ФЗ № 808189-7

О внесении изменений в Федеральный закон "О синдицированном кредите (займе) и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" и в отдельные законодательные акты Российской Федерации

в части уточнения механизмов управления залогом и порядка взаимодействия кредиторов синдиката

Внесён: 8 октября 2019
Последнее событие: Рассмотрение законопроекта в первом чтении, 3 марта 2020
Последнее решение: представить поправки к законопроекту ; принять законопроект в первом чтении

Стенограммы по законопроекту №808189-7

Заседание №282

03.03.2020

О проекте федерального закона № 808189-7 "О внесении изменений в Федеральный закон "О синдицированном кредите (займе) и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" и в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (в части уточнения механизмов управления залогом и порядка взаимодействия кредиторов синдиката).

19-й вопрос, проект федерального закона "О внесении изменений в Федеральный

закон "О синдицированном кредите (займе) и внесении изменений в отдельные

законодательные акты Российской Федерации" и в отдельные законодательные акты

Российской Федерации". Докладывает Анатолий Геннадьевич Аксаков.


АКСАКОВ А. Г. Уважаемый Иван Иванович, уважаемые коллеги! Мы в конце 2017

года приняли закон о синдицированном кредитовании, он вступил в действие в

2018 году. Ну и благодаря этому закону начала работать так называемая фабрика

проектного финансирования - программа, осуществляемая "ВЭБ.РФ". Мы ожидаем,

что в ближайшее время объём сделок с использованием объединения ресурсов

кредитных организаций, других финансовых институтов может увеличиться до 2

триллионов рублей. При этом реализация действующего закона показала ряд

направлений для совершенствования его норм, чтобы повысить эффективность

закона и позволить большему количеству участников участвовать в

финансировании различных проектов, объединяя свои ресурсы на основе

синдиката.


В первую очередь в законопроекте предлагается расширить права управляющего

залогом. Сегодня наиболее эффективной формой работы с залогом, которая

предоставляется участникам синдиката, является наличие управляющего залогом,

выступающего от имени всех участников, то есть он, скажем так, един. Но у

него ограниченные права по действующему законодательству, пока он может

выполнять свою миссию как управляющий залогом только в том случае, если

заложены ценные бумаги и движимое имущество. Предлагается расширить права

управляющего залогом, распространив их на недвижимое имущество, на доли в

капитале и так далее. То есть расширяются права управляющего залогом, и таким

образом повышается эффективность работы с залогом.


Далее предлагается внедрить механизм вторичной синдикации. Часто бывает так,

что один банк, например, кредитует какой-то проект, а потом он может

продавать свой кредит другим участникам, таким образом как раз и появляется

синдикат. Действующее законодательство этого не позволяет, но благодаря

предложенным нормам проблема будет снята.


У нас предусмотрен такой институт, как кредитный управляющий. По действующему

закону он не может выходить из синдиката. Как правило, таким кредитным

управляющим является одна из кредитных организаций, которая участвует в

синдикате. Предлагается, поскольку на рынке бывают всякие ситуации, дать

право кредитному управляющему выходить из синдиката, что повысит гибкость

соответствующего договора и расширит возможности для более активного участия

в синдикации.


Проект закона расширяет возможности по увеличению гибкости синдиката. В

договорах участники могут предусмотреть жёсткое правило, по которому при

банкротстве заёмщика все участники синдиката действуют совместно, то есть не

бывает таких ситуаций, когда один из участников проявляет какую-то

инициативу, пытается ухватить, например, имущество обанкротившегося заёмщика,

все должны действовать слаженно, и это должно быть предусмотрено в договоре.

Может быть и более гибкая форма, и это тоже прописывается в законопроекте,

когда каждый из кредиторов, каждый из участников синдиката может вступать в

соответствующие отношения с заёмщиком, обращать взыскание на имущество и так

далее. То есть устанавливается опять же более гибкий механизм - на усмотрение

участников синдиката, - как работать с заёмщиком, который оказался в

состоянии банкротства.


Вот основные положения этого законопроекта, они сближают наше право с

международным правом, повышают эффективность участия различных институтов в

синдицированном кредитовании.


Прошу поддержать.


ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Анатолий Геннадьевич.


Вопросы есть? Есть.


Включите режим записи на вопросы.


Покажите список.


Боева Наталья Дмитриевна.


БОЕВА Н. Д., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ".


Анатолий Геннадьевич, скажите, а согласие предприятия будет требоваться для

передачи этого кредита?


АКСАКОВ А. Г. Нет, в данном случае кредитор сам принимает решение о продаже

своей доли другому кредитору. На заёмщике это никак не сказывается, просто

вместо одного кредитора приходит другой кредитор, и в этом плане я не вижу

никаких рисков для заёмщика. Условия остаются те же самые, прописанные в

соответствующем договоре.


ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.


Коломейцев Николай Васильевич.


КОЛОМЕЙЦЕВ Н. В., фракция КПРФ.


Уважаемый Анатолий Геннадьевич, какова ответственность таких кредиторов, как

ВЭБ переименованный? Я вам просто приведу пример. Посмотрите: "Евродон" в

Ростовской области, ВЭБ, институт развития, потратили 47 миллиардов рублей,

построили, запустили - 11 тысяч рабочих мест, 500 тонн индюшиного мяса в

сутки. В итоге не перекредитовали согласованный предыдущим руководством

кредит на 1,2 миллиарда рублей, теперь уже потратили 6 миллиардов и угробили

производство. Кто за это ответит? Хотя там и Россельхозбанк рядышком был. Вот

в такой ситуации кто несёт ответственность? Вроде государственные деньги, уже

миллиард в течение года компания возвращала, выплачивая все налоги и

зарплаты. Вот кто в данной ситуации несёт ответственность и какова

ответственность кредиторов, предоставивших синдицированный кредит?


АКСАКОВ А. Г. В моём понимании любой кредитор заинтересован в возврате

предоставленного кредита. И странной может выглядеть ситуация, когда кредитор

не взыскивает те средства, которые предоставлены какому-то заёмщику. Если он

этого не делает, например, работая с государственными деньгами, то для этого

есть Банк России - ВЭБ, правда, не подотчётен Банку России, - есть

правоохранительные структуры, есть Счётная палата, прежде всего есть силовые

структуры, которые должны разобраться и привлечь к ответственности виновных

лиц.


ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Анатолий Геннадьевич. Присаживайтесь.


Коллеги, будут ли желающие выступить? Желающих выступить нет.


Тогда я могу поставить на голосование проект федерального закона под пунктом

19.


Включите режим голосования.


Покажите результаты.


РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (13 час. 50 мин. 42 сек.)

Проголосовало за 332 чел.73,8 %

Проголосовало против 0 чел.0,0 %

Воздержалось 1 чел.0,2 %

Голосовало 333 чел.

Не голосовало 117 чел.26,0 %

Результат: принято


Принимается в первом чтении. Спасибо.