ФЗ № 843694-7

О внесении изменений в Федеральный закон "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации" в целях развития национальной гарантийной системы поддержки малого и среднего предпринимательства

Внесён: 23 ноября 2019
Последнее событие: Опубликование закона, 6 апреля 2020
Последнее решение:
Инициаторы:

Стенограммы по законопроекту №843694-7

Заседание №286

11.03.2020

О проекте федерального закона № 843694-7 "О внесении изменений в Федеральный закон "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации" в целях развития национальной гарантийной системы поддержки малого и среднего предпринимательства".

Коллеги, блок "Законопроекты, рассматриваемые в третьем чтении". 3-й вопрос

повестки дня, проект федерального закона "О внесении изменений в Федеральный

закон "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской

Федерации" в целях развития национальной гарантийной системы поддержки малого

и среднего предпринимательства". Доклад Владимира Владимировича Гутенёва.


Пожалуйста, Владимир Владимирович.


ГУТЕНЁВ В. В., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ".


Уважаемый Вячеслав Викторович, уважаемые коллеги! Законопроект подготовлен к

рассмотрению в третьем чтении. Проведены соответствующие экспертизы -

юридическая, лингвистическая, заключение Правового управления Аппарата

Государственной Думы получено. Комитет Государственной Думы по экономической

политике, промышленности, инновационному развитию и предпринимательству

рекомендует Государственной Думе принять данный законопроект в третьем

чтении.


Прошу поддержать.


Спасибо за внимание.


ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. По мотивам, коллеги, есть желающие выступить? Есть.


Включите режим записи, пожалуйста.


Покажите, пожалуйста, результаты.


Коломейцев Николай Васильевич, пожалуйста.


Подготовиться Кравченко.


КОЛОМЕЙЦЕВ Н. В., фракция КПРФ.


Уважаемый Вячеслав Викторович, уважаемые коллеги! Ну, безусловно, это

технический законопроект о переименовании одного фонда содействия

кредитованию в региональную гарантийную организацию. Наверное, принять надо,

но давайте мы задумаемся, что мы делаем в плане выполнения указов президента

и послания президента.


Наверное, многие не знают, что этот год указом президента обозначен Годом

предпринимательства. Немножко цифр, чтобы вы погрузились в действительность:

по состоянию на 10 октября 2019 года общее количество субъектов малого

предпринимательства сократилось на 2 процента в годовом выражении, при этом

число малых организаций, юрлиц, сократилось на 15,3 процента в годовом

выражении. Причём, если вы посмотрите, увидите, что в своём указе президент

поставил задачу - как и в одиннадцати невыполненных - создать 25 миллионов

рабочих мест в сфере малого и среднего предпринимательства, а также он

поставил задачу, чтобы вклад малого и среднего бизнеса в ВВП составлял 40

процентов.


Чего же мы с вами достигли и что делает правительство в части выполнения

указа президента? Это очень интересно и показательно - посмотрите: на 2019

год было запланировано выдать для малого и среднего предпринимательства 1

триллион рублей, по факту субсидированных кредитов выдали на сумму 206

миллиардов, то бишь пятую часть. Вот это помощь!.. А почему не выдали? Потому

что, для того чтобы этот кредит получить, как и в банке, в банковской

системе, надо истоптать не одну пару тапок, подготовить тонны бумаг, и потом

чиновник тебе скажет, дескать, вот тебе справка, вот столько принесёшь -

получишь.


Самое страшное, что у нас ведь вот что получается: президент ставит задачу,

чтобы были льготные кредиты, а средняя ставка по кредиту для предпринимателей

в 2019 году составила 10,59 процента, а инфляция - 4 процента. Я ведь вам уже

приводил слова нобелевских лауреатов: если ставка по кредиту превышает

половину рентабельности, то она разорительна.


Мы считаем, что мало принимать бюрократические законы, которыми

переименовывается одна организация в другую, - надо переходить к

содержательной части. И в данной ситуации, с нашей точки зрения, надо

провести парламентские слушания. У нас есть целая государственная корпорация

"МСП" - надо заслушать отчёт, в чём же причина провала заданий президента...

(Микрофон отключён.)


ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста, Кравченко Денис Борисович, фракция "ЕДИНАЯ

РОССИЯ".


КРАВЧЕНКО Д. Б., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ".


Уважаемый Вячеслав Викторович, уважаемые коллеги! Формирование национальной

гарантийной системы крайне важно для субъектов малого и среднего

предпринимательства, оно только начинается в регионах. И сегодня для

предпринимателей, которые стартуют и создают новые компании и новые рабочие

места, этот механизм крайне важен.


Я не могу согласиться с предыдущим оратором, что законопроект носит

технический характер. Этот законопроект является очередным шагом по улучшению

бизнес-среды и бизнес-климата в нашей стране, по созданию новых условий для

развития малого и среднего предпринимательства. Сегодня уже немало сделано в

нашей стране, и основы господдержки среднего бизнеса достаточно активно

сформированы: это и упрощение налогообложения, и система грантов, и

микрозаймы, и гарантии, кредиты на льготных условиях. Упомянутая уже сегодня

корпорация по развитию малого и среднего предпринимательства достаточно

активно функционирует, поддерживая приоритеты, заявленные в национальном

проекте, который утверждён главой государства.


Президент ставит перед нами задачу по увеличению в ближайшие годы до 25

процентов части отчислений в бюджет от бизнеса, сегодня этот показатель

составляет 21 процент. Я считаю, что предложенный механизм укрепит наши

позиции и приблизит нас к достижению поставленной задачи.


Фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ" поддерживает принятие законопроекта в третьем чтении.


Спасибо за внимание.


ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Уважаемые коллеги, ставится на голосование проект

федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О развитии

малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации" в целях

развития национальной гарантийной системы поддержки малого и среднего

предпринимательства", 3-й вопрос нашей повестки, третье чтение.


Пожалуйста, включите режим голосования.


Покажите результаты.


РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (10 час. 57 мин. 21 сек.)

Проголосовало за 417 чел.92,7 %

Проголосовало против 0 чел.0,0 %

Воздержалось 0 чел.0,0 %

Голосовало 417 чел.

Не голосовало 33 чел.7,3 %

Результат: принято


Федеральный закон принят единогласно. Коллеги, поздравляю.

Заседание №282

03.03.2020

О проекте федерального закона № 843694-7 "О внесении изменений в Федеральный закон "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации" в целях развития национальной гарантийной системы поддержки малого и среднего предпринимательства".

8-й вопрос, проект федерального закона "О внесении изменений в Федеральный

закон "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской

Федерации" в целях развития национальной гарантийной системы поддержки малого

и среднего предпринимательства". Докладывает Владимир Владимирович Гутенёв.


ГУТЕНЁВ В. В., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ".


Уважаемый Иван Иванович, уважаемые коллеги! Данный законопроект был принят в

первом чтении 22 января нынешнего года. Напомню, что законопроектом вводится

понятие национальной гарантийной системы поддержки малого и среднего

предпринимательства и определяются основные принципы её функционирования и

поддержки. Кроме того, законопроектом мы регламентируем деятельность

Корпорации МСП в части финансовой устойчивости и эффективности деятельности

региональных гарантийных организаций.


К законопроекту поступило пять поправок: две поправки предлагаются к

принятию, они носят уточняющий и редакционный характер, три поправки

предлагаются к отклонению. У Правового управления Аппарата Государственной

Думы замечаний по тексту нет. Правительством Российской Федерации и

Государственно-правовым управлением президента данные поправки также

поддерживаются.


С учётом изложенного прошу утвердить таблицу поправок № 1 и таблицу поправок

№ 2 и принять законопроект во втором чтении.


Спасибо за внимание.


ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Владимир Владимирович.


Коллеги, есть ли вопросы по таблице поправок № 1? Нет вопросов.


Ставлю таблицу на голосование.


Включите режим голосования.


Покажите результаты.


РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (12 час. 44 мин. 43 сек.)

Проголосовало за 391 чел.86,9 %

Проголосовало против 0 чел.0,0 %

Воздержалось 0 чел.0,0 %

Голосовало 391 чел.

Не голосовало 59 чел.13,1 %

Результат: принято


Принимается таблица поправок.


Есть ли вопросы по таблице поправок № 2? Нет.


Ставлю таблицу на голосование.


Включите режим голосования.


Покажите результаты.


РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (12 час. 45 мин. 10 сек.)

Проголосовало за 314 чел.69,8 %

Проголосовало против 0 чел.0,0 %

Воздержалось 1 чел.0,2 %

Голосовало 315 чел.

Не голосовало 135 чел.30,0 %

Результат: принято


Принимается.


Ставлю законопроект под пунктом 8 повестки дня на голосование во втором

чтении.


Включите режим голосования.


Покажите результаты.


РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (12 час. 45 мин. 37 сек.)

Проголосовало за 399 чел.88,7 %

Проголосовало против 0 чел.0,0 %

Воздержалось 0 чел.0,0 %

Голосовало 399 чел.

Не голосовало 51 чел.11,3 %

Результат: принято


Принимается во втором чтении единогласно.

Заседание №271

22.01.2020

О проекте федерального закона № 843694-7 "О внесении изменений в Федеральный закон "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации" в целях развития национальной гарантийной системы поддержки малого и среднего предпринимательства".

9-й вопрос, проект федерального закона "О внесении изменений в Федеральный

закон "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской

Федерации" в целях развития национальной гарантийной системы поддержки малого

и среднего предпринимательства". Докладывает официальный представитель

правительства заместитель министра экономического развития Вадим

Александрович Живулин.


ЖИВУЛИН В. А., официальный представитель Правительства Российской Федерации,

заместитель министра экономического развития Российской Федерации.


Уважаемый Иван Иванович, уважаемые депутаты Государственной Думы! На ваше

рассмотрение представляется проект федерального закона "О внесении изменений

в Федеральный закон "О развитии малого и среднего предпринимательства...".

Закон необходим для реализации национального проекта по развитию и поддержке

малого и среднего бизнеса в нашей стране.


Вы знаете, что с 2005 года в Российской Федерации существует сеть

региональных гарантийных организаций, которые предоставляют поручительство и

гарантии субъектам малого бизнеса в случае недостатка залогового обеспечения

по кредитам. В 2015 году региональные гарантийные организации и корпорация

развития малого и среднего предпринимательства были объединены в национальную

гарантийную систему, и в целях дальнейшего управления этой системой

региональных гарантийных организаций, повышения эффективности их деятельности

предусматривается законодательное закрепление понятия национальной

гарантийной системы и определение принципов её построения и функционирования

на основании общих унифицированных стандартов.


Законопроектом предусматривается регламентация деятельности по оценке

финансовой устойчивости, эффективности деятельности региональных гарантийных

организаций, в том числе в целях оказания им необходимой финансовой

поддержки. Реализация законопроекта направлена на увеличение ежегодного

объёма финансовой поддержки субъектов малого и среднего бизнеса. Такая

поддержка должна составить до 205 миллиардов рублей к 2024 году, и

среднегодовой прирост объёма финподдержки должен достигнуть не менее 10

процентов. Также законопроектом предлагается разработка новых инструментов и

внебюджетных источников для увеличения объёмов поддержки субъектов МСП за

счёт внутренних ресурсов таких организаций.


Принятие и реализация закона не потребуют дополнительных расходов средств из

федерального бюджета, он реализуется в рамках национального проекта. На

законопроект получены все необходимые согласования, заключения. Просим вас

поддержать принятие в первом чтении.


ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Вадим Александрович.


Присаживайтесь.


С содокладом выступит Владимир Владимирович Гутенёв от Комитета по

экономической политике, промышленности, инновационному развитию и

предпринимательству.


ГУТЕНЁВ В. В., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ".


Уважаемый Иван Иванович, уважаемые коллеги! Комитет поддерживает концепцию

законопроекта, поскольку его принятие будет способствовать приросту

количества субъектов малого и среднего предпринимательства - получателей

гарантийной поддержки и увеличению объёмов кредитных средств, привлечённых

предпринимателями для развития собственного бизнеса.


Необходимость внесения предлагаемых законопроектом изменений обусловлена ещё

и тем, что в основных положениях стратегии развития национальной гарантийной

системы на период до 2020 года не обеспечивалась взаимосвязь между значениями

ключевых показателей эффективности национальной гарантийной системы по годам

реализации и ресурсами, выделяемыми каждому из участников НГС в

соответствующие периоды. Более того, проверка, которую Счётная палата

проводила в 2017-2018 годах, показала, что в условиях ежегодной

докапитализации участников системы за счёт средств бюджета ключевые

показатели эффективности не служили стратегическим ориентиром развития

системы и устанавливались от достигнутого.


В связи с этим комитет полагает, что принятие законопроекта позволит

обеспечить переход от заявительного к оценочному порядку финансирования

региональных гарантийных организаций с учётом финансовой устойчивости,

кредитоспособности и эффективности, а также разработку комплексных

индивидуальных планов по финансовому оздоровлению. За истекший период ввиду

санации банков было потеряно около 5 миллиардов рублей, рост докапитализации

был менее интенсивный, чем рост предоставления гарантийных обязательств.


В то же время следует отметить, что реализация предлагаемых законопроектом

положений о проведении ежегодного ранжирования региональных организаций, в

том числе для оказания им финансовой поддержки, может быть обеспечена только

с принятием нормативных правовых актов Минэкономразвития России. В связи с

этим представляется целесообразной заблаговременная разработка таких актов и

синхронизация их утверждения со вступлением в силу положений законопроекта,

который мы с вами, коллеги, сегодня рассматриваем.


Комитет также обращает внимание на необходимость юридико-технической и

лингвостилистической правки рассматриваемого законопроекта ко второму чтению.


С учётом изложенного комитет рекомендует Государственной Думе принять

законопроект в первом чтении. Прошу поддержать.


Спасибо за внимание.


ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Владимир Владимирович. Задержитесь,

пожалуйста, может быть, вопросы будут.


Коллеги, будут ли вопросы? Есть вопросы.


Включите режим записи на вопросы.


Покажите список.


Плетнёва Тамара Васильевна.


ПЛЕТНЁВА Т. В., председатель Комитета Государственной Думы по вопросам семьи,

женщин и детей, фракция КПРФ.


У меня вопрос к Вадиму Александровичу.


Вадим Александрович, вот из вашего выступления и выступления представителя

комитета сложно понять вообще что-либо. На самом деле, мы понимаем, есть

озабоченность тем, что без обеспечения поддержки и гарантий малый и средний

бизнес у нас разваливается из-за налоговой политики, да и различные

правоохранительные структуры пытаются сделать всё, что только возможно, чтобы

эти предприятия развалить, и всё это переходит потом в крупный бизнес.


Скажите, пожалуйста, вот какие всё-таки национальные гарантии вы

предусматриваете для малого и среднего бизнеса, чтобы он существовал и

развивался дальше? Особенно это касается лёгкой промышленности.


ЖИВУЛИН В. А. Большое спасибо, Тамара Васильевна, за вопрос. Я, разрешите,

кратко уточню содержание законопроекта. Он касается развития сети

региональных гарантийных организаций, их основная задача - предоставлять

гарантии тем заёмщикам, субъектам малого бизнеса, у которых нет в достаточном

объёме залогового обеспечения. То есть в сумме, необходимой для

предоставления кредита (порядка 1-2 процентов стоит сейчас такая гарантия),

предоставляется гарантия этой организации, и это позволяет субъекту малого

бизнеса не предоставлять имущество в виде залога. В этом основная цель

деятельности самих гарантийных организаций.


Законопроект нужен для того, чтобы оценивать качество работы каждой из этих

организаций и принимать решение о докапитализации, то есть о расширении

мандата, полномочий и капитала такой организации, в зависимости от

устойчивости и эффективности её работы.


А что касается гарантий для малого и среднего бизнеса, самой главной

гарантией сегодня является национальный приоритет, который обозначен в указе

президента, и национальный проект. Там, в проекте, предусмотрено колоссальное

количество мер и мероприятий. Напомню, что он состоит из пяти отдельных

федеральных проектов, там есть большой блок нормативных изменений, есть

отдельный проект, посвящённый финансовой поддержке малого и среднего бизнеса,

отдельный проект посвящён мероприятиям для агропромышленного бизнеса. И в

этом смысле именно нацпроект сегодня обозначает приоритет развития малого и

среднего бизнеса среди множества других направлений.


ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.


Николаев Олег Алексеевич.


НИКОЛАЕВ О. А., фракция "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ".


Уважаемый Вадим Александрович, вот Владимир Владимирович сказал о потерях

гарантийного фонда в связи с санацией банков. Понятно, что в основном

гарантийные организации держат свои денежные средства во вкладах в кредитных

организациях. А вот скажите, пожалуйста, на сегодняшний день, на настоящий

момент каков коэффициент использования вообще всего капитала национальной

гарантийной системы? И есть ли у вас статистика использования средств

гарантийных фондов в связи, скажем так, с реализацией страховых случаев со

стороны заёмщиков?


ЖИВУЛИН В. А. Спасибо за вопрос. Такие цифры есть. Вы правы, до 2017 года эти

потери в основном были связаны с санацией кредитных учреждений, в которых

были размещены средства региональных гарантийных фондов. Несколько цифр

приведу. Общий объём гарантийного капитала на 1 октября 2019 года превысил

50,3 миллиарда рублей, а в 2015 году объём гарантийного капитала составлял

42,5 миллиарда рублей, при этом объём поручительств, которые были выданы, в

2019 году составил 82 миллиарда рублей, а в 2015 году - 51,6 миллиарда. То

есть при росте гарантийного капитала на 7,8 миллиарда рублей портфель

гарантий увеличился на 30,4 миллиарда, это превышает установленный

министерством показатель эффективности: приказом был установлен

мультипликатор 1,5, а сегодня он - 1,64. Поэтому мы говорим о том, что все

реализованные меры подтверждают финансовую устойчивость и состоятельность

региональных гарантийных организаций. А для того, чтобы не повторялась

ситуация, связанная с потерей денежных средств в результате неэффективного

размещения, как раз и формируется сегодня система оценки и рангов для

региональных гарантийных фондов.


ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.


Альшевских Андрей Геннадьевич.


АЛЬШЕВСКИХ А. Г. Вадим Александрович, уточните, пожалуйста, относительно

расходов федерального бюджета на субсидии регионам. В частности, 2020 год -

порядка 600 миллионов рублей, 2021-й - порядка 1 миллиарда, 2022-й - уже 3,4

миллиарда, 2023-й - порядка 5 миллиардов, а в 2024-м - 1,6 миллиарда рублей.

Почему такие резкие перепады, можно поинтересоваться?


ЖИВУЛИН В. А. Поясню, конечно, но прежде всего я хотел бы немного

скорректировать цифры, они чуть-чуть отличаются от тех, которые вы сейчас

привели. В 2019 году - 3,9 миллиарда рублей, 2020-й - 0,96 миллиарда, 2021-й

- 1,1 миллиарда, 2022-й - 3,2 миллиарда, 2023-й - 5,1 миллиарда и 2024-й -

1,6 миллиарда рублей. Такие перепады связаны с тем, что бюджет национального

проекта по развитию малого и среднего бизнеса не совсем равномерно

распределён по годам: основная часть и расходов, и мероприятий, связанных с

расходами федерального бюджета, планируется на 2022, 2023, 2024 годы. То есть

такие как бы нарастающие цифры вызваны именно параметрами бюджета нацпроекта.


ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.


Боева Наталья Дмитриевна.


БОЕВА Н. Д., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ".


Вадим Александрович, законопроект очень хороший, я считаю, его надо

принимать. Но у меня такой вопрос: будут банки ограничиваться по стоимости

кредита или процентная ставка будет субсидироваться из федерального бюджета?


ЖИВУЛИН В. А. Спасибо за вопрос, это очень важный вопрос для

предпринимателей. Решение вопроса, связанного с размером процентной ставки, -

это одна из задач национального проекта по развитию малого и среднего

бизнеса. Напомню, что вместе с нацпроектом стартовала программа льготного

кредитования, которая сейчас гарантирует субъекту МСП получение кредита по

ставке не выше 8,5 процента. Для участия в программе были отобраны банки - 90

банков (в основном региональные банки), которые сегодня являются операторами

по выдаче льготных кредитов. Задача для них на 2020 год - выдать льготных

кредитов на 1 триллион рублей. По итогам реализации этой программы в 2019

году мы увидели, что ставка, которую предлагают субъектам МСП, по факту уже

составляет менее 8,5 процента - и 8,3, и 8,2 процента в зависимости от

размера заёмных средств. Но эти ставки касаются программы льготного

кредитования.


Вслед за снижением ключевой ставки Центрального банка мы видим снижение

ставки на розничном рынке кредитования: она ниже, чем была в начале прошлого

года, но зависит опять же от условий кредита, размера кредита и так далее.

Эта ставка сейчас тоже снижается, но она выше, чем ставка по программе

льготного кредитования.


ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.


Свинцов Андрей Николаевич.


СВИНЦОВ А. Н., фракция ЛДПР.


Вадим Александрович, вы, как заместитель министра, думаю, обладаете

определёнными цифрами, статистикой. Как вы считаете, что для страны вообще

правильнее, какой подход - раздавать субсидии предпринимателям (как правило,

их получают предприниматели, близкие к начальникам, губернаторам, мэрам,

министрам, какие-то свои предприниматели, так их назовём, то есть это не

носит массового характера) или просто снижать налоги для всех? Допустим,

пусть даже 5 тысяч предпринимателей получили помощь - ну, есть статистика,

сколько предпринимателей получили какую-то помощь через эти программы, - при

этом десятки, может быть, сотни, может быть, тысячи чиновников всё это время

получают зарплату, платятся налоги, арендуются офисы, то есть затраты на эти

программы могут быть в десятки раз больше! Может быть, всё-таки проще снижать

налоги?


ЖИВУЛИН В. А. Вы знаете, в национальном проекте по развитию МСП умышленно

отошли от любых прямых форм предоставления субсидий. Если раньше была

довольно обширная подборка программ, где предполагалось прямое субсидирование

субъектов МСП, и были, возможно, в том числе нарушения, о которых вы

говорите, то сегодня эта ситуация в принципе исключена. Любые средства,

которые в рамках национального проекта направляются на цели развития малого

бизнеса, направляются либо на увеличение капитала инфраструктуры поддержки,

либо на развитие тех или иных программ, которые дальше уже могут

транслироваться в адрес субъекта малого бизнеса.


По поводу налогов. Я сейчас не смогу, пожалуй, подробно прокомментировать

этот вопрос. Неоднократно уже говорили о том, что показатели налоговой

системы на сегодня сформированы и не подлежат какой-либо корректировке, но

важно отметить, что для развития самых малых форм предпринимательства в

прошлом году был запущен проект по самозанятым гражданам и, напомню, ставки

по налогу для них составляют 4 процента по трансакциям с физическими лицами и

6 процентов по операциям с юридическими лицами - такого уровня налоговой

нагрузки сегодня по факту не предоставляет ни один другой режим

предпринимательской деятельности. Таким образом, сегодня есть очень широкие

возможности, чтобы выбрать налоговый режим в зависимости от размера компании

или субъекта МСП, тот, который подойдёт именно данной конкретной организации.

С этой точки зрения мы сегодня можем говорить о том, что налоговая нагрузка в

целом пропорциональная и очень уравновешенная.


ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.


Владимир Владимирович, спасибо.


Коллеги, будут ли желающие выступить? Есть желающие.


Включите режим записи на выступления.


Покажите список.


Николаев Олег Алексеевич, пожалуйста.


Олег Алексеевич, от фракции?


Три минуты поставьте, пожалуйста.


НИКОЛАЕВ О. А. Уважаемый Иван Иванович, уважаемые коллеги! Фракция

"СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ" будет поддерживать данный законопроект. На наш взгляд,

это достаточно логичное продолжение структуризации национальной гарантийной

системы, которая уже около 15 лет функционирует. И очевидно, что те

результаты, которые имеются в рамках истории её развития, показывают

достаточную полезность существующего инструментария поддержки развития малого

и среднего предпринимательства. И вот форма структуризации, форма организации

национальной гарантийной системы, предложенная в законопроекте, на наш

взгляд, как раз позволит адресно поддержать регионы, в которых будет

осуществляться более эффективная работа по развитию предпринимательства.


Но, поддерживая, хотелось бы всё-таки обозначить определённый посыл

правительству: для повышения эффективности, очевидно, нужно перенаправлять

всё-таки деятельность гарантийных фондов на то, чтобы они поддерживали

проекты, может быть, более рисковые, что ли, но поддержанные региональными

властями и имеющие перспективу развития в регионе в части диверсификации

региональной экономики, создания там новых рабочих мест, выхода на новые

рынки, в том числе экспортные. Ведь зачастую, к сожалению, доступ к ресурсам

гарантийных фондов имеют предприятия, которые уже сейчас являются

кредитоспособными, успешными, скажем так, в своей отрасли, с достаточно

крепкой основой функционирования.


И очевидно, что с точки зрения коэффициентов мультипликации и иных факторов

деятельности национальной гарантийной системы мы имеем хорошую статистику, но

вот с точки зрения прироста малого и среднего бизнеса, с точки зрения

появления новых предприятий, новых рабочих мест, новых рынков - вот здесь,

может быть, нам надо подумать и поработать.


А так фракция будет поддерживать и, конечно же, активно работать над

повышением эффективности данной системы и всей инфраструктуры поддержки

малого и среднего предпринимательства.


Спасибо за внимание.


Председательствует Первый заместитель

Председателя Государственной Думы

А. Д. Жуков


ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Свинцов Андрей Николаевич, пожалуйста.


СВИНЦОВ А. Н. Уважаемые коллеги, фракция ЛДПР, конечно, тоже поддержит этот

законопроект. Мы считаем, что малый и средний бизнес крайне важен для любой

страны. Для нас он, наверное, особенно важен, потому что вся лёгкая

промышленность, да и пищевая, да много отраслей, к сожалению, отдано на откуп

китайцам и так далее: всё у нас уже с лейблом "Made in China", а хотелось бы,

чтобы было всё с лейблом "Сделано в России", причём на русском языке. Но это

полдела.


Вот заместитель министра прокомментировал, сказал в ответе - он совершенно

прав. Мы годами, а иногда даже десятилетиями развиваем разные программы, в

рамках которых субсидируем, помогаем, даём какие-то льготы, скидки на

проценты и так далее. Но давайте ответим на главный вопрос: а что это даёт? А

это даёт нарушение конкуренции. Если один малый предприниматель шьёт обувь и

ему, например, дали дотацию, субсидию или снизили процентную ставку по

кредиту, то, получается, он переходит в категорию... он вне конкуренции,

потому что у него всё дешевле. Если только у него есть скидки по уплате

каких-то налогов, ещё чего-то, ему бесплатно дали землю или у него более

дешёвая аренда помещения, магазина от субъекта или от города, то, получается,

мы нарушаем конкурентную среду в нашем государстве. И опять одни выигрывают -

а выигрывают, как правило, только близкие к властям предприниматели, - а

другие, все остальные проигрывают, то есть проигрываем мы с вами, проигрывают

наши граждане.


Я надеюсь на то, что всё-таки новый премьер-министр, который великолепно

умеет считать налоги, начнёт с этого, с главного, с базового вопроса - с

налогов. Сегодня предприниматели стонут от тех налогов, которые с них

взимают. Вот вам простой пример (это коснётся 40 миллионов наших граждан, и

они не являются предпринимателями, они просто имеют дачные и садовые

участки): за последние два года налоговые службы стали применять ставку

земельного налога...


От фракции - время поставьте, пожалуйста.


ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Добавьте время.


СВИНЦОВ А. Н. Ещё раз подчеркну, этот вопрос касается 40 миллионов граждан во

всех регионах нашей страны! Вдумайтесь: полтора года назад - и это

продолжается, нарастает - налоговые службы стали взимать налог с земель для

дачного хозяйства, для садоводства не по ставке 0,3 процента, как написано в

Налоговом кодексе (это максимальная ставка, 0,3 процента, для физических

лиц), а по ставке 1,5 процента, то есть в 5 раз выше, более того, они это

делают за три предшествующих периода, то есть за три года насчитывают!

Получается, что людям приходят платёжки, и это приходит вот сейчас: в декабре

2019 года повсеместно, по всей стране пришли платёжки с огромные суммами.

Налоговые платежи некоторых физических лиц исчисляются сотнями тысяч рублей -

сотнями тысяч! - за дачные и садовые участки.


А почему так происходит? А вот почему. Огромное количество садовых и дачных

товариществ по всей стране не до конца освоено, то есть в этих садовых и

дачных товариществах есть участки, которые никому не проданы, не переданы

другим жителям, они висят на балансах либо садовых товариществ, либо каких-то

физических лиц, которые изначально оформляли все эти земельные участки. И вот

представьте, есть физическое лицо, или садовое товарищество, или дачный

кооператив, у которого на балансе было 200, 300, 400 участков, из них 200

участков, половину, предположим, они передали уже дачникам и садоводам, там

построили домики, выращивают какие-то овощи и сажают плодовые деревья, но

100-150 участков пока не продано, пока не передано. К этим участкам относятся

и дороги, и общее имущество, и скважина, и электричество, и будка охраны, и

место для сбора твёрдых бытовых отходов, то есть вся инфраструктура также

висит на садовых, на дачных товариществах. (Это наши с вами законы, мы их

такими приняли!) Так вот как считают налоговые органы налог для этих

участков? Налоговые органы считают, что эти участки не используются, делают

выездную проверку и удостоверяются, что они действительно не используются:

они числятся на балансе либо физлица, либо данного кооператива, но

действительно не переданы другим, ну не подобрались ещё соседи. И что тогда

делает налоговая? Налоговая берёт и считает по повышенной ставке 1,5

процента. К чему это приведёт уже летом этого года? Это приведёт к страшному

социальному взрыву. Будет хуже, чем то, что было с обманутыми дольщиками: все

кооперативы, которые сегодня имеют на балансах непереданные участки, будут

обанкрочены. Я прокатился по десяти областям ЦФО - везде такая ситуация.


Коллеги, когда мы с вами принимаем решения о каких-то субсидиях, давайте не

забывать о том, как налоговые службы администрируют налоги: при закреплённой

в Налоговом кодексе максимальной ставке 0,3 процента, по которой все платят,

они массово, по всей стране увеличивают ставку в 5 раз, а ещё и по

результатам проверок засчитывают так, что эта в 5 раз повышенная ставка

умножается на 3, происходит увеличение в 15 раз! И главное - это нельзя

оспорить в суде! Мы написали десятки запросов и в налоговую службу, и в

местные администрации - отовсюду ответ один, дескать, мы ничего не можем

сделать, это же закон, эти участки должны были распределить. Ну а кому

распределить сотню участков, например, в 200-300 километрах от Москвы или в

100 километрах от Санкт-Петербурга? Эти участки никому не нужны, эти дачники

ещё не подросли, это наши с вами дети (а у кого-то уже внуки), вот они

подрастут и займут эти участки, а пока эти участки на балансах дачных и

садовых кооперативов. Так вот в этом году будет массовое банкротство всех

этих дачных и садовых товариществ и этих физических лиц, у которых сейчас на

балансе дороги, скважины, заборы, будки охраны и нереализованные дачные и

садовые земельные участки.


Коллеги, я прошу вас в своих регионах этот вопрос тоже, что называется,

изучить. А заместителю министра при новом премьер-министре я всё-таки

рекомендую этот вопрос взять на контроль. Мы Мишустину об этом сказали, когда

он встречался с нашей фракцией, я надеюсь, он не забудет. Повторю, это будет

40 миллионов обманутых дачников!


ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Кравченко Денис Борисович.


КРАВЧЕНКО Д. Б., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ".


Уважаемые коллеги, уважаемый Александр Дмитриевич! Поддержка малого и

среднего бизнеса - одно из важнейших направлений нашей с вами работы, как

законодателей, это безусловный приоритет для партии и для фракции "ЕДИНАЯ

РОССИЯ". Президент ставил и ставит перед нами задачу по доведению доли малого

и среднего бизнеса в ВВП страны до 40 процентов и 15 января текущего года в

своём послании Федеральному Собранию также ещё раз сказал о поддержке малого

и среднего предпринимательства.


Я не могу согласиться с предыдущим оратором, который сгустил краски. В

последние годы в России значительно улучшился деловой климат, созданы основы

господдержки малого и среднего бизнеса: упрощено налогообложение, создана

система грантовой поддержки, есть микрозаймы, гарантии, кредиты на льготных

условиях, расширен доступ к госзакупкам для малого и среднего бизнеса.


Однако надо двигаться дальше, ведь потенциал субъектов МСП в России ещё велик

и не реализован в полной мере, поэтому нам необходимо продолжать создавать

новые инструменты поддержки для предпринимателя. Федеральный партийный проект

"ЕДИНОЙ РОССИИ" "Локомотивы роста", который я имею честь возглавлять,

работает как связующее звено в этом процессе: с одной стороны, мы постоянно

ищем технологических и инновационных предпринимателей, помогаем им выйти на

прямой диалог с заказчиком, расширяем инструменты поддержки и находим новые

формы взаимодействия, с другой - помогаем госкорпорациям и государственным

компаниям расширять видение, повышать эффективность бизнеса через интеграцию

наиболее успешных практик молодых команд и частных компаний, создавать

полноценные цепочки добавленной стоимости, зачастую частный бизнес и

предприниматели более эффективны в решении тех или иных важных задач.


В прошлом году директором Корпорации "МСП" Александром Браверманом была

представлена отличная платформа "Бизнес-навигатор" для поддержки малого и

среднего предпринимателя: этот бесплатный информационный ресурс помогает

начинающим предпринимателям успешно запустить своё дело, а действующим -

развивать свой бизнес, в том числе преодолевать те проблемы, о которых только

что сказал уважаемый мною Андрей Николаевич.


Уважаемые коллеги, наша с вами общая задача - своевременно создавать для

малого и среднего бизнеса комфортную, прозрачную, понятную конкурентную

среду, в которой предприниматели могли бы развиваться и стимулировать

реальный рост нашей экономики. В связи с этим формирование национальной

гарантийной системы крайне важно для субъектов МСП, которые только начинают

свою деятельность в регионах и которым нужно надёжное плечо для получения

кредитов и финансирования.


"ЕДИНАЯ РОССИЯ" рекомендует принять законопроект в первом чтении.


Спасибо за внимание.


ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.


Альшевских Андрей Геннадьевич.


АЛЬШЕВСКИХ А. Г. Нет сомнений, что данный законопроект Государственная Дума

поддержит. Но, Вадим Александрович, я хотел бы обратить ваше внимание на то,

что финансово-экономическое обоснование является неотъемлемой частью

законопроекта, его отсутствие или некорректность могут являться основанием

для нерассмотрения или отклонения законопроекта. Цифры, прозвучавшие в

вопросе, который я вам задал, были взяты из финансово-экономического

обоснования, которое вы представили. Когда вы начали отвечать, вы обратили

моё внимание на то, что у меня некорректная, устаревшая информация, -

хотелось бы обратить ваше внимание на то, что ваша информация о

финансировании по годам не соответствует финансово-экономическому

обоснованию.


ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.


Представитель президента? Правительства? Нет. Докладчик, заключительное

слово?


Пожалуйста.


ЖИВУЛИН В. А. Спасибо, уважаемый Александр Дмитриевич.


Хочу поблагодарить депутатов за очень подробное обсуждение проекта

федерального закона. Прозвучавшие замечания, комментарии, предложения мы

проработаем при подготовке законопроекта ко второму чтению. И благодарю за

внимание к тематике развития малого и среднего бизнеса. Рассчитываем на вашу

поддержку.


ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.


Содокладчик? Нет.


Коллеги, ставится на голосование в первом чтении проект федерального закона

"О внесении изменений в Федеральный закон "О развитии малого и среднего

предпринимательства в Российской Федерации" в целях развития национальной

гарантийной системы поддержки малого и среднего предпринимательства", пункт

9.


Включите режим голосования.


Покажите результаты.


РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (14 час. 20 мин. 21 сек.)

Проголосовало за 409 чел.90,9 %

Проголосовало против 0 чел.0,0 %

Воздержалось 0 чел.0,0 %

Голосовало 409 чел.

Не голосовало 41 чел.9,1 %

Результат: принято


Принимается единогласно в первом чтении.