ФЗ № 831156-7

О внесении изменений в статью 11 Федерального закона "О государственном контроле за осуществлением международных автомобильных перевозок и об ответственности за нарушение порядка их выполнения" в части совершенствования государственного контроля (надзора) за осуществлением международных пассажирских автомобильных перевозок

Внесён: 7 ноября 2019
Последнее событие: Рассмотрение законопроекта в первом чтении, 13 февраля 2020
Последнее решение: принять законопроект в первом чтении; представить поправки к законопроекту
Инициаторы:

Стенограммы по законопроекту №831156-7

Заседание №278

13.02.2020

О проекте федерального закона № 831156-7 "О внесении изменений в статью 11 Федерального закона "О государственном контроле за осуществлением международных автомобильных перевозок и об ответственности за нарушение порядка их выполнения" в части совершенствования государственного контроля (надзора) за осуществлением международных пассажирских автомобильных перевозок".

12-й вопрос, проект федерального закона "О внесении изменений в статью 11

Федерального закона "О государственном контроле за осуществлением

международных автомобильных перевозок и об ответственности за нарушение

порядка их выполнения" в части совершенствования государственного контроля

(надзора) за осуществлением международных пассажирских автомобильных

перевозок". Докладывает Дмитрий Станиславович Зверев.


ЗВЕРЕВ Д. С. Уважаемый Иван Иванович, уважаемые депутаты Государственной

Думы! Вашему вниманию предлагается проект федерального закона "О внесении

изменений в статью 11 Федерального закона "О государственном контроле за

осуществлением международных автомобильных перевозок..." в части

совершенствования государственного контроля (надзора) за осуществлением

международных пассажирских автомобильных перевозок". Законопроект направлен

на совершенствование государственного контроля за осуществлением

международных пассажирских автомобильных перевозок, защиту интересов

российских перевозчиков и, безусловно, повышение качества оказания

транспортной услуги.


В настоящее время контроль за такими перевозками осуществляет Ространснадзор

только на стационарных и передвижных контрольных пунктах, а также таможенные

органы в пунктах пропуска через государственную границу. В то же время

Конвенцией о международных автомобильных перевозках закреплено, что отправка

и прибытие автобусов международного сообщения должны осуществляться только с

автовокзалов и автостанций, при этом транспортный контроль в настоящее время,

как я уже сказал, на указанных местах не осуществляется. Отсутствие

возможности проверять перевозчиков, осуществляющих международные перевозки, в

указанных местах посадки и высадки пассажиров, с одной стороны, не позволяет

обеспечить контроль за соблюдением конвенции, с другой стороны, ущемляет

интересы российских перевозчиков, так как в соответствии с административным

регламентом и положениями законодательства внутрироссийских перевозчиков

Ространснадзор имеет право проверять в любом месте выявления соответствующего

нарушения. С одной стороны, затруднён контроль, а с другой стороны,

практически отсутствует и мониторинг соблюдения запрета перевозок пассажиров

транспортными средствами, принадлежащими иностранным перевозчикам, между

пунктами, расположенными на территории Российской Федерации, так называемых

каботажных перевозок. Невозможность проверки иностранных перевозчиков в месте

посадки и высадки пассажиров приводит к случаям нарушения указанного запрета

и, как следствие, к снижению объёмов перевозок пассажиров российскими

перевозчиками по пригородному и междугороднему сообщению.


Законопроектом предлагается установить дополнительные полномочия

Ространснадзора по проведению проверок транспортных средств, осуществляющих

пассажирские международные перевозки, первое, на остановочных пунктах, в том

числе расположенных на автовокзалах и автостанциях, и второе, в иных местах,

расположенных в границах населённых пунктов, в случае посадки пассажиров в

транспортное средство и высадки.


Уважаемые депутаты, прошу поддержать.


ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Присаживайтесь, Дмитрий Станиславович.


С содокладом от Комитета по транспорту и строительству выступит первый

заместитель председателя комитета Виталий Борисович Ефимов.


ЕФИМОВ В. Б., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ".


Уважаемые коллеги, Иван Иванович! Комитет поддерживает данный законопроект,

просит вас принять его в первом чтении. Однако к нему есть замечания,

связанные, допустим, с тем, что пассажиров, вне зависимости от проверок,

должны доставить в пункт назначения точно в срок - так обозначено в нашем

220-м законе, который касается внутренних перевозок, - а также в части того,

чтобы исключить проверку грузовых автомобилей международных перевозчиков на

этих пунктах проверки. Ну и есть другие небольшие замечания, которые мы в

короткий срок доработаем ко второму чтению.


Просим вас принять данный законопроект.


Спасибо за внимание.


ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Виталий Борисович.


Коллеги, будут ли желающие выступить? Есть.


Включите режим записи на выступления. (Шум в зале.) Извините, пожалуйста.

Отмените. Включите режим записи на вопросы.


Теперь, пожалуйста, записывайтесь на вопросы, коллеги.


Покажите список.


Крючек Сергей Иванович, пожалуйста.


КРЮЧЕК С. И., фракция "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ".


У меня вопрос к представителю правительства.


Дмитрий Станиславович, крайне вольготно на автомобильных дорогах Российской

Федерации ведёт себя автомобильный транспорт с иностранными номерами, в том

числе автобусы, микроавтобусы, которые осуществляют регулярные или

нерегулярные перевозки, - похоже, что камеры фотофиксации даже их скоростной

режим не фиксируют. В этой части, может быть, на самом деле посмотреть и

каким-то образом отрегулировать вопрос, чтобы при въезде, при выезде с

территории Российской Федерации или при остановке на пунктах контроля

задавать вопрос и настроить наши технические средства так, чтобы

фиксировались нарушения этих транспортных средств, - всё-таки речь идёт

прежде всего о скоростном режиме и безопасности - ну и, естественно, сделать

так, чтобы взимались штрафы в соответствии с нашим законодательством.


ЗВЕРЕВ Д. С. Уважаемый Сергей Иванович, спасибо за вопрос. Дело в том, что

это первый шаг к урегулированию, который направлен на международные

пассажирские автомобильные перевозки, при этом по результатам заседания

Государственного совета 26 июня 2019 года Президентом Российской Федерации

даны поручения, в соответствии с которыми подготовлены дополнительные

изменения в законодательство Российской Федерации, в том числе и в

федеральный закон, о котором идёт речь сегодня, в части усиления. И вы

абсолютно правы, именно это и предполагается - чтобы при въезде в Российскую

Федерацию через пункты пропуска, а также при выезде из Российской Федерации

через пункты пропуска в отношении иностранных автомобилей осуществлялся

достаточно чёткий контроль, вплоть до задержания автотранспортных средств до

предъявления документов или сведений, подтверждающих уплату административных

штрафов за совершение таких правонарушений. В настоящее время соответствующий

законопроект прошёл обсуждение, находится на внутриведомственном

согласовании, и мы уверены, что до конца февраля он будет внесён в

Правительство Российской Федерации.


Председательствует Первый заместитель

Председателя Государственной Думы

А. Д. Жуков


ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Гусева Ирина Михайловна.


ГУСЕВА И. М., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ".


Спасибо, Александр Дмитриевич.


Дмитрий Станиславович, в законопроекте написано: "в иных местах" - это ведёт

к правовой неопределённости. Как только транспортное средство въезжает на

территорию Российской Федерации - как бы ни писали в законе "в границах

населённых пунктов", - оно сразу попадает в правовое поле нашего государства.

Получается, они могут где угодно пассажира высадить и посадить, а наши

внутренние перевозчики действуют в рамках закона. Мне кажется, ко второму

чтению это надо исключить, всё-таки для правового регулирования в федеральном

законе нормы должны быть чёткими.


ЗВЕРЕВ Д. С. Ирина Михайловна, спасибо за вопрос. Дело в том, что в

действующей конструкции федерального закона действительно содержится

перечисление достаточно большого количества мест контроля. С точки зрения

юридической техники была выбрана категория "иные места контроля" только для

того, чтобы предусмотреть все возможные варианты, когда Ространснадзор смог

бы исполнить свои контрольно-надзорные полномочия. Именно это и было целью,

вы в этом абсолютно правы, - предусмотреть возможность контрольно-надзорных

органов при нарушениях (а посадка и высадка пассажиров в неустановленном

месте является нарушением) пресекать данные правонарушения и, соответственно,

накладывать административные взыскания.


Безусловно, ко второму чтению мы данную формулировку ещё более подробно с

точки зрения лингвистики отработаем в комитете.


ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Включите микрофон на трибуне.


ЕФИМОВ В. Б. Уважаемые коллеги, нам не надо бояться этих дополнительных

проверок в любых местах. В части экономической деятельности надо, наверное,

более мягко спрашивать, а вот там, где речь идёт о жизни человека, мы, как

профессионалы, считаем, надо спрашивать жесточайшим образом. И если нарушение

в каком-то другом месте обнаружат, то это, может быть, спасёт чью-то жизнь.


ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Катасонов Сергей Михайлович, пожалуйста.


КАТАСОНОВ С. М., фракция ЛДПР.


Уважаемый Дмитрий Станиславович, действительно, фактически полный перечень

тех мест, где будет осуществляться такой досмотр, вряд ли имеет смысл

обозначать, если мы вводим формулировку "в иных местах", то есть тогда мы

должны признать, что такой контроль может быть осуществлён в любом месте,

даже без перечисления этих мест. В связи с этим у меня вопрос. По вашему

прогнозу, насколько изменится отношение участников рынка, перевозчиков к

такой более жёсткой регламентации, не приведёт ли более жёсткое регулирование

к тому, что часть перевозчиков, сочтя это регулирование излишним, избыточным,

может просто уйти с рынка?


ЗВЕРЕВ Д. С. Уважаемый Сергей Михайлович, дело в том, что эти требования уже

применяются к российским перевозчикам и, по большому счёту, поскольку закон

касается международных перевозок, к иностранным перевозчикам мы применяем тот

же самый правовой режим. В данном случае защита интересов российских

перевозчиков будет обеспечена в полном объёме.


А с точки зрения статистики и, скажем так, качественного и количественного

снижения нарушений могу сказать вот что. В настоящее время речь идёт в

основном о двух статьях КоАП - о статье 11.23, несоблюдение норм времени при

управлении транспортным средством (это более частое нарушение), и о статье

11.29, осуществление перевозок без разрешений или списков пассажиров. По

статистике, есть тенденция к увеличению числа нарушений: если в 2015 году

нарушений по статье 11.29 - осуществление международных перевозок без

разрешений или списков - было 1,7 тысячи, то в 2019 году зафиксировано почти

2 тысячи правонарушений. Мы ожидаем, что за счёт введения возможностей

проведения рейдовых проверок и проверок в иных местах число нарушений будет

существенно снижено.


ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Шперов Павел Валентинович.


ШПЕРОВ П. В., фракция ЛДПР.


У меня вопрос к представителю правительства.


Уважаемый Дмитрий Станиславович, понятно, что данный законопроект направлен

на борьбу в первую очередь с каботажниками в приграничных регионах, это

абсолютно ясно. Вы планируете ввести список мест, в которых будет

осуществляться контроль, допустим в иных местах в пределах населённых

пунктов. Я могу сразу же назвать место вне пределов населённых пунктов, где

можно совершить такую же манипуляцию, - это любой перекрёсток с

второстепенной дорогой, и это, получается, не подпадает уже под действие

закона. Вопрос: а нельзя ли просто применять какие-то технические средства?

Сейчас же всё-таки XXI век, мы можем установить камеру, установить датчики

учёта пассажиропотока. В принципе при выдаче дозволов можно вообще обязать

иностранного перевозчика, паритетчика, чтобы автобусы были оборудованы

данными устройствами, сделать это основным условием, и тогда мы решим

полностью проблему... (Микрофон отключён.)


ЗВЕРЕВ Д. С. Уважаемый Павел Валентинович, спасибо за вопрос. Дело в том, что

техническое средство контроля - это один из видов, точнее, одно из

приспособлений для осуществления контроля. В данном случае первоначально в

принципе должна появиться такая возможность, должно появиться такое право у

федерального органа исполнительной власти по надзору в сфере транспорта. А

технически в Кодексе об административных правонарушениях это уже

урегулировано.


И возвращаясь к первой части вопроса - остановка вне населённого пункта

является самостоятельным составом, соответственно, это администрируется

отдельно.


ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Тумусов Федот Семёнович.


ТУМУСОВ Ф. С. Уважаемый Дмитрий Станиславович, понятно, что законопроект

направлен на расширение полномочий по осуществлению проверок, но при этом,

значит, места тоже ограничены, например, написано: на остановочных пунктах

или в местах посадки и высадки. А почему мы не можем, по примеру наших

дружественных стран, в любом месте проверять?


ЗВЕРЕВ Д. С. Федот Семёнович, спасибо за вопрос. Уверен, что мы сможем это

дополнительно обсудить ко второму чтению. Опыт иностранных государств, в

первую очередь соседей по ЕЭС, изучался в рамках подготовки законопроекта:

где-то это существует, транспортный контроль при международных перевозках

действительно осуществляется в любом месте, а законодательством ряда стран

предусматриваются лишь действительно остановочные пункты, автовокзалы и

автостанции. Тем не менее, как я уже сказал, что касается иных мест,

существует отдельный состав в КоАП, поэтому мы считали, что это будет таким

образом действовать, и в совокупности эти нормы позволят обеспечить

правопорядок.


ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Коллеги, вопросы заданы. Есть ли желающие выступить по

данному вопросу? Нет. Представители президента и правительства? Докладчик?

Содокладчик? Нет.


Ставится на голосование проект федерального закона "О внесении изменений в

статью 11 Федерального закона "О государственном контроле за осуществлением

международных автомобильных перевозок и об ответственности за нарушение

порядка их выполнения" в части совершенствования государственного контроля

(надзора) за осуществлением международных пассажирских автомобильных

перевозок".


Включите режим голосования.


Покажите результаты.


РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (14 час. 50 мин. 47 сек.)

Проголосовало за 357 чел.79,3 %

Проголосовало против 1 чел.0,2 %

Воздержалось 0 чел.0,0 %

Голосовало 358 чел.

Не голосовало 92 чел.20,4 %

Результат: принято


Принимается.