ФЗ № 768540-7

О ратификации Протокола о внесении изменений в Договор между Российской Федерацией и Республикой Болгарией о социальном обеспечении от 27 февраля 2009 года

Внесён: 3 августа 2019
Последнее событие: Опубликование закона, 8 ноября 2019
Последнее решение:
Инициаторы:

Стенограммы по законопроекту №768540-7

Заседание №246

17.10.2019

О проекте федерального закона № 768540-7 "О ратификации Протокола о внесении изменений в Договор между Российской Федерацией и Республикой Болгарией о социальном обеспечении от 27 февраля 2009 года".

Пункт 5, проект федерального закона "О ратификации Протокола о внесении

изменений в Договор между Российской Федерацией и Республикой Болгарией о

социальном обеспечении от 27 февраля 2009 года". Доклад официального

представителя правительства статс-секретаря - заместителя министра труда и

социальной защиты Андрея Николаевича Пудова.


Пожалуйста.


ПУДОВ А. Н., официальный представитель Правительства Российской Федерации,

статс-секретарь - заместитель министра труда и социальной защиты Российской

Федерации.


Уважаемый Александр Дмитриевич, уважаемые депутаты Государственной Думы! На

ваше рассмотрение представляется проект федерального закона "О ратификации

Протокола о внесении изменений в Договор между Российской Федерацией и

Республикой Болгарией о социальном обеспечении от 27 февраля 2009 года".

Должен отметить, что договор с Болгарией о социальном обеспечении был

подписан сторонами 27 февраля 2009 года. Россия ратифицировала договор в

ноябре 2009 года, и начиная с марта 2010 года, с даты вступления в силу

ратифицированного договора, стороны успешно его реализуют в части вопросов,

связанных с назначением и выплатой пенсий, а также пособий в связи с

материнством, детством и в связи с несчастными случаями на производстве и

профзаболеваниями.


За прошедшее с момента вступления в силу договора время в российское

пенсионное законодательство были внесены изменения, касающиеся условий

назначения страховой пенсии по старости. Вы знаете, что с 2015 года у нас был

увеличен минимальный страховой стаж с пяти до 15 лет и появилось условие о

наличии минимальной величины индивидуального пенсионного коэффициента. В

связи с этим потребовалось внесение изменений в договор - чтобы сохранить

приобретённые гражданами Российской Федерации и гражданами Болгарии

пенсионные права как при работе в Российской Федерации, так и при работе в

Республике Болгарии.


Отмечу наиболее значимые изменения. Они касаются прежде всего перехода на

расчёт размера страховой пенсии с использованием индивидуального пенсионного

коэффициента и определения права на российскую пенсию за стаж, приобретённый

в Болгарии, исходя из того, что один год работы в Болгарии будет давать один

индивидуальный пенсионный коэффициент, и мы предусмотрели, что при назначении

российской пенсии будут учитываться периоды работы только на территории

Российской Федерации и РСФСР. Кроме того, изменения касаются перехода на

пропорциональное исчисление фиксированной выплаты к страховой пенсии и на

учёт пенсии, назначенной по болгарскому законодательству, при установлении

социальной (федеральной или региональной) доплаты к пенсии, а также при

назначении социальной пенсии.


Протокол представляет собой сбалансированный документ, призванный

усовершенствовать действующую договорно-правовую базу для

российско-болгарского сотрудничества в области пенсионного обеспечения.

Протокол подписан в городе Софии в марте 2019 года. В Республике Болгарии

протокол ратифицирован Народным собранием Республики Болгарии, и болгарская

сторона готова совершить обмен ратификационными грамотами.


Должен отметить, что в среднем размер страховой пенсии по старости с учётом

фиксированной выплаты к страховой пенсии по данному договору составит в 2019

году 2400 рублей. Финансовые затраты на обеспечение этих выплат составят в

2019 году и в последующие годы порядка 38 миллионов рублей. Финансовое

обеспечение на реализацию выплат страховых пенсий будет производиться в

пределах общего объёма средств, предусмотренных в бюджете Пенсионного фонда

на 2019-й и последующие финансовые годы.


Просьба поддержать.


Спасибо за внимание.


ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.


Содоклад Юрия Павловича Олейникова.


Пожалуйста.


ОЛЕЙНИКОВ Ю. П., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ".


Уважаемый Александр Дмитриевич, уважаемые коллеги! Предлагаемый вашему

вниманию законопроект подготовлен Правительством Российской Федерации по

итогам переговоров с болгарской стороной. Согласованный протокол является

принятой в международной практике формой дополнения к договору между

странами. Подобные договоры, посвящённые данной теме, проблеме, на

сегодняшний день заключены и реализуются между Россией и государствами

Израиль и Сербия.


Рассматриваемый сегодня протокол изменяет текст действующего договора между

Российской Федерацией и Республикой Болгарией, который был заключён, как было

сказано, в 2009 году. В соответствии с изменениями, внесёнными в пенсионное

законодательство Российской Федерации, договор приводится в надлежащее

состояние. Уточняется порядок начисления коэффициентов для определения права

на пенсию и исчисления размера пенсии. Кроме того, терминология договора

приводится в соответствие с терминологией действующего российского

пенсионного законодательства с учётом изменений, которые принимались в

последнее время, в том числе в 2019 году. Важно, что протокол затрагивает

вопросы досрочного начисления страховой пенсии по старости многодетным

матерям, имеющим российское гражданство, которые родили детей в России, а

потом уехали с ними на постоянное жительство в Болгарию или, наоборот, родили

детей в Болгарии, а потом привезли их на постоянное жительство в Россию и

воспитывали здесь, в России, до достижения ими, каждым из них, восьмилетнего

возраста. Кроме того, данный протокол закрепляет сложившуюся практику

взаимодействия российской и болгарской сторон по перекрёстным выплатам за

стаж работы и в России, и в Болгарии и по другим отработанным сторонами

моментам. Таким образом, текущая договорно-правовая база

российско-болгарского сотрудничества, по нашему мнению, получает

дополнительное развитие.


Отдельные случаи разного фонетического звучания некоторых терминов по тексту

протокола и терминов из российского национального законодательства по

вопросам социального обеспечения вызваны необходимостью стыковки текста

протокола с аналогичной болгарской терминологией. И по смыслу, и по

сложившейся практике терминология протокола не подменяет используемые в

национальных законодательствах понятия. Этот аспект специально обсуждался

специалистами нашего Правового управления с ответственными представителями

Министерства труда и социального развития.


Ратификация протокола, по мнению комитета, отвечает интересам Российской

Федерации, повышает уровень социальной защищённости российских граждан на

территории Республики Болгарии и, безусловно, укрепляет позиции России в

области защиты интересов наших соотечественников за рубежом.


Численность граждан Российской Федерации, имеющих право на пенсионное

обеспечение по российскому законодательству с применением норм принимаемого

сегодня протокола, составляет 1350 человек. Реализация протокола не потребует

внесения изменений в законодательство Российской Федерации, а обеспечение

расходов на выплату страховых пенсий будет производиться в пределах общего

объёма расходов бюджета Пенсионного фонда нашей страны.


Законопроект поддержали Счётная палата Российской Федерации и смежный комитет

- Комитет Государственной Думы по труду, социальной политике и делам

ветеранов.


Болгарская сторона, как вы слышали, нотой от 9 августа 2019 года уведомила

нас о выполнении внутригосударственных процедур, и у них закон вступил в

силу.


Комитет рекомендует Государственной Думе закон принять. Прошу поддержать нашу

позицию.


ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.


Коллеги, есть ли вопросы?


Включите режим записи на вопросы.


Покажите список.


Альшевских Андрей Геннадьевич, пожалуйста.


АЛЬШЕВСКИХ А. Г., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ".


Андрей Николаевич, скажите пожалуйста, на данный момент прорабатывалась ли

правительством возможность заключения международных договоров о социальном

(пенсионном) обеспечении с новыми странами либо, возможно, с кем-то ещё

ведётся работа по совершенствованию действующей договорно-правовой базы

помимо Болгарии, Израиля и Сербии?


ПУДОВ А. Н. Андрей Геннадьевич, спасибо за вопрос. В настоящее время - я могу

даже прямо процитировать - с Азербайджаном завершается процедура

внутригосударственного согласования с целью подписания договора. Евразийская

экономическая комиссия в рамках Евразийского экономического союза в настоящее

время тоже завершает все внутригосударственные согласования, также с

Бельгией, Люксембургом, Уругваем, Венгрией, Южной Кореей, Македонией,

Молдовой, Монголией, Португалией, Словенией, Таджикистаном, Турцией и Японией

ведутся переговоры, они все находятся на разной стадии. В принципе те страны,

переговоры с которыми близки к завершению, я назвал, в том числе это Венгрия.


ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Боева Наталья Дмитриевна.


БОЕВА Н. Д., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ".


Андрей Николаевич, скажите пожалуйста, 38 миллионов рублей - это Россия

заплатит болгарам, да? А сколько в Болгарии наших людей и какая там будет

сумма?


ПУДОВ А. Н. Наталья Дмитриевна, спасибо за вопрос. Однажды уже подобный

вопрос звучал на государственном уровне. Дело в том, что, когда мы с

Болгарией такие переговоры ведём, мы никогда друг другу не задаём вопрос о

том, сколько это стоит для каждой из сторон, в силу того что каждая из стран

выполняет те обязательства, которые берёт на себя. Я могу ответить только за

Российскую Федерацию, потому что обмена такими данными ни с одной из стран, с

которыми мы ведём переговоры в этой части, нет. Я так понимаю, вопрос больше

по эквивалентности. По количеству людей я могу сказать: болгарская сторона

выплачивает примерно 200 человекам свою часть пенсии; в Российской Федерации,

поскольку россиян, работавших в советский период, значительное количество,

выплаты осуществляются в отношении более чем 60 400 человек. И, как уже

сегодня было отмечено в докладе, ратификация этого протокола позволит

обеспечить назначение пенсии ещё 1350 гражданам Российской Федерации, которые

такое право приобретут в соответствии с протоколом. В настоящее время мы им

пенсию назначить не можем, поскольку для этого протокол необходимо

ратифицировать.


ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Бортко Владимир Владимирович.


БОРТКО В. В., фракция КПРФ.


Я полагаю, что доклады перед тем, как мы будем нажимать на кнопку, для того

ведутся, чтобы было понятно, за что мы голосуем, что мы собираемся делать. Я

сейчас понятия не имею, за что собираюсь голосовать. Кто на ком стоял? Кому

платить и за что? Почему? Неужели трудно объяснить простым русским языком,

что происходит?!


Итак, поехали болгары... наши поехали туда - им платить? Или болгары приехали

сюда? Я должен понимать, про что разговор. Понятия не имею, что это такое, и,

думаю, не один я. Можно объяснить внятно и понятно русским языком, за что мы

собираемся голосовать?


ПУДОВ А. Н. Спасибо за вопрос. Я коротко, постараюсь уложиться в две минуты.

В соответствии с данным протоколом Россия продолжит выплату российской пенсии

за стаж, который выработан гражданами Российской Федерации и гражданами

Болгарии на территории России и РСФСР. Болгарская сторона будет платить

гражданам Российской Федерации и гражданам Болгарии за стаж работы на

территории этой республики. Данным протоколом предусматривается возможность

оценивать... если граждане Российской Федерации и Болгарии, которые у нас

теперь постоянно проживают и достигли здесь пенсионного возраста, работали на

территории Болгарии, то можно будет болгарский стаж их работы оценивать

исходя из величины коэффициента единица за один год, что позволит нам

назначить им пенсию с учётом того, что теперь у нас есть требования по

индивидуальному пенсионному коэффициенту.


И ещё, как я уже сказал, это позволит им установить фиксированную выплату

исходя из такой пропорции, что каждая из стран платит. Смысл договора - в

пропорции: каждая из стран платит за свой кусочек стажа. Россия платит за

стаж работы на территории России и РСФСР, Болгария платит за стаж, который

был выработан на территории Болгарии. Таким образом, гражданам Болгарии и

России предоставляется возможность получать пенсию и болгарскую, и

российскую, причём каждая страна платит за стаж работы на её территории. В

этом вкратце суть и договора в целом, и внесения изменений, которые

предусмотрены протоколом.


ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Шперов Павел Валентинович.


ШПЕРОВ П. В., фракция ЛДПР.


Уважаемый Андрей Николаевич, граждане Российской Федерации, проживающие в

Республике Крым, сталкиваются с отказом иностранных государств в назначении

своей части пенсии за выработанный на их территории стаж только потому, что

целый ряд стран не признаёт Крым частью России. Частично у нас вопрос решён

на региональном уровне - там выплачивается компенсация лицам, не имеющим

возможности реализовать свои права на пенсионное обеспечение. И даже если

гражданин достиг пенсионного возраста по иностранному законодательству, то он

тоже не может претендовать на подобную выплату от государства. Как будет

решён данный вопрос в отношениях с Болгарией? Потому что, допустим, с

Эстонией этот вопрос мы не можем решить. Не будет ли нарушения прав крымчан?


ПУДОВ А. Н. Павел Валентинович, спасибо за вопрос. Он в настоящее время стал

действительно актуальным при проведении подобного рода переговоров. В

частности, когда мы сейчас предлагаем для обсуждения редакцию проекта

международного договора с той или иной страной (список я вам уже приводил),

мы каждый раз отдельно выставляем на обсуждение вопрос, связанный с тем, как

будет организована выплата гражданам Российской Федерации, проживающим на

территории Республики Крым. Если страна обозначает, что у неё есть по этому

поводу вопросы и что у неё будут с точки зрения организации выплаты

какие-либо сомнения или препятствия для осуществления выплат на территории

названных субъектов Российской Федерации, то мы этот вопрос выносим в

отдельную повестку и определяем специальный механизм. По Болгарии такого

изъятия нет, то есть пенсия крымчанам будет платиться так же, как всем

гражданам Российской Федерации, как и положено. Болгария этот вопрос в

отдельную повестку дня не вынесла, и, соответственно, пенсия будет стандартно

выплачиваться на счета через... Точнее, если уж конкретно, в деталях

говорить, выплата пенсий будет осуществляться на счета компетентного

учреждения, в данном случае Пенсионного фонда Российской Федерации, а уже

Пенсионный фонд России, получивший деньги от болгарского пенсионного фонда,

будет перечислять их на счета застрахованных лиц в любой субъект Российской

Федерации, подчёркиваю, в любой.


ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.


Есть ли желающие выступить по данному вопросу?


Включите режим записи на выступления.


Покажите список.


Нилов Олег Анатольевич, пожалуйста.


НИЛОВ О. А., фракция "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ".


Уважаемый Александр Дмитриевич, уважаемый Владимир Владимирович Бортко! Такая

цивилизованная форма, знаете... Мы зачастую действительно либо бежим, либо

стараемся бежать впереди европейских и многих других стран мира и делаем

красивые жесты. Я не против красивого жеста, когда гражданам, которые

работали на территории Советского Союза, на территории Российской Федерации,

будь то граждане Болгарии, будь то граждане России, а потом уехали в Болгарию

на постоянное жительство либо к детям туда переехали и живут там, в том

числе, возможно, получив гражданство... Естественно, им, как и гражданам

многих других стран - перечислялось с десяток стран, - Российская Федерация

начисляет пенсию в полном объёме в соответствии с их стажем и какими-то

дополнительными заслугами и перечисляет им на карточки. Возникает

справедливый вопрос: а получают ли эти граждане пенсию ещё и по месту

теперешнего своего пребывания, проживания, в той стране, гражданами которой

они являются? Скорее всего, получают. Таким образом, они получают две пенсии.

Например, граждане Израиля получают и израильскую пенсию, и российскую

пенсию.


И вот теперь вопрос: а справедливо ли это по отношению к гражданам Российской

Федерации, которые вышли на пенсию и продолжают работать? Получают ли они и

зарплату, и пенсию, и индексацию, как должно быть? Нет, не получают! Вот

почему мы всегда говорим при обсуждении этих вопросов: прежде всего думайте о

наших гражданах, посмотрите, могут ли они свести концы с концами, сравните

положение их и получателей двух или трёх пенсий за рубежом. Не принято

считать деньги в карманах чужих граждан, но в данном случае я приводил бы

такие справки. И, учитывая вот такую несправедливость, конечно, я в очередной

раз выражаю обиду от имени наших пенсионеров, которые получают гораздо

меньшие пенсии по сравнению с гражданами других стран. Вот этот момент, к

сожалению, ну, как-то так немножко... (Микрофон отключён.)


ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Добавьте время.


НИЛОВ О. А. ...надо голосовать!


ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.


Морозов Антон Юрьевич.


МОРОЗОВ А. Ю., фракция ЛДПР.


Уважаемый Александр Дмитриевич, уважаемые коллеги! Фракция ЛДПР не разделяет

приоритетов Министерства труда и социальной защиты в отношении формирования

повестки дня по защите интересов пенсионеров. Такая же позиция у нас была,

когда рассматривался аналогичный законопроект - о ратификации подобного

соглашения с Израилем.


Мы получаем очень много обращений от недовольных граждан - пенсионеров,

которые получают пенсии, не соответствующие прожиточному минимуму, не

соответствующие ценам на услуги ЖКХ и прочим расходам пенсионеров. Мы видим,

что работающим пенсионерам не индексируется пенсия, несмотря на то что

фракция ЛДПР регулярно ставит вопрос о несправедливости данного подхода. Мы

внесли законопроект о том, чтобы пенсионеры, осуществляющие опекунство и уход

за несовершеннолетними, воспитывающие несовершеннолетних, тоже имели право на

индексацию пенсии, но, к сожалению, правительство его отклонило, дало

отрицательное заключение на нашу инициативу.


В пенсионной системе Российской Федерации до сих пор много проблем, имеющих

отношение к нашим гражданам, которые живут на территории России, всю жизнь

здесь трудились и заработали право на достойную пенсию и почётную старость.

Поэтому, когда министерство отдаёт приоритет работе с гражданами России,

которые уехали на постоянное жительство за границу, или с гражданами

иностранных государств, работавшими на территории Российской Федерации, мы

считаем это неправильным. Мы предлагаем заморозить подобные инициативы до тех

пор, пока мы не обеспечим порядок в пенсионной системе на территории

Российской Федерации.


Данную ратификацию фракция ЛДПР не поддержит.


ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Бессараб Светлана Викторовна, пожалуйста.


БЕССАРАБ С. В., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ".


Уважаемый Александр Дмитриевич, уважаемые коллеги! Все обязательства

Российской Федерации по международным договорам в части социального

обеспечения абсолютно взаимны, отказ от обязательств абсолютно зеркален.

Поэтому, уважаемые коллеги, то, о чём говорили предыдущие выступавшие...

Естественно, граждане Российской Федерации, работавшие на территории

Российской Федерации либо РСФСР, подпадают под действие этого договора и

Протокола о внесении изменений в Договор между Российской Федерацией и

Республикой Болгарией о социальном обеспечении, который был подписан ещё 27

февраля 2009 года и, повторяю, 9 августа текущего года уже ратифицирован в

ходе процедуры, которая установлена в Республике Болгарии.


Уважаемые коллеги, повторю ещё раз, необходимость ратификации протокола в

основном возникла в результате внесения изменений в пенсионное

законодательство именно Российской Федерации - в результате появления такого

параметра пенсионной формулы, как индивидуальный пенсионный коэффициент.


Уважаемые коллеги, давайте просто посмотрим, о чём мы говорим, о каких

обязательствах. В результате ратификации протокола под действие договора

подпадёт ещё 1350 человек и средний размер страховой пенсии по старости с

учётом фиксированной выплаты к страховой пенсии на начало года составит в

2019 году 2361 рубль 35 копеек, всего затраты на 2019 год - 38 миллионов 253

тысячи рублей. Вот о чём мы говорим, коллеги. Это реализация страховых прав,

пенсионных прав в том числе граждан, которые работали в Российской Федерации.

И ещё раз повторю то, что уже сказал заместитель министра: расчёт страховой

пенсии будет производиться с учётом величины индивидуального пенсионного

коэффициента за стаж, приобретённый в период работы граждан на территории

России или РСФСР, и именно исходя из этого стажа будут идти потом расчёт

фиксированной выплаты к страховой пенсии, увеличение фиксированной выплаты и

увеличение повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии.


Таким образом, коллеги, одностороннее неисполнение обязательств приведёт

только к тому, что граждане Российской Федерации, переехавшие на постоянное

жительство в Болгарию, точно так же зеркально недополучат в части обеспечения

их пенсионных прав.


С учётом изложенного фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ" предлагает принять закон.


Спасибо за внимание.


ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.


Представитель президента будет выступать? Нет. Докладчик? Содокладчик? Нет.


Коллеги, ставится на голосование проект федерального закона "О ратификации

Протокола о внесении изменений в Договор между Российской Федерацией и

Республикой Болгарией о социальном обеспечении от 27 февраля 2009 года",

пункт 5 повестки дня.


Включите режим голосования.


Покажите результаты.


РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (13 час. 18 мин. 47 сек.)

Проголосовало за 358 чел.79,6 %

Проголосовало против 2 чел.0,4 %

Воздержалось 2 чел.0,4 %

Голосовало 362 чел.

Не голосовало 88 чел.19,6 %

Результат: принято


Принимается.