ФЗ № 769183-7

О внесении изменений в статьи 25 и 25-17 Федерального закона "О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию" и статью 11 Федерального закона "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации"

О распространении упрощенного порядка въезда иностранных граждан в Российскую Федерацию по электронным визам на автомобильные, речные и смешанные пункты пропуска, расположенные на территории Дальневосточного федерального округа

Внесён: 6 августа 2019
Последнее событие: Рассмотрение законопроекта в первом чтении, 5 ноября 2019
Последнее решение: представить поправки к законопроекту ; принять законопроект в первом чтении
Инициаторы:

Стенограммы по законопроекту №769183-7

Заседание №250

05.11.2019

О проекте федерального закона № 769183-7 "О внесении изменений в статьи 25 и 25-17 Федерального закона "О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию" и статью 11 Федерального закона "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации" (в части распространения упрощённого порядка въезда иностранных граждан в Российскую Федерацию по электронным визам на автомобильные, речные и смешанные пункты пропуска, расположенные на территории Дальневосточного федерального округа).

5-й вопрос, проект федерального закона "О внесении изменений в статьи 25 и

25-17 Федерального закона "О порядке выезда из Российской Федерации и въезда

в Российскую Федерацию" и статью 11 Федерального закона "О правовом положении

иностранных граждан в Российской Федерации". Докладывает официальный

представитель Правительства Российской Федерации статс-секретарь -

заместитель министра Российской Федерации по развитию Дальнего Востока и

Арктики Павел Михайлович Волков.


ВОЛКОВ П. М., официальный представитель Правительства Российской Федерации,

статс-секретарь - заместитель министра Российской Федерации по развитию

Дальнего Востока и Арктики.


Уважаемый Иван Иванович, уважаемые депутаты! Проект федерального закона

разработан в целях дальнейшего расширения упрощённого порядка въезда

иностранных граждан по электронным визам на территорию Дальнего Востока.

Сейчас указанный механизм распространяется на 18 пунктов пропуска, из которых

11 расположены в границах свободного порта Владивосток, а 7 - в международных

аэропортах на территории ДФО. К настоящему времени по электронной визе на

Дальний Восток въехало уже 130 тысяч иностранных граждан из 18 государств.

Законопроектом предусматривается возможность въезда по электронным визам

через автомобильные, речные и смешанные пункты пропуска, расположенные на

территории Дальнего Востока. В этих целях предусматривается внесение

изменений в два федеральных закона - "О порядке выезда из Российской

Федерации и въезда в Российскую Федерацию" и "О правовом положении

иностранных граждан в Российской Федерации".


После принятия данного закона, а также корректировки соответствующих актов

правительства возможность въезжать по электронным визам появится ещё в шести

пунктах пропуска в местах пересечения российско-китайской и

российско-монгольской границ, а именно это затронет три смешанных пункта

пропуска, расположенных в Хабаровском крае, Амурской области и Еврейской

автономной области, два многосторонних автомобильных пункта пропуска,

находящихся в Забайкальском крае и Республике Бурятия, а также один речной

пункт, который расположен в Хабаровске.


Проект федерального закона получил одобрение комитетов Государственной Думы,

согласован со всеми заинтересованными субъектами Российской Федерации и

ведомствами.


С учётом изложенного прошу принять законопроект в первом чтении.


Благодарю за внимание.


ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Павел Михайлович. Присаживайтесь.


С содокладом по 5-му вопросу выступает Артём Викторович Туров.


ТУРОВ А. В., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ".


Добрый день, уважаемый Иван Иванович! Добрый день, коллеги! Предлагаемые в

законопроекте изменения направлены на упрощение порядка въезда на территорию

Российской Федерации иностранных граждан и позволяют создать дополнительные

благоприятные условия для привлечения иностранных туристов в регионы Дальнего

Востока, что будет способствовать созданию в дальнейшем и развитию в них

необходимой туристической и иной инфраструктуры, повышению инвестиционной

привлекательности и доходов бюджетов всех уровней, а также укреплению

экономики Дальневосточного федерального округа в целом.


Принятие закона не потребует дополнительных бюджетных ассигнований из

федерального бюджета и не повлечёт признания утратившими силу,

приостановления, изменения или принятия иных федеральных законов, а также не

повлечёт признания утратившими силу, приостановления нормативных правовых

актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации,

федеральных органов исполнительной власти. При этом потребуется принятие

нормативных правовых актов Правительства Российской Федерации в срок до

декабря 2019 года. Перечень предлагаемых к принятию нормативных правовых

актов Правительства Российской Федерации прилагается к внесённому

законопроекту.


Правовое управление Аппарата Государственной Думы концептуальных замечаний по

законопроекту не имеет, замечания юридико-технического характера будут учтены

при подготовке законопроекта к рассмотрению во втором чтении.


Принятие данного законопроекта поддерживают 35 законодательных

(представительных) и высших исполнительных органов государственной власти

субъектов Российской Федерации.


Законопроект не затрагивает положений Договора о Евразийском экономическом

союзе от 29 мая 2014 года, а также положений иных международных договоров

Российской Федерации.


Принятие федерального закона положительно повлияет на достижение целей

государственной программы Российской Федерации "Социально-экономическое

развитие Дальнего Востока и Байкальского региона".


Исходя из изложенного комитет поддерживает концепцию проекта федерального

закона "О внесении изменений в статьи 25 и 25-17 Федерального закона "О

порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию" и

статью 11 Федерального закона "О правовом положении иностранных граждан в

Российской Федерации" и предлагает принять его в первом чтении. Просим

поддержать.


Спасибо большое.


ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Артём Викторович.


Коллеги, вопросы есть? Есть.


Включите режим записи на вопросы.


Покажите список.


Ионин Дмитрий Александрович.


ИОНИН Д. А., фракция "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ".


У меня к докладчику вопрос.


Электронные визы - это, по сути, упрощённый порядок въезда. Вот пояснительную

записку сейчас внимательно посмотрел - там говорится, что если мы на Дальнем

Востоке их вводим, то это даёт и развитие инфраструктуры, и

инвестпривлекательность, и укрепление экономики и так далее. Ну, всё это

просто замечательно, но можно тогда пояснить: а в других регионах нам не надо

инвестпривлекательность повышать, экономику укреплять и так далее? Мы

планируем на другие регионы распространять электронные визы, если это даёт

такой эффект, как утверждают авторы законопроекта?


ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста.


ВОЛКОВ П. М. Спасибо за вопрос. Я напомню, что это было принято в качестве

эксперимента на Дальнем Востоке, решение начало работать в августе 2017 года

и распространялось только на два пункта пропуска. Эксперимент показал хорошую

динамику и открытость Дальнего Востока для граждан, и теперь на примере

Дальнего Востока по поручению президента ведётся работа над соответствующими

изменениями, чтобы распространить механизм электронной визы уже на всю

территорию Российской Федерации.


ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.


Зубарев Виктор Владиславович.


ЗУБАРЕВ В. В., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ".


Я в продолжение этого же вопроса: на Сибирь не стоит ли это распространить?

Может, стоит на Дальний Восток и Сибирь? Сейчас два субъекта Российской

Федерации - Бурятия и Забайкальский край - отошли к Дальнему Востоку, и в

Сибири вот такие инвестиционно привлекательные проекты не поддерживаются.

Почему бы ещё не включить Сибирский федеральный округ?


ВОЛКОВ П. М. Виктор Владиславович, я к своим прежним словам обращаюсь: это

было в качестве эксперимента только для ДФО, эксперимент показал свою

эффективность, и сейчас это будет применяться для всей страны. И я надеюсь,

что регионы, входящие в Сибирский федеральный округ, в рамках этой работы

получат возможность использовать электронную визу.


ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.


Бортко Владимир Владимирович.


БОРТКО В. В., фракция КПРФ.


У меня вопрос к депутату Турову Артёму Викторовичу, поскольку спрашивать у

правительства бесполезно: они люди подневольные, что им скажут, то и говорят

- а мы-то всё-таки депутаты!


Знает ли комитет, поддерживающий вот это, что плотность населения в районах,

куда собираются открыть допуск, 2 человека на гектар, а в сопредельном

государстве - 400 человек на гектар? Кому это понадобилось? И что

предполагается: туристы, что ли, поедут китайские или всё-таки поедут

осваивать территорию? Вы понимаете, что это крайне опасно для нас, отдаёте

себе в этом отчёт? Если отдаёте, объясните тогда, каким образом мы сможем в

этом случае и так заселённые китайцами районы защитить для русского

населения?


ТУРОВ А. В. Коллеги, данный проект закона предполагает конкретные изменения в

части получения туристических виз, и это может стать дополнительной,

действительно важной возможностью для развития инфраструктуры и

туристического потенциала регионов Дальнего Востока. Если это будет успешно

реализовано на Дальнем Востоке, такие же электронные визы, я думаю, могут

появиться и в других территориях Российской Федерации.


Комитет рассмотрел и просит коллег поддержать данный законопроект.


ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.


Альшевских Андрей Геннадьевич.


АЛЬШЕВСКИХ А. Г., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ".


Павел Михайлович, в пояснительной записке говорится, что в железнодорожных

пунктах пропуска возможность проверки электронных виз отсутствует. Скажите,

пожалуйста, что именно мешает внедрить эти технологии? Как можно решить эту

проблему и что делается для этого?


И в продолжение. Вы сказали, что прорабатывается вопрос о распространении

этого механизма на всю территорию Российской Федерации. Мой вопрос связан с

тем, что аналогичная проблема есть и в Ленинградской области. Можно всё-таки

узнать ваше видение?


ВОЛКОВ П. М. Андрей Геннадьевич, я могу говорить только о той части вопроса,

которая лежит в плоскости регулирования нормами законопроекта, дальше уже

речь идёт о технических сложностях, проблемах, решение которых необходимо для

того, о чём вы сказали. Железнодорожные пункты пропуска как раз, по крайней

мере на Дальнем Востоке, наименее оборудованы соответствующими мобильными

комплексами, которые позволяют провести регистрацию пассажиров, прибывших по

электронной визе. Сейчас соответствующая работа ведётся. Я очень надеюсь на

то, что... У нас уже есть один железнодорожный пункт пропуска, который

работает в тестовом режиме, - на территории свободного порта Владивосток, - и

на его примере как раз будут выявлены соответствующие возможности. И к тому

времени, когда в 2021 году будет принято решение распространить действие

электронных виз на всю территорию Российской Федерации, мы получим готовые

технические решения и у нас будет возможность организовать въезд иностранных

граждан через все пункты пропуска, где будут соответствующие технические

решения внедрены.


ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.


Шперов Павел Валентинович.


ШПЕРОВ П. В., фракция ЛДПР.


У меня вопрос в продолжение вопроса Бортко, только уже к представителю

правительства.


Я вижу, в пояснительной записке у вас написано, что мы будем улучшать

инвестиционный климат, увеличивать число туристов на Дальнем Востоке. Но

возникают вопросы в связи с тем, что вряд ли большое количество граждан

сопредельных государств приезжает к нам с целью туризма. Я понимаю, что визы

туристические, но каковы реальные цели посещения страны? Я не думаю, что у

многих городов Дальнего Востока есть, скажем так, большой туристический

потенциал. Я понимаю, когда речь идёт о Владивостоке, о центрах субъектов, но

когда речь о маленьких промышленных городах или сёлах... Не приведёт ли это к

тому, что мы просто получим на Дальнем Востоке неконтролируемый поток

китайских гастарбайтеров, который и так достаточно велик?


ВОЛКОВ П. М. Спасибо за вопрос, Павел Валентинович. Точно не получим, что и

показала практика применения электронных виз, по одной простой причине:

приезжать по такой визе с той целью, о которой вы сказали, совершенно

невыгодно, так как, во-первых, можно находиться только в том регионе, в

который человек въехал, где пересёк границу, а во-вторых, эта виза действует

всего лишь в течение восьми дней и для того, чтобы ею воспользоваться на

обратном пути, нужно пересечь ту же самую границу в том же регионе. Это

достаточно сложно, и, поверьте мне, для того, о чём вы сказали, существуют

другие виды виз, которыми можно воспользоваться.


ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.


Коломейцев Николай Васильевич.


КОЛОМЕЙЦЕВ Н. В., фракция КПРФ.


Павел Михайлович, ну, безусловно, надо заниматься привлечением инвестиций. Но

вот уже шесть экономических форумов прошло, по итогам которых есть отчёты о

триллионных контрактах, а реально идёт отток коренного населения.


Не могли бы вы пояснить, сколько уже идёт этот эксперимент и сколько

нарушений выявили за это время? И позволяет ли численность и существующая

структура служб эффективно контролировать прибывших?


ВОЛКОВ П. М. Николай Васильевич, я попробую ответить. Ну, на вопрос об оттоке

коренного населения, думаю, вряд ли этот законопроект как-то отвечает. А что

касается того, какие у нас цифры есть, могу ответственно заявить, что у нас

за всё время действия положений об электронных визах - а я напомню, что два

года они действуют, - было получено более 170 тысяч электронных виз, а

отказов было менее 500. Въехало по электронным визам, как я уже вам сказал,

130 тысяч человек. Конечно, не все люди, которые оформляют электронные визы,

въезжают по ним, виза действует в течение 30 дней, кто-то не смог по разным

причинам, анализ этого тоже проводился. Большинство граждан, которые

въезжают, - это граждане из Китая, из Японии и других сопредельных стран, об

этом я тоже докладывал Государственной Думе.


Ограничение есть только одно - и, в общем-то, тут в основном всё зависит от

нас, - связано оно с тем, что у нас не развита маршрутная сеть. Если нет

прямого рейса, прямого сообщения, то, конечно, это является прямым

ограничением, лежащим за областью законодательного регулирования, это просто

физическое ограничение. Чем больше рейсов... вот сейчас пришла японская

авиакомпания и открыла новый рейс на Дальний Восток, я имею в виду

Владивосток. Я думаю, что политика открытости Дальнего Востока как раз и

принесёт плоды, необходимые для развития экономики края и её неотъемлемой

части - туристической области.


ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.


Черкасов Кирилл Игоревич.


ЧЕРКАСОВ К. И., фракция ЛДПР.


Вопрос Павлу Михайловичу.


Уважаемый Павел Михайлович, как раз по поводу плодов. Скажите, пожалуйста, -

наверняка вы подготовили статистику по итогам применения в 2017-2018 годах

электронных виз - сколько заработали региональные бюджеты Дальнего Востока на

каждой визе и сколько заработали муниципалитеты? Мы прекрасно знаем, как наши

уважаемые гости из Китая минимизируют траты здесь, на территории Российской

Федерации, регистрируя через наши малые предприятия своих предпринимателей, и

денежки оставляют в Китае. Поэтому расскажите, сколько в том числе наш малый

и средний бизнес на Дальнем Востоке заработал на том количестве электронных

виз, о котором вы рассказываете.


ВОЛКОВ П. М. Кирилл Игоревич, спасибо, сложный вопрос. Он сложный в

статистическом плане, это можно только эмпирическим путём определить или

путём опроса, но таких действий, я вам могу сказать, не проводилось, и я

точно на ваш вопрос сейчас ответить не смогу. Общий эффект от электронных виз

просчитывается, но у меня нет, к сожалению, с собой таких данных. Если они

вам будут нужны, мы их обязательно соберём и представим, именно по малому

бизнесу.


ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.


Коллеги, есть ли желающие выступить? Есть.


Включите режим записи на выступление.


Покажите список.


Коломейцев Николай Васильевич.


Три минуты, пожалуйста, поставьте.


КОЛОМЕЙЦЕВ Н. В. Уважаемый Иван Иванович, уважаемые коллеги! Ну, безусловно,

Дальним Востоком и Сибирью, как утверждал наш великий учёный Ломоносов,

должно прирастать могущество России. А получается ли это? Вот я специально

трачу время, для того чтобы перечитывать материалы по состоявшимся

экономическим форумам, и могу утверждать, что от большей части многочисленных

экономических форумов в нашей стране эффекта минус ноль. Ну, кроме того что

съехались, попили, поели, поговорили, ничего нет, для страны только минус.

Почему? Потому что нет комплексного подхода. С моей точки зрения, любые

разговоры об инвестициях должны вестись комплексно: приняли решение, потом

анализ, потом предложения, что делать дальше.


Я вам рекомендую нашего Менделеева, известного в мире, почитать, у него есть

очень хороший труд, в котором он, в общем-то, проанализировал и дал

рекомендации, как нам осваивать Сибирь, - Дальний Восток можно к этому

приплюсовать. Вот я уверен, что у вас в правительстве, вообще-то, никто даже

и названия не знает.


Проблема ведь заключается в чём? У нас все просторы сегодня... то есть все

законы принимаются - о ТОРах, свободных портах - только с одной целью: для

того чтобы минимизировать для нашего олигархата затраты при вывозе наших

сырьевых ресурсов. И совершенно никого не интересует наполнение бюджета, не

интересует, почему у нас, несмотря на кучу принятых мер, нет эффекта. Ну,

президент этому сверхвнимание уделяет, сам уже многократно бывал там, но

почему эффекта нет? Почему у нас по 20 и более тысяч отъезжает с северов? Да

именно потому, что никто не хочет лезть глубоко и разбираться, почему у нас

там бюджеты даже меньше сметы, почему у нас гектар достаётся не тем, кому

должен доставаться, почему гектар даётся, а по тому, чем этот гектар

обрабатывать, решений никаких нет. С моей точки зрения, министерству... вы

уже, по-моему, третий состав министерства по Дальнему Востоку, ну, может

быть, вам от отчётов надо перейти к анализу причин, почему не работает то,

что предложено. Ваши доклады хороши, но результата нет, а если результата

нет, значит, меры неправильные, а если меры неправильные... Макиавелли, ещё

один классик, которого изучают все, давно написал труд "Государь", главный

смысл которого в том, что государство можно завоёвывать без армии. Вот вы

подумайте, если у нас идёт отток, а там сопредельные территории -

Благовещенская область и рядом китайская провинция... (Микрофон отключён.)


ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Добавьте время.


КОЛОМЕЙЦЕВ Н. В. ...в 10 раз, чем у нас во всей провинции. Ну, мне кажется,

что от этого закона проку никакого не будет.


Спасибо за внимание.


ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.


Артём Викторович, вы сейчас выступите или с заключительным словом?

Пожалуйста.


Туров Артём Викторович.


ТУРОВ А. В. Уважаемые коллеги, не буду повторять все сказанные в защиту и

поддержку законопроекта слова, у вас документы имеются, и представитель

правительства, называя цифры, говорил о количестве туристов, которые посещают

регионы Дальнего Востока. Хочу сказать, что фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ"

поддерживает данный законопроект, мы рассчитываем, что он действительно даст

новый импульс для развития регионов Дальнего Востока и сферы туризма на

Дальнем Востоке.


Спасибо.


ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Артём Викторович.


Павел Михайлович, можете выступить. Нет необходимости.


Коллеги, обсуждение...


ИЗ ЗАЛА. (Не слышно.)


ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Вы для стенограммы хотите сказать?


Коломейцеву включите микрофон.


КОЛОМЕЙЦЕВ Н. В. Уважаемые коллеги, извините, я оговорился: Амурская область,

Благовещенск - это столица. А рядышком - город Хэйхэ, там 3,5 миллиона живёт.


ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.


Прошу учесть в стенограмме.


Коллеги, обсуждение завершено, ставлю законопроект на голосование.


Включите режим голосования.


Покажите результаты.


РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (13 час. 41 мин. 05 сек.)

Проголосовало за 326 чел.72,4 %

Проголосовало против 0 чел.0,0 %

Воздержалось 1 чел.0,2 %

Голосовало 327 чел.

Не голосовало 123 чел.27,3 %

Результат: принято


Принимается в первом чтении.