ФЗ № 917030-7

О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации и Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации

в части установления уголовной ответственности за уничтожение либо повреждение воинских захоронений, а также памятников, стел, обелисков, других мемориальных сооружений или объектов, увековечивающих память погибших при защите Отечества или посвященных дням воинской славы России

Внесён: 7 марта 2020
Последнее событие: Прохождение закона у Президента Российской Федерации, 7 апреля 2020
Последнее решение: закон подписан
Инициаторы:

Стенограммы по законопроекту №917030-7

Заседание №291

31.03.2020

О проекте федерального закона № 917030-7 "О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации и Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации" (в части установления уголовной ответственности за уничтожение либо повреждение воинских захоронений, а также памятников, стел, обелисков, других мемориальных сооружений или объектов, увековечивающих память погибших при защите Отечества или посвящённых дням воинской славы России).

16-й вопрос нашей повестки, о проекте федерального закона "О внесении

изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации и Уголовно-процессуальный

кодекс Российской Федерации". Доклад Виктора Витальевича Пинского.


Пожалуйста, Виктор Витальевич.


ПИНСКИЙ В. В., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ".


Уважаемый Вячеслав Викторович, уважаемые коллеги! К данному проекту закона

поступило десять поправок, из них шесть поправок комитет рекомендует к

принятию, они включены в таблицу поправок № 1, и четыре - к отклонению, они

включены в таблицу поправок № 2.


Просьба поддержать.


ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Уважаемые коллеги, по таблице поправок № 1,

рекомендованных комитетом к принятию, есть замечания? Нет замечаний.


Ставится на голосование таблица поправок № 1.


Пожалуйста, включите режим голосования.


Покажите результаты.


РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (11 час. 16 мин. 52 сек.)

Проголосовало за 297 чел.66,0 %

Проголосовало против 0 чел.0,0 %

Воздержалось 1 чел.0,2 %

Голосовало 298 чел.

Не голосовало 152 чел.33,8 %

Результат: принято


Принимается таблица поправок № 1.


Есть ли замечания по таблице поправок № 2, рекомендованных комитетом к

отклонению, в ней четыре поправки? Нет замечаний.


Ставится на голосование таблица поправок № 2.


Включите режим голосования.


Покажите, пожалуйста, результаты.


РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (11 час. 17 мин. 27 сек.)

Проголосовало за 236 чел.52,4 %

Проголосовало против 0 чел.0,0 %

Воздержалось 0 чел.0,0 %

Голосовало 236 чел.

Не голосовало 214 чел.47,6 %

Результат: принято


Таблица поправок № 2 принимается единогласно.


Уважаемые коллеги, ставится на голосование проект федерального закона "О

внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации и

Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации", 16-й вопрос нашей

повестки.


Пожалуйста, включите режим голосования.


Покажите результаты.


РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (11 час. 18 мин. 07 сек.)

Проголосовало за 319 чел.70,9 %

Проголосовало против 0 чел.0,0 %

Воздержалось 0 чел.0,0 %

Голосовало 319 чел.

Не голосовало 131 чел.29,1 %

Результат: принято


Принимается законопроект под пунктом 16 во втором чтении единогласно.


Пожалуйста, включите микрофон на трибуне.


ПИНСКИЙ В. В. Уважаемый Вячеслав Викторович, уважаемые коллеги! Проект закона

прошёл все необходимые экспертизы, готов к рассмотрению в третьем чтении.

Комитет просит поддержать.


Спасибо за внимание.


ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Коллеги, поступило предложение от профильного комитета

рассмотреть этот вопрос сегодня. Законопроект готов к рассмотрению, прошёл

лингвистическую и правовую экспертизы. Не будет возражений, если мы

рассмотрим его в третьем чтении? Он подготовлен. Нет возражений? Нет.


Ставится на голосование проект федерального закона "О внесении изменений в

Уголовный кодекс Российской Федерации и Уголовно-процессуальный кодекс

Российской Федерации" (в части установления уголовной ответственности за

уничтожение либо повреждение воинских захоронений, а также памятников, стел,

обелисков, других мемориальных сооружений или объектов, увековечивающих

память погибших при защите Отечества или посвящённых дням воинской славы

России), третье чтение, 16-й вопрос нашей повестки дня.


Пожалуйста, включите режим голосования, если нет желающих выступать по

мотивам.


Голосуем, коллеги!


Покажите результаты.


РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (11 час. 19 мин. 42 сек.)

Проголосовало за 319 чел.70,9 %

Проголосовало против 0 чел.0,0 %

Воздержалось 0 чел.0,0 %

Голосовало 319 чел.

Не голосовало 131 чел.29,1 %

Результат: принято


За - 319, против нет, воздержавшихся нет. Федеральный закон принят.


Уважаемые коллеги, этот законопроект - инициатива нашего президента, мы её

рассмотрели в приоритетном порядке. Нам было крайне важно это сделать.


Заседание №289

18.03.2020

О проекте федерального закона № 917030-7 "О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации и Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации" (в части установления уголовной ответственности за уничтожение либо повреждение воинских захоронений, а также памятников, стел, обелисков, других мемориальных сооружений или объектов, увековечивающих память погибших при защите Отечества или посвящённых дням воинской славы России).

13-й вопрос из приоритетной повестки, президент внёс законодательную

инициативу в Государственную Думу. Мы с вами рассматриваем проект

федерального закона "О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской

Федерации и Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации" (в части

установления уголовной ответственности за уничтожение либо повреждение

воинских захоронений, а также памятников, стел, обелисков, других

мемориальных сооружений или объектов, увековечивающих память погибших при

защите Отечества или посвящённых дням воинской славы России). Доклад

официального представителя Президента Российской Федерации статс-секретаря -

заместителя министра обороны Российской Федерации Николая Александровича

Панкова.


Пожалуйста, Николай Александрович.


ПАНКОВ Н. А., официальный представитель Президента Российской Федерации,

статс-секретарь - заместитель министра обороны Российской Федерации.


Уважаемый Вячеслав Викторович, уважаемые депутаты! В этом году мы будем

отмечать 75-летие Победы в Великой Отечественной войне. Для России 9 Мая -

самый святой праздник, самый великий праздник. Мы гордимся поколением

победителей, чтим их подвиг. И наша память - не только дань огромного

уважения героическому прошлому, она служит нашему будущему, вдохновляет нас,

укрепляет наше единство.


Однако, как всем вам хорошо известно, в ряде стран в последние годы

усиливаются русофобские настроения, информационные и политические кампании,

совершаются противоправные действия, направленные на отрицание Победы, на

отрицание вклада советского народа в борьбу с фашизмом, на уничтожение или

осквернение воинских захоронений и памятников, других мемориальных

сооружений, увековечивающих память погибших при защите Отечества или

посвящённых воинской славе России. Представленным на ваше рассмотрение

проектом федерального закона предлагается дополнить Уголовный кодекс

Российской Федерации статьёй 243-4, предусматривающей установление

ответственности за уничтожение либо повреждение расположенных на территории

Российской Федерации или за её пределами воинских захоронений, а также

памятников, стел, обелисков, других мемориальных сооружений или объектов,

увековечивающих память погибших при защите Отечества или посвящённых дням

воинской славы России. Одним из квалифицирующих признаков, влекущим

повышенный размер наказания, предлагается считать совершение деяния в

отношении объектов, посвящённых борьбе с фашизмом или дням воинской славы

России в период Великой Отечественной войны. Кроме того, законопроектом

предусматривается внесение изменений в Уголовно-процессуальный кодекс

Российской Федерации в части установления уполномоченных на уголовное

преследование и судопроизводство органов. Реализация законопроекта не

повлечёт дополнительных расходов из федерального бюджета.


Уважаемые депутаты, прошу поддержать законопроект.


Доклад закончен.


ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Николай Александрович.


Содоклад Виктора Витальевича Пинского.


Пожалуйста, Виктор Витальевич.


ПИНСКИЙ В. В., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ".


Уважаемый Вячеслав Викторович, уважаемые коллеги! Трудно переоценить подвиг

советского народа, благодаря которому наши предки ценой своей жизни победили

в Великой Отечественной войне, разгромив фашистских захватчиков, по сути,

спасли весь остальной мир от фашистской чумы. Но мы видим, что в последнее

время участились случаи, когда подвиг защитников Отечества попирается

различными недоброжелателями, делаются попытки переписать итоги войны и роль

в ней страны-победительницы.


Президент Российской Федерации предложил прописать в основном законе страны,

что умаление значения подвига народа при защите Отечества недопустимо. Если

граждане поддержат закон о поправке к Конституции Российской Федерации,

память защитников Отечества, а также историческая правда будут одними из

главных приоритетов государственной политики.


Министерство обороны на заседании Российского организационного комитета

"Победа" в декабре прошлого года сообщило, что в нашей стране имеется 31

тысяча воинских захоронений, а более 12 тысяч воинских захоронений находится

за пределами Российской Федерации - в 56 государствах покоится более 4

миллионов человек. Была приведена удручающая статистика, что в последнее

время участились противоправные действия по отношению к захоронениям

советских воинов за рубежом: акты надругательства и вандализма над

памятниками постоянно совершаются на Украине, такие факты имеют место в

Германии, в Польше, в Чехии, в Венгрии, в Австрии, в Эстонии, в Латвии и в

других странах.


До сих пор в Уголовном кодексе была только одна охранительная норма - это

статья 244, пунктом "б" которой предусматривалась ответственность за

надругательство над памятниками, посвящёнными борьбе с фашизмом, или местами

захоронения участников борьбы с фашизмом. В законопроекте, который мы сегодня

рассматриваем, предлагается дополнить главу 25 "Преступления против здоровья

населения и общественной нравственности" новой статьёй 243-4, в которой

предусматривается ответственность за уничтожение или повреждение более

широкого круга объектов, установленных в память о защитниках Отечества, что

обеспечит более эффективную их защиту. Помимо воинских захоронений и

памятников это стелы, обелиски, мемориальные музеи и другие объекты,

посвящённые дням воинской славы. Максимальная санкция в части первой этой

статьи составит лишение свободы до трёх лет, в части второй предлагается

предусмотреть квалифицирующие признаки в виде совершения этого преступления

группой лиц по предварительному сговору или организованной группой, с

применением насилия или с угрозой применения насилия, в отношении памятных

объектов, посвящённых борьбе с фашизмом, и по этим преступлениям

предусмотрено более строгое наказание, максимальное наказание - до пяти лет

лишения свободы.


Ещё одна важная норма законопроекта - устанавливается механизм расследования

уголовного дела и рассмотрения его судом в случае, когда преступление

совершено иностранцем за пределами нашей страны и когда оно направлено против

интересов России. В этой части в действующей редакции

Уголовно-процессуального кодекса был пробел. Предлагается, что место

предварительного расследования будет определяться руководителем того

следственного органа, который возбудит уголовное дело, а рассматриваться оно

будет тем судом, в чью юрисдикцию входит территория, где будет окончено

предварительное расследование. Согласно проекту закона преступление будет

расследоваться следователями органов внутренних дел, а также следователями

того органа, который выявил совершение преступления.


Комитет концепцию данного проекта закона поддерживает. Также поддерживают

концепцию проекта правительство и Верховный Суд. У Правового управления

замечаний по проекту закона не имеется. Комитет просит рассмотреть

законопроект в первом чтении и поддержать.


Спасибо за внимание.


ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Виктор Витальевич.


Уважаемые коллеги, пожалуйста, вопросы докладчику, содокладчику. Есть

вопросы.


Включите режим записи.


Покажите, пожалуйста, список.


Бикбаев Ильдар Зинурович, пожалуйста.


БИКБАЕВ И. З., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ".


Уважаемый Вячеслав Викторович, уважаемый Николай Александрович! Я с

предложением рассмотреть ко второму чтению поправку, которая ввела бы, по

сути, ответственность в том числе для юридических лиц, нарушивших вот те

положения, которые в данном законопроекте предусматриваются. Я исхожу из

того, что имею двадцатилетний опыт работы по увековечению памяти погибших при

защите Отечества и поисковой деятельности, и были факты, когда и юридические

лица нарушали те положения, которые мы рассматриваем. Мною будет подготовлена

поправка, и в случае положительного результата сегодняшнего рассмотрения хочу

внести её ко второму чтению.


ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.


Ну, это предложение о внесении поправки для обсуждения во втором чтении.

Внесёте её в соответствии с процедурой, и можно будет этот вопрос обсуждать в

рамках комитета.


Пожалуйста, Шперов Павел Валентинович.


ШПЕРОВ П. В., фракция ЛДПР.


У меня вопрос к содокладчику.


Уважаемый Виктор Витальевич, каким образом будет организовано уголовное

преследование лиц, которые совершили преступления в отношении воинских

захоронений, памятников, стел, обелисков и тому подобных объектов,

находящихся за рубежом? Во многих странах такие действия декриминализованы и

уголовная ответственность не наступает.


И параллельно второй вопрос: что со сроком давности привлечения к уголовной

ответственности? Получается, что это статья не тяжкая, поэтому срок давности

будет достаточно коротким. Может быть, есть смысл ввести ответственность без

срока давности за подобные преступления, сделать отдельную поправку?


ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста, Николай Александрович.


ПАНКОВ Н. А. На самом деле это, наверное, один из самых сложных вопросов,

которые мы имели в виду, работая над законопроектом. Поправки к уголовному

законодательству корреспондируют с целым рядом других статей Уголовного

кодекса Российской Федерации. Ну вот, наверное, есть смысл согласиться с

прозвучавшим предложением и поработать ещё.


ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Давайте подумаем, чтобы не было срока давности, чтобы у

тех, кто совершает такие поступки, было понимание, что независимо от того,

сколько времени прошло с момента их кощунственного поступка, действий, это

невозможно будет, просто сославшись на срок давности, предать забвению.


Пожалуйста, Виктор Витальевич. У вас предложение?


ПИНСКИЙ В. В. Нет, я по первому вопросу, по вопросу, касающемуся привлечения

иностранцев, которые совершили преступления за рубежом. У нас уже

Уголовно-процессуальным кодексом предусмотрена такая норма - это статья 460,

она действует в случае, если лицо, иностранный гражданин совершает

преступление против интересов России на территории чужого государства. У нас

здесь действуют международные правовые договоры либо письменные обязательства

Генеральной прокуратуры, то есть этот порядок предусмотрен.


ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.


Коллеги, если не будет возражений, если поддержат депутаты - представители

других фракций, давайте попросим коллегу Шперова, чтобы он подготовил

поправку в плане того, чтобы ответственность распространялась без срока

давности, об этом речь шла. Тогда договорились. Давайте так и поступим, это

будет очень важное решение, и мы с вами сможем защитить в любой обстановке, в

любой ситуации наши памятники от вандализма и посягательств, даже если кто-то

это скроет.


Пожалуйста, Нилов Олег Анатольевич.


НИЛОВ О. А., фракция "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ".


У меня и к Николаю Александровичу, и к Виктору Витальевичу вопрос.


Как вы считаете, вот в случае совершения таких уголовных деяний, кроме

уголовной ответственности, не следует ли поставить вопрос о перезахоронении

из тех могил, где будут разрушены надгробия или памятники, причём с

финансовой ответственностью той страны, в которой происходит вот такой

вандализм? Не считаете ли вы, что нужно эти вопросы ставить одновременно?


ПАНКОВ Н. А. Олег Анатольевич, спасибо огромное за вопрос. На самом деле

такая постановка вопроса, по нашему мнению, имеет право на жизнь, на

проработку. Не буду скрывать, что мы работу продолжаем и, возможно, будут ещё

наши инициативы по этой теме, по этим вопросам. Всё непросто, надо на самом

деле вести консультации, спокойно прорабатывать идеи и только потом облекать

их в форму каких-то конкретных законопроектов.


ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.


Пожалуйста, Савельев Дмитрий Иванович.


САВЕЛЬЕВ Д. И., фракция ЛДПР.


Уважаемый Николай Александрович, иногда снос и разрушение таких мемориальных

сооружений и памятников происходят с попустительства местных властей,

руководствующихся так называемыми модернизационными подходами; когда надо

что-то построить, что-то сносят с намерением восстановить в другом месте, а в

итоге ничего не восстанавливается. Из публикаций в прессе мы видим, что такое

происходит в основном в сельской местности, там, где это не так, скажем,

заметно. Вот эти вандальные действия совершаются с попустительства, а иногда

с негласного одобрения конкретного должностного лица. Скажите, пожалуйста,

возможно ли включить в часть вторую обсуждаемой статьи такой квалифицирующий

признак, как совершение деяния лицом с использованием своего служебного

положения, как вы считаете?


ПАНКОВ Н. А. Я пока не готов к ответу. Я прошу прощения, действительно

воздержусь.


ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста, Выборный Анатолий Борисович.


ВЫБОРНЫЙ А. Б., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ".


Уважаемый Николай Александрович, говоря об уничтожении и повреждении воинских

захоронений, мы, по сути, ведём речь о вандализме, за что предусмотрена

уголовная ответственность статьёй 214 Уголовного кодекса. Скажите, в рамках

проработки данной законодательной инициативы обсуждался ли вопрос о том,

чтобы в статье 214 Уголовного кодекса предусмотреть соответствующий

квалифицирующий признак, который мы обсуждаем в рамках данной законодательной

инициативы, и, соответственно, усилить, установить более жёсткую уголовную

ответственность за такие преступления? И в чём вы видите преимущества именно

этой редакции предлагаемых новелл?


ПАНКОВ Н. А. На самом деле проектируемая нами статья корреспондирует и со

статьёй 214 Уголовного кодекса Российской Федерации "Вандализм", и с целым

рядом других статей Уголовного кодекса, но говорить только о применении

статьи 214, на наш взгляд, неправомерно: она не касается охраны общественной

безопасности и общественного порядка за пределами Российской Федерации, и в

данном случае не представляется возможным считать, что соблюдаются интересы

Российской Федерации.


ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста, Боева Наталья Дмитриевна.


БОЕВА Н. Д., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ".


Николай Александрович, вот здесь указано: штраф в размере от 2 миллионов до 5

миллионов рублей или в размере заработной платы или иного дохода осуждённого.

Скажите, пожалуйста, а нельзя ли здесь более конкретно прописать: какой нанёс

ущерб - вот на эту сумму и будет штраф, или какую-то конкретную сумму

указать?


ПАНКОВ Н. А. На самом деле разработчики законопроекта предлагают не только

штраф, но и - вот вы ссылаетесь на конкретные подходы по штрафу - до пяти лет

лишения свободы. Ну вот нам показалось целесообразным всё-таки остановиться

на таких подходах, и мы просим вас их поддержать, а там жизнь покажет.


ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста, Смолин Олег Николаевич.


СМОЛИН О. Н., фракция КПРФ.


Уважаемый Николай Александрович, я убеждён, что все фракции поддержат этот

законопроект, поскольку миллионы наших солдат отдали свои жизни за

освобождение от фашизма многих стран Восточной Европы и, как писал когда-то

поэт-фронтовик Борис Слуцкий, "и мрамор лейтенантов - фанерный монумент -

венчанье тех талантов, развязка тех легенд".


А вопрос мой отчасти уже прозвучал, я хочу его уточнить. Если речь идёт о

вандализме, который совершается за пределами Российской Федерации,

предполагается, что в отношении тех, кто это совершил, материалы будут

передаваться в международный розыск, они будут объявляться в розыск, или речь

идёт о том, что они будут, что называется, браться в наручники, когда

появятся на территории Российской Федерации, или есть какие-то ещё пути,

которые позволят нам более успешно защищать захоронения наших солдат на

иностранных территориях?


ПАНКОВ Н. А. Олег Николаевич, речь идёт об использовании в полном объёме

всего уголовно-процессуального инструментария без каких-либо исключений.


ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста, Плетнёва Тамара Васильевна.


ПЛЕТНЁВА Т. В., председатель Комитета Государственной Думы по вопросам семьи,

женщин и детей, фракция КПРФ.


Уважаемый Николай Александрович, конечно, дай бог, чтобы у нас не было

никакого вандализма и никаких штрафов никому не было, я надеюсь, что в нашей

стране эта проблема не звучит громко. А то, что вы этот законопроект

внесли... Каждый закон, каждое действие, которое возвеличивает нашу Победу, -

это огромный плюс нашей стране. Но у всех один и тот же больной вопрос: вот

как быть с тем, что за рубежом происходит, что с ними делать вообще? Я вот

когда смотрю, как снимают памятники, - ну не знаю, что бы сделала: я добрый

человек, но прямо прибила бы! Вот скажите, может быть, с ними вообще всякие

отношения заканчивать или какие-то санкции вводить? Ну мы же должны

защищать... Люди гибли, их же соотечественники тоже там гибли! Я не понимаю

вообще... Вот у всех, у всех, кто задавал вопросы, вот это вот болит, больной

вопрос: что нам сделать ещё?


ПАНКОВ Н. А. Тамара Васильевна, вот, наверное, сейчас как раз тот случай,

когда мы пытаемся что-то делать. Вот если вы проголосуете за данный

законопроект, это будет первое дело, первый кирпичик. Будем накапливать опыт,

будем работать.


Я не случайно несколько раз сказал, что законопроект очень непростой. Тяжело

шла разработка, тяжело шло согласование, тем не менее он имеет все

согласования. Законопроект непростой в применении, он, если хотите,

показывает вектор, направление нашей работы. Будем вместе с вами работать и

дальше, будем совершенствовать меры.


Я говорил и ещё раз скажу: у нас есть идеи в том числе, вы не ошиблись,

санкционного характера, надо и в этом направлении нам всем вместе поработать

- а почему бы и нет?


ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста, Моляков Игорь Юрьевич.


МОЛЯКОВ И. Ю., фракция "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ".


Вопрос Николаю Александровичу, как человеку опытному и военному.


Мы обсуждаем вопрос, который относится к сфере высокой морали. Ещё несколько

лет назад даже в голову никому не могло прийти, что кто-то будет рушить

памятники нашим воинам. Скажите, что, с вашей точки зрения, произошло, что мы

сейчас вынуждены даже до Уголовного кодекса дойти и именно на уровне

Уголовного кодекса ставить эти вопросы?


И второй вопрос - к Виктору Витальевичу.


Виктор Витальевич, вы приводили примеры вот таких безобразных действий за

рубежом, а когда на территории нашего государства на Вечном огне варят

сосиски, жарят шашлыки, производят какие-то другие безобразные вещи?.. Это

будет распространяться и на тех вандалов... (Микрофон отключён.)


ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста, кто ответит?


Пожалуйста, Николай Александрович, а затем Виктор Витальевич.


ПАНКОВ Н. А. Я постараюсь очень-очень коротко ответить на этот вопрос, он,

если хотите, мировоззренческий. Мне кажется, каждый из сидящих в этом зале

сам для себя давно ответил, что происходит и почему происходит - почему

сносят памятники, которые раньше во всём мире воспринимались как священные

памятники, почему переписывается история. На самом деле мы знаем ответы на

эти вопросы, но вот сейчас мы, может быть, впервые пытаемся реагировать

вплоть до мер уголовного преследования. Мы делаем правильно, это первый шаг в

правильном направлении. Прошу поддержать.


ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.


Пожалуйста, Виктор Витальевич.


ПИНСКИЙ В. В. Спасибо, Вячеслав Викторович.


На самом деле много можно сказать по этому поводу, почему так происходит, и

этот закон принимается в том числе для того, чтобы этого не было. Ну, нам

надо воспитывать бережное отношение к памяти о наших предках, надо больше об

этом говорить. Я сказал уже, что вот сейчас у нас это будет закреплено в

Конституции, и это очень важно, это значит, что все будут знать, что память

наших предков, историческая правда охраняется нашим государством. И мы дальше

будем принимать законы, которые будут ужесточать меры за осквернение,

вандализм в отношении памяти наших событий.


ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Правильно вы говорите.


Уважаемые коллеги, возможно, кто-то из вас не в курсе, но, допустим, все

памятники Владимиру Ильичу Ленину относятся в большинстве своём к объектам

историко-культурного наследия федерального уровня, минимум регионального, они

все защищены, а наша память, памятники, посвящённые тем, кто погиб, защищая

страну, оказались без этого статуса. Более того, не наказывают тех, кто

занимается вандализмом, кощунством, да и просто надругательством, вот нет

такой нормы, а жизнь подсказывает, что она должна быть, и при этом, как здесь

правильно сказали, без срока давности. И это касается, кстати, и тех

памятников, которые находятся на территории Российской Федерации, и тех,

которые за пределами Российской Федерации. В этом случае следственные органы

будут проводить процессуальные действия в отношении ситуации, которая

произошла за пределами нашей страны, но будет оценена по нашему

законодательству, и без срока давности достаточно жёстко можно будет наказать

тех, кто замахнулся и истоптал нашу память.


Коллеги, на самом деле это топтание на ком, это перечёркивание памяти в

отношении кого? В отношении тех, кто не может сам себя защитить. Мы живём

благодаря нашим близким, родным, тем, кто погиб во время Великой

Отечественной войны, в горячих точках, и если даже мы не сумеем защитить

память о них, то они себя защитить тем более не смогут. Вот сегодня президент

внёс законопроект, который как раз ставит целью решить эти задачи, причём,

если мы с вами постараемся обсудить этот вопрос в рамках второго чтения

дополнительно с его полномочным представителем по данному вопросу, надеюсь,

что для всех будет совершенно очевидно, что нам надо память беречь, а тот

урод, который надругался, будет отвечать по закону, а тем более если группа

лиц - там наказание очень серьёзное.


У нас есть такие примеры, вот здесь коллеги говорили. И я недавно столкнулся

с ситуацией, когда целый мемориал разбомбили, раздолбили и в угоду размещению

торгового центра взяли и выбросили на задворки. При этом было обращение к

прокурору района - прокурор не отреагировал, к органам власти - органы власти

не отреагировали. А речь шла о тех, кто погиб во время Великой Отечественной

войны, работая на авиационном заводе, тех, кто работал рядом, обеспечивая

Победу в тылу, там были фамилии выгравированы, обелиски были. Всё это взяли и

не только предали забвению, а, разбомбив, выкорчевали, убрали, потому что не

хватало места под торговый центр, и там сегодня торговый центр. Вот в этом

случае, если норма будет принята, причём без срока давности, то, если это

сделала группа лиц, - до пяти лет лишения свободы, если это один человек

сделал - до трёх лет лишения свободы, большие штрафы. Понятно, тех, у кого

уже не только пусто в голове, но и совести тоже нет, это хотя бы остановит.

Но вот такие случаи есть.


Есть случаи, когда так называемые чёрные копатели пытаются памятники либо

повредить, либо снести, для того чтобы тоже каких-то своих целей достигнуть,

это обычно касается воинских захоронений, - они также будут понимать, что

ответственность серьёзная. Ну, и понимая вообще, что так нельзя делать, у нас

другое будет отношение к нашей памяти. Вот об этом законопроект, и мы с вами

обязательно должны его принять, потому что он сформирует и отношение тех, кто

придёт на смену нам, - детей, внуков, они будут по-другому относиться,

понимать, что нельзя так вести себя.


Коллеги, кто хотел бы выступить? Есть желающие.


Включите режим записи.


Это вопрос очень серьёзный, поэтому давайте так к нему и относиться.


Покажите список.


Рыжак Николай Иванович.


ИЗ ЗАЛА. (Не слышно.)


ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Коллеги, поступают предложения: по одному от фракции.

Потому что, если наши коллеги сформулируют мнение от фракции, оно, думаю,

будет отражать позицию всех депутатов, правильно? От "ЕДИНОЙ РОССИИ" - Яровая

Ирина Анатольевна. От ЛДПР кто? Игорь Владимирович, принимайте решение. От

КПРФ кто? Харитонов или Осадчий? Осадчий. От ЛДПР - Шерин. Спасибо.


РЫЖАК Н. И., фракция "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ".


Уважаемый Вячеслав Викторович, уважаемые депутаты! Конечно, этот вопрос

всколыхнул весь зал. Президент вполне закономерно вышел с этой

законодательной инициативой, и мы тоже участвовали в том, что этот вопрос был

поставлен, когда голосовали за поправки, когда поддержали идею, что

Российская Федерация обязана и защитит историческую правду, что государство

будет чтить память защитников Отечества.


Но я хотел бы сказать не только об этом, а хотел бы сказать о том, что 25-я

глава Уголовного кодекса имеет вторую часть - это касается преступлений

против общественной нравственности. И группа депутатов "СПРАВЕДЛИВОЙ РОССИИ"

обратилась в Генеральную прокуратуру с вопросом о том, как это

корреспондируется и какая сформулирована позиция в Генеральной прокуратуре

относительно тех, кто подстрекает к этому - к разрушению памятников, потому

что разрушают вандалы, варвары, а вот те, кто готовит идейную основу и

формирует преступный умысел, остаются в стороне, а у нас в стране есть полки

с книгами этих писателей. Мы уже с Анатолием Николаевичем Грешневиковым

говорили, что есть такой писатель Быков, который защищает Власова,

оправдывает его предательские действия, есть историк Петров, который говорит

о том, что памятники чекистам, в том числе Кузнецову, - это памятники

террористам. Есть какая-то реакция общества, есть реакция правоохранительных

органов? Все остаются в стороне! Вот так не должно быть - нельзя соглашаться

с такой позицией!


И мне кажется, Вячеслав Викторович, что хорошие предложения поступили, но мы

не всегда сможем договориться с той или иной стороной. И когда Николай

Александрович говорит, что это первый случай... Это и плохо, что это первый

случай, - должна быть идеология в стране. А вот эти вопросы, о которых я уже

сказал, и другие новеллы, которые были внесены в Конституцию, они тоже

содержат в себе идеологические предпосылки - без идеологии никакая

политическая организация, коей является государство, существовать не может,

потому нам надо всерьёз подумать о том, чтобы идеологическая часть в

Конституции нашла своё отражение. И Конституция - это постоянно развивающийся

документ, поэтому рано или поздно мы придём поступательно к решению этого

вопроса.


Совсем недавно, на прошлой неделе, мы с Сергеем Михайловичем, с Еленой

Григорьевной, с Игорем Юрьевичем принимали участие, вручали сувениры и

отмечали благодарностью лучшие произведения наших молодых прозаиков, поэтов,

драматургов, всё это происходило в Доме союзов. Ну хоть одно наше

телевизионное информационное агентство отреагировало на этот момент? Там как

раз звучали тезисы о сохранении памяти павших, о возвеличивании наших героев,

об истоках, о нашей истории, о работе с молодёжью - никого это не

заинтересовало! Хорошо, что "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ" взяла на себя вот эту

ответственность, но я думаю, что это должно реализовываться на общероссийском

уровне, - нельзя игнорировать, проходить мимо вот таких явлений! Я смотрел,

как выходили за своими сувенирами вот эти люди из каких-то наших бедных сёл,

деревенек, в том числе из города-героя Севастополя вышел парнишка совсем

бедный, но какая в глазах у него - понимаете? - была заряжённость, какая

благодарность, какая полнота патриотизма у этого мальчика, совсем маленького

мальчонки, и он получил эту премию! Вот где мы должны начинать выращивать вот

эти ростки патриотизма - патриотизма не наигранного, а естественного,

народного, который исходит из народных корней, - вот на это надо реагировать.


Я думаю, что и наши профильные комитеты... Я вот заслушался, когда Елена

Александровна выступала, но почему-то комитет сейчас уходит в сторону от этих

вопросов, в том числе и комитет по образованию. Ни в коем случае мы не должны

упускать эти вопросы, особенно сейчас! Мы насытили нашу Конституцию новыми

новеллами, какими-то новыми выстраданными моментами, но, если мы сейчас не

переведём это в практическую плоскость, если народ этого не почувствует, если

даже в социальной программе будут лишь заявленные вопросы, но не будет

реального содержания, - отвернутся! И как раз то, что сейчас в Интернете

гуляет, что это было ради дальнейшей карьеры президента... Тогда мы

скомпрометируем и себя, и президента и, скажу, даже доверие народа не

оправдаем. Сейчас надо всё сделать, чтобы всё задышало живым творчеством и

живой практической работой, - тогда народ почувствует, что это действительно

выстраданная Конституция, что она отвечает как раз современному

международному положению, положению как раз в экономике, положению в

гуманитарной сфере, в сфере образования, во всех сферах жизни и что мы

отвечаем на эти вопросы народа. Ни в коем случае нельзя сейчас остаться в

стороне - необходимо, чтобы бюрократическая эта блажь каким-то образом не

посетила ни один ум ответственного государственного человека!


Инициатива, конечно, очень своевременная, она, конечно, в русле как раз года

памяти и славы, о котором говорил президент, и наш долг, долг каждого

народного избранника, внести свой конкретный вклад в реализацию этого

законопроекта.


Благодарю за внимание.


ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.


Пожалуйста, Яровая Ирина Анатольевна.


Подготовиться Шерину Александру Николаевичу и Осадчему.


Николай Михайлович, отзовите своё выступление.


ЯРОВАЯ И. А., заместитель Председателя Государственной Думы, фракция "ЕДИНАЯ

РОССИЯ".


Уважаемый Вячеслав Викторович, уважаемые коллеги! Несомненно, инициатива

президента и те поправки, которые вносятся в Конституцию, объединены общим

смыслом. И этот смысл имеет историческое значение не только для нашей страны,

он имеет значение в глобальном понимании истории и безопасности - это своего

рода современные обереги для мира от возможной агрессии и проявления нацизма.

Вы помните, что ранее мы принимали решение об уголовной ответственности за

реабилитацию нацизма, и, наверное, прозвучавшее сегодня предложение о том,

что не должны действовать сроки давности, есть смысл распространить и на

состав преступления, который связан с попытками реабилитации нацизма. Мы

принимали решение о минуте молчания.


Вы знаете, когда я готовилась сегодня к выступлению, я задумалась над тем -

этот вопрос звучал в зале, - а почему, действительно, есть люди, которые

умышленно, агрессивно, желая осквернить, оскорбить память, отрицая подвиг

нашего народа, разрушают памятники, и есть те, кто делает это по невежеству?

Мне кажется, ответ на вопрос, как остановить этот процесс и удержать его в

зоне общественного контроля и недопущения с усилением мер ответственности,

нужно искать в понимании того, кому и во имя чего были поставлены эти

памятники. И здесь я на самом деле оттолкнулась от мысли, которая была

произнесена президентом в послании: "Наглому вранью, попыткам переиначить

историю мы должны противопоставить факты". Я попыталась найти факты, новые

факты, которые ранее не оглашались.


Коллеги, сразу после начала войны Правительством Советского Союза

неоднократно направлялись ноты всем государствам мира, где сообщалось о

преступлениях, которые совершались фашистами, о нарушении Гаагской конвенции,

их злодеяния были положены на бумагу как неоспоримый факт с доказательствами.

Я посчитала, что сегодня, наверное, нет смысла говорить о нашем отношении к

тому, что совершают лица, разрушающие памятники, а есть смысл сказать о том,

кому поставлены эти памятники. И, быть может, информация об этом, если она

найдёт отражение в том числе в реестрах, которые мы сегодня ведём по закону о

воинских захоронениях, и для молодого поколения, и для всего мира станет

страшным откровением, которое не позволит совершать эти преступления.


Нота Молотова от 25 ноября 1941 года: "Пленных красноармейцев пытают

раскалённым железом, выкалывают им глаза, отрезают ноги, руки, уши, носы,

отрубают пальцы на руках, вспарывают животы, привязывают к танкам и разрывают

на части. Подобного рода изуверства и позорные преступления

фашистско-германские офицеры и солдаты совершают на всём протяжении фронта. В

Украинской ССР на острове Хортица, на Днепре, после ухода немецких частей,

выбитых Красной Армией, были найдены трупы пленных красноармейцев. Пленным

отрезали руки, были выколоты глаза и вспороты животы. На юго-западном

направлении у деревни Репки на Украине после отступления немцев с занятой ими

позиции были обнаружены трупы командиров и бойцов, руки и ноги которых были

пригвождены к кольям, а на телах чернели пятиконечные звёзды, вырезанные

раскалёнными ножами. Лица погибших были изрезаны и обожжены". Это текст

официальной ноты, которая направлялась, и это Украина, где сегодня

разрушаются могилы и памятники нашим солдатам. Вот о ком идёт речь и кому эти

памятники!


"В белорусской деревне Холмы Могилёвской области гитлеровцы схватили шесть

девушек в возрасте 15-17 лет, изнасиловали, вырезали груди, выкололи глаза и

убили. Одну молодую девушку - колхозницу Аксёнову привязали за ноги к

верхушкам наклонённых деревьев и разорвали" - это официальный текст ноты от

27 апреля 1942 года.


Освобождение Керчи. Красная Армия позволила выявить следующие зверские

преступления оккупантов: "Местная германская комендатура приказала родителям

отправить детей в школу. Подчиняясь приказу, 245 детей с учебниками и

тетрадями в руках отправились в свои классы - домой не вернулся никто. После

освобождения города в 8 километрах от него в глубоком рву найдены были 245

трупов этих детей, расстрелянных оккупантами". Документы и фотографии,

относящиеся к этому чудовищному преступлению, имеются в распоряжении

советского правительства.


Сейчас я зачитаю текст официальной гитлеровской пропаганды и документа,

который распространялся по Украине: "На Украине будет поселено 25 миллионов

колонистов из немцев и родственных им народов, которые могут не бояться

тягостей, ибо для тяжёлой и чёрной работы будут применены украинцы".


Вот эти факты и события, по поводу которых сегодня стоят памятники и на

территории нашей страны, и на территории республик бывшего Советского Союза,

и по всему миру.


Были так называемые "12 заповедей поведения немцев на Востоке и их обращения

с русскими", обращение к немецким солдатам и офицерам: "Вы должны проводить с

достоинством даже жесточайшие и самые беспощадные мероприятия, которые

диктуются германскими интересами, в противном случае вы не сможете больше

занимать ответственные посты на родине".


Зверства и преступления, которые поощрялись, были остановлены ценой жизни

советских солдат. Женщины, дети и старики, которые сотнями и тысячами

убивались на территории нашей родной земли, это те люди, в память о которых

сегодня есть захоронения, Вечный огонь горит, даже когда неизвестны имена.

Но, наверное, наша общая задача сегодня сделать так, чтобы по поводу каждого

памятника, по поводу каждой пяди земли молодое поколение с помощью QR-кода

могло получать информацию: что было на этой земле, кто на ней погиб и во имя

чего.


Мы поддерживаем инициативу президента и предлагаем всем фракциям продолжить

работу по увековечению памяти погибших в годы Великой Отечественной войны.

(Аплодисменты.)


ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Ирина Анатольевна.


Пожалуйста, Шерин Александр Николаевич.


Подготовиться Осадчему.


ШЕРИН А. Н., фракция ЛДПР.


Уважаемый Вячеслав Викторович, уважаемые коллеги! Это как раз таки тот самый

случай, когда всё, о чём долгие годы говорила ЛДПР, нашло реальное отражение

в инициативе президента, и мы всецело, полностью поддерживаем такой подход

нашего государства.


В последние годы Российская Федерация занимает чрезмерно толерантную позицию,

и мы очень сильно увлеклись какими-то объяснениями, оправдываниями и

попытками кому-то что-то доказать. Наши деды и прадеды давным-давно уже всем

всё доказали и показали, что наш народ и наша армия способны не только

защищать свою территорию, свои интересы, но и освобождать территории тех

государств, которые практически работали на благо вермахта. Сегодня в

территориях, освобождённых ценой жизни наших солдат, откровенно хамят нашей

стране, пытаясь унизить нашу страну и наше поколение тем, что оскверняют

память наших дедов и прадедов. Победить в честной, открытой войне нашу

легендарную армию не может ни одна страна, а вот воевать с памятниками и с

теми, кто уже не может ответить, они могут! Те территории, которые продолжают

находиться под оккупацией Соединённых Штатов Америки, конечно, будут плясать

под дудку Запада и пытаться всячески понравиться Соединённым Штатам Америки.

Пусть они это делают в отношении каких-то других стран и на других примерах,

но ни в коем случае нельзя позволять Российскую Федерацию использовать для

того, чтобы какие-то карликовые, никчёмные государства пытались

самоутвердиться! Ещё раз повторяю, в годы Великой Отечественной войны каждый

народ, каждое государство определило свою роль, свои способности и

возможности противостоять противнику.


И та инициатива, которую изложил коллега Шперов Павел Валентинович от

Республики Крым - кстати, очень символично, что мы принимаем этот закон

именно сегодня, в день воссоединения Крыма с Россией, - о том, чтобы

ответственность, вводимая этой инициативой, не имела срока давности. Пройдёт

10, 20, 30 лет, но те подонки, которые сегодня глумятся, пляшут на костях

наших ветеранов, наших воинов, павших на полях сражений, будут знать, что

наступит время - и до них доберётся рука правосудия Российской Федерации.


И вообще, нам необходимо поменьше говорить и побольше делать. Вот этот вопрос

- это как раз тот случай, когда надо брать пример с Израиля, который чётко и

ясно действует в таких ситуациях, и, по-моему, все чётко понимают, какие

могут быть последствия, если будут какие-то недоброжелательные действия в

отношении граждан этого государства или памяти о тех, кто погиб во время

холокоста, если будут каким-то образом это отрицать. Фракция ЛДПР

поддерживает эту инициативу, мы выступаем за то, чтобы не было срока

давности.


И, коллеги, я хотел бы зачитать для протокола именно то, что является в этой

инициативе очень важным: "Если преступление совершено вне пределов Российской

Федерации и предварительное расследование уголовного дела осуществлялось на

территории Российской Федерации в соответствии с частью четвёртой-1 статьи

152 настоящего кодекса по основаниям, предусмотренным статьёй 12 Уголовного

кодекса Российской Федерации, уголовное дело рассматривается судом,

юрисдикция которого распространяется на территорию, на которой было окончено

предварительное расследование". То есть мы должны принимать окончательное

решение, что делать с этими преступниками, негодяями, подонками, которые

оскверняют память наших дедов и прадедов, несмотря на то, на территории

какого государства они находятся.


Ну и в заключение своего выступления хотел бы ещё раз поблагодарить всех

крымчан в лице депутатов Государственной Думы, которые представляют

Республику Крым и здесь присутствуют, за то, что они действительно заняли

по-настоящему патриотическую позицию, благодаря им на территории Республики

Крым не осквернено ни одного памятника и не будет осквернено.


Я тут слышал в эфире радиостанции "Комсомольская правда", как один

новоявленный политический деятель из политической партии, председатель

которой баллотировался на пост Президента Российской Федерации, не смог

внятно ответить на вопрос: Крым - это Россия или нет? Так вот я, как

представитель ЛДПР, хочу чётко и ясно ещё раз с трибуны Государственной Думы

обозначить нашу позицию: Крым наш, потому что Крым - это Россия! Фракция ЛДПР

- за.


Спасибо за внимание.


ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.


Пожалуйста, Осадчий Николай Иванович.


ОСАДЧИЙ Н. И., фракция КПРФ.


Уважаемый Вячеслав Викторович, уважаемые товарищи и коллеги! Замечательно,

что в год 75-летия Победы мы рассматриваем эту инициативу, которая,

безусловно, заслуживает поддержки. Депутаты нашей фракции считают

предлагаемые жёсткие меры правильными, хотя и запоздалыми. Их нужно было

утверждать намного раньше, потому что за годы, прошедшие после разрушения

Советского Союза, его геополитического и духовно-идеологического

пространства, было немало случаев вандализма, немало случаев осквернения

памятных мест, и, к сожалению, не только за пределами страны, но и внутри

Российской Федерации.


Особо хотел бы остановиться на вот этой очень неприятной теме. Иногда это

происходит по дурости, как в народе говорят, иногда с умыслом, но в любом

случае, когда мы видим вандализм внутри нашей страны, перенёсшей такие тяжкие

испытания, мы должны думать о том, почему это происходит. В любом случае

такие поступки говорят о цинизме, об утрате позитивных жизненных ориентиров и

ценностей, о колоссальных пробелах в сфере воспитания новых поколений. И к

сожалению, свою лепту в создание таких моральных разрывов на территории

страны, на территории нашей России вносит и образовательная политика. Давайте

обратимся к целому ряду учебников по истории, посмотрим, как трактуются в них

различные события, в том числе и Великой Отечественной войны, сколько

внимания уделяется битве на Курской дуге, Сталинградской битве и некоторым

другим эпизодам войны. Мы видим совершенно безобразную информационную

политику, есть телесериалы, в которых совершенно искажается история

Советского Союза, советская символика подвергается надругательству, и всё это

за бюджетные деньги, хотя после просмотра этих фильмов остаётся только один

вопрос: а как же в таких условиях, как же при таком отношении к людям мы

смогли победить, разгромить, поломать эту гигантскую машину вермахта,

поставившую на колени, как говорится, всю Европу? Так что есть о чём здесь

говорить с точки зрения информационных и образовательных систем.


Конечно, все эти годы - я думаю, многие из нас могли бы это сказать, но в

данном случае я от фракции это говорю - и КПРФ, и все народно-патриотические

силы всегда последовательно отстаивали историческую правду, всегда

последовательно выступали за то, чтобы сохранить ценности, которые были

созданы предыдущими поколениями. Да, в последнее время вносит большую лепту и

серьёзной альтернативой духовной разрухе является движение "Бессмертный

полк", есть ещё ростки добра - и юнармейское движение, и поисковые отряды и

так далее, - но, посмотрите, ленинский Мавзолей в дни парадов Победы

по-прежнему драпируют, в адрес Сталина по-прежнему звучат оскорбительные

оценки, оскорбительные эпитеты с телеканалов, - с центральных телеканалов! -

даже спортивные комментаторы позволяют себе в ряде случаев какие-то

совершенно ненужные сравнения, в которых они задевают имя великого

руководителя, верховного главнокомандующего страны в годы Великой

Отечественной войны. А ведь есть историческая справедливость - я это ещё раз

о Мавзолее: в 1941 году осенью полки шли на защиту Москвы по Красной площади

мимо Мавзолея, на трибуне Мавзолея стояло всё советское руководство, ведь у

нас в календаре даже есть памятный день, официальный праздник, день парада

1941 года, 7 ноября. Куда были брошены штандарты разбитых фашистских дивизий

24 июня 1945 года? Они были брошены к подножию Мавзолея, на трибуне которого

опять же стояло всё советское руководство во главе с верховным

главнокомандующим. Можно много таких примеров приводить.


В связи с этим что я предлагаю? Когда мы вводим и усиливаем ответственность

за надругательство над памятниками, над материальным воплощением нашей

великой истории и великой победы, надо бы подумать над тем, чтобы дополнить

Уголовный кодекс ещё одной статьёй - за искажение исторической памяти и

правды о победе, за оскорбление советской системы, которая на колени

поставила гитлеровскую Германию, за оскорбление памяти руководителей

Советского Союза. Поэтому работать есть над чем.


И последнее, что я хотел бы сказать. В связи с обсуждаемым вопросом хочу,

коллеги, проинформировать, что вчера, 17 марта, в годовщину референдума за

сохранение Советского Союза (за которое высказалось, как мы знаем, тогда три

четверти населения нашей страны), по инициативе Коммунистической партии

Российской Федерации стартовал марш "Наша Победа". Он начался в городе-герое

Севастополе и далее пройдёт по 123 городам воинской славы и городам-героям по

всей стране, по всей России и по ближнему зарубежью, по тем самым памятным

местам; к тем самым мемориалам, о которых мы сегодня говорим, которые

нуждаются в нашей защите и поддержке, будут возложены цветы; пройдут

торжественные церемонии, пройдут памятные встречи и многое другое. Мы

уверены, что акция "Наша Победа", которая осенена копией Знамени Победы в 200

квадратных метров, внесёт свой посильный вклад в общее великое дело - в дело

сохранения и укрепления народной памяти о великом подвиге советского народа.


Мы поддержим данный законопроект, который также направлен на решение этой

важнейшей задачи.


Спасибо за внимание.


ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.


Полномочный представитель президента будет выступать? Нет желания.

Правительства?


Официальный представитель Президента Российской Федерации, Николай

Александрович, пожалуйста.


Включите микрофон.


ПАНКОВ Н. А. Благодарим за обсуждение, выражаем признательность. Спасибо.


ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Вам спасибо, Николай Александрович.


Содокладчик будет выступать? Нет.


Уважаемые коллеги, выходим на принятие. Ставится на голосование проект

федерального закона "О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской

Федерации и Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации" (в части

установления уголовной ответственности за уничтожение либо повреждение

воинских захоронений, а также памятников, стел, обелисков, других

мемориальных сооружений или объектов, увековечивающих память погибших при

защите Отечества или посвящённых дням воинской славы России), первое чтение,

13-й вопрос. Законодательная инициатива президента.


Пожалуйста, включите режим голосования.


Коллеги, просьба за себя голосовать. Понятно, что закон важный, но было бы

правильно, чтобы тот, кто хочет проголосовать, пришёл в этот зал и

проголосовал.


Покажите результаты.


РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (14 час. 20 мин. 11 сек.)

Проголосовало за 359 чел.79,8 %

Проголосовало против 0 чел.0,0 %

Воздержалось 0 чел.0,0 %

Голосовало 359 чел.

Не голосовало 91 чел.20,2 %

Результат: принято


359 - за, против нет, воздержавшихся нет. Законопроект в первом чтении принят

единогласно.


Николай Александрович, пожалуйста, поясните нам вместе с профильным

комитетом, каковы планы на рассмотрение данного законопроекта во втором

чтении - в плане временного графика.


ПАНКОВ Н. А. Вячеслав Викторович, убедительная просьба... чтобы этот закон

президент подписал до 9 мая этого года.


ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Коллеги, большая просьба к профильному комитету:

давайте посвятим эту неделю, следующую неделю работе над поправками, тем

более часть из них здесь прозвучала в виде предложений. И поставим, если вы

не возражаете, рассмотрение данного законопроекта на первую пленарную неделю:

она у нас будет с 30 марта, то есть начнётся через неделю, до 2 апреля.

Договорились? Коллеги, если возможно, на 31 марта, это будет вторник, давайте

поставим законопроект во втором чтении, и на 2 апреля, это будет четверг, - в

третьем чтении. Если такой график устроит, так как у нас консенсус с вами,

все фракции поддержали данный законопроект, сосредоточимся на работе во

втором чтении, а сейчас на подготовке, и дальше на 2 апреля выйдем уже с

третьим чтением. В этом случае закон по-любому до середины апреля ляжет на

стол президента.


Коллеги, давайте всё-таки, когда мы начинаем говорить "было - стало", и

говорим "наши инициативы", и говорим "наконец свершилось", исходить из того,

что те, кто в своё время должен был думать о защите исторической памяти,

ничего не сделали для того, чтобы увековечить память о наших воинах, о

погибших. Увековечили память о Ленине? Увековечили. Отнесли... (Шум в зале.)


Владимир Иванович, не мотайте головой, ну для чистоты отношений хоть здесь

признайте: все памятники Ленина относятся к объектам историко-культурного

значения.


ИЗ ЗАЛА. Половина.


ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Половина, хорошо. Часть федерального значения, вторая

часть - регионального, третья - местного, но это объекты историко-культурного

значения, а памятники нашим дедам, погибшим - нет. Те, кто в советское время

руководил страной, об этом не думали, не думали о том, что произойдет с

памятниками в Европе.


И ещё надо сказать: вот Малая Земля, Новороссийск, - после того как ушёл из

жизни Брежнев, что произошло? Забвение. Мы должны сделать всё для того,

чтобы, невзирая на то, кто во власти - левые, правые, - память была защищена.

И это делает Путин, надо это признать. А получается так: человек одно сделал,

страну сохранил - ну да, это так и должно быть, сегодня решение внёс - ну

конечно, мы же давно этого ждали... Послушайте, вот именно по этой причине

сейчас - вот прав коллега Осадчий - топчут Сталина. Почему? Потому что в

угоду партийным интересам взяли и перечеркнули его заслуги во время Великой

Отечественной войны. Кто это сделал? Члены партии со стажем. Для чего? Для

того, чтобы себя сохранить, для того, чтобы других затоптать, - в итоге

затоптали страну! Давайте признаем, что действующий президент делает всё для

того, чтобы с Россией сегодня считались и в будущем никто не посягал на нашу

историческую память. Ну будем честны хоть в этом! (Аплодисменты.) Об этом

речь идёт, и не надо бояться об этом говорить, друзья, - только тогда мы

будем сильными. А то опять начинаем вздыхать по тем годам - если бы мы были

правильными тогда, ничего не развалилось бы!


Николай Александрович, спасибо вам большое. Мы ждём от вас, чтобы вместе с

комитетом как можно быстрее вы предложили бы нам рассмотреть законопроект во

втором чтении.


Коллеги, ещё раз подчёркиваю: это на века вперёд. И было бы правильно ещё

посмотреть и внести все памятники в реестр объектов историко-культурного

наследия, чтобы их можно было реставрировать, чтобы можно было о них

заботиться при поддержке государства. Вот у нас сидит самый скромный

руководитель фракции Неверов Сергей Иванович - он же какую огромную работу

ведёт по восстановлению памятников у себя в избирательном округе! Молча

делает эту работу. А было бы правильно, чтобы здесь государство участвовало.

И эти вопросы было бы хорошо тоже рассмотреть, потому что вспоминаем об этом

к 9 Мая - ищем краску. Пока президент не напомнит, так и будем сидеть.