ФЗ № 850485-7

О биологической безопасности Российской Федерации

Внесён: 2 декабря 2019
Последнее событие: Рассмотрение законопроекта во втором чтении, 18 марта 2020
Последнее решение: перенести рассмотрение законопроекта на другое пленарное заседание
Документ: Протокол пленарного заседания ГД №прот.349
Инициаторы:

Стенограммы по законопроекту №850485-7

Заседание №270

21.01.2020

О проекте федерального закона № 850485-7 "О биологической безопасности Российской Федерации".

Пункт 19, проект федерального закона "О биологической безопасности Российской

Федерации". Доклад официального представителя правительства заместителя

министра здравоохранения Сергея Александровича Краевого.


Коллеги, Советом Государственной Думы было принято решение пригласить на

заседание для участия в рассмотрении этого законопроекта представителей

научных организаций - они вот находятся здесь, в ложе правительства, так что,

если будут вопросы, мы можем им тоже адресовать.


Пожалуйста.


КРАЕВОЙ С. А., официальный представитель Правительства Российской Федерации,

заместитель министра здравоохранения Российской Федерации.


Уважаемый Александр Дмитриевич, уважаемые члены Государственной Думы! Проект

федерального закона "О биологической безопасности Российской Федерации"

разработан в целях реализации Основ государственной политики Российской

Федерации в области обеспечения химической и биологической безопасности на

период до 2025 года и дальнейшую перспективу, утверждённых указом Президента

Российской Федерации.


Предметом регулирования законопроекта является обеспечение биологической

безопасности на территории всей страны, поскольку в настоящее время на

законодательном уровне отсутствует комплексное регулирование вопросов

обеспечения биологической безопасности в Российской Федерации как системы

взаимоувязанных мер, функционирующей на основе взаимодействия

заинтересованных органов государственной власти на федеральном и на

региональном уровнях в целях противодействия возникновению биологических

угроз, организации защиты населения и окружающей среды, а также ликвидации

последствий воздействия опасных биологических факторов. В настоящее время

наблюдается нарастание биологических угроз разного рода, усиливается их

межсекторальный характер, что требует формирования единых межотраслевых

подходов в этой сфере и их законодательного закрепления для создания и

функционирования эффективной системы обеспечения биологической безопасности в

Российской Федерации.


Законопроект является консолидирующим, объединяет разные сферы в той мере, в

которой необходимо, чтобы восполнить существующие правовые пробелы в разных

сферах законодательства. Законопроект впервые определяет содержание

деятельности по обеспечению биологической безопасности и в этих целях вводит

новый понятийный аппарат, который отсутствует в законодательстве или имеется

в разрозненных документах методического характера, для однозначного

толкования и формирования единой правоприменительной практики с учётом

специфичности области регулирования.


Законопроект регулирует следующие вопросы, которые не могут быть частью

отдельного, отраслевого законодательства в силу их комплексного характера:

определение основных биологических угроз и организация комплекса мер,

направленных на защиту населения и окружающей среды от воздействия опасных

биологических факторов, в том числе синтетических биологических агентов;

коррекционная деятельность, связанная с использованием патогенных

микроорганизмов и вирусов, и требования к её организации; мониторинг

биологических рисков, который позволит оценивать эффективность реализации

мероприятий, направленных на обеспечение биологической безопасности;

функционирование государственной информационной системы в области обеспечения

биологической безопасности, создаваемой в целях управления биологическими

рисками; мероприятия по преодолению антимикробной устойчивости

микроорганизмов.


Законопроектом не устанавливается отдельный вид государственного надзора в

области обеспечения биологической безопасности, поскольку надзор будет

обеспечен уполномоченными федеральными органами исполнительной власти и

органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации при

осуществлении ими установленных законодательством контрольно-надзорных

функций.


Законопроект соответствует положениям Договора о Евразийском экономическом

союзе и иным международным договорам Российской Федерации.


Реализация определённого в проекте федерального закона комплекса мер,

направленных на защиту населения и охрану окружающей среды от воздействия

опасных биологических факторов, на предотвращение биологических угроз,

позволит обеспечить поддержание допустимого уровня негативного воздействия

опасных биологических факторов на население и окружающую среду, что является

основной целью государственной политики в области обеспечения биологической

безопасности.


Прошу поддержать проект закона в первом чтении.


Председательствует Первый заместитель

Председателя Государственной Думы

И. И. Мельников


ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Сергей Александрович, присаживайтесь.


С содокладом выступит председатель Комитета по охране здоровья Дмитрий

Анатольевич Морозов.


МОРОЗОВ Д. А., председатель Комитета Государственной Думы по охране здоровья,

фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ".


Уважаемый Иван Иванович, уважаемые коллеги! Очень важный законопроект, очень

объёмный. Я позволю себе остановиться только на некоторых моментах, поскольку

Сергей Александрович достаточно подробно сказал о широчайшем спектре

нормативного регулирования, с которым мы сталкиваемся.


Но сначала я хочу обратить ваше внимание на то, что всю последнюю неделю мы

слышим в СМИ информацию, касающуюся якобы нового вида, или типа, или

варианта, коронавируса в Китае, слышим, что большое число заболевших, есть

летальные случаи, вчера или сегодня утром появилась информация о гражданине

Австралии, который якобы теперь страдает пневмонией, связанной с

коронавирусом, - и каждый из нас задаёт себе вопросы: важно это или не важно,

опасно или не опасно, значимо или не значимо, что должен делать Минздрав, что

должен делать Росздравнадзор, что должен делать Роспотребнадзор, что

необходимо делать авиации, как себя вести приграничным областям и многие,

многие другие? Вот это и есть в принципе модель, пусть, конечно же,

упрощённая, модель комплексности, межведомственного подхода для реализации

законодательного и нормативно-правового регулирования в этом сложнейшем

вопросе.


Действительно, этот законопроект внесён в целях реализации Основ

государственной политики Российской Федерации в области обеспечения

химической и биологической безопасности, соответствующего указа президента и

решений правительства. Он охватывает огромное число зон, сфер нашей

жизнедеятельности. И хотя, без сомнения, отраслевые законодательства более

или менее совершенны, а где-то близки к идеальным, но задача состоит в том,

чтобы соединить эти отраслевые законодательства, получив единые возможности

для проведения мониторинга биологических угроз, создания национального центра

мониторинга биологических угроз, создания государственной информационной

системы по обеспечению биологической безопасности и решения этих проблем на

всех уровнях власти - федеральном, субъектов, местного самоуправления,

организаций и даже граждан, потому что решать эти проблемы разными сегментами

эффективно не получается.


Тут и микробиология, и эпидемиология, и инфекционные болезни, тут генетика,

биология, генная инженерия и многое, многое другое - казалось бы, разные

факторы, разные угрозы, но все они сводятся воедино, и именно поэтому

вносятся изменения в понятийный аппарат, не буду на этом останавливаться.

Здесь всё, что касается патогенов, ядов, токсинов, условно патогенных

микроорганизмов, антибиотикорезистентности и многого, многого другого. Здесь

и основные биологические угрозы, куда, так скажем, интеллигентно прописаны и

сохранение нормального микробиота человека, и то, что касается профилактики

иммунодефицитных состояний, и врождённых, и приобретённых. Это очень важно, и

мне хочется подчеркнуть, что серьёзное внимание в этом законопроекте

уделяется поддержке фундаментальной и прикладной науки, лабораторий, опора

делается на мнения экспертов, о чём Комитет по охране здоровья всегда

говорит, когда мы рассматриваем законопроекты, связанные с охраной здоровья.

Здесь отражены: коллекционная деятельность и штаммы - очень деликатная сфера

нашей работы, спасибо всем профильным институтам, НИИ, которые на протяжении

всего XX века выполняли эту работу на должном уровне; мониторинг

биологических угроз, о котором я уже сказал, антимикробной устойчивости и

антибиотикополитики как на уровне больницы, так и на уровне всего

здравоохранения; профилактика внутрибольничных инфекций - серьёзные вещи;

права и обязанности граждан и, как я уже сказал, национальный центр

мониторинга.


Очень много замечаний - почему? Огромная сфера регулирования. Замечания

технического, юридического характера, но их необходимо учесть. И обязательно

необходимо внести корреспондирующие нормы в десяток законов и под сотню,

наверное, нормативных актов на разных уровнях нашей страны, мы об этом на

заседании комитета сказали.


Комитеты-соисполнители - по экологии, по безопасности, по природным ресурсам,

по аграрным вопросам - поддержали законопроект тоже с замечаниями. Счётная

палата поддержала. Наше Правовое управление поддержало, опять же

сформулировав те замечания, о которых я уже говорил.


Мы считаем принципиально важным то, что правила по мониторингу и по созданию

государственной системы необходимо представить в Государственную Думу до

окончания рассмотрения этого законопроекта, их проекты по крайней мере, это

очень важно.


Мне хотелось бы обозначить в завершение, что мы создаём сейчас, организуем

рабочую группу с участием всех экспертов, которых только можно привлечь,

включая глубокоуважаемых коллег, которые сегодня представляют секцию

медико-биологических проблем экспертного совета Комитета по обороне. Я

отдельно хочу поблагодарить Геннадия Григорьевича, который согласился войти в

рабочую группу, по сути на правах первой скрипки, потому что это вся его

жизнь, и мы с глубочайшим уважением прислушиваемся ко всем его замечаниям.


Уважаемые коллеги, мы поддерживаем концепцию этого законопроекта в первом

чтении и призываем всех к работе над ним во втором чтении, чтобы он обрёл

должные контуры.


Спасибо большое за внимание.


ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Дмитрий Анатольевич.


Коллеги, будут ли вопросы? Да.


Включите режим записи на вопросы.


Покажите список.


Тен Сергей Юрьевич.


ТЕН С. Ю., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ".


Уважаемый Дмитрий Анатольевич, Председатель Государственной Думы Вячеслав

Викторович Володин регулярно говорит о том, что законы должны иметь прямое

действие. Да, наверное, данный законопроект носит слишком комплексный

характер, и поэтому необходимо принятие большого количества подзаконных

нормативных актов. В пояснительной записке к законопроекту указано, что из 16

подзаконных актов только три панируется подготовить в 2020 году, а остальные

уходят на 2021 год, при этом закон, планируется, вступит в силу с 31 марта,

если я не ошибаюсь.


Скажите, пожалуйста, в какой стадии находится разработка подзаконных

нормативных актов, почему правительством разработка основной группы

документов отнесена именно на 2021 год и готово ли правительство ко второму

чтению дать более детальный график их подготовки по кварталам, чтобы это не

ушло на 31 декабря 2021 года?


МОРОЗОВ Д. А. Уважаемый Сергей Юрьевич, спасибо вам большое за вопрос. Здесь,

как я понимаю, несколько вопросов. Прежде всего, вы совершенно верно сказали

о необходимости представления нормативных актов, и я это обозначил. Что

касается создания информационной системы и системы порядка мониторинга

биологических угроз, мы поставили такую задачу и попросили Министерство

здравоохранения представить это даже ко второму чтению, чтобы мы с вами

обсуждали это в рамках тех правил, которые в том числе Председатель

Государственной Думы нам установил. Остальные документы будут представлены

позже, вы совершенно правы. Обращу ваше внимание, что ряд положений закона

вступает в силу 31 марта, а другие положения, если вы посмотрите, - несколько

позже.


У нас с вами сложилась такая ситуация, что этот законопроект не просто

рамочный. У нас есть отраслевое законодательство, и оно более или менее

совершенно, некоторые направления я обозначил. Роспотребнадзор и вся

санитарно-эпидемиологическая служба давным-давно прописали свои правила, и

они серьёзные, но есть то, что касается ветеринарного надзора, то, что

касается растений, ведь мы говорим не только об эпидемии, но и об эпизоотиях,

об эпифитотиях и о многом другом. Это целый комплекс отраслевых сегментов,

которые сначала были... Ну, в части сегодняшнего понимания мы создаём этот

рамочный закон, а дальше опять же нужно будет вносить те корреспондирующие

нормы, о которых я сказал, и в другие акты. Комитет, конечно, оставляет это

на парламентском контроле, и думаю, что мы будем докладывать вам на этапах,

но одномоментно это сделать, по всей видимости, невозможно.


ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.


Боева Наталья Дмитриевна.


БОЕВА Н. Д. Спасибо, Иван Иванович. У меня вопрос к Сергею Александровичу.


Я очень внимательно изучила пояснительную записку, но не нашла там ответы на

вопросы: кто будет осуществлять контроль, какой орган (там написано, что

местные советы, но, я считаю, они не в состоянии будут контролировать этот

вопрос), какие мероприятия необходимо будет подготовить промышленным

предприятиям, сколько это для них будет стоить?


ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста, Сергей Александрович.


КРАЕВОЙ С. А. Наталья Дмитриевна, спасибо большое за вопрос. По поводу

функций и роли региональных властей, муниципальных властей мы говорили на

заседании комитета. Действительно, это требует внесения изменений в 184-й и

131-й федеральные законы, и мы сейчас над этим работаем. Данный законопроект

не предусматривает дополнительной финансовой нагрузки на производителей.


ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.


Куринный Алексей Владимирович.


КУРИННЫЙ А. В. Сергей Александрович, вам вопрос. Проблема действительно очень

широко обсуждается, но как-то без привязки к конкретике: какие конкретные

угрозы, какие конкретные явления требуют принятия именно этого закона? Он

долгое время обсуждался как один из приоритетных, вроде бы даже Минздрав

ругали за то, что вы там что-то задержали и не вовремя вносите этот

законопроект. Какие конкретные биологические угрозы, стоящие сегодня перед

страной, требуют принятия именно этого закона? Почему не можем ограничиться,

скажем так, тем санитарно-эпидемиологическим законодательством и прочим, что

существует?


КРАЕВОЙ С. А. Статья 7 законопроекта как раз посвящена основным биологическим

угрозам, опасностям, там дан перечень этих угроз. Я могу назвать только

несколько угроз, продемонстрировать это, по сути дела, на примерах из нашей

повседневной жизни. Это изменение свойств и форм патогенных биологических

агентов, а также свойств и мест обитания их переносчиков. Наиболее яркий

пример, то, о чём сказал Дмитрий Анатольевич, - это как раз та инфекция,

которая сейчас развивается в Китайской Народной Республике, вызванная

коронавирусом, так называемым РНК-содержащим вирусом, одним из самых крупных,

в то же время подверженных изменчивости. Мы уже знаем несколько заболеваний -

это ближневосточный респираторный синдром, так называемый MERS, это тяжёлый

острый респираторный синдром, так называемый SARS. Сейчас сформировалось

новое заболевание, и завтра Всемирная организация здравоохранения будет

проводить соответствующее совещание по этому вопросу, потому что уже

появились данные, что возможна передача данного возбудителя от человека к

человеку. То есть это, по сути дела, самый такой яркий, наглядный пример из

нашей повседневной жизни, а вообще все основные биологические угрозы как раз

перечислены в статье 7 проекта - позвольте мне их не зачитывать.


ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.


Тетерин Иван Михайлович, пожалуйста.


ТЕТЕРИН И. М. Сергей Александрович, прошу уточнить, урегулирован ли вопрос

утилизации опасных медицинских препаратов в ходе обращения с ними?


КРАЕВОЙ С. А. Вопрос медицинских отходов не является предметом данного

законопроекта, он регулируется санитарными правилами и 323-м федеральным

законом об охране здоровья.


ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.


Шеремет Михаил Сергеевич.


ШЕРЕМЕТ М. С., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ".


Уважаемый Сергей Александрович, о таком важном законопроекте, я считаю,

должен был бы докладывать министр, а не его заместитель, ну, возможно, это

связано с последними событиями.


А в своём вопросе я хочу встать на защиту людей, которые ведут небольшое

личное подсобное хозяйство, выращивают, скажем, несколько хрюшек, пару коров,

несколько кур. Ваш законопроект направлен в том числе на разработку мер по

борьбе с заразными болезнями, связанными с осуществлением ветеринарной

деятельности. Вы, наверное, знаете, что совсем недавно обнаружили африканскую

чуму свиней в Нижегородской области, под этим предлогом вырезали у всех

жителей поросят и дали за это по 5 копеек людям, если вообще дали, - как

теперь жить людям? - в то же время крупные аграрные комплексы не тронули. Не

считаете ли вы это нездоровой, я сказал бы, агрессивной конкуренцией,

прикрытой благими намерениями? Как говорится, был конкурент, а стал

потребитель.


В связи с этим вопрос: какие меры будут приниматься министерством для

недопущения бесконтрольного и необоснованного уничтожения скота у людей,

ведущих личное подсобное хозяйство?


КРАЕВОЙ С. А. Михаил Сергеевич, большое спасибо за вопрос. Действительно, это

крайне важный вопрос, потому что, по сути дела, он касается продовольственной

безопасности нашей страны. Мы с вами прекрасно знаем, что свинофермы,

допустим, в Соединённых Штатах являются стратегически важными объектами,

имеющими несколько степеней, несколько периметров защиты.


Что касается тех случаев, о которых вы сейчас сказали, - это, к великому

сожалению, как раз недоработка региональных властей, потому что здесь

необходим очень чёткий подход с правильным достижением поставленной цели. Что

касается крупных хозяйств, мы знаем, там налажен жёсткий ветеринарный

контроль с соответствующим наблюдением за здоровьем сельскохозяйственных

животных. И к великому сожалению, то заболевание, которое вы обозначили,

африканская чума свиней, это действительно заболевание, против которого в

настоящее время нет ни эффективной вакцины, то есть специфической

профилактики, ни лечебных препаратов. Поэтому единственный способ прерывания

цепочки - это умерщвление больных животных.


ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.


Коломейцев Николай Васильевич.


КОЛОМЕЙЦЕВ Н. В. Уважаемый Сергей Александрович, вы, вероятно, оговорились:

члены находятся на Большой Дмитровке и на Новом Арбате, у нас - депутаты

Государственной Думы.


А по сути у меня вопрос следующий: скажите, пожалуйста, не считаете ли вы,

что в законопроекте должно быть, может быть, интеллигентно, но более системно

всё изложено? Вот привлекалась ли Академия наук к проработке столь важной,

серьёзной задачи?


Дмитрий Анатольевич, может, стоило заказать экспертно-аналитическую работу по

этой теме? Она настолько комплексна и настолько может быть подвержена... Как

раз одним из последних своих решений ваш тёзка Дмитрий Анатольевич Медведев

упразднил несколько тысяч нормативных актов - есть ли анализ, насколько

затронута эта проблема при их упразднении?


КРАЕВОЙ С. А. Я прошу меня извинить за оговорку, она была вызвана волнением.


Что касается вашего вопроса. Да, действительно этот законопроект

рассматривался, имеются заключения и Академии наук, и 12 федеральных органов

исполнительной власти, а также служб и агентств. То есть он прошёл широкое

обсуждение, но, как сказал Дмитрий Анатольевич, видимо, ничего нет

идеального, потому что и сейчас законопроект ещё требует определённой

доработки, юридико-технической доработки. И мы это обязательно сделаем ко

второму чтению, тем более что на платформе комитета по здравоохранению будет

создана рабочая группа по доработке данного законопроекта.


ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. На трибуне включите микрофон, пожалуйста.


МОРОЗОВ Д. А. Уважаемый Николай Васильевич, я хотел бы добавить, что на самом

деле, поскольку это хронологически выпало на новогодние каникулы, мы просто

не могли технически это сделать, но именно с этой целью мы соберём такую

рабочую группу, к компетентности которой, я думаю, ни у кого не будет

вопросов. А сегодня, если позволите, в рамках отведённого мне времени я хотел

бы представить Сергея Владимировича Борисевича, руководителя 48-го

Центрального научно-исследовательского института Министерства обороны

Российской Федерации, который этим занимается, и Гинцбурга Александра

Леонидовича, академика Российской академии наук, директора института

эпидемиологии и микробиологии имени Гамалеи, - это специалисты самого

высокого уровня в нашей стране. Все вместе, объединившись, - спасибо вам

большое, уважаемые коллеги, - мы, я думаю, обеспечим должную компетенцию,

должный уровень рассмотрения этого сложнейшего законопроекта.


ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Дмитрий Анатольевич.


Осадчий Николай Иванович, пожалуйста.


ОСАДЧИЙ Н. И. Уважаемый Сергей Александрович, в 9-й статье законопроекта

предусматривается (написано так): "...развитие лабораторий (центров)...

осуществляющих диагностику инфекционных и паразитарных болезней..." Не могли

бы вы хотя бы вкратце охарактеризовать сегодняшнее состояние сети таких

организаций и в чём конкретно может заключаться и будет заключаться их

развитие?


КРАЕВОЙ С. А. Спасибо большое, Николай Иванович, за этот вопрос, он

комплексный. Дело в том, что мы все являемся гражданами нашей страны, мы так

или иначе сталкиваемся с лечебными учреждениями и знаем, что, к великому

сожалению, не в лучшем состоянии находятся наши инфекционные больницы, а в

них соответственно лаборатории. Министерством здравоохранения был проведён -

извините за это слово, оно, может быть, не очень полно отражает суть -

анализ, аудит всех лечебных учреждений инфекционного профиля, а также всех

лабораторий, занимающихся диагностикой вирусных, бактериальных, паразитарных

инфекций и возбудителей. И в настоящий момент Министерство здравоохранения по

поручению министра... извините, исполняющего обязанности министра Скворцовой

Вероники Игоревны проводит подготовку ведомственной программы развития

инфекционной службы и лабораторной диагностики.


ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.


Гусева Ирина Михайловна.


ГУСЕВА И. М., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ".


Сергей Александрович, у меня к вам вопрос всё-таки больше, наверное, для

протокола, чтобы было понимание, у нас впереди региональная неделя, и люди

будут задавать этот вопрос по этому законопроекту. Так как этот законопроект

комплексный и предусматривает внесение изменений в целый ряд федеральных

нормативных актов и именно законов, скажите, когда - параллельно, вместе или

после принятия этого законопроекта как базового - будут приниматься и будут

внесены изменения в законы и "О ветеринарии", и "Об охоте...", и всё, что

связано со здравоохранением, с лесом? Когда ожидать результата вот этой

комплексной работы? Или рабочая группа будет создана - и работа

правительством будет вестись параллельно?


КРАЕВОЙ С. А. Спасибо за этот вопрос, потому что он действительно крайне

важен. В выступлении уже было отмечено, что часть нормативных актов будет

выпущена в 2020 году, часть - в 2021-м. Этот вопрос мы в том числе

рассматривали на заседании Комитета по охране здоровья, и моя позиция (я

думаю, она совпадает и с позицией министерства): подготовка всех этих

проектов нормативных актов должна идти параллельно. По сути дела, у нас уже

сейчас есть предварительные проекты этих нормативных актов, которые будут в

установленном порядке направлены на согласование в соответствующие

федеральные органы исполнительной власти.


ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.


Онищенко Геннадий Григорьевич.


ОНИЩЕНКО Г. Г., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ".


Сергей Александрович, пункт 1 статьи 14 "Международное сотрудничество..." на

первый план выводит укрепление режима конвенции о запрещении разработки,

производства и накопления запасов биологического и химического оружия. Это

конвенция не работающая, спящая конвенция с 1972 года. Почему так узко

ставится задача при тех угрозах наступательных программ, которые существуют,

вот в этом разделе деятельности для нашей страны?


КРАЕВОЙ С. А. Спасибо большое, Геннадий Григорьевич. Я прежде всего хочу

выразить вам огромную благодарность за то, что вы согласились участвовать в

нашей работе, потому что ваш опыт и знания неоценимы.


Вы абсолютно правы, вполне возможно, что при обсуждении в рамках рабочей

группы мы расширим эту статью. Дело всё в том, что, так как у нас за

международную деятельность отвечает федеральный орган исполнительной власти -

Министерство иностранных дел, эта статья прорабатывалась с ними, ими это было

согласовано. Но я ещё раз повторяю, Геннадий Григорьевич, что в рамках

рабочей группы мы готовы рассмотреть возможность более широкого содержания

данной статьи.


Спасибо.


ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.


Выборный Анатолий Борисович.


ВЫБОРНЫЙ А. Б. Благодарю. У меня также вопросы к докладчику.


Уважаемый Сергей Александрович, в своём докладе вы обратили наше внимание на

нарастание биологических угроз. В связи с этим скажите, пожалуйста, в случае

принятия данного проекта федерального закона и его реализации будет ли

рассматриваться, например, распространение вируса иммунодефицита человека как

биологическая угроза? Как это происходит в настоящее время и как будет?


КРАЕВОЙ С. А. Спасибо. Действительно, Анатолий Борисович, это не праздный

вопрос, потому что в настоящий момент смертность от инфекционных заболеваний,

смертность именно от ВИЧ-инфекции наносит значительный урон, и, конечно же,

этот вопрос будет рассматриваться, и в процессе принятия данного

законопроекта будут внесены соответствующие корреспондирующие оценки к закону

о профилактике ВИЧ.


ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.


Микрофон на трибуне включите, пожалуйста.


МОРОЗОВ Д. А. Если позволите, я хотел бы добавить. Если вы обратите внимание

на статью, которая связана с перечислением основных биологических угроз, то

там один из абзацев касается распространения уже имеющихся инфекций, притом

что до того мы говорим об изменении свойств патогена, об изменении

патогенности, вирулентности. Все мы хорошо знаем: что касается вот той же

самой ВИЧ-инфекции, то одним из краеугольных камней, в связи с чем невозможно

к ней легко подступиться, является быстрая мутация вируса, и мы не можем

выйти на определённые решения (ну, разумеется, это упрощённо). Так и здесь.

Поэтому распространение уже имеющихся инфекций является частью биологических

угроз.


ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Дмитрий Анатольевич, присаживайтесь.


Коллеги, будут ли желающие выступить? Есть желающие, да. Давайте проведём

запись на выступления.


Включите режим записи на выступления.


Покажите список.


Онищенко Геннадий Григорьевич, пожалуйста. Выступление от фракции "ЕДИНАЯ

РОССИЯ".


ОНИЩЕНКО Г. Г. Глубокоуважаемый Иван Иванович, уважаемые коллеги! Докладчик

сказал нам, что данный законопроект разработан в развитие стратегии

государственной безопасности в области биологического и химического оружия,

принятой в марте 2019 года. На самом деле это не так. До этого существовала

стратегия, принятая в 2013 году, президент счёл нужным её переписать,

установить срок до 2025 года, изменить совершенно акценты и так далее.


Задача на самом деле стоит более серьёзная, чем это прозвучало в основном

докладе от правительства. В 1972 году была принята конвенция по

биологическому и токсинному оружию, которая была инициирована нашей страной,

Соединёнными Штатами и Англией, ратифицирована, но с этого момента она так и

не заработала, потому что не был создан механизм контроля за активными

военно-биологическими программами на нашей планете. Свидетельством того, что

эти программы существуют, являются результаты того анализа, который проводят

наши институты, в частности член-корреспондент академии наук Борисевич, его

институт, и мы не раз докладывали об этом правительству. В советское время

это регулировалось подзаконными нормативными актами, и мы достаточно хорошо

справлялись с этим.


Механизм контроля за конвенцией по наступательным вооружениям в области

биологии был заблокирован Соединёнными Штатами Америки после 18 сентября 2001

года, не 11-го, а 18 сентября, когда военщина Соединённых Штатов применила

против своего народа боевую рецептуру сибирской язвы и решила многие

политические задачи, но при этом потеряла жизни своих сограждан. Озаботившись

этим, президент нашей страны дал первое поручение правительству, а

правительство делегировало это Министерству здравоохранения. Но это поручение

не было выполнено, более того, тогда Минздрав утверждал, что никакого закона

в этой области не нужно. Президентом было дано второе поручение, через Совет

Безопасности, - и наконец появился этот законопроект. Конечно, этот

законопроект не просто нужен, с его внесением уже давно опоздали.


Что касается действующей конвенции по биологическому и токсинному оружию, то

это неработающий документ, и американцы об этом говорят в открытую. И весь

блок стран, а это практически вся западная цивилизация, утверждает, что

никаких международных документов в этой области вообще не нужно. Наш МИД в

этом плане занимает очень негосударственную позицию, он занимает

соглашательскую позицию, и, наверное, поэтому пункт 1 статьи 14 законопроекта

звучит именно так.


На сегодняшний день в области наступательных вооружений наша страна должна

получить закон, должна дать право нашим специалистам от имени государства

утверждать, что ни одна наступательная программа американцев, британцев,

бывшей Западной Германии не свёрнута, - они продолжают их. И сегодня в связи

с теми возможностями, которые даёт синтетическая биология, в связи с

созданием искусственных штаммов, которые уже не подпадают под действие

названной конвенции (КБТО), требуется немедленная разработка современных

конвенций, отвечающих на вызовы современных достижений в области науки,

учитывающих возможности, которые сегодня есть, в решении античеловеческих

задач.


Законопроект, который мы с вами сегодня обсуждаем, больше направлен на

гражданское здравоохранение, на повышение готовности всех сопричастных служб,

чтобы наше гражданское здравоохранение смогло своевременно отреагировать и

принять максимально возможные меры в случае применения прежде всего в

террористических целях активных биологических рецептур. Этому в основном и

посвящён данный законопроект.


Нам нужно его доработать с точки зрения реальности, с точки зрения того

военно-биологического потенциала, который создан вокруг нас, - в Казахстане,

в Грузии, в Азербайджане, сегодня активно строятся военно-биологические

объекты на Украине и в других наших бывших союзных республиках. И мы не можем

остаться без законодательного регулирования в части активной наступательной

работы против расширения этого потенциала. Нам нужно решить вопрос с

ведомством, которое будет заниматься вопросами, связанными с прогнозом

военно-биологических угроз и выработкой внутринационального защитного

законодательства и защитных мер. Раньше этим занималось Министерство обороны,

сегодня в наших управленческих реалиях есть ещё НАК (Национальный

антитеррористический комитет), который, наверное, здесь тоже должен принять

участие. Это тоже нужно при доработке данного законопроекта решить.


Что касается неумышленных угроз, в частности той инфекции, о которой сегодня

уже говорили (а эта инфекция уже имеет официальное название, таксономический

комитет назвал её тяжёлой острой респираторной инфекцией, и уже известен

возбудитель), вот тут нужно разбираться: это природная мутация или

преднамеренная мутация коронавируса, о котором мы знаем с 1965 года? Мы знаем

это семейство вирусов ещё с тех времён, но то, что один из них сейчас стал

опасным для организма человека, - это проблема. Сегодня мир действительно

находится на пороге новой угрозы, и буквально сегодня Си Цзиньпин высказал

очень жёсткие рекомендации в адрес региональных структур, что говорит о том,

что это действительно очень серьёзная проблема.


Всё это нужно доработать ко второму чтению, нужно дать стране закон, который

будет регулировать биологическую безопасность - и военную, и гражданскую.


Благодарю вас за внимание.


ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Геннадий Григорьевич.


Уважаемые коллеги, по поводу нашей дальнейшей работы: после рассмотрения

этого законопроекта мы перейдём к проектам постановлений, к законопроектам,

рассматриваемым по сокращённой процедуре, и к тем законопроектам, которые

стоят на фиксированное время, на 16 часов. Я прошу это учесть.


Слово предоставляется Владимиру Ивановичу Кашину. От фракции КПРФ.


Пожалуйста, Владимир Иванович.


КАШИН В. И., председатель Комитета Государственной Думы по аграрным вопросам,

фракция КПРФ.


Уважаемый Иван Иванович, уважаемые товарищи! Наш комитет, как соисполнитель,

проработал данный законопроект, и от фракции я также хочу сказать, что мы

будем его поддерживать.


Сохранение человеческого потенциала, осуществление конституционных заповедей,

соблюдение прав каждого гражданина на благоприятную окружающую среду, куда,

конечно, входит не только санитарно-эпидемиологическое благополучие, но и

биологическое, химическое и радиационное благополучие, - важная задача, и в

этом плане последнее, или крайнее, послание президента является достаточно

системным, ставит в том числе перед нами самые серьёзные задачи в решении

назревших проблем. Почему эти проблемы назрели?


Когда-то мы на этих направлениях были, можно сказать, первыми, у нас были

соответствующие главки, министерства, у нас были мощные биологические центры

типа центра в Пущино и так далее, у нас были целые службы, и не только в

районах, то есть в муниципальных образованиях, но и в регионах, чтобы

справиться с любой эпидемией, чтобы справиться с любой другой неблагоприятной

ситуацией. Сегодня наши возможности оскудели, оскудели они и в нашей науке, в

академии, и в различных наших ведомственных институтах, и в министерских

научных подразделениях, и в здравоохранении. От тех мощнейших институтов,

которые занимались этим направлением, остались, как говорят, небольшие

возможности.


Я должен сказать, что и в агропромышленном комплексе были уникальные

институты, которые занимались решением самых серьёзных вопросов, упреждали

всевозможные биологические, эпидемиологические ситуации. Мы все тогда успешно

справились с теми угрозами, которые были, - и с сибирской язвой, и с той же

африканской чумой, и со многими другими заболеваниями и эпидемиями, и с теми

же налётами саранчи и так далее. Но сегодня и здесь то же самое: есть

огромные издержки, огромное снижение тех возможностей, которые мы с вами

имели.


А вот американцы сегодня окружили нас биологическими центрами, они запускают

то одно, то другое в этом плане оружие, с которым мы с вами сталкиваемся. Так

что наша задача - это, конечно, не только подготовить какой-нибудь документ,

который определил бы понятия, явления, дал оценку того или другого понятия в

рамках этого направления, но и решить практические задачи. А если мы говорим

о практических задачах, то надо, конечно, провести инвентаризацию, понять,

что же происходит в наших подобных центрах, в наших институтах, что

необходимо сделать, чтобы у нас появились на этих направлениях

соответствующие кадры, что необходимо сделать Академии наук, что необходимо

сделать правительству, какая комиссия должна работать сегодня.


Раньше вот в районах, в регионах была санэпидстанция, были целые ветеринарные

службы, матёрые специалисты были, с ними легко было работать любому

хозяйствующему субъекту, а сегодня мы с вами разорили всё в этом плане,

остались, повторю, рожки да ножки. Надо практически выстраивать эту работу, а

мы говорим: на этот закон не надо ни одной копейки, он будет работать, он

кого-то объединит, он что-то сделает. Да ничего он не может сделать, никого

он не может объединить! Каждое министерство, ведомство, работающее на этом

направлении, понимает и видит все эти угрозы. Нам, исходя из международного

положения, надо задуматься, опять-таки я говорю: ну, химическая,

биологическая составляющие - а радиационная составляющая? Она тоже стучится в

окно с этим глобальным ударом, который сегодня, не скрывая, готовят те же

Соединённые Штаты Америки.


Одним словом, уважаемые товарищи, перед нами ко второму чтению стоит очень

серьёзная задача. Если мы хотим отпиской отделаться от президента - будет то

же, что произошло, будут другие отставки, потому что, если мы принимаем

закон, мы сами должны быть в нём уверены. И народ наш должен понимать, что мы

действительно глубоко, хорошо поработали, что есть не только понятийный

аппарат, но за этими понятиями, за этими определениями появятся конкретные

статьи, которые практически повлияют на ситуацию.


Уважаемые товарищи, понимая, что это направление сегодня снова выходит, как в

своё время, в 70-80-х годах, в приоритетные, давайте мы, исходя из этих

угроз, из этих реальностей, из тех заповедей, из конституционных норм и

обязательств по сбережению человеческого потенциала нашего народа, отработаем

данную законодательную инициативу. Я вам прямо хочу сказать: пока она просто

пустая и не несёт никакой практической нагрузки. Мы должны ко второму чтению

изменить ситуацию.


Спасибо за внимание.


ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Владимир Иванович.


Сергей Александрович, вы можете выступить с заключительным словом.


Пожалуйста.


КРАЕВОЙ С. А. Уважаемые коллеги, прежде всего я хочу сказать большое спасибо

за все замечания, пожелания и вопросы, которые были высказаны. Мы обязательно

их возьмём в проработку, и законопроект ко второму чтению, конечно же,

подготовим уже в том виде, который будет соответствовать важной цели

обеспечения биологической безопасности, которая стоит. И конечно же, мы

подготовим основные нормативные документы, их проекты, чтобы этот закон после

принятия заработал.


Спасибо большое.


ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Сергей Александрович.


Дмитрий Анатольевич, будете выступать? Нет.


Коллеги, обсуждение завершено.


Ставлю на голосование проект федерального закона "О биологической

безопасности Российской Федерации".


Включите режим голосования.


Покажите результаты.


РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (15 час. 52 мин. 07 сек.)

Проголосовало за 420 чел.93,3 %

Проголосовало против 0 чел.0,0 %

Воздержалось 0 чел.0,0 %

Голосовало 420 чел.

Не голосовало 30 чел.6,7 %

Результат: принято


Принимается законопроект в первом чтении единогласно. За - 420, против и

воздержавшихся нет. Спасибо, коллеги. Спасибо всем приглашённым за участие в

обсуждении.


По ведению - Сергей Юрьевич Тен.


ТЕН С. Ю. Не сработала система, Иван Иванович. По 19-му вопросу депутат Тен

голосовал за.


ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Прошу учесть.