ФЗ № 851215-7

О ратификации Соглашения между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Ангола о сотрудничестве в области исследования и использования космического пространства в мирных целях

Внесён: 3 декабря 2019
Последнее событие: Опубликование закона, 31 января 2020
Последнее решение:
Инициаторы:

Стенограммы по законопроекту №851215-7

Заседание №270

21.01.2020

О проекте федерального закона № 851215-7 "О ратификации Соглашения между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Ангола о сотрудничестве в области исследования и использования космического пространства в мирных целях".

5-й вопрос, проект федерального закона "О ратификации Соглашения между

Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Ангола о

сотрудничестве в области исследования и использования космического

пространства в мирных целях". Докладывает официальный представитель

Правительства Российской Федерации статс-секретарь - заместитель генерального

директора Государственной корпорации по космической деятельности "Роскосмос"

Сергей Николаевич Дубик.


Пожалуйста.


ДУБИК С. Н., официальный представитель Правительства Российской Федерации,

статс-секретарь - заместитель генерального директора Государственной

корпорации по космической деятельности "Роскосмос".


Уважаемый Иван Иванович, уважаемые депутаты Государственной Думы! Соглашение

между правительствами Российской Федерации и Анголы о сотрудничестве в

области исследования и использования космического пространства в мирных целях

подписано в Москве 4 апреля 2019 года в рамках государственного визита

Президента Анголы в Российскую Федерацию. Целью соглашения является создание

организационно-правовой основы для взаимовыгодного сотрудничества с

Республикой Ангола в области исследования и использования космического

пространства и практического применения космических систем и технологий в

мирных целях.


Соглашением определяются основные условия двусторонних отношений: области и

формы сотрудничества, порядок охраны объектов интеллектуальной собственности,

порядок обмена информацией в рамках реализации соглашения, условия защиты

имущества и охраны технологий, осуществление таможенного оформления товаров,

экспортного контроля и предоставление услуг.


В соответствии с законом "О международных договорах Российской Федерации"

соглашение подлежит ратификации, так как содержит правила иные, чем

предусмотрены законодательством Российской Федерации. Реализация соглашения

не потребует дополнительных расходов федерального бюджета. Конкретные

финансовые обязательства по отдельным видам совместной деятельности будут

определяться в дополнительных соглашениях между участниками совместной

деятельности. Законопроект о ратификации соглашения не противоречит

положениям Договора о Евразийском экономическом союзе, а также положениям

иных международных договоров Российской Федерации.


16 января законопроект был поддержан на заседании Комитета Государственной

Думы по международным делам. Прошу поддержать.


ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Сергей Николаевич, присаживайтесь.


С содокладом от Комитета по международным делам выступит первый заместитель

председателя комитета Юрий Павлович Олейников.


ОЛЕЙНИКОВ Ю. П., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ".


Спасибо, Иван Иванович.


Уважаемые коллеги, предлагаемый на ваше рассмотрение проект закона о

ратификации соглашения между правительствами Российской Федерацией и Анголы

базируется на уже имеющемся опыте, правда, не всегда абсолютно успешном, но

уже имеющемся опыте наших взаимоотношений по использованию космического

пространства.


Мы подписали это соглашение в апреле 2019 года в Москве. И необходимо ещё раз

пояснить, что оно подлежит ратификации на основании Федерального закона "О

международных договорах...", поскольку содержит правила иные, чем

предусмотрены нашим, российским законодательством. В частности, этим

соглашением предусмотрены: положение об обеспечении иммунитета охраняемых

изделий от любых изъятий и исполнительного производства, взаимный отказ

сторон от требований об ответственности, а также ряд таможенных и налоговых

льгот.


Соглашение фиксирует организационно-правовые основы для сотрудничества России

и Анголы в сфере космических систем и технологий, определяет формы

сотрудничества, а также источники финансирования. Хотя из бюджета

финансирования не будет, но стороны, ответственные стороны будут

финансировать целый ряд проектов, которые предусмотрены в том числе в

приложении к этому соглашению.


Области сотрудничества предусматриваются разнообразные, в том числе:

комическая наука и исследование космоса, космическое материаловедение,

космическая геодезия и метеорология, космическая медицина и биология, услуги

по запуску космических аппаратов, спутниковая навигация, теле- и

радиовещание, Интернет и так далее. Особое внимание в соглашении уделяется

правовой и физической защите имущества и охране технологий, прежде всего

технологий российских, но мы предполагаем, что технологии будут выработаны и

при совместной деятельности.


Соглашение сопровождается специальным приложением, как я уже сказал, в

котором установлены принципы распределения прав на результаты

интеллектуальной собственности, порядок использования таких результатов, а

также порядок защиты деловой, конфиденциальной информации, которая будет

появляться в результате сотрудничества или уже сегодня является

собственностью сторон этого соглашения. Вопрос об ответственности за

возможный ущерб при совместной деятельности по настоящему соглашению будет

решаться сторонами на принципах взаимного отказа от предъявления друг другу

любых требований, что крайне важно и интересно в международных соглашениях.


Соглашение заключается на десять лет с последующей пролонгацией на пять лет

или прекращением с предупреждением одной из сторон за 90 дней до окончания

срока действия.


Ратификация, по нашему мнению, по мнению Комитета по международным делам,

будет способствовать развитию и укреплению многопланового двустороннего

сотрудничества в области исследования космического пространства. Мы проявляем

особую заинтересованность в развитии отношений со странами Африканского

континента в последнее время. Это соглашение соответствует итогам недавнего

сочинского экономического форума "Россия - Африка" и последующим поручениям

Президента Российской Федерации.


Реализация соглашения, ещё раз подчёркиваю, не влечёт за собой дополнительных

расходов из федерального бюджета. Положительные заключения Правового

управления, Счётной палаты и наших коллег из Совета Федерации у нас имеются.


Комитет по международным делам считает, что ратификация соглашения в полной

мере отвечает интересам Российской Федерации и рекомендует Государственной

Думе ратифицировать данное соглашение.


Прошу поддержать нашу позицию.


ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Юрий Павлович.


Коллеги, будут ли вопросы? Есть вопросы.


Включите режим записи на вопросы.


Покажите список.


Катасонов Сергей Михайлович.


КАТАСОНОВ С. М., фракция ЛДПР.


Сергей Николаевич, ну, любое соглашение, любое взаимодействие с коллегами,

тем более, как сейчас, по Африканскому континенту, - это, конечно, всегда

плюс. Мы понимаем, что соглашение является рамочным, в нём определяются

основные положения и отрасли, в которых намечается сотрудничество, но

хотелось бы всё-таки услышать, есть ли сегодня у нас с Анголой конкретные

проекты, которые находятся либо в стадии осуществления, либо уже

осуществлены?


ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста, Сергей Николаевич.


ДУБИК С. Н. Спасибо за вопрос. Началом вообще подготовки соглашения явился

саммит Россия - Африка, который проходил в прошлом году с участием Президента

Российской Федерации. В настоящее время, безусловно, уже существуют проекты:

проект по изготовлению спутника "Ангосат-2", который, правда, выполняется не

в рамках вот этого конкретно соглашения, а по линии ФСВТС; также мы

собираемся поставить на территории Республики Ангола станцию для координации

работы нашей спутниковой системы ГЛОНАСС, она уже имеет высокую степень

готовности, финансирование её предусмотрено в Федеральной космической

программе России. Ещё у нас есть проект по использованию станции космической

связи "Фунда", которая находится недалеко от столицы Анголы, и мы хотим её

использовать после небольшой доработки в первую очередь с целью приёма данных

дистанционного зондирования Земли из космоса, во-вторых, для получения

телеметрической информации с аппаратов, которые будут проходить над Южным

полушарием - там, где у нас нет технических средств контроля.


ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.


Альшевских Андрей Геннадьевич.


АЛЬШЕВСКИХ А. Г. Сергей Николаевич, в продолжение предыдущего вопроса и того,

что содокладчик говорил по поводу не совсем удачного взаимодействия. Ещё

десять лет назад "Рособоронэкспорт" и министерство телекоммуникаций Анголы

подписали документ о строительстве и вводе в эксплуатацию спутниковой системы

"Ангосат", про которую вы говорили. В рамках контракта корпорация "Энергия"

построила первый спутник связи Анголы, он был запущен в декабре 2017 года с

космодрома Байконур, но контакт с ним был потерян. Согласно имеющейся

информации наша сторона обязана создать взамен новый космический аппарат -

уточните, пожалуйста, в какие сроки это будет сделано? Это всё произошло в

2017 году - не является ли именно вот этот эпизод основанием, толчком для

разработки и подписания данного соглашения?


ДУБИК С. Н. Спасибо за вопрос. Абсолютно точно не является. Как я уже сказал,

основанием для подготовки и подписания этого соглашения явился саммит Россия

- Африка, прошедший в прошлом году.


А что касается аппарата, всё так и было: изготовили аппарат, поставили его в

точку, но, к сожалению, отказали системы бортового питания. В настоящее время

изготавливается аппарат "Ангосат-2". Ангольская сторона захотела выбрать, кто

будет изготавливать второй аппарат, - РКК "Энергия" либо "ИСС" имени

Решетнёва (это город Железногорск Красноярского края). В результате они

всё-таки остановились на том, что аппарат будет делать корпорация "Энергия".

По последним данным, которые сообщил генеральный директор РКК "Энергия"

Севастьянов Николай Николаевич, плановый срок - конец 2021 года.


ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.


Швыткин Юрий Николаевич.


ШВЫТКИН Ю. Н., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ".


Сергей Николаевич, у меня к вам вопрос. Для меня, честно говоря, явились

неким откровением успехи Анголы в развитии космической отрасли. Вместе с тем,

я понимаю, саммит Россия - Африка предполагает некоторые направления

взаимодействия, в том числе и в области космоса.


У меня в связи с этим вопрос такой: подписывались ли недавно подобные

соглашения с другими странами Африканского континента либо, может быть, в

ближайшее время будут подписаны?


ДУБИК С. Н. Вы знаете, по-моему, в ближайшее время мы не планируем

подписывать подобные соглашения с другими африканскими странами. Если

какая-то из этих стран будет готова, изъявит желание подписать подобное

соглашение, мы, конечно, это рассмотрим. При наличии в первую очередь,

конечно, взаимовыгодного сотрудничества такое соглашение, безусловно, может

быть подготовлено, а соответствующий документ будет внесён на ратификацию в

Государственную Думу.


ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.


Свинцов Андрей Николаевич.


СВИНЦОВ А. Н., фракция ЛДПР.


Уважаемый Сергей Николаевич, в советское время космонавтика развивалась, наша

космическая отрасль была одним из лидеров на мировой арене, но большинство

наших достижений для других стран, к сожалению, фактически было либо

бесплатным, либо дотационным, то есть мы платили за космонавтику, катали в

космос космонавтов других стран, да и вообще вся политика Советского Союза

строилась на такой вот помощи другим странам. И всё это отрывалось от наших

граждан, и огромные, огромные деньги мы до сих пор прощаем в том числе

африканским странам и многим, многим другим.


И вот вопрос: есть у вас информация за последние пять - десять лет по

аналогичным отношениям с африканскими странами, с азиатскими странами - они

все для нашей страны экономически выгодны или это опять идёт по советскому

принципу, что мы всем должны помогать?


ДУБИК С. Н. Ну, по-моему, после того как появилось новое геополитическое

образование на карте мира - Россия, мы уже перестали таким образом помогать

другим странам. Никто не собирается за счёт Российской Федерации, за счёт

бюджета Российской Федерации или денежных средств компании "Роскосмос"

строить аппараты для других стран, запускать их в космос, эксплуатировать их

и поддерживать на орбите.


ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.


Выборный Анатолий Борисович.


ВЫБОРНЫЙ А. Б., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ".


У меня также вопрос к докладчику.


Уважаемый Сергей Николаевич, в финансово-экономическом обосновании указано -

кстати, в докладе вы также обратили внимание на это, - что реализация

соглашения не потребует дополнительного финансирования из бюджета, а

конкретные финансовые обязательства в связи с совместной деятельностью будут

определяться отдельными соглашениями. Уточните, пожалуйста, о каких именно

возможных финансовых обязательствах идёт речь и за счёт каких именно

источников будут решаться эти вопросы, если будут? И ещё: ведь понятно, что

размещение станции ГЛОНАСС будет платным, - опять же, за счёт каких

источников?


ДУБИК С. Н. Как я уже говорил, денежные средства на размещение автоматической

станции ГЛОНАСС предусмотрены в Федеральной космической программе: стоимость

размещения - 12 миллионов рублей, эксплуатация в год - порядка 2 миллионов

рублей. Эти денежные средства предусмотрены в Федеральной космической

программе Российской Федерации.


ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.


Юрий Павлович, спасибо, присаживайтесь.


Коллеги, будут ли желающие выступить? Есть желающие.


Включите режим записи на выступления.


Покажите список.


Кравченко Денис Борисович. С места.


КРАВЧЕНКО Д. Б., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ".


Уважаемый Иван Иванович, уважаемые коллеги! Республика Ангола является нашим

давним партнёром, ещё со времён обретения Анголой независимости 45 лет назад

наша страна проводит последовательную политику по выстраиванию взаимодействия

с этим государством. И наконец-то пришло время, когда мы занялись проработкой

российско-ангольского сотрудничества в области космической деятельности.

Сегодня мы должны принять очень важное решение, поскольку в прошлом, 2019

году правительствами наших стран было подписано соглашение о сотрудничестве в

области исследования и использования космического пространства в мирных

целях. Уже было сказано о направлениях нашего возможного взаимодействия: и

навигационные системы, и спутниковая навигация, и дистанционное зондирование

Земли, и подготовка прогнозов погоды, а также рассматривается возможность

подготовки специалистов в космической сфере.


Сегодня в зале звучало много вопросов по поводу того, как обстоят дела с

нашим сотрудничеством с другими странами Африки. Как вы знаете, мы находимся

в условиях достаточно серьёзного санкционного давления со стороны наших

западных партнёров, и поэтому вектор сотрудничества в области космической

деятельности лежит как раз в направлении стран Африки и Азии. Уже достаточно

продолжительное время ведутся переговоры с такими странами, как

Южно-Африканская Республика, Нигерия, идёт очень тесное взаимодействие с

Египтом.


Я считаю, что мы сегодня принимаем очень полезное решение о ратификации, и

хотел бы сказать, что фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ" поддерживает ратификацию

соглашения с Республикой Ангола.


Спасибо за внимание.


ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Денис Борисович.


Свинцов Андрей Николаевич. С места.


Включите микрофон.


СВИНЦОВ А. Н. Фракция ЛДПР, безусловно, поддержит данную инициативу, но мы

хотим ещё раз отметить вот что. Сейчас и Китай, и многие другие страны очень

внимательно наблюдают за тем, как развивается Африканский континент, -

конечно, борьба за Африку идёт серьёзными темпами. Я рад, что и "Роскосмос"

включился в эту работу, но всё-таки мы должны понимать следующее. Например, в

Соединённых Штатах фактически коммерческий оператор, которым руководит Илон

Маск, располагается в двух ангарах, работает там меньше 10 тысяч человек - и

запускают ракеты, и десятки стран пользуются их услугами. Наша космическая

отрасль была создана в советское время, она включает сотни предприятий, на

которых работают, наверное, сотни тысяч человек, - это и учёные, и инженеры.

Тем не менее нам нужно ориентироваться на мировых лидеров, а Илон Маск

сегодня задаёт такой темп, которому российская космическая отрасль пока не в

состоянии, скажем так, соответствовать. И конечно, мы хотели бы, чтобы за

счёт вот таких совместных проектов между "Роскосмосом" и нашими африканскими

и, может быть, азиатскими друзьями мы тоже не отставали, а, может быть, как с

нашими новыми вооружениями, были даже где-то чуть впереди.


Ещё раз подчеркну, что фракция ЛДПР поддерживает ратификацию этого

соглашения. Конечно, мы хотим пожелать нашему "Роскосмосу" как можно быстрее

избавляться от балласта, как можно быстрее внедрять современные технологии,

ну и надеемся, что за счёт именно таких совместных проектов с другими

странами... Ещё раз подчеркну, что Ангола и другие страны имеют право и

возможность выбирать лучшие технологии и лучших подрядчиков, заказывать в том

числе космические услуги, космические аппараты в любой стране - в Соединённых

Штатах, в Корее, в Японии, в Китае, в России, да где угодно, - и то, что это

соглашение заключено с Россией, всё-таки даёт нам надежду, что мы сохраняем

свою позицию хотя бы в первой тройке космических держав. Ещё раз хочу

пожелать успехов "Роскосмосу", чтобы мы как можно быстрее вошли хотя бы в

первую двойку, ну, или, как в советское время, заняли первое место.


ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Андрей Николаевич.


Сергей Николаевич, есть необходимость с заключительным словом выступить? Нет.


Юрий Павлович, будете выступать с заключительным словом? Тоже нет.


Коллеги, обсуждение завершено.


Ставлю на голосование проект федерального закона "О ратификации Соглашения

между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Ангола

о сотрудничестве в области исследования и использования космического

пространства в мирных целях".


Включите режим голосования.


Покажите результаты.


РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (13 час. 37 мин. 39 сек.)

Проголосовало за 415 чел.92,2 %

Проголосовало против 1 чел.0,2 %

Воздержалось 1 чел.0,2 %

Голосовало 417 чел.

Не голосовало 33 чел.7,3 %

Результат: принято


Закон принят. Спасибо.