ФЗ № 788449-7

О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части сервисного обслуживания вооружения и военной техники

по вопросу сервисного обслуживания вооружения и военной техники

Внесён: 4 сентября 2019
Последнее событие: Рассмотрение законопроекта в первом чтении, 7 ноября 2019
Последнее решение: представить поправки к законопроекту ; принять законопроект в первом чтении
Инициаторы:

Стенограммы по законопроекту №788449-7

Заседание №252

07.11.2019

О проекте федерального закона № 788449-7 "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части сервисного обслуживания вооружения и военной техники".

10-й вопрос, проект федерального закона "О внесении изменений в отдельные

законодательные акты Российской Федерации в части сервисного обслуживания

вооружения и военной техники". Докладывает официальный представитель

правительства заместитель министра промышленности и торговли Олег Николаевич

Рязанцев.


Пожалуйста, Олег Николаевич.


РЯЗАНЦЕВ О. Н., официальный представитель Правительства Российской Федерации,

заместитель министра промышленности и торговли Российской Федерации.


Уважаемый Иван Иванович, уважаемые коллеги! Законопроект внесён

правительством и направлен на установление правовых основ сервисного

обслуживания образцов вооружения и военной техники. Необходимость дополнения

действующих норм законодательства вызвана усложнением работ при эксплуатации

образцов вооружения и военной техники (ВиВТ), возрастанием требований к

уровню технической готовности и исправности ВиВТ, необходимостью повышения

эффективности сервисного обслуживания в системе полного жизненного цикла

вооружения. Правительством, таким образом, предлагается внести изменения в

три федеральных закона: "О военно-техническом сотрудничестве...", "О

лицензировании отдельных видов деятельности" и "О государственном оборонном

заказе". Принятие законопроекта позволит сформировать правовые основы

сервисного обслуживания изделий вооружения и военной техники, повысить

уровень технической исправности и боевой готовности изделий ВиВТ, находящихся

в эксплуатации и на хранении в Вооружённых Силах, структурировать работу

организаций, осуществляющих деятельность в отношении ВиВТ на стадии

эксплуатации техники, обеспечить логистическую поддержку и

материально-техническое сопровождение сервисных работ.


Предлагается поддержать принятие законопроекта.


Спасибо за внимание.


ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Олег Николаевич, присаживайтесь.


С содокладом от Комитета по обороне выступает заместитель председателя

комитета Заварзин Виктор Михайлович.


ЗАВАРЗИН В. М., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ".


Уважаемый Иван Иванович, коллеги! Концепцию законопроекта комитет,

безусловно, поддерживает. Мы очень серьёзно подошли к рассмотрению этого

законопроекта, провели дополнительные совещания с заинтересованными

ведомствами, министерствами.


В дополнение к сказанному Олегом Николаевичем Комитет по обороне отмечает,

что законопроект направлен на формирование законодательной базы сервисного

обслуживания вооружения и военной техники, специальной техники как

составляющей системы управления жизненным циклом, это очень важно. Кроме

этого, по мнению Комитета по обороне, предлагаемые изменения отвечают

современным реалиям эксплуатации ВВС. Я просто напомню, к вашему сведению

скажу, что мы сегодня, выполняя решение президента, выходим уже почти на

64-65 процентов в части перехода на новое вооружение и технику, а по другим

образцам - и более процентов. И как бы сама жизнь заставляет нас принимать

такие решения, чтобы было хорошее сервисное обслуживание, которое

обеспечивало бы решение всех этих вопросов. Кроме того, законопроектом

частично реализуются нормы указа Президента Российской Федерации № 603 от 7

мая 2012 года, касающиеся создания системы управления полного жизненного

цикла вооружения и военной техники, специальной техники именно в части

эксплуатации.


У нас там есть необходимость в некоторых небольших согласованиях, которые, я

убеждён, мы с правительством в лице Минпромторга проведём ко второму чтению.

Я думаю, без проблем все эти вопросы согласуем. Все комитеты-соисполнители

поддерживают, Комитет Совета Федерации по обороне и безопасности

поддерживает. Правовое управление замечаний концептуального характера не

имеет. Поэтому комитет предлагает данный законопроект принять.


Спасибо за внимание.


ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Виктор Михайлович.


Коллеги, будут ли вопросы? Есть вопросы.


Включите режим записи на вопросы.


Покажите список.


Альшевских Андрей Геннадьевич.


АЛЬШЕВСКИХ А. Г. Спасибо.


Олег Николаевич, скажите, пожалуйста, законодательное регулирование

сервисного обслуживания вооружения и военной техники не приведёт к повышению

их стоимости? Ведь, насколько я понимаю, в перспективе производителю придётся

создавать сеть сервисов и в местах дислокации воинских частей, на полигонах,

на базах хранения, а это потребует дополнительных средств.


РЯЗАНЦЕВ О. Н. Спасибо за вопрос. Нет, по нашей оценке, к росту расходов

федерального бюджета на ВиВТ это не приведёт. Всё это будет действовать в

рамках государственных контрактов на сервисное обслуживание со стороны

Министерства обороны и других госзаказчиков по гособоронзаказу. Данным

законопроектом просто структурируются и терминологически уточняются все

вопросы, связанные с сервисом.


ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.


Зубарев Виктор Владиславович.


ЗУБАРЕВ В. В., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ".


Олег Николаевич, Виктор Михайлович, а как происходило обслуживание, если

сейчас потребовалось внесение вот этих поправок и если они не требуют

дополнительного финансового обеспечения? Сейчас что, какие-то сбои были с

техобслуживанием?


ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста, Олег Николаевич.


РЯЗАНЦЕВ О. Н. Нет, как-то системных фундаментальных сбоев мы не наблюдаем,

тем не менее, если брать все стадии жизненного цикла эксплуатации военной

техники, в настоящий момент вопросы сервиса ни в законе "О государственном

оборонзаказе", ни в нормах о лицензировании ВиВТ, соответствующей

деятельности не отрегулированы, а контракты по сервису Министерством обороны

начинают заключаться. Виктор Михайлович очень правильно сформулировал, что

это в первую очередь связано с переходом к концепции управления полным

жизненным циклом изделий вооружения и военной техники. Соответствующая

терминология в части сервиса требует описания, чтобы выдавать лицензии,

потому что сегодня военный представитель вынужден спрашивать в том числе у

предприятий ОПК лицензии на сервис, которые они в настоящий момент не могут

иметь, а могут иметь только лицензии на ремонт, модернизацию и поставку.


ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Включите микрофон, пожалуйста.


ЗАВАРЗИН В. М. Вопрос правильный, у меня просто маленькое дополнение. У нас,

вообще, понятие "сервис", понятийный аппарат... Вы знаете, мы всегда по

любому направлению работаем с учётом понятийного аппарата, даже когда я

работал в НАТО, мы, помню, с натовцами прорабатывали схемы понятийного

аппарата, чтобы понимать друг друга. Так вот, Олег Николаевич понимает, я

сегодня не стал об этом говорить в своём выступлении, но мы ко второму чтению

этот вопрос согласуем: нет серьёзного понимания понятийного аппарата,

касающегося сервисного обслуживания, - вот с этого начнём. Поэтому мы,

комитет вместе с Минпромторгом, ко второму чтению обязуемся выйти на такую

схему, чтобы было полное понимание, чего мы достигаем. Я поддерживаю ту

реплику, то замечание, которое он высказал, по поводу дополнительных средств:

дополнительные средства не предусматриваются.


ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.


Савельев Дмитрий Иванович.


САВЕЛЬЕВ Д. И., фракция ЛДПР.


Олег Николаевич, это очень хорошо, что данным законопроектом

предусматривается такая гибкая схема, как размещение сервисных центров

непосредственно в местах дислокации воинских частей, полигонов и мест

хранения. И вдвойне хорошо, что ремонтом займутся преимущественно предприятия

"Ростеха", который в России является основным производителем вооружения.

Скажите, пожалуйста, а в какой срок планируется развернуть сеть этих

специализированных ремонтных учреждений?


Спасибо большое.


РЯЗАНЦЕВ О. Н. Здесь, в этом законопроекте, речь сейчас не идёт о

разворачивании какой-то отдельной сети сервисных центров со стороны

промышленности. Я ещё раз говорю: в законопроекте речь идёт об установлении

терминологического аппарата и описании, что такое сервис. У нас есть

ремонтные заводы, есть собственно мощности финишёров, есть мощности, чтобы

проводить сервисное обслуживание разного вида непосредственно в части. На ваш

вопрос точно ответить сейчас я не могу, потому что каждая ситуация по каждому

роду войск и виду техники будет специфичной и индивидуальной: по системам ПВО

будет одно, по кораблям будет другое, по бронетанковой технике будет третье,

по авиации - четвёртое и так далее.


ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Микрофон на трибуне включите.


ЗАВАРЗИН В. М. Будут приняты подзаконные акты. С выходом закона выйдут

подзаконные акты, естественно, по министерствам, ведомствам и непосредственно

по главкам, которые примут решения во исполнение закона, который мы с вами

примем.


ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.


Гартунг Валерий Карлович.


ГАРТУНГ В. К. У меня к Виктору Михайловичу вопрос.


Всё-таки меня интересует позиция Министерства обороны, как основного

заказчика, у меня большие сомнения, что это не приведёт к росту расходов. На

мой взгляд, если мы там требования ужесточаем, сокращаем круг лиц, которые

будут оказывать эти услуги, то - это закон рынка - это приводит к увеличению

расходов. Может быть, это и оправданно, я сейчас не спорю с этим, и, мало

того, я считаю, что мы в правильном направлении двигаемся, у меня вопрос в

другом: правильно ли мы посчитали? Меня настораживает ответ, что не будет

дополнительных затрат: вот у меня складывается впечатление, что они как раз

будут. Учтено ли это?


ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Виктор Михайлович, вам вопрос.


ЗАВАРЗИН В. М. Ну, на сегодня, отвечаю, Валерий Карлович, коллеги, посчитано

правильно. Что есть, то есть, то и говорю.


Давайте мы всё-таки... Хорошо, я вас услышал - ко второму чтению мы будем

внимательно подходить, я прислушаюсь абсолютно ко всем вопросам, мы ещё раз

посмотрим с Минпромторгом, с правительством, посмотрим с Минфином, посчитаем,

но пока, на сегодняшний день, у нас такие данные, это официальные данные.

Докладываю, в комитете мы рассматривали очень подробно этот законопроект,

представители всех фракций подошли к этому законопроекту очень серьёзно.

Поэтому вот как есть, так есть, но ко второму чтению мы ещё уточним.


ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Виктор Михайлович, спасибо, присаживайтесь.


Коллеги, будут ли желающие выступить? Есть.


Включите режим записи на выступления.


Валерий Карлович. Возможно, ещё кто-то желает выступить.


Покажите список.


Тетерин Иван Михайлович, пожалуйста.


ТЕТЕРИН И. М., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ".


С места, Иван Иванович, позвольте.


Виктор Михайлович и докладчик подробно доложили о законопроекте, добавлю

только, что вообще весь этот процесс, когда, после того как техника и

вооружение выпускаются в эксплуатацию или идут на хранение, продолжается

цикл, который состоит из технического обслуживания, регламентных работ,

ремонтных работ, средних, восстановительных и прочих, - всё это сейчас

предлагается объединить под общим термином "сервисное обслуживание". А

порядок и сроки их проведения и иные вопросы будут урегулированы уже в

подзаконных актах, приказах соответствующих министерств и ведомств по

образцам и видам техники. Насчёт того, существуют или нет на данный момент

такие организации и учреждения, - конечно же, они есть. Завод-производитель в

течение определённого времени, гарантийного срока, должен проводить

определённое обследование, обслуживание в том числе. В настоящее время в

соединениях, частях имеются ремонтные подразделения, части и организации,

которые эти работы выполняют. Кроме того, цель этого закона именно узаконить

весь этот технологический процесс с момента производства, жизненный цикл, а

кто будет проводить и прочее - будет регламентировано соответствующими

актами.


О ресурсах вопрос задавался. Все эти виды работ на данный момент уже

существуют, а для того, чтобы можно было их выполнять, нужна лицензия.

Процесс, или вопрос, получения лицензии - это один момент, но в целом на весь

процесс в ресурсном плане это не повлияет.


ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Иван Михайлович.


Гартунг Валерий Карлович, пожалуйста.


От фракции, Валерий Карлович?


От фракции, пожалуйста.


ГАРТУНГ В. К. Уважаемый Иван Иванович, уважаемые коллеги! Мы поддержим этот

законопроект. Я вышел на эту трибуну сказать о некоторых вещах.


Почему мы поддерживаем этот законопроект? Мы считаем, что, действительно,

будет правильно, если такое, скажем так, обслуживание (назовём его сервисным,

как тут называется, но на самом деле для военной техники, в войсках оно очень

разное - работа по ремонту, гарантийное обслуживание и так далее, это вообще

разные виды услуг) будет осуществлять кто-то один и всё это будет делать

производитель. Единственно - как говорится, дьявол всегда в деталях - как это

будет организовано? Я хотел бы, Иван Иванович, чтобы вы дали слово

представителю правительства: он хотел что-то сказать, добавить, когда я задал

вопрос, может быть, он скажет в заключительном слове?


То есть, скажем так, если мы грамотно организуем техническое обслуживание,

сервис и ремонт вооружения и техники, то в конечном счёте расходы бюджета

будут реально меньше, потому что жизненный цикл будет удлиняться, и,

собственно говоря, что тут говорить, все понимают, что техника сложная, если

правильно обслуживать, её ресурс будет возрастать. Ещё раз хочу сказать, что

мы поддерживаем этот законопроект, но хотелось бы понимать, как эта система

будет в дальнейшем действовать. До этого всё-таки эти функции лежали на

ремонтных заводах, которые находились в армии, сейчас, видимо, я так понимаю,

планируется передавать каким-то образом эти функции производителям. Может

быть, это не нужно обсуждать в зале пленарных заседаний, но хотелось бы

понимать, как это всё будет организовано, потому что в конечном счёте за всё

платит бюджет.


Спасибо за внимание.


ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Валерий Карлович.


Олег Николаевич, вы можете выступить с заключительным словом. Пожалуйста.


РЯЗАНЦЕВ О. Н. Да, спасибо, Иван Иванович.


Спасибо, Валерий Карлович.


Уважаемые коллеги, я хотел бы ещё раз акцентировать внимание на следующем.

Сегодня правильно было сказано, что есть различные этапы жизненного цикла

вооружения и военной техники - может быть техническое обслуживание, текущий

ремонт, средний ремонт. Сервис будет включать в себя различную комбинацию

этих этапов, всё, кроме капитального ремонта и модернизации. Мы ещё раз

отмечаем, что законопроект направлен на упорядочение норм, касающихся самого

понятия сервиса и сочетания всех этих видов работ, именно после этого наши

госзаказчики будут способны легально, нормально заключать контракты на

проведение различных видов работ.


И в дополнение ещё хочу сказать, что ремонтные заводы не планируется передать

промышленности - они практически все уже переданы промышленности. И какие

субъекты будут заниматься проведением работ, уже понятно: это будут

преимущественно интегрированные структуры оборонно-промышленного комплекса,

которые сформированы в соответствии с указами президента.


ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.


Виктор Михайлович, будете выступать?


Депутату Заварзину включите микрофон.


ЗАВАРЗИН В. М. Буквально два слова.


На одном из заседаний Военно-промышленной комиссии Президент России поставил

очень чёткие задачи по поводу оборонного комплекса. Одна из них касалась

жизненного цикла - хотя здесь много говорили, ещё раз повторю, чтобы мы

сосредоточились сегодня именно на этом, - вооружения и техники. И вот этот

законопроект направлен как раз на систематизацию, контроль, если хотите,

взаимодействия промышленности с заказчиком. Вот будет чётко, понятно по

лицензиям, по контрактам, по сервисному обслуживанию. Я думаю, некоторые

возникшие вопросы мы до конца с Минпромторгом разведём ко второму чтению. В

целом же законопроект очень нужный, хороший - прошу поддержать.


Спасибо за внимание.


ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Виктор Михайлович.


Коллеги, обсуждение завершено, ставлю законопроект на голосование.


Включите режим голосования.


Покажите результаты.


РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (14 час. 32 мин. 50 сек.)

Проголосовало за 385 чел.85,6 %

Проголосовало против 0 чел.0,0 %

Воздержалось 0 чел.0,0 %

Голосовало 385 чел.

Не голосовало 65 чел.14,4 %

Результат: принято


Принимается в первом чтении единогласно. Спасибо.