ФЗ № 809009-7

О внесении изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации и Федеральный закон "О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства" в части переселения граждан из аварийного жилищного фонда

Внесён: 9 октября 2019
Последнее событие: Опубликование закона, 5 января 2020
Последнее решение:
Инициаторы:

Стенограммы по законопроекту №809009-7

Заседание №267

18.12.2019

О проекте федерального закона № 809009-7 "О внесении изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации и Федеральный закон "О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства" в части переселения граждан из аварийного жилищного фонда".

Пункт 4, о проекте федерального закона "О внесении изменений в Жилищный

кодекс Российской Федерации и Федеральный закон "О Фонде содействия

реформированию жилищно-коммунального хозяйства" в части переселения граждан

из аварийного жилищного фонда", третье чтение. Доклад Павла Рюриковича

Качкаева.


Пожалуйста, Павел Рюрикович.


КАЧКАЕВ П. Р., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ".


Уважаемый Вячеслав Викторович, уважаемые коллеги! Данный законопроект прошёл

все необходимые согласования, замечаний нет. Комитет рекомендует принять

данный законопроект в третьем чтении.


ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Коллеги, по мотивам есть желающие выступить? Есть

желающие.


Включите режим записи.


Покажите список.


Куринный Алексей Владимирович - фракция КПРФ, Пахомов Сергей Александрович -

фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ", Хованская Галина Петровна - фракция "СПРАВЕДЛИВАЯ

РОССИЯ".


Пожалуйста, Алексей Владимирович.


КУРИННЫЙ А. В., фракция КПРФ.


Уважаемые коллеги, очень ожидаемый и перспективный должен был быть

законопроект, но, к большому сожалению, на последнем этапе, когда были

внесены все поправки, разруливающие, расшивающие противоречия, существующие в

нынешнем механизме обеспечения жильём граждан, которые проживают в аварийных

домах, позиция правительства изменилась, ну а следовательно, и позиция

большинства в комитете, и все эти хорошие начинания обрубили.


Я напомню, какие это начинания. Ну, прежде всего предоставление собственникам

аварийных жилых помещений, в случае если это жильё является единственным

(была и такая оговорка, кстати, в одной из поправок), права самим выбирать,

что же получать - деньги либо жилое помещение. Для многих - для пожилых

граждан, для граждан, имеющих инвалидность, другие ограничения, - сам процесс

покупки весьма сложен, и понятно, что им проще получить в собственность точно

такое же жильё, но чтобы в нём можно было нормально жить, чем какую-то

компенсацию. Это первое.


Ну и второе, более важный, кардинальный вопрос - вопрос компенсации, в

частности справедливой компенсации. Нам привели данные, что вроде бы везде

более или менее справедливо, но в трёх регионах несправедливо, причём это

такие регионы, как Татарстан, Мурманская область и ещё одна из областей. Там

цена выкупа оказалась в 2 раза, в 3 раза, а иногда и в 4 раза ниже, чем

средняя рыночная цена в этом же городе. И соответственно, людям, у которых

жильё признано аварийным, у которых предлагается изъять их единственное жилое

помещение, выдаётся компенсация, как, например, в Татарстане, по 12-13 тысяч

рублей за квадратный метр при рыночной стоимости около 40 тысяч рублей за

квадратный метр. Что можно приобрести на эту сумму? Понятно, что либо

приобретается жильё меньшей площади, либо навязывается ипотека под

соответствующий процент. Вы сами понимаете, кто живёт в аварийных домах, это

далеко не богатые люди, часто пенсионеры, часто люди, имеющие инвалидность.

Их доходы не позволяют взять ипотеку, а если ипотека была навязана (к

сожалению, так происходит), потом рассчитываться, расплачиваться. В

результате и это предложение было отметено на том основании, что, мол,

существующий механизм работает, хоть и плохо, а в отдельных регионах, таких

как Татарстан, мы в ручном порядке поправим. Но поправляют уже второй год и

поправить не могут.


И кстати, сам Госсовет Татарстана внёс поправку именно такого характера - в

ней предлагалось давать право получать либо жильё, либо соответствующую

выплату - но и она была отклонена, так же как и наши поправки, так же как и

поправки наших коллег из оппозиционных фракций. В этих условиях, естественно,

практически ничего не меняется в лучшую сторону для граждан в этом механизме.

В связи с этим фракция КПРФ не будет поддерживать данный законопроект.


ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.


Пожалуйста, Пахомов Сергей Александрович, фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ".


Подготовиться Хованской.


ПАХОМОВ С. А., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ".


Уважаемый Вячеслав Викторович, уважаемые коллеги! Фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ"

поддержит законопроект в третьем чтении. В том вопросе, который мы сейчас

рассматриваем, должен быть минимум политиканства, есть интересы жителей - и

мы на их стороне. Сомнений в этом нет, и текст законопроекта лишний раз это

подтверждает. Новый закон сохраняет все эффективные механизмы, наработанные

за десять лет, и даёт регионам ещё больше инструментов для достижения цели -

ликвидации аварийного жилья. Эту задачу нам всем поставил президент, и она

выполняется. Кстати, напомню, что это законопроект по предметам совместного

ведения, и 30 дней было на представление поправок регионами. От двух регионов

- всего лишь от двух регионов! - мы получили поправки, часть из них учтена, и

это говорит о том, что регионы текст законопроекта поддерживают.


В любом случае законодательная работа в части совершенствования процедур

переселения из аварийного фонда в нашей стране будет продолжена, и нашей

фракцией она будет продолжена в первую очередь. Мы готовы в следующем году

после совместного с Минстроем анализа ситуации выйти с предложениями по

оздоровлению ветхого фонда, об этом вчера здесь также говорил министр. Перед

нами стояла задача дать субъектам Российской Федерации понятный набор

законодательных инструментов, позволяющих им ускорить темпы расселения, при

этом ни в коем случае не в ущерб гарантиям жилищных прав граждан, и мы с вами

эту задачу выполняем.


Фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ" будет голосовать за этот законопроект.


ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.


Пожалуйста, Хованская Галина Петровна, фракция "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ".


ХОВАНСКАЯ Г. П., председатель Комитета Государственной Думы по жилищной

политике и жилищно-коммунальному хозяйству, фракция "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ".


Уважаемые коллеги, я вам всё-таки улыбнусь, несмотря на последующие слова,

ведь всё-таки наступает Новый год, и мы должны друг друга поздравлять, желать

здоровья, счастья, благополучия нашим семьям.


К великому сожалению, тот проект, который мы сегодня рассматриваем в третьем

чтении, подарком нашим избирателям не станет, скорее наоборот. В этом

документе, который подготовлен к третьему чтению, выхолощено даже то, что

было принято в первом чтении. В этом документе не учитываются результаты

парламентских слушаний, на которых присутствовали представители 41 субъекта

Федерации. В этом документе не учитывается наше постановление, две его

позиции, - выполнение этих постановлений у нас прекрасно контролирует комитет

по Регламенту, но что сейчас контролировать, если эти позиции исключены из

текста, принятого в первом чтении? В этом документе не учитывается поручение

президента ввести определение ветхого жилищного фонда. В этом документе не

учитывается решение Президиума Верховного Суда.


Короче говоря, я вам хочу сказать, что те новые механизмы, о которых

говорится в паспорте федерального проекта "Обеспечение устойчивого сокращения

непригодного для проживания жилищного фонда" и которые считаются уже

выполненными, заключаются в следующем: дать ипотеку малоимущим, живущим в

аварийном жилье, и переселить собственников в манёвренный фонд с нарушением

конституционной нормы о предварительности возмещения. Это подарок к Новому

году? Это издевательство над людьми! Это не политиканство, а интриганство. Я

против и того и другого в своей практике.


Компенсация. Решение Верховного Суда о том, что в неё нужно включать не

только стоимость земельного участка, и не просто по периметру, как это делают

в Татарстане, но и стоимость непроизведённого капитального ремонта... Вот

тогда это будет нормальная компенсация, не такая, как в Татарстане, о чём

сейчас было сказано моим коллегой Куринным.


Срок проживания в манёвренном фонде - два года. Это значит, что семью

собственников - не только нанимателей, обращаю на это ваше внимание -

переселяют в манёвренный фонд по норме 6 квадратных метров на человека из

двухкомнатной, трёхкомнатной квартиры - живите и ни в чём себе не

отказывайте!


Вы понимаете, просто кончается время, мне много есть что сказать, но главное

- такой закон мы поддержать категорически не можем. Мы будем вносить

изменения, как только закон вступит в силу, если его подпишет президент. Наша

фракция будет голосовать против.


Спасибо за внимание.


ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Галина Петровна.


Ставится на голосование в третьем чтении проект федерального закона "О

внесении изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации и Федеральный закон

"О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства" в части

переселения граждан из аварийного жилищного фонда", 4-й вопрос повестки дня.


Пожалуйста, включите режим голосования.


Покажите результаты.


РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (10 час. 53 мин. 13 сек.)

Проголосовало за 320 чел.71,1 %

Проголосовало против 63 чел.14,0 %

Воздержалось 6 чел.1,3 %

Голосовало 389 чел.

Не голосовало 61 чел.13,6 %

Результат: принято


Федеральный закон принят.

Заседание №266

17.12.2019

О проекте федерального закона № 809009-7 "О внесении изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации и Федеральный закон "О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства" в части переселения граждан из аварийного жилищного фонда".

Итак, рассматривается 33-й вопрос, проект федерального закона "О внесении

изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации и Федеральный закон "О Фонде

содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства" в части

переселения граждан из аварийного жилищного фонда", второе чтение. Доклад

Павла Рюриковича Качкаева.


КАЧКАЕВ П. Р. Уважаемый Вячеслав Викторович, уважаемые коллеги! Комитет

рассмотрел данный законопроект во втором чтении. В комитет поступило 45

поправок, были сформированы две таблицы: таблица № 1, где 13 поправок,

рекомендованных комитетом к принятию, и таблица № 2, где 32 поправки,

рекомендованные к отклонению.


Получено положительное заключение Государственно-правового управления

Президента Российской Федерации - было одно замечание юридико-технического

характера, которое учтено в таблице поправок, рекомендованных к принятию, в

поправке 10. Также было одно замечание Правового управления Аппарата

Государственной Думы по наделению Фонда содействия реформированию

жилищно-коммунального хозяйства дополнительной функцией агента по

распределению субсидий. По нашему мнению, по мнению комитета, данная

поправка, которая включена в таблицу № 1, не противоречит концепции

законопроекта, так как предоставление отдельным категориям граждан субсидий

на приобретение жилья направлено на синхронизацию мероприятий по

предоставлению отдельным категориям граждан жилищных субсидий для

приобретения или строительства жилых помещений при переселении из аварийного

жилого фонда. Данная поправка была принята всеми членами комитета,

единогласно. Ведение данного реестра переселяемых граждан позволит

синхронизировать, объединить предусмотренные законодательством меры поддержки

граждан при переселении и избежать дублирования господдержки. Также данная

поправка неоднократно предлагалась Комитетом Государственной Думы по

региональной политике и проблемам Севера и Дальнего Востока.


На ваше рассмотрение выносятся две таблицы - таблица поправок № 1,

рекомендованных к принятию, и таблица поправок № 2, рекомендованных к

отклонению. Прошу рассмотреть.


ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Уважаемые коллеги, есть ли замечания по таблице

поправок № 1? В этой таблице 13 поправок. Есть.


Включите, пожалуйста, режим записи.


Покажите список.


Костенко Наталья Васильевна, пожалуйста.


КОСТЕНКО Н. В., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ".


Уважаемые коллеги, мы видим по законопроекту, что остался один существенный

пункт, который...


ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Наталья Васильевна, вы назовите номера поправок,

которые просите вынести на отдельное голосование.


КОСТЕНКО Н. В. Извините, я ошиблась.


ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Хорошо.


Пожалуйста, Будуев Николай Робертович.


БУДУЕВ Н. Р., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ".


Также ошибся, извините.


ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Коллеги, всё бывает, не переживайте. Вот когда вы

изберётесь в пятый или шестой раз, как Николай Михайлович Харитонов,

тридцатый год будете здесь, тогда уже таких ошибок не будет.


Пожалуйста, Хованская Галина Петровна.


ХОВАНСКАЯ Г. П., председатель Комитета Государственной Думы по жилищной

политике и жилищно-коммунальному хозяйству, фракция "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ".


Я выношу на отдельное голосование поправки 4, 7 и 8.


ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста, Тумусов Федот Семёнович.


ТУМУСОВ Ф. С., фракция "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ".


А я прошу вынести поправку 8.


ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Она вынесена Хованской. Вы соавтор этой поправки, Федот

Семёнович?


Чья поправка, Галина Петровна?


ТУМУСОВ Ф. С. Ну, мы соавторы.


ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Подождите, что значит "мы соавторы"?


Галина Петровна, кто автор поправки 8?


Включите микрофон Хованской.


ХОВАНСКАЯ Г. П. Сейчас посмотрим. Ой, тут авторов очень много.


ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Хорошо.


Итак, вынесены на отдельное голосование поправки 4, 7 и 8.


Пожалуйста, включите микрофон на трибуне.


КАЧКАЕВ П. Р. Вячеслав Викторович, уважаемые коллеги! Поправка 4 - Галины

Петровны в авторах нет, поправка 7 - Галины Петровны в авторах тоже нет, и

поправка 8 - тоже нет, это поправка "ЕДИНОЙ РОССИИ". Это таблица № 1,

совершенно правильно.


ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Но если рекомендовано к принятию, можно выносить на

отдельное голосование, просто для зала это аргументом может быть.


Итак, уважаемые коллеги, ставится на голосование таблица поправок № 1, за

исключением поправок 4, 7 и 8. Правильно? Правильно.


Покажите, пожалуйста, результаты.


РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (13 час. 05 мин. 51 сек.)

Проголосовало за 328 чел.72,9 %

Проголосовало против 0 чел.0,0 %

Воздержалось 3 чел.0,7 %

Голосовало 331 чел.

Не голосовало 119 чел.26,4 %

Результат: принято


Принимается.


По поправке 4, пожалуйста, Галина Петровна Хованская.


ХОВАНСКАЯ Г. П. Уважаемые коллеги, норма, которую предлагается исключить,

была в первом чтении. Более того, эта норма есть в постановлении

Государственной Думы, за которое голосовали все, в том числе и те, кто

предлагает сейчас эту норму исключить. Речь идёт о том, что до 1 декабря

правительство должно было внести постановление о размере возмещения за

изымаемое жилое помещение. 1 декабря прошло, правительство ничего не сделало,

но тем не менее вот эту норму предлагают исключить. Мы категорически против.


ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.


Коллеги, мы, договорились, что в рассмотрении законопроекта во втором чтении

будут принимать участие представители правительства, присутствует министр

Российской Федерации.


Пожалуйста, Владимир Владимирович Якушев, прокомментируйте вопрос, который

был задан: почему до 1 декабря правительство не сформировало нормативную

базу?


ЯКУШЕВ В. В., министр строительства и жилищно-коммунального хозяйства

Российской Федерации.


Добрый день, Вячеслав Викторович! Добрый день, уважаемые коллеги! Что

касается указанного постановления правительства, после того как мы посмотрели

всё-таки, какой подход к определению цены будет наиболее правильным, - при

обсуждении законопроекта в первом чтении речь шла о кадастровой стоимости, -

после того как мы поняли, что не во всех субъектах Российской Федерации, не

во всех муниципальных образованиях у нас действительно кадастровая цена на

сегодняшний день соответствует рыночной цене, мы поняли, что в данном

постановлении на сегодняшний день мы не сможем отразить действительно

справедливую цену, те средства, которые должны получить граждане. После

долгих обсуждений мы сошлись на том, что механизм, действующий сегодня

согласно закону, когда мы производим оценку по рыночной стоимости, наиболее

справедлив для граждан. Поэтому отказ связан не с тем, что правительство не

смогло разработать соответствующее постановление, а только с защитой прав

граждан, ну, как мне кажется, на наиболее высоком уровне.


ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Правильно ли я понимаю, что достаточно будет

федерального закона и его нормы, которая сегодня в рамках второго чтения

будет принята?


ЯКУШЕВ В. В. Это норма прямого действия.


ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.


Пожалуйста, микрофон на трибуне включите.


Павел Рюрикович, пожалуйста.


КАЧКАЕВ П. Р. Вячеслав Викторович, коллеги! Мы тоже эту поправку очень

внимательно рассмотрели. В середине этого года на заседании наблюдательного

совета речь в основном шла о вопросах, которые возникли в связи с выкупом

помещений в Республике Татарстан. Наблюдательный совет давал фонду задание по

анализу выкупной стоимости помещений, которые выкупаются у граждан. В

2013-2018 годах по выкупной стоимости было выкуплено 608 тысяч квадратных

метров жилых помещений из почти 11 миллионов квадратных метров снесённого

жилья, то есть порядка 6 процентов. Средняя выкупная цена по стране составила

более 29 тысяч рублей за квадратный метр при средней стоимости 1 квадратного

метра при строительстве, которая утверждена приказом Минстроя, от 30 тысяч до

36 тысяч рублей. Так вот, кроме как в Республике Татарстан, больше нигде по

цене от 10 тысяч до 15 тысяч рублей за квадратный метр помещения не

выкупались. То есть 182 тысячи квадратных метров - это площадь помещений,

которые выкупались в Республике Татарстан по цене от 11 тысяч до 15 тысяч

рублей за квадратный метр. Поэтому мы в комитете приняли решение норму,

которая есть в 32-й статье кодекса, в части 7, сохранить и, как Владимир

Владимирович Якушев сказал, не вносить каких-то новых решений, новых методик,

чтобы, ну, не нарушать то, как мы работаем уже на протяжении более десяти

лет. Здесь просто надо заниматься конкретно Республикой Татарстан, и у нас

есть ещё две такие области - это Магаданская область и Мурманская область, -

где выкупная стоимость была ниже 20 тысяч рублей.


ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.


Ставится на голосование поправка 4 из таблицы поправок № 1, комитет

предлагает поддержать данную поправку.


Включите режим голосования.


Покажите результаты.


РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (13 час. 11 мин. 20 сек.)

Проголосовало за 327 чел.72,7 %

Проголосовало против 93 чел.20,7 %

Воздержалось 1 чел.0,2 %

Голосовало 421 чел.

Не голосовало 29 чел.6,4 %

Результат: принято


Принимается поправка 4.


Пожалуйста, по поправке 7, Галина Петровна.


ХОВАНСКАЯ Г. П. Уважаемые коллеги, речь идёт о внесении изменений в статьи,

которые посвящены маневренному жилищному фонду. Я хочу вам напомнить, что в

маневренном фонде рекомендуемая норма предоставления - 6 метров на человека.

И я хочу вам напомнить, что мы боролись за то, чтобы был установлен срок не

три года, а хотя бы - в случае угрозы безопасности жизни и здоровью - не

более года, чтобы люди не страдали в этой ситуации и не жили в жутких

условиях. Да, если жильё действительно аварийное, надо спасать людей, но если

жильё считается аварийным, а при этом в нём живут по пять лет, то оставьте

людей в покое и не заставляйте их со всеми чадами и домочадцами переезжать в

эти клетушки. Тем более речь о том, чтобы тратить деньги Фонда содействия

реформированию ЖКХ на строительство маневренного фонда. Если есть деньги на

маневренный фонд - переселяйте граждан сразу. Переселение - это очень

чувствительная и неприятная ситуация. Так что я прошу всё-таки эту поправку

отклонить, потому что у нас предложена норма о сроке не более года в таблице

поправок, предлагаемых к отклонению.


ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста, включите микрофон на трибуне.


Качкаев Павел Рюрикович, пожалуйста.


КАЧКАЕВ П. Р. Предоставление жилых помещений маневренного фонда регулируется

двумя статьями Жилищного кодекса - статьёй 95 и статьёй 106. В статью 95 мы

включаем норму об использовании маневренного фонда для временного проживания

граждан, которые переселяются из аварийного жилого фонда, а в статью 106...

Трёх лет не было даже в первоначальном тексте законопроекта, а поправка 7

носит чисто уточняющий характер. Я вам зачитаю, мы к словам из первоначальной

редакции законопроекта добавляем слова "либо до предоставления жилых

помещений", то есть текст этой статьи будет звучать так: "...до завершения

расчётов с гражданами, указанными в пункте 3-1 статьи 95 настоящего Кодекса,

либо предоставления им жилых помещений, но не более чем на два года". Почему

на два года? Сметный срок строительства многоквартирного дома - не менее

13-14 месяцев, за год можно не уложиться, и, если указать год, эта норма

просто не будет исполняться, не окажет никакого действия. То есть мы

указываем реальный срок строительства многоквартирного дома, жилых помещений.


ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Павел Рюрикович.


Владимир Владимирович Якушев, есть что добавить по данному вопросу к

аргументам заместителя председателя комитета?


ЯКУШЕВ В. В. Мы согласились именно из этих соображений. Те муниципальные

образования, которые не будут способны, у которых не будет свободных

площадей, куда переселить людей из маневренного фонда, мы поставим в очень

тяжёлую ситуацию, потому что через год они должны будут выполнить это

обязательство, но построить новый дом, новое жильё они не смогут,

соответственно, последуют прокурорские проверки и непростые взаимоотношения в

муниципалитетах. Это как раз была просьба муниципальных образований.


ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.


Ставится на голосование поправка 7 из таблицы № 1, комитет просит её

поддержать.


Включите, пожалуйста, режим голосования.


Покажите результаты.


РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (13 час. 15 мин. 21 сек.)

Проголосовало за 325 чел.72,2 %

Проголосовало против 91 чел.20,2 %

Воздержалось 1 чел.0,2 %

Голосовало 417 чел.

Не голосовало 33 чел.7,3 %

Результат: принято


Принимается поправка 7 из таблицы № 1.


Поправка 8 из таблицы № 1.


Пожалуйста, Галина Петровна.


ХОВАНСКАЯ Г. П. Уважаемые коллеги, второй раз говорю о том, что постановление

нашей Думы ничего, видимо, не значит для авторов, потому что они исключают из

законопроекта пункт, который содержался в перечне поручений по вопросу

переселения граждан из аварийного жилья Президента Российской Федерации от 23

октября 2018 года № Пр-1927: здесь сказано о том, что необходимо ввести

понятие ветхого жилья и обратить внимание, контролировать процесс состояния

этих домов и капитальный ремонт. Ну как так можно работать, исключать?.. В

первом чтении приняли - во втором давайте всё выкидывать! А как же с

поручением президента быть? Я что-то не понимаю. Ситуация с ветхим фондом

очень сложная, и подпрограмма по ветхому жилищному фонду должна быть принята.


ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста, включите микрофон на трибуне.


Представитель комитета, пожалуйста.


КАЧКАЕВ П. Р. Предварительно по данному законопроекту прошли очень большие

парламентские слушания, и было очень много вопросов именно по созданию

параллельно второй программы, региональной программы по капитальному ремонту

жилья со степенью износа более 70 процентов, причём при обсуждении

большинством выступавших было сказано, что данная региональная программа

только внесёт путаницу и что её нужно более тщательно подготовить. Непонятно,

до какого состояния нужно доводить ремонт этих домов: то ли до нормативного,

то ли проводить отдельные виды капитального ремонта, поэтому на сегодня -

именно вот на сегодня - по согласованию с Министерством строительства и

жилищно-коммунального хозяйства было принято решение исключить из данного

законопроекта положение о формировании параллельной программы регионального

капитального ремонта, в которую будут включены многоквартирные дома со

степенью износа больше 70 процентов, и вернуться к нему после Нового года, в

весеннюю сессию. Но к программе расселения аварийного жилого фонда данный

пункт не имеет отношения.


ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Владимир Владимирович, пожалуйста, дополните.


ЯКУШЕВ В. В. Уважаемый Вячеслав Викторович, уважаемые коллеги! Действительно,

вопросы капитального ремонта - наиболее сложные вопросы, и, я думаю, коллеги

в этом зале прекрасно об этом знают, так как бывают на своих территориях и

общаются с гражданами. Мы вообще планируем, что в весеннюю сессию

министерство подготовит ряд серьёзных предложений в целом по реформе

капитального ремонта; мы эти предложения, естественно, предварительно будем

обсуждать, прежде чем представить это в конкретных нормах права. Но вот здесь

наша позиция полностью совпадает с позицией комитета, мы вырабатывали её

вместе: в данном законопроекте нам это точно не нужно отражать, чтобы не

вносить путаницу. Положения о капитальном ремонте мы должны отразить в других

нормативных документах, которые нами будут представлены, мы этот вопрос с

повестки дня не снимаем.


ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Владимир Владимирович.


Выносится на голосование поправка 8 из таблицы № 1, комитет предлагает её

принять.


Включите режим голосования.


Покажите результаты.


РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (13 час. 19 мин. 45 сек.)

Проголосовало за 327 чел.72,7 %

Проголосовало против 21 чел.4,7 %

Воздержалось 1 чел.0,2 %

Голосовало 349 чел.

Не голосовало 101 чел.22,4 %

Результат: принято


Принимается поправка 8.


Уважаемые коллеги, по таблице № 2, в которой у нас 32 поправки, предложенные

профильным комитетом к отклонению, есть ли замечания? Есть.


Включите режим записи.


Покажите, пожалуйста.


Хованская Галина Петровна.


ХОВАНСКАЯ Г. П. Уважаемые коллеги, я считаю, что мы не вправе корректировать

поручения президента, которые посвящены переселению именно из аварийного

жилищного фонда, тем более искажать названия этих поручений.


А теперь по поправке 3...


ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Нет, минуточку, коллеги, по процедуре.


ХОВАНСКАЯ Г. П. А, запись.


ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Мы обсуждаем таблицу поправок № 2. Назовите номера

поправок, авторами которых вы являетесь и которые выносите на отдельное

голосование.


ХОВАНСКАЯ Г. П. Поправки 3, 6 и 21.


ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста, Тумусов Федот Семёнович.


ТУМУСОВ Ф. С. Прошу вынести на отдельное голосование поправку 8.


ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста, Шеин Олег Васильевич.


ШЕИН О. В. Поправки 4, 7, 18, 19, 22.


ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Рыжак Николай Иванович.


РЫЖАК Н. И., фракция "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ".


Уважаемый Вячеслав Викторович, предлагаю вынести на отдельное голосование

поправку 13.


ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Уважаемые коллеги, ставится на голосование таблица

поправок № 2, предложенных комитетом к отклонению, за исключением поправок 3,

6, 21, 8, 4, 7, 18, 19, 22, 13.


Просьба включить режим голосования.


Покажите результаты.


РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (13 час. 22 мин. 58 сек.)

Проголосовало за 324 чел.72,0 %

Проголосовало против 0 чел.0,0 %

Воздержалось 1 чел.0,2 %

Голосовало 325 чел.

Не голосовало 125 чел.27,8 %

Результат: принято


Принимается.


Уважаемые коллеги, в начале заседания я уже говорил, что у меня состоится

встреча с председателем ПАСЕ, в ней примут участие Пётр Олегович Толстой,

наши коллеги - депутаты Пушкина, Роднина, Журова, Когогина. В связи с этим,

если не возражаете, председательство разрешите передать Ивану Ивановичу

Мельникову.


Николай Васильевич, ваше напутствие мною обязательно будет реализовано, так

же как напутствие Владимира Вольфовича Жириновского.


Пойдём встречаться.


Пожалуйста, Иван Иванович.


Председательствует Первый заместитель

Председателя Государственной Думы

И. И. Мельников


ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Переходим к рассмотрению вынесенных на отдельное

голосование поправок.


Поправка 3. Галина Петровна Хованская, пожалуйста.


ХОВАНСКАЯ Г. П. Уважаемые коллеги, речь идёт о размере возмещения, это

изменение в статью 32. Ну, я начну не с поправки собственно, а с решения

Президиума Верховного Суда от 29 апреля 2014 года: говорится чётко, что

невыполнение наймодателем обязанностей по производству капремонта, в

результате которого произошло снижение уровня надёжности здания, может

служить основанием для предъявления собственником, приобретшим право

собственности в порядке приватизации, требования о включении компенсации за

непроизведённый капитальный ремонт многоквартирного дома в выкупную цену. Это

как раз то, о чём мы хотим сказать вот в этой поправке, то есть цена не может

быть ниже среднерыночной стоимости и должна быть учтена компенсация за

непроизведённый капитальный ремонт. Прошу поддержать.


ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста, мнение комитета.


КАЧКАЕВ П. Р. Уважаемый Иван Иванович, уважаемые коллеги! Я уже частично в

самом начале, когда обсуждали поправку 4, рекомендованную к принятию,

комментировал, могу только одно добавить: у нас согласно части 7 статьи 32

при определении стоимости выкупной цены учитывается рыночная стоимость

изымаемого помещения. Другой вопрос, что рыночная стоимость изымаемого

помещения может или не может быть дороже, чем новое жильё, - это, повторяю,

другой вопрос. Если бы эта поправка была о том, что, если не был произведён

собственником капитальный ремонт, надо учесть в рыночной стоимости именно

компенсацию за капитальный ремонт, комитет, может быть, её и включил бы в

таблицу № 1. А данная формулировка - не может быть ниже рыночной стоимости

нового жилого помещения - комитетом не поддерживается.


ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.


Владимир Владимирович, есть необходимость что-то добавить?


ЯКУШЕВ В. В. Наша позиция полностью совпадает с позицией комитета, мы

подробно это обсуждали, поэтому мнение согласованное.


ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.


Коллеги, ставится на голосование поправка 3. Комитет предлагает её отклонить.


Включите режим голосования.


Покажите результаты.


РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (13 час. 26 мин. 40 сек.)

Проголосовало за 95 чел.21,1 %

Проголосовало против 0 чел.0,0 %

Воздержалось 0 чел.0,0 %

Голосовало 95 чел.

Не голосовало 355 чел.78,9 %

Результат: не принято


Отклоняется поправка.


Поправка 6 - Галина Петровна Хованская.


ХОВАНСКАЯ Г. П. Коллеги, предлагается норма, которая также содержалась в

постановлении Государственной Думы, за него голосовали все авторы, в том

числе и те, которые сейчас предлагают эту поправку исключить. К сожалению, я

не имела возможности защищать её на заседании комитета, потому что у меня в

этот день шёл приём граждан на Моховой.


Теперь по сути. Право выбора за собственником остаётся: квартира или денежное

возмещение? Я вам хочу сказать, что собственником может быть инвалид,

престарелый человек, пенсионер, и я обращаю ваше внимание, что в федеральном

законе о реновации в Москве специально это предусмотрено и говорится, что

таким категориям граждан не деньги даются, а квартиры, чтобы они не остались

в итоге на улице и чтобы мы не породили бомжей вот в такой ситуации. Так что

я прошу поддержать эту поправку, она была, ещё раз напоминаю, в постановлении

Государственной Думы, за которое голосование было единогласным.


ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Галина Петровна.


Мнение комитета.


КАЧКАЕВ П. Р. Уважаемые коллеги, в части 8 статьи 32 Жилищного кодекса

предусматривается по соглашению сторон собственнику предоставлять не выкупную

цену, а жилое помещение. Я уже цифры приводил: выкупная цена предлагается

всего 60 процентам собственников. Так что данная норма рабочая, а внесение

вот этих изменений, о приоритетном предоставлении жилых помещений, может

привести к тому, что депрессивные регионы, где на сегодня жильё для

аварийного жилого фонда не строится, могут просто не выполнить эту программу.

Поэтому мы в комитете решили сохранить действующую редакцию, которая, ещё раз

подчёркиваю, работает с 2008 года.


ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.


Владимир Владимирович, есть что добавить?


Пожалуйста.


ЯКУШЕВ В. В. Единственно, хочу только добавить, что неоднократно, в том числе

и на площадке Государственной Думы, мы рассматривали эффективность работы

данной программы, по сносу аварийного жилья: как раз те регионы, где есть

проблемы с качественным, компетентным строительным комплексом, оказываются

вот в такой ситуации. Мы долго и бурно обсуждали данную проблему, и вместе с

комитетом было принято как раз такое решение, которое сегодня предлагается:

всё-таки оставить правила игры, которые были ранее, потому что практика

предыдущей программы показала, что преимущественно муниципалитеты всё-таки

идут на то, чтобы предоставлять жильё. Я думаю, что здесь вряд ли что-то

изменится.


ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.


Коллеги, ставится на голосование поправка 6. Комитет рекомендует её

отклонить.


Включите режим голосования.


Покажите результаты.


РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (13 час. 30 мин. 26 сек.)

Проголосовало за 88 чел.19,6 %

Проголосовало против 3 чел.0,7 %

Воздержалось 0 чел.0,0 %

Голосовало 91 чел.

Не голосовало 359 чел.79,8 %

Результат: не принято


Отклоняется поправка.


Поправка 21 - Галина Петровна Хованская.


ХОВАНСКАЯ Г. П. Коллеги, я хочу сказать, что эта поправка посвящена

принудительному переселению в маневренный жилищный фонд, что вообще нарушает,

строго говоря, принцип предварительности возмещения собственнику жилого

помещения, то есть эта норма в случае, когда будет проведена норма о двух

годах, о трёх годах, о десяти годах в маневренном фонде, оспорима в суде. Мы

предлагаем не более года и только в случае, если это действительно аварийное

жильё, а у нас, к великому сожалению, аварийными иногда признают дома,

которые таковыми не являются. И потом, само по себе то, что ещё до пяти лет

продлена программа, означает, что люди будут жить, если это действительно

аварийное жильё, подвергаясь риску, вот и всё. И тратить деньги Фонда

содействия реформированию ЖКХ на строительство маневренного жилья, а не на

строительство нормального жилья для переселения граждан, не на приобретение

такого жилья - что не требует, между прочим, ни трёх, ни двух лет: жильё

приобретается в течение нескольких месяцев на рынке жилья... Я прошу эту нашу

поправку поддержать, по крайней мере мы немножко сократим масштабы бедствия

для граждан.


ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.


Мнение комитета.


КАЧКАЕВ П. Р. Я своё мнение уже выразил, когда рассматривали поправки к

принятию. Учитывая средний нормативный срок строительства многоквартирных

домов, комитет предлагает оставить норму два года.


ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.


Владимир Владимирович, пожалуйста.


ЯКУШЕВ В. В. Да, мы тоже высказывались. Единственно, коллеги, я про

маневренный фонд скажу, несколько раз звучала эта позиция: всё-таки давайте

не забывать, что аварийный дом - это дом, где человек находиться по факту уже

не должен, это угрожает его жизни и здоровью. При отсутствии маневренного

фонда муниципалитеты просто не имеют возможности переселить людей вот в такой

тяжёлой ситуации. Ну перекрытия завтра поплывут - и люди могут погибнуть.

Куда-то же их должны переселять? Это просто для пояснения.


ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.


Ставится на голосование поправка 21. Комитет рекомендует её отклонить.


Включите режим голосования.


Покажите результаты.


РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (13 час. 33 мин. 11 сек.)

Проголосовало за 87 чел.19,3 %

Проголосовало против 0 чел.0,0 %

Воздержалось 0 чел.0,0 %

Голосовало 87 чел.

Не голосовало 363 чел.80,7 %

Результат: не принято


Отклоняется поправка.


Поправка 8. Федот Семёнович Тумусов.


ТУМУСОВ Ф. С. Суть поправки заключается в том, чтобы при определении размера

возмещения собственнику за изымаемое жилое помещение учитывать не только

рыночную стоимость квадратного метра жилья, но и кадастровую стоимость

земельного участка, на котором находится жилой дом. Абсолютно понятно, что в

доме, который полностью изношен, находится в аварийном состоянии, квадратный

метр может стоить не очень дорого, но дом может стоять на таком интересном с

точки зрения рынка месте, что после того, как там что-то построят, стоимость

будет вдвое, втрое, может быть, даже на порядок выше рыночной стоимости.

Предлагается этот фактор учесть.


ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.


Пожалуйста, мнение комитета.


КАЧКАЕВ П. Р. Данная позиция уже записана в законопроекте, который мы сегодня

рассматриваем во втором чтении. Другой вопрос, что всё-таки в части 7 статьи

32 Жилищного кодекса прописано, что учитывается рыночная стоимость жилого

помещения плюс доля стоимости общедомового имущества, а что касается

стоимости земельного участка, это достаточно полно отрегулировано Земельным

кодексом Российской Федерации, глава VII-1, статья 56-8 "Особенности

определения размера возмещения в связи с изъятием земельных участков для

государственных или муниципальных нужд", и тащить эти нормы в Жилищный кодекс

комитет считает нецелесообразным.


ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Павел Рюрикович.


Владимир Владимирович, пожалуйста.


ЯКУШЕВ В. В. Позиция совпадает с позицией комитета, добавить нечего.


ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, коллеги.


Ставится на голосование поправка 8, комитет рекомендует её отклонить.


Включите режим голосования.


Покажите результаты.


РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (13 час. 35 мин. 31 сек.)

Проголосовало за 79 чел.17,6 %

Проголосовало против 0 чел.0,0 %

Воздержалось 1 чел.0,2 %

Голосовало 80 чел.

Не голосовало 370 чел.82,2 %

Результат: не принято


Отклоняется поправка.


Поправка 4. Олег Васильевич Шеин, пожалуйста.


ШЕИН О. В. Речь идёт о размере выкупной цены при сносе аварийного фонда. В

докладе представителя комитета прозвучало, что уже сегодня при

средневзвешенной рыночной цене 36 тысяч рублей за квадратный метр

собственники при сносе получают 29 тысяч рублей. Я хочу обратить ваше

внимание на то, что среди прочих у нас данная норма регулирует также права

тех, кто официально стоит в очереди как нуждающийся в улучшении жилусловий,

то есть понятно, что доходы этих людей ниже, чем прожиточный минимум,

соответственно, даже если им необходимо купить однокомнатную квартиру

стандартной площадью 35 квадратных метров, разница в деньгах составляет 250

тысяч рублей. И сегодняшнее предложение руководствоваться рыночной ценой

аварийного фонда, не привязывать размер выкупной цены к средневзвешенной

рыночной стоимости по соответствующему муниципальному образованию, такая

норма фактически при расселении собственников аварийного фонда существенную

долю из них превратит в бомжей и откроет дорогу к так называемой ипотеке.

Данная поправка предполагает сохранение конституционного права человека на

крышу над головой, с тем чтобы при сносе аварийного жилья у семьи была

возможность получить от государства, принявшего решение снести,

соответствующие деньги, дающие возможность купить в этом городе, в этом

посёлке жильё по обычной рыночной цене.


ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста, мнение комитета.


КАЧКАЕВ П. Р. Я уже отвечал по этой поправке - 15 из 32 поправок касаются

данной темы, по статье 32, - но, чтобы ни у кого не было вопросов по поводу

29 тысяч рублей за квадратный метр, я приведу несколько цифр из справки о

выкупной стоимости выкупаемой площади жилых помещений, которую делал фонд по

поручению наблюдательного совета. Город Севастополь - 72 тысячи 92 рубля за

квадратный метр, Тюменская область - 65 тысяч рублей, Камчатский край - 65

тысяч, Астраханская область - 46 тысяч, Ярославская область - 34 тысячи,

Пермский край - 32 тысячи рублей, ну и так далее. Я уже говорил, что в

Мурманской области, Магаданской области и в Республике Татарстан выкупная

цена менее 20 тысяч рублей за квадратный метр. И говорить, что 29 тысяч

рублей за квадратный метр везде... Не везде, регионы подходят к этому вопросу

дифференцированно, всё зависит от средней стоимости строительства и от

рыночной стоимости жилых помещений в регионе. Поэтому комитет всё-таки

считает, что поправка, которая вносится, касающаяся статьи 32, проектируемой

части 7-1, правомерна. Не нужно ничего здесь изобретать: не нужно ни вводить

новые методики, ни сравнивать при оценке рыночную стоимость той или иной

квартиры с рыночной стоимостью жилья в данном населённом пункте.


ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.


Владимир Владимирович, пожалуйста.


ЯКУШЕВ В. В. Наше мнение совпадает с мнением комитета, нам дополнить нечего.


ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.


Коллеги, ставится на голосование поправка 4, комитет рекомендует её

отклонить.


Включите режим голосования.


Покажите результаты.


РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (13 час. 39 мин. 31 сек.)

Проголосовало за 84 чел.18,7 %

Проголосовало против 0 чел.0,0 %

Воздержалось 1 чел.0,2 %

Голосовало 85 чел.

Не голосовало 365 чел.81,1 %

Результат: не принято


Отклоняется поправка.


Поправка 7.


Олег Васильевич Шеин, пожалуйста.


ШЕИН О. В. Сведения, по крайней мере по Астраханской области, которые привёл

представитель комитета, не соответствуют действительности, являются ложными и

вводят в заблуждение Государственную Думу. У меня на приёме две недели назад

была женщина 82 лет, которая мне принесла бумагу от вашего товарища по партии

"ЕДИНАЯ РОССИЯ" - главы администрации города Астрахани господина Харисова,

который оценил квадратный метр её жилья в 8 тысяч рублей и квадратный метр

земли под соответствующим домом в 7 тысяч рублей. Поэтому не надо нам здесь

рассказывать, что в Астрахани дают всем по 40-45 тысяч рублей за квадратный

метр. Более того, я веду время от времени судебные процессы против вашей

мэрии, ваших товарищей по политической организации, и последний процесс у нас

был связан с защитой нескольких десятков собственников жилья в доме № 25 по

Бакинской улице. Норма, которую вы сейчас защищаете, даёт возможность

увиливать от предоставления людям компенсации, соответствующей рыночной

стоимости жилья, и даёт возможность органам местного самоуправства выселять

людей на улицу. В Зеленодольске в Татарстане людям - я был около этих домов и

общался с этими людьми - при рыночной стоимости квадратного метра 40 тысяч

рублей взамен давали компенсацию из расчёта 11 тысяч рублей за квадратный

метр, и вы сейчас, по сути, предлагаете это узаконить. А смысл моей поправки

очень простой: чтобы люди, если речь идет о сносе, имели право по

собственному усмотрению получить не только выкупную цену, но и иное

благоустроенное, применительно к данной местности, жильё такой же площади.

Чтобы человек был застрахован и при сносе аварийного фонда не оказался

бомжом, не пошёл на улицу.


ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Мнение комитета, пожалуйста.


КАЧКАЕВ П. Р. Я уже комментировал данную поправку, когда Галина Петровна

выносила на отдельное голосование поправку 6, мне добавить нечего. Мы

сохраняем существующий порядок по согласованию сторон.


ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.


Владимир Владимирович, будете что-то добавлять?


Пожалуйста.


ЯКУШЕВ В. В. Наша позиция полностью совпадает с мнением комитета. Я просто

хотел бы попросить депутата Шеина вопросы, которые он здесь ставит,

информацию, которую он получил от граждан во время приёма, передать в

министерство: мы изучим эту ситуацию и дадим полноценный ответ.


ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.


Коллеги, ставится на голосование поправка 7, комитет рекомендует её

отклонить.


Включите режим голосования.


Покажите результаты.


РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (13 час. 42 мин. 14 сек.)

Проголосовало за 87 чел.19,3 %

Проголосовало против 0 чел.0,0 %

Воздержалось 0 чел.0,0 %

Голосовало 87 чел.

Не голосовало 363 чел.80,7 %

Результат: не принято


Отклоняется поправка.


Поправка 18. Олег Васильевич Шеин.


ШЕИН О. В. Поправка 18 относится к общей конструкции действующего Жилищного

кодекса, а именно к нормам о том, кого признавать малоимущими гражданами,

имеющими право встать на учёт как собственники жилья в аварийном фонде.

Поясню, что в рамках действующей конструкции Жилищного кодекса регулирующие

соответствующую ситуацию нормы содержатся в двух статьях - 32-й и 57-й:

регулирование в 32-й статье относится к общему подходу и предполагает

возмещение по выкупной цене при сносе аварийного фонда; 57-й статьёй

предполагается предоставление человеку при сносе аварийного жилья другого

жилья взамен, но только в случае, когда его семья признана малообеспеченной,

малоимущей. Критерий малообеспеченности - доход ниже прожиточного минимума,

но в прожиточный минимум у нас расходы на аренду жилья не входят,

соответственно, при прожиточном минимуме, условно, 10 тысяч рублей семья с

доходом 10 тысяч 2 рубля на человека не может встать на учёт как нуждающаяся

в улучшении жилищных условий и потребовать предоставления нового жилья взамен

аварийного в соответствии с нормами 57-й статьи, поскольку их уровень доходов

на 2, 3, 4 или 10 рублей выше, чем прожиточный минимум. Предлагается очень

простая норма: малообеспеченными при предоставлении жилья считать людей, чьи

доходы не позволяют арендовать жильё минимальной площади в соответствующем

муниципальном образовании.


ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Мнение комитета, пожалуйста.


КАЧКАЕВ П. Р. Данная поправка не имеет отношения к концепции законопроекта,

поэтому комитет предлагает отклонить.


ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.


Владимир Владимирович, пожалуйста.


ЯКУШЕВ В. В. Позиция совпадает с позицией комитета.


ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.


Ставится на голосование поправка 18, комитет рекомендует её отклонить.


Включите режим голосования.


Покажите результаты.


РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (13 час. 44 мин. 31 сек.)

Проголосовало за 91 чел.20,2 %

Проголосовало против 0 чел.0,0 %

Воздержалось 0 чел.0,0 %

Голосовало 91 чел.

Не голосовало 359 чел.79,8 %

Результат: не принято


Отклоняется поправка.


Поправка 19.


Олег Васильевич Шеин, пожалуйста.


ШЕИН О. В. Поправка 19 касается ещё одной категории людей, имеющих право на

внеочередное получение жилья. Таких категорий, строго говоря, сегодня в

российском законодательстве три: сироты, собственники или наниматели жилья в

аварийном фонде и те, кто имеет заболевания, опасные для окружающих, -

туберкулёз, эпилепсию в определённой форме, заболевания, при которых в

соответствии с инструкциями Минздрава предполагается необходимость расселения

совместно проживающих людей. В рамках действующей редакции статьи 51

Жилищного кодекса такое право на расселение распространяется лишь на случаи,

когда в квартире проживает несколько разных семей. Между тем совершенно

очевидно, что если туберкулёзный больной пользуется общими кухней, санитарным

узлом, душевой, то его состояние здоровья представляет угрозу не только для

соседей по коммунальной квартире, но и для членов его собственной семьи, для

тех же самых маленьких детей. Данной поправкой предлагается распространить

норму, предоставляющую право на внеочередное получение жилья, на людей, член

семьи которых страдает, к сожалению, особо опасным для окружающих

заболеванием.


ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста, мнение комитета.


КАЧКАЕВ П. Р. Данная поправка не имеет отношения к концепции законопроекта,

комитет предлагает её отклонить.


ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.


Владимир Владимирович, пожалуйста.


ЯКУШЕВ В. В. Мнение совпадает с мнением комитета.


ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.


Ставится на голосование поправка 19. Комитет рекомендует её отклонить.


Включите режим голосования.


Покажите результаты.


РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (13 час. 46 мин. 37 сек.)

Проголосовало за 82 чел.18,2 %

Проголосовало против 0 чел.0,0 %

Воздержалось 0 чел.0,0 %

Голосовало 82 чел.

Не голосовало 368 чел.81,8 %

Результат: не принято


Отклоняется поправка.


Поправка 22. Олег Васильевич Шеин.


ШЕИН О. В. Поправка 22 касается срока, в течение которого человек,

проживающий в доме, официально признанном аварийным, обладает правом в

судебном порядке потребовать предоставления иного жилья. На сегодняшний день

таким правом он обладает, строго говоря, с момента проведения

соответствующего акта и принятия решения межведомственной комиссией. Комиссия

приняла решение о том, что дом является аварийным, соответственно, дом

небезопасен, и, если администрация не предоставляет иного жилья, по

российскому законодательству гражданин обладает правом хоть завтра утром

подать в суд иск к администрации. В рамках конструкции, которую предоставило

правительство, предлагается на два года отложить введение права на такого

рода судебную практику, чтобы гражданин получил это право лишь спустя пару

лет после подписания соответствующего акта. Предложение очевидным образом

нарушает права и свободы граждан, ухудшает правовое положение человека,

соответственно, вступает в противоречие с 55-й статьёй Конституции Российской

Федерации.


Что касается ссылок на то, что муниципалитеты не обладают соответствующими

фондами, я хочу обратить внимание: они ими не обладают только в силу

уродливой конструкции межбюджетных отношений в Российской Федерации, в

соответствии с которой, к примеру, поселения имеют лишь 2 процента

собираемого на их территории подоходного налога. Когда в этом зале в 2004

году принимался Жилищный кодекс, лично я, выступая от имени фракции "Родина",

предлагал, чтобы соответствующие мандат и нагрузка были на государстве, а не

на муниципальном образовании.


Эта поправка направлена на сохранение конституционного права человека на

судебную защиту его интересов, с тем чтобы гражданин, проживающий в доме,

официально признанном аварийным, имел возможность не в отлагательном формате,

а сразу потребовать предоставления ему взамен иного жилья.


ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста, мнение комитета.


КАЧКАЕВ П. Р. По мнению комитета, такое конституционное право людей никто не

отменяет. Переезд в маневренный фонд с чётким сроком два года - это абсолютно

добровольно, кроме того, будут внесены именно критерии невозможности

проживания, а данная конструкция, в которой говорится в том числе "до

переезда в завершённый реконструкцией многоквартирный дом", то есть даже не

тот, который подлежит сносу, а в том числе реконструированный... Данная норма

уже была в 95-й и 106-й статьях. Комитет считает, что всё-таки поправка 7,

которая уже принята, имеет более чёткие сроки и более чёткую формулировку,

поэтому обсуждаемая поправка предлагается к отклонению.


ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.


Владимир Владимирович, пожалуйста.


ЯКУШЕВ В. В. Мнение совпадает с мнением комитета, мы поддерживаем решение

комитета.


ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.


Коллеги, ставится на голосование поправка 22. Комитет рекомендует её

отклонить.


Включите режим голосования.


Покажите результаты.


РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (13 час. 50 мин. 04 сек.)

Проголосовало за 86 чел.19,1 %

Проголосовало против 0 чел.0,0 %

Воздержалось 0 чел.0,0 %

Голосовало 86 чел.

Не голосовало 364 чел.80,9 %

Результат: не принято


Отклоняется поправка.


Поправка 13. Николай Иванович Рыжак, пожалуйста.


РЫЖАК Н. И. Уважаемый Иван Иванович, уважаемые коллеги! В настоящее время

имеется неопределённость в вопросе об использовании земельных участков в

случае сноса аварийных домов, расположенных на обособленных территориях в

закрытых военных городках. В частности, по действующему закону эти земли

изымаются органами местного самоуправления для муниципальных нужд. Вместе с

тем эти же земли имеют особое значение для федеральных органов власти, в

которых предусмотрена военная служба, в частности для ФСБ, Министерства

обороны. На наш взгляд, именно они должны на этих территориях с учётом их

особого правового режима осуществлять дальнейшее перспективное использование

земель в соответствующих целях. Поправкой предусматривается устранение

заявленной коллизии. Внесение предлагаемых изменений позволит органам

военного управления самостоятельно осуществлять расселение аварийных домов,

расположенных в пределах указанных земельных участков, причём за счёт средств

федерального бюджета, которые будут выделяться на их содержание, с

сохранением на земельных участках федеральной собственности. Это наша

принципиальная позиция, она поддерживается соответствующими службами, в том

числе Государственно-правовым управлением президента.


ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста, мнение комитета.


КАЧКАЕВ П. Р. Данная поправка также вчера рассматривалась на заседании

комитета, и комитетом было принято решение: при условии согласования данной

поправки дополнительно с Государственно-правовым управлением президента эту

поправку принять, потому что на самом деле проблема существует, она есть.

Поэтому комитет предлагает Государственной Думе данную поправку перенести из

таблицы № 2 в таблицу № 1 и принять её.


ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Переносить не будем, а будем учитывать при голосовании.


КАЧКАЕВ П. Р. Ну да, принять, да, учесть в таблице № 1.


ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста, Владимир Владимирович, ваше мнение.


ЯКУШЕВ В. В. Мы также рассматривали данную поправку и поддерживаем мнение

комитета.


ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Коллеги, ставится на голосование поправка 13. Комитет

рекомендует её принять.


Включите режим голосования.


Покажите результаты.


РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (13 час. 53 мин. 17 сек.)

Проголосовало за 328 чел.72,9 %

Проголосовало против 21 чел.4,7 %

Воздержалось 3 чел.0,7 %

Голосовало 352 чел.

Не голосовало 98 чел.21,8 %

Результат: принято


Поправка принимается.


Коллеги, все поправки рассмотрены, ставится на голосование проект

федерального закона "О внесении изменений в Жилищный кодекс Российской

Федерации и Федеральный закон "О Фонде содействия реформированию

жилищно-коммунального хозяйства" в части переселения граждан из аварийного

жилищного фонда".


Включите режим голосования.


Покажите результаты.


РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (13 час. 53 мин. 17 сек.)

Проголосовало за 328 чел.72,9 %

Проголосовало против 21 чел.4,7 %

Воздержалось 3 чел.0,7 %

Голосовало 352 чел.

Не голосовало 98 чел.21,8 %

Результат: принято


Принимается во втором чтении. Спасибо.


Владимир Владимирович, спасибо вам за участие в рассмотрении законопроекта.


Микрофон на трибуне включите, пожалуйста.


КАЧКАЕВ П. Р. Уважаемые коллеги, данный законопроект получил заключения, как

я уже сказал, и ГПУ президента, и нашего Правового управления,

юридико-технические правки будут учтены. Предлагается вынести на рассмотрение

в третьем чтении завтра.


ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.


Прошу учесть.