ФЗ № 814697-7

О внесении изменений в статьи 340 и 341 Уголовного кодекса Российской Федерации

об уточнении ответственности за преступления против военной службы

Внесён: 16 октября 2019
Последнее событие: Опубликование закона, 21 февраля 2020
Последнее решение:
Инициаторы:
Азимов Рахим Азизбоевич , Афонский Владимир Игорьевич , Белеков Иван Итулович , Быков Олег Петрович , Валеев Эрнест Абдулович , Водолацкий Виктор Петрович , Выборный Анатолий Борисович , Гаджиев Магомед Тажудинович , Гаджиев Мурад Станиславович , Геккиев Заур Далхатович , Гетта Антон Александрович , Говорин Николай Васильевич , Гулевский Михаил Владимирович , Иванов Максим Анатольевич , Карлов Георгий Александрович , Кидяев Виктор Борисович , Крашенинников Павел Владимирович , Левицкий Юрий Андреевич , Маграмов Абдулмажид Варисович , Марданшин Рафаэль Мирхатимович , Ооржак Мерген Дадар-оолович , Перминов Дмитрий Сергеевич , Петров Александр Петрович , Петрунин Николай Юрьевич , Пимашков Петр Иванович , Пискарев Василий Иванович , Ревенко Евгений Васильевич , Романов Михаил Валентинович , Савченко Светлана Борисовна , Сафаралиев Гаджимет Керимович , Сибагатуллин Фатих Саубанович , Скоч Андрей Владимирович , Суббот Валентин Владимирович , Тетерин Иван Михайлович , Туров Артём Викторович , Хинштейн Александр Евсеевич , Чижов Сергей Викторович , Швыткин Юрий Николаевич , Шишкоедов Василий Михайлович , Шулепов Евгений Борисович

Стенограммы по законопроекту №814697-7

Заседание №276

11.02.2020

О проекте федерального закона № 814697-7 "О внесении изменений в статьи 340 и 341 Уголовного кодекса Российской Федерации" (в части уточнения ответственности за преступления против военной службы).

Пункт 3, проект федерального закона "О внесении изменений в статьи 340 и 341

Уголовного кодекса Российской Федерации". Доклад Олега Петровича Быкова.


БЫКОВ О. П., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ".


Уважаемый Александр Дмитриевич, уважаемые коллеги! Рассматриваемый проект

федерального закона направлен на разграничение уголовной и дисциплинарной

ответственности, а также на разграничение материального и формального

составов преступлений, которые предусмотрены статьями 340 и 341 Уголовного

кодекса Российской Федерации и связаны с нарушением правил несения боевого

дежурства и с нарушением правил несения пограничной службы. Законопроект

прошёл все необходимые экспертизы, готов к принятию в третьем чтении.


Комитет рекомендует принять законопроект в третьем чтении.


Спасибо за внимание.


ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Коллеги, есть ли желающие выступить по мотивам? Нет.


Ставится на голосование проект закона.


Включите режим голосования.


Покажите результаты.


РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (12 час. 53 мин. 35 сек.)

Проголосовало за 405 чел.90,0 %

Проголосовало против 0 чел.0,0 %

Воздержалось 0 чел.0,0 %

Голосовало 405 чел.

Не голосовало 45 чел.10,0 %

Результат: принято


Принимается единогласно.


Заседание №273

04.02.2020

О проекте федерального закона № 814697-7 "О внесении изменений в статьи 340 и 341 Уголовного кодекса Российской Федерации" (в части уточнения ответственности за преступления против военной службы; принят в первом чтении 17 декабря 2019 года с наименованием "О внесении изменений в статью 341 Уголовного кодекса Российской Федерации").

Пункт 6, проект федерального закона "О внесении изменений в статьи 340 и 341

Уголовного кодекса Российской Федерации".


Олег Петрович Быков, пожалуйста.


БЫКОВ О. П., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ".


Уважаемый Александр Дмитриевич, уважаемые коллеги! К законопроекту поступило

две поправки, они сформированы в таблицу № 1, рекомендованы ответственным

комитетом к принятию. Поправки носят уточняющий характер, юридико-технический

характер, а также учитывают предложения, которые были отражены в заключении

Правительства Российской Федерации на законопроект. Ответственный комитет

рекомендует принять законопроект во втором чтении с учётом имеющихся

поправок.


ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Есть ли вопросы по таблице поправок? Нет.


Ставится на голосование таблица поправок.


Включите режим голосования.


Покажите результаты.


РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (12 час. 58 мин. 33 сек.)

Проголосовало за 347 чел.77,1 %

Проголосовало против 0 чел.0,0 %

Воздержалось 0 чел.0,0 %

Голосовало 347 чел.

Не голосовало 103 чел.22,9 %

Результат: принято


Принимается.


Ставится на голосование во втором чтении проект закона.


Включите режим голосования.


Покажите результаты.


РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (12 час. 58 мин. 57 сек.)

Проголосовало за 392 чел.87,1 %

Проголосовало против 0 чел.0,0 %

Воздержалось 0 чел.0,0 %

Голосовало 392 чел.

Не голосовало 58 чел.12,9 %

Результат: принято


Принят во втором чтении.

Заседание №266

17.12.2019

О проекте федерального закона № 814697-7 "О внесении изменений в статью 341 Уголовного кодекса Российской Федерации" (в части уточнения ответственности за деяния, связанные с нарушением правил несения пограничной службы).

Пункт 54, проект федерального закона "О внесении изменений в статью 341

Уголовного кодекса Российской Федерации".


Василий Иванович Пискарёв, пожалуйста.


ПИСКАРЁВ В. И. Уважаемый Александр Дмитриевич, уважаемые коллеги! В процессе

правоприменения получены правовые основания для разграничения уголовной и

дисциплинарной ответственности за нарушение правил несения пограничной

службы. Речь идёт о необходимости приведения в соответствие диспозиции статьи

341 Уголовного кодекса Российской Федерации и конституционного принципа

равенства всех перед законом и судом, а также правовой позиции

Конституционного Суда о недопустимости произвольного применения закона.


В чём суть концепции законопроекта? В соответствии с частью первой статьи 341

УК РФ нарушение правил несения пограничной службы является преступлением

независимо от того, наступили общественно опасные последствия или не

наступили, то есть диспозиция статьи 341 УК РФ содержит и материальный, и

формальный состав, это означает, что уголовная ответственность наступает и

тогда, когда нарушение правил несения пограничной службы не повлекло, но

могло повлечь за собой наступление общественно опасных последствий. При этом

в соответствии с пунктом 2 статьи 28-5 Федерального закона № 76-ФЗ "О статусе

военнослужащих" нарушение правил несения пограничной службы является грубым

дисциплинарным проступком, за совершение которого предусмотрена

дисциплинарная ответственность. То есть речь идёт об абсолютно схожих

действиях (бездействии), разница только в том, что за них предусмотрены

соответственно уголовное наказание и дисциплинарное взыскание, причём

одновременно, а такого, разумеется, быть не должно.


По имеющейся у нас информации, с 2016 по 2019 год зарегистрировано 320

сообщений о преступлениях, которые могли быть квалифицированы по части первой

статьи 341 УК РФ, однако только в 16 случаях виновные лица были привлечены к

уголовной ответственности, в остальных случаях - к ответственности

дисциплинарной. То есть при разном правовом регулировании схожих деяний и в

правоприменительной практике отсутствует единый подход к квалификации

нарушений правил несения пограничной службы: как видите, в одних случаях

нарушения квалифицируются как уголовно наказуемые деяния, в других случаях -

как грубые дисциплинарные проступки. Полагаем необходимым устранить коллизию,

которая была выявлена в ходе мониторинга правоприменения.


Кроме того, законопроектом предусматривается исключение из санкций статьи 341

наказания в виде содержания в дисциплинарной воинской части, потому что в

соответствии со статьёй 55 Уголовного кодекса Российской Федерации наказание

в виде содержания в дисциплинарной воинской части назначается военнослужащим,

которые проходят военную службу по призыву. Призыв на военную службу в

пограничные органы не осуществляется, следовательно, отсутствует

необходимость сохранения такого вида наказания, уголовного наказания, как

содержание в дисциплинарной воинской части.


Отмечу, что на данный законопроект получены положительные отзывы как

Верховного Суда, так и Правительства Российской Федерации.


Уважаемые коллеги, поддерживая законопроект, мы, безусловно, идём по пути

гуманизации уголовного законодательства и в полной мере реализуем один из его

самых главных принципов - принцип справедливости. Поэтому, уважаемые коллеги,

прошу поддержать и проголосовать за данный законопроект в первом чтении.


Благодарю за внимание.


ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.


Содоклад Олега Петровича Быкова.


Пожалуйста.


БЫКОВ О. П., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ".


Уважаемый Александр Дмитриевич, уважаемые коллеги! Докладчик, Василий

Иванович, достаточно подробно изложил суть концепции данного законопроекта,

она ясна и понятна. Законопроект направлен на разграничение уголовной и

дисциплинарной ответственности - нет необходимости останавливаться подробно.

Комитет по государственному строительству и законодательству рекомендует

принять данный законопроект в первом чтении.


ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.


Коллеги, есть ли вопросы? Есть.


Включите режим записи.


Покажите список.


Тетерин Иван Михайлович, пожалуйста.


ТЕТЕРИН И. М., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ".


У меня вопрос к Василию Ивановичу: в целом эти предложения направлены на

усиление или на смягчение наказания?


ПИСКАРЁВ В. И. Спасибо, Иван Михайлович. Ну, понимаете, при коллизии норм

действует та норма, которой наказание смягчается, следовательно,

ответственность смягчается.


ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.


Коллеги, есть ли желающие выступить по данному вопросу? Нет. Представители

президента и правительства? Нет. Докладчик? Содокладчик? Нет.


Ставится на голосование проект федерального закона "О внесении изменений в

статью 341 Уголовного кодекса Российской Федерации", пункт 54.


Включите режим голосования.


Покажите результаты.


РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (16 час. 28 мин. 53 сек.)

Проголосовало за 407 чел.90,4 %

Проголосовало против 0 чел.0,0 %

Воздержалось 0 чел.0,0 %

Голосовало 407 чел.

Не голосовало 43 чел.9,6 %

Результат: принято


Принимается единогласно в первом чтении.