ФЗ № 831855-7

О внесении изменения в статью 1 Закона Российской Федерации "О защите прав потребителей"

об уточнении полномочий Правительства Российской Федерации в части регулирования деятельности владельца агрегатора

Внесён: 8 ноября 2019
Последнее событие: Опубликование закона, 29 апреля 2020
Последнее решение:
Инициаторы:

Стенограммы по законопроекту №831855-7

Заседание №273

04.02.2020

О проекте федерального закона № 831855-7 "О внесении изменения в статью 1 Закона Российской Федерации "О защите прав потребителей" (об уточнении полномочий Правительства Российской Федерации в части регулирования деятельности владельца агрегатора информации о товарах (услугах).

Пункт 8, проект федерального закона "О внесении изменения в статью 1 Закона

Российской Федерации "О защите прав потребителей". Доклад официального

представителя правительства руководителя Федеральной службы по надзору в

сфере защиты прав потребителей и благополучия человека Анны Юрьевны Поповой.


Пожалуйста.


ПОПОВА А. Ю., официальный представитель Правительства Российской Федерации,

руководитель Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и

благополучия человека.


Уважаемый Александр Дмитриевич, уважаемые депутаты Государственной Думы! В

соответствии со статьёй 1 Закона Российской Федерации "О защите прав

потребителей" Правительство Российской Федерации наделено полномочиями

издавать для хозяйствующих субъектов правила, обязательные при заключении и

исполнении публичных договоров. В июле 2018 года - и здесь я хочу сказать вам

большое спасибо - был принят закон об агрегаторах, который урегулировал

основные права и обязанности нового субъекта потребительских отношений -

владельца агрегатора информации о товарах и услугах. Вместе с тем

правоприменительная практика показала, что существует необходимость внести

изменения и в подзаконные акты, имея в виду правила продажи товаров

дистанционным способом, которые утверждаются постановлением Правительства

Российской Федерации. Однако в статье 1 Закона "О защите прав потребителей"

владелец агрегатора информации о товарах и услугах не назван в числе тех лиц,

в отношении которых Правительство Российской Федерации вправе устанавливать

обязательные правила. Цель подготовленного законопроекта - восполнить этот

правовой пробел. Предлагаемый законопроект наделяет Правительство Российской

Федерации правом издавать обязательные при заключении и исполнении публичных

договоров правила и для владельца агрегатора информации о товарах и услугах.


Прошу поддержать законопроект.


ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.


Содоклад Владимира Владимировича Гутенёва.


ГУТЕНЁВ В. В., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ".


Уважаемый Александр Дмитриевич, уважаемые коллеги! В июле 2018 года нами был

принят федеральный закон № 250-ФЗ, который определял правовой статус и

обязанности владельца товарного агрегатора в Интернете. Теперь законодательно

установлено, что владелец сайта или программы, которые предоставляют

возможность дистанционно ознакомиться с товаром, а также дистанционно

заключить договор купли-продажи товара и оплатить его, - это владелец

агрегатора. С целью защиты прав потребителей законом предусматривалась

ответственность владельца агрегатора за предоставление недостоверной или

неполной информации о товаре или продавце. Все эти изменения стимулировали

рост интернет-торговли в первом полугодии прошедшего года на 26 процентов, её

объёмы достигли 725 миллиардов рублей, если это перевести в количество

заказов, то россияне сделали 191 миллион заказов, почти столько же, сколько

за весь 2016 год.


Вместе с тем для обеспечения оперативной реакции в отношении событий,

происходящих на рынке интернет-торговли, необходимо предусмотреть возможность

Правительства Российской Федерации регулировать деятельность агрегаторов при

заключении договоров розничной купли-продажи между продавцом и потребителем.

В связи с этим законопроект наделяет Правительство Российской Федерации

полномочиями издавать для владельцев торгового агрегатора правила,

обязательные при заключении и исполнении публичных договоров (договоров

розничной купли-продажи энергоснабжения, договоров о выполнении работ и об

оказании услуг).


Комитет поддерживает предлагаемые Правительством Российской Федерации

изменения и отмечает, что они будут способствовать обеспечению достаточного

уровня защищённости потребителей и позволят оперативно реагировать на

происходящие в интернет-пространстве негативные процессы, которые могут

нанести вред непосредственно потребителю. У Правового управления Аппарата

Государственной Думы отсутствуют замечания к концепции законопроекта. Комитет

рекомендует Государственной Думе принять законопроект в первом чтении. Прошу

поддержать.


ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.


Есть ли вопросы? Есть.


Включите режим записи на вопросы.


Покажите список.


По ведению - Пинский Виктор Витальевич. Ошибочно.


Боева Наталья Дмитриевна, пожалуйста.


БОЕВА Н. Д., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ".


Спасибо, Александр Дмитриевич.


Анна Юрьевна, у меня к вам вопрос. Скажите, пожалуйста, почему ничего не

сказано о том, какая именно информация будет необходима? Или каждому

агрегатору необходимо будет какие-то свои данные освещать?


ПОПОВА А. Ю. Спасибо за вопрос, Наталья Дмитриевна. На сегодняшний день мы

предлагаем наделить правительство полномочием такие правила устанавливать для

того, чтобы можно было требовать их исполнения не только от торговых сетей и

торговых точек на улицах наших городов, но и от тех, кто торгует в Интернете,

в том числе агрегаторов. Этот порядок и будет прописан в постановлении

правительства.


ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Альшевских Андрей Геннадьевич.


АЛЬШЕВСКИХ А. Г. Анна Юрьевна, как вы считаете, а есть ли смысл создать

реестр интернет-магазинов, которые являются агрегаторами информации о товарах

и услугах, ну, как говорится, с целью учёта и контроля, и указывать в нём тех

же учредителей? Такой опыт есть в туристической сфере. Или, может, такая база

уже есть либо будет создана?


ПОПОВА А. Ю. Спасибо за вопрос, уважаемый Андрей Геннадьевич. Именно такое

полномочие правительства и позволит определить порядок создания предлагаемого

вами реестра. Спасибо, мы принимаем это предложение.


ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Тен Сергей Юрьевич.


ТЕН С. Ю., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ".


Уважаемая Анна Юрьевна, уже год работает принятый нами в июле 2018 года

закон, соответственно, уже можно делать выводы на основе правоприменительной

практики. Скажите, пожалуйста, какая имеется статистика по привлечению к

ответственности владельцев интернет-агрегаторов за прошедший, 2019 год, как

работают эти нормы в отдельных секторах услуг - перевозки, такси, продажа

товаров в Интернете, бронирование авиабилетов? Существуют ли сейчас проблемы

с применением закона? И если они есть, позволит ли их устранить принимаемая

поправка?


ПОПОВА А. Ю. Вы, безусловно, знаете, примеры такой работы на слуху: это и

"Яндекс.Такси", и другие такси, агрегаторы, которые обеспечивают оказание

услуги, это и торговля различными товарами в Интернете. На самом деле этот

закон сегодня позволяет навести порядок при реализации товаров и услуг. И вы,

безусловно, правы: изменения, которые сегодня предлагаются, позволят навести

ещё больший порядок. Изменения, которые мы сегодня предлагаем, - это

результат анализа правоприменительной практики.


ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Коллеги, есть ли желающие выступить по данному вопросу?

Нет. Будет ли выступать представитель президента? Докладчик? Содокладчик?

Нет.


Ставится на голосование проект федерального закона "О внесении изменения в

статью 1 Закона Российской Федерации "О защите прав потребителей", пункт 8.


Включите режим голосования.


Покажите результаты.


РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (13 час. 07 мин. 41 сек.)

Проголосовало за 394 чел.87,6 %

Проголосовало против 0 чел.0,0 %

Воздержалось 0 чел.0,0 %

Голосовало 394 чел.

Не голосовало 56 чел.12,4 %

Результат: принято


Принимается в первом чтении единогласно.