ФЗ № 875582-7

О внесении изменений в статьи 29 и 40 Федерального закона "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации"

о внесении платы за проезд по платным автомобильным дорогам

Внесён: 30 декабря 2019
Последнее событие: Рассмотрение законопроекта в первом чтении, 11 марта 2020
Последнее решение: представить поправки к законопроекту ; принять законопроект в первом чтении
Инициаторы:

Стенограммы по законопроекту №875582-7

Заседание №286

11.03.2020

О проекте федерального закона № 875582-7 "О внесении изменений в статьи 29 и 40 Федерального закона "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (по вопросу о внесении платы за проезд по платным автомобильным дорогам).

Пункт 16, проект федерального закона "О внесении изменений в статьи 29 и 40

Федерального закона "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в

Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты

Российской Федерации". Доклад официального представителя правительства

статс-секретаря - заместителя министра транспорта Дмитрия Станиславовича

Зверева.


Пожалуйста.


ЗВЕРЕВ Д. С., официальный представитель Правительства Российской Федерации,

статс-секретарь - заместитель министра транспорта Российской Федерации.


Уважаемый Александр Дмитриевич, уважаемые депутаты! Вашему вниманию

предлагается проект федерального закона "О внесении изменений в статьи 29 и

40 Федерального закона "Об автомобильных дорогах и о дорожной

деятельности...". Законопроект разработан в целях развития транспортной

инфраструктуры, направлен на создание и функционирование системы безбарьерных

платных автомобильных дорог, на эффективное функционирование транспортной

инфраструктуры и защиту общественных интересов. Создание первой в России

системы "свободный поток" планируется реализовать в рамках ЦКАДа, Центральной

кольцевой автомобильной дороги, создаваемой в Московской области.


На сегодняшний день, как вы знаете, организация проезда по платным

автомобильным дорогам предусматривает обязательную остановку транспортного

средства в пункте взимания платы, из-за чего возникают заторы и снижается

эффективность автомобильной дороги. При этом строительство и содержание таких

пунктов весьма затратно, требует дополнительного землеотвода и компенсируется

оператором дороги за счёт повышенного тарифа.


Поскольку система "свободный поток", или "free flow", по своей сути

постоплатна, необходим эффективный и простой механизм, предотвращающий проезд

без оплаты, а именно установление в базовом федеральном законе запрета на

осуществление проезда по платным автомобильным дорогам и их участкам без

внесения платы с закреплением соответствующей ответственности в Кодексе об

административных правонарушениях. Одновременно в проекте федерального закона

устанавливаются обязательства владельцев платной дороги, а именно: содержание

дороги в нормативном состоянии, запрет оказывать предпочтение каким-либо

пользователям платной автомобильной дороги. Кроме того, в проекте

федерального закона введена норма - введена впервые, - согласно которой

платный участок автомобильной дороги должен быть обозначен, и только неоплата

проезда по обозначенному участку будет являться нарушением правил. То есть

уточнены нормы, позволяющие чётко связать фактическое наличие дорожных

знаков, свидетельствующих о наличии платной автомобильной дороги, с

вынесением нарушителям соответствующих постановлений.


Также внесены и ожидают рассмотрения два законопроекта-спутника. Одним из них

устанавливается ответственность за неоплату проезда по платным автомобильным

дорогам, о чём я уже сказал, и Ространснадзору предоставляется полномочие по

привлечению пользователей к ответственности за нарушение правил внесения

платы за проезд по платным автомобильным дорогам. Поскольку основными

задачами были предупреждение совершения новых правонарушений как

правонарушителями, так и другими пользователями, формирование в обществе

культуры оплаты проезда по платным автомобильным дорогам, а также с учётом

того, что административное наказание не носит компенсационного характера, то

есть не направлено на компенсацию причинённого ущерба субъекту, чьё право

было нарушено, - это не было целью, - внедряется новый инструмент, а именно

прекращение дела об административном правонарушении при внесении платы за

проезд до истечения срока, предусмотренного Кодексом об административном

правонарушении. Этот механизм используется впервые, он только предполагается

к использованию в новом Кодексе об административных правонарушениях.


Именно принятие в комплексе трёх федеральных законов позволит предусмотреть

эффективный механизм функционирования, с одной стороны, обуславливающий

взаимные права и обязанности пользователя и владельца, а с другой -

разграничивающий механизмы понуждения к соблюдению обязательных требований и

административной ответственности.


Прошу поддержать.


ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.


Содоклад Евгения Александровича Серпера.


Пожалуйста.


СЕРПЕР Е. А., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ".


Уважаемый Александр Дмитриевич, уважаемые коллеги! Комитет по транспорту и

строительству представляет на рассмотрение законопроект, который направлен на

развитие транспортной инфраструктуры, а также на создание и функционирование

системы безбарьерных платных автомобильных дорог в нашей стране.


Мы поддерживаем необходимость развития в России системы "free flow", что

переводится как "свободный поток". Эта система позволяет сократить количество

классических пунктов взимания платы, предусматривающих обязательную остановку

транспортного средства на пункте взимания платы. Считаем, что её внедрение

приведёт к повышению эффективности и привлекательности платных автомобильных

дорог, а это в свою очередь - к уменьшению количества автомобилей на

бесплатных автодорогах и к повышению их пропускной способности. Благодаря

системе "free flow" отпадает необходимость тратить лишнее время для остановки

перед пунктами взимания платы, чтобы отдать наличные деньги оператору либо

дождаться, пока система распознает бесконтактный транспондер, спишет деньги

со счёта и откроет шлагбаум. Фиксация проезда и списывание денег будут

происходить автоматически с помощью камер-датчиков. Таким образом, это

позволит избежать пробок, которые зачастую провоцируются шлагбаумами,

позволит сэкономить время автомобилисту. Система "free flow" давно и успешно

применяется за рубежом. Её внедрение в России обсуждается с 2014 года, а

тестирование началось ещё четыре года назад.


Рассматриваемый законопроект устанавливает запрет на осуществление движения

по платным автодорогам и платным участкам дорог на транспортных средствах без

внесения платы за проезд. За нарушение данного запрета предлагается

установить штраф в размере 2,5 тысячи рублей для легкового автомобиля и 5,5

тысячи для грузового автомобиля и автобуса. Собранные суммы штрафов в полном

объёме будут зачисляться в региональные дорожные фонды - для этого необходимо

внести соответствующие изменения в Бюджетный кодекс и в Кодекс об

административных правонарушениях.


Считаю важным подчеркнуть, что создание безбарьерной системы взимания платы

не потребует дополнительных затрат из бюджета, так как будет осуществляться

за счёт экономии.


Вместе с тем хочу обратить внимание на то, что уровень сервиса на платных

дорогах по-прежнему вызывает обоснованные претензии у автомобилистов. С

учётом этого, а также с целью популяризации платных автодорог мы предлагаем

заняться не только внедрением системы "free flow", но и созданием

дополнительных комфортных объектов дорожного сервиса.


По законопроекту есть несколько замечаний, в том числе у Правового управления

Аппарата Госдумы. Они не носят концептуального характера и могут быть учтены

при доработке законопроекта ко второму чтению.


Комитет по транспорту и строительству рассмотрел и поддержал данный

законопроект. Прошу поддержать и принять его в первом чтении.


Благодарю за внимание.


ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.


Есть ли вопросы?


Включите режим записи на вопросы.


Покажите список.


Тумусов Федот Семёнович.


ТУМУСОВ Ф. С., фракция "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ".


У меня вопрос к представителю правительства.


Уважаемый Дмитрий Станиславович, у меня вопрос относительно строительства

моста через реку Лену под городом Якутском. Заключено концессионное

соглашение о строительстве, когда этот мост будет построен, он, естественно,

подпадёт под действие данного закона, то есть проезд по нему будет платным,

хотя, конечно, заявляется, что для легковых автомобилей проезд будет

бесплатным.


Но вопрос у меня о другом: министерство планирует принять участие в

строительстве данного моста с точки зрения выделения средств из федерального

бюджета?


ЗВЕРЕВ Д. С. Уважаемый Федот Семёнович, действительно, проект строительства

моста через реку Лену с соответствующими подходами достаточно долго

рассматривался, было поручение Президента Российской Федерации. Концессионное

соглашение заключено между субъектом Российской Федерации и концессионером,

конкретные условия предусмотрены финансовой моделью именно между субъектом

Российской Федерации и концессионером, соответственно, право субъекта

Российской Федерации - определить те категории, которые будут иметь льготную

оплату или освобождаться от оплаты, поскольку это бюджетные обязательства

субъекта Российской Федерации. Что касается участия Российской Федерации в

софинансировании данного проекта, известно, что материалы поступили в

Аналитический центр при Правительстве Российской Федерации, вопрос находится

на рассмотрении.


ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Сапко Игорь Вячеславович.


САПКО И. В., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ".


Вопрос Дмитрию Станиславовичу.


Как на сегодняшний день оценивается экономия от отказа от системы шлагбаумов

для взимания платы, сколько это в год? И какие вы видите риски по реализации

этого проекта, ввиду того что сегодня, по оценкам экспертов, менее половины

транспортных средств, проезжающих по платным дорогам, используют систему

транспондеров?


ЗВЕРЕВ Д. С. Спасибо за вопрос. Вы абсолютно правы. Что касается статистики

нарушений при внесении платы, действительно, ежемесячно Ространснадзором

фиксируется более 4,5 тысячи нарушений правил проезда по платным дорогам: это

и порча дорожной инфраструктуры, и нанесение материального ущерба пунктам

взимания платы, и так далее. По нашим оценкам и расчётам, экономия и,

соответственно, повышение эксплуатационной эффективности составят до 40

процентов. И вы абсолютно правы, за счёт снижения расходов на эксплуатацию,

за счёт снижения затрат в целом по эксплуатации соответствующих пунктов

владельцами либо операторами экономия, безусловно, будет.


ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Осадчий Николай Иванович.


ОСАДЧИЙ Н. И., фракция КПРФ.


Уважаемый Дмитрий Станиславович, представляемый вами законопроект в

определённой части ужесточает требования к проезду по платным автодорогам, и

вы сказали о том, что в дальнейшем будут определены ещё и конкретные меры

ответственности. Но как же всё-таки быть жителям - владельцам транспортных

средств тех районов, через которые проходит, например, платный участок дороги

М-4, это Павловский и Крыловский районы Краснодарского края? Ведь людям

ежедневно нужно ездить на работу, они годами там ездили, их вопрос до сих пор

так и не решён - как быть в этой ситуации?


ЗВЕРЕВ Д. С. Уважаемый Николай Иванович, спасибо за вопрос. Во-первых,

действующим законодательством определено, что платная дорога формируется

только при условии наличия возможности альтернативного бесплатного проезда.

Во-вторых, что касается конкретного примера по Краснодарскому краю, этот

вопрос достаточно подробно разбирался в соответствии с депутатским запросом.

На него был дан ответ: пользователям платных автомобильных дорог предлагаются

различные варианты экономии на проезде - учёт временного фактора,

использование абонемента на проезд в течение месяца, - таким образом,

экономия достигает до 70 процентов проездной платы; кроме того, повторю,

обязательным является наличие альтернативного бесплатного проезда.


ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Выборный Анатолий Борисович.


ВЫБОРНЫЙ А. Б., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ".


Благодарю. У меня вопрос к представителю правительства.


Уважаемый Дмитрий Станиславович, вы предлагаете установить запрет владельцам

платных автомобильных дорог оказывать предпочтение каким-либо пользователям в

отношении возможности пользования такой дорогой. Значит ли это, что таким

образом мы устанавливаем запрет и в отношении спецтранспорта, транспорта,

который используется и оперативными службами, в том числе для предотвращения

преступлений? И уточните, сколько в настоящее время водителей, которые

пользуются системой "свободный поток", включая долю спецтранспорта, и какова

их доля среди всех пользователей?


ЗВЕРЕВ Д. С. Спасибо, уважаемый Анатолий Борисович, начну, наверное, со

второй части вопроса. Во-первых, система "свободный поток" только вводится, в

настоящее время законодательством Российской Федерации и правилами оплаты

проезда, утверждёнными Правительством Российской Федерации, предусмотрена

лишь система открытой оплаты. Во-вторых, эта система альтернативная, но тем

не менее предусматривающая создание соответствующего пункта сбора платы.


Возвращаясь к первой части вопроса. Право на проезд без оплаты для

автомобилей оперативных служб предусмотрено законодательством Российской

Федерации, эта норма закона не меняется, право на бесплатный проезд остаётся.

А право преимущественного проезда предусмотрено законом "Об

оперативно-розыскной деятельности" и соответствующим законодательством

Российской Федерации в области безопасности дорожного движения, поэтому здесь

никаких исключений нет.


ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Боева Наталья Дмитриевна.


БОЕВА Н. Д., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ".


Спасибо, Александр Дмитриевич.


Дмитрий Станиславович, я ещё раз хочу спросить по поводу дороги М-4: какая

там всё-таки планируется альтернатива? Альтернативной дороги на М-4 нет, если

говорить про Кущёвский, Павловский и Крыловский районы. Мало того, районы

разделены: и с одной стороны населённые пункты, и с другой стороны, и людям

каждый день приходится с одной стороны на другую по платной дороге проезжать.

Ещё раз говорю: никакой альтернативы нет - как вы планируете сделать там

альтернативную дорогу?


ЗВЕРЕВ Д. С. Наталья Дмитриевна, спасибо за вопрос. Мы готовы дополнительно

представить информацию по вопросу трассы М-4 "Дон", в том числе по поводу

планов развития указанной трассы, с учётом распоряжений Правительства

Российской Федерации по соответствующим участкам - по М-4 и по оставшимся, -

с учётом, повторю, полученных положительных заключений Главгосэкспертизы на

строительство дальнейших участков. Точно так же готовы будем представить

дополнительно сведения об оплате и о существующих в настоящее время правилах

по снижению стоимости и о прогнозных правилах в соответствии с принятым, в

случае вашей поддержки, федеральным законом.


ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Ганзя Вера Анатольевна.


ГАНЗЯ В. А. Уважаемый Дмитрий Станиславович, вопрос вам: скажите, пожалуйста,

какова вообще перспектива платных дорог в нашей стране - особенно это

касается территории Сибири и Крайнего Севера, - если учесть, что люди платят

транспортный налог, оплачивают акцизы и плюс ещё должны платить за проезд по

этим дорогам?


ЗВЕРЕВ Д. С. Уважаемая Вера Анатольевна, приведу статистику. У

Государственной компании "Автодор" в настоящее время в эксплуатации находятся

платные дороги протяжённостью 1459 километров, к 2024 году этот показатель

достигнет 3 тысяч километров. Законодательством Российской Федерации

определены границы, пределы, какую часть могут составлять платные дороги в

общей дорожной сети Российской Федерации. Эти показатели пока ещё далеки от

тех ограничений, которые в настоящее время установлены федеральным

законодательством.


Если говорить об эффективности и о возможностях их развития, ещё раз повторю:

это инвестиционный механизм, концессионный механизм, способ привлечения

инвестиционных средств именно в дорожное строительство. Поэтому в

законодательство о платных дорогах таким образом и вводится соразмерная

совместная ответственность и пользователя, и владельца, и государства с точки

зрения распределения экономических рисков, привлечения средств и

функционирования дорог.


Спасибо, что поддержали в весеннюю сессию законопроект о платных дорогах

Крайнего Севера. Это уже дало свои плоды - мы видим, что концессионные заявки

поступают в субъекты Российской Федерации, несколько проектов уже поступило

для поддержки и в Минтранс России, и для рассмотрения их эффективности в

аналитический центр Правительства Российской Федерации.


ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Альшевских Андрей Геннадьевич.


АЛЬШЕВСКИХ А. Г., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ".


Дмитрий Станиславович, бесспорно, в связи с принятием данной законодательной

инициативы уменьшатся заторы на въезде на платные дороги и при съезде с них,

но я хотел бы обратить внимание на маленькую проблемку: перед въездом на

платную трассу устанавливаются отбойники и ограждения, и водитель, который

случайно заехал на платную трассу, к сожалению, не может развернуться и

покинуть платный участок. Скажите, пожалуйста, каково ваше отношение к данной

проблеме?


ЗВЕРЕВ Д. С. Как уже было обозначено, с одной стороны, законодательством

предусмотрена необходимость внесения платы, с другой стороны, в законопроекте

содержится норма, в соответствии с которой нарушением из-за неоплаты будет

являться проезд по платному участку либо платной автомобильной дороге только

при наличии знаков, предупреждающих о начале соответствующего участка. Всё

это будет отражено в постановлении правительства, проект постановления уже

подготовлен, даже ранее, чем ко второму чтению, и вместе с комитетом мы

готовы его обсуждать.


Спасибо.


ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Старовойтов Александр Сергеевич, пожалуйста.


СТАРОВОЙТОВ А. С., фракция ЛДПР.


Дмитрий Станиславович, на заседании комитета мы достаточно бурно обсуждали

данный законопроект по некоторым позициям. В частности, вы почему-то не

коснулись следующего вопроса: а что будет, если человек не оплатит проезд

из-за какой-то технической недоработки, если человек просто не сможет его

оплатить? Он получит штраф или же будет возможность этот штраф всё-таки не

оплачивать, если за определённый срок водитель оплатит свой проезд по дороге?


И второй вопрос, который беспокоит, я думаю, всех коллег, сидящих в зале. Мы

до сих пор не понимаем методику расчёта стоимости проезда по тем или иным

платным дорогам - на дороге в Шереметьево одна стоимость, на обходе Минки

другая стоимость. Мы знаем, что есть некий коэффициент, но так как мы,

Государственная Дума, берём на себя ответственность, а правительство

разрабатывает методику, то хотелось бы, чтобы вы эту методику всё-таки рано

или поздно раскрыли, показали, и тогда мы поняли бы, насколько она

объективна.


ЗВЕРЕВ Д. С. Александр Сергеевич, спасибо за вопрос. Как я говорил,

предполагается именно пакет законопроектов в части введения комплексной

системы. С учётом того что сегодня не рассматривается проект о внесении

изменений в Кодекс об административных правонарушениях, предвосхищу

соответствующий доклад и скажу заранее о введении инструмента, в соответствии

с которым производство по делу об административном правонарушении, где

предусматривается оплата достаточно большого штрафа, прекращается при

добровольном исполнении лицом обязанности по внесению платы, составляющей

существенно меньшую сумму даже при максимальной стоимости проезда, например,

по таким длинным трассам, как М-11. Это будет отражено в соответствующем

докладе при защите проекта о внесении изменений в Кодекс об административных

правонарушениях, такой механизм есть. Таким образом, повторю, при

добровольной оплате проезда лицом в течение срока, предусмотренного в КоАП, а

в нынешней редакции это 60 дней, штраф не налагается. Это ответ на первую

часть вопроса.


Вторая часть вопроса. Обеспечение комфорта и дорожного сервиса также

предусмотрено как обязательство государственной компании и вносит, по сути

дела, свою лепту в экономическую эффективность той или иной модели, и из

этого и вытекает соответствующий размер платы. Для платных дорог в 47-м

постановлении правительства установлена предельная плата, она существует и

определяется расчётным способом. По тем концессионным соглашениям или по тем

частным дорогам, которые утверждены и действуют, плата определяется исходя из

экономической эффективности и поступает концессионеру. По нашим расчётам,

повторю, за счёт введения системы "свободный поток", за счёт понуждения к

соблюдению правовой культуры в части внесения платы мы ожидаем снижения

стоимости и на тех участках, и на тех платных дорогах, где её установление

относится к компетенции концессионера.


ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.


Коллеги, есть ли желающие выступить по данному вопросу? Есть.


Включите режим записи на выступления.


Покажите список.


Боева Наталья Дмитриевна, пожалуйста.


БОЕВА Н. Д. С места. Спасибо огромное.


Я считаю, что ко второму чтению нужно обязательно внести изменения и

предусмотреть наличие альтернативной дороги. Трасса М-4 проходит по

Кущёвскому, Крыловскому, Павловскому районам (это как раз моя зона

ответственности), на ней планируют ещё ставить пункты пропуска, вводить

дополнительные платные участки, что создаёт очень большое напряжение среди

населения. Кроме того, количество проезжающих увеличивается в летний период,

когда начинается время отпусков, люди едут в Крым, на побережье и, объезжая

платные участки, мало того что разбивают дороги, так ещё создают очень

большое напряжение, так как едут напрямик по многим населённым пунктам.

Поэтому хотелось бы, чтобы всё-таки внесли дополнение и отработали вопрос. Вы

сейчас говорили о том, что там необходимо сделать альтернативную дорогу, - я

считаю, что это надо ускорить и снять по крайней мере сильное напряжение.


Спасибо за внимание.


ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Представитель президента? Нет. Заключительное слово,

докладчик? Нет. Содокладчик? Нет.


Коллеги, ставится на голосование проект федерального закона "О внесении

изменений в статьи 29 и 40 Федерального закона "Об автомобильных дорогах и о

дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в

отдельные законодательные акты Российской Федерации", пункт 16.


Включите режим голосования.


Покажите результаты.


РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (12 час. 29 мин. 29 сек.)

Проголосовало за 345 чел.76,7 %

Проголосовало против 1 чел.0,2 %

Воздержалось 0 чел.0,0 %

Голосовало 346 чел.

Не голосовало 104 чел.23,1 %

Результат: принято


Принят в первом чтении.