ФЗ № 785133-7

О внесении изменений в Федеральный закон "О гарантиях прав коренных малочисленных народов Российской Федерации" в части установления порядка учета лиц, относящихся к коренным малочисленным народам

Внесён: 29 августа 2019
Последнее событие: Опубликование закона, 10 февраля 2020
Последнее решение:
Инициаторы:

Стенограммы по законопроекту №785133-7

Заседание №271

22.01.2020

О проекте федерального закона № 785133-7 "О внесении изменений в Федеральный закон "О гарантиях прав коренных малочисленных народов Российской Федерации" в части установления порядка учёта лиц, относящихся к коренным малочисленным народам".

Переходим к рассмотрению 2-го вопроса повестки. О проекте федерального закона

"О внесении изменений в Федеральный закон "О гарантиях прав коренных

малочисленных народов Российской Федерации" в части установления порядка

учёта лиц, относящихся к коренным малочисленным народам". Доклад Шамсаила

Юнусовича Саралиева.


Пожалуйста, Шамсаил Юнусович.


САРАЛИЕВ Ш. Ю., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ".


Уважаемый Вячеслав Викторович, уважаемые коллеги! Данный законопроект прошёл

все необходимые экспертизы. Комитет Государственной Думы по делам

национальностей рекомендует принять его в третьем чтении.


ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Коллеги, по мотивам есть желающие выступить? Нет.


Ставится на голосование законопроект под пунктом 2 нашей повестки дня, третье

чтение.


Включите, пожалуйста, режим голосования.


Покажите, пожалуйста, результаты.


РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (12 час. 30 мин. 34 сек.)

Проголосовало за 421 чел.93,6 %

Проголосовало против 0 чел.0,0 %

Воздержалось 0 чел.0,0 %

Голосовало 421 чел.

Не голосовало 29 чел.6,4 %

Результат: принято


Федеральный закон принят единогласно.


Заседание №270

21.01.2020

О проекте федерального закона № 785133-7 "О внесении изменений в Федеральный закон "О гарантиях прав коренных малочисленных народов Российской Федерации" в части установления порядка учёта лиц, относящихся к коренным малочисленным народам".

11-й пункт, проект федерального закона "О внесении изменений в Федеральный

закон "О гарантиях прав коренных малочисленных народов Российской Федерации"

в части установления порядка учёта лиц, относящихся к коренным малочисленным

народам".


Ильдар Ирекович Гильмутдинов, пожалуйста.


ГИЛЬМУТДИНОВ И. И., председатель Комитета Государственной Думы по делам

национальностей, фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ".


Уважаемый Александр Дмитриевич, уважаемые коллеги! Законопроект доработан ко

второму чтению комитетом ровно в том направлении, которое соответствует

предложениям и замечаниям, звучавшим во время обсуждения законопроекта здесь

и на заседании комитета. Поступило 17 поправок, сформированы две таблицы: в

таблицу поправок, рекомендованных к принятию, включено шесть поправок, в

таблицу поправок, рекомендованных к отклонению, - 11 поправок.


Просим рассмотреть таблицы поправок и принять законопроект во втором чтении.


ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Есть ли вопросы по таблице поправок № 1? Нет.


Ставится на голосование таблица поправок № 1.


Включите режим голосования.


Покажите результаты.


РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (13 час. 48 мин. 36 сек.)

Проголосовало за 369 чел.82,0 %

Проголосовало против 0 чел.0,0 %

Воздержалось 0 чел.0,0 %

Голосовало 369 чел.

Не голосовало 81 чел.18,0 %

Результат: принято


Принимается.


Есть ли вопросы по таблице поправок № 2? Нет.


Ставится на голосование таблица поправок № 2.


Включите режим голосования.


Покажите результаты.


РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (13 час. 49 мин. 04 сек.)

Проголосовало за 332 чел.73,8 %

Проголосовало против 0 чел.0,0 %

Воздержалось 0 чел.0,0 %

Голосовало 332 чел.

Не голосовало 118 чел.26,2 %

Результат: принято


Принимается.


Ставится на голосование: принять во втором чтении проект закона.


Включите режим голосования.


Покажите результаты.


РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (13 час. 49 мин. 28 сек.)

Проголосовало за 416 чел.92,4 %

Проголосовало против 0 чел.0,0 %

Воздержалось 0 чел.0,0 %

Голосовало 416 чел.

Не голосовало 34 чел.7,6 %

Результат: принято


Принят во втором чтении.


Микрофон на трибуне включите, пожалуйста.


ГИЛЬМУТДИНОВ И. И. Уважаемые коллеги, законопроект подготовлен для принятия в

третьем чтении - прошу включить его в повестку дня на завтра.


ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Нет возражений? Включаем.


Заседание №250

05.11.2019

О проекте федерального закона № 785133-7 "О внесении изменений в Федеральный закон "О гарантиях прав коренных малочисленных народов Российской Федерации" в части установления порядка учёта лиц, относящихся к коренным малочисленным народам".

4-й вопрос, проект федерального закона "О внесении изменений в Федеральный

закон "О гарантиях прав коренных малочисленных народов Российской Федерации"

в части установления порядка учёта лиц, относящихся к коренным малочисленным

народам". Докладывает официальный представитель правительства статс-секретарь

- заместитель руководителя Федерального агентства по делам национальностей

Анна Викторовна Котова.


КОТОВА А. В., официальный представитель Правительства Российской Федерации,

статс-секретарь - заместитель руководителя Федерального агентства по делам

национальностей.


Уважаемый Иван Иванович, уважаемые депутаты! Представленный вашему вниманию

проект федерального закона подготовлен в целях восполнения пробела правового

регулирования, связанного с отсутствием в действующем законодательстве

механизма отнесения граждан к коренным малочисленным народам Российской

Федерации.


Коренные малочисленные народы - это народы, проживающие на территориях

расселения своих предков, сохраняющие традиционные образ жизни, хозяйственную

деятельность и промыслы и при этом насчитывающие в Российской Федерации менее

50 тысяч человек. Кроме того, эти народы должны осознавать себя

самостоятельными этническими общностями.


Согласно данным Всероссийской переписи населения 2010 года численность

коренных малочисленных народов составила 316 тысяч человек, проживающих в 35

регионах, из них 260 тысяч - это коренные малочисленные народы Севера, Сибири

и Дальнего Востока, соответственно речь идёт о 28 регионах их проживания.


Статьёй 69 Конституции Российской Федерации гарантированы права коренных

малочисленных народов. При этом реализация этих прав - а это в том числе

право на защиту исконной среды обитания, на ведение и сохранение

традиционного образа жизни, составляющего основу их существования, на занятие

охотой, рыбалкой, оленеводством и другими традиционными видами деятельности -

связывается как раз с идентификацией гражданина как представителя коренного

малочисленного народа. Однако эффективный механизм такой идентификации в

действующем законодательстве отсутствует, что вынуждает граждан обращаться в

суды за получением подтверждения своей национальной принадлежности.


Наш законопроект предполагает формирование специального списка лиц,

относящихся к коренным малочисленным народам. При этом в соответствии с

конституционным принципом, закреплённым в 26-й статье Конституции, - это

свобода определять свою национальную принадлежность - законопроект

предусматривает, что внесение и исключение граждан из этого списка будет

осуществляться исключительно по их инициативе и на добровольной основе. Для

этих целей предполагается использовать документы, которые будет представлять

сам заявитель, а также документы, представляемые органами государственной

власти, органами местного самоуправления и общинами коренных малочисленных

народов. Перечень документов, которые представитель коренного малочисленного

народа должен будет представить для внесения в список, очень короткий, там

всего два документа: заявление, форма которого будет утверждена нашим

агентством, и один из документов, свидетельствующих о национальной

принадлежности данного лица.


С учётом того что значительное число граждан данной категории проживают в

достаточно отдалённых районах с низкой транспортной доступностью, в нашем

законопроекте предполагается множество возможностей для представления

документов: это все возможности, которые предусмотрены законом о

предоставлении государственных и муниципальных услуг, а также новелла нашего

законопроекта, когда действует так называемый коллективный заявитель, а

именно предусмотрена возможность лица, относящегося к коренному

малочисленному народу, представить документы о себе через свою общину.


Гражданин сможет реализовать своё право быть включённым в список вне

зависимости от того, проживает ли он в местах традиционного проживания и

традиционной хозяйственной деятельности и ведёт ли он такую деятельность. В

последующем при изменении места жительства либо рода деятельности

соответствующие изменения будут отражены в списке. При этом порядок

использования нашего списка заинтересованными государственными органами,

внебюджетными фондами позволит обеспечить однократное представление

гражданином необходимых документов, вопросы же межведомственного

взаимодействия будут решены в акте правительства, которым будет утверждён

порядок ведения списка.


Законопроектом предполагается установление двухлетнего переходного периода, в

течение которого будет происходить наполнение списка. По истечении

двухлетнего периода органы власти будут не в праве требовать от гражданина

другого подтверждения, если сведения о нём содержатся в списке. При этом хочу

отметить, что отсутствие сведений о гражданине в списке ни в коем случае не

должно умалять его права и не будет служить основанием для ограничения

возможностей реализации им своих прав. Организация учёта лиц, относящихся к

коренным малочисленным народам, позволит обеспечить беспрепятственную

реализацию социально-экономических прав представителей коренных малочисленных

народов и одновременно минимизировать количество злоупотреблений в этой

сфере.


Прошу поддержать.


ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Анна Викторовна. Присаживайтесь.


С содокладом выступает Григорий Петрович Ледков, заместитель председателя

Комитета по делам национальностей.


ЛЕДКОВ Г. П., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ".


Уважаемый Иван Иванович, уважаемые коллеги! Анна Викторовна доложила о данном

проекте закона, всё в принципе понятно.


Я хотел бы добавить, что этот вопрос имеет длительную историю. Мы,

представители Севера, Сибири и Дальнего Востока, в течение нескольких созывов

выступали с разными инициативами о том, как с уходом соответствующей графы в

паспорте восстановить государственные механизмы идентичности наших

оленеводов, охотников и рыбаков, которые живут и в Арктике, и на Дальнем

Востоке, и в Сибири. Мы рассматривали разные варианты, в том числе

возвращение к графе в паспорте, введение вкладышей в паспорт, создание

системы справок, и мы эти вопросы решали ещё в бытность Министерства

регионального развития, но в течение последних пяти лет, надо сказать, вот

эта инициатива - введение государственного учёта, реестра, списка - является

инициативой самих коренных малочисленных народов. Мы проводили работу во всех

субъектах, где мы проживаем, и эта идея была единогласно поддержана. Мы в

течение нескольких лет отрабатывали вопрос, совещались, получали очень много

критики, вели переговоры с профильными министерствами, проводили

парламентские слушания здесь, в Государственной Думе, а также в Совете

Федерации, и поэтому на сегодняшний день на финишную прямую вышел данный

законопроект. Надо сказать, что люди, которые проживают на местах, ждут его с

нетерпением, потому что в течение вот этих лет были выявлены и сегодня

имеются, к сожалению, реальные препятствия для традиционного образа жизни,

для традиционной хозяйственной деятельности оленеводов и рыбаков.


На самом деле предлагается в целом такой упрощённый механизм, с тем чтобы

люди могли добровольно оставаться на своих исконных местах проживания и чтобы

государство могло им гарантировать, обеспечить возможность жить тем укладом,

которому они привержены и который они хранят на протяжении многих и многих

веков. И очень интересен тот момент, что сегодня, мы видим, традиционный

образ жизни конкурентоспособен: население занято, налоги уплачиваются, земля

не брошена, - и сегодня мы видим, что таких государственных механизмов у нас

не хватает.


По итогам этой работы мы получили положительные отзывы практически из всех

субъектов, где проживают коренные малочисленные народы. Данный законопроект

поддерживают все профильные комитеты, которые принимали участие в работе,

профильные министерства поддерживают.


Комитет по делам национальностей поддерживает данный законопроект и

предлагает Государственной Думе принять его.


Большое спасибо.


ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Григорий Петрович.


Коллеги, будут ли вопросы? Есть вопросы.


Задержитесь, пожалуйста, Григорий Петрович.


Включите режим записи на вопросы.


Покажите список.


Гладких Борис Михайлович.


ГЛАДКИХ Б. М., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ".


У меня вопрос к представителю агентства по делам национальностям. Я избирался

от Хабаровского края, так вот на сегодняшний день поводом для отнесения того

или иного гражданина к представителям КМНС является всё-таки в первую очередь

возможность вылова нормовой рыбы, а не веление души как таковое или

принадлежность к той или иной национальности. И в связи с этим, если этот

законопроект - он правильный и нужный - будет реализован в дальнейшем, мы

будем наблюдать рост числа представителей КМНС на территории Дальнего

Востока, это абсолютно точно, потому что, ещё раз говорю, в отдалённых

населённых пунктах у населения в первую очередь имеется интерес получить

возможность вылавливать нормовую рыбу. Для того чтобы этого избежать, нужно

всё-таки предоставить возможность и аборигенному населению в таких субъектах

ловить нормовую рыбу. Как вы смотрите на реализацию подобного подхода, чтобы

мы всё-таки не получили резкого всплеска численности представителей КМНС?..

(Микрофон отключён.)


ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста, Анна Викторовна.


КОТОВА А. В. Спасибо большое, это очень актуальный вопрос. В действительности

некоторые наши оппоненты прогнозируют риск роста численности так называемых

ложных или псевдокоренных народов, тем не менее нашим законопроектом

предусматривается процедура подтверждения национальной принадлежности,

которая позволит исключить такие случаи.


Относительно возможности вылова определённых пород рыб либо возможности

осуществления видов деятельности, характерных для коренных народов, теми

лицами, которые к коренным не относятся. Уже сейчас законом "О гарантиях прав

коренных малочисленных народов..." предусмотрена возможность предоставления

этим гражданам таких прав законодательством субъекта Российской Федерации.


ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.


Тумусов Федот Семёнович.


ТУМУСОВ Ф. С., фракция "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ".


У меня тоже вопрос к представителю правительства.


Уважаемая Анна Викторовна, в современной России в паспорте нет отметки

"национальность", хотя лично я с гордостью написал бы свою национальность в

российском паспорте. Скажите, как сегодня ведётся учёт коренных малочисленных

народов без записи в паспорте? Это первое.


Второе. Вы сказали, что может быть увеличение, а на мой взгляд, наоборот,

будет уменьшение количества представителей коренных малочисленных народов

Севера, потому что тут прописаны жёсткие условия идентификации

национальности. Вы, наверное, делали прогноз - так увеличивается или

уменьшается?


И конкретный вопрос. Вот человек вошёл в реестр, а потом по каким-то причинам

поменял фамилию, или имя, или отчество - как это отразится на его

идентификации?


КОТОВА А. В. Отвечу на ваш вопрос относительно увеличения либо уменьшения

количества представителей коренных малочисленных народов. Мы сейчас

основываемся на данных Всероссийской переписи населения десятилетней

давности. С учётом естественного прироста населения возможен в итоге, когда

заработает наша система, небольшой прирост лиц, которые будут в ней учтены.

Вместе с тем мы прогнозируем уменьшение количества злоупотреблений со стороны

лиц, не относящихся к коренным малочисленным народам, в части, касающейся

использования прав, которыми наделены исключительно коренные малочисленные

народы.


В настоящее время в регионах в значительной мере учёт лиц, относящихся к

коренным малочисленным народам, не ведётся. В отдельных регионах, в трёх

субъектах Российской Федерации, ведётся учёт лиц, которые ведут традиционный

образ жизни и осуществляют традиционную хозяйственную деятельность, вне

зависимости от национальной принадлежности. В пяти субъектах на нормативном

уровне закреплён порядок условного учёта, который ведётся органами местного

самоуправления. Наш же список позволит сделать систему федеральной, доступной

для всех органов государственной власти. В случае изменения каких-либо

сведений о гражданине они также будут изменены в реестре, то есть это будет

отражено, и все получат к ним доступ.


ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.


Тетерин Иван Михайлович.


ТЕТЕРИН И. М., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ".


Анна Викторовна, вот вы сказали, что учёт не ведётся, а какими же данными вы

располагаете на данный момент - плюс-минус? И вообще, какова динамика?


КОТОВА А. В. Повторю, мы сейчас располагаем данными Всероссийской переписи

населения 2010 года. Динамику мы высчитываем с учётом социологических

исследований данной группы населения; в среднем динамика прироста - 5,6

процента.


ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.


Пивненко Валентина Николаевна.


ПИВНЕНКО В. Н., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ".


Уважаемая Анна Викторовна, вы сказали, что в реестр будут вноситься

представители коренных малочисленных народов независимо от места их

проживания и занятия традиционными видами деятельности. Этот перечень, по

сути дела, является основанием для того, чтобы обеспечивать ресурсами для

ведения традиционных видов деятельности - переработки, охоты, рыболовства и

других. Не значит ли это, что всё-таки необходимо отражать место проживания

представителя коренного малочисленного народа? Ведь в списке будет много лиц,

относящихся к коренным малочисленным народам и проживающих в мегаполисах, а

мы-то заботимся о том, чтобы это были как раз те люди, которые живут в

экстремальных условиях и для которых занятие традиционными промыслами - это

образ жизни.


КОТОВА А. В. Да, действительно, основная часть, условно говоря, потребителей

нашего списка - это граждане, которые проживают в отдалённых территориях, в

местах традиционного проживания своих предков, и которые осуществляют

традиционные виды деятельности. Вместе с тем мы предполагаем, что учёт будет

действительно тотальным, то есть вне зависимости от того, проживает гражданин

в этом месте или не проживает, он имеет право встать на учёт как

представитель коренного малочисленного народа. В дальнейшем определение

возможности получения им льгот и преференций будет относиться к компетенции

соответствующего уполномоченного органа, поскольку отраслевое

законодательство в каждом конкретном случае связывает возможность получения

соответствующих льгот и преференций с различным набором признаков, например,

это могут быть как все три признака - отнесение к определённой

национальности, проживание в местах традиционного проживания и ведение

традиционной хозяйственной деятельности, - так и два, допустим в случае с

заменой срочной службы на альтернативную.


ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.


Поздняков Владимир Георгиевич.


ПОЗДНЯКОВ В. Г., фракция КПРФ.


У меня вопрос к Анне Викторовне.


Ну вот мы говорим о списках, реестрах, всякой прочей бухгалтерии, извините за

этот термин, и всё-таки какова позиция правительства, вашего министерства,

ваша личная в отношении восстановления записи о национальности в паспорте?

Может быть, многие вопросы тем самым будут решены?


КОТОВА А. В. В данном случае необходимо учитывать не только пожелание многих

граждан иметь в паспорте графу "Национальность", но и целесообразность

внесения этой графы в основной документ гражданина Российской Федерации.

Коренные малочисленные народы - это единственная группа граждан, в отношении

которых на уровне международных актов и конституционно предусмотрены

соответствующие права, зависящие от их национальной принадлежности. Для

остальных граждан эта отметка в паспорте с правовой точки зрения никакого

практического значения иметь не будет. В связи с этим изменять в целом

паспорт гражданина Российской Федерации и изменять систему его выдачи

нецелесообразно.


ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.


Торощин Игорь Андреевич.


ТОРОЩИН И. А., фракция ЛДПР.


Уважаемая Анна Викторовна, у меня в продолжение вопросов коллег Тумусова и

Позднякова уточняющий вопрос: вызывают вопросы положения законопроекта,

обязывающие представлять документы, содержащие сведения о национальности

заявителя, - какие варианты замены данных документов есть у правительства?


И ещё: хотелось бы уточнить, планируется ли принятие постановления

правительства для лиц, уполномоченных принимать решения о включении в данный

список граждан, с целью реализации единообразного подхода на всей территории

нашей страны?


КОТОВА А. В. Сразу отвечу на вторую часть вашего вопроса: ведение списка

будет осуществлять Федеральное агентство по делам национальностей - таким

образом будет обеспечено единообразие ведения списка на всей территории

Российской Федерации.


Что касается первой части вопроса, законопроект предполагает вариативность и

достаточно широкий список (не являющийся при этом закрытым) документов,

которыми может быть подтверждена национальная принадлежность, вплоть до

документов советского периода, царского периода, архивных документов и

документов родственников заявителя.


ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Анна Викторовна, присаживайтесь.


Коллеги, будут ли желающие выступить? Есть желающие. Давайте запись проведём.


Включите режим записи на выступления.


Борис Михайлович, вашу руку увидели.


Покажите список.


Четверо выступающих от "ЕДИНОЙ РОССИИ".


Петров Александр Петрович, пожалуйста.


ПЕТРОВ А. П., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ".


Уважаемые коллеги, я сразу хочу сказать, что я данный законопроект поддержу.

В Свердловской области живёт община ивдельских манси, их чуть больше ста

человек, каждый год мы вместе с уполномоченным по правам человека ездим туда

и смотрим, как им живётся. Какие вопросы они задают прежде всего и что нам

нужно законодательно изменить?


Первое - это ежегодная диспансеризация всех без исключения, потому что они

живут в особых условиях и уровень заболеваемости у них гораздо выше, чем в

обычной ситуации.


Второе - нам необходимо выделить дополнительные педагогические ставки для

обучения детей, которые проживают в интернате, тем ремёслам, которые были

присущи их предкам.


Следующий момент, о котором я коротко хотел бы сказать, - им нужно разрешить

самим заготавливать дрова. Они живут в тайге за 160 километров от Ивделя и

ждут, когда муниципалитет привезёт им дрова, - что это такое?! В сентябре у

них ни одного полена не было у дома! Надо разрешить, они сами себе способны

заготовить дрова.


И ещё один момент. Безусловно, реестры и регистры - это разные вещи.

Безусловно, когда есть списки - это одно, но, действительно, набор льгот и

преференций надо комиссией внимательно, в каждом случае персонально

рассматривать. У нас, например, 109 манси, даже чуть больше, а разрешений на

круглогодичную охоту всего три, и это правильный подход; может быть, конечно,

разрешений должно быть чуть больше, чем три, но разрешать всем без разбора...

этого нельзя допускать, потому что лесные ресурсы там тоже ограниченны, тем

более в отношении рыбалки.


Спасибо за внимание.


ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.


Гоголева Татьяна Степановна, с места.


ГОГОЛЕВА Т. С., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ".


Добрый день, уважаемые коллеги! Хочу обратить внимание, что внесение этого

изменения в закон... Это закон ради закона, то есть, по сути, каких-либо

дополнительных прав для смягчения, для улучшения критического уровня

традиционного хозяйства, уровня жизни коренных народов это особо не даёт.


Мы неоднократно обсуждали законопроект, и нашим комитетом высказан ряд

замечаний, нужно изменить эти подходы ко второму чтению. Есть один, на мой

взгляд, очень существенный подход в пункте 8: сужается возможность внесения в

реестр коренных народов всех коренных жителей, речь идёт о том, что в этот

список могут быть внесены только те, кто ведёт традиционное хозяйство, - а

как же учителя, врачи, музейные работники, другие группы рабочих

специальностей? В апреле 2019 года состоялось заседание Конституционного

Суда, на котором рассматривалось заявление одного из председателей общин

(фамилию не буду называть) и было принято однозначное решение, что право на

охоту, доступ к рыбным ресурсам распространяется на всё сообщество коренных

народов. Я знаю, что вы готовы поддержать эти изменения ко второму чтению, но

я считаю, что вот такие ограничивающие вещи... В том, что уже предусмотрено

Конституцией и федеральными законами, мы не должны допускать ухудшения.


ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.


Гильмутдинов Ильдар Ирекович - выступление от фракции.


ГИЛЬМУТДИНОВ И. И., председатель Комитета Государственной Думы по делам

национальностей, фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ".


Уважаемые коллеги, по данному законопроекту уже звучали сущностные

предложения о дальнейшем усилении поддержки и помощи государства в решении

ряда вопросов, связанных с рыболовством, с квотами и так далее. Я вам хочу

сказать, что при Федеральном агентстве по делам национальностей создана

рабочая группа (хотя, конечно, она не имеет к этому законопроекту прямого

отношения) и наш комитет, непосредственно президент ассоциации коренных

народов Ледков работает, мы в ближайшее время ряд вопросов, проблем,

связанных и с квотами по рыболовству, и с внесением определённых изменений в

Налоговый кодекс... Получается так, что ряд организаций, в том числе и

благотворительные организации, а также государство оказывают материальную

поддержку, а с этой поддержки коренные малочисленные народы должны уплачивать

налоги. Это, конечно, несправедливо, неправильно, поэтому соответствующая

работа ведётся, мы эти изменения в ближайшее время внесём.


Кроме того, по нашей просьбе при Министерстве просвещения создана специальная

рабочая группа по кочевым школам - надеюсь, она тоже внесёт соответствующие

предложения по изменению ряда нормативных правовых документов в этой части. В

целом в ближайшее время благодаря этой плотной работе мы надеемся на внесение

ряда существенных изменений для облегчения жизни и решения проблем коренных

малочисленных народов нашей страны.


Хочу сказать, что у нас тоже были и предложения, и поправки к этому

законопроекту, они касались того, о чём Татьяна Степановна говорила, - и в

том числе учёта учителей, врачей, которые живут там и работают, и так далее.

Ко второму чтению мы соответствующие поправки будем готовить.


И следующий момент - то, что связано с расширением круга лиц, организаций,

которые могли бы получать информацию из этого списка. Есть организации,

которые оказывают, ещё раз говорю, благотворительную помощь, иную помощь, -

они тоже должны знать, кому оказывают эту помощь, тем ли лицам они её

оказывают. Это тоже мы учтём.


Конечно, есть и вопросы, связанные... необходимо включить адрес фактического

места пребывания этого гражданина - тут это тоже не указано, но надо

понимать, что нужен не только юридический адрес, но и адрес фактического

места пребывания. Ну и есть ряд предложений, которые, на мой взгляд, усилят

этот документ ко второму чтению. Мы готовы обсуждать с коллегами, если будут

предложения по внесению изменений ко второму чтению.


Фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ" поддерживает данный законопроект и просит всех

остальных тоже поддержать.


ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Ильдар Ирекович.


Гладких Борис Михайлович.


На рабочем месте включите микрофон.


ГЛАДКИХ Б. М. Спасибо.


Я лишь хотел обратить внимание на то, о чём уже сказала в своём докладе

представитель Федерального агентства по делам национальностей, - на возможные

ограничения в отношении тех лиц, которые себя хотят отнести к представителям

КМНС, через какие-то отдельные региональные законодательные акты или же

законы на федеральном уровне. Я далёк от этой мысли, потому что всё-таки есть

Конституция, и на сегодняшний день именно конституционным правом пользуются

граждане, когда заявляют о своей причастности к тому или иному народу, к

КМНС.


Для того чтобы снять вот эти вопросы, связанные с заинтересованностью, ещё

раз говорю, на местах, - а в первую очередь граждане заинтересованы именно в

том, чтобы получить доступ к природным ресурсам, и поэтому вынуждены себя

причислять к тем или иным народам, в частности я говорю про ситуацию на

Дальнем Востоке, - всё-таки необходимо обратить внимание хотя бы на

статистику. В том же Хабаровском крае число заявок на вылов нормовой рыбы за

последние годы только растёт - сомневаюсь, что пропорционально растёт и

численность представителей коренных малочисленных народов Севера. Если мы не

учтём интересы населения, которое проживает в населённых пунктах, где

преимущественно проживают представители КМНС, то будет создан существенный,

так скажем, водораздел, и это может послужить причиной в том числе и

дополнительной социальной напряжённости: один может поймать, потому что у

него есть доступ к нормовой рыбе, другой не может поймать, потому что у него

даже нет возможности купить лицензию, поскольку нет участка, где можно

ловить. Это достаточно серьёзная проблема, поэтому при доработке

законопроекта прошу учесть эти вопросы. И раз уж сложилась такая ситуация и

уже есть граждане, которые пользуются нормовой рыбой и причислили себя

сравнительно недавно к представителям КМНС, наверное, стоит подумать о том,

чтобы всё-таки расширить права отдельных граждан, не причисляя их к

представителям КМНС, чтобы не вынуждать их обходить, в случае если этот

законопроект станет законом, в том числе и этот закон в будущем, дать

возможность жить в мире жителям отдельных населённых пунктов, которые сегодня

созданы и находятся в местах преимущественного проживания представителей

КМНС.


ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.


Анна Викторовна, можете выступить с заключительным словом, если желаете.


КОТОВА А. В. Благодарю за заданные вопросы и очень интересные выступления.


Действительно, данный законопроект сейчас вызывает очень много вопросов, тем

не менее смею вас заверить в том, что при разработке этого проекта была

проведена существенная работа по изучению и региональной практики, и

федеральной практики в целом. Этот законопроект позволит нам заложить

достаточную основу для последующего изменения отраслевого законодательства, в

том числе связанного и с традиционным рыболовством, и с традиционной охотой,

и с другими традиционными видами деятельности.


ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.


Григорий Петрович, будете выступать с заключительным словом? Нет.


Коллеги, обсуждение завершено, ставлю законопроект на голосование.


Включите режим голосования.


Покажите результаты.


РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (13 час. 19 мин. 46 сек.)

Проголосовало за 398 чел.88,4 %

Проголосовало против 0 чел.0,0 %

Воздержалось 0 чел.0,0 %

Голосовало 398 чел.

Не голосовало 52 чел.11,6 %

Результат: принято


Законопроект принимается в первом чтении единогласно.