ФЗ № 851072-7

Об обязательных требованиях в Российской Федерации

Внесён: 3 декабря 2019
Последнее событие: Рассмотрение законопроекта во втором чтении, 8 июня 2020
Последнее решение: изменить срок представления поправок
Документ: Протокол заседания Совета ГД №268
Инициаторы:

Стенограммы по законопроекту №851072-7

Заседание №294

17.04.2020

О проекте федерального закона № 851072-7 "Об обязательных требованиях в Российской Федерации".

19-й и 20-й вопросы рассматриваются вместе, я зачитаю их наименования: 19-й

вопрос, проект федерального закона "Об обязательных требованиях в Российской

Федерации", и 20-й вопрос, проект федерального закона "О государственном

контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации". По этим

двум вопросам с одним докладом выступит официальный представитель

Правительства Российской Федерации статс-секретарь - заместитель министра

экономического развития Российской Федерации Алексей Игоревич Херсонцев.


Пожалуйста.


Подготовиться Савастьяновой для содоклада по двум вопросам в течение трёх

минут.


ХЕРСОНЦЕВ А. И., официальный представитель Правительства Российской

Федерации, статс-секретарь - заместитель министра экономического развития

Российской Федерации.


Уважаемый Вячеслав Викторович, уважаемые депутаты Государственной Думы!

Вашему вниманию предлагаются два законопроекта, которые призваны сформировать

основу для дальнейшего развития сбалансированной системы установления

обязательных требований и обеспечения контроля за их выполнением. Позвольте

поблагодарить вас за то, что была найдена возможность рассмотреть на

сегодняшнем заседании эти два сложных законопроекта, хоть они и решают не

оперативные задачи текущей ситуации, а закладывают основу для работы уже в

2021-м и в последующие годы. Проекты разработаны и во исполнение ряда

поручений Президента Российской Федерации. Работа над ними велась несколько

лет.


Законопроект "О государственном контроле..." содержит более широкий и

одновременно более гибкий контрольный инструментарий по сравнению с

действующим законодательством, ещё больше усиливает значение профилактической

работы, расширяет рамки применения риск-ориентированного подхода.

Законопроект получился весьма объёмным - 136 статей. Специальные статьи

посвящены мерам стимулирования добросовестности. Особое внимание уделяется

оценке результативности деятельности надзорных ведомств. Отдельная глава

посвящена досудебному обжалованию. Безусловно, сохраняются и ключевые

институты текущего законодательства: реестр контрольно-надзорных мероприятий,

участие в согласовании проверок органов прокуратуры и так далее.


Второй проект федерального закона - "Об обязательных требованиях..." -

невелик с точки зрения объёма нормативного материала, в нём не так много норм

прямого действия, однако значение его состоит именно в задании общей рамки

для принятия современных, актуальных обязательных требований. Вы знаете, что

по поручению президента ведётся работа над так называемой регуляторной

гильотиной, так вот целью законопроекта является закрепление системы

принципов, которым должны отвечать новые обязательные требования.


Уважаемые коллеги, самым сложным при подготовке этих актов было найти

оптимальный баланс между порой совершенно полярными точками зрения, не

допустить избыточных административных издержек, с одной стороны, а с другой -

эффективно обеспечить безопасность наших граждан. Именно поэтому на стадии

подготовки к первому чтению законопроекты, безусловно, вызвали серьёзные

дискуссии, в том числе в комитетах Государственной Думы.


Хочу поблагодарить депутатов Государственной Думы, членов Совета Федерации,

членов Комитета по контролю и Регламенту, лично Ольгу Викторовну

Савастьянову, а также представителей 13 профильных комитетов-соисполнителей,

принявших активное участие в работе над законопроектом. К нам поступило более

ста предложений по каждому из документов. Благодарны за полученные отзывы,

ведём их проработку в целях учёта и доработки законопроекта. Надеемся, что

вместе выйдем на сбалансированное окончательное решение.


Прошу поддержать.


Благодарю за внимание.


ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.


Краткость - сестра таланта, всё остальное, возможно, прозвучит в

выступлениях, либо дальше будем работать совместно.


Присаживайтесь, Алексей Игоревич.


Пожалуйста, Ольга Викторовна Савастьянова.


САВАСТЬЯНОВА О. В. Уважаемый Вячеслав Викторович, уважаемые коллеги! Сегодня

на ваше рассмотрение выносятся законопроекты, принятие которых очень важно.

Каждый день мы с вами читаем и слышим о количестве проведённых проверок, о

выписанных штрафах, об объёмах этих штрафов, но за всем этим мы с вами не

видим, что делается для того, чтобы нарушений не было, и для того, чтобы те

проблемы, которые есть, решались. Существующая сегодня система

контрольно-надзорной деятельности является серьёзным тормозом для нашей

экономики, поэтому в сегодняшней изменившейся ситуации принятие данных двух

законов является особенно важным. В течение пяти лет велась работа над

данными законопроектами, и она велась не в тиши рабочих кабинетов, эта тема

обсуждалась на самых разных площадках. Это были масштабные обсуждения всех

основных базовых норм, и, что очень важно, результаты этих обсуждений стали

предметами этих законов.


Мы с вами сегодня обсуждаем концепцию. В комитет поступило более 250 отзывов,

более тысячи предложений и замечаний - ни в одном отзыве не сказано, что есть

возражения против концепции предлагаемых законопроектов. И сложно возражать

против того, чтобы решение основной задачи - обеспечения качества жизни и

безопасности наших граждан - основывалось на подходах и принципах, которые

будут работать на упреждение и недопущение нанесения ущерба.


Есть ли в данных законопроектах вопросы, которые нас беспокоят, которые

являются проблемными и которые требуют обсуждения? Да. Поэтому вместе с

законопроектами мы предлагаем рассмотреть и принять два проекта

постановления, в которых отражены все основные проблемы. Мы сформировали

шесть базовых блоков, со всеми комитетами-соисполнителями (у нас их 13)

обсудили, и эти вопросы будут прорабатываться ко второму чтению. Мы планируем

провести серию тематических экспертных площадок, где открыто обсудить все эти

проблемные точки.


Таким образом, в рамках подготовки к первому чтению сегодня вся необходимая

работа проведена - я считаю, что у нас есть все основания ответственно и

обоснованно проголосовать за эти законопроекты. И конечно же, наше решение

сегодня не должно зависеть от того, сколько страниц в этом законопроекте или

кто участвовал или не участвовал в его обсуждении. Все условия для того,

чтобы и поучаствовать, и высказать свою позицию, были созданы. И мне не

хотелось бы, чтобы при принятии решения мы с вами исходили из того, что

обязательно найдётся тот, кто скажет: он прошёл по волнам потому, что не

умеет плавать. Работа проведена.


Прошу поддержать.


ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.


Уважаемые коллеги, мы договорились о процедуре, у нас есть возможность

выступать от политических фракций, так как это законопроект первого чтения.

Пожалуйста, есть ли желание выступить? Есть.


Включите режим записи на выступления, пожалуйста.


Договорённости надо соблюдать, иначе им никто верить не будет и они станут не

нужны.


Покажите список.


Исаев Андрей Константинович.


Подготовиться Коломейцеву и Драпеко.


ИСАЕВ А. К., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ".


Уважаемый Вячеслав Викторович, уважаемые коллеги! Мы сейчас обсуждаем

законопроекты в процедуре первого чтения, а первое чтение - это концепция.

Нужны такие законы или нет? Безусловно нужны! Нужна "гильотина" или не нужна?

В данном случае, безусловно, нужна!


В начале 90-х годов было принято, пожалуй, самое мудрое тогда решение, одно

из немногих мудрых решений: законодательные акты советского периода действуют

до принятия соответствующих новых законодательных актов, актов Российской

Федерации. Это было сделано абсолютно правильно, но с тех пор прошло 30 лет,

и у нас до недавнего времени действовали законодательные акты, которым 100

лет исполнилось. Разумеется, накапливать это и дальше было совершенно

невозможно.


Есть понятие "итальянская забастовка" - это когда начинают работать по всем

правилам, а мы знаем, что если работать по всем правилам, то работа как

таковая прекращается. Вот мы должны остановить "итальянскую забастовку" в

нашей экономике, мы должны изменить ситуацию, когда правила вроде бы есть, но

все понимают, что выполнить их невозможно, и они не исполняются. Это большая

и серьёзная работа - нам предложили принципы этой работы, они изложены в этих

законодательных актах. Означает ли это, что всё в этих законопроектах нам

нравится? Безусловно нет, и об этом сказала Ольга Викторовна, поэтому

предложена развёрнутая программа работы над этими законопроектами в

дальнейшем, подробнейшее, развёрнутейшее постановление.


Мы призываем, коллеги, поскольку понимаем, что двигаться в этом направлении

надо, принять сегодня законопроекты в первом чтении и спокойно начать их

доработку и шлифование во втором чтении. Призываем присоединиться к этому все

фракции в Государственной Думе.


Спасибо за внимание.


ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста, Коломейцев Николай Васильевич, фракция

КПРФ.


Подготовиться Драпеко.


КОЛОМЕЙЦЕВ Н. В. Уважаемый Вячеслав Васильевич, уважаемые коллеги! Сейчас все

очень любят рассуждать по поводу коронавируса...


ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Николай Васильевич, вы меня Васильевичем назвали...


КОЛОМЕЙЦЕВ Н. В. А, извините, это Алексей Васильевич сидит рядом. Ну вы

только моё время сейчас...


ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. У вас папа Василий, а у меня - Виктор. Здесь дело не во

времени, а в уважении к родителям.


Пожалуйста.


КОЛОМЕЙЦЕВ Н. В. Извините, но 15 секунд верните, пожалуйста.


ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Когда речь идёт о таких вопросах, разговор о секундах

неуместен.


КОЛОМЕЙЦЕВ Н. В. Уважаемый Вячеслав Викторович, дело в том, что мы и так

чрезвычайно упростили рассмотрение чрезвычайно важного закона. Сейчас под

рассуждения о коронавирусе... Вот здесь уважаемый коллега Онищенко сидит, он

прекрасно знает: хотя Голикова неоднократно говорила, мол, как хорошо, что мы

до конца не разрушили систему санэпидемстанций, - но мы их серьёзно порушили.

История всех органов надзора написана жизнями людей: энергонадзора - жизнями

людей, технадзора - жизнями людей, пожнадзора - жизнями людей. И в данной

ситуации упрощать рассмотрение этого закона крайне, ну, я сказал бы,

преступно. Почему? Вот вы не обижайтесь, но я повторю: на 24 страницы текста

законопроекта под пунктом 19 представлено 55 страниц замечаний профильных

комитетов, на 257 страниц текста законопроекта под пунктом 20 - 118 страниц

замечаний. Это о чём говорит? Это говорит о крайне низком качестве

законопроектов.


Проблема ведь у нас в чём? Проблема не в плохих правилах энергонадзора, а в

том, что сегодня все надзирающие органы коммерциализированы, любой контролёр,

который приходит на завод, в учреждение, на предприятие, говорит: я к тебе

пришёл и меньше чем на полтинник штраф тебе выписать не могу. В этом

проблема! Я считаю, что здесь неплохо было бы запросить заключения

Торгово-промышленной палаты, РСПП. Вот я был у них на конференции - привели

прекрасную таблицу: только за прошлый год три ведомства, МЧС (пожарная

служба), Роспотребнадзор и Россельхознадзор, увеличили количество проверок на

149 тысяч, и увеличили не для того, чтобы безопасность улучшить, а для того,

чтобы прийти и содрать с предприятий штраф. Вы понимаете, какой вопрос?


Мы не против этих законов и не против реформирования контрольно-надзорной

деятельности, но мы против такого упрощенческого подхода в столь серьёзном

вопросе.


Вячеслав Викторович, вы стали родоначальником больших парламентских слушаний

по важным вопросам, и я глубоко убеждён, что именно этот вопрос требует вот

таких слушаний в этом зале, с широким привлечением профессионалов, иначе мы с

вами можем наломать дров.


Спасибо за внимание.


ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.


Ну, ваше предложение, не скрою, имеет под собой основу, Николай Васильевич,

потому что это серьёзная реформа, её надо обсуждать. Давайте мы поручим

Александру Дмитриевичу Жукову проработать с правительством этот вопрос.

Исходя из ситуации с пандемией нам надо подумать, какая форма может быть -

будет ли это в зале или в формате видеоконференции, - но с тем, что нам

крайне важно эту тему обсудить всесторонне, думаю, все согласятся.


Пожалуйста, Драпеко Елена Григорьевна.


ДРАПЕКО Е. Г., фракция "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ".


Уважаемый Вячеслав Викторович, уважаемые коллеги! Наша фракция согласна с

тем, что нужно наводить порядок в нормативной базе, которая касается бизнеса,

деловой активности, потому что изменились условия, изменились формы

собственности и многие нормы устарели. Но я согласилась бы с Коломейцевым

Николаем Васильевичем в той части, что есть опасность с водой выплеснуть и

ребёнка. Ну, например, очень аккуратно, наверное, следует подходить к

нормативным вещам, которые касаются трудового законодательства, потому что

именно там записаны все права трудящихся, завоёванные ими за последние 100

лет.


Ну и я хотела бы сказать несколько слов по поводу нашего обязательства

охранять культурное наследие - конституционной нормы, которая прописана в

пункте 3 статьи 44 Конституции. Это прямая обязанность каждого гражданина

Российской Федерации, прописанная - у нас не так много подобных обязанностей

прописано - прямо в Конституции. Мы не можем допустить, чтобы хоть на

какое-то время наше культурное наследие, наши сокровища остались без контроля

и надзора, поэтому мы обращаем внимание - и обращали в заключении нашего

комитета, и мы, кстати, благодарны Алексею Игоревичу и министерству: они во

многом нас услышали - на сроки введения в действие. Мы предпочли бы не

гильотину, а терапевтическое лечение, потому что если мы одномоментно обрубим

все контрольно-надзорные документы по поводу культурного наследия, то мы

можем очень многое потерять.


Кроме того, мы так и не получили ответа по поводу финансово-экономического

обоснования этого законопроекта. Закон предписывает, что никакой орган,

издающий нормативные документы, не имеет права их проверять, - Министерство

культуры издаёт нормативные документы и их же проверяет. В случае передачи

правительству одного из полномочий, предположим, правительство будет

перегружено работой, потому что установление охранных зон, принятие объектов

культурного наследия требует гигантской работы экспертов, специалистов и

целых институтов, - как напрямую правительство собирается этим руководить? В

случае если это полномочие будет передано на региональный уровень...

(Микрофон отключён.)


ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Елена Григорьевна, у нас регламент. Очень

важные предложения - попросим правительство их учесть.


Вообще, коллеги, мы вступаем в этап, ну, время, когда этот законопроект будет

обсуждаться, поэтому правильно было бы - обращаюсь к правительству - встречу

провести по этому законопроекту в каждой фракции. Вы исходите из того, что

идеолог блока этих законопроектов - либо Дмитрий Юрьевич Григоренко, либо это

будет министр экономического развития - запланирует себе встречи с фракциями.

Второго чтения и третьего чтения бегом не будет - мы сегодня концепцию

примем... Коллеги, у правительства единственная возможность общаться с

гражданами - встречаться с их представителями, депутатами Государственной

Думы, поэтому, если вы подчёркиваете, что вы прогрессивны, прогрессивность

должна основываться на уважении наших граждан, а это означает: вот фракция

"СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ", у них есть избиратели, которые их сюда делегировали,

фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ", фракция КПРФ, фракция ЛДПР - заранее берите и

планируйте эту работу. Плюс работа с профильным комитетом, но начните с

фракций.


Правильно, Елена Григорьевна? Коллеги, правильно? Правильно. Давайте перейдём

к голосованию, учитывая, что договорились выбрать именно такой порядок

рассмотрения.


Ставится на голосование проект федерального закона "Об обязательных

требованиях в Российской Федерации" в первом чтении, 19-й вопрос нашей

повестки.


Пожалуйста, включите режим голосования.


Покажите результаты.


РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (11 час. 45 мин. 57 сек.)

Проголосовало за 290 чел.64,4 %

Проголосовало против 1 чел.0,2 %

Воздержалось 1 чел.0,2 %

Голосовало 292 чел.

Не голосовало 158 чел.35,1 %

Результат: принято


Законопроект под пунктом 19 в первом чтении принят.


Ставится на голосование проект федерального закона "О государственном

контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации" в первом

чтении, 20-й вопрос нашей повестки.


Пожалуйста, включите режим голосования.


Покажите, пожалуйста, результаты.


РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (11 час. 46 мин. 33 сек.)

Проголосовало за 291 чел.64,7 %

Проголосовало против 1 чел.0,2 %

Воздержалось 2 чел.0,4 %

Голосовало 294 чел.

Не голосовало 156 чел.34,7 %

Результат: принято


Законопроект под пунктом 20 в первом чтении принят.


Спасибо вам, уважаемый докладчик, и тем, кто пришёл вместе с вами.