ФЗ № 841216-7

О внесении изменений в Федеральный закон "Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации" и отдельные законодательные акты Российской Федерации

в части усиления защиты прав участников строительства

Внесён: 20 ноября 2019
Последнее событие: Рассмотрение законопроекта в первом чтении, 13 декабря 2019
Последнее решение: представить поправки к законопроекту ; принять законопроект в первом чтении
Инициаторы:
Афонский Владимир Игорьевич , Бариев Марат Мансурович , Беспалова Марина Павловна , Бессараб Светлана Викторовна , Боева Наталья Дмитриевна , Бондаренко Елена Вениаминовна , Водолацкий Виктор Петрович , Вострецов Сергей Алексеевич , Гаджиев Магомед Тажудинович , Гаджиев Мурад Станиславович , Геккиев Заур Далхатович , Гетта Антон Александрович , Гладких Борис Михайлович , Говорин Николай Васильевич , Голушко Андрей Иванович , Гусева Ирина Михайловна , Данчикова Галина Иннокентьевна , Ильтяков Александр Владимирович , Ищенко Александр Николаевич , Канаев Алексей Валерианович , Карлов Георгий Александрович , Кармазина Раиса Васильевна , Карпов Анатолий Евгеньевич , Касаева Татьяна Викторовна , Катенев Владимир Иванович , Кобзев Юрий Викторович , Козенко Андрей Дмитриевич , Кононов Владимир Михайлович , Коткин Сергей Николаевич , Красноштанов Алексей Николаевич , Ламейкин Дмитрий Викторович , Левицкий Юрий Андреевич , Литовченко Анатолий Григорьевич , Маграмов Абдулмажид Варисович , Максимов Александр Александрович , Марков Андрей Павлович , Марьяш Ирина Евгеньевна , Митина Елена Анатольевна , Николаев Николай Петрович , Носов Александр Алексеевич , Панков Николай Васильевич , Пахомов Сергей Александрович , Петров Анатолий Ильич , Пивненко Валентина Николаевна , Пирог Дмитрий Юрьевич , Саблин Дмитрий Вадимович , Сайтиев Бувайсар Хамидович , Сапко Игорь Вячеславович , Сафаралиев Гаджимет Керимович , Синяговский Владимир Ильич , Скриванов Дмитрий Станиславович , Смирнов Юрий Валентинович , Соломатина Татьяна Васильевна , Суббот Валентин Владимирович , Туров Артём Викторович , Федяев Павел Михайлович , Харсиев Алихан Анатольевич , Чижов Сергей Викторович , Шеремет Михаил Сергеевич , Шишкоедов Василий Михайлович , Шулепов Евгений Борисович , Юрков Дмитрий Васильевич , Якубовский Александр Владимирович , Ярошук Александр Георгиевич

Стенограммы по законопроекту №841216-7

Заседание №265

13.12.2019

О проекте федерального закона № 841216-7 "О внесении изменений в Федеральный закон "Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации" и отдельные законодательные акты Российской Федерации" (в целях усиления защиты прав участников долевого строительства).

10-й вопрос нашей повестки, проект федерального закона "О внесении изменений

в Федеральный закон "Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов

и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые

законодательные акты Российской Федерации" и отдельные законодательные акты

Российской Федерации". Доклад Николая Петровича Николаева.


Пожалуйста, Николай Петрович.


НИКОЛАЕВ Н. П., председатель Комитета Государственной Думы по природным

ресурсам, собственности и земельным отношениям, фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ".


Уважаемый Вячеслав Викторович, уважаемые коллеги! В последние три года

активно ведётся работа по исправлению ситуации на рынке долевого

строительства, в этом году у нас активно заработал Фонд защиты прав граждан -

участников долевого строительства, достраиваются дома, восстанавливаются

права граждан. Всё это даёт возможность для проведения уже сейчас серьёзного

анализа правоприменительной практики и основания для уточнения некоторых

положений законодательства. Сегодня позвольте представить вам как раз такой

законопроект, которым вносятся корректирующие изменения, направленные на

повышение эффективности работы по восстановлению прав обманутых дольщиков.

Что предлагается в законопроекте?


Прежде всего, предлагается дать возможность использовать средства

компенсационного фонда, которые накапливаются из взносов застройщиков, на

достройку всех объектов вне зависимости от уплаты взносов застройщиком по

конкретному объекту. Дело в том, что сейчас работа компенсационного фонда

ведётся по нескольким направлениям, фонд формируется за счет следующих

средств: средств, которые отчисляют застройщики, это 1,2 процента; средств,

которые поступают из бюджета Российской Федерации; также средств, которые

являются по факту инвестиционным доходом от размещения средств

компенсационного фонда. Так вот, мы предлагаем сейчас снять ограничение с

этого компенсационного фонда, это коснётся более 30 миллиардов рублей, и в

результате вся сумма, более 70 миллиардов рублей, может быть направлена на

достройку проблемных объектов. Это значительно ускорит саму процедуру

выделения таких средств для региональных фондов.


За этот период мы сделали существенно более эффективной процедуру банкротства

застройщиков, и я считаю, что на сегодняшний день банкротство застройщиков

является наиболее эффективной моделью банкротства из вообще существующих на

нашем рынке. Мы в связи с этим предлагаем распространить эти нормы

законодательства о банкротстве застройщиков на те дела, которые начаты до 1

января 2018 года, в том числе мы предлагаем по заявлению фонда прекращать

процедуры наблюдения - многие из них длятся годами - в старых делах и

переходить на конкурсное производство.


Мы также предлагаем ввести более жёсткие требования к работе арбитражных

управляющих. В частности, предлагается установить срок три дня для

представления всех документов для принятия решения о финансировании фондом

мероприятий по завершении строительства проблемных объектов.


Мы понимаем, что в следующем году у фонда защиты прав участников долевого

строительства на порядок увеличится объём работы по достройке проблемных

объектов. Планируется, что в следующем году будут восстановлены права

дольщиков по 400 проблемным объектам, а это более 30 тысяч человек. В связи с

этим, конечно же, очень важно оптимизировать работу самого фонда и сокращать

расходы на всяческие аппаратные вопросы, и именно поэтому мы предлагаем

сконцентрировать работу технического заказчика и застройщика непосредственно

в фонде и упразднить его дочерние предприятия, чтобы вся работа была

абсолютно подотчётна и находилась в фонде защиты прав участников долевого

строительства.


Мы также предлагаем ряд мер, направленных на дальнейшее повышение

прозрачности и оптимизацию работы самих застройщиков. В частности,

предлагается дать застройщикам возможность направлять средства с расчётного

счёта на подготовку проектной документации и выполнение инженерных изысканий,

при этом мы предлагаем ограничить возможность выплат с этого расчётного счёта

по исполнительным листам до выполнения всех обязательств перед дольщиками.


Как вы знаете, сейчас активно работает и развивается единая информационная

система жилищного строительства, я считаю, во многом благодаря тому, что мы

прямыми нормами в законе прописали все вопросы, связанные с функционированием

этой системы. И мы также предлагаем ряд уточняющих норм, а именно: вводим в

состав субъектов единой информационной системы жилищного строительства органы

местного самоуправления и устанавливаем единые сроки внесения изменений в

проектную документацию застройщика - один раз в месяц.


В комитете мы рассмотрели данный законопроект. Поступили некоторые замечания

уточняющего порядка, которые можно учесть ко второму чтению.


Комитет рекомендует данный законопроект принять в первом чтении, ну и от лица

авторов я также прошу поддержать данный законопроект.


Спасибо за внимание.


ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.


Коллеги, вопросы? Есть.


Включите режим записи на вопросы.


Покажите список.


Пожалуйста, Куринный Алексей Владимирович.


КУРИННЫЙ А. В. Уважаемый Николай Петрович, закону № 127-ФЗ придаётся обратная

сила: он действовал в отношении дел, возбуждённых с 1 января 2018 года,

теперь его действие будет распространяться и на более ранние правоотношения.

Насколько изменится количество тех, кто сможет получить помощь от

соответствующего фонда, есть ли на это средства и в какую сумму

приблизительно это оценивается?


НИКОЛАЕВ Н. П. Спасибо за вопрос. Количество людей, которые получат помощь,

никак не изменится, потому что мы посчитали полностью всех обманутых

дольщиков, всё количество. Речь идёт сейчас не о том, что изменится

количество, - помощь получат абсолютно все, - речь о сроках. Мы

распространяем действие этих изменений в законодательство о банкротстве на

дела, которые были возбуждены до 1 января 2018 года, потому что это самые

проблемные вопросы, самые проблемные объекты, истории с которыми тянутся

годами, вот те, старые, - мы значительно сократим сроки завершения этих дел о

банкротстве и дадим возможность вмешиваться Фонду защиты прав граждан -

участников долевого строительства, прекратив период наблюдения.


Я не готов указать точные цифры, но в каждом регионе по два-три таких

проблемных объекта, долгоиграющих, есть, это факт.


ИЗ ЗАЛА. (Не слышно.)


НИКОЛАЕВ Н. П. Нет, сейчас уже нет, это именно те, которые тянутся, которые

остались ещё с начала 2000-х годов.


ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста, Ганзя Вера Анатольевна.


ГАНЗЯ В. А., фракция КПРФ.


Николай Петрович, денег, понятное дело, на всё и на всех не хватит, это как

всегда, как обычно. Вопрос вот какой: какова процедура, каков механизм, как

будут отбираться дома, особенно те, которые просто стоят в запустении уже

10-15 лет, в связи с принятием нового закона будут какие-то изменения в

отборе этих домов?


НИКОЛАЕВ Н. П. Процедура отбора сейчас прописана, и очень многое зависит от

создания региональных фондов защиты прав участников долевого строительства.

На сегодняшний день, коллеги, создано 33 региональных фонда. Многие из них

уже подали заявки (но не все), с 20 региональными фондами уже подписаны

соглашения и направлено порядка 8 миллиардов рублей на достройку и на выплату

компенсаций, 22 региона уже зарезервировали в своих региональных бюджетах

средства на дофинансирование всех этих мероприятий. Так что сейчас очень

многое зависит именно от инициативы самих регионов.


Что касается проблемных объектов, их реестр есть теперь в единой

информационной системе жилищного строительства, есть очень чёткий,

прописанный в законе признак попадания в этот реестр - просрочка в шесть

месяцев. Больше не нужно никаких дополнительных доказательств, что это именно

проблемный объект.


Наблюдательным советом фонда постоянно ведётся работа, где-то два раза в

месяц приходят документы из регионов, и они утверждаются. На сегодняшний день

пока денег хватает - мы понимаем, что единовременно это всё не сделать, - на

следующий год мы также запланировали средства в бюджете, поэтому ситуация не

такая, что денег не хватает, речь идёт о плановой работе.


ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста, Коломейцев Николай Васильевич.


КОЛОМЕЙЦЕВ Н. В. Уважаемый Николай Петрович, вы предметно занимаетесь этим

вопросом, поэтому вы наверняка поднимали закон о саморегулировании в

строительстве. Я этот вопрос уже поднимал, и у меня имеется информация, что

сейчас массово разворовываются компенсационные средства в саморегулируемых

организаций в строительстве, хотя без членства в саморегулируемой организации

вы на рынок строительства не попадёте. Как вы смотрите на то, чтобы ко

второму чтению всё-таки прописать ответственность саморегулируемых

организаций, особенно в части использования средств компенсационных фондов

СРО как раз на решение этих проблем, потому что они напрямую связаны с этой

волокитой, с этим бардаком?


НИКОЛАЕВ Н. П. Абсолютно правильно вы говорите, Николай Васильевич,

относительно средств, которые сейчас сконцентрированы в саморегулируемых

организациях строителей, это точно более 80 миллиардов рублей. Другое дело,

что это несколько другое законодательство, но это не значит, что мы не ведём

работу, - была проведена большая работа рабочей группой, которая была создана

здесь всеми нами, под руководством Ирины Анатольевны Яровой. Сейчас идут

согласования законодательных предложений, я не буду их анонсировать,

наверное, более правильно, чтобы Ирина Анатольевна сама доложила об этом. И

кстати, вы слышали её доклад на заседании Совета...


ИЗ ЗАЛА. (Не слышно.)


НИКОЛАЕВ Н. П. Да, там есть именно о СРО.


Да, это решение нужно принимать, другое дело, что мы юридически просто не

можем в этот законопроект внести такие поправки, но в том, что в скором

времени они будут анонсированы и представлены на суд Государственной Думы, я

не сомневаюсь.


ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Есть желающие выступить? Есть.


Включите режим записи.


Покажите список записавшихся на выступление.


Куринный Алексей Владимирович, пожалуйста.


КУРИННЫЙ А. В. Уважаемые коллеги, законопроект действительно содержит очень

много норм, которыми регулируются, вносятся необходимые изменения в

законодательство в сфере долевого строительства, которое мы видоизменяем уже

на протяжении, наверное, последних двух лет, - речь идёт и о контроле за

арбитражным процессом, и о придании обратной силы некоторым положениям закона

о банкротстве, и о возможности получения компенсаций для участников

жилищно-строительных кооперативов, которые не уплачивали компенсационные

взносы. Но мне всё-таки хотелось бы поговорить в целом о жилищном рынке и о

влиянии на него в том числе законов, которые мы принимаем.


Дело в том, что строители в Российской Федерации бьют тревогу, потому что

считают, что ряд законов способен обвалить рынок жилья в 2020-2021 годах,

причём они предрекают и обвальное сокращение объёмов строительства, и

массовое банкротство застройщиков и подрядчиков. Иными словами, если сейчас

проанализировать ипотеку как главный элемент, как драйвер жилищного

строительства в последние годы, то по итогам 2019 года из 1,5 миллиона

запланированных ипотечных кредитов, которые должны были быть выданы, выдано

всего 800 тысяч. Более того, пока это падение остановить никак не удаётся,

поскольку, как считают эксперты, выбран платёжеспособный ресурс - ресурс тех

12 процентов населения, которые в принципе могут воспользоваться ипотекой для

улучшения своих жилищных условий. Для того чтобы взять ипотеку, в среднем по

России надо зарабатывать порядка 50 тысяч рублей в месяц, не менее, только с

таким доходом можно её взять.


Если говорить о спаде, реальные цифры по итогам за прошедшее время таковы: в

Республике Алтай спад строительства составил 50 процентов, в Томской области

- 37 процентов. Естественно, растёт количество банкротств - официально

признаны банкротами, находятся в состоянии банкротства 489 строительных

компаний, по данным "ОПОРЫ РОССИИ", их 800. И на сегодня 11 миллионов

квадратных метров жилья находится на балансе вот этих банкротов, это опять же

то, что признано официально, а если анализировать данные "ОПОРЫ РОССИИ", то

цифра будет гораздо больше.


По всей стране в связи с задержкой идёт перенос сроков, и я наблюдаю это и в

родной Ульяновской области, даже крупные, когда-то системообразующие

строительные компании сегодня испытывают огромные сложности. В среднем

задержка с 2,2 месяца в 2016 году увеличилась до 8 месяцев в этом году, это

средняя задержка, повторяю, вовремя сдаётся только 30 процентов объектов в

рамках долевого строительства, при этом срок строительства тоже вырос - с 29

до 36 месяцев. Это официальные данные.


Обманутых дольщиков наш механизм действительно защищает, но дело в том, что

если будет так сокращаться объём денежных средств, поступающих на этот рынок,

то, естественно, мы не сможем выполнить те задачи, которые поставлены в указе

президента. Многие из строителей и экспертов и сегодня считают их выполнение,

скажем так, волшебным.


Итак, если говорить о проектном финансировании, то, опять же по данным

экспертов, воспользоваться этим механизмом сегодня может очень небольшое

количество крупных организаций, все... (Микрофон отключён.)


ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. От фракции, Алексей Владимирович?


Добавьте время: от фракции.


КУРИННЫЙ А. В. ...все остальные просто не могут получить кредиты. По

состоянию на 1 ноября этого года, 50 процентов всех счетов эскроу отрыто в

Москве. Для понимания, данные по всей России: в 24 регионах не взято ни

одного кредита в рамках проектного финансирования, а в 17 регионах есть

только единичные договора участия в долевом строительстве в рамках проектного

финансирования, иными словами, в 41 регионе новый механизм на сегодня

практически не заработал. На мой взгляд, это весьма тревожная ситуация,

которая требует анализа, причём в максимально сжатые сроки, чтобы понять, что

необходимо делать.


В чём смысл всех этих преобразований? Дело в том, что большинство строителей

- мне приходилось с ними разговаривать, - особенно небольших застройщиков,

говорят, что реформа направлена сегодня исключительно на поддержку интересов

банковского сообщества, потому что теперь они навязывают свои условия всем в

сфере строительства жилья, потому что сегодня им дано право определять, какие

документы предоставлять или не предоставлять, соответственно, процесс

затягивается. Банк может затребовать у застройщика 131 документ, чтобы

принять решение о выдаче того или иного кредита, соответственно, сроки выдачи

кредита затягиваются, причём достаточно прилично. Всё это приводит к тому,

что застройщики затягивают с закладкой новых домов, всё это приводит к

банкротству.


Для понимания скажу: в малых городах строительство по долевому механизму

практически полностью остановлено, в малых городах 42 регионов строительство

по долевому механизму не выявлено вообще. Это информация для понимания того,

что происходит в строительной сфере. Из двух третей застройщиков, которые

обратились за проектным финансированием, 75 процентов получили от банков

отказ (понятно, это самые мелкие, это средние застройщики, но задумайтесь над

самим фактом: 75 процентам было отказано!), ещё 8 процентов отказались из-за

высокой процентной ставки, которую вздули, к сожалению, наши банки. Срок

предоставления кредита колеблется от 45 дней до 6 месяцев, то есть может

выпасть целый строительный сезон, если этот механизм не будет изменён.


Если говорить о процентных ставках, которые были обещаны, я напомню, ставка

5-6 процентов была обещана застройщикам, которые будут получать средства со

счетов эскроу. Реально заявляется ставка в 12 процентов, то, что заявляется,

ну а после того, как банк вводит отдельные комиссии, после их выплаты,

стоимость проектного финансирования возрастает в отдельных случаях до 40

процентов, особенно для малых компаний.


Это к вопросу о том, что под угрозой срыва сегодня в принципе реализация

национального проекта. Что делать? С этим надо срочно разбираться, есть ряд

предложений, я думаю, Николай Петрович, возможно, уже работает над ними. Это

и отказ от банковских гарантий для небольших застройщиков - это большая беда,

им сегодня отказывают направо и налево. Это и внесение изменений в Налоговый

кодекс по поводу исчисления НДС со средств, которые поступают застройщикам со

счетов эскроу, потому что сейчас эти средства не считаются целевыми и в

полном объёме облагаются НДС, и, как вы сами понимаете, это влияет на

финансовую ситуацию. Это необходимость убирать избыточные требования в части

банковского обеспечения и вводить ограниченный список документов, которые

должны предоставляться банкам, потому что в противном случае на рынке

останутся только крупные компании, а объём сдаваемого жилья будет падать

прогрессивными темпами.


Предложение от фракции. Мы, безусловно, поддержим те меры, которые сегодня

предлагаются, но это, скажем так, ретуширующие меры. Мы просим провести в

максимально короткие сроки анализ того, что сегодня творится на рынке

строительства жилья, чтобы не пропустить тот срок, когда можно будет, что

называется, вернуться. Многие говорят о том, что на ближайшую трёхлетку в

принципе реализация национального проекта уже сорвана ввиду тех сложностей,

которые возникли.


Спасибо за внимание.


ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Алексей Владимирович.


Уважаемые коллеги, мы всё правильно говорим, опасения высказываем, но вот

только забываем, с чего начинался этот разговор. Здесь Николай Петрович и ряд

других депутатов около семи часов - семи часов! - общались с обманутыми

дольщиками. Где деньги, которые собрали со всех строители, где более 80

миллиардов? Их нет! Об этом речь. А чьи это деньги? Наших граждан, дольщиков!

Поэтому когда мы говорим о счетах эскроу - да, это контроль, да, это

совершенно новые подходы, которые многих не устраивают, да, многих они не

устраивают, и, возможно, коллеги, мы будем возвращаться к этому вопросу не

раз и не два. Конечно, в этих новых условиях никто не работал, потому что не

было прозрачности, не было открытости, не было ответственности. Ну

представьте себе, раньше деньги собирали и тратили, куда хотели, а сейчас

государство берёт и рассчитывается за то, что деньги разворовали!


Посмотрите, мы с вами два ключевых решения реализовали на протяжении нашего

созыва, с момента избрания: с одной стороны, полностью завершили

законодательное обеспечение решения вопроса защиты обманутых дольщиков,

оказания помощи тем, кто пострадал, с другой стороны, вот сегодня приняли

последнее решение - об освобождении выплат от подоходного налога. Это ставит

точку в этом вопросе, потому что создан фонд помощи обманутым дольщикам, мы с

вами разрешили оказывать помощь членам ЖСК, несмотря на то что это другая

организационно-правовая форма, сегодня приняли решение о том, чтобы

освободить от налогов получателей средств, компенсации. Это всё касается тех,

кто обманут, тех, кто пострадал. Но для того, чтобы у нас это больше не

повторилось - а речь об этом идёт, - мы должны защитить участников долевого

строительства.


ИЗ ЗАЛА. (Не слышно.)


ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Да, те решения, которые предлагаются, Алексей

Владимирович, они в большей степени направлены на защиту. Конечно,

застройщикам нужно будет перестроиться, это серьёзный процесс - требования по

отношению к застройщикам выросли, многие из них не привыкли к этому. Давайте

обсуждать, давайте попросим профильный комитет, по строительству - вот у нас

там сразу оживился Евгений Сергеевич Москвичёв, - пускай собирают

застройщиков, обсуждают все эти вопросы.


Вы правильно говорите в отношении требований, которые могут выполнить

федеральные компании, их немного, вы совершенно верно отмечаете, что

региональные компании выйти на выполнение таких требований, скорее всего, не

смогут, потому что им тяжело, - приглашайте и обсуждайте. В каждом регионе

есть две-три компании, которые твёрдо стоят на ногах, - давайте сделаем всё

возможное, чтобы для них создать условия и запустить этот процесс, а дальше

необходимо, чтобы рынок укреплялся добросовестными застройщиками.


А иначе у нас получается, что, с одной стороны, создавались страховые

компании, которые все обанкротились на день раньше, чем застройщики, с другой

стороны, СРО деньги собрали, разместили их в проблемных банках - тоже

средства пропали. Коллеги, огромные средства пропали, мы с вами это знаем, и

сегодня, когда пытаемся их найти и вернуть в фонд поддержки обманутых

дольщиков, этих средств уже нет! Поэтому контроль должен быть, прозрачность

должна быть. Николай Петрович Николаев у нас настрадался - он на протяжении

нескольких лет занимался расшивкой этих вопросов, возглавлял рабочую группу.

Поэтому, коллеги, да, требования жёсткие, но, если нужно будет поправить

какие-то нормы, давайте мы соберёмся с застройщиками, обсудим, пригласим

экспертов, пригласим наших коллег из правительства и выйдем на

сбалансированное решение. Такое поручение можно дать нашему коллеге

Москвичёву - думаю, что он справится с этим, учитывая его профессионализм.


Но законопроект надо поддерживать, потому что он всё-таки открывает нам

реальные перспективы именно в плане программного финансирования. Ну да, это

новая форма, об этом речь идёт.


Николаю Петровичу надо спасибо сказать.


ИЗ ЗАЛА. (Не слышно.)


ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Всем? Да, и всем тоже.


А сейчас - Якубовский Александр Владимирович.


ЯКУБОВСКИЙ А. В., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ".


Уважаемый Вячеслав Викторович, уважаемые коллеги! Николай Петрович уже

подробно и по существу рассказал обо всех изменениях, которые предполагаются

данным законопроектом. Хотелось бы отметить, что по факту мы смотрим

правоприменительную практику, собственно, мы регулируем те вопросы, которые

перед нами возникают. И это действительно большая, кропотливая работа -

анализ того, как законы, которые мы принимаем, дальше работают.


В прошлую пятницу в Новосибирске в течение практически шести часов я вёл

приём обманутых дольщиков, порядка пятидесяти человек принял, такую же работу

вёл в этот понедельник в Якутске. И у многих действительно возникал вопрос

относительно того, что, к большому сожалению, арбитражные управляющие не

заинтересованы в скорейшем решении вопроса по банкротству застройщиков, и

из-за этого мы сталкиваемся с тем, что они затягивают этот процесс. Данным

законопроектом мы, собственно говоря, помогаем в первую очередь дольщикам в

конечном итоге восстановить свои права через банкротство застройщиков и через

соответствующую процедуру работы с фондом в дальнейшем.


Также важный вопрос, который беспокоит граждан, - это вопрос выплаты

компенсаций: каким образом будет рассчитываться эта сумма, исходя из каких

параметров? Здесь мы тоже регулируем данный вопрос - она будет рассчитываться

исходя из произведённой не ранее трёх месяцев оценки. И конечно, важнейшая

норма, о которой уже было сказано, - это распространение механизмов помощи на

членов ЖСК, которые были созданы не в процедуре банкротства, и право на

получение выплат независимо от того, уплачивали ли застройщики взносы в

компенсационный фонд.


Тысячи людей ждут принятия этого закона, и, конечно же, фракция "ЕДИНАЯ

РОССИЯ" будет его поддерживать.


Спасибо за внимание.


ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.


Уважаемые коллеги, обращаю ваше внимание, что активно приступил к работе по

решению этого вопроса "ДОМ.РФ", фонд поддержки обманутых дольщиков, который

осуществляет выплаты, соответственно, есть и методика выплат, и подходы на

системной основе. Вы знаете, что правление фонда возглавляет вице-премьер

Мутко Виталий Леонтьевич, поэтому, если речь идёт о консультациях, в том

числе об изучении конкретных ситуаций, мы всегда можем обратиться и к

руководству фонда. Фонд возглавил Олег Маркович Говорун, человек, который

длительное время работал с регионами, хорошо знает наши регионы, субъекты

Российской Федерации, ситуацию в них, он работал и полпредом президента в

Центральном федеральном округе, и министром Российской Федерации, поэтому

используйте возможность, если вы видите, что ситуация в регионах требует

оказания помощи. То есть здесь у нас, думаю, есть всё для того, чтобы

построить работу эффективно, но нам этот вопрос придётся держать на контроле

ещё длительное время, потому что объём тех средств, которые мы направляем в

фонд поддержки обманутых дольщиков, недостаточен для того, чтобы решить этот

вопрос быстро, тем более одномоментно.


И в связи с этим большая роль отводится регионам: есть регионы, которые

активно участвуют в решении проблем обманутых дольщиков, а есть регионы,

которые сидят и ждут, когда деньги выделят за счёт фонда поддержки обманутых

дольщиков, и это недопустимо. Здесь улица, если хотите, с многосторонним

движением - регион должен заниматься, мы должны участвовать в решении этих

вопросов, ну и, конечно, должен быть диалог с обманутыми дольщиками, потому

что без принятия с их стороны решений невозможно вхождение в процедуру, где

итог - это оказание помощи или достройка. Николай Петрович, правильно было бы

нам, может быть, на будущий год вернуться к теме слушаний, изучения этого

вопроса и подведения итогов.


Коллеги, информирую вас: 17 регионов России не имеют обманутых дольщиков, и

не потому, что там нет застройщиков и дольщиков, а потому, что в первую

очередь на местном уровне занимались этими вопросами. Вот эти так называемые

строительные "МММ" в первую очередь были построены в тех территориях, где не

было контроля со стороны местных органов власти и граждан не информировали о

том, что фактически на рынке появились мошенники. По этой причине мы с вами

сделали всё для того, чтобы ввести счета эскроу, контроль за средствами

дольщиков, ну и, конечно, приняли решения по защите обманутых дольщиков.


Пожалуйста, Николай Петрович.


НИКОЛАЕВ Н. П. Уважаемый Вячеслав Викторович, спасибо за добрые слова. Но вы

забыли сказать, что те большие парламентские слушания вели вы и, в отличие от

многих других, у вас не было возможности даже выйти из зала. Так что здесь

действительно без вашей поддержки это невозможно.


ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Николай Петрович, это не самая большая проблема.


НИКОЛАЕВ Н. П. Да, это не самая большая проблема. Ещё, конечно, важно

сказать, что вся эта реформа была бы абсолютно невозможна, если бы не

принципиальное решение президента и его поручение об уходе...


ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Вот, это правильно.


НИКОЛАЕВ Н. П. ...об уходе от этой модели долевого строительства, которая

действительно наделала столько бед.


Что касается тех замечаний, которые прозвучали, я хочу буквально несколько

слов сказать. Ну, что касается тех компаний, которые разоряются, и вот таких

огромных ставок, дело в том, что банки часто выставляют именно для защиты от

таких ненадёжных компаний заградительные ставки, и абсолютно ничего

удивительного в этом нет. Но мы собирали статистику, она сейчас абсолютно

открыта: в основном застройщики получают в среднем 4-5 процентов, это

действительно так. И сейчас уже, например, Сбербанк пошёл на то, что

значительно уменьшает не только ставку проектного финансирования, но и ставку

по ипотеке по тем проектам, которые одновременно обслуживаются в банке и с

точки зрения проектного финансирования, и с точки зрения ипотеки. Это очень

хороший сигнал для рынка, и я думаю, что это должно очень неплохо повлиять на

ситуацию.


Какая ещё проблема у нас сейчас будет возникать, над чем нам нужно подумать

и, может быть, при доработке даже этого законопроекта тоже учесть. Дело в

том, что после выплат компенсаций у нас остаются дома, строительство которых

не завершено, то есть те самые незавершённые объекты, и, конечно, это тоже

колоссальный ресурс, который нельзя вот так выкидывать на ветер. Мы должны

будем подумать, каким образом управлять вот таким портфелем незавершённого

строительства, потому что, конечно, эти объекты также должны учитываться,

принимать участие в решении жилищных проблем.


Спасибо всем большое за участие и за обсуждение, и просим поддержать

законопроект.


ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Николай Петрович, а какое отсечение по объёму вводимого

жилья вы предлагаете ввести, чтобы застройщики получили льготу, которую имеют

наши федеральные строительные организации, как правило московские?


НИКОЛАЕВ Н. П. Здесь дело в том, что сейчас уже достаточно много компаний в

регионах, у которых есть даже один объект и у которых нормальная процентная

ставка.


ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Там же у вас идёт отсечение, или, если хотите, входной

билет, под льготное... отдельный подход по реализации проектов исходя из

ранее построенного, из того, сколько квадратных метров было построено. Там

какая шкала?


НИКОЛАЕВ Н. П. Речь идёт о постановлении правительства, которым даётся таким

крупным застройщикам возможность достроить эти объекты по старой методике.


ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Об этом, да. Я просто обратил внимание на некоторые

вопросы, которые затронул Алексей Владимирович. Речь-то идёт о том, что вот

этим постановлением правительства отсекается большое количество региональных

компаний, соответственно, эту планку могут взять порядка пяти, может быть,

шести московских компаний, а так как московские компании не пойдут в регионы,

где невысокий уровень рентабельности и стоимость квадратного метра ниже, чем

в Москве, возникла большая проблема.


НИКОЛАЕВ Н. П. Что касается вот этой планки, на сегодняшний день она

применима именно в отношении достройки уже начатых объектов, а что...


ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Совершенно правильно, да.


НИКОЛАЕВ Н. П. ...а что касается новых объектов, они все в одинаковой

ситуации, и здесь скорее надо обращать внимание на те возможности, которые

есть у региона.


ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Николай Петрович, может быть, нам как раз с этой точки

зрения посмотреть и обсудить эту планку, потому что в регионах всегда есть

две-три компании, которые могут достроить по критериям, которые на них не

распространяются, но распространяются только на федеральные структуры. Вот

здесь большая проблема, ну, это касается практически всей нашей страны. Мы

недавно эту тему обсуждали в Пензенской области, где есть достаточно крупные

застройщики, но они вынуждены будут полностью выполнять требования уже нового

законодательства, и лишь потому выполнять, что они не имеют того задела и не

подпадают, собственно, под критерии, под которые подпадают федеральные

строительные организации в Москве. В любом случае необходимо, чтобы мы учли,

что Россия - это не только Москва и московские фирмы, что во всех регионах

есть организации, которые могут совершенно спокойно реализовывать проекты,

начатые по старым требованиям, с учётом их опыта, возможностей и так далее.

Вот это сегодня не учтено в постановлении, которое касается практически

только крупных московских организаций, может быть, организаций в Московской

области, в Санкт-Петербурге, а как только мы с вами выедем за пределы

Садового кольца, за МКАД, - там регионы, где и без того экономически слабые

организации обязаны будут выполнять новые требования, но на них не

распространяются подходы, которые распространяются на московские организации.


Вот этот вопрос было бы хорошо изучить, но это, правильно вы сказали,

подзаконный акт правительства.


НИКОЛАЕВ Н. П. Мы обязательно проработаем этот вопрос совместно с

министерством, и я думаю, что, конечно, пригласим к обсуждению всех

заинтересованных депутатов с учётом проблем в регионах.


ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Да, надо представителей регионов, которые испытывают

такие проблемы, где, собственно, есть конкретные предложения и видение

решения этого вопроса, собрать и, обсудив, может быть, внести предложения о

корректировке подзаконного акта. Тогда строители в регионах начнут двигаться

более активно в плане завершения строительства вот тех недостроенных

объектов, потому что под новые критерии не все из них попадают, и может

просто остановиться стройиндустрия, строительный комплекс в регионах, если мы

не обеспечим там плавный переход, в том числе с учётом специфики и с учётом

возможностей регионов.


НИКОЛАЕВ Н. П. Хорошо, проработаем.


ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. А что касается рентабельности, она составляет от 7 до

14 процентов в регионах в сфере строительства жилья, поэтому здесь много

вопросов, не все из которых на виду. Ну, всё по-разному, и всё зависит от

того, где землю приобрели - на аукционе или она выделенная, какая выделенная

земля - перепрофилированная или нет. Вот об этом тоже речь идёт.


Полномочный представитель президента? Нет замечаний. Полномочный

представитель правительства? Нет замечаний. Заключительное слово Николай

Петрович огласил.


Ставится на голосование проект федерального закона "О внесении изменений в

Федеральный закон "Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и

иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные

акты Российской Федерации" и отдельные законодательные акты Российской

Федерации" (в части усиления защиты прав участников строительства), первое

чтение, 10-й вопрос нашей повестки.


Пожалуйста, включите режим голосования.


Покажите результаты.


РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (11 час. 40 мин. 13 сек.)

Проголосовало за 397 чел.88,2 %

Проголосовало против 0 чел.0,0 %

Воздержалось 0 чел.0,0 %

Голосовало 397 чел.

Не голосовало 53 чел.11,8 %

Результат: принято


Законопроект в первом чтении принят единогласно: за - 397, против нет,

воздержавшихся нет. Спасибо.