ФЗ № 757089-7

О внесении изменений в Федеральный закон "О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию"

об установлении возможности временного ограничения права военнослужащих органов безопасности на выезд из Российской Федерации до пяти лет со дня их увольнения с военной службы

Внесён: 18 июля 2019
Последнее событие: Опубликование закона, 19 декабря 2019
Последнее решение:

Стенограммы по законопроекту №757089-7

Заседание №261

05.12.2019

О проекте федерального закона № 757089-7 "О внесении изменений в статьи 15 и 18 Федерального закона "О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию" (в части установления временного ограничения права военнослужащих органов безопасности на выезд из Российской Федерации до пяти лет со дня их увольнения с военной службы).

Коллеги, переходим к рассмотрению 4-го вопроса. О проекте федерального закона

"О внесении изменений в статьи 15 и 18 Федерального закона "О порядке выезда

из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию" (об установлении

возможности временного ограничения права военнослужащих органов безопасности

на выезд из Российской Федерации до пяти лет со дня их увольнения с военной

службы), третье чтение. Доклад Виктора Петровича Водолацкого.


Пожалуйста.


ВОДОЛАЦКИЙ В. П., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ".


Уважаемый Вячеслав Викторович, уважаемые коллеги! Проектом федерального

закона предлагается установить возможность временного ограничения права

военнослужащих органов безопасности на выезд из Российской Федерации до пяти

лет со дня их увольнения с военной службы, а также отнести к компетенции

Федеральной службы безопасности Российской Федерации установление порядка

принятия решений об ограничении выезда по данному основанию указанных

военнослужащих. Законопроект прошёл все необходимые процедуры и подготовлен к

принятию в третьем чтении. Комитет по делам СНГ, евразийской интеграции и

связям с соотечественниками предлагает принять законопроект в третьем чтении.


ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Коллеги, есть желающие выступить по мотивам

голосования? Нет.


Ставится на голосование проект федерального закона "О внесении изменений в

статьи 15 и 18 Федерального закона "О порядке выезда из Российской Федерации

и въезда в Российскую Федерацию", третье чтение. 4-й вопрос повестки дня.


Пожалуйста, включите режим голосования.


Покажите результаты.


РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (13 час. 15 мин. 05 сек.)

Проголосовало за 346 чел.76,9 %

Проголосовало против 0 чел.0,0 %

Воздержалось 1 чел.0,2 %

Голосовало 347 чел.

Не голосовало 103 чел.22,9 %

Результат: принято


Федеральный закон принят.


Заседание №257

20.11.2019

О проекте федерального закона № 757089-7 "О внесении изменений в статьи 15 и 18 Федерального закона "О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию" (в части установления временного ограничения права военнослужащих органов безопасности на выезд из Российской Федерации до пяти лет со дня их увольнения с военной службы; принят в первом чтении 17 октября 2019 года с наименованием "О внесении изменений в Федеральный закон "О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию").

Пункт 23 порядка работы, о проекте федерального закона "О внесении изменений

в статьи 15 и 18 Федерального закона "О порядке выезда из Российской

Федерации и въезда в Российскую Федерацию". Доклад члена Комитета по делам

Содружества Независимых Государств, евразийской интеграции и связям с

соотечественниками Владимира Ивановича Катенёва.


КАТЕНЁВ В. И., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ".


Уважаемый Игорь Владимирович, уважаемые коллеги! В законопроекте предлагается

установить возможность временного ограничения права военнослужащих органов

безопасности на выезд из Российской Федерации до пяти лет со дня их

увольнения с военной службы, а также отнести к компетенции ФСБ России

установление порядка принятия решения об ограничения выезда по данному

основанию указанных военнослужащих. Сущностных поправок к законопроекту не

поступало, Правовое управление замечаний не имеет. Есть одна

юридико-техническая поправка, которая включена в таблицу поправок № 1,

рекомендованных комитетом к принятию.


Предлагаю принять проект закона во втором чтении.


ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Уважаемые коллеги, по таблице поправок № 1,

рекомендованных к принятию, есть замечания? Нет.


Ставится на голосование таблица поправок № 1.


Прошу включить режим голосовать.


Покажите результаты.


РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (16 час. 01 мин. 50 сек.)

Проголосовало за 322 чел.71,6 %

Проголосовало против 0 чел.0,0 %

Воздержалось 1 чел.0,2 %

Голосовало 323 чел.

Не голосовало 127 чел.28,2 %

Результат: принято


Таблица принимается.


Таблицы поправок № 2 нет.


Ставится на голосование законопроект во втором чтении.


Прошу включить режим голосования.


Покажите результаты.


РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (16 час. 02 мин. 08 сек.)

Проголосовало за 343 чел.76,2 %

Проголосовало против 0 чел.0,0 %

Воздержалось 1 чел.0,2 %

Голосовало 344 чел.

Не голосовало 106 чел.23,6 %

Результат: принято


Законопроект принят во втором чтении.

Заседание №246

17.10.2019

О проекте федерального закона № 757089-7 "О внесении изменений в Федеральный закон "О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию" (в части установления временного ограничения права военнослужащих органов безопасности на выезд из Российской Федерации до пяти лет со дня их увольнения с военной службы).

13-й вопрос, проект федерального закона "О внесении изменений в Федеральный

закон "О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую

Федерацию". Докладывает Василий Иванович Пискарёв.


ПИСКАРЁВ В. И., председатель Комитета Государственной Думы по безопасности и

противодействию коррупции, фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ".


Уважаемый Иван Иванович, уважаемые коллеги! Предложенный вашему вниманию

законопроект подготовлен в целях усиления мер обеспечения безопасности

органов федеральной службы безопасности, их сотрудников, а также лиц,

уволенных с военной службы.


Законопроект предполагает внесение дополнения в статью 15 Федерального закона

"О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию". В

названной статье федерального закона речь идёт о случаях ограничения права

граждан на выезд из Российской Федерации. В частности, в соответствии с

подпунктом 7 статьи 15 данного федерального закона сотрудники органов

безопасности, как военнослужащие, так и гражданские лица, могут быть

ограничены в праве на выезд из Российской Федерации на период прохождения ими

службы, то есть до окончания срока действия контракта или трудового договора.

Кроме того, в соответствии с подпунктом 1 указанной статьи право гражданина

на выезд из Российской Федерации также может быть временно ограничено в

случае, если он был ознакомлен со сведениями особой важности или совершенно

секретными сведениями. Таким образом, действующее законодательство уже сейчас

регламентирует вопросы ограничения права наших граждан на выезд из страны в

тех случаях, когда речь идёт о защите их прав и законных интересов либо когда

речь идёт о защите интересов и безопасности государства.


Вместе с тем на фоне не снижающегося, а, наоборот, нарастающего напряжения в

международной обстановке и, как вы знаете, откровенно враждебных действий и

провокаций со стороны ряда иностранных государств в отношении Российской

Федерации и находящихся за рубежом наших граждан появилась необходимость в

принятии дополнительных мер по обеспечению безопасности уволенных с военной

службы сотрудников органов Федеральной службы безопасности Российской

Федерации.


Наиболее активную работу по выявлению среди российских граждан наших

сотрудников ведут грузинские и украинские спецслужбы, использующие угрозу

уголовного преследования для склонения к сотрудничеству. О фактах возбуждения

дел против действующих либо бывших сотрудников нередко информируют

официальные представители украинских правоохранительных органов. Так, в

отношении сотрудников, ранее проходивших службу в СБУ и пограничных органах

Украины в Крыму, правоохранительными структурами Украины возбуждены уголовные

дела за государственную измену. Также расследуются уголовные дела против

восьми российских пограничников, осуществивших задержание моряков

Военно-морских сил Украины, которые совершили провокацию на двух

артиллерийских катерах и буксире в Керченском проливе 25 ноября прошлого

года. Для компрометации украинскими спецслужбами нередко используется

известный интернет-ресурс "Миротворец". Внесение персональных данных

российских граждан, в том числе сотрудников спецслужб, в его список создаёт

реальную угрозу их жизни и здоровью, так как они становятся объектами

нападения со стороны членов радикальных организаций.


В законопроекте предлагается установить возможность - я подчёркиваю,

возможность - временного ограничения права военнослужащих органов

безопасности на выезд из Российской Федерации на срок до пяти лет со дня их

увольнения с военной службы. Определение порядка принятия решения об

ограничении выезда военнослужащих органов безопасности по данному основанию

предлагается отнести к компетенции ФСБ России. Указанная мера в случае её

принятия не будет безусловной или обязательной, она может - я подчёркиваю,

может - применяться в тех случаях, когда для этого есть основания.


Уважаемые коллеги, принятие предложенной вашему вниманию законодательной

инициативы будет способствовать повышению безопасности наших граждан, поэтому

прошу поддержать и принять законопроект в первом чтении.


Благодарю за внимание.


ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Василий Иванович.


С содокладом от Комитета по делам Содружества Независимых Государств,

евразийской интеграции и связям с соотечественниками выступит первый

заместитель председателя комитета Виктор Петрович Водолацкий.


ВОДОЛАЦКИЙ В. П. Уважаемый Иван Иванович, уважаемые коллеги! В нашем комитете

был внимательно рассмотрен данный проект федерального закона. Вы услышали

одного из его авторов - Василия Ивановича Пискарёва. В данном проекте закона

чётко прослеживается направленность на защиту интересов сотрудников

правоохранительных органов и членов их семей; порядок принятия решений

предлагается отнести к компетенции ФСБ. Правовое управление Аппарата

Государственной Думы концептуальных замечаний по законопроекту не имеет.

Законопроект соответствует положениям Договора о Евразийском экономическом

союзе, который был подписан 29 мая 2014 года, а также иных международных

договоров Российской Федерации.


Рассмотрев все моменты, связанные с задержанием наших сотрудников органов

безопасности, вопросы, касающиеся защиты членов семей военнослужащих, которые

находятся или в командировке, или на отдыхе, наш комитет поддержал концепцию

проекта федерального закона и предлагает, уважаемые коллеги, принять его в

первом чтении. Прошу поддержать.


Спасибо за внимание.


ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Виктор Петрович.


Вопросы есть? Да.


Включите режим записи на вопросы.


Покажите список.


Шерин Александр Николаевич.


ШЕРИН А. Н. У меня к Василию Ивановичу вопрос.


Будут ли для данной категории вводиться ограничения на право иметь

недвижимость за границей и не попадут ли потом депутаты Государственной Думы

в эту категорию? Каждый раз на закрытых заседаниях комитета меня

предупреждают об ответственности, о том, что нельзя пользоваться средствами

связи, выносить информацию. Как вы считаете, не стоит ли такие же ограничения

наложить на губернаторов, которые с 2017 года несут персональную

ответственность за организацию штабов территориальной обороны,

мобилизационную готовность и, соответственно, также имеют допуск к вопросам

совершенно секретным и государственной военной тайне?


ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Василий Иванович, вам вопрос.


ПИСКАРЁВ В. И. Спасибо за вопрос, Александр Николаевич. Сегодня мы обсуждаем

законопроект, который касается ограничительных мер в отношении сотрудников

ФСБ, которые проходили военную службу. Предмет, о котором говорит Александр

Николаевич, к этому законопроекту не относится. Мне кажется, что будет

правильным вопросы, которые задал Александр Николаевич, рассмотреть в рамках

другого законопроекта, других инициатив, поскольку всё, о чём спрашивает

Александр Николаевич, отношения к данному законопроекту не имеет.


ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.


Альшевских Андрей Геннадьевич.


АЛЬШЕВСКИХ А. Г. Василий Иванович, я понимаю, что мера вынужденная, не

обязательная, а возможная, тем не менее есть мнение, что данная инициатива не

особо понравится военнослужащим органов безопасности, которые намереваются

увольняться. Скажите, пожалуйста, не прорабатывалась ли возможность, в случае

если такая норма будет действовать, всё-таки предоставления каких-то

компенсаций за вводимое ограничение?


ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Василию Ивановичу Пискарёву включите микрофон.


ПИСКАРЁВ В. И. Спасибо за вопрос, Андрей Геннадьевич. По поводу компенсации я

пока не готов ответить, можно по этому поводу поговорить отдельно. На сегодня

по данным, которыми мы располагаем, а это в том числе итоги мониторинга и

другая информация, есть необходимость принять дополнительные меры

безопасности в отношении граждан, которые проходили службу именно в органах

федеральной службы безопасности. В отношении сотрудников, которые проходили

службу в других подразделениях, в других правоохранительных органах, такой

информации не имеется. Это первое.


Второе. Мера, которая предлагается, не является безусловной и обязательной.

Не все, кто будет выходить на пенсию, в отставку, попадут автоматически в

список тех, кому будет запрещён выезд за границу. Эта мера будет применяться,

когда в этом будет необходимость, - при наличии информации о том, что

здоровью, жизни сотрудника, бывшего сотрудника или жизни и здоровью его

родных и близких будет угрожать опасность.


Данная мера необязательная - может применяться, а может и не применяться, и

необязательно на пять лет, - ограничение может действовать от года... от нуля

до пяти лет, поэтому здесь... И на практике, Александр Николаевич, как

правило, сотрудники, получив информацию, что есть основания опасаться, что

есть какая-то угроза жизни и здоровью, сами, добровольно отказываются от

поездок за границу.


ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.


Тетерин Иван Михайлович.


ТЕТЕРИН И. М., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ".


Пользуясь случаем, хотел бы попросить вас, Василий Иванович, или Виктора

Петровича просто напомнить присутствующим: многие, наверное, уже и не помнят,

что ставили свои подписи для допуска по первой и второй формам, не помнят,

какие ограничения у нас по этой части имеются, а также распространяются на

других должностных лиц.


ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Василий Иванович, сможете ответить?


Пожалуйста, Василий Иванович Пискарёв.


ПИСКАРЁВ В. И. Дело в том, что в действующем законе, о котором я говорил, -

"О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию" -

уже сейчас прописаны ограничения для тех, кто имел допуск к секретным и

совсекретным сведениям. В течение пяти лет после последнего ознакомления с

такими сведениями у этих лиц имеется ограничение на выезд за границу

независимо от того, где они проходили службу.


ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.


Ламейкин Дмитрий Викторович.


ЛАМЕЙКИН Д. В., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ".


Василий Иванович, хотел бы, чтобы вы всё-таки уточнили: решение об

ограничении выезда из Российской Федерации, о котором говорится в

проектируемом пункте 7-1 в законопроекте, будет приниматься персонально,

поимённо или всё-таки по категориям служащих?


ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Василию Ивановичу Пискарёву включите микрофон.


ПИСКАРЁВ В. И. Ну, вот я, выступая, докладывал о том, что порядок организации

выезда из России, условия выезда из России и когда будут применяться эти

ограничения - всё это будет разработано и будет применяться самой ФСБ. То

есть эти правила будут разработаны ФСБ России. Мы лишь даём такое право -

разработать эти правила, а разрабатывать эти правила и порядок будет ФСБ

России. Я уверен, что там все эти вещи будут отражены: основания, сроки,

категории, те, кто подпадёт под ограничение. Ну, из тех, кто чётко прописан в

законе, - это те, кто проходил именно военную службу в органах безопасности,

это лица, которые участвовали в пресечении особо тяжких преступлений, таких

как теракты, освобождение заложников, в пресечении действий незаконных

вооружённых формирований. То есть это те люди, которые отдали огромное

количество времени, сил, здоровья именно этой правоохранительной

деятельности. Мы должны их защитить, поскольку есть опасность того, что за

границей в отношении этих лиц, в отношении этих наших граждан могут

применяться недозволенные методы преследования, нападения и так далее. Таким

образом, эта мера вынужденная, она направлена именно на защиту прав и

интересов наших граждан.


ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.


Микрофон на трибуне включите.


ВОДОЛАЦКИЙ В. П. Уважаемые коллеги, здесь прозвучал вопрос в том числе и по

компенсации. Могу сказать, что, являясь с 2014 года невыездным - ни в одну

страну мира не могу поехать, кроме стран СНГ, - не чувствую себя ущербным,

потому что в нашей России очень много прекрасных мест. Давайте посещать нашу

прекрасную Россию!


ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.


Вострецов Сергей Алексеевич.


ВОСТРЕЦОВ С. А., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ".


Ну, на часть моего вопроса Василий Иванович уже ответил - почему пять лет, а

не три, не десять. То есть срок плавающий, это понятно. У меня единственный

вопрос: а почему, действительно, только сотрудники ФСБ, а не ФСО, СВР, других

спецслужб, которые тоже к гостайне отношение имеют? Их разве не надо

защищать? И есть ли аналогичные ограничения в странах НАТО? И будет запрещено

посещать только страны НАТО, но можно будет посещать страны СНГ - Белоруссию,

Казахстан?


ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Василию Ивановичу Пискарёву включите микрофон.


ПИСКАРЁВ В. И. Ну, я, наверное, тогда повторю.


Уважаемый Сергей Алексеевич, я начал с того, что комитет располагает

информацией не только по результатам мониторинга, но и из других источников,

что на сегодня есть необходимость принять дополнительные меры безопасности в

отношении граждан, которые проходили службу именно в федеральных органах

безопасности. В отношении сотрудников, которые проходили службу в других

правоохранительных структурах, такой информацией мы не располагаем. При

поступлении информации о том, что и в отношении этой категории граждан могут

быть предприняты какие-то незаконные, недружественные акции, будем также

рассматривать возможность ограничения их права на выезд. Но на сегодня вопрос

об этом не стоит, равно как и в отношении всех других граждан Российской

Федерации, поскольку по поводу каких-либо рисков пребывания за границей нас

информируют в открытой печати, на сайте МИДа. МИД предупреждает о том, где, в

какой стране есть основания для того, чтобы опасаться, вести себя более

аккуратно при посещении того или иного государства. Эти источники открыты, мы

ими тоже пользуемся, это касается туристов и граждан, которые бывают за

границей в командировках.


Что касается депутатов, то у нас, как вы знаете, есть заграничный

дипломатический паспорт, у нас имеется определённая защита. Если это

командировка, то пребывание за границей уже более защищено, поскольку речь

идёт о соблюдении международных договоров, о поддержке и защите по линии

дипломатических представительств.


ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.


Куринный Алексей Владимирович.


КУРИННЫЙ А. В., фракция КПРФ.


У меня к Василию Ивановичу вопрос.


Василий Иванович, почему авторами законопроекта здесь выступают депутаты

Государственной Думы, а не профильное ведомство, если оно обеспокоено, если

есть такой вопрос? Почему не оно выступает, а именно депутаты Государственной

Думы, получившие информацию?


ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Василий Иванович Пискарёв.


ПИСКАРЁВ В. И. Спасибо за вопрос, Алексей Владимирович. У нас есть такое

право, оно прописано в законе, и мы этим правом воспользовались.


ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.


Будут ли желающие выступить? Есть желающие.


Включите режим записи на выступления.


Покажите список.


Нилов Олег Анатольевич.


Олег Анатольевич, кто у вас выступает от фракции: вы или Николай Иванович

Рыжак?


Три минуты поставьте.


НИЛОВ О. А. Уважаемые коллеги, уважаемые Иван Иванович, Василий Иванович!

Наша фракция поддержит представленный законопроект. И мы поддерживаем коллег,

выступавших во время обсуждения и спрашивавших, почему решается в отношении

сотрудников только одного ведомства, правда, очень важного, ФСБ, такой

важнейший, серьёзнейший вопрос, как ограничение права граждан, -

ограничивается их право на выезд за рубеж после окончания службы в ФСБ.

Действительно, по разным государственным соображениям такое ограничение может

быть наложено (я уверен, даже налагается) и на многих других граждан

Российской Федерации - прежде всего это работники научно-исследовательских

секретных, суперсекретных предприятий, сферы производства современнейшего

оружия, служащие армии, флота, многих других силовых ведомств, где

действительно важнейшие секреты страны находятся. Почему в отношении их нет

такого закона? Но всё работает и соответствующие ограничения выполняются, я

вас уверяю. Всё это также касается членов правительства и их семей, депутатов

Государственной Думы, которые также иногда, правда, не каждый день, но

соприкасаются с секретами супергосударственной важности.


Таким образом, отдельно по каждой категории, мы можем решать этот вопрос раз

двадцать, тем более по инициативе других депутатов, которые также

откликнутся. Я не сомневаюсь, что депутаты не сами придумали эту тему, они

откликнулись на соответствующую просьбу конкретного ведомства. Но, уважаемые

коллеги, системностью в работе здесь и не пахнет, поэтому моё предложение: на

Совете Думы, Иван Иванович, вместе с правительством... Давайте правительство

послушаем: что оно по этому поводу думает? Давайте подходить системно к этой

работе, давайте одним законом - очень коротким, простым, рамочным -

предоставим право решать эти вопросы либо ФСБ, либо Министерству обороны,

либо правительству. Ну и таким образом, этот закон будет достаточно

серьёзным, весомым, а не в таком варианте, знаете, пожарной команды: поступил

сигнал - Дума быстренько принимает нужный закон для одного ведомства.


Спасибо за внимание.


ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Олег Анатольевич.


Кавинов Артём Александрович. От фракции выступление.


КАВИНОВ А. А., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ".


Уважаемые коллеги, в последнее время действительно участились случаи

задержания правоохранительными органами иностранных государств российских

граждан, уволенных из органов безопасности, и привлечения их к уголовной

ответственности, по сути, исключительно за факт прохождениями ими службы в

соответствующих органах. Принятие данного закона является логичным шагом по

обеспечению мер безопасности как раз данной категории военнослужащих. Мы уже

говорили и пытались акцентировать ваше внимание на том, что от этих

откровенно враждебных и провокационных действий со стороны ряда иностранных

государств могут пострадать и страдают порой не только сами военнослужащие,

но и члены их семей, дети.


Законопроект отвечает интересам Российской Федерации, затрагивает вопросы

обороноспособности нашей страны, пресекает возможность несанкционированного

доступа к секретной информации, способствует, по сути, цивилизованному

подходу к сотрудничеству в области стабильности и безопасности и, как уже

было сказано нашими коллегами, не препятствует достижению целей госпрограмм

Российской Федерации. Для реализации закона не потребуется никаких

дополнительных средств, а также внесения дополнительных изменений в

федеральные законы. Фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ" просит вас поддержать данный

законопроект в первом чтении.


Спасибо за внимание.


ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Артём Александрович.


Рыжак Николай Иванович, выступление от фракции "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ".


РЫЖАК Н. И., фракция "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ".


Уважаемый Иван Иванович, уважаемые депутаты Государственной Думы! Совершенно

очевидно, что возможности подрывных центров значительно расширились, и нельзя

исключать того, что стратегии национальной безопасности государств,

недружески к нам расположенных, сейчас ужесточаются, о чём свидетельствует

как раз проведение подрывных операций против России и её союзников. Надо

сказать, что расширились и возможности для проведения вот таких подрывных,

провокационных, враждебных акций. Распался СССР, родственные связи появились

(они были и раньше), и сейчас возможности наших оппонентов значительно

расширены.


Данным законопроектом решается двуединая задача. Есть понятие "фактическая

осведомлённость", вот когда решается вопрос о возможности выезда того или

иного гражданина, особенно сотрудника спецслужб, формируется определённое

заключение и скрупулёзно изучается вопрос фактической осведомлённости:

является ли этот сотрудник носителем информации особой важности? Некоторые

говорят, что здесь ущемление прав гражданина, - ничего подобного! На этот

счёт есть соответствующее разъяснение Конституционного Суда: сотрудник

заранее в своём заявлении при выборе профессии сознательно декларирует, что

согласен с тем, что в отношении его в случае необходимости будут применяться

и реализовываться соответствующие ограничительные меры. И законопроектом не

только решается вопрос сохранности секретов особой важности, но и исключается

осуществление акций подрывного характера, о чём я говорил.


Мы считаем, что данный вопрос... Тут надо откровенно сказать: я думаю, что

были проведены соответствующие консультации с заинтересованным ведомством.

Почему именно ФСБ выступает в качестве авангарда? Потому, что именно ФСБ

является основным контрразведывательным органом государства и несёт основную

нагрузку в борьбе с происками - агентурными происками, проведением агентурных

операций - враждебных государств. Я думаю, что это только начальная стадия, и

- здесь Олег Анатольевич совершенно прав - последуют, видимо, и другие

законодательные инициативы, и мы действительно системно (он употребил такое

выражение) подойдём к решению этой проблемы. Вопрос действительно назрел, и

сейчас мы берём как раз тот орган, который несёт на себе основную нагрузку.

То есть это не противоречит... никак не ограничивает конституционные права

наших граждан, и это вполне вписывается в стратегию сохранения

государственных секретов и ограждения наших сотрудников от акций враждебного

характера. Я думаю, что нам стоит серьёзно отнестись к этой инициативе и

обязательно сейчас её поддержать.


Благодарю за внимание.


ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Николай Иванович.


Шерин Александр Николаевич.


ШЕРИН А. Н. Уважаемые коллеги, фракция ЛДПР всегда выступала против

каких-либо ограничений свобод граждан, и я хотел бы также обратить внимание

на призыв к тому, чтобы мы системно подходили к решению этого вопроса.


Знаете, каждый раз, когда что-то делается для ограничения свобод наших

граждан, говорят, что это исключительно в их интересах. И так все борются за

безопасность страны, так все контролируют, только вот каким-то образом глава

Клинского района умудрился полторы тысячи объектов недвижимости

зарегистрировать - наверное, на тысячном объекте никто этого не заметил, на

полуторатысячном заметили. Если мы не знали, кто из сотрудников спецслужб

является носителем каких-то секретов, то теперь из списка тех, кому запретят

через пять лет после увольнения выезжать, все узнают об этом и смогут,

наверное, приехать в Россию, чтобы попытаться наладить с ними контакт. Чтобы

этого не было, люди проходят специальные отборы; тестирования и всяческие

проверки должны помогать нам не принимать на службу тех людей, которые могут

в какой-то момент перейти на сторону противника. Вот я не случайно поднял

этот вопрос: когда я вносил в профильный комитет законодательную инициативу о

запрете губернаторам иметь недвижимость за границей, мне рассказывали об

ограничениях свобод граждан, мол, вы что, Александр Николаевич, ни в коем

случае! И дальше фраза была: у нас даже у сотрудников ФСБ нет запрета на то,

чтобы иметь недвижимость за границей. То есть я так понимаю, что купить дом в

Лондоне, не знаю, во Франции или в Испании они могут, а потом вдруг пять лет

они не смогут выезжать.


И ещё такой непонятный момент. А если какой-нибудь чиновник - самодур в

погонах впишет туда человека, который уволился, и потом он пять лет не сможет

выехать за границу, кто ему будет объяснять, как и почему? Или, допустим,

кто-то уволился и его на спецзадание отправляют за границу, а какой-нибудь

добросовестный прапорщик на границе его не выпустит, потому что человек

внесён в списки. Я, честно говоря, не понимаю, как технически это будет

происходить. И я согласен с тем, что надо подходить системно: пусть все, кто

допущен к государственным секретам, не выезжают за границу пять лет после

увольнения. Думаю, что многие члены правительства даже больше секретов знают,

чем сотрудники ФСБ или Вооружённых Сил. Кстати, это очень отталкивает людей

при принятии решения идти служить в том числе в МВД - люди не хотят после

того, как уйдут на пенсию, иметь какие-то ограничения. У нас очень большое

количество людей ездит за границу, выезжает. Вот недавно губернатор - сейчас

уголовное дело возбудили - выехал с миллиардами за границу, и никто не

заметил! Сотрудники или руководители банков выезжают за границу, и никто их

не останавливает. А тут вдруг так радеть начали!


Фракция ЛДПР воздержится от голосования за такие ограничения. Мы не видим

каких-то глобальных оснований, для того чтобы запрещать людям выезжать, а

если кому-то и будут запрещать выезжать, то можно сделать это какими-то

внутренними, закрытыми приказами, необязательно целый закон для этого

принимать.


ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.


Василий Иванович, будете выступать с заключительным словом?


Депутату Пискарёву включите микрофон.


ПИСКАРЁВ В. И. Уважаемые коллеги, спасибо большое за обстоятельное

обсуждение. Я хотел бы сослаться на статью 55 Конституции, по которой

ограничение прав граждан возможно только на основании федерального закона. Ни

одно ведомство не имеет права самостоятельно ограничивать свободу перемещения

сотрудников и в пределах страны, и за границей.


Коллеги, законопроект направлен на обеспечение безопасности наших граждан.

Прошу поддержать. Основания для этого имеются.


ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Василий Иванович.


Виктор Петрович, будет заключительное выступление? Нет.


Коллеги, обсуждение завершено. Ставлю законопроект на голосование.


Включите режим голосования.


Покажите результаты.


РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (15 час. 18 мин. 32 сек.)

Проголосовало за 355 чел.78,9 %

Проголосовало против 0 чел.0,0 %

Воздержалось 1 чел.0,2 %

Голосовало 356 чел.

Не голосовало 94 чел.20,9 %

Результат: принято


Принимается в первом чтении законопроект. Спасибо.