ФЗ № 781736-7

О внесении изменения в статью 47-3 Федерального закона "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации" в части регулирования размещения кондиционеров и иных технических средств на фасадах объектов культурного наследия

Внесён: 23 августа 2019
Последнее событие: Рассмотрение законопроекта в первом чтении, 3 декабря 2019
Последнее решение: принять законопроект в первом чтении; представить поправки к законопроекту
Инициаторы:

Стенограммы по законопроекту №781736-7

Заседание №259

03.12.2019

О проекте федерального закона № 781736-7 "О внесении изменения в статью 47-3 Федерального закона "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации" в части регулирования размещения кондиционеров и иных технических средств на фасадах объектов культурного наследия".

Пункт 17, о проекте федерального закона "О внесении изменения в статью 47-3

Федерального закона "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и

культуры) народов Российской Федерации" в части регулирования размещения

кондиционеров и иных технических средств на фасадах объектов культурного

наследия". Доклад официального представителя правительства статс-секретаря -

замминистра культуры Аллы Юрьевны Маниловой.


Пожалуйста.


МАНИЛОВА А. Ю., официальный представитель Правительства Российской Федерации,

статс-секретарь - заместитель министра культуры Российской Федерации.


Уважаемый Игорь Владимирович, уважаемые депутаты! Масштабный мониторинг

объектов культурного наследия, проведённый в 2017-2018 годах, в течение двух

лет, министерством совместно с региональными органами охраны памятников всех,

подчёркиваю, 85 субъектов Российской Федерации показал, что значительное

число фасадов зданий-памятников изуродованы хаотично размещёнными на них

внешними блоками кондиционеров, трубами и антеннами. Между тем проблема

размещения технических устройств на фасадах объектов культурного наследия

носит не только эстетический характер, применяемые средства и способы монтажа

технических устройств могут нанести непоправимый вред памятнику, зачастую в

процессе монтажа, демонтажа в здании делаются сквозные отверстия, не

учитываются имеющиеся трещины и деформации, на объект оказывается

механическое воздействие без учёта его технического состояния.


Законопроектом устанавливается запрет на установку внешних блоков

кондиционеров, антенн, в том числе спутниковой связи, и других технических

устройств на фасадах объектов культурного наследия, но только в том случае

(хотела бы, уважаемые депутаты, сделать на этом акцент), если фасад объекта

культурного наследия относится к предмету охраны. Исключение составляют

технические устройства охраны и сигнализации. Оговорка относительно таких

технических устройств предложена по итогам согласования законопроекта с ГПУ

президента и Федеральной службой безопасности и нами поддержана, поскольку

устройства охраны и сигнализации требуются для обеспечения безопасности. Так

вот, прошу обратить внимание, что под запрет подпадают не все исторические

фасады, а только те, которые определены как предмет охраны и вписаны в

охранные обязательства, то есть охраняются государством. Например, здание

может быть памятником, но в охранном обязательстве в качестве предмета охраны

может быть указана лестница, плафон, внутренние интерьеры, а фасад не указан,

это образец типовой, рядовой застройки, хоть и прошлого века, в таком случае

под действие закона этот фасад подпадать не будет.


Закон вступает в силу по истечении 180 дней со дня его официального

опубликования. При этом демонтаж с фасада нежилого здания кондиционеров,

антенн и других технических устройств, которые были установлены до вступления

закона в силу, будет осуществляться в течение 180 дней со дня вступления в

силу закона, то есть 180 дней, которые отделяют принятие закона от его

вступления в силу, плюс 180 дней переходного периода уже после вступления в

силу - итого мы имеем календарный год на подготовку собственников и

пользователей к демонтажу кондиционеров.


Уважаемые депутаты, совершенно особый подход предусмотрен для жилищного

фонда, для граждан, проживающих в объектах культурного наследия. Демонтаж с

фасада жилого дома кондиционеров, антенн и других технических устройств,

которые были установлены до вступления закона в силу, будет проводиться

только при проведении централизованных работ по сохранению такого объекта

культурного наследия, включающих реставрацию и приспособление объекта для

современного использования. Напомню, что реставрация и приспособление - это

два вида фундаментальных работ, разрешённых российским законодательством в

отношении объектов культурного наследия. Таким образом, жильцы дома отнюдь не

обязаны после опубликования закона, даже спустя 180 дней, снимать

кондиционеры со своих стен, такое обязательство у них не возникает. Вот когда

регион или город поставит такие дома-памятники в программы реставрации, тогда

и будут демонтироваться кондиционеры, но не самими жильцами, а компаниями,

которые будут централизованно осуществлять реставрационные работы. Более

того, законопроектом предусмотрено, что проектная документация по проведению

таких работ должна будет содержать техническое решение системы

кондиционирования воздуха с учётом необходимости создания благоприятных

условий для проживания. Так что проблема кондиционирования в таких домах

будет решаться уже не гражданами, а централизованно, в рамках охраны

государством культурного наследия.


Просим поддержать.


Спасибо за внимание.


ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Алла Юрьевна.


Содоклад члена Комитета по культуре Светланы Борисовны Савченко.


Пожалуйста, Светлана Борисовна.


САВЧЕНКО С. Б., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ".


Добрый день, высокое собрание! Уважаемые коллеги, вашему вниманию

предлагается позиция Комитета по культуре, которая касается законопроекта,

так подробно и хорошо изложенного нам только что Аллой Юрьевной Маниловой.


Дорогие коллеги, в целом концепция законопроекта, который предполагает

сохранение объектов культурного наследия, сохранение их визуального

восприятия путём запрета размещения на фасадах исторических зданий

кондиционеров, антенн, труб, других технических устройств, за исключением

сигнализации, находит у нас поддержку. Мы поддерживаем, скажем так, первую

часть этого законопроекта, которая касается безусловного запрета размещения

на фасадах кондиционеров.


Вторая часть законопроекта, которая касается демонтажа уже существующих на

фасадах объектов культурного наследия технических устройств, вызывает у нас

вопросы. Прежде всего вопросы касаются того, что есть различные условия

демонтажа технических устройств (в комитете мы этот законопроект про себя

назвали законопроектом о кондиционерах - там упоминаются и другие технические

устройства, но именно на этом мы делаем акцент). Что касается жилых объектов,

предполагается, что эти технические устройства будут демонтироваться во время

проведения работ по сохранению и работ по капитальному ремонту, во времени

это никак не ограничено - это может занять год, два, пять, десять лет, -

жильцов это действительно не касается. Но вот что касается зданий, где

размещены, скажем, бюджетные учреждения, общественные организации, на наш

взгляд, срок 180 дней плюс 180 дней, всего 360 дней, не позволит этим

организациям заложить в бюджете средства на демонтаж таких устройств и

средства на то, чтобы всё-таки установить систему вентилирования и

кондиционирования помещений, в которых работают люди.


Вы знаете, вот здесь, очень недалеко, по улице Тверской, дом № 6, если вы

зайдёте в арку, то увидите удивительное здание Саввинского подворья,

построенное в начале XX века архитектором Кузнецовым. Часть здания сейчас

передана Русской православной церкви, но часть занимают административные и

общественные организации, в том числе совет ветеранов. Каким образом совет

ветеранов в течение года демонтирует кондиционеры, которые там имеются, и

устроит систему вентиляции, если на эти цели не заложены средства, - для нас

это большой вопрос. Тем не менее это самое здание... Это здание замечательно

не только тем, что построено с элементами псевдорусского (неорусского) стиля,

но ещё и тем, что с ним была проведена удивительная операция: в 1939 году это

здание было передвинуто с места, на котором находилось, - здание в 24 тонны

было передвинуто! - там перед ним появилось большое сталинское здание. Оно

передвигалось ночью, жильцы даже не почувствовали, как оно проехало по

рельсам, но тем не менее небольшой надлом фасада произошёл. Конечно, сегодня

необходим демонтаж систем вентиляции, кондиционеров, которые навешены на это

здание. Каким образом нам соблюсти все эти нормы? Ведь, с одной стороны,

здание необходимо сохранить от воздействия технических устройств, а с другой

стороны, необходимо предусмотреть время и средства на демонтаж этих

технических устройств.


Я говорю сейчас только о самых существенных вопросах, которые вызвал у нас

законопроект, - есть ещё много технических нюансов, которые, на наш взгляд,

могут быть решены ко второму чтению проекта закона. Есть вопрос, касающийся

технических терминов, юридических терминов; есть вопрос, касающийся того, на

весь фасад или только на элементы фасада будет распространяться запрет на

размещение технических устройств; есть вопрос о том, каким образом будет

планироваться устройство системы вентиляции при капитальном ремонте, если

сегодня в Жилищном кодексе такого требования нет; есть ещё целый ряд

замечаний.


Тем не менее, коллеги, мы просим вас: пожалуйста, давайте поддержим этот

законопроект в первом чтении, а дальше с ним поработаем, внесём

соответствующие изменения - так мы сохраним наши объекты культурного

наследия.


Спасибо за внимание.


ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Светлана Борисовна.


Коллеги, есть желающие задать вопросы? Есть.


Включите, пожалуйста, режим записи на вопросы.


Покажите список.


Альшевских Андрей Геннадьевич, пожалуйста.


АЛЬШЕВСКИХ А. Г. Алла Юрьевна, бесспорно, данный законопроект нужен для

сохранения памятников архитектуры, с этим никто не спорит, тем не менее у

меня вопрос по объектам, которые имеют статус жилых помещений и где проживают

граждане. Я понимаю, что это будет делаться за счёт бюджетов - муниципальных,

региональных, федеральных, в зависимости от статуса, - но у нас есть объекты,

которые десятилетиями ждут реконструкции, и в этих домах живут граждане, и мы

прекрасно понимаем, что это будет ложиться на бюджеты, что повлечёт за собой

удорожание капитального ремонта, восстановления, реконструкции и так далее.

Скажите, пожалуйста, не может ли получиться так, что люди, которые

десятилетиями живут в этих домах и ждут реконструкции, этой реконструкции

никогда не дождутся в связи с отсутствием финансирования?


МАНИЛОВА А. Ю. Андрей Геннадьевич, вы задаёте вопрос, который, в общем,

только по касательной имеет отношение к обсуждаемому законопроекту.


Речь идёт о фасадах зданий, и мы говорим следующее: если это жилое здание, то

граждане не должны снимать кондиционеры, они остаются на неопределённый срок.

И только когда власти примут решение включить данный дом в фасадную программу

(так она называется) региона или города и делать фасад, вот только тогда

будет предъявляться новое требование - о том, чтобы были предусмотрены

решения по кондиционированию, вот и всё. Технических решений очень много,

сегодня их более десяти, как говорят нам специалисты: это и скрытые формы, и

закрытые, что называется, секретные балконы, а также размещение кондиционеров

на крыше и прочее. Существуют не только сложные технические решения, которые

требуют прокладки внутренних коммуникаций, отнюдь нет, и об этом нам говорят

специалисты.


Речь идёт о том, что наши граждане защищены от необходимости после выхода

закона даже спустя полгода снимать, демонтировать кондиционеры.


ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Кобзев Юрий Викторович.


КОБЗЕВ Ю. В., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ".


Уважаемая Алла Юрьевна, мой вопрос состоит из двух частей. Я представляю

город Таганрог, где приблизительно 70 процентов муниципальных бюджетных

учреждений находятся в подобных зданиях. Если мы сейчас начнём демонтировать

кондиционеры на бюджетных зданиях, на фасадной части, выходящей на красную

линию, бюджет города просто не выдержит, будет патовая ситуация: прокуратура

будет требовать исполнения закона, а в рамках бюджета его невозможно будет

исполнить. То же самое относится к предпринимателям, которые восстанавливают

30 процентов от общего объёма таких зданий за свой счёт, проводят ремонт,

взяв здания в аренду. Сейчас они должны будут за свой счёт ещё раз всё это

сделать. Может ли Правительство Российской Федерации взять на себя часть

затрат по исполнению закона?


МАНИЛОВА А. Ю. Юрий Викторович, Таганрог - прекрасный петровский город, но я

не уверена, что вы говорите о зданиях, где непременно фасад здания является

предметом охраны, вписанным в охранное обязательство, поэтому, в общем, это

сейчас, знаете, как указкой в небо. Нужно более предметно поговорить о

Таганроге, если есть такая необходимость, выяснить, сколько зданий в

Таганроге имеют охраняемые государством именно фасады, то есть фасады,

которые находятся под охраной. Это первое.


Второе. Конечно, нужно разделить проблемы, как вы сказали, муниципальных или

региональных учреждений и проблемы бизнеса (арендатором либо собственником

может являться юридическое лицо). Если говорить о муниципальном учреждении,

то должна сказать, что снятие кондиционеров, сам демонтаж кондиционеров - это

не затратное предприятие, демонтаж легко может быть произведён учреждением

культуры, образования, любым другим бюджетным учреждением за счёт тех средств

государственного задания, которые до него доводятся для содержания имущества.

Здесь нет проблемы выделения средств, финансирования.


Что касается вентиляции. Сегодня здесь много раз употреблялось это слово, но

проблемы вентилирования не имеют отношения к законопроекту, они решаются

совсем другим законом, а мы говорим о кондиционировании.


Что касается затрат на демонтаж, надо понимать, что это несколько тысяч

рублей за один кондиционер. Сколько фасадов реально охраняются государством?

Может быть, ни одного, может быть, один или два, и тогда, возможно, это будет

под силу вашему муниципалитету. Кроме того, повторяю, демонтажные работы

будут предусматриваться в государственном задании самим бюджетным

учреждением.


Что касается юридических лиц, представителей бизнеса, которые работают в

зданиях - объектах культурного наследия. Уважаемые депутаты, я хотела бы

обратить внимание на то, что с 2002 года действует Федеральный закон № 73-ФЗ

"Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов

Российской Федерации" и в соответствии с этим законом с 2002 года в нашей

стране запрещено вмешиваться, нарушать предмет охраны объекта культурного

наследия, поэтому мы должны отдавать себе отчёт, что установка кондиционеров

на фасадах домов, которые, ещё раз подчеркну, являются предметом охраны,

делалась с прямым нарушением действующего закона - № 73-ФЗ. Если бизнес, то

есть собственник или арендатор, но в первую очередь мы говорим о

собственнике... (Микрофон отключён.)


Председательствует Первый заместитель

Председателя Государственной Думы

И. И. Мельников


ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Десять секунд добавьте.


МАНИЛОВА А. Ю. ...собственник понимает, что он имеет дело с объектом

культурного наследия, и органы охраны торжественно вручают ему охранное

обязательство, в котором написано, что нельзя: с 2002 года кондиционеры

размещать нельзя, нарушать предмет охраны нельзя. Вот и всё. Нужно соблюдать

закон - это наша позиция.


ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.


Шеин Олег Васильевич.


ШЕИН О. В. У меня вопрос к Алле Юрьевне: мы воспринимаем данный текст как

решение конкретной задачи или всё-таки во втором чтении мы будем готовы к

обсуждению его донастройки? Я поясню, что имею в виду. С одной стороны, это

касается старой дискуссии об избыточных требованиях по охране зданий,

памятников. Так, даже когда инженерные сети, коммуникации должны быть

проведены в объекте через те его пространства, которые не имеют характера

сохраняемого историко-культурного наследия, это всё равно требует работы со

специализированной организацией и избыточных затрат, поэтому в результате

обычно правила просто не соблюдаются. А с другой стороны, если мы говорим про

наружную сторону, про фасад, стоит отметить, что здесь находятся не только

кондиционеры, но и, к примеру, наружная реклама, вывески. В отдельных

муниципалитетах принято рациональное решение относительно местных правил

наружного благоустройства, но далеко не везде. Вот насколько мы готовы к

регулированию этих вопросов в рамках второго чтения данного проекта закона?


МАНИЛОВА А. Ю. Размещение объектов наружной рекламы не имеет прямого

отношения к этому законопроекту, но я с вами полностью согласна, давайте ко

второму чтению рассмотрим этот вопрос - вносите предложения. Концепция

законопроекта не может измениться, повторяю, речь идёт о требовании

действующего базового закона "Об объектах культурного наследия...".


ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.


Гладких Борис Михайлович.


ГЛАДКИХ Б. М., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ".


Вопрос Алле Юрьевне.


Больший вред фасадам памятников архитектуры, безусловно, наносят вывески и

различная реклама, их размещают на таких фасадах, они зачастую портят и

внешний облик самого муниципального образования. Поэтому, если уж вы

являетесь разработчиком данного проекта закона, наверное, было бы логично,

чтобы вы учли эти моменты там. Это первое.


Второй момент. Если вы говорите о кондиционировании, то тогда надо понимать:

даже если спрятать кондиционеры, куда конденсат, собственно, девается?

Бывает, сам кондиционер не наносит фасаду здания такого урона, как конденсат,

который влияет на отмостку.


Ну и третий момент. У нас зачастую в жилых домах, фасады которых являются

предметом охраны, есть очень много нежилых помещений. И собственники этих

нежилых помещений зачастую используют больше тех же самых кондиционеров, чем

сами жители этих жилых зданий. Рассматриваете ли вы вариант доработки

законопроекта ещё и в отношении таких собственников?


МАНИЛОВА А. Ю. Не поняла, в отношении каких собственников? Которые больше

используют, чем жильцы, больше устанавливают кондиционеров? Я сказала о

собственниках зданий, о собственниках объектов культурного наследия.


ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Борису Михайловичу добавьте время.


Только коротко, Борис Михайлович.


ГЛАДКИХ Б. М. В отношении собственников нежилых помещений в жилых

многоквартирных домах.


МАНИЛОВА А. Ю. Я говорила о собственниках, это касается и собственников

нежилых помещений. Исключение сделано только для жильцов жилых помещений,

граждан, проживающих в своих квартирах.


А что касается наружной рекламы, ещё раз хочу подчеркнуть, это не является

предметом законопроекта, да и не требуется это делать его предметом, потому

что в 2015 году были внесены соответствующие изменения в базовый закон, закон

№ 73-ФЗ "Об объектах культурного наследия...": объекты наружной рекламы на

фасадах таких зданий запрещены.


ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.


Осадчий Николай Иванович.


ОСАДЧИЙ Н. И., фракция КПРФ.


У меня вопрос к представителю правительства.


Уважаемая Алла Юрьевна, объекты культурного наследия - это класс объектов,

который изменяется, развивается, в их число могут включаться новые объекты,

причём ценность их выясняется спустя годы. Из текста проекта закона неясно,

каким образом он будет работать, в случае если на сегодняшний день какой-то

объект не признан объектом культурного наследия, соответственно не утверждён

предмет охраны, а в последующем, уже после вступления закона в силу, это

произойдёт. Как будет действовать закон?


МАНИЛОВА А. Ю. Если появится вновь выявленный объект культурного наследия

(они и называются именно так), то с того момента, как он будет выявлен и на

него будет выписано охранное обязательство, размещение там кондиционеров

будет регулироваться настоящим законом. Сегодня - нет, завтра - да.


ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.


Алимова Ольга Николаевна.


АЛИМОВА О. Н., фракция КПРФ.


У меня вопрос к Алле Юрьевне.


Когда я прочитала законопроект, то сначала встревожилась за граждан, которые

проживают с гордостью в таких домах, но при этом всё-таки ждут, чтобы эти

здания были капитально отремонтированы. Но, как мы понимаем, не у всех

муниципалитетов и регионов есть деньги для того, чтобы привести фасады в

соответствующий вид, я уже не говорю о том, чтобы здания отремонтировать. И

это происходит не только потому, что отсутствуют деньги, но и потому, что на

федеральном уровне отсутствует алгоритм организации ремонта таких зданий. Я

прекрасно понимаю, что это не совсем относится к данному законопроекту, но

когда же будет этот алгоритм?


В то же время вы говорите, что фасад здания должен относиться к предмету

охраны объекта культурного наследия, включённого в реестр. А есть ли какая-то

цифра, сколько же всё-таки у нас зданий, в отношении которых потребуется

вмешательство, применение этой нормы закона?


МАНИЛОВА А. Ю. Спасибо за вопрос.


Ну, первая часть вопроса, конечно, относится напрямую к полномочиям Минстроя,

не Минкультуры, поэтому я не могу прокомментировать.


Что касается общих цифр, они интересные. У нас 84 тысячи объектов культурного

наследия являются зданиями, сооружениями, в целом ОКН больше, но там есть

объекты археологии, а вот зданий - 84 тысячи. На 30 тысячах из них имеются

кондиционеры, но только треть этих зданий относится к объектам культурного

наследия, фасады которых входят в предмет охраны, то есть у нас на охраняемых

фасадах 10 тысяч объектов культурного наследия имеются кондиционеры, это и

жилые, и нежилые дома, всего 10 тысяч на страну.


ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.


Ионин Дмитрий Александрович.


ИОНИН Д. А. Алла Юрьевна, вот коллеги Альшевских и Алимова задали важнейший

вопрос, связанный с капремонтом памятников. Вы Альшевских ответили, что этот

вопрос относится по касательной, а коллеге Алимовой сказали, что это вообще

не полномочия Минкультуры, а полномочия Минстроя, но памятники-то ваши. Тогда

можно я переформулирую этот же вопрос? Вот вы сказали, что провели мониторинг

памятников истории и культуры и выяснили, что есть такая проблема с

кондиционерами на фасадах. Можно узнать, а в рамках этого мониторинга

памятников истории и культуры - вы же его проводили, значит, вам вопрос -

оценило ли Минкультуры состояние домов, насколько ухудшилось состояние домов

- памятников архитектуры, истории и культуры, в связи с тем что сроки

капитального ремонта в региональных программах капремонта существенно

сдвинуты сегодня?


МАНИЛОВА А. Ю. Скажу ещё раз, коллеги: капитальный ремонт памятников - это

другой вопрос. Мы сегодня с вами говорим о том, что необходимо обеспечить

сохранение объектов культурного наследия для будущих поколений. Законом

предусмотрено только два вида работ по сохранению зданий, подведомственных

Министерству культуры Российской Федерации, - это реставрация и

приспособление к современному использованию. Вот я об этом говорила, о тех

работах, которые возможно по законодательству проводить на памятниках, а не о

капитальном ремонте жилого и нежилого фонда, это гигантская проблема в

масштабах всей страны.


ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.


Шеремет Михаил Сергеевич.


ШЕРЕМЕТ М. С. Уважаемая Алла Юрьевна, я по аналогии с коллегой Иониным

переформулирую вопрос коллеги Гладких. Скажите, пожалуйста, почему только

проектная документация, относящаяся к жилищному фонду, должна содержать

технические решения для системы кондиционирования воздуха с учётом

необходимости создания благоприятных санитарно-гигиенических условий для

проживания? А если это нежилой фонд, что, там не должны быть предусмотрены

кондиционирование или другие решения?


МАНИЛОВА А. Ю. Конечно, везде должны быть предусмотрены. Я сказала об этом -

и об этом написано в проекте закона - в связи с тем льготным режимом, который

нами установлен для граждан. Ещё раз скажу: если поставил город этот дом на

ремонт, на реставрацию, на ремонт фасада, если властью принято решение, что

этот дом ставится в программу, тогда снимаются кондиционеры и та компания,

которая в этом городе выиграет конкурс на работы на этом здании, должна будет

в своих проектных решениях предусмотреть кондиционирование, это будет её

обязанностью.


ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Микрофон на трибуне включите, пожалуйста.


САВЧЕНКО С. Б. Михаил Сергеевич, вот продолжая эту тему. Собственно говоря,

почему у комитета и были замечания, о которых я говорила с этой трибуны? Мы

понимаем, что в тех нежилых помещениях, где размещаются сегодня наши

учреждения, вне зависимости от того, к какому уровню они относятся -

муниципальному, субъектовому или федеральному, - эти бюджетные учреждения

должны будут каким-то образом продумать и систему кондиционирования, и

демонтаж, и для этого понадобятся бюджетные деньги. Именно поэтому мы

считаем, что ко второму чтению законопроект должен быть доработан, с тем

чтобы сроки, которые сегодня отводятся, всего 360 дней, были бы чуть больше,

чтобы были предусмотрены временная и материальная возможности, для того чтобы

привести это в соответствие.


ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Белик Дмитрий Анатольевич, пожалуйста, ваш вопрос.


БЕЛИК Д. А., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ".


Уважаемая Алла Юрьевна, безусловно, поддерживая концепцию законопроекта, я

хочу задать вопрос. Я представляю город-герой Севастополь, и у нас

практически всё центральное кольцо - это объекты культурного наследия. А

вопрос такого характера, он не касается кондиционеров. Вот у нас в центре

города огромное количество культурных, социальных объектов, куда люди с

ограниченными физическими возможностями попасть не могут, а отдел охраны

культурного наследия, "Севнаследие", соответственно не даёт разрешения на

оборудование пандусами. Не считаете ли вы правильным рассмотреть во втором

чтении этот вопрос, поскольку объекты культурного наследия, безусловно,

сохранять нужно, но что делать с этими людьми? Ещё раз повторю, в Севастополе

огромное количество объектов, куда люди с ограниченными физическими

возможностями попасть не могут. Пожалуйста, ответьте на вопрос.


МАНИЛОВА А. Ю. Тема актуальнейшая, не только для Севастополя, но никакого

отношения к данному законопроекту не имеет.


ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Светлана Борисовна.


Коллеги, будут ли желающие выступить? Да.


Включите режим записи на выступления.


Покажите список.


Коллеги, ну, я должен констатировать: мы сможем рассмотреть только этот

законопроект, потом переходим к рассмотрению законопроектов, которые у нас

запланированы на 16 часов, ну и плюс законопроекты по сокращённой процедуре,

и проект постановления у нас есть.


Пилюс Наталия Николаевна, пожалуйста.


ПИЛЮС Н. Н., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ".


Уважаемый Иван Иванович, уважаемые коллеги! Алла Юрьевна и Светлана Борисовна

достаточно подробно представили проект закона "О внесении изменения в статью

47-3 Федерального закона "Об объектах культурного наследия... народов

Российской Федерации" в части регулирования размещения кондиционеров и иных

технических средств на фасадах объектов культурного наследия". По нашему

мнению, этот законопроект имеет важнейшее значение для сохранения

исторического облика наших городов и сохранения самих зданий.


Алла Юрьевна уже говорила, что в этом году региональными органами охраны

культурного наследия были проведены оценки: в 40 субъектах Российской

Федерации были установлены факты незаконного размещения навесного

оборудования. Отсутствие однозначного правового запрета на размещение

кондиционеров и иных технических устройств на фасадах объектов культурного

значения создаёт дополнительные административные барьеры и факторы,

стимулирующие коррупцию.


По законопроекту есть некоторые вопросы, о которых говорила Светлана

Борисовна, нам необходимо будет сделать корректировку в соответствии с

федеральным законом "Технический регламент о безопасности зданий и

сооружений", но всё это можно сделать в рамках подготовки ко второму чтению.


Фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ" будет голосовать за принятие законопроекта в первом

чтении.


ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.


Шулепов Евгений Борисович.


ШУЛЕПОВ Е. Б., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ".


Алла Юрьевна, у меня есть пожелание рассмотреть этот вопрос ещё в одном

аспекте. Есть такие памятники, как, например, фрески Дионисия в Ферапонтовом

монастыре, которые не могут находиться без кондиционирования. Мы вот сейчас

речь ведём только о демонтаже, а мне кажется, надо пошире вопрос поставить -

и о проектировании новых систем, и, конечно, о монтаже этих систем. Мы знаем,

что сроки согласования с Минкультуры и проекта, и исполнения, как правило,

затягиваются на месяцы, а иногда и на годы, поэтому просьба рассмотреть. Срок

180 дней - мне кажется, это слишком мало, для того чтобы спроектировать и

реализовать этот проект на объектах культурного наследия, особенно

федерального масштаба. Вот попрошу ещё раз проанализировать эту ситуацию и

посмотреть с точки зрения корректировки срока.


ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.


Шеин Олег Васильевич, пожалуйста.


ШЕИН О. В. Несколько моментов. Ну, наверное, надо оттолкнуться от того, что

мы должны воспринимать данный текст как всё-таки требующий дополнительной

настройки. У нас не так часто возникают условия для того, чтобы можно было

там, где есть консенсус, довольно содержательно поработать над возможностью

расширения этого консенсуса. История зданий-памятников - это история лица

нашей страны, её внешнего облика, преемственность и возможность сохранения

уникального очертания, которое нам досталось от предков. Поэтому первое -

это, конечно, вопрос фасадной части, но его надо рассматривать более широко.

Я в своей практике сталкивался с вопросами, касающимися внешней, наружной

рекламы, местные органы власти очень часто не принимают муниципальных актов,

направленных на наведение порядка. Эта реклама может представлять собой как

баннеры, которые загораживают вид на историческое здание, в том числе,

кстати, снижают туристическую привлекательность, так и вывески, которые

непосредственно на зданиях находятся. И мы будем вносить поправки ко второму

чтению, нацеленные на изменение этой ситуации. Мы хотели бы здесь найти

взаимопонимание с Министерством культуры.


Второй момент связан с наказанием тех собственников, которые как раз активно

уродуют, уничтожают внешний облик зданий. Сегодня с этим есть проблемы.

Органы сохранения историко-культурного наследия выписывают штраф, собственник

предписание не исполняет, платит по 2-3 тысячи рублей в рамках исполнения, и

эта система работает крайне плохо. Очевидно, здесь требуется серьёзная

переналадка, предполагающая прямую обязанность органов сохранения

историко-культурного наследия в этих случаях восстановить искалеченные здания

за бюджетный счёт с представлением затем соответствующего счёта уже

собственнику.


И третье - это то, государственное регулирование чего является избыточным, я

имею в виду инженерные коммуникации, которые проходят внутри самого здания и

не влияют на его исторический облик, как объекта культурного наследия, но

ремонт, замену которых при этом надо обязательно осуществлять через

специализированные организации, что значительно удорожает стоимость

проведения работ и в итоге просто не выполняется, а невыполнение закона в

одном случае влечёт за собой невыполнение его и в других случаях.


Вот эти моменты мы, как фракция, намерены достаточно содержательно отработать

ко второму чтению. У нас есть большое пожелание и к профильному комитету, и к

министерству: не ждать, когда мы внесём поправки, и потом на них ответить, а

включить нас в работу той рабочей группы, которая будет непосредственно

заниматься документом.


ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.


Ионин Дмитрий Александрович.


Извините, пожалуйста, Владимир Владимирович Бортко по ведению.


Извините, Владимир Владимирович.


БОРТКО В. В., фракция КПРФ.


Иван Иванович, спасибо.


Я хочу обратиться ко всем своим коллегам, речь идёт о простых вещах. Я из

Петербурга, для которого очень важен этот вопрос. Очень важен вопрос, висит

на здании этот вентилятор или не висит, и больше ни о чём не идёт разговор.

Если висит - надо снимать; как снимать - написано, и больше ни о чём. О

внешнем виде здания идёт разговор, и более ни о чём. Более того, с другой

стороны можете вешать всё что угодно, и всё, и разговоров нет. Надо

принимать.


ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.


Пожалуйста, Дмитрий Александрович.


ИОНИН Д. А. Уважаемые коллеги, Алла Юрьевна преподала нам замечательный урок,

как можно уйти сразу от нескольких вопросов - вопросов коллег-депутатов

Алимовой, Альшевских, депутата Белика, от моего вопроса и так далее, хотя

вопрос был простой, об итогах того самого мониторинга состояния памятников

культуры, искусства, архитектуры, на основании которого нам предлагают теперь

принять данный законопроект.


Мы прекрасно понимаем, что надо - коллега Бортко правильно сказал - убрать с

фасадов все эти вентиляторы, как он их назвал, и всё подобное. Но когда нам

министерство говорит, что это нужно для того, чтобы сохранить памятники,

чтобы они не развалились... Слушайте, для того чтобы не разваливались наши

памятники, их необходимо капитально ремонтировать. На сегодняшний день

законодательная база для этого принята, люди, которые проживают в этих домах,

платят за капитальный ремонт. У нас 12 787 жилых домов, которые являются

памятниками и включены в региональные программы капитального ремонта, из года

в год на всех наших территориях их просто сдвигают, по срокам сдвигают,

потому что в регионах нет денег на то, чтобы доплатить за их ремонт. Мы

прекрасно понимаем, что памятник отремонтировать в 4-5 раз дороже, чем

отремонтировать простой жилой дом.


И вот мы сейчас можем говорить: "Давайте!" Когда фасады, кондиционеры, мы

как-то быстро закон принимаем, но когда мы говорим, что дома надо

ремонтировать, и ремонтировать их должны за счёт тех, кто их признал

памятниками, то есть в первую очередь за счёт Федерации, нам профильные

вице-премьеры, а их, кстати, два... Вот вы говорите, что это полномочия

Минстроя, но это также и полномочия Минкультуры, это предмет совместного

ведения, нам не дадут соврать. И с министром Мединским это обсуждалось, и с

вице-премьером Мутко только на моей памяти, и с Силуановым это обсуждалось и

так далее. Нам в принципе говорят: да, надо это делать - но из года в год

ничего не происходит.


Вот у нас в Екатеринбурге есть памятник - Городок чекистов, целый квартал, а

через дорогу, тоже в центре города, есть памятники возле киностудии, и их

ремонт из года в год переносят, перенесли уже на 2040-е годы. До 2040-х годов

многие из них не достоят, они будут разваливаться! И сколько бы мы ни

отмахивались от этой проблемы, это главная проблема сегодня: необходимо

подходить к состоянию памятников в целом, а не говорить, что мы, мол,

кондиционеры убираем, для того чтобы у нас памятники не разваливались. Это

лишь одна маленькая часть! Мы обязаны предусмотреть софинансирование для этих

домов, либо пусть Минкультуры, Минстрой выйдут и скажут: нет, мы денег давать

не будем. Регионы тоже денег давать не будут, у них и так дыры в бюджете, им

негде эти деньги взять, тем более, ещё раз говорю, памятники федеральные.


Хорошо, скажу непопулярную вещь, которую люди уже сегодня, приходя на

собрания, на встречи с депутатами, предлагают, они говорят: снимите тогда

статус, и мы сами отремонтируем за счёт капитального ремонта, а потом вернёте

этот статус. Потому что каким бы замечательным и красивым ни был памятник, в

котором живут люди, если он может развалиться в ближайшей перспективе, до

2040-х годов, когда его обещают отремонтировать, этим людям уже всё равно,

они ищут любые способы. Нам к этому придётся вернуться, как бы красиво

Минкультуры (я о сегодняшнем примере) ни уходило от этой проблемы.


ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.


Лавров Олег Леонидович.


ЛАВРОВ О. Л., фракция ЛДПР.


Уважаемый Иван Иванович, уважаемые коллеги! Вот как только мы решили убирать

кондиционеры с фасадов зданий, я тут же начал обращать внимание на то, как их

много. В Москве, особенно в центре, на любой станции можно выйти - главное,

чтобы в центре, - и тут же увидеть, как они в рядочек висят на фасадах,

украшенных лепниной, скульптурами. И вот этот, так сказать, чёрный ящичек,

как бельмо на глазу, хочется его убрать, стереть, но нельзя: это чья-то

собственность.


Инициатива Министерства культуры понятна и обусловлена тем, что действующий

закон об охране объектов культурного наследия хоть и запрещает изменять

исторический облик зданий, но всё же оставляет лазейки для тех, кто хочет

украсить, так скажем, облагородить эти здания по своему вкусу. Поэтому данным

законопроектом усиливаются действующие нормы, вводится запрет на установку

блоков кондиционеров, а также других технических средств, но в то же время не

ограничивается... вводимые нормы не будут распространяться на средства

сигнализации и охраны.


Всего в России более 140 тысяч зданий, которые представляют собой

историческую и культурную ценность; незаконное размещение кондиционеров на

фасадах зафиксировано в 40 регионах нашей страны; более 8 тысяч таких

исторических зданий, включённых в реестр, являются многоквартирными домами, и

на трети из них размещены кондиционеры и спутниковые антенны. Иной раз

гуляешь по центру Москвы, наслаждаешься архитектурой города, этими колоннами,

пилястрами, балюстрадами и в то же время понимаешь, что тебе мешает что-то, а

мешает именно вот это. Как правильно сказал Владимир Владимирович, речь идёт

только о том, чтобы очистить фасады исторических зданий, именно фасады.


По данным общественного движения "Архнадзор", от технологических излишеств

пострадал доходный дом вдовы Марии Сокол, построенный в Москве по проекту

архитектора Ивана Машкова в стиле венский модерн и являющийся памятником

архитектуры: фасад увешан блоками кондиционеров. И майоликовое панно,

исполненное по эскизу известного художника Николая Сапунова, в нескольких

местах пробито дырками для подключения кондиционеров. Доходный дом

Калиновской, построенный 100 лет назад в стиле модерн и имеющий керамическое

убранство, произведённое заводом Саввы Мамонтова по рисункам знаменитых

художников Серебряного века, - то же самое: шланг кондиционера врезан прямо в

орнамент из колотой керамики, наружный блок установлен прямо на поверхности

керамического панно этого здания. А вот в Петербурге не только висящие ящики

портят парадный вид фасадов: в конце июня этого года на одном из доходных

домов... (Микрофон отключён.)


ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Добавьте время.


ЛАВРОВ О. Л. Спасибо.


...при установке кондиционера разрушили статую, дом 1880 года постройки, в

разное время в этом доме проживало много исторических личностей.


Таких примеров много, поэтому фракция ЛДПР поддержит данный законопроект.


Спасибо за внимание.


ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Олег Леонидович.


Белик Дмитрий Анатольевич, пожалуйста.


БЕЛИК Д. А. Я очень коротко.


Уважаемый Иван Иванович, уважаемые депутаты Государственной Думы! Я, конечно,

вопрос Алле Юрьевне задал, уточнил, что я, безусловно, поддерживаю концепцию

этого проекта закона, и сказал о проблеме. Очень печально, что чиновник

такого уровня, уровня замминистра, так отвечает коллегам-депутатам, впрочем

как и при ответах на предыдущие четыре или пять вопросов. Проблема есть, и

проблема есть везде; если вы говорите, что она очень серьёзная, тогда от вас

хотелось бы услышать ответ; если это не предмет этого законопроекта, ну,

внесите другой, эта проблема не сегодня родилась.


У меня общественная приёмная депутата Государственной Думы находится как раз

таки в объекте культурного наследия, и когда ко мне приходят люди с

ограниченными физическими возможностями, я выхожу на улицу, мне не трудно, но

это ненормально. А вы, как чиновник, должны были мне ответить, мол, Дмитрий

Анатольевич, мы внесём законопроект или разработаем вопрос, который касается

людей, которым непросто попасть не только к депутатам Государственной Думы, а

конкретно к депутату в Севастополе, но и оплатить услуги, попасть в театр, в

кино и так далее.


Очень печально слышать такой ответ.


Спасибо за внимание.


ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Алла Юрьевна, у вас есть возможность ответить в связи

со всеми выступлениями депутатов, в том числе и последним выступлением.


МАНИЛОВА А. Ю. В связи со всеми выступлениями, наверное, не нужно. Спасибо

большое.


Законопроект очень важный. Действительно, поскольку речь идёт о памятниках

культурного наследия, у депутатов возникает много вопросов, которые не

связаны напрямую с этим законопроектом, но связаны с памятниками. Эти вопросы

регулируются другими законами, поэтому сегодня очень важно сосредоточиться,

на мой взгляд... нам хотелось сосредоточиться на том, о чём сказал Владимир

Владимирович Бортко. Мы хотим, чтобы исполнялся закон, исполнялись нормы

закона 2002 года, нашего базового закона № 73-ФЗ, просто нашей конституции

для объектов культурного наследия, которые сегодня не исполняются. Для этого

и внесён правительством рассматриваемый сегодня проект закона. Мы готовы

работать на площадке Государственной Думы со всеми заинтересованными

депутатами, с профильным комитетом перед вторым чтением.


Спасибо большое.


ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Алла Юрьевна.


Светлана Борисовна, будете выступать с заключительным словом? Нет.


Коллеги, обсуждение завершено. Ставлю законопроект на голосование.


Включите режим голосования.


Покажите результаты.


РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (15 час. 58 мин. 52 сек.)

Проголосовало за 409 чел.90,9 %

Проголосовало против 0 чел.0,0 %

Воздержалось 1 чел.0,2 %

Голосовало 410 чел.

Не голосовало 40 чел.8,9 %

Результат: принято


Принимается в первом чтении при одном воздержавшемся, за - 409 депутатов.