, последние изменения

вносились почти десять лет назад.


Мы предлагаем внести изменения в статью 230 Уголовного кодекса Российской

Федерации, дополнив часть вторую пунктом "д", квалифицирующим признаком,

устанавливающим уголовную ответственность за склонение к потреблению

наркотических средств, психотропных веществ или их аналогов с использованием

информационно-телекоммуникационных сетей, включая Интернет. Одновременно

предлагаем дополнить указанную статью частью четвёртой, предусматривающей

повышенную ответственность за деяния, указанные в частях первой - третьей,

если они повлекли по неосторожности смерть двух и более потерпевших, при этом

предусматривается увеличение нижнего предела уголовного наказания в виде

лишения свободы - до 12 лет, а всего до 15 лет.


Данные преступления предлагается в статье 151 Уголовно-процессуального

кодекса Российской Федерации отнести к подследственности следователей органов

внутренних дел Российской Федерации.


Принятие закона не повлечёт дополнительных расходов федерального бюджета.


Спасибо за внимание.


ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Содоклад Николая Гавриловича Брыкина.


Пожалуйста.


БРЫКИН Н. Г. Уважаемый Александр Дмитриевич, уважаемые коллеги! Ну, Андрей

Геннадьевич достаточно подробно изложил и концепцию, и основания, рассказал о

тех предполагаемых мерах и санкциях, которые будут приниматься в рамках

действия этого закона. Я думаю, вы все это слышали.


Наверное, нужно отметить следующее. Авторами законопроекта представлены

достаточные сведения, которые позволяют прийти к выводу о необходимости

усиления уголовной ответственности за рассматриваемые деяния.

Комитеты-соисполнители - Комитет по безопасности и противодействию коррупции,

Комитет по информационной политике, информационным технологиям и связи, - а

также правительство, Верховный Суд данный законопроект поддержали.


Я думаю, есть достаточные основания, чтобы рассмотреть законопроект и принять

в первом чтении на сегодняшнем заседании.


Спасибо за внимание.


ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Коллеги, есть ли вопросы? Есть.


Включите режим записи на вопросы.


Покажите список.


Куринный Алексей Владимирович, пожалуйста.


КУРИННЫЙ А. В. У меня к обоим докладчикам вопрос, в принципе даже два

вопроса.


Первый вопрос касается примеров, приведённых на слайдах. Люди добиваются

снижения уголовной ответственности за потребление наркотиков в данном случае

- какое это имеет отношение к пропаганде?


И второй вопрос касается заместительной метадоновой терапии. Я напомню, что

наша страна - одна из немногих стран, которые не признают эту терапию в

качестве метода лечения. Более того, я скажу, что это противоречит сегодня

даже рекомендациям ВОЗ - Всемирной организации здравоохранения, - я уверен,

что рано или поздно мы всё равно к этому придём. В данном случае приводилась

ссылка на соответствующий литовский сайт, поэтому вот просто будет ли у нас

пропаганда метадоновой терапии, в том числе экспертами, - многие наши

российские эксперты считают, что она должна будет применяться, - приравнена к

пропаганде, скажем так, наркопотребления как такового? Ведь это один из

методов лечения, хотя официально и не признаваемый в Российской Федерации.


ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста, кто будет отвечать?


Альшевских включите микрофон.


АЛЬШЕВСКИХ А. Г. Спасибо за вопросы, Алексей Владимирович. Первое, по поводу

метадоновой заместительной терапии. На сегодняшний день, как вы правильно

заметили, мы являемся одной из тех стран, которые пока это не признают, и

здесь нет противоречия. Если, предположим, мы примем решение, что это хорошо,

и это будет применяться, тогда, думаю, мы и будем это обсуждать, и будем

вносить поправки и как-то это выправлять. На сегодняшний день этого нет, и в

ближайшее время вряд ли это произойдёт. Это первое.


Что касается второго вопроса. Вы сказали, что приведённая информация касается

снижения ответственности за употребление. Ну, на мой взгляд, не снижать...

здесь надо максимально увеличивать наказание за пропаганду и склонение к

употреблению наркотиков, потому что это на самом деле беда, беда очень

серьёзная. И я считаю, что мы здесь, особенно в этом зале, не должны идти на

поводу, особенно у иностранных средств массовой информации,

неправительственных организаций, которые пропагандируют, призывают, чтобы мы,

наоборот, своё законодательство смягчали и уходили от хорошего, подобающего

наказания граждан, которые всё это пропагандируют.


ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. На трибуне включите микрофон.


БРЫКИН Н. Г. Спасибо. Алексей Владимирович, вопрос, наверное, действительно

имеет право на жизнь, вторая часть вопроса, то, что вы говорите о сайтах, о

публикациях. Мы рассматриваем сегодня законодательную инициативу, где чётко

прописано, что, если информационно-телекоммуникационные сети, если, допустим,

Интернет используется, нет на сегодняшний день ответственности, вернее, есть,

но она должна быть усилена. Я думаю, с этим любой согласится.


А что касается вопроса использования, допустим, медпрепаратов, я хочу просто

привести примечание: "Действие настоящей статьи не распространяется на случаи

пропаганды применения в целях профилактики ВИЧ-инфекции и других опасных

инфекционных заболеваний..."


ИЗ ЗАЛА. (Не слышно.)


БРЫКИН Н. Г. Абсолютно правильно. Но здесь вопрос такой, что если

правоприменитель, который будет документировать, изучать субъективную сторону

преступления, установит, что это наркотическое вещество и вещество было

изъято, то в этом случае будут даваться квалифицирующие признаки, чтобы

применять меру уголовного воздействия и возбуждать дело по какому-то составу.

Здесь в кучу смешивать просто нежелательно, вот то, о чём вы говорите, всего

навсего.


ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.


Яровая Ирина Анатольевна.


ЯРОВАЯ И. А., заместитель Председателя Государственной Думы, фракция "ЕДИНАЯ

РОССИЯ".


Уважаемые коллеги, здесь уже прозвучала позиция, странная на самом деле,

нашего коллеги - доктора как будто бы - Куринного по поводу метадоновой

терапии. Вообще, это самая вредная форма работы с наркозависимыми, самая

вредная! И то, что она была внедрена на Украине, было использовано в

дальнейшем как средство влияния вообще на поведение молодого поколения,

потому что наркозависимые стояли в очереди к государству, как это ни

чудовищно звучит, за получением наркотиков! И упаси бог от того, чтобы вообще

когда-то в России что-то подобное появилось. Поэтому все ссылки на какой-то

опыт, на Канаду, на Украину... Нам такой опыт не нужен, нам нужно здоровое

молодое поколение!


Полностью поддерживаю разработчиков законопроекта и полагаю, единственное, о

чём можно говорить, - это о расширении формата деятельности государства и

общества по пресечению любой пропаганды наркотиков в любом виде. И здесь не

может быть абсолютно никаких компромиссов, здесь может быть только

последовательная логика неприятия. Все те, кто пытается насаждать

распространение свободное марихуаны, любых так называемых лёгких

наркотиков... Это всё дорога к тяжёлым наркотикам и необратимым последствиям.


ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Ну это позиция скорее, да?


Коллеги, есть ли желающие выступить? Есть.


Присаживайтесь.


Включите запись на выступления.


Покажите список.


Марданшин Рафаэль Мирхатимович, пожалуйста.


МАРДАНШИН Р. М. Уважаемый Александр Дмитриевич, уважаемые коллеги! Фракция

"ЕДИНАЯ РОССИЯ" поддерживает рассматриваемый законопроект. Данным

законопроектом предлагается, как уже было сказано, дополнить часть вторую

статьи 230 "Склонение к потреблению наркотических средств, психотропных

веществ или их аналогов" Уголовного кодекса Российской Федерации

квалифицирующим признаком, предусматривающим ответственность за склонение к

потреблению наркотических средств, психотропных веществ или их аналогов,

совершённое с использованием информационно-телекоммуникационной сети

Интернет. Таким образом, за совершение указанных деяний предлагается

предусмотреть наказание в виде лишения свободы на срок от пяти до десяти лет.


Указанное действие, совершённое с использованием сети Интернет, мы считаем,

является общественно опасным, поскольку охватывает миллионную аудиторию,

существенной частью которой являются несовершеннолетние, а также способствует

созданию устойчивого спроса на наркотики, ведёт к расширению сбыта

запрещённых веществ. При этом использование технических возможностей сети

Интернет для создания и распространения информации о наркотиках и склонения

лиц к их употреблению позволяет с минимальными затратами реализовать

преступный замысел. Вместе с тем, как уже было сказано, в действующем

уголовном законодательстве отсутствует соответствующий квалифицирующий

признак, предусматривающий склонение к потреблению наркотиков с

использованием сети Интернет. В случае принятия этого закона этот правовой

пробел будет устранён.


В связи с этим фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ" предлагает Государственной Думе

принять данный законопроект в первом чтении.


ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.


Рыжак Николай Иванович.


РЫЖАК Н. И., фракция "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ".


Уважаемый Александр Дмитриевич, уважаемые коллеги! Давайте скажем слова

благодарности Ирине Анатольевне, которая подметила существенную деталь в

обсуждаемом законопроекте, в его концепции. Дело не в том, что мы можем

увеличить сроки наказания, хотя это тоже важно, если наступила смерть двух

или более потерпевших, статья 230 с её проектируемой частью четвёртой. Дело в

том, что идёт тотальное наступление, изворотливое, избирательное, на массы

нашей молодёжи, и если мы сейчас не отреагируем на приоритеты в поведенческой

культуре, на то, что система ценностей, которую мы с трудом прививаем, не

воспринимается значительной частью нашей молодёжи, то никакое ужесточение

уголовного преследования не достигнет цели, не получит должного эффекта.


Вы, наверное, обратили внимание на то, что в числе авторов законопроекта есть

как раз те наши коллеги, которые входят в состав комиссии по расследованию

фактов вмешательства во внутренние дела России. Они наглядно, воочию,

опираясь на массив материалов, сумели убедиться, насколько всё-таки, надо

отдать должное, эффективными являются те усилия, с которыми спецслужбы,

пропагандистские центры сейчас буквально обрушились на неокрепшее сознание

наших молодых людей. Они очень избирательно работают на земле Финляндии,

Прибалтики, Украины, работают с учётом национальных признаков, национальных

особенностей и, я вам скажу, достигают должного эффекта.


Более того, здесь присутствует и второй аспект. Вот эта разогретая

молодёжь... Причём я должен отметить и другое: на слайдах, ну, может быть,

они не совсем удачно подобраны, я признаю это, показано, что даже

психологически нас готовят к сопротивлению силам ОМОНа и другим специальным

службам, одевают в соответствующую форму, заковывают их в соответствующие

клетки. И вот эта возбуждённая молодёжь уже готова к активным действиям.


Вот почему я хотел бы в заключение сказать ещё раз, что есть много каналов,

есть много возможностей и они всегда будут, но если мы не перестроим свою

пропагандистскую, идеологическую работу, то и иностранные агенты, и вот эти

специалисты действительно достигнут должного результата. Вот над чем надо

думать!


И ещё раз говорю: недавно президент сделал замечание, что становится всё

труднее смотреть наше телевидение. Почему мы опять-таки не реагируем и только

ждём, когда руководитель государства?.. (Микрофон отключён.)


ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Березин Никита Владимирович.


ПЬЯНЫХ Д. С., фракция ЛДПР.


Уважаемый Александр Дмитриевич, депутат Пьяных по карточке Березина. Карточка

не работает сегодня по техническим причинам.


Фракция ЛДПР поддержит предложенные изменения в Уголовно-процессуальный и в

Уголовный кодексы.


Ровно год назад Владимир Вольфович Жириновский, выступая на парламентских

слушаниях, посвящённых проблеме распространения наркотических средств, уже

заявлял о том, что ведётся война, в первую очередь направленная на подрыв

демографической политики. В сети Интернет её вести лучше всего, с точки

зрения наркодельцов, этих подлецов, которые продают эту отраву, потому что

аудитория социальных сетей и в принципе пользователи самой сети Интернет -

это всё-таки больше мои ровесники, ровесники депутата Власова. И мы с ним

прекрасно понимаем, что у наших ровесников формируется - может быть,

целенаправленно, может быть, неосознанно - более позитивное отношение как к

лицам, которые занимаются продажей, так и к самому процессу, что, конечно же,

очень плохо. Я знаю тысячи примеров, сотни примеров, когда молодые люди, мои

ровесники, подсаживаясь на это, становясь зависимыми, теряли не только семьи

- они теряли в принципе своё будущее, в принципе какие-то цели в своей жизни.

Единственной целью становится то, как взять дозу очередную, или что-то

подобное. Это, конечно, сказывается и на их здоровье, и на здоровье будущего

поколения.


Но вот с чем я не согласен в данном законопроекте: опять самое строгое

наказание - за деяние, которое повлекло за собой смерть двух и более лиц.

Опять мы ждём, что кто-то умрёт, и тогда будет самое жёсткое наказание.

Сегодня выступавшие уже говорили, что надо жёстче бороться, надо бороться с

пропагандой, бороться с этими людьми, - почему бы нам тогда не сделать самое

жёсткое наказание за саму идею пропаганды этих средств, этих наркотиков? Те,

кто хочет нажиться на этом, - а мы знаем, по многочисленным оценкам, это

очень прибыльный бизнес, - кто хочет нажиться на здоровье наших граждан, на

нашем демографическом будущем, на нашем населении, должны понимать, что даже

за саму мысль об этом они могут понести строгое наказание, если оно будет

доказано. А оно будет доказано, если будет такая цель. Поэтому я считаю, что

нам необходимо подумать об усилении ответственности не только за какие-то

последствия, но и за само намерение кому-то что-то навязывать. И тогда мы с

вами сможем более качественно защитить наших граждан, моих ровесников от этой

заразы.


Спасибо за внимание.


ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Куринный Алексей Владимирович.


КУРИННЫЙ А. В. Уважаемые коллеги, фракция КПРФ поддержит данный законопроект.


Но я говорил немножечко о другом, когда задавал соответствующий вопрос. Мы

категорически за усиление ответственности и за пропаганду наркотиков, и за

торговлю наркотиками, но то, что приводилось в качестве обоснования, на

сегодня не совсем, скажем так, однозначно. Проанализируйте даже сегодняшние

телепрограммы (не Интернет - телевизионные программы): "пыхнуть", "дунуть" и

тому подобное - всё это вы можете увидеть на центральных каналах, и это не

воспринимается как пропаганда, это нечто само собой разумеющееся. Поэтому, я

думаю, там должны быть соответствующие отношения. Это первый момент.


Второй момент. Когда мы говорим о тех, кто распространяет, и о тех, кто

пропагандирует, и о тех, кто болеет в итоге и страдает, - это немножко разные

вещи. И конечно, человека, который страдает, - это заболевание серьёзное,

тяжёлое - надо в первую очередь лечить, а во вторую очередь уже сажать или,

скажем так, применять любые другие меры такого карательного типа. Прежде

всего лечить, может быть, принудительно лечить, и в этом направлении,

конечно, законопроект или, может быть, другие законодательные акты, близкие,

стоит рассмотреть дополнительно.


Что касается заместительной терапии. Несмотря на её резкое неприятие сегодня

официальной российской властью, многие российские наркологи считают, что этот

метод в принципе может, должен применяться. Это вопрос для обсуждения

специалистами - не вопрос запрещения, не вопрос, так скажем, рубания.

Всемирная организация здравоохранения официально этот метод признаёт, поэтому

это вопрос для обсуждения специалистами, вопрос длительного обсуждения,

тщательного, профессионального. А если захотеть и применить закон в той

редакции, в которой законопроект внесён, фактически можно привлечь к

ответственности специалиста, который говорит: я нарколог, я считаю, что

метадоновая терапия может быть применена, в том числе в отношении российских

граждан, по каким-то там причинам, чисто профессиональным. Его за это, вот за

подобную мысль, можно будет привлечь по этому закону, но тогда, естественно,

мы выплеснем, что называется, с водой и ребёнка, то есть не достигнем целей,

о которых сегодня говорим.


Мы поддержим данный законопроект, подготовим соответствующие поправки, но

одновременно скажем, что, конечно, наркомания - это огромная социальная беда.

Порядка нескольких миллионов (сегодня есть разные подсчёты), несколько

миллионов наших граждан страдают этим заболеванием, их и их родственников

напрямую будут касаться меры, которые применяются для их реабилитации, для их

лечения, для привлечения их к ответственности, и, принимая эти законопроекты,

мы должны взвесить все за, все против и, естественно, принять нужное всем и

устраивающее всех решение.


Ещё раз повторю: фракция КПРФ проголосует в первом чтении за принятие данного

законопроекта.


Спасибо за внимание.


ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.


Представители президента, правительства? Нет. Докладчик?


Докладчику включите микрофон.


АЛЬШЕВСКИХ А. Г. Уважаемый Александр Дмитриевич, уважаемые коллеги! На самом

деле проблема очень серьёзная, проблема очень важная. Я полностью согласен,

что её надо рассматривать в комплексе, включая и распространение, и

употребление, и навязывание, и агитацию, и лечение и так далее, то есть это

достаточно серьёзный, большой вопрос. Но я хотел бы обратить ваше внимание на

то, что мы сегодня вносим изменения в уже существующую статью Уголовного

кодекса - в статью 230. Мы туда вносим поправки, чтобы вот именно привлекать

к ответственности тех, кто использует в том числе Интернет для пропаганды

употребления наркотиков.


Я не зря привёл в пример именно иностранные сайты, иностранных

представителей, неправительственные организации, которые пропагандируют, что

употребление - это хорошо и замечательно, и это всё идёт через Интернет. Я не

зря сказал, что около десяти лет в данную статью не вносились поправки, -

жизнь на месте не стоит, и в настоящий момент, по заключениям и по отзывам

компетентных органов, на самом деле есть проблема: в настоящий момент можно

уйти от ответственности за навязывание, за пропаганду и так далее, если это

идёт через Интернет. И когда мы это всё проанализировали, комиссией было

принято решение, что это один из немногих, ну, не то что немногих, это один

из законопроектов по этому направлению, который мы, как говорится,

рассматривали, рассматриваем и в ближайшее время будем рассматривать.


И хотел бы здесь ещё сказать (хотя это уже было сказано), что в комиссию,

которую мы создавали, входят представители всех парламентских фракций, и это

было консолидированное решение. Все представители этой комиссии,

представители всех четырёх фракций поддержали данную законодательную

инициативу.


Спасибо большое за внимание.


ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Содокладчик?


Брыкину включите микрофон.


БРЫКИН Н. Г. Спасибо, Александр Дмитриевич. Я буквально несколько секунд.


Здесь вот коллега наш Дмитрий Сергеевич - я не знаю, из каких соображений -

говорит о том, что нужно как бы ждать, когда кто-то там умрёт. Ну, коллеги,

нужно внимательно изучать правовые аспекты, которые изложены в

законодательной инициативе, - посмотрите, если распространение идёт через

сеть Интернет, то санкция достаточно высокая: лишение свободы на срок от пяти

до десяти лет. Нормы права сегодня и Уголовный кодекс... Коллега, может, не

знаком с юриспруденцией, он эти вещи говорит, для того чтобы послушали наши

избиратели, но это не совсем точно - я попрошу просто быть точными в своих

определениях. И санкцию, которая предлагается сегодня за деяние с отягчающими

обстоятельствами (если это повлекло смерть по неосторожности), уже

правоприменитель будет применять, это уже достаточно серьёзная

ответственность.


То, что предложено сегодня, наверное, будет системно влиять на ту проблему,

которую мы сегодня имеем, на тот вал давления на наше общество, на нашу

молодёжь, и это будет отвечать, наверное, вот тем вызовам, которые сегодня

есть.


Спасибо за внимание.


ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.


Коллеги, ставится на голосование проект федерального закона "О внесении

изменений в статью 230 Уголовного кодекса Российской Федерации и статью 151

Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации", пункт 42.


Включите режим голосования.


Покажите результаты.


РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (15 час. 52 мин. 44 сек.)

Проголосовало за 382 чел.84,9 %

Проголосовало против 0 чел.0,0 %

Воздержалось 0 чел.0,0 %

Голосовало 382 чел.

Не голосовало 68 чел.15,1 %

Результат: принято


Принимается единогласно в первом чтении.