ФЗ № 842643-7

О внесении изменений в Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации" в части установления квалификационных разрядов, классов, категорий по соответствующим профессиям рабочих, должностям служащих

Внесён: 22 ноября 2019
Последнее событие: Опубликование закона, 28 мая 2020
Последнее решение:
Инициаторы:

Стенограммы по законопроекту №842643-7

Заседание №296

13.05.2020

О проекте федерального закона № 842643-7 "О внесении изменений в Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации" в части установления квалификационных разрядов, классов, категорий по соответствующим профессиям рабочих, должностям служащих".

7-й вопрос повестки, проект федерального закона "О внесении изменений в

Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации" в части

установления квалификационных разрядов, классов, категорий по соответствующим

профессиям рабочих, должностям служащих", второе чтение. Доклад Ларисы

Николаевны Тутовой.


Пожалуйста.


ТУТОВА Л. Н., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ".


Уважаемые коллеги, законопроект в первом чтении рассматривался 3 марта этого

года. Комитет подготовил его ко второму чтению. Есть таблица поправок № 1,

где одна поправка лингвистического характера, таблицы № 2 нет. Комитет

предлагает утвердить таблицу поправок № 1, рекомендованных к принятию, и

принять законопроект во втором чтении.


ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.


Коллеги, по таблице поправок № 1 (в этой таблице всего одна поправка) есть

замечания? Нет.


Ставится на голосование таблица поправок № 1.


Пожалуйста, включите режим голосования.


Покажите результаты.


РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (14 час. 56 мин. 40 сек.)

Проголосовало за 283 чел.62,9 %

Проголосовало против 0 чел.0,0 %

Воздержалось 0 чел.0,0 %

Голосовало 283 чел.

Не голосовало 167 чел.37,1 %

Результат: принято


Принимается таблица поправок № 1.


Уважаемые коллеги, от докладчика поступило предложение, мы к нему подойдём,

но вначале завершим рассмотрение законопроекта во втором чтении.


Ставится на голосование во втором чтении проект федерального закона "О

внесении изменений в Федеральный закон "Об образовании в Российской

Федерации" в части установления квалификационных разрядов, классов, категорий

по соответствующим профессиям рабочих, должностям служащих", 7-й вопрос

повестки дня.


Включите режим голосования.


Покажите результаты.


РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (14 час. 57 мин. 28 сек.)

Проголосовало за 324 чел.72,0 %

Проголосовало против 0 чел.0,0 %

Воздержалось 0 чел.0,0 %

Голосовало 324 чел.

Не голосовало 126 чел.28,0 %

Результат: принято


Законопроект во втором чтении принят единогласно.


Уважаемые коллеги, со стороны докладчика поступило предложение рассмотреть

законопроект в третьем чтении с учётом того, что все необходимые процедуры по

лингвистической экспертизе, правовой экспертизе он прошёл. Нет возражений?

Нет.


Ставится на голосование в третьем чтении проект федерального закона "О

внесении изменений в Федеральный закон "Об образовании в Российской

Федерации" в части установления квалификационных разрядов, классов, категорий

по соответствующим профессиям рабочих, должностям служащих", 7-й вопрос нашей

повестки.


Пожалуйста, включите режим голосования.


Покажите результаты.


РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (14 час. 58 мин. 29 сек.)

Проголосовало за 323 чел.71,8 %

Проголосовало против 0 чел.0,0 %

Воздержалось 0 чел.0,0 %

Голосовало 323 чел.

Не голосовало 127 чел.28,2 %

Результат: принято


Федеральный закон принят единогласно. Законопроект под пунктом 7 рассмотрен в

третьем чтении.

Заседание №282

03.03.2020

О проекте федерального закона № 842643-7 "О внесении изменений в Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации" в части установления квалификационных разрядов, классов, категорий по соответствующим профессиям рабочих, должностям служащих".

22-й вопрос, проект федерального закона "О внесении изменений в Федеральный

закон "Об образовании в Российской Федерации" в части установления

квалификационных разрядов, классов, категорий по соответствующим профессиям

рабочих, должностям служащих". Докладывает официальный представитель

правительства первый заместитель министра просвещения Павел Станиславович

Зенькович.


ЗЕНЬКОВИЧ П. С., официальный представитель Правительства Российской

Федерации, первый заместитель министра просвещения Российской Федерации.


Уважаемый Иван Иванович, уважаемые депутаты! Предлагаемый законопроект

направлен на устранение правовой коллизии, которая связана с обязательным

присвоением разрядов, классов, категорий, что в соответствующей редакции

закона об образовании установлено статьёй 60, то есть речь идёт о

профессиональном обучении: люди повышают квалификацию или обучаются новой

профессии, и нынешняя редакция закона обязывает по завершении обучения

присваивать им какую-то квалификацию, категорию и так далее.


В настоящее время уже порядка 70 профессий, которые находятся в реестре и в

отношении которых профессиональные стандарты определены Национальным советом

по профессиональным квалификациям, таких разрядов и категорий не

предусматривают. В связи с этим возникает правовая коллизия: законом

предписано, что, когда люди повышают квалификацию, после завершения обучения

в сертификате, в итоговом документе должно быть прописано повышение

категории, а её уже и в природе не существует.


В связи с этим мы предлагаем внести поправку в закон, которая определяет

присвоение таких разрядов, категорий в той или иной профессии при их наличии.

Соответственно, законопроект направлен на корректировку характеристики

документа о квалификации, выдаваемого по результатам профессионального

обучения, а также на предоставление возможности получения квалификации без

указания разряда, класса, категории, о чём я уже сказал.


Законопроект был согласован со всеми заинтересованными государственными

органами, одобрен на заседании Российской трёхсторонней комиссии по

регулированию социально-трудовых отношений, одобрен Национальным советом при

Президенте Российской Федерации по профессиональным квалификациям.


Просим поддержать.


Спасибо за внимание.


ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Павел Станиславович. Присаживайтесь.


С содокладом от Комитета по образованию и науке выступает Лидия Николаевна

Антонова.


АНТОНОВА Л. Н., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ".


Уважаемый Иван Иванович, уважаемые коллеги! Комитет Государственной Думы по

образованию и науке рассмотрел указанный проект федерального закона, который

вносит изменения, как уже сказал Павел Станиславович, в статью 60

Федерального закона "Об образовании в Российской Федерации" и устанавливает,

что документ о квалификации подтверждает получение квалификации по профессии

рабочего, должности служащего и присвоение при наличии разряда, класса или

категории.


Надо сказать, что профессиональное обучение у нас завершается итоговой

аттестацией в форме квалификационного экзамена. Квалификационный экзамен, как

правило, проводится организацией, которая осуществляет образовательную

деятельность, хотя сегодня у нас уже есть и независимые центры, и есть

отдельные случаи, когда человек получает два документа - от образовательного

учреждения и от независимого центра оценки квалификаций. В действующей

редакции закона есть коллизия, так как установлено, что квалификация

обязательно присваивается в соответствии с тем или иным разрядом и так далее.

Мы знаем, что на сегодняшний день методика Минтруда по факту определяет

отсутствие дробления по классам и разрядам для ряда профессий, - как уже

говорилось, более 70 рабочих профессий не имеют разрядов, около восьми

должностей служащих не имеют классов или категорий. Законопроектом эта

коллизия устраняется. И надо сказать, что при совершенствовании уровня

освоения профессии человек получает новую квалификацию, которая уже может

предполагать разряды.


Комитет поддерживает концепцию законопроекта и считает, что предлагаемые

изменения актуальны и обеспечивают однозначное и корректное толкование

положений закона "Об образовании..." в части реализации программ

профессионального обучения, проведения квалификационного экзамена по итогам

профессионального обучения, состава реквизитов свидетельства о профессии

рабочего, должности служащего.


Проведена общественная экспертиза проекта закона, получено подтверждение,

согласие с тем, о чём говорится в проекте закона. Отзывы субъектов также

положительные. Таким образом, комитет предлагает данный законопроект

поддержать.


Спасибо за внимание.


ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Лидия Николаевна.


Коллеги, будут ли вопросы? Да.


Включите режим записи на вопросы.


Покажите список.


Смолин Олег Николаевич.


СМОЛИН О. Н., фракция КПРФ.


Уважаемый Павел Станиславович, объясните, пожалуйста, депутатам популярно,

что даст этот закон тем, кто проходит профессиональное обучение?


ЗЕНЬКОВИЧ П. С. Большое спасибо за вопрос, Олег Николаевич. Если совсем

популярно, то скажу, что законопроект лишь снимает проблемы, решает проблемы,

связанные с возникшей правовой коллизией. То есть люди будут спокойно

проходить обучение и спокойно получать необходимые подтверждающие документы,

не будет больше головной боли, дескать, как жить, ведь закон требует

определить квалификацию, а её по факту нет. С этим сталкивались люди, у них

были трудности с получением соответствующих свидетельств о прохождении

курсов, а сейчас таких трудностей у них не будет, мы упрощаем людям жизнь.


ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.


Боева Наталья Дмитриевна.


БОЕВА Н. Д. Павел Станиславович, скажите, пожалуйста, как эта классность и

категорийность увязаны с минимальным размером оплаты труда по регионам?


ЗЕНЬКОВИЧ П. С. Это абсолютно разные вещи, классность и категорийность никак

к МРОТ не привязаны, и, предвидя возможные вопросы, скажу, что это никак не

связано с тарифной сеткой. Мы этот вопрос очень подробно обсуждали с

профсоюзами, с работодателями - на тарифную сетку, на тарифы, связанные с

оплатой труда, это никак не влияет. Эти категории, классы устанавливаются

профессиональными стандартами, и сейчас больше 70 профессиональных стандартов

из 1200 имеющихся, которые утверждены Минтрудом, не предусматривают

категорийности, вот и всё. К оплате труда это никакого отношения не имеет, ни

в коем случае на неё не повлияет, тем более не вызовет её понижения - скажу,

если в этом был вопрос.


ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.


Нилов Олег Анатольевич.


НИЛОВ О. А., фракция "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ".


Павел Станиславович, действительно, в законопроекте это есть, и сейчас вы это

подтверждаете, это чуть ли не главное ваше опасение: не дай бог разозлить

работодателя, не дай бог, чтобы это отразилось на бюджете, если работодатель

- государство, и вы, как мантру, повторяете, дескать, всё что угодно, только

ни в коем случае это не должно отражаться на заработной плате. Вот, на мой

взгляд, в этом и есть главная проблема: нет мотивации в этом законопроекте.

Кого вы так заставите повышать квалификацию, получать новые разряды? Вы зачем

отказываетесь от этого специально? Пусть это будет, может быть, не в этом

законопроекте, но вы хотя бы мосты не сжигайте, не говорите, мол, ваше

профессиональное образование ни в коем случае не будет отражаться на

заработной плате, всё. Зачем такой закон?


ЗЕНЬКОВИЧ П. С. Олег Анатольевич, может быть, я был неправильно услышан.

Перед тем как упомянуть работодателей, я упомянул профсоюзы. Это первое.


Второе. Я говорил о том, что при принятии любого такого закона наша первая

забота заключается в том, чтобы ни в коем случае это не вызвало понижения

оплаты труда.


И третье. Этот законопроект направлен на устранение правовой коллизии,

связанной с теми профессиями, в которых сейчас уже нет разрядов. Тех

профессий, в которых есть разряды и категории, это абсолютно не касается,

люди продолжают проходить обучение и получать документы, но по обозначенным

мною профессиям, по которым люди хотят повысить квалификацию и проходят

обучение, сейчас возникают трудности с получением подтверждающих документов.

Вот эти трудности мы намерены устранить, чтобы упростить людям жизнь.

Исключительно ради этого был предложен данный законопроект.


ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.


Шеремет Михаил Сергеевич, пожалуйста.


ШЕРЕМЕТ М. С., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ".


Вопрос Павлу Станиславовичу.


В сентябре 2019 года в СМИ была информация о том, что Министерство

просвещения предлагает с 2021 года прекратить приём по важнейшим рабочим

специальностям и что из списка уберут около ста профессий, таких, например,

как токарь, парикмахер, слесарь, автомеханик. В то же время в пояснительной

записке написано, что в настоящее время более 70 рабочих профессий не имеют

разрядов.


Разъясните, пожалуйста, какая сегодня ситуация с рабочими профессиями в связи

с предложением министерства. В одном документе ваше ведомство пишет об

оптимизации, о сокращении рабочих профессий, а в другом - о том, что более 70

профессий не имеют разрядов.


ЗЕНЬКОВИЧ П. С. Это немножко разные вещи. Я позволю себе прокомментировать.

Информация прошлого года, на которую вы ссылаетесь, касается системы СПО -

среднего профессионального образования. Министерство постоянно работает и с

профсоюзами, и с работодателями, и с Министерством труда в рамках НСПК,

ведётся постоянный анализ наиболее востребованных профессий, мы вместе с

коллегами из субъектов соответственно корректируем контрольные цифры приёма

на обучение тем профессиям, которые более востребованы, снижая, естественно,

приём на обучение тем профессиям, которые менее востребованы. Я сейчас не

готов ответить, не помню информацию, которая была в СМИ в 2019 году, но мы

всегда готовы отдельно с вами встретиться и дать все необходимые пояснения.


Этот законопроект касается профессионального обучения, которое проходят люди,

которые уже работают. Те 70 профессий, которые перечислены в этом списке, не

имеют разрядов, потому что так было решено на заседании совета при президенте

по профессиональным квалификациям, - такие решения принимаются, насколько я

знаю, в том числе на основе обращений профсоюзов, представителей профессий, и

это ни в коем случае не говорит о том, что кто-то эти профессии собирается

убирать из реестра. Эти профессии находятся в реестре, люди эти профессии

осваивают, люди хотят по ним проходить профессиональную переподготовку,

обучение, но, как я сказал, сейчас у них возникают трудности с получением

подтверждающих документов. Наша задача - эти трудности устранить.


ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.


Коллеги, есть ли желающие выступить? Есть.


Включите режим записи на выступления.


Покажите список.


Смолин Олег Николаевич, пожалуйста.


На рабочем месте включите микрофон.


СМОЛИН О. Н. Уважаемые коллеги, я буду краток. Я считаю, что этот

законопроект нужно поддержать по причине, которую уже обозначил уважаемый

Павел Станиславович: он снимает головную боль у целого ряда работников,

которые проходят профессиональное обучение.


Что касается тем, которые здесь обсуждались, я хочу напомнить, что

законопроект напрямую с ними не связан. В частности, насколько мне известно,

Федерация независимых профсоюзов России и депутаты - члены группы

"Солидарность" активно работают в настоящее время с Правительством Российской

Федерации, для того чтобы, так скажем, продавить закон о том, чтобы ставка

первого разряда была не ниже минимального размера оплаты труда, а все

надбавки, которые положены, шли сверх этого самого минимального размера

оплаты труда, и в этом смысле стимулирование повышения образования должно

будет сохраниться, но это другая тема. А в данном случае, повторяю, речь идёт

о том, чтобы избавить людей от головной боли, которая связана с

несовершенством нашего законодательства.


И ещё одно замечание позволю себе. Коллеги, в последнее время мы активно

удваиваем сущности: у нас есть образовательные стандарты, в которых

содержатся требования к уровню подготовки выпускников, и есть

профессиональные стандарты, определяющие требования к соответствующей

профессии, - вот, получается, две разных серии требований. А как известно со

времен Уильяма Оккама, удвоение сущности - это вещь отнюдь не положительная.

Мне представляется, что, если уж мы пошли по этому пути, нужно в максимальной

степени сочетать, обеспечивать тождество требований к уровню подготовки

выпускников, образовательных стандартов и требований профессиональных

стандартов. В противном случае оказывается, что выпускник университета или

профессионального учебного заведения - это ещё не тот специалист, который

требуется производству, и мы заставляем его проходить раз в два года

квалификационные экзамены.


Спасибо за внимание.


ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Олег Николаевич.


Павел Станиславович, есть необходимость в заключительном слове? Нет.


Лидия Николаевна? Тоже нет.


Коллеги, обсуждение завершено. Ставлю на голосование законопроект под пунктом

22 порядка работы.


Включите режим голосования.


Покажите результаты.


РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (14 час. 25 мин. 44 сек.)

Проголосовало за 400 чел.88,9 %

Проголосовало против 0 чел.0,0 %

Воздержалось 0 чел.0,0 %

Голосовало 400 чел.

Не голосовало 50 чел.11,1 %

Результат: принято


Принимается в первом чтении единогласно.