ФЗ № 768008-7

О ратификации Соглашения о взаимодействии государств - участников СНГ по обеспечению готовности на случай ядерной аварии или возникновения радиационной аварийной ситуации и взаимопомощи при ликвидации их последствий

Внесён: 2 августа 2019
Последнее событие: Опубликование закона, 15 ноября 2019
Последнее решение:
Инициаторы:

Стенограммы по законопроекту №768008-7

Заседание №249

24.10.2019

О проекте федерального закона № 768008-7 "О ратификации Соглашения о взаимодействии государств - участников СНГ по обеспечению готовности на случай ядерной аварии или возникновения радиационной аварийной ситуации и взаимопомощи при ликвидации их последствий".

Пункт 10, проект федерального закона "О ратификации Соглашения о

взаимодействии государств - участников СНГ по обеспечению готовности на

случай ядерной аварии или возникновения радиационной аварийной ситуации и

взаимопомощи при ликвидации их последствий". Доклад официального

представителя Правительства Российской Федерации заместителя генерального

директора - директора блока международной деятельности Государственной

корпорации по атомной энергии "Росатом" Николая Николаевича Спасского.


Пожалуйста.


СПАССКИЙ Н. Н., официальный представитель Правительства Российской Федерации,

заместитель генерального директора - директор блока международной

деятельности Государственной корпорации по атомной энергии "Росатом".


Уважаемый Александр Дмитриевич, уважаемые депутаты! Соглашение о

взаимодействии государств - участников СНГ по обеспечению готовности на

случай ядерной аварии или возникновения радиационной аварийной ситуации

является нужным и полезным для российской атомной отрасли. В настоящее время

единой системы аварийного реагирования на пространстве СНГ не существует,

между тем масштабы сотрудничества в области использования атомной энергии в

мирных целях постоянно расширяются: мы сооружаем новые атомные энергетические

блоки или осуществляем подготовку к сооружению таких объектов в Белоруссии и

в Узбекистане, продлеваем срок эксплуатации действующего энергоблока в

Армении, поставляем ядерное топливо, работаем в области ядерного топливного

цикла, сотрудничаем по научной линии - так что реальная потребность в такой

системе имеется. Международной практикой предусмотрено создание региональных

механизмов. Кроме того, и, наверное, это самое главное, такие многосторонние

соглашения существенно подкрепляют ту работу, которую мы ведём с конкретными

странами Содружества на двусторонней основе, причём на базе русского языка и

наших отечественных норм и стандартов.


Очень коротко доложу о содержании соглашения. В нём подробно прописан

алгоритм действий на случай ядерной аварии или радиационной аварийной

ситуации, а именно: предусмотрена разработка унифицированного формата

оповещения, определён конкретный механизм оказания помощи путём направления

специализированных групп, предусмотрен их приоритетный въезд и

беспрепятственный транзит, а также гармонизация соответствующего

законодательства. Особо подчеркну, уважаемые депутаты, что данное соглашение

заключено в залоге, что оно никогда не должно быть востребовано, но именно

для того, чтобы оно не было востребовано, все предусмотренные соглашением

мероприятия должны быть тщательным образом отработаны.


Соглашение подлежит ратификации, поскольку оно содержит иные правила, чем

предусмотренные статьёй 447 Уголовно-процессуального кодекса Российской

Федерации, - в соответствии с международной практикой соглашением

предусматривается предоставление иммунитетов аварийно-спасательным

формированиям. Выполнение обязательств в рамках соглашения не повлечёт

дополнительных расходов из бюджета Российской Федерации.


Просил бы поддержать.


Спасибо большое.


ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.


Содоклад Виктора Петровича Водолацкого.


ВОДОЛАЦКИЙ В. П., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ".


Уважаемый Александр Дмитриевич, уважаемые коллеги! Настоящим соглашением

дополнится перечень национальных нормативных правовых актов по обеспечению

безопасности объектов использования атомной энергии. Соглашением

предусматривается определение в каждой из участвующих сторон уполномоченного

органа, что повысит оперативность и слаженность взаимодействия, которые

являются критически важными в чрезвычайных ситуациях.


Принятие законопроекта не потребует дополнительных бюджетных ассигнований

федерального бюджета и не повлечёт признания утратившими силу,

приостановления, изменения или принятия иных федеральных законов.


Соглашение подписано семью государствами - участниками СНГ: Арменией,

Белоруссией, Казахстаном, Киргизией, Россией, Таджикистаном, Узбекистаном. На

сегодняшний день только белорусская и узбекистанская стороны уведомили

депозитарий о завершении внутригосударственных процедур, необходимых для

вступления соглашения в силу.


В комитете проведена необходимая экспертная работа. В подборке

соответствующих материалов имеются положительные заключения Правового

управления Аппарата Государственной Думы и комитета-соисполнителя - Комитета

Государственной Думы по энергетике.


Положения проекта федерального закона о ратификации соглашения соответствуют

положениям Договора о Евразийском экономическом союзе, а также положениям

иных международных договоров Российской Федерации.


С учётом изложенного комитет рекомендует Государственной Думе ратифицировать

Соглашение о взаимодействии государств - участников СНГ по обеспечению

готовности на случай ядерной аварии или возникновения радиационной аварийной

ситуации и взаимопомощи при ликвидации их последствий. Прошу поддержать.


Спасибо за внимание.


ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.


Есть ли вопросы? Есть.


Включите режим записи на вопросы.


Покажите список.


Онищенко Геннадий Григорьевич, пожалуйста.


ОНИЩЕНКО Г. Г., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ".


Глубокоуважаемый Николай Николаевич, поскольку наше национальное

законодательство уже устарело и по его регламентным срокам действия и по

сути, означает ли это, что наше законодательство будет отставать от

международного (поскольку мы не гармонизировали своё национальное

законодательство с международным, я имею в виду НРБ, ОСПОРБ), соответственно,

и законодательство всех остальных республик, поскольку они идут у нас в

фарватере, как ведомые? Не означает ли это, что мы на большом пространстве

планеты заключаем договоры, призванные обеспечивать безопасность, которые

устарели и по сути, и по срокам?


СПАССКИЙ Н. Н. Геннадий Григорьевич, большое спасибо за вопрос. Коротко

доложу. Соглашение содержит нормы, по сути, двух типов: есть императивные

нормы, которыми чётко прописываются действия, - это прежде всего касается

направления аварийно-спасательных формирований, форматов оповещения,

иммунитетов для этих формирований; есть нормы, к которым, скорее всего, как

раз и относится ваш вопрос, предполагающие направления действий. В

соглашении, в частности, прописано, что стороны будут содействовать

гармонизации национальных законодательств, конечно, мы этим будем заниматься,

естественно, в первую очередь на базе российского законодательства.


И наконец, если можно, очень коротко, ещё одна ремарка. С одной конкретной

страной Содружества - с Белоруссией мы эту работу сейчас переводим на

принципиально иную основу: одна из "дорожных карт", которые сейчас

разрабатываются, будет по ядерной энергетике, и там один раздел целиком

посвящён аварийному реагированию, в этом разделе конкретно прописаны те

нормативные правовые акты, которые будут подлежать унификации.


ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.


Коллеги, есть ли желающие выступить по данному вопросу? Нет.


Ставится на голосование проект федерального закона "О ратификации Соглашения

о взаимодействии государств - участников СНГ по обеспечению готовности на

случай ядерной аварии или возникновения радиационной аварийной ситуации и

взаимопомощи при ликвидации их последствий", пункт 10.


Включите режим голосования.


Покажите результаты.


РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (13 час. 28 мин. 24 сек.)

Проголосовало за 389 чел.86,4 %

Проголосовало против 0 чел.0,0 %

Воздержалось 0 чел.0,0 %

Голосовало 389 чел.

Не голосовало 61 чел.13,6 %

Результат: принято


Принимается единогласно.