ФЗ № 875655-7

О внесении изменений в статью 32 Закона Российской Федерации "Об организации страхового дела в Российской Федерации" и Федеральный закон "Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации"

в части повышения роли страховых медицинских организаций в защите прав застрахованных лиц в сфере обязательного медицинского страхования

Внесён: 31 декабря 2019
Последнее событие: Рассмотрение законопроекта в первом чтении, 20 февраля 2020
Последнее решение: принять законопроект в первом чтении; представить поправки к законопроекту
Инициаторы:

Стенограммы по законопроекту №875655-7

Заседание №281

20.02.2020

О проекте федерального закона № 875655-7 "О внесении изменений в статью 32 Закона Российской Федерации "Об организации страхового дела в Российской Федерации" и Федеральный закон "Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации" (в целях повышения роли страховых медицинских организаций в защите прав застрахованных лиц в сфере обязательного медицинского страхования).

16-й пункт, проект федерального закона "О внесении изменений в статью 32

Закона Российской Федерации "Об организации страхового дела в Российской

Федерации" и Федеральный закон "Об обязательном медицинском страховании в

Российской Федерации". Доклад официального представителя Правительства

Российской Федерации председателя Федерального фонда обязательного

медицинского страхования Натальи Николаевны Стадченко.


Пожалуйста.


СТАДЧЕНКО Н. Н., официальный представитель Правительства Российской

Федерации, председатель Федерального фонда обязательного медицинского

страхования.


Уважаемый Александр Дмитриевич, уважаемые депутаты! Законопроектом вносятся

дополнительные изменения в статью 32 Закона "Об организации страхового дела в

Российской Федерации" - об отражении в лицензии на осуществление

обязательного медицинского страхования наименования субъектов Российской

Федерации, на территориях которых страховая медицинская организация

осуществляет свою деятельность. Также законопроектом вносятся изменения в

закон "Об обязательном медицинском страховании...", устанавливающие:

полномочия федерального фонда по согласованию досрочного расторжения

договоров между территориальными фондами и страховыми медицинскими

организациями; обязанность федерального фонда по информированию органа

страхового надзора о заключении договора, прекращении или досрочном

расторжении договора; полномочия федерального фонда по осуществлению

мониторинга деятельности страховых медицинских организаций и размещению его

результатов на официальном сайте в сети Интернет; обязанности территориальных

фондов по информированию федерального фонда о заключении, прекращении или

досрочном расторжении договора, согласовании досрочного расторжения договора,

а также по осуществлению ежеквартальной оценки деятельности страховых

медицинских организаций.


Кроме того, в настоящее время согласно статье 38 закона "Об обязательном

медицинском страховании..." страховые медицинские организации осуществляют

информирование застрахованных лиц, в том числе информирование о видах,

качестве и об условиях предоставления им медицинской помощи медицинскими

организациями, что предполагает наличие у страховой медицинской организации

соответствующих сведений. Для обеспечения информирования застрахованных лиц

законопроектом предлагается уточнение условий договора в части предоставления

медицинской организацией страховой медицинской организации сведений об

организации оказания в ней медицинской помощи.


Кроме того, законопроектом предлагается урегулирование ответственности

медицинских организаций за невыполнение договорных обязательств путём

закрепления в договоре перечня нарушений медицинских организаций, перечня

санкций, применяемых к медицинским организациям, за указанные нарушения.

Предлагаемые изменения направлены на защиту прав и законных интересов

застрахованных лиц в сфере обязательного медицинского страхования и позволят

застрахованным лицам осуществлять выбор страховой медицинской организации на

основе показателей деятельности страховых медицинских организаций.


Прошу поддержать.


ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.


Содоклад Алексея Николаевича Изотова.


ИЗОТОВ А. Н., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ".


Уважаемый Александр Дмитриевич, уважаемые коллеги! Наталья Николаевна

рассказала концепцию законопроекта, поэтому я, так скажем, крупными мазками

просто обобщу.


Основные изменения касаются Федерального закона № 326-ФЗ "Об обязательном

медицинском страховании...". В частности, теперь территориальный фонд ОМС

должен будет информировать Федеральный фонд ОМС, когда заключается,

расторгается либо прекращает действие договор со страховой медицинской

организацией о финансовом обеспечении, а в свою очередь уже федеральный фонд

информирует об этом орган страхового надзора. Также Федеральный фонд ОМС

будет проводить мониторинг деятельности страховых медицинских организаций,

для этого будет выработана методика расчёта показателей их деятельности,

Минздрав будет устанавливать целевые показатели, а территориальный фонд уже

будет проводить ежеквартально оценку достижения целевых показателей

деятельности страховых медицинских организаций.


И для улучшения деятельности страховщиков в законопроекте прописывается их

ответственность за невыполнение обязательств путём закрепления в договоре

перечня нарушений и санкций. Также для качественного информирования

застрахованных лиц теперь медицинские учреждения должны будут подавать

качественные, актуальные сведения страховщикам, а страховщики получают право

при оплате медицинской помощи уменьшать платежи за некачественную

деятельность, в том числе и за целевое использование денежных средств.


Что касается изменения, вносимого в Закон № 4015-I "Об организации страхового

дела...", которым обязательно прописывается в лицензии наименование субъектов

Российской Федерации, на территории которых работают страховщики. Эта норма

была закреплена постановлением правительства № 1227 от 31 декабря 2010 года,

просто постановление подпадает под регуляторную гильотину, поэтому в 2020

году прекращает своё действие, соответственно, было предложено эту норму

прописать уже непосредственно в федеральном законе.


Комитет отмечает, что вопросы усиления роли страховых компаний, федерального

фонда, территориальных фондов постоянно находятся в сфере внимания как

органов государственной власти, так непосредственно и самих граждан. На

сегодняшний день страховые медицинские организации помимо собственно

предоставления страхового обслуживания выписывают полисы обязательного

медицинского страхования, осуществляют информационное сопровождение на всех

этапах оказания медицинской помощи, оказывают юридическую помощь

застрахованным лицам. И комитет считает, что предлагаемые законопроектом

изменения будут способствовать повышению качества деятельности как

Федерального фонда ОМС, территориальных фондов, так и страховых медицинских

организаций, ну и, естественно, медицинских учреждений.


Комитет по финансовому рынку поддерживает концепцию законопроекта и просит

его поддержать в первом чтении.


Спасибо за внимание.


ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.


Коллеги, есть ли вопросы? Есть.


Включите режим записи.


Покажите список.


Кузьмин Андрей Альбертович, пожалуйста.


КУЗЬМИН А. А., фракция ЛДПР.


Наталья Николаевна, вот мы регулируем уже не первый раз отношения между ФОМС

и страховыми компаниями и никак не можем добиться от них качественного

исполнения своих задач. Скажите, пожалуйста, не проще ли всё-таки включить

рычаги конкуренции и перейти от обязательного медицинского страхования

всё-таки к выборочному? И уже гражданин сам будет вправе устанавливать,

выбирать себе эту компанию, не надо назначать её. Как правило, в большинстве

случаев у нас, на Дальнем Востоке, такая компания назначается и несёт все

тяготы этой службы. А вот таким образом мы просто избавим население от лишней

волокиты, от лишних проблем. То есть есть желание бесплатно обеспечиваться -

сдают в ФОМС или в какую-нибудь другую федеральную структуру... (Микрофон

отключён.)


СТАДЧЕНКО Н. Н. Спасибо, вопрос понятен. Уважаемый Андрей Альбертович, на

сегодняшний день в рамках закона № 326-ФЗ "Об обязательном медицинском

страховании...", который вступил в силу с 2011 года, застрахованный

самостоятельно выбирает страховую медицинскую организацию, в которой, как он

считает, должен быть застрахован. При этом у гражданина есть право делать это

один раз в год, до 1 ноября он может остаться в той страховой компании, в

которой был застрахован, либо сменить её на другую.


Данный законопроект даёт возможность делать этот выбор осознанно, потому что

территориальные фонды согласно положениям законопроекта, который мы сейчас мы

рассматриваем в первом чтении, ежеквартально будут осуществлять оценку и

составлять рейтинг страховых медицинских организаций в соответствии с тем,

как они выполняют свои функции по защите прав застрахованных. Эти рейтинги

территориальные фонды будут передавать в федеральный фонд, в федеральном

фонде их будут размещать на портале в сети Интернет, и выбор человека как раз

будет осознанным, на основе того, насколько качественно защищаются его права.


ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Сапко Игорь Вячеславович.


САПКО И. В., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ".


Уважаемая Наталья Николаевна, в законопроекте говорится о целевых показателях

оценки деятельности страховых медицинских организаций, которые ещё только

планируется разработать федеральным фондом. Можете ли вы сегодня примерно

обозначить, о каких целевых показателях идёт речь и какие будут последствия

для страховых медицинских организаций в случае их невыполнения?


СТАДЧЕНКО Н. Н. Спасибо большое за вопрос. Прежде всего, я хотела бы сказать,

что все приказы, которые мы принимаем в результате изменения закона "Об

обязательном медицинском страховании...", мы принимаем с учётом широкого

обсуждения в нашем профильном комитете. Поэтому данный проект приказа, после

того как он будет согласован внутри Министерства здравоохранения, безусловно,

также будет рассмотрен и в нашем профильном комитете.


Какие же это показатели? Безусловно, это качественные показатели, влияющие на

продолжительность жизни в Российской Федерации и в конкретном субъекте. У

страховых медицинских организаций есть и на сегодняшний день обязанности по

целевым и тематическим экспертизам, и объём этих экспертиз установлен

нормативными правовыми актами. И вот эти показатели - как они осуществляют

экспертизу, насколько качественно осуществляют, как они осуществляют защиту

прав застрахованных, - безусловно, лягут в основу данного приказа.


ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Боева Наталья Дмитриевна.


БОЕВА Н. Д. Спасибо, Александр Дмитриевич.


Наталья Николаевна, скажите, почему не все услуги оказываются частными

медпредприятиями по полису ОМС? Хороший пример - гемодиализ: получается, люди

все довольны. Почему же не могут так же оказывать другие услуги - лечение

зубов, УЗИ, томография?


СТАДЧЕНКО Н. Н. Я хотела бы сказать, что из более чем 9 тысяч медицинских

учреждений, функционирующих в системе обязательного медицинского страхования

на территории Российской Федерации, 30 процентов - это частные медицинские

организации. Какие же это медицинские организации? Да, как вы сказали, это

организации, осуществляющие гемодиализ, это стоматология, это офисы врачей

общей практики, это учреждения, оказывающие высокотехнологичную медицинскую

помощь, это учреждения, осуществляющие медицинскую реабилитацию, и их

перечень ежегодно растёт. Как они включаются в реализацию базовой программы

обязательного медицинского страхования? Это закреплено законом "Об

обязательном медицинском страховании в Российской Федерации". Частная

медицинская организация, как и все другие медицинские организации, для

участия в базовой программе ОМС в субъекте Российской Федерации до 1 сентября

обязана подать заявку в территориальный фонд обязательного медицинского

страхования. И все учреждения, которые подают заявки на работу в системе

обязательного медицинского страхования, в заявительном порядке попадают в

территориальную программу субъекта и оказывают медицинскую помощь по ОМС.


ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Фаррахов Айрат Закиевич.


ФАРРАХОВ А. З., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ".


Законопроект имеет, безусловно, большую социальную значимость, его концепция

должна быть поддержана, но, учитывая, что законопроект будет дорабатываться в

комитете, у меня вопрос к содокладчику.


Уважаемый Алексей Николаевич, в заключении комитета-соисполнителя

указывается, что проектируемые изменения не в полной мере отвечают заявленной

цели - повышению роли страховых медицинских организаций в защите прав

застрахованных лиц. Банк России осуществляет надзор, выдаёт лицензию

страховым медицинским организациям, несмотря на разграничение полномочий,

выполняет полный цикл надзорных мероприятий, но, к сожалению, нет заключения

Банка России в материалах. Это первое.


Второе. Примерно год-полтора назад Банк России опубликовал очень большой

документ - "Предложения по развитию медицинского страхования...". Кстати, ряд

этих предложений вошёл в этот законопроект. Не считаете ли вы возможным,

необходимым при подготовке данного проекта закона ко второму чтению...

(Микрофон отключён.)


ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Микрофон включите, пожалуйста. Добавьте время

Фаррахову.


ФАРРАХОВ А. З. Не считаете ли вы возможным, необходимым при подготовке

данного проекта закона ко второму чтению обсудить, заслушать предложения

Банка России по развитию медицинского страхования, тем более они опубликованы

на сайте Банка России?


ИЗОТОВ А. Н. Спасибо большое за вопрос, Айрат Закиевич.


Я сейчас отвечу, Наталья Николаевна, а потом вы добавите, если необходимо,

потому что вопрос был комитету.


Комитет-соисполнитель - Комитет по охране здоровья действительно дал такое

заключение, указал там, что не совсем соответствует цели. Но когда мы в

комитете рассматривали законопроект, то вместе с федеральным фондом всё-таки

пришли к мнению, что те изменения, которые вносятся в 326-й федеральный закон

и в закон № 4015-I, действительно улучшают качество работы на всех уровнях -

от медицинских учреждений, страховых медицинских организаций до

территориальных фондов и федерального фонда - и направлены в первую очередь

на повышение открытости и качественности, на оценку качества деятельности

всех этих участников рынка.


Что касается Центрального банка, Центральный банк поддерживает данный

законопроект. Что касается концептуальных вещей, о чём вы говорите, к ним,

конечно, нужно прислушиваться, потому что уже неоднократно выносили, в том

числе и ряд наших депутатов, вопрос о том, чтобы вообще исключить из

участников ОМС страховые компании. И на это предложение было заключение в том

числе Комитета по охране здоровья, что это излишняя норма, потому что

страховые медицинские организации здесь являются всё-таки таким третейским

институтом, институтом независимым, в первую очередь экономически

заинтересованным в том, чтобы качество предоставляемых услуг повышалось. Так

вот, что касается концептуальных вещей, они не относятся к данному

законопроекту, тем не менее в мае Комитет по охране здоровья совместно с

федеральным фондом проводит парламентские слушания, до этого мы у себя в

комитете на экспертном совете решили собраться, и все эти концептуальные вещи

вы можете там как раз рассмотреть.


ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.


Хотите добавить что-то, да? Пожалуйста.


СТАДЧЕНКО Н. Н. Я хотела бы добавить, что мы этот законопроект разрабатывали

совместно с Центробанком, и они, безусловно, его поддерживают.


ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.


Коллеги, есть ли желающие выступить по данному вопросу? Нет. Представитель

президента будет выступать? Докладчик? Содокладчик? Нет.


Ставится на голосование проект федерального закона "О внесении изменений в

статью 32 Закона Российской Федерации "Об организации страхового дела в

Российской Федерации" и Федеральный закон "Об обязательном медицинском

страховании в Российской Федерации".


Включите режим голосования.


Покажите результаты.


РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (15 час. 15 мин. 17 сек.)

Проголосовало за 321 чел.71,3 %

Проголосовало против 0 чел.0,0 %

Воздержалось 1 чел.0,2 %

Голосовало 322 чел.

Не голосовало 128 чел.28,4 %

Результат: принято


Принимается в первом чтении.