ФЗ № 815672-7

О ратификации Соглашения о механизме прослеживаемости товаров, ввезенных на таможенную территорию Евразийского экономического союза

Внесён: 17 октября 2019
Последнее событие: Опубликование закона, 9 декабря 2019
Последнее решение:
Инициаторы:

Стенограммы по законопроекту №815672-7

Заседание №258

21.11.2019

О проекте федерального закона № 815672-7 "О ратификации Соглашения о механизме прослеживаемости товаров, ввезённых на таможенную территорию Евразийского экономического союза".

Пункт 26, проект федерального закона "О ратификации Соглашения о механизме

прослеживаемости товаров, ввезённых на таможенную территорию Евразийского

экономического союза". Доклад официального представителя Президента

Российской Федерации заместителя министра финансов Российской Федерации Ильи

Вячеславовича Трунина.


Пожалуйста.


ТРУНИН И. В., официальный представитель Президента Российской Федерации,

заместитель министра финансов Российской Федерации.


Добрый день, уважаемый Игорь Владимирович, уважаемые депутаты Государственной

Думы! Президент Российской Федерации внёс проект закона "О ратификации

Соглашения о механизме прослеживаемости товаров, ввезённых на таможенную

территорию Евразийского экономического союза". Это соглашение было подписано

президентами всех пяти стран - участниц ЕАЭС в мае этого года.


Соглашение, по сути, носит прорывной характер с точки зрения внедрения новых,

современных механизмов таможенного и налогового администрирования на всей

территории Евразийского экономического союза. Речь идёт о том, что в

некоторых случаях, поскольку таможенные границы между странами - участницами

ЕАЭС отсутствуют, необходимо проводить мероприятия налогового и таможенного

контроля уже непосредственно после выпуска товаров, которые были ввезены и

оформлены таможенными органами других государств. Для того чтобы этот

контроль был эффективнее, государства договорились о том, что необходимо

создать единую систему прослеживаемости, которая будет построена на

электронном обмене электронными счетами-фактурами и документами, где будет

указана вся информация о том, когда товар был ввезён на территорию

Евразийского экономического союза, где он был оформлен, какой была таможенная

стоимость, а также другие реквизиты и информация, по которым можно понять

характеристики этого товара. Товары, которые будут подлежать

прослеживаемости, не могут быть ввезены на территорию одного государства с

территории другого государства ЕАЭС без отражения соответствующих сведений в

системе прослеживаемости.


Стороны договорились провести пилотный проект по внедрению этой системы, как

это было с системой маркировки, а также договорились о том, что, когда

соглашение будет ратифицировано, когда будут завершены внутригосударственные

процедуры и оно вступит в силу, высший исполнительный орган Евразийского

экономического союза определит список товаров, подлежащих прослеживаемости.

По итогам этого эксперимента будет принято решение о распространении такого

режима на постоянной основе. Российская Федерация готовится к проведению

такого эксперимента: у нас в этом году проходит свой пилотный проект по

внедрению системы прослеживаемости на основании электронных счетов-фактур, и

в случае ратификации и вступления соглашения в силу мы будем полностью готовы

к проведению этого эксперимента.


Из стран ЕАЭС сейчас это соглашение проходит процедуру ратификации в

Белоруссии, там на этой же неделе проходит его рассмотрение на заседании

парламента. Надеемся, что другие страны также приступят к завершению

внутригосударственных процедур по этому соглашению.


Нам представляется, что соглашение отвечает интересам Российской Федерации,

послужит улучшению, повышению эффективности налогового и таможенного

администрирования и повышению прозрачности внешнеэкономической деятельности.

Просим поддержать.


Спасибо за внимание.


Председательствует Первый заместитель

Председателя Государственной Думы

А. Д. Жуков


ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.


Содоклад Умахана Магомедгаджиевича Умаханова.


Пожалуйста.


УМАХАНОВ У. М., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ".


Уважаемый Александр Дмитриевич, уважаемые коллеги! Соглашение направлено на

создание условий, исключающих использование различных схем уклонения от

таможенных и налоговых платежей, на подтверждение законности оборота товаров

при перемещении с территории одного государства - члена Евразийского

экономического союза на территорию другого государства - члена ЕАЭС, а также

на обеспечение контроля за операциями, связанными с оборотом товаров.


В комитете Государственной Думы по делам Содружества Независимых Государств

имеются все необходимые экспертные заключения, они положительные, соглашение

готово к принятию. Прошу поддержать.


Спасибо за внимание.


ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.


Коллеги, есть ли вопросы? Есть.


Включите режим записи на вопросы.


Покажите список.


Ремезков Александр Александрович, пожалуйста.


ДРАПЕКО Е. Г., фракция "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ".


Так, а где я?.. Прошу прощения, я по карточке Ремезкова.


Уважаемый Илья Вячеславович, в этом зале и в других местах мы неоднократно

подчёркивали, что с заключением соглашения о мерах нетарифного регулирования

в отношении определённых товаров при их перемещении резко ослаб контроль за

перемещением культурных ценностей на территории нашего таможенного союза. И

нам очень хотелось бы, чтобы при заключении нового соглашения особое внимание

было привлечено к этому, потому что из всех стран, входящих в ЕАЭС, именно

Россия обладает самым большим количеством культурных ценностей, а стало быть,

угроза их целостности и пребыванию внутри нашего таможенного союза очень

велика. Мало того, у нас не исполняется закон "О Музейном фонде Российской

Федерации...", который предписывает маркировать все... (Микрофон отключён.)


ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Добавьте время.


ДРАПЕКО Е. Г. Прошу прощения.


По закону мы должны маркировать все предметы. Вот на сегодняшний день мы

работаем над законом - мы приняли его проект в первом чтении, - который

касается только музыкальных инструментов, находящихся в частной

собственности. Поэтому я очень хотела бы, чтобы вы особое внимание уделили

именно этой стороне дела - перемещению культурных ценностей и контролю за их

перемещением в третьи страны через таможенные границы государств, входящих в

ЕАЭС.


ТРУНИН И. В. Елена Григорьевна, я помню, что мы этот вопрос обсуждали при

рассмотрении законопроекта о таможенном регулировании. Понятно, что риски

очень высоки, потому что в отсутствие таможенных границ и при более слабом

контроле в сопредельных с нами государствах количество способов незаконного

вывоза культурных ценностей резко увеличивается. Если соглашение о

прослеживаемости вступит в силу, то, конечно же, мы приложим все усилия,

чтобы наиболее подверженные риску незаконного перемещения товары отражались в

системе прослеживаемости. Однако, мне кажется, это скорее вопрос

правоохранительной деятельности, потому что незаконный вывоз - это не

экономическое правонарушение, а более серьёзное, уголовное, поэтому

сотрудничество таможенных и пограничных органов государств - членов ЕАЭС

может помочь в решении этого вопроса гораздо больше, чем прослеживаемость

перемещения товаров. Но опять же повторю, что при прослеживаемости, если

участники незаконного оборота вдруг решат законно показать сделку, конечно

же, она будет выявлена такой системой.


ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Катасонов Сергей Михайлович.


КАТАСОНОВ С. М. Уважаемый Илья Вячеславович, в документах, которые мы

получили, вы пишете, что ратификация данного соглашения не потребует принятия

или изменения каких-либо нормативных правовых актов, - ну, нас интересуют в

первую очередь, конечно, федеральные законы. Вместе с тем на сайте

"regulation.gov.ru", мы видим, висят проектируемые изменения в Налоговый

кодекс, которые как раз обосновываются подписанием данного соглашения. Так ли

это и если это так, то нельзя ли это было рассматривать пакетом? То есть мы

бы рассмотрели изменения в Налоговый кодекс в соответствии с этой темой и

ратифицировали соглашение.


ТРУНИН И. В. Сергей Михайлович, спасибо за вопрос. Действительно, соглашение

само по себе не предусматривает принятия каких-либо специальных, во

исполнение этого соглашения, нормативных правовых актов, поскольку оперирует

терминами национальной системы прослеживаемости. Строго говоря, если одна из

стран ЕАЭС, или две, или больше не создадут у себя систему прослеживаемости,

то они просто создадут препятствие для движения товаров, подлежащих

прослеживаемости, на своей территории. Принятие нормативных актов - это не

обязанность, а право. И мы намерены этим правом воспользоваться и к

рассмотрению законопроекта о ратификации подготовили, как требует Регламент

парламента, проекты необходимых нормативных правовых актов. Прежде всего это

проект постановления о продлении эксперимента по внедрению системы

прослеживаемости, который сейчас в добровольном режиме осуществляется, и

проект федерального закона о проведении пилотного проекта уже в соответствии

с соглашением.


Почему нельзя было пакетом? Соглашение регулирует межгосударственные вопросы,

и для того, чтобы оно вступило в силу, внутригосударственные процедуры должны

завершиться во всех пяти странах - участницах ЕАЭС, но мы не знаем, не можем

прогнозировать, когда это случится, поэтому нам не к чему привязывать дату

вступления в силу актов своего национального законодательства. Как только это

станет ясно, как только мы получим всю информацию о завершении

внутригосударственных процедур, мы немедленно запустим соответствующую

законодательную процедуру. Тем более, что подписанное соглашение даёт нам

примерно год на принятие соответствующих национальных и международных

нормативных правовых актов.


ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.


Есть ли желающие выступить? Да.


Включите режим записи.


Покажите список.


Катасонов Сергей Михайлович, пожалуйста.


КАТАСОНОВ С. М. Мы понимаем, что с нашими коллегами, братьями, которые вместе

с нами многие годы работали и развивались, мы представляем более интересное

экономическое пространство с точки зрения конкуренции с Евросоюзом, с Китаем,

с другими странами, поэтому, несомненно, наша фракция будет поддерживать

данное соглашение. Но с учётом вопросов, которые сегодня задавались... В

частности, один из вопросов был по перемещению культурных ценностей -

наверное, такую точку зрения можно распространить на многие виды товаров.

Прежде всего, перечень видов товаров, которые вошли в эксперимент

(холодильное оборудование, детские коляски, металлическая мебель, ещё

что-то), сформировали, ну, совершенно условно, чтобы просто на компьютере

поработать. У нас с 1 июля начинает работать единый рынок электроэнергии, и

Россия выступает в качестве стороны, которая регулирует и балансирует всю

систему, систему всех наших пяти стран, в том числе по частоте, и получается,

что вообще все сбои, все, скажем так, недогрузки, изменения частоты в других

системах - всё будем мы вычищать. Для нас это определённая незащищённость -

вот про культуру говорили, я про электроэнергию говорю, - она в этом

прослеживается, поэтому, понимая смысл и концепцию, придерживаясь её, мы

всё-таки хотим, чтобы российская сторона стояла на защите своих интересов.


Я хочу привести ещё один пример - мы неоднократно на эту тему говорили и

сейчас как раз обратились к Минфину с предложением о внесении изменений в

Налоговый кодекс, - это касается защиты от контрабандной продукции со стороны

наших партнёров. Это не будет покрываться за счёт действия этого закона,

потому что, Илья Вячеславович, я так понял, действие этого закона направлено

только на тех, кто легально будет показывать то, что вовлечено в оборот; если

будет какая-то непонятная схема, то вы, естественно, этого не увидите. Так

вот довожу до вашего сведения два момента.


Первый момент. По оценкам, уже около 70 миллиардов рублей составляет объём

нелегального, контрабандного оборота на территории России табачной продукции.

Когда мы стали разбираться вместе с МВД... (Микрофон отключён.)


ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Добавьте время.


КАТАСОНОВ С. М. ...как же защитить наш рынок в этой ситуации, первый вопрос

от МВД с точки зрения регулирования был о том, что нужно вводить - по примеру

с алкоголем - минимальную цену, чтобы можно было подсчитать ущерб. Мы

разработали целый пакет документов (как и вас, правительство, всегда

призываем комплексно рассматривать, и сегодня я вам говорил, что нужно в

пакете рассматривать), прежде всего о введении в систему по просьбе МВД

понятия минимальной цены на табачную продукцию, чтобы по фуре, которая идёт

без акцизных российских марок, можно было хотя бы какие-то формальные

претензии предъявить, потому что сейчас фактически полный беспредел. 70

миллиардов! Посмотрите, о каких цифрах мы спорили, когда принимали бюджет: мы

там о сотне миллионов в принципе не могли договориться, а здесь речь о 70

миллиардах!


Второй момент связан с движением по нашей территории табачной продукции без

специализированных марок. Мы тоже разбирались с Минюстом, с МВД, и на это нам

отвечали: мы единое пространство - каким образом мы будем между странами

предъявлять претензии, если у нас нет таможенной границы? Мы посмотрели

законодательство Казахстана и Белоруссии: у них прописана норма, сколько

может двигаться по их стране безакцизной продукции. И вот у меня к вам

обращение в связи с тем, что мы сейчас принимаем этот закон: я вам сказал

сейчас про электроэнергию, что с 1 июля мы уже будем нести ответственность за

весь наш блок; с 2025 года у нас будет нефтегаз, что весьма существенно, -

почему мы молча смотрим и не принимаем симметричных мер?


Заканчивая выступление, я обращаюсь к вам: все замечания, которые нам дало

ГПУ в отношении табачной продукции, мы, наши ФОИВы учли, подготовили и внесли

в Налоговый кодекс изменения по установлению минимальной цены. Вот эта мера,

на наш взгляд, защищает наш рынок, это симметрично тому, как работают другие

наши партнёры. Я прошу с учётом ратификации этого соглашения поддержать

принятие симметричных мер по всем другим направлениям.


Спасибо за внимание.


ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.


Зиннуров Ирек Хайдарович, пожалуйста.


ЗИННУРОВ И. Х., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ".


Уважаемый Александр Дмитриевич, уважаемые депутаты! Суть данного

законопроекта довольно подробно изложили докладчики. Основная цель этой

системы прослеживания - противодействие незаконному ввозу и обороту.

Соглашением предполагается, что созданный механизм позволит обеспечить

контроль легальности оборота товаров на единой таможенной территории ЕАЭС на

всех этапах коммерческого использования, от ввоза до реализации в розницу. От

имени фракции "ЕДИНАЯ РОССИЯ" прошу поддержать данный законопроект.


ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.


Представители президента и правительства? Нет. Заключительное слово,

содокладчик? Нет.


Коллеги, ставится на голосование проект федерального закона "О ратификации

Соглашения о механизме прослеживаемости товаров, ввезённых на таможенную

территорию Евразийского экономического союза", пункт 26.


Включите режим голосования.


Покажите результаты.


РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (14 час. 53 мин. 28 сек.)

Проголосовало за 367 чел.81,6 %

Проголосовало против 0 чел.0,0 %

Воздержалось 0 чел.0,0 %

Голосовало 367 чел.

Не голосовало 83 чел.18,4 %

Результат: принято


Принимается.