ФЗ № 771509-7

О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части наделения Правительства Российской Федерации полномочием на утверждение требований к форме и содержанию годовых отчетов о выполнении программ деятельности государственных корпораций (компаний), публично-правовых компаний

Внесён: 8 августа 2019
Последнее событие: Рассмотрение законопроекта в первом чтении, 13 ноября 2019
Последнее решение: принять законопроект в первом чтении; представить поправки к законопроекту
Инициаторы:

Стенограммы по законопроекту №771509-7

Заседание №254

13.11.2019

О проекте федерального закона № 771509-7 "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части наделения Правительства Российской Федерации полномочием на утверждение требований к форме и содержанию годовых отчётов о выполнении программ деятельности государственных корпораций (компаний), публично-правовых компаний".

11-й вопрос, проект федерального закона "О внесении изменений в отдельные

законодательные акты Российской Федерации в части наделения Правительства

Российской Федерации полномочием на утверждение требований к форме и

содержанию годовых отчётов о выполнении программ деятельности государственных

корпораций (компаний), публично-правовых компаний". Докладывает официальный

представитель правительства заместитель министра экономического развития

Оксана Валерьевна Тарасенко.


Пожалуйста.


ТАРАСЕНКО О. В., официальный представитель Правительства Российской

Федерации, заместитель министра экономического развития Российской Федерации.


Уважаемый Иван Иванович, уважаемые депутаты! Законопроект подготовлен на

основании поручения правительства по повышению эффективности использования

бюджетных средств, предоставляемых госкорпорациям, госкомпании "Автодор" и

публично-правовым компаниям. В настоящее время в федеральном бюджете на

период до 2021 года на финансирование мероприятий госкорпораций (госкомпаний)

заложено около 1 триллиона рублей. В декабре 2018 года в Бюджетный кодекс

внесены изменения, устанавливающие требования о необходимости наличия в

стратегиях мероприятий, для реализации которых госкорпорациям и госкомпаниям

предоставляются субсидии из федерального бюджета, в качестве условия

предоставления этих субсидий.


Вместе с тем остаётся актуальной тема контроля за достижением целей и задач,

предусмотренных стратегиями, и эффективностью использования средств как

федерального бюджета, так и иных источников финансирования при их реализации.

В связи с этим законопроектом вносятся изменения в соответствующие

федеральные законы, регулирующие деятельность госкомпаний, госкорпораций и

публичных правовых компаний, в целях установления полномочий правительства по

утверждению требований к форме и содержанию годовых отчётов о выполнении

программ деятельности указанных компаний. Это позволит унифицировать

информацию о реализации стратегий, видеть структуру финансирования, в том

числе за счёт бюджетных средств, направляемых на необходимые мероприятия, а

также проводить анализ и оценку.


В отдельном разделе годового отчёта предлагается раскрывать следующую

информацию: получаемые доходы и направления их расходования, структура

финансирования мероприятий, на которые направляются субсидии, установленные

показатели результативности мероприятий и сроки, на которые они

запланированы, а также степень достижения показателей результативности и

причины их отклонения, недостижения по каждому мероприятию.


Профильным комитетом законопроект был рассмотрен, и мы готовы доработать его

совместно с комитетом ко второму чтению. Законопроект поддержан на заседании

правительства 31 июля 2019 года - прошу принять.


Спасибо за внимание.


ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Оксана Валерьевна, присаживайтесь.


С содокладом выступает Николай Петрович Николаев.


НИКОЛАЕВ Н. П. Уважаемый Иван Иванович, уважаемые коллеги! Очень простой

законопроект. Мы его рассмотрели на заседании комитета и, конечно, признали,

что это очень серьёзный и важный шаг в том числе с точки зрения контроля за

действиями, за деятельностью госкорпораций, институтов развития.


Что касается замечаний, мы считаем, что основные параметры вот этого годового

отчёта нужно всё-таки прописать как прямые нормы законодательства, чтобы

основные, наиболее важные параметры были непосредственно в законе. Дело в

том, что государственные корпорации и все субъекты, к которым относится

данный законопроект, - это исключительно важные для экономики, для социальной

составляющей организации, это организации и компании, которые в том числе

имеют возможность влиять на ситуацию в регионах. Нам нужно доработать этот

законопроект именно в части указания основных критериев годового отчёта,

может быть, не только финансовых, кстати, потому что сейчас речь идёт и о

том, чтобы такие большие компании, большие корпорации публиковали в том числе

и нефинансовую отчётность, то есть результаты своей деятельности в социальной

сфере, в экологической сфере.


Мы считаем, что, конечно, нужно поддержать данный законопроект, а затем его

доработать. Мы обсуждали это на заседании комитета и готовы достаточно

оперативно предложить соответствующие поправки. Просим поддержать при

рассмотрении в первом чтении.


ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Николай Петрович.


Вопросы есть.


Включите режим записи на вопросы.


Альшевских Андрей Геннадьевич.


АЛЬШЕВСКИХ А. Г., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ".


Оксана Валерьевна, 1 триллион рублей, о котором вы сказали, - это

внушительная сумма. В обществе есть достаточно высокий запрос на понимание

эффективности работы государственных компаний, госкорпораций. Согласно

правительственному законопроекту установлены требования по форме и содержанию

годовых отчётов госкорпораций. В связи с этим подскажите, пожалуйста, а нет

ли у правительства намерения усилить так называемую персональную

ответственность первых лиц госкорпораций, если по стратегическим направлениям

работа будет провалена?


ТАРАСЕНКО О. В. Спасибо большое за вопрос. У нас соответствующая работа

ведётся с акционерными обществами, акционером которых является Росимущество.

В части ответственности госкорпораций - и это следующий этап нашей работы -

мы готовы рассмотреть соответствующие возможности. Тем не менее хочу сказать,

что сейчас и заработная плата, и KPI устанавливаются наблюдательными советами

той или иной госкорпорации, в связи с чем в настоящий момент мы, Министерство

экономического развития, на это не влияем.


ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.


Куринный Алексей Владимирович.


КУРИННЫЙ А. В. В продолжение вопроса, Оксана Валерьевна. Ну как же вы не

влияете, когда сегодня вот эти наблюдательные советы выписывают своим

топ-менеджерам колоссальные, я не говорю раздражающие, уже откровенно бесящие

наших граждан премии и зарплаты, там, по 3 миллиона в день, причём непонятно

за что, при низкой эффективности?! И вы опять находитесь в стороне: вот мы

наблюдаем, как и что там происходит, пусть они там сами как-нибудь

регулируются.


Давайте мы в этот законопроект включим не только раздел о персональной

ответственности, но и раздел о форме оплаты и стимулирования

соответствующего, чтобы это сегодня не выглядело таким абсолютно ненормальным

элементом на теле Российской Федерации. Государственная компания выплачивает

своим руководителям, включая и совет директоров, огромные премии,

несопоставимые, не ограниченные вообще какими-то разумными пределами.


ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста, Оксана Валерьевна.


ТАРАСЕНКО О. В. Спасибо большое за вопрос. В государственных корпорациях

вознаграждение, как я сказала, отнесено к компетенции наблюдательных советов.

Тем не менее распоряжением правительства от 27.06.2019 года № 1388-р

утверждены методические рекомендации, которые распространяются на акционерные

общества, в том числе рекомендованы к применению в госкорпорациях и

госкомпаниях. Там заложена увязка годового вознаграждения с достижением KPI,

а также предусмотрено депремирование. Правительство сделало уже большой шаг

не только по отношению к своим акционерным обществам, но и в том числе

рекомендует это для распространения на менеджмент госкорпораций.


ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Микрофон включите, пожалуйста.


НИКОЛАЕВ Н. П. Коллеги, я хотел бы обратить ваше внимание на то, что

законопроект касается прежде всего годового отчёта. Конечно, у нас может быть

масса вопросов, связанных с деятельностью госкомпаний, госкорпораций, но мы

же рассматриваем данный конкретный проект.


Что касается позиции комитета. Да, мы обсуждаем и на парламентских слушаниях,

и на наших заседаниях вопросы эффективности управления госкомпаниями,

эффективности и целеполагания, целей вложения государственных средств в такие

организации, это в повестке. Но, если уж мы сегодня говорим о годовых

отчётах, мне кажется, здесь важно прежде всего обсуждать то, какую информацию

мы получаем, какие есть критерии, какие есть подходы к формированию этих

годовых отчётов. Если есть идея, чтобы в этих годовых отчётах были указаны

зарплаты, - почему нет? Давайте обсуждать. Но это вопрос не самой зарплаты, а

именно публикации этих сведений в годовом отчёте.


ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.


Скруг Валерий Степанович.


СКРУГ В. С., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ".


Уважаемые Оксана Валерьевна, Николай Петрович! Вопросы в части деятельности

госкорпораций, их эффективности есть у всех: и у каждой партии, и практически

у каждого человека, который занимается экономикой. Сейчас вы совершенно

правильно вводите требования к годовому отчёту, и Николай Петрович правильно

сказал, что это надо поддержать и надо обязательно принимать нормы прямого

действия, потому что, судя по всему, министерство сейчас никак не влияет на

госкорпорации.


Вопрос к Оксане Валерьевне. Вот вы говорите: мы на это не влияем, это не

делаем... А госкорпорации как-то отчитываются перед вами? В какой форме они

представляют вам отчёты сейчас? Какая есть система контроля их работы со

стороны государства? Я даже не представляю себе такого, чтобы собственник,

акционер, владелец какого-то предприятия не контролировал работу этого

предприятия. Поясните, пожалуйста.


ТАРАСЕНКО О. В. В настоящий момент они ежегодно публикуют в открытом доступе

свои отчёты. При этом сейчас отчётная информация направляется президенту, в

Государственную Думу, в Счётную палату, в Правительство Российской Федерации

по-разному, то есть в каждом законе написаны различные отчётные направления.

Нашим законопроектом - это на самом деле очень важный законопроект - мы

впервые планируем отрегулировать форму отчётности, как раз закладываем туда

возможности для анализа, для понимания, почему достигнуты или не достигнуты

показатели результативности тех или иных мероприятий, каким образом

происходило финансирование, где было бюджетное, а где, напротив, привлекаемое

финансирование. То есть на самом деле наш законопроект направлен как раз на

регулирование деятельности госкорпораций, госкомпаний и публично-правовых

компаний.


И мы очень благодарны за ваше предложение, Николай Петрович, доработать

законопроект. Мы обязательно всё это включим, и ко второму чтению наш

законопроект будет более полным.


ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.


Коломейцев Николай Васильевич.


КОЛОМЕЙЦЕВ Н. В., фракция КПРФ.


Уважаемые докладчики, вы, вероятно, знаете, что за прошлый год 98 ПАО

начислили себе 3,2 триллиона рублей дивидендов, но, к сожалению, по

сегодняшним законам даже депутат Государственной Думы не имеет права написать

запрос - вы сделали законы такими, - чтобы уточнить конкретные вопросы по

госкорпорациям. Вот я вам докладываю: вы, Министерство экономического

развития, предложили господина Сердюкова утвердить на соответствующую

должность в авиастроительную корпорацию. Как только вы его утвердили, на

вертолётных заводах в Ростове-на-Дону и в Арсеньеве резко сократили

численность сотрудников и предполагается объединение вертолётов двух марок,

"Ми" и "Ка", что в принципе убивает вертолётостроение. Одновременно с этим в

известном авиационном комплексе имени Бериева, в то время как пожары бушуют,

сокращают 1,5 тысячи человек. Как вы считаете, может, вернуть всё-таки в

закон возможность депутатских запросов, как бы для... (Микрофон отключён.)


Председательствует Первый заместитель

Председателя Государственной Думы

А. Д. Жуков


ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста, Оксана Валерьевна.


ТАРАСЕНКО О. В. Спасибо большое за вопрос и предложение. Я только могу

сказать, что мы готовы проработать этот вопрос. Пока точного ответа нет, но

мы обязательно проработаем.


ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Включите микрофон.


НИКОЛАЕВ Н. П. Я готов добавить. На самом деле право направлять депутатский

запрос никто не упразднял...


ИЗ ЗАЛА. (Не слышно.)


НИКОЛАЕВ Н. П. Право направлять никто не упразднял, другое дело, что как раз

сейчас у нас с вами, Николай Васильевич, есть уникальная возможность: если мы

внесём поправки ко второму чтению, которые определяют в том числе типовые

критерии вот этого годового отчёта, если напишем в том числе какие-то

социальные, экологические вопросы, вопросы, связанные с социальной сферой, с

теми же самыми работниками (вот вы говорите, что кого-то уволили), если мы

обозначим, что в годовом отчёте должна быть динамика (Николай Васильевич, я

вам отвечаю!) по количеству работающих, - отлично, значит, это будет

обязательно сразу для всех корпораций. Более того, очень важно, если будут

единые требования ко всем госкомпаниям и госкорпорациям, у нас будет

возможность в том числе сравнивать. Например, сейчас мы вносим в закон об

институте развития в жилищной сфере "ДОМ.РФ" отдельно требования к годовому

отчёту, вообще к отчётности, потому что раньше они должны были в бумажном

виде это направлять только председателю правительства и в профильное

министерство, а вот сейчас мы вынуждены отдельно по "ДОМ.РФ" вносить

соответствующие поправки.


И сейчас у нас есть возможность в данном законопроекте прописать это для всех

государственных компаний и госкорпораций. Поэтому я в своём содокладе как раз

и отметил, что нам очень важно добиться того, чтобы в законе были прямые

нормы, чтобы там были не только финансовые, но и социальные, экологические и

другие нефинансовые виды отчётности.


ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Смолин Олег Николаевич, пожалуйста.


СМОЛИН О. Н. Уважаемые коллеги, уважаемая Оксана Валерьевна! Право направлять

запрос у нас, конечно, есть, только ответа никто не обещал.


А мой вопрос в продолжение вопроса депутата Скруга. Я так и не понял -

скажите, госкорпорации и другие организации вообще не отчитывались перед

правительством или отчитывались в свободной форме? И вы сказали, что в

постановлении правительства предусмотрена возможность депремирования.

Депремирование - это когда отнимают уже выданную премию или когда премия

выдаётся автоматически, по умолчанию, но в каких-то особых случаях её можно

лишить?


ТАРАСЕНКО О. В. Конечно же, госкорпорации и госкомпании отчитывались, просто

в каждом годовом отчёте содержатся определённые разделы, и информация,

финансовая в том числе, была разбита по разным разделам. Сейчас мы предлагаем

сделать отдельный раздел, как я сказала, установив единообразную форму

отчётности для каждого субъекта, подпадающего под действие данного закона.


Касательно депремирования. Мы распространили на наши компании установление

обязательных KPI для менеджмента, разрабатывается система вознаграждений,

соответственно, в случае неисполнения по коэффициентам снижается выплата.


ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Коллеги, есть ли желающие выступить?


Включите режим записи.


Покажите список.


Куринный Алексей Владимирович, пожалуйста. От фракции.


КУРИННЫЙ А. В. Уважаемые коллеги, на самом деле тема поднята очень важная, и

то, что сегодня наше правительство наконец делает робкие попытки хоть

как-нибудь проконтролировать государственные корпорации, взять под контроль

огромные государственные компании - повторяю, государственные, - это,

конечно, здорово и приветствуется. Но что мы имеем на сегодня, кроме этой

робкой попытки? Ну, отчёт, причём только по средствам, которые поступят из

федерального бюджета, то есть не по основной деятельности, не по каким-то там

инвестиционным проектам, не по каким-то другим, а только вот по тем деньгам,

которые они получили. Там, конечно, тоже много нарушений - с чего-то надо

начинать, но давайте всё-таки проанализируем. Вот даже сегодня Счётная палата

нам сообщает, что государственные корпорации и ПАО продержали на своих счетах

186 миллиардов рублей, никуда их не вкладывали, продержали в течение года,

при этом получили низкий процент - ниже, чем получили бы, если бы просто в

банк их положили. Кто за это отвечает? Никто не отвечает, получается. Это

первое.


Второй момент. 50 процентов дивидендов - и это уже непосредственно связано с

бюджетом, - которые должны уплачиваться в наш федеральный бюджет, это деньги,

которые должны пойти и на развитие образования, и на здравоохранение, и на

другие важные цели. Регулярно, из года в год 50 процентов не уплачивается под

разными предлогами, под разным видом: то какие-то инвестиционные программы

якобы, то какие-то финансовые сложности, то санкции вводят - ну всё время

какие-то объяснения находятся! Так это или не так, мы даже проконтролировать

не можем.


Третий момент. При наличии санкций, при наличии сложностей наблюдаются

регулярные огромные траты на всякие абсолютно непрофильные активы. Мы говорим

про футбольные клубы, мы говорим про разного рода спортивные и прочие

мероприятия, которые проводятся и финансируются за счёт государственных

корпораций. И когда мы оцениваем ситуацию так, что "Газпром", наше

национальное достояние, вкладывает в эти активы приблизительно столько же,

сколько в газификацию всей страны, мы можем сделать вывод, как он работает,

зачем работает и на кого работает, - опять же без нашего соответствующего

контроля.


Нам представители министерства говорят, что у них некие KPI будут вводиться и

что они выпустили рекомендации, не обязательные к исполнению инструкции, а

рекомендации: захочет совет директоров или наблюдательный совет -

прислушается, не захочет - не прислушается. А на мой взгляд и на взгляд нашей

фракции, немотивированно огромные зарплаты руководителей и членов советов

директоров - это не просто раздражающий фактор. Когда нам говорят, что

человек зарабатывает 2 миллиона рублей в день, 3 миллиона рублей в день, а

все, я имею в виду правительство, разводят руками (мы ничего сделать не

можем, мы написали KPI, мы послали рекомендации...), - это уже совсем никуда

не годится! Я понимаю, что во главе этих корпораций стоят важные и, может

быть, уважаемые люди (только что несколько фамилий называли), но ведь так

дальше продолжаться не может: они дискредитируют саму идею государственного

управления, эффективного государственного управления, работая внутри себя,

получается, государственные корпорации и ПАО становятся государствами в

государстве.


При этом, когда мы начинаем анализировать, видим: "Роснефть" - 7 из 11 членов

совета директоров являются иностранными гражданами. Иностранные граждане в

совете директоров стратегического предприятия - с какой стати они туда

попали?! Представьте такую же ситуацию в американской компании, в

какой-нибудь европейской компании, где наших, российских представителей там

окажется половина или больше половины и они фактически будут определять

политику компании, - можете? Почему же у нас так произошло? Почему

правительство на это никак не влияет и даже боится, я так понимаю, пока

влиять? Требует только маленькие ежегодные отчётики, которые оно будет

анализировать и, возможно, опять что-нибудь рекомендовать. Надо структурно

перестраивать весь подход к государственным корпорациям! Председатель совета

директоров Сбербанка вообще американец. Возьмём другие компании, наши крупные

компании с государственным участием, которые являются локомотивом нашей

страны, на которые ориентируются, - там точно такая же история: отсутствие

какого-либо контроля, иностранцы в совете директоров, в управлении этими

корпорациями, огромное количество нарушений и невозможность как-либо

повлиять.


Я напомню, что мы, я имею в виду нашу фракцию, вносили здесь соответствующее

обращение на имя премьер-министра и требовали всё-таки ввести не то что KPI,

а понятную, нормальную систему определения заработных плат, определения

доходов топ-менеджеров. И какой ответ мы получили? Не надо, пускай сами

разбираются! Третий год разбираются сами, третий год злят людей, третий год

демонстрируют баснословные, необъяснимые заработные платы при в принципе

провальной иногда работе самих компаний.


Кадровый состав, штат управленческих кадров, на мой взгляд, нуждается в

изменениях и в таком широком, публичном рассмотрении. Если у нас компаниями

управляют филологи, журналисты, мебельщики, никакого отношения не имеющие к

их профильным направлениям, естественно, ждать каких-либо результатов, уповая

на то, что они эффективные, только эффективные менеджеры, не приходится. На

самом деле в их эффективности есть большие, большие сомнения.


Наша фракция настаивает на том, чтобы информация от госкорпораций была

открытой, чтобы эту информацию и результаты деятельности анализировали в том

числе депутаты Государственной Думы вместе с правительством, поскольку от

эффективности госкорпораций, от возможности контроля за их деятельностью

зависит эффективность всего государства в целом. Это наш государственный

институт, это наш инструмент работы, это наше стратегическое направление.


Фракция КПРФ, конечно, поддержит, ещё раз повторяю, этот маленький шаг, даже

не шаг, а полшага вперёд с аккуратной оглядкой на то, как бы кого не обидеть,

и настаивает на том, чтобы механизмы контроля, механизмы информирования,

механизмы отчётности о деятельности государственных компаний и о публичных

акционерных обществах были абсолютно прозрачны, понятны, - только тогда

возникнет эффективность и пропадут злоупотребления.


Спасибо за внимание.


ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.


По ведению - Бугера Михаил Евгеньевич.


Пожалуйста.


БУГЕРА М. Е., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ".


Спасибо большое, Александр Дмитриевич.


Получилось так, что, когда шла запись на выступления, я нажал кнопку другого

депутата, прошу прощения, поэтому пришлось нажать кнопку "По порядку

ведения".


Моё выступление от фракции будет довольно коротким. Поскольку в зале не

выявилось никого, кто был бы против того, чтобы совершенствовать систему

управления государственными компаниями, наверное, спорить тут особо нечего.

Законопроект в первом чтении надо принимать, и фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ"

призывает всех к этому.


ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.


По ведению - Шаманов Владимир Анатольевич.


Пожалуйста.


ШАМАНОВ В. А., председатель Комитета Государственной Думы по обороне, фракция

"ЕДИНАЯ РОССИЯ".


Александр Дмитриевич, вот 18-й вопрос очень важный, а мы уже пятый раз его

переносим. Клинцевич пришёл - может быть, мы рассмотрим 18-й вопрос после

этого законопроекта?


ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Следующим, да? Коллеги, не будет возражений 18-й вопрос

следующим рассмотреть? Нет. Согласились. Спасибо.


Шерин Александр Николаевич, пожалуйста. От фракции. Коротко, но от фракции.


ШЕРИН А. Н. Да, коротко от фракции.


Уважаемые коллеги, годами мы с вами рассматриваем деятельность госкорпораций,

публичных и акционерных обществ, и это привело меня к одному простому выводу:

наименование этих корпораций даёт им право получать поддержку государства из

федерального бюджета - больше абсолютно никакого смысла в таком наименовании

этих корпораций нет. Мы с вами, как и наши избиратели, наивно рассчитываем,

включая здравый смысл, что государственные корпорации именно так и

называются, чтобы оказывать максимально эффективную финансовую помощь

государству. На самом деле всё не так.


Мы с вами недавно рассматривали в этом зале законопроект о том, что все

госкорпорации, акционерные общества, в которых доля государства более 50

процентов, в обязательном порядке должны платить в бюджет страны не менее

половины своей чистой прибыли, и приводили в пример европейские страны, где

компании, в которых доля государства более 50 процентов, платят в бюджет

своих стран не менее 70 процентов. И здесь при рассмотрении этого вопроса

зачитывался документ под названием "постановление Правительства Российской

Федерации", в котором чёрным по белому было написано, что представитель

государства при голосовании по распределению прибыли этих замечательных

акционерных обществ и корпораций должен придерживаться позиции, что всему

честному народу Российской Федерации идёт 25 процентов, а остальные 75

процентов идут уважаемым акционерам всех этих замечательных организаций.


О чём сегодня нам с вами докладывает представитель правительства? Он говорит:

уважаемые депутаты, никаких обязательных норм и требований в этом законе не

будет расписано, просто-напросто проголосуйте за то, что мы, Правительство

Российской Федерации, без вас, народных представителей, будем определяться, в

какой форме и по каким параметрам нам эти замечательные и без того закрытые

организации будут докладывать, как они использовали денежки, которые получили

из бюджета Российской Федерации. И всё!


Вот принципиально, коллеги, вы говорите, мол, давайте мы концептуально

проголосуем в первом чтении, а потом во втором, в третьем... Что там во

втором чтении можно поменять? Если бы мы с вами сегодня чётко прописали,

какой процент от чистой прибыли компаний идёт в бюджет Российской Федерации,

какой процент идёт на оплату руководителей совета директоров, если бы мы

прописали, что ни одного иностранца не может быть в управлении госкорпораций

и публичных акционерных обществ, что, допустим, "Газпром" должен выделять не

1 процент в год, а минимум 20 процентов на газификацию Российской Федерации,

вот тогда... Назовите хоть одно государство в мире, где профессиональные

футбольные или хоккейные команды финансируются за счёт налогоплательщиков. Вы

можете себе представить, чтобы в Испании за счёт бюджета финансировались

испанские футбольные клубы? Вот если бы в проекте федерального закона было

записано, что они не имеют права финансировать вообще никакой

профессиональный спорт, кроме детского и массового спорта, - это понятно, мы

могли бы с вами во втором чтении какие-то поправки вносить, а здесь

просто-напросто очередная имитация кипучей деятельности. Да, вроде

правительство обратило внимание на деятельность госкорпораций - а дальше что?

Каким образом мы будем влиять на этот процесс? Никаким! Мы сейчас с вами

проголосуем, отдадим это полностью на откуп Правительству Российской

Федерации, и сегодня будет одно постановление, завтра - второе, послезавтра -

третье, и мы с вами никак не сможем контролировать этот процесс.


Коллеги, конечно, можно будет проголосовать за этот законопроект и, наверное,

надо будет проголосовать, потому что он так красиво преподнесён, - но никто

нам с вами после принятия этого закона не даст никаких прав, чтобы мы хоть

как-то регулировали деятельность этих компаний или каким-то образом с них

что-то потребовали в интересах наших граждан. Вот и всё!


Все позиции, которых фракция ЛДПР придерживается, я представил - давайте мы

всё-таки дождёмся законопроекта, в котором мы чётко пропишем, какие

требования к отчёту, к деятельности этих компаний мы предъявляем. А на

сегодня давайте мы их просто не будем называть государственными корпорациями

- что мы себя обманываем? Это корпорации под названием "отдельные

коммерческие Ватиканы" внутри Российской Федерации, в которых собрались

счастливцы наших дней и прекрасно себе зарабатывают дивиденды, зарплаты, а

весь остальной народ будет внимательно слушать, как чёрные вороны кружат у

наших границ, как Запад и Америка мешают нам развиваться. При этом все наши

крупнейшие олигархи и нефтяные компании за последние годы стали богаче на 10

процентов. А так да, в принципе экономическая ситуация в мире очень сложная,

ну, граждане должны будут понять.


Спасибо за внимание. (Аплодисменты.)


ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.


Представители президента и правительства? Нет.


Докладчик - заключительное слово.


ТАРАСЕНКО О. В. Хотела поблагодарить за рассмотрение вопроса и ещё раз

обратить внимание, что это касается формы отчётности по всей стратегии

деятельности, то есть мы говорим не только про бюджетное финансирование.

Просто важно, чтобы было такое понимание.


Спасибо.


ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Содокладчик?


Николаеву включите микрофон.


НИКОЛАЕВ Н. П. Коллеги, соглашусь со всеми: эффективность управления во

многом будет зависеть от того, насколько открыты будут госкорпорации. Мы

готовы дорабатывать законопроект перед вторым чтением. Просим поддержать этот

законопроект сейчас, и давайте работать над тем, чтобы было как можно больше

норм прямого действия в этом законе.


Спасибо за внимание.


ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.


Ставится на голосование проект федерального закона "О внесении изменений в

отдельные законодательные акты Российской Федерации в части наделения

Правительства Российской Федерации полномочием на утверждение требований к

форме и содержанию годовых отчётов о выполнении программ деятельности

государственных корпораций (компаний), публично-правовых компаний", пункт 11.


Включите режим голосования.


Покажите результаты.


РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (15 час. 45 мин. 23 сек.)

Проголосовало за 396 чел.88,0 %

Проголосовало против 0 чел.0,0 %

Воздержалось 1 чел.0,2 %

Голосовало 397 чел.

Не голосовало 53 чел.11,8 %

Результат: принято


Принимается в первом чтении.