ФЗ № 838917-7

О ратификации Договора между Российской Федерацией и Объединенными Арабскими Эмиратами о передаче лиц, осужденных к лишению свободы

Внесён: 18 ноября 2019
Последнее событие: Опубликование закона, 5 января 2020
Последнее решение:
Инициаторы:

Стенограммы по законопроекту №838917-7

Заседание №263

11.12.2019

О проекте федерального закона № 838917-7 "О ратификации Договора между Российской Федерацией и Объединёнными Арабскими Эмиратами о передаче лиц, осуждённых к лишению свободы".

5-й вопрос, о проекте федерального закона "О ратификации Договора между

Российской Федерацией и Объединёнными Арабскими Эмиратами о передаче лиц,

осуждённых к лишению свободы". Доклад официального представителя Президента

Российской Федерации Уполномоченного Российской Федерации при Европейском

Суде по правам человека - заместителя министра юстиции Российской Федерации

Михаила Львовича Гальперина.


Михаил Львович, с учётом того что ваш доклад будет одновременно по двум

вопросам, для стенограммы зачитаю название и законопроекта под пунктом 6, он

также из блока проектов о ратификации: о проекте федерального закона "О

ратификации Договора между Российской Федерацией и Республикой Намибией о

передаче лиц, осуждённых к лишению свободы".


Михаил Львович сделает доклад по 5-му и 6-му вопросам одновременно, мы об

этом говорили на заседании Совета Государственной Думы.


Пожалуйста.


ГАЛЬПЕРИН М. Л., официальный представитель Президента Российской Федерации,

Уполномоченный Российской Федерации при Европейском Суде по правам человека -

заместитель министра юстиции Российской Федерации.


Уважаемый Вячеслав Викторович, уважаемые коллеги! Представляются два

законопроекта о ратификации договоров о передаче осуждённых - между

Российской Федерацией и Объединёнными Арабскими Эмиратами и между Российской

Федерацией и Республикой Намибией. Оба договора направлены на создание

правовой основы для передачи осуждённых к лишению свободы из одной страны в

другую, прежде всего, конечно, речь идёт о передаче для отбывания наказания в

страну своего гражданства, для того чтобы сохранялись социальные связи и

человек мог отбывать наказание не в чужой стране, а у себя дома, мог общаться

с родственниками и проходить соответствующую социализацию.


Договоры предусматривают возможность передачи только с добровольного

письменного согласия этого лица, то есть передать кого-то помимо его воли

нельзя, и с согласия компетентных органов обоих государств. Есть возможность

отказать в передаче в том случае, если такая передача может нанести ущерб

суверенитету, безопасности, публичному порядку и иным существенным интересам

государства. Также может быть отказано в передаче осуждённого в случае, если

это лицо не погасило соответствующие финансовые обязательства в государстве,

где оно отбывало наказание.


Оба договора согласованы с Правительством и Верховным Судом Российской

Федерации и не потребуют выделения дополнительных средств из федерального

бюджета. Просим поддержать оба проекта федеральных законов.


ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.


Содоклад первого заместителя председателя Комитета по международным делам

Юрия Павловича Олейникова.


Юрий Павлович, вы также сразу по 5-му и 6-му вопросам? Пожалуйста.


ОЛЕЙНИКОВ Ю. П., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ".


Уважаемые коллеги, договоры, которые представлены сегодня вам на рассмотрение

для ратификации, имеют большое значение, поскольку, как вы знаете, отношения

Российской Федерации с африканскими странами и с арабским Востоком в

последнее время серьёзно активизируются, но, к сожалению, сопровождаются не

только позитивными процессами, иногда случаются и нарушения закона на той или

другой стороне. Как сказал коллега Гальперин, это договоры двусторонние, они

определяют именно процедуру передачи осуждённых лиц для отбывания наказания

на родине, тех осуждённых, которые были осуждены в одной или другой стране.

Договорами регламентируются и процесс, которым устанавливается обязательное

информирование осуждённого об условиях его передачи, и то, что передача может

осуществляться только с его согласия. Важно отметить, что такая передача

возможна при сроке отбывания наказания не менее шести месяцев, - ну понятно,

что при меньшем сроке, если осуждённый или страна, в которой происходит

отбывание наказания, посчитают необходимым выйти с инициативой о передаче,

сама процедура согласования может занять гораздо большее время.


Крайне важно, что данными договорами регулируются аспекты передачи лиц,

осуждённых именно к лишению свободы; на осуждённых к другим видам наказания,

как то: дополнительные работы или смертная казнь (прежде всего это особенно

важно в части договора с Эмиратами, договор не распространяется на тех, кто

приговорён к смертной казни), - данная процедура, ещё раз подчёркиваю, не

распространяется. Договор с Эмиратами содержит некоторые правила, которые не

предусмотрены нашим национальным законодательством. Например, в передаче

осуждённого может быть отказано, если государство вынесения приговора

посчитает, что такая передача может нанести ущерб его суверенитету,

безопасности и другим интересам. Такие формулировки действительно отсутствуют

в нашем Уголовно-процессуальном кодексе, однако они могут быть применены в

двусторонних отношениях между нашими странами, поскольку не нарушают принципа

верховенства российской Конституции и вводятся в договор на взаимной основе.


Как уже отметил господин Гальперин, представленные в Государственную Думу для

ратификации договоры развивают положения международной Конвенции о передаче

осуждённых лиц, которая для России вступила в силу в 2007 году. Более

подробно эти договоры регулируют особенности взаимодействия наших стран в

сфере совпадающих интересов, в частности особенности в части требований о

составлении запроса о передаче, о порядке его направления, о процессуальных

гарантиях и так далее. Практика таких международных договоров направлена на

гуманизацию условий лишения свободы как одного из видов уголовного наказания.


Ратификация данных договоров, как было отмечено, не требует дополнительных

бюджетных ассигнований, расходы такого рода предусмотрены в бюджете

Федеральной службы исполнения наказаний. На заседании комитета мы получили

все необходимые ответы на наши вопросы от представителя Министерства юстиции

и проголосовали за рекомендацию поддержать ратификацию этих договоров.


Просим поддержать нашу позицию.


Спасибо за внимание.


Председательствует Первый заместитель

Председателя Государственной Думы

А. Д. Жуков


ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Есть ли вопросы? Нет вопросов. Есть ли желающие

выступить? Нет. Докладчик? Нет.


Коллеги, ставится на голосование проект федерального закона "О ратификации

Договора между Российской Федерацией и Объединёнными Арабскими Эмиратами о

передаче лиц, осуждённых к лишению свободы", пункт 5.


Включите режим голосования.


Покажите результаты.


РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (12 час. 35 мин. 01 сек.)

Проголосовало за 412 чел.91,6 %

Проголосовало против 0 чел.0,0 %

Воздержалось 0 чел.0,0 %

Голосовало 412 чел.

Не голосовало 38 чел.8,4 %

Результат: принято


Принимается единогласно.


Ставится на голосование проект федерального закона "О ратификации Договора

между Российской Федерацией и Республикой Намибией о передаче лиц, осуждённых

к лишению свободы", пункт 6.


Включите режим голосования.


Покажите результаты.


РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (12 час. 35 мин. 34 сек.)

Проголосовало за 400 чел.88,9 %

Проголосовало против 1 чел.0,2 %

Воздержалось 1 чел.0,2 %

Голосовало 402 чел.

Не голосовало 48 чел.10,7 %

Результат: принято


Принимается.