ФЗ № 777820-7

О внесении изменений в Федеральный закон "О связи"

в части уточнения оказания универсальных услуг связи

Внесён: 16 августа 2019
Последнее событие: Рассмотрение законопроекта в первом чтении, 21 ноября 2019
Последнее решение: представить поправки к законопроекту ; принять законопроект в первом чтении
Инициаторы:

Стенограммы по законопроекту №777820-7

Заседание №258

21.11.2019

О проекте федерального закона № 777820-7 "О внесении изменений в Федеральный закон "О связи" (в целях совершенствования системы оказания универсальных услуг связи).

Пункт 35, проект федерального закона "О внесении изменений в Федеральный

закон "О связи". Доклад официального представителя Правительства Российской

Федерации заместителя министра цифрового развития, связи и массовых

коммуникаций Олега Анатольевича Иванова.


Пожалуйста, Олег Анатольевич.


ИВАНОВ О. А., официальный представитель Правительства Российской Федерации,

заместитель министра цифрового развития, связи и массовых коммуникаций

Российской Федерации.


Уважаемые Александр Дмитриевич, Игорь Владимирович, уважаемые коллеги! Вашему

вниманию предлагается, по нашему мнению, действительно социальный

законопроект, позволяющий коренным образом изменить систему оказания

универсальных услуг связи нашему населению, особенно в отдалённых местностях

и малых населённых пунктах. Суть предлагаемых изменений - в шести основных

пунктах.


Пункт первый. Сейчас законом "О связи" предусмотрено, что универсальная

услуга связи предоставляется в населённых пунктах численностью от 250 до 500

человек, - мы в нашем законопроекте опускаем эту планку до 100 человек.


Пункт второй. Сейчас, к сожалению, имеются населённые пункты (до 14 процентов

подключённых к системе универсальных услуг), куда пришёл Интернет, но где нет

самой элементарной сотовой связи. Наш законопроект позволит устранить это

недоразумение: мы обязываем операторов универсальных услуг связи в населённых

пунктах, куда пришёл Интернет, но где нет сотовой связи, установить базовые

станции и обеспечить населению сотовую связь.


Третий пункт, очень важный. Сейчас мы наблюдаем такую ситуацию: к системе

универсальных услуг подключено уже около 9 тысяч населённых пунктов, но

количество подключённых домохозяйств, к сожалению, не растёт. Мы включили в

законопроект положение о том, что оператор связи (оператор универсального

обслуживания) не имеет права отказать юридическому лицу в подключении к сети

связи, это позволит создавать на местах тот самый малый бизнес, который будет

подключать необходимое количество домохозяйств.


Четвёртый пункт касается устранения такого неравноправия, что ли. Операторы

Крыма и Севастополя сдают средства в резерв универсального обслуживания в

объёме 1,2 процента своих доходов, но в Крыму и Севастополе универсальные

услуги связи не предоставляются. В данном законопроекте устраняется это

неравноправное положение.


Далее. Мы оставляем, как самую надёжную и энергонезависимую, связь по

таксофонам и при этом даём возможность тратить средства универсального

обслуживания на оснащение таксофонов специальными устройствами, которые будут

обеспечивать в чрезвычайных ситуациях оповещение населения как по визуальному

каналу, так и по аудиоканалу.


И наконец, последний пункт, в связи с чем появляется экономия денежных

средств, потому что ни копейки не требуется из бюджета и ни на долю процента

не повышается такой псевдоналог с операторов, который они уплачивают в резерв

универсального обслуживания. Мы считаем, что пора уйти от совершенно

нецелесообразной, устаревшей услуги - пунктов коллективного доступа, которые

имеют по нынешним меркам смешную скорость подсоединения, от 128 до 512

килобитов в секунду. Спросом эта услуга не пользуется и уже два года не

предоставляется - пора её убрать из закона и тем самым высвободить средства

на меры, которые я перечислил.


Прошу поддержать законопроект.


ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Олег Анатольевич.


Содоклад члена Комитета по информационной политике, информационным

технологиям и связи Максима Георгиевича Кудрявцева.


КУДРЯВЦЕВ М. Г., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ".


Уважаемый Игорь Владимирович, уважаемые коллеги! Комитет рассмотрел

законопроект, внесённый правительством. Инициаторы законопроекта предлагают

внести изменения сразу в несколько статей Федерального закона "О связи". О

сути изменений достаточно подробно рассказал докладчик - представитель

правительства заместитель министра цифрового развития, связи и массовых

коммуникаций Иванов Олег Анатольевич. Скажу сразу, комитет законопроект

поддерживает, эту инициативу очень ждут наши избиратели, вопрос по поводу

связи, когда мы в округах, в небольших населённых пунктах, встречаемся со

своими избирателями, стабильно в числе приоритетных.


Этот законопроект касается населённых пунктов, где нет устойчивой мобильной

связи и высокоскоростного Интернета. В частности, в сёлах, как было отмечено

докладчиком, численностью от 100 до 500 жителей появится высокоскоростной

Интернет - сейчас такая норма установлена для сёл численностью от 250

жителей. В пояснительной записке сказано, что, по оценке правительства,

населённых пунктов, которых коснутся изменения, в Российской Федерации

порядка 25 тысяч.


Устанавливается очень важная норма: в тех сёлах, где не было ни

высокоскоростного Интернета, ни мобильной связи, появятся и Интернет, и

сотовая связь. То есть вместе с точками доступа, которые, как государство

определило отраслевым стандартом, должны обеспечивать скорость передачи

данных не ниже 10 мегабитов в секунду, будет монтироваться оборудование,

которое будет обеспечивать сотовую связь.


В таксофонах универсального обслуживания появится оборудование для оповещения

в случае угрозы возникновения чрезвычайной ситуации природного или

техногенного характера.


И очень важная новелла, о которой тоже сказали, я повторю: определён статус

оператора универсального обслуживания в городе федерального значения

Севастополе и в Республике Крым, определены его правовые полномочия, функции,

данный оператор будет оказывать соответствующие услуги в этих двух субъектах

Российской Федерации.


Скажу дополнительно, что по законопроекту есть замечания - они отражены в

заключении комитета, - которые не носят концептуального характера и могут

быть учтены путём внесения соответствующих поправок к законопроекту ко

второму чтению в случае его принятия в первом.


На основании изложенного комитет поддерживает законопроект и рекомендует

депутатам Государственной Думы проголосовать за его принятие.


Благодарю за внимание.


ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.


Есть желающие задать вопросы? Есть.


Включите, пожалуйста, режим записи на вопросы.


Покажите список.


Шерин Александр Николаевич.


ШЕРИН А. Н. Олег Анатольевич, вопрос вам. Это, конечно, очень хорошая

инициатива, но вы не рассматривали цифру 50? Мне кажется, вы 100 взяли,

скопировав в этом плане программу газификации населённых пунктов "Газпромом".

Возможно ли, что, если будет внесена такая поправка, вы пойдёте навстречу?

Если будут указаны населённые пункты численностью от 100 человек, мне

кажется, даже из ближайших регионов, из Московской области не все пункты

попадут в программу, потому что очень много населённых пунктов, где

численность 90 человек, и в вашу хорошую программу они могут не попасть.


ИВАНОВ О. А. Вы абсолютно правы. Мы по ходатайству регионов даже

рассматривали предложения принять это решение относительно населённых пунктов

численностью 50 человек и ниже, но, к сожалению, на это сейчас нет средств в

резерве универсального обслуживания. Мы рассчитали, что до 2027 года

обеспечим все населённые пункты численностью 100 плюс и потом пойдём, так

сказать, ниже. Сейчас пока, к сожалению, нет такой возможности.


ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Включите микрофон на трибуне.


КУДРЯВЦЕВ М. Г. От комитета дополню, что реализация такого большого комплекса

мер, предусмотренных законопроектом, - это прокладка волоконно-оптической

линии, приобретение систем передачи, оконечного оборудования - потребует

серьёзных финансовых ресурсов, порядка 13 миллиардов рублей в год, что

отражено в пояснительной записке и в финансово-экономическом обосновании.


Что касается реализации этих норм в небольших сёлах, напомню коллегам, что

сейчас у нас в работе находится законопроект, который прошёл первое чтение,

согласно этому законопроекту мы даём полномочия субъектам, и если у них есть

средства, то они в таких небольших сёлах смогут строить сооружения связи за

счёт республиканских и областных бюджетов.


ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Гусева Ирина Михайловна.


ГУСЕВА И. М., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ".


Олег Анатольевич, всё-таки согласно финансово-экономическому обоснованию

деньги нужны, а вы с трибуны сказали, что деньги не нужны, они есть. Я

понимаю, что они в тарифе в бюджете будут, но где? Это первое.


И второй вопрос. Содокладчик на трибуне сказал, что мы к центральным, так

сказать, усадьбам проведём (туда, где много точек подключения), а к малым

пусть область ведёт. Это абсолютно неправильно! Либо это государственная

задача, либо ко второму чтению разбейте полномочия - муниципальные,

региональные и федеральные, - чтобы мы в бюджете деньги видели. Сейчас, я

официально вам говорю, этих денег мы не видим. Если здесь такой подход - в

сёлах сами пусть делают, - то скажите, за счёт чего дотационные

муниципалитеты могут это сделать? Там оптоволокно, мы знаем, сколько это

стоит. Кто возьмёт на себя, в бюджет?


ИВАНОВ О. А. Было задано два вопроса. Позвольте, отвечу на первый.


Дело в том, что резерв универсального обслуживания формируется не из

бюджетных средств, резерв универсального обслуживания формируется из

отчислений, составляющих 1,2 процента дохода всех операторов Российской

Федерации, независимо от того, операторы это проводной связи, операторы

подвижной связи, космической связи или какие-то другие. Все сдают деньги в

резерв универсального обслуживания, и из этого резерва (а это 13-14

миллиардов рублей в год) данная программа, собственно, и финансируется.

Бюджетных средств здесь нет ни копейки. Естественно, они проходят через

бюджет, но проходят транзитом: собираются, сдаются и обратно возвращаются,

это чисто формальный момент.


Ну а что касается возможностей муниципалитетов - вы, наверное, правы, но дело

в том, что есть обращения от регионов с просьбой разрешить им это делать. Мы

пошли навстречу и поддержали законопроект, который был внесён депутатами,

чтобы такая возможность тоже была. Но мы понимаем, что наша обязанность -

обеспечить конституционное право граждан на доступ к информации, в том числе

в самых маленьких, даже кочующих, сёлах. И есть другие программы (сейчас они

не являются предметом нашего обсуждения, я могу отдельно о них доложить),

которые решают и этот вопрос тоже.


ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Иванов Сергей Владимирович.


ИВАНОВ С. В. Олег Анатольевич, я думаю, не только мне, но и всем коллегам

будет интересно получить от вашего ведомства вот эту программу, чтобы мы

смогли увидеть, какие именно населённые пункты по нашим регионам (мне, в

частности, интересны Ростовская и Курская области) туда попадают и когда, в

какие сроки планируется провести эти работы. Мы были бы вам очень

признательны, если бы вы такую информацию нам предоставили.


ИВАНОВ О. А. По разным программам у нас есть разные графики, они готовы по

всем регионам. Кстати, все регионы полностью в курсе, они нам представили

планы перспективного подключения, которые мы утвердили. Если депутатам нужно,

конечно, мы всегда открыты, пожалуйста.


ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Большое спасибо.


Уважаемые коллеги, есть желающие выступить? Нет. Представитель президента?

Правительства? Нет. Олег Анатольевич, заключительное слово требуется? Нет.

Максим Георгиевич? Тоже нет.


Ставится на голосование законопроект, пункт 35 нашего порядка работы.


Включите режим голосования.


Покажите результаты.


РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (16 час. 39 мин. 09 сек.)

Проголосовало за 364 чел.80,9 %

Проголосовало против 0 чел.0,0 %

Воздержалось 0 чел.0,0 %

Голосовало 364 чел.

Не голосовало 86 чел.19,1 %

Результат: принято


Законопроект принят в первом чтении.