ФЗ № 759960-7

О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части особенностей распространения общероссийских обязательных общедоступных телеканалов, а также телеканалов, получивших право на осуществление эфирного цифрового наземного вещания с использованием позиций в мультиплексах на всей территории Российской Федерации, в информационно-телекоммуникационной сети, в том числе сети "Интернет"

Внесён: 23 июля 2019
Последнее событие: Рассмотрение законопроекта в первом чтении, 12 ноября 2019
Последнее решение: представить поправки к законопроекту ; принять законопроект в первом чтении
Инициаторы:
Белеков Иван Итулович , Березуцкий Юрий Николаевич , Боева Наталья Дмитриевна , Боженов Сергей Андреевич , Бондаренко Елена Вениаминовна , Бондарь Оксана Андреевна , Боярский Сергей Михайлович , Валуев Николай Сергеевич , Водолацкий Виктор Петрович , Выборный Анатолий Борисович , Гаджиев Магомед Тажудинович , Гаджиев Мурад Станиславович , Гетта Антон Александрович , Говорин Николай Васильевич , Гусева Ирина Михайловна , Догаев Ахмед Шамханович , Зобнев Виктор Викторович , Козловский Александр Николаевич , Кудрявцев Максим Георгиевич , Ламейкин Дмитрий Викторович , Левин Леонид Леонидович , Маграмов Абдулмажид Варисович , Максимов Александр Александрович , Малов Николай Владимирович , Марьяш Ирина Евгеньевна , Петров Анатолий Ильич , Поляков Александр Алексеевич , Ревенко Евгений Васильевич , Сайтиев Бувайсар Хамидович , Сафаралиев Гаджимет Керимович , Скруг Валерий Степанович , Суббот Валентин Владимирович , Тимофеева Ольга Викторовна , Туров Артём Викторович , Федяев Павел Михайлович , Харсиев Алихан Анатольевич , Чижов Сергей Викторович , Чиндяскин Сергей Викторович , Ющенко Александр Андреевич

Стенограммы по законопроекту №759960-7

Заседание №253

12.11.2019

О проекте федерального закона № 759960-7 "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части особенностей распространения общероссийских обязательных общедоступных телеканалов, а также телеканалов, получивших право на осуществление эфирного цифрового наземного вещания с использованием позиций в мультиплексах на всей территории Российской Федерации, в информационно-телекоммуникационной сети, в том числе сети "Интернет".

Переходим к законопроектам первого чтения. 13-й вопрос, о проекте

федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты

Российской Федерации в части особенностей распространения общероссийских

обязательных общедоступных телеканалов, а также телеканалов, получивших право

на осуществление эфирного цифрового наземного вещания с использованием

позиций в мультиплексах на всей территории Российской Федерации, в

информационно-телекоммуникационной сети, в том числе сети "Интернет".

Докладывает Леонид Леонидович Левин.


ЛЕВИН Л. Л., председатель Комитета Государственной Думы по информационной

политике, информационным технологиям и связи, фракция "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ".


Уважаемый Иван Иванович, уважаемые коллеги! Суть законопроекта - предлагается

внести изменения в Закон Российской Федерации "О средствах массовой

информации", в федеральные законы "О связи", "Об информации...".


Рассматриваемые изменения устанавливают обязанность вещателей телеканалов

первого и второго мультиплексов распространять телеканалы в сети Интернет на

основании договора с уполномоченной Роскомнадзором организацией, на сайте в

сети Интернет, принадлежащем такой уполномоченной организации. Кроме того, на

владельцев информационных ресурсов, которые планируют распространять

телеканалы первого и второго мультиплексов в сети Интернет, возлагается

обязанность заключить договор с вещателем соответствующего телеканала и

договор с уполномоченной организацией, предусматривающий использование

программного обеспечения уполномоченной организации, а также обязанность

распространять данные телеканалы в неизменном виде, определённом вещателями.

Законопроектом устанавливаются следующие требования к уполномоченной

организации: она должна иметь договоры с вещателями (не менее двух третей

телеканалов первого и второго мультиплексов), ей должно принадлежать право

использования программного обеспечения в объёме, необходимом для реализации

её полномочий, и она должна соблюдать ограничения по участию и контролю со

стороны иностранного капитала. Также законопроект предусматривает ограничение

доступа к информационному ресурсу на основании решения суда в случае

нарушения владельцем информационного ресурса условий распространения

телеканалов первого и второго мультиплексов.


Теперь, собственно, почему такое регулирование стало необходимым. Государство

обеспечивает каждому гражданину право на доступ к 20 каналам федеральных

мультиплексов в виде цифрового эфира, кабельного или спутникового вещания

там, где эфир по каким-либо причинам недоступен, - это тот минимум

качественного современного медийного содержания, который мы обязались

предоставлять на основе президентских решений и целого ряда принятых законов.

В то же время нельзя забывать о том, что точно такой же средой

распространения является сеть Интернет, в которой качественный телевизионный

контент тоже востребован. По экспертным оценкам, рынок легального сетевого

телевидения вырос в этом году на 30 процентов, и это самый большой рост во

всём сегменте телекоммуникаций. После ряда громких случаев обнаружения в

Интернете в содержании мультиплексов незаконной рекламы - а доходило,

коллеги, и до того, что в детские передачи врезалась незаконная реклама

противозачаточных средств, - произвольного изменения контента и прямого

нарушения авторских прав федеральных каналов перед государством встал вопрос

о необходимости обеспечить соблюдение действующего законодательства и в то же

время право каждого гражданина на свободный и качественный доступ к 20

каналам в Интернете точно так же, как и во всех других средах

распространения. Большинство каналов, входящих в федеральные мультиплексы,

поддержали представленное вам решение и, собственно, были его инициаторами.


Однако со стороны отрасли в целом, а также от ряда федеральных органов

исполнительной власти поступили важные замечания, которые мы планируем учесть

в случае принятия законопроекта сегодня в первом чтении и внесём их как

корректировки ко второму чтению. В первую очередь это высказанное Федеральной

антимонопольной службой мнение о том, что надо исключить любой намёк на

монополизацию рынка, соответственно, надо будет чётко прописать, что

уполномоченных организаций должно быть более одной. Исходя из этого также

целесообразно изменить требования к количеству выразивших согласие на участие

в такой организации с двух третей общего числа каналов мультиплекса на одну

треть. Также крайне важно оговорить право каждого мультиплекса, каждого

канала мультиплекса на самостоятельное вещание в Интернете. Мы находимся в

постоянном диалоге с индустрией, уже провели ряд совещаний по этому вопросу и

рассчитываем создать регулирование, которое будет обеспечивать интересы

российского общества в целом.


Коллеги, законопроект направлен на обеспечение прав граждан, на доступ к

качественному вещанию в сети Интернет. Просим поддержать.


Спасибо за внимание.


ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Леонид Леонидович.


С содокладом выступает Сергей Михайлович Боярский.


БОЯРСКИЙ С. М., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ".


Уважаемый Иван Иванович, уважаемые коллеги! Леонид Леонидович очень подробно

изложил суть предлагаемых изменений, мне остаётся добавить лишь следующее.

Комитет, естественно, внимательно рассмотрел эту инициативу, и в целом,

концептуально мы предлагаем принять её в первом чтении, за исключением ровно

тех моментов, о которых только что сказал Леонид Леонидович и которые мы ко

второму чтению обязуемся, в случае если вы нас поддержите, изменить.


В изначальной конструкции предполагалось наделить одну уполномоченную

организацию правом аккумулировать сигнал двух мультиплексов в сети Интернет.

Мы соглашаемся с критикой, что это может повредить конкуренции, поэтому ко

второму чтению планируем создать конструкцию, в которой будет более одной

уполномоченной организации. Набор телеканалов может быть разный: кто-то

захочет, может быть, остановиться только на развлекательных, кто-то - только

на музыкальных, кто-то предложит своему зрителю весь пакет из 20 телеканалов,

что мы, конечно же, приветствуем. Ну и соответственно, будет снижен порог:

сейчас прописано, что должны быть заключены договоры с двумя третями

вещателей, а будет - с одной третью, а также, конечно, нужно гарантировать

вещателям возможность продолжения свободного вещания на своих площадках. Это

очень, на мой взгляд, понятная для людей конструкция, очень многие смотрят не

только телеканалы двух мультиплексов, но и другие телеканалы именно через

сеть Интернет.


На наш взгляд, принятие предлагаемых изменений позволит обеспечить

информационное равенство на территории Российской Федерации: оно уже

обеспечивается путём перехода на цифровое вещание 20 наших обязательных

общедоступных телеканалов, и вот теперь мы по аналогии с принятыми нами

изменениями хотим перевести это на сеть Интернет.


Комитет предлагает всем вам, уважаемые коллеги, поддержать этот законопроект

в первом чтении с учётом ряда корректировок, которые можно произвести при

подготовке ко второму чтению.


Спасибо за внимание.


ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Сергей Михайлович.


Коллеги, будут ли вопросы? Есть вопросы.


Включите режим записи на вопросы.


Покажите список.


Пиляев Иван Сергеевич.


ПИЛЯЕВ И. С., фракция ЛДПР.


У меня вопрос к Леониду Леонидовичу.


В пояснительной записке сказано, что за вещателями сохранится право

определять условия распространения телеканалов, включая размер лицензионных

платежей, на основании договора. Если следовать логике рынка, то плата за

использование данных ресурсов может лечь на наших граждан. Скажите,

пожалуйста, так ли это? Не будут ли наши граждане лишены возможности

бесплатно смотреть данные телеканалы в сети Интернет?


ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Депутату Левину включите микрофон.


ЛЕВИН Л. Л. Спасибо, Иван Сергеевич, за важный вопрос. Действительно, эта

тема обсуждалась. Мы считаем крайне важным, чтобы доступ к 20 телеканалам

мультиплексов был бесплатным для граждан, и это будет ещё в одной поправке,

которая будет подготовлена ко второму чтению, для того чтобы исключить

возможность искусственной монетизации доступа граждан к 20 телеканалам

мультиплексов. Обязательным условием станет предоставление гражданам именно

бесплатно эфира телеканалов мультиплексов.


ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.


Боева Наталья Дмитриевна.


БОЕВА Н. Д., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ".


У меня также вопрос к Леониду Леонидовичу.


Хороший законопроект, но Интернет есть не во всех сельских населённых

пунктах. Получается, что люди знают обо всём, что происходит в стране, но не

знают, что делается в районе, в городе, где они проживают. До 2018 года

насчитывалось 1200 местных телеканалов, а с приходом цифровых технологий они

оказались на задворках. Только в моём избирательном округе, включающем в себя

десять районов Краснодарского края, пять телекомпаний. Как вы считаете, можно

ли в рамках этого законопроекта дать возможность районным и городским

операторам связи организовать локальные мультиплексы наземного цифрового

телевидения, а также принять региональные программы развития цифрового

наземного телевизионного... (Микрофон отключён.)


ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Добавьте время.


БОЕВА Н. Д. Спасибо.


...предусматривающие поддержку региональных электронных СМИ?


ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Депутату Левину включите микрофон.


ЛЕВИН Л. Л. Большое спасибо, Наталья Дмитриевна, за ваш вопрос. Я хотел бы

напомнить, что программа перехода на цифровое вещание готовилась несколько

лет и за последний год она успешно реализована, о чём, собственно, и сказал

председатель правительства Дмитрий Анатольевич Медведев, подводя итоги

перехода на цифровое вещание двух мультиплексов.


Что касается шагов, которые делаются для поддержки региональных каналов,

хотел бы напомнить, что Государственная Дума приняла закон о 21-й кнопке,

который позволил всем телеканалам войти в кабель на 21-й кнопке в

обязательном порядке. Совсем недавно, в рамках весенней сессии, мы приняли

ещё один закон для поддержки муниципальных телеканалов - так называемый закон

о 22-й кнопке. Кроме того, правительством было принято решение о возможности

вещания телеканалов на площадке "Общественного телевидения России", где

теперь также ежедневно выделяется пять часов для региональных телеканалов.


Конечно, остаются телеканалы, которые, может быть, полностью не удовлетворены

такими решениями и хотели бы иметь возможность самостоятельного вещания,

поэтому сейчас прорабатывается вопрос о третьем мультиплексе, но для этого

нужно провести полный аудит всех частот, чтобы эти частоты могли эффективно

использоваться равномерно по всей территории России. В некоторых местах ими

до сих пор пользуются, например, правоохранительные органы, военные

организации. Такой аудит сегодня правительством проводится.


Что касается вещания в Интернете, это право любой телекомпании - вещать

самостоятельно в Интернете. Будет ли возможность взаимодействовать с

уполномоченной организацией у региональных телеканалов? Я думаю, будет

безусловно.


ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.


Куринный Алексей Владимирович.


КУРИННЫЙ А. В., фракция КПРФ.


Леонид Леонидович, всё-таки для чего нужен вот этот уполномоченный посредник,

для чего это вводить? Есть каналы, каждый из которых транслирует свой

контент, может заключать договоры в сети Интернет на трансляцию его контента,

наказывать, если там будут какие-то рекламные вставки неправильные - не в то

время, не в то место, - если что-то будет использоваться без разрешения. Для

чего вот этот посредник, для чего ещё одно звено, которое фактически,

пропишем ли мы договоры с одной третью вещателей или с двумя, так или иначе

будет монополизировать эту сферу, что будет приводить к дополнительным

затратам?


ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Депутату Левину включите микрофон.


ЛЕВИН Л. Л. Спасибо за вопрос, Алексей Владимирович. Речи о монополизации

сферы, ещё раз скажу, нет, и, собственно, для того, чтобы исключить дискуссию

на эту тему, мы вносим поправку, о которой говорил я, о которой говорил

Сергей Михайлович, о возможности создания не одной организации, а нескольких.

Мы всего лишь говорим о дополнительной защите тех информационных ресурсов,

которые государство сегодня активно поддерживает и развивает, это как раз

первый и второй мультиплексы. Люди получают оттуда достаточно серьёзную и

важную информацию. Мы должны защитить эту информацию от незаконных врезок. К

сожалению, речь идёт не только о рекламе. Как показывает практика, речь идёт

ещё и о появлении в Интернете отдельных передач, которые пытаются вставлять,

через трансляции в Интернете пытаются размещать на площадках центральных

телеканалов собственные телепрограммы, что, безусловно, тоже незаконно.

Уполномоченная организация будет более качественно мониторить события,

происходящие вокруг этих 20 каналов мультиплекса, делать это максимально

эффективно. И мы надеемся, что в том числе законы-спутники помогут защитить

ещё и со стороны Роскомнадзора от подобного рода врезок. Стрим - а это,

собственно, прямые эфиры - такая вещь, где есть необходимость максимально

оперативного реагирования на подобного рода противоправные действия в

Интернете.


ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.


Свинцов Андрей Николаевич.


СВИНЦОВ А. Н., фракция ЛДПР.


Уважаемый Леонид Леонидович, одним из тезисов, который вы привели, одной из

целей, для чего принимается этот закон, является как раз обеспечение

неизменности сигнала, который передаётся, предположим, "Первым каналом" или

"Россией" и уже появляется в телевизоре пользователя. Скажите, пожалуйста,

каким образом всё-таки будет регулироваться неизменность содержания этого

контента? Сейчас, например, "Первый канал" вещает в разных средах - через

спутник, через кабель, в Интернете, операторы кабельные, IP-ТV берут этот

сигнал, трансформируют его как угодно и передают нашим пользователям уже по

телевизору. Этого, кроме конкретного пользователя, никто не увидит, и

совершенно никакой разницы нет в том, где взят этот сигнал: напрямую у

"Первого канала" или у этого будущего единого оператора. Вот этот мотив, на

наш взгляд, слегка странно выглядит.


ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Депутату Левину включите микрофон.


ЛЕВИН Л. Л. Спасибо за вопрос, Андрей Николаевич. Ключевые слова в вашем

выступлении - "как угодно". Вот как раз для того, чтобы организации, которые

берут телесигнал из Интернета и используют его как угодно, не злоупотребляли

этим и действовали в рамках гражданско-правовых отношений, которые у них есть

с уполномоченной организацией, для того, чтобы исключить это "как угодно",

как раз и создан законопроект, который мы сегодня рассматриваем.


ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.


Альшевских Андрей Геннадьевич.


АЛЬШЕВСКИХ А. Г., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ".


Леонид Леонидович, как сказано в законопроекте, по отношению к деятельности

организации не применяются ограничения антимонопольного законодательства. По

факту благодаря этой ситуации другим участникам рынка могут быть навязаны

невыгодные договорные или экономические условия. Насколько корректны, на ваш

взгляд, подобные приоритеты и будет ли данный вопрос рассмотрен при

подготовке ко второму чтению?


ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Депутату Левину включите микрофон.


ЛЕВИН Л. Л. Андрей Геннадьевич, спасибо за вопрос. Мы, собственно, этому

посвятили часть своих выступлений: именно для того, чтобы таких

злоупотреблений не было, будет создана не одна, а несколько организаций.


А что касается прав пользователей, мы пропишем отдельно ко второму чтению,

как я уже говорил, бесплатность предоставляемых услуг для граждан в рамках

обеспечения доступа к эфиру первого и второго мультиплексов.


ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.


Тумусов Федот Семёнович.


ТУМУСОВ Ф. С., фракция "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ".


Уважаемый Леонид Леонидович, вы прекрасно знаете проблему региональных теле-

и радиокомпаний. Сохранение региональных теле- и радиокомпаний - это

сохранение культурного многообразия нашей Российской Федерации, сохранение

языков народов, населяющих Российскую Федерацию, но тем не менее они не вошли

в федеральные мультиплексы, и, конечно, они ищут возможность вещания через

Интернет. Не будет ли данный законопроект ещё одним препятствием для

распространения, для работы региональных теле- и радиокомпаний, как и

лицензирование? Не будет ли так, что вот, мол, вы должны через этот канал и

никак больше или вообще не будете вещать? Не будет ли такого?


ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Леониду Леонидовичу Левину включите микрофон.


ЛЕВИН Л. Л. Спасибо за вопрос, Федот Семёнович. Важный вопрос, потому что,

если этот вопрос возникает, значит, риск такой трактовки существует, и мы

должны его исключить. Ни в коем случае, Федот Семёнович, законопроект,

который мы сегодня рассматриваем, не направлен на ограничение деятельности

региональных или муниципальных телеканалов. Он направлен только на защиту

онлайн-вещания, прямого вещания, или, как профессионалы говорят,

стрим-вещания, телеканалов первого и второго мультиплексов. Что касается

региональных и муниципальных телеканалов, они могут вещать абсолютно

самостоятельно, независимо в онлайн-среде, как считают нужным. Но будет ли

возможность в дальнейшем наладить сотрудничество уполномоченных организаций с

региональными и муниципальными каналами, если последние захотят сотрудничать

с этими организациями? Я думаю, безусловно да.


ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.


Деньгин Вадим Евгеньевич, пожалуйста.


ДЕНЬГИН В. Е., фракция ЛДПР.


Спасибо, Иван Иванович.


Леонид Леонидович, как раз по будущей поправке, о том, что будет не одна, а

несколько уполномоченных организаций: будут ли среди них хотя бы одна-две

государственные?


ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Депутату Левину включите микрофон.


ЛЕВИН Л. Л. Не очень понимаю, Вадим Евгеньевич, что вы имеете в виду под

государственными. Если вы имеете в виду, будут ли поправки правительства, то

хотел бы обратить ваше внимание, что наш законопроект поддержан

Правительством Российской Федерации. Мы, готовя поправки, - и вы, как член

нашего комитета, это знаете - всегда активно работаем и с министерством

цифрового развития, и со всеми профильными ведомствами, и с Федеральной

антимонопольной службой, которая тоже имеет непосредственное отношение к

данному законопроекту, и планируем продолжить эту работу при подготовке

поправок ко второму чтению, чтобы учесть и интересы государства, и интересы

отрасли, и, самое главное, конечно же, интересы наших граждан.


ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Леонид Леонидович.


Коллеги, будут ли желающие выступить? Будут.


Включите режим записи на выступления.


Покажите список.


Ревенко Евгений Васильевич, пожалуйста.


Выступление от фракции "ЕДИНАЯ РОССИЯ".


РЕВЕНКО Е. В., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ".


Добрый день, уважаемый Иван Иванович, уважаемые коллеги! Ключевой вопрос при

рассмотрении данного законопроекта заключается вот в чём. Сегодня нам важно

осознать и зафиксировать, что структура потребления информации в современном

обществе резко изменилась. Главными средствами получения информации сегодня

стали гаджеты и компьютеры, а телевизоры как приборы на самом деле уходят на

второй план. Интернет - это теперь основной способ получения информации и

доставки до потребителя почти любого (внимание, подчёркиваю: почти любого)

интеллектуального продукта. В нашей стране Интернетом на постоянной основе в

настоящее время пользуются 95 миллионов человек, это две трети населения, и

дальше эта цифра будет расти. И до сих пор, уважаемые коллеги, этот самый

Интернет, вот это всё большое пространство, по части соблюдения авторских

прав представляет собой гуляйполе. Повсеместно и крупные корпорации, и малые

производители сталкиваются с прямым банальным воровством интеллектуальной

собственности. При этом все мы понимаем, что интернет-пространство - это

сфера, которая довольно трудно поддаётся регулированию, но, поскольку

Интернет стал неотъемлемой частью нашей жизни, наводить порядок в этой сфере,

конечно же, необходимо, просто нужно.


Представленный законопроект - это крайне важная, нужная, может быть, даже

где-то чуть-чуть запоздалая мера, которая призвана защитить производителей

интеллектуальной продукции, нашей отечественной продукции, уважаемые

товарищи, от пиратства: очевидно, что имеющихся механизмов ныне явно

недостаточно. Недопустимо, когда в федеральный общедоступный контент

вторгаются третьи лица, допускают изъятие, меняют сетку, без согласования с

правообладателями транслируют их продукцию и размещают стороннюю рекламу, как

уже было об этом сказано, по сути, паразитируют на продукции, созданной

телевизионной отраслью. Леонид Левин уже довольно подробно рассказал о сути

законопроекта, который призван сформировать у нас единую, надёжную и понятную

всем систему трансляции федеральных телеканалов в Интернете через

уполномоченную организацию, по сути единую платформу, через которую

интернет-площадки смогут на законных основаниях дальше распространять в Сети

телеконтент. Речь идёт, напомню, о пакете из 20 общедоступных федеральных

телеканалов, и речь идёт (здесь вопросы задавались) об эффективности

контроля.


Поскольку Интернет - это, повторю, труднорегулируемая сфера, нет ничего

удивительного в том, что по законопроекту появилось достаточно много

замечаний и возражений. Например, о них ещё на прошлой неделе (мы обсуждали

это на заседании комитета) сообщал в своём письме на имя председателя

правительства Дмитрия Анатольевича Медведева президент РСПП Александр Шохин -

перечислю тезисы, касающиеся опасений. Первый: никто никогда не жаловался и

не поднимал вопрос о нарушении авторских прав в Сети. Но это, мягко говоря,

не так, мы знаем о позиции крупнейших телевещателей, которые уже давно бьют

тревогу и поддерживают данный законопроект. Ещё один тезис: система и так

саморегулируется, и это один из ключевых тезисов тех, кто оппонирует по

данному законопроекту. Но - я прошу прощения - саморегулируется кем и для

кого? Для тех, кто годами паразитирует в этом самом Интернете на чужом

интеллектуальном продукте? Так быть не должно. Есть сомнения,

обеспокоенность, что кто-то монополизирует распространение программ

общедоступных телеканалов, об этом мы с вами только что говорили. И здесь,

конечно же, необходимо будет внести ко второму чтению необходимые поправки,

на заседании комитета мы также об этом говорили. Но самое главное, уважаемые

коллеги, что все замечания, которые звучали при обсуждении данной инициативы,

не ставят под сомнение саму суть законопроекта: с воровством интеллектуальной

собственности в Интернете необходимо бороться. И наша с вами задача -

сформировать общие правила для вот этой серьёзной работы, при этом важно

учесть и позиции всех крупных игроков этого рынка, и, конечно же, интересы

пользователей и наши интересы.


Уважаемые коллеги, с учётом положительного отзыва Правительства Российской

Федерации, позиции профильного комитета, прозвучавших здесь аргументов, в том

числе и во время обсуждения, фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ" призывает вас поддержать

данный законопроект в первом чтении и проголосовать за.


Благодарю за внимание.


ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Евгений Васильевич.


Свинцов Андрей Николаевич, пожалуйста. Андрей Николаевич, от фракции?


Три минуты поставьте, пожалуйста.


СВИНЦОВ А. Н. Уважаемые коллеги, ЛДПР всегда выступает за свободный рынок, за

демократию, и любая монополия, на наш взгляд, приводит к деградации. Авторы

законопроекта уже сказали, что они в перспективе, ко второму чтению, дополнят

законопроект и вместо одной уполномоченную компании будет несколько. Нам

хотелось бы, чтобы (и это в том числе то, о чём Вадим Евгеньевич вопрос

задал, а Леонид Леонидович, видимо, его неправильно понял) обязательно была

государственная компания в числе этих компаний, "РТРС" или какая-то иная

компания, которая будет обеспечивать свободный доступ, желательно бесплатный

доступ, ну, с этим у нас всегда проблемы - с бесплатным... Нам хотелось бы,

чтобы была целая плеяда коммерческих компаний, которые на рыночных условиях

могли бы предоставлять этот сигнал, и, чтобы среди них обязательно была

государственная компания ("Ростелеком" или "РТРС" - кто угодно), которая

также должна иметь возможность этот сигнал предоставлять.


У нас в стране десятки, сотни небольших компаний, в основном региональных,

которые имеют в своём, так сказать, пакете 1 тысячу, 2 тысячи, 5 тысяч

абонентов, и они предоставляют телевидение, так называемое IP-TV, то есть

телевидение через Интернет. Они не имеют возможности для таких, как

говорится, серьёзных затрат, и если для них вот этот доступ к бесплатным и

обязательным телеканалам будет стоить дорого, то они вынуждены будут эту

услугу свернуть, а это означает, что на их место придут крупные игроки -

"МТС", "Ростелеком", ряд других компаний, то есть это снова приведёт к

сужению рынка предоставления услуг IP-TV и снова к монополизации где-то в

отдельных уголках нашей страны этой услуги. Главное, о чём беспокоится

фракция ЛДПР, - нужно, чтобы была нормальная рыночная среда, чтобы это не

превращалось опять в какие-то подковёрные, кулуарные интриги, мол, вам я дам

сигнал, а вам я не дам. Мы помним, такие случаи были, и очень часто.

Например, кабельная сеть находится внутри канализационных коллекторов, и

некоторые компании кому-то дают разрешение на прокладку оптико-волоконных

сетей как раз для вещания и телевидения, в том числе двух обязательных

мультиплексов, а кому-то не дают. Такая же история и с внутридомовым

имуществом: там есть шахты, в которых проходят коммуникации, в том числе

проводят Интернет внутри домов, там тоже управляющие компании определённым

образом мешают развитию этих абсолютно рыночных инструментов.


Фракция ЛДПР в первом чтении воздержится от голосования, мы надеемся, что ко

второму чтению в комитете мы детально всё проработаем и вместе выработаем

такой законопроект, который действительно обеспечит безопасность и

неизменность сигнала, но никоим образом не затронет интересы наших малых

компаний в небольших населённых пунктах.


Спасибо за внимание.


ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Андрей Николаевич.


Леонид Леонидович, будете выступать с заключительным словом?


Депутату Левину включите микрофон, пожалуйста.


ЛЕВИН Л. Л. Спасибо большое, коллеги, за конструктивную дискуссию. Очень

важно, что все, даже те, кто критикует законопроект, понимают необходимость

его принятия. Два комментария по выступлениям.


Первое. Хотел бы обратить внимание, что "РТРС" - собственно, та организация,

которая у нас отвечала за создание и проведение первого и второго

мультиплексов по всей стране, и мы сегодня говорили о завершённом переходе на

цифру - уже заявила, комментируя свою позицию по данному законопроекту, что

готова участвовать, в том числе рассматривает возможность быть одной из

организаций по обеспечению такого вещания.


И второе. Обеспокоенность тем, что возможности этих организаций приведут к

тому, что они будут злоупотреблять своим правом и ограничивать возможности

доступа для небольших региональных интернет-операторов в части предоставления

сигнала первого и второго мультиплексов, на мой взгляд, беспочвенна, но мы

слышим наших коллег и, конечно же, будем учитывать это при доработке

законопроекта. Интересы государства заключаются в предоставлении

максимального вещания в Интернете для всех наших граждан, однако не только в

предоставлении, но и в обеспечении неизменности этого вещания - вот как раз

на это данный законопроект и направлен.


ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Леонид Леонидович.


Заключительное слово содокладчика, Сергея Михайловича Боярского.


Пожалуйста.


БОЯРСКИЙ С. М. Уважаемые коллеги, спасибо большое за обсуждение. Я хотел бы

напомнить, что абсолютное большинство вещателей, которые представляют первый

и второй мультиплексы, поддерживают принятие этого законопроекта, равно как и

Правительство Российской Федерации, поэтому я очень прошу вас проголосовать

за него в первом чтении. Мы обязательно учтём ваши замечания при работе над

вторым чтением (в случае принятия).


ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Сергей Михайлович.


Коллеги, обсуждение завершено - ставлю законопроект на голосование.


Включите режим голосования.


Покажите результаты.


РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (14 час. 15 мин. 29 сек.)

Проголосовало за 332 чел.73,8 %

Проголосовало против 0 чел.0,0 %

Воздержалось 3 чел.0,7 %

Голосовало 335 чел.

Не голосовало 115 чел.25,6 %

Результат: принято


Принимается в первом чтении.