ФЗ № 752536-7

О внесении изменений в статью 164 части второй Налогового кодекса Российской Федерации

об установлении пониженной ставки налога на добавленную стоимость в отношении отдельных видов плодово-ягодной продукции

Внесён: 12 июля 2019
Последнее событие: Опубликование закона, 9 августа 2019
Последнее решение:

Стенограммы по законопроекту №752536-7

Заседание №230

24.07.2019

О проекте федерального закона № 752536-7 "О внесении изменений в статью 164 части второй Налогового кодекса Российской Федерации" (об установлении пониженной ставки налога на добавленную стоимость в отношении отдельных видов плодово-ягодной продукции).

4-й вопрос повестки, о проекте федерального закона "О внесении изменений в

статью 164 части второй Налогового кодекса Российской Федерации".


Пожалуйста, Андрей Михайлович Макаров.


МАКАРОВ А. М., председатель Комитета Государственной Думы по бюджету и

налогам, фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ".


Уважаемый Вячеслав Викторович, уважаемые коллеги! Представленный

законопроект, наверное, подводит черту под большой работой, которая велась на

протяжении многих лет. В этом законопроекте, внесённом Председателем

Государственной Думы и руководителями всех парламентских фракций, решается

важнейший вопрос - предоставление льготы по налогу на добавленную стоимость в

отношении фруктов, ягод, включая виноград. Наверное, нет необходимости

рассказывать сейчас, что это даст, ведь мы подробно рассматривали

законопроект. Это решение действительно очень серьёзной проблемы, это

выполнение поручения, которое давал президент страны. Хотелось бы также

добавить, что в постановлении о принятии данного проекта закона в третьем

чтении мы рекомендуем правительству средства, которые дополнительно получит

бюджет за счёт снятия льготы в отношении пальмового масла, направить на

дополнительную поддержку молочного животноводства, с тем чтобы микшировать

возможные процессы, связанные с увеличением стоимости пальмового масла. Это

решение Государственной Думы, тоже важнейшее, комитет предлагает поддержать.


Законопроект готов к рассмотрению в третьем чтении, прошёл все необходимые

экспертизы. Он очень важен, его принятие позволит применять его нормы уже со

следующего налогового периода в текущем году.


Спасибо за внимание.


ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Андрей Михайлович.


Коллеги, выступления по мотивам от фракций? Есть желающие.


Включите режим записи.


Покажите список.


Кашин Владимир Иванович.


Подготовиться Плотникову.


КАШИН В. И., председатель Комитета Государственной Думы по аграрным вопросам,

фракция КПРФ.


Я буквально два слова хочу сказать.


Хочу выразить благодарность, Вячеслав Викторович, вам в первую очередь и

правительству, тем, кто поддержал это решение, а также направление

высвобождаемых денег, свыше 4 миллиардов рублей, на поддержку молочного

животноводства. Хочу также отметить под протокол, чтобы было записано, что

это деньги дополнительные к тем, которые будут выделяться на молочное

животноводство, чтобы мы не погасили просто, как всегда, этими деньгами

суммы, уже выделяемые на развитие и поддержку молочного животноводства, чтобы

это были деньги именно дополнительные к тем, что мы обычно направляем на

поддержку, на субсидии на литр молока.


Спасибо большое за внимание.


ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.


Пожалуйста, Плотников Владимир Николаевич, фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ".


ПЛОТНИКОВ В. Н., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ".


Уважаемый Вячеслав Викторович, уважаемые коллеги! Хочется поблагодарить всех,

кто принял участие в работе над этим очень важным законопроектом, который

поможет и нашим садоводам - они смогут производить больше качественной

продукции, чтобы она была в первую очередь отечественной, - и нашим

потребителям, потому что цены на эту очень важную продукцию, фрукты и ягоды,

в том числе виноград, снизятся. Наша фракция поддержит этот законопроект.


ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.


Уважаемые коллеги, переходим к голосованию по 4-му вопросу, о проекте

федерального закона "О внесении изменений в статью 164 части второй

Налогового кодекса Российской Федерации" (об установлении пониженной ставки

налога на добавленную стоимость в отношении отдельных видов плодово-ягодной

продукции).


Включите режим голосования.


Покажите результаты.


РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (12 час. 41 мин. 49 сек.)

Проголосовало за 416 чел.92,4 %

Проголосовало против 0 чел.0,0 %

Воздержалось 1 чел.0,2 %

Голосовало 417 чел.

Не голосовало 33 чел.7,3 %

Результат: принято


Федеральный закон принят.


Заседание №229

23.07.2019

О проекте федерального закона № 752536-7 "О внесении изменений в статью 164 части второй Налогового кодекса Российской Федерации" (об установлении пониженной ставки налога на добавленную стоимость в отношении отдельных видов плодово-ягодной продукции; принят в первом чтении 18 июля 2019 года с наименованием "О внесении изменения в статью 164 части второй Налогового кодекса Российской Федерации").

Коллеги, мы договорились рассмотреть в 15 часов пункт 26, это законопроект "О

внесении изменений в статью 164 части второй Налогового кодекса Российской

Федерации", второе чтение.


Андрей Михайлович Макаров, пожалуйста.


МАКАРОВ А. М. Спасибо.


Уважаемые коллеги, я хотел бы принести извинения господину Аксакову, который

уже шёл к трибуне, а я его обогнал, но, поскольку обогнал, я постараюсь как

можно короче.


Уважаемые коллеги, на самом деле это важнейший законопроект, который был

внесён Председателем Государственной Думы, руководителями всех фракций,

Владимиром Ивановичем Кашиным, руководителем профильного комитета, и который,

как вы помните, посвящён льготной ставке, распространению льготной ставки НДС

на фрукты, ягоды, включая виноград, - важнейшей мере по поддержке

сельхозтоваропроизводителей. Это обсуждалось здесь и во время отчёта

правительства, об этом говорил Дмитрий Анатольевич Медведев, и наши коллеги

отразили согласованную позицию, которая была принята в Государственной Думе.


В ходе работы в процессе второго чтения была предложена поправка, которая

касается снятия льготы, вот этой льготной ставки 10 процентов, с пальмового

масла. Я думаю, нет необходимости возвращаться к процедуре первого чтения и

обсуждать этот вопрос, все мы понимаем, о чём идёт речь. Пальмовое масло

облагалось по ставке 10 процентов. Авторами законопроекта предлагается

поправка ко второму чтению, согласно которой реализация пальмового масла

выводится из-под льготной ставки НДС 10 процентов. В остальном законопроект,

принятый в первом чтении, остаётся неизменным.


На что хотелось бы обратить внимание? Предлагается - а мы обсуждали... (Шум в

зале.)


Коллеги, я понимаю, вы обсуждаете предыдущий закон, а может быть, будущий, но

это очень мешает закону настоящему.


ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Коллеги, потише! Важный закон. Пожалуйста,

присаживайтесь.


МАКАРОВ А. М. Вот если бы я, коллеги, так говорил, когда вы докладываете свои

законы, я бы перекричал, наверное. У вас это тоже получается.


Итак, возвращаясь, мы обсуждали, какие дополнительные доходы может получить

бюджет от того, что реализация пальмового масла выводится из-под льготной

ставки. Вот есть предложение уже в ходе рассмотрения законопроекта в третьем

чтении, если он будет поддержан Государственной Думой, предложить

правительству в ходе рассмотрения, подготовки следующего бюджета, бюджета на

следующую трёхлетку, средства, которые будут получены дополнительно за счёт

изменения налоговой ставки в отношении пальмового масла, направить на

дополнительную поддержку молочного животноводства, что, безусловно, позволит

снизить эффекты, о которых многие говорили. Уже в прессе обсуждается, что

вслед за изменением ставки налога в отношении пальмового масла по цепочке

могут подорожать молочные продукты. Так вот для того, чтобы снизить этот

эффект, предлагается направить дополнительные средства, которые будут

получены, именно на поддержку молочного животноводства, производства молока,

молочных продуктов. Вот, строго говоря, всё то, о чём идёт речь в этом

законопроекте.


Все поправки сведены в две таблицы. Одна поправка была отклонена - на самом

деле поправка, может быть, и правильная, но она как бы расширяет закон в

части действия льготы, это нужно вносить самостоятельным законопроектом.

Комитет предложил бы поддержать законопроект вот в этой редакции. Предлагаю

перейти к рассмотрению таблиц поправок.


ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Андрей Михайлович.


Таблица поправок из четырёх поправок, рекомендуемых к принятию. Коллеги, есть

ли вопросы по таблице поправок? Нет.


Ставится на голосование таблица поправок.


Включите режим голосования.


Покажите результаты.


РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (15 час. 06 мин. 00 сек.)

Проголосовало за 387 чел.86,0 %

Проголосовало против 0 чел.0,0 %

Воздержалось 1 чел.0,2 %

Голосовало 388 чел.

Не голосовало 62 чел.13,8 %

Результат: принято


Принимается.


И по таблице поправок № 2. Одна поправка в этой таблице, да, Андрей

Михайлович? Понятно. Есть ли вопросы по таблице поправок № 2? Нет.


Кто за то, чтобы принять таблицу поправок № 2, согласиться с мнением комитета

об отклонении поправки?


Включите режим голосования.


Покажите результаты.


РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (15 час. 06 мин. 48 сек.)

Проголосовало за 322 чел.71,6 %

Проголосовало против 0 чел.0,0 %

Воздержалось 0 чел.0,0 %

Голосовало 322 чел.

Не голосовало 128 чел.28,4 %

Результат: принято


Принимается решение.


Коллеги, ставится на голосование во втором чтении проект федерального закона

"О внесении изменений в статью 164 части второй Налогового кодекса Российской

Федерации".


Включите режим голосования.


Покажите результаты.


РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (15 час. 07 мин. 20 сек.)

Проголосовало за 410 чел.91,1 %

Проголосовало против 0 чел.0,0 %

Воздержалось 0 чел.0,0 %

Голосовало 410 чел.

Не голосовало 40 чел.8,9 %

Результат: принято


Принимается единогласно.


Микрофон на трибуне включите, пожалуйста.


МАКАРОВ А. М. Уважаемый Александр Дмитриевич, уважаемые коллеги! Законопроект

готов к процедуре третьего чтения, комитет просит вынести его на рассмотрение

палаты на завтра.


Ещё раз огромное спасибо, уступаю место Аксакову.


ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.


Нет возражений, коллеги? На завтра выносим в третьем чтении.


Заседание №228

18.07.2019

О проекте федерального закона № 752536-7 "О внесении изменения в статью 164 части второй Налогового кодекса Российской Федерации" (об установлении пониженной ставки налога на добавленную стоимость в отношении отдельных видов плодово-ягодной продукции).

46-й вопрос, проект федерального закона "О внесении изменения в статью 164

части второй Налогового кодекса Российской Федерации". Докладывает Владимир

Иванович Кашин.


КАШИН В. И., председатель Комитета Государственной Думы по аграрным вопросам,

фракция КПРФ.


Уважаемый Иван Иванович, уважаемые товарищи! Сегодня у нас, я убеждён,

праздник: за многие годы мы - в лице авторов и, убеждён, всей Государственной

Думы - наконец серьёзно позаботились о нашем отечественном

товаропроизводителе и снижаем ставку НДС на плодово-ягодные культуры с 20

процентов до 10 процентов.


Я должен сказать, что сегодня реальная ситуация с производством плодов и

ягод, конечно, далека от соответствия существующей продовольственной корзине.

Мы производим, вместе с населением, около 3,2 миллиона тонн, а задача,

поставленная через продовольственную корзину, - иметь на каждого человека 100

килограммов, это минимум 14,7 миллиона тонн, то есть нам надо увеличивать

посадки, нам надо увеличивать урожаи плодово-ягодных культур и создавать

инфраструктурные системы, с тем чтобы мы решили вопросы импортозамещения.


Я должен сказать: не понаслышке знаю, что это самая трудоёмкая отрасль.

Получить соответствующие сорта, создать конструкцию дерева, вести

соответствующий уход и так далее - всё это очень сложное в сравнении с

другими культурами производство. Отрасль трудозатратная, капиталоёмкая, и

поэтому, конечно, необходимо её поддерживать.


Мы сегодня принимаем меры и каждый год ведём закладку на уровне 15-16 тысяч

гектаров интенсивных садов с урожайностью 400-500 центнеров и более, но

слишком далеки от необходимого уровня уборочных площадей в товарном

производстве. Нам надо создавать ещё как минимум не менее 200 тысяч гектаров,

чтобы решить проблему и по площадям, и по урожайности и выйти хотя бы на

12-13 миллионов тонн. Задача сегодня вполне решаемая, и программа такого рода

у нас существует.


Я должен сказать, эту отрасль поддерживают во всём мире. Если взять Израиль,

если взять Англию, ряд других стран - там налог на добавленную стоимость

составляет 0 процентов, в Германии - 4, в Польше - 7, то есть мы видим самую

серьёзную заботу в этих странах в этом плане. Если говорить о нашем

законопроекте, им предусматривается, повторяю, снижение ставки НДС до 10

процентов по фруктам, плодам, ягодам и столовому винограду. Встреча вчера у

премьера ещё раз показала нам, что этот вопрос будет и дальше поддерживаться

правительством. Я убеждён, что те оборотные средства, которые дополнительно

появятся у товаропроизводителей, пойдут как раз на увеличение площадей

закладки, на приобретение техники, на создание соответствующей инфраструктуры

в виде логистических комплексов, хранилищ и так далее. И мы будем решать

общую задачу, которая называется здоровьем нации, - это обеспечение наших

жителей витаминной продукцией.


Прошу поддержать данную законодательную инициативу, авторами которой являются

четыре руководителя фракций, Председатель Государственной Думы и ваш покорный

слуга. Прошу поддержать.


ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Владимир Иванович.


С содокладом выступает председатель Комитета по бюджету и налогам Андрей

Михайлович Макаров.


МАКАРОВ А. М. Спасибо, уважаемый Иван Иванович.


Я думаю, нет смысла по этому законопроекту выступать длинно. Глубоко

символично, что данный законопроект внесён Председателем Государственной

Думы, руководителями всех фракций и нашим профильным комитетом, поскольку

именно Государственная Дума очень много сделала для того, чтобы этот вопрос

был решён.


Напомню, что в основе решения этого вопроса лежит поручение президента,

которое давалось и правительству, и Государственной Думе. Шло обсуждение, в

ходе которого предлагались разные варианты решения этого вопроса, но в

результате остановились на регулировании этого вопроса через снижение ставки

НДС, а именно приравнивания ставки НДС по данной продукции, о которой

подробно говорил Владимир Иванович Кашин, к той льготной ставке, которая у

нас сегодня установлена по социально значимым продуктам и по основным

продуктам питания.


Комитет по бюджету поддерживает данный законопроект в первом чтении и

предлагает установить короткий срок для внесения поправок, с тем чтобы уже в

эту сессию данный законопроект стал законом. А поскольку речь идёт об НДС,

если нам удастся принять его в эту сессию, не надо будет ждать начала

следующего года, этот закон может заработать уже со следующего квартала.


Спасибо за внимание.


ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Андрей Михайлович.


Коллеги, есть ли вопросы? Есть.


Включите режим записи на вопросы.


Покажите список.


Шулепов Евгений Борисович.


ШУЛЕПОВ Е. Б., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ".


Уважаемый Владимир Иванович, а нельзя ли распространить действие данного

законопроекта на саженцы и рассаду? Вот мне задают подобный вопрос директора

тепличных хозяйств. Если уж помогать, так давайте помогать по полной.


ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Владимиру Ивановичу Кашину включите микрофон.


КАШИН В. И. Уважаемые товарищи, вопрос имеет право быть. Сегодня на

направлениях питомниководства, закладки есть соответствующие субсидии,

поддержка у нас там значительная, её можно и дальше расширять исходя из наших

возможностей формирования бюджета, но давайте всё-таки решать вот эту базовую

задачу, которая позволит иметь оборотные средства в том числе и на тех

направлениях, о которых вы говорите. Повторяю, всё, что касается

питомниководства, производства рассады и так далее... Вы имеете в виду,

наверное, землянику, потому что все овощные культуры у нас уже защищены

десятипроцентной ставкой, то есть там у нас другие подходы, другая помощь

соответствующая.


ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.


Плотников Владимир Николаевич.


ПЛОТНИКОВ В. Н., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ".


Уважаемый Андрей Михайлович, садоводы ждут этого закона, это действительно

будет реальная поддержка, и хотелось бы обратиться: нельзя ли ко второму

чтению подготовить предложения по большей поддержке наших отечественных

производителей? Я подчеркну - речь идёт о тех, кто производит наши

традиционные фрукты: яблоки, груши, сливы, черешню. И это будет оправданно. В

том числе я поддерживаю то, о чём говорил предыдущий коллега: что касается

питомников и что касается саженцев - это тоже комплекс задач, которые нам

стоит рассмотреть.


ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста, Андрей Михайлович.


МАКАРОВ А. М. Спасибо за вопрос.


Уважаемые коллеги, мне кажется, это очень важный вопрос как таковой.

Наверное, начну всё-таки с того, чем закончили, - с саженцев. Мне кажется,

Владимир Иванович высказал абсолютно правильную мысль, что вот сейчас этим

законом, коллеги, решается очень сложный вопрос, который не мог быть решён в

течение очень долгих лет. Всё это требует расчётов - это на самом деле

миллиарды рублей, - и вот так вот просто взять даже такую важную тему и

добавить сюда без расчётов, не понимая, как это скажется, наверное, было бы

неправильно. Наверное, каждый в этом зале может предложить много идей, но

давайте всё-таки это делать так, как сделали наши коллеги: самостоятельными

законопроектами, с финансово-экономическими обоснованиями - вот так будем

решать эти вопросы. Я думаю, что вот этот законопроект показывает, что

Государственная Дума может настоять на своей позиции и может принимать такие

решения.


Теперь что касается поддержки отечественных производителей. Вы абсолютно

правы, когда об этом говорите, но есть целый ряд фруктов, которые в России

просто не производятся. Наверное, эту поддержку с удовольствием получили бы

те, кто выращивает ананасы, но не выращиваются ананасы в России, и ясно, что

на стоимость ананасов поддержка производителей никак не повлияет, потому что

цена на ананасы определяется спросом и предложением, и те, кто ананасы

покупал в магазине, по той же цене их и будут покупать, на цене это никак не

скажется. Но мне кажется, вот эта идея, которая была сейчас высказана, -

максимально сосредоточить механизм поддержки, не нарушая ни норм ВТО, ни иных

норм, на своих, отечественных фруктах, которые у нас здесь производятся,

чтобы это коснулось именно наших аграриев, - идея очень здравая. Я думаю, что

вместе с авторами законопроекта, вместе с профильным комитетом мы могли бы к

этому вопросу вернуться в рамках второго чтения.


ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Андрей Михайлович.


Владимиру Ивановичу Кашину включите микрофон.


КАШИН В. И. Да, безусловно, будет расшифровка, хотя в принципе есть

понятийный аппарат, под фруктами подразумеваются, конечно, и семечковые

культуры, и косточковые культуры. Перечень будет, в него войдут и яблоко, и

груша, о чём говорил Владимир Николаевич, и косточковые - слива, черешня,

вишня и так далее, и, повторяю, столовый виноград. Будет ещё отдельный

список, в его формировании мы вместе ещё поучаствуем. Мы вчера договорились с

профильным вице-премьером и с премьером не скукоживать список культур,

которые выращивают наши отечественные товаропроизводители.


ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Микрофон на трибуне включите.


МАКАРОВ А. М. Уважаемые коллеги, на самом деле всё, мне кажется, абсолютно

понятно, я думаю, что наши коллеги из аграрного комитета предложат варианты

решения этого вопроса и мы вместе это рассмотрим. Единственное, на что

хотелось бы обратить внимание: второй раз Владимир Иванович говорит о

столовом винограде, а сейчас в тексте законопроекта сказано просто - "включая

виноград". Вот с учётом того, что мы за поддержку, я надеюсь, наши коллеги

предложат соответствующий вариант решения. Главное, чтобы у нас не получилось

так, что мы не сможем отделить столовый виноград от винограда для

производства винодельческой продукции. Просто надо, чтобы никто не пострадал.


ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.


Морозов Дмитрий Анатольевич.


МОРОЗОВ Д. А., председатель Комитета Государственной Думы по охране здоровья,

фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ".


У меня, если позволите, вопрос к Андрею Михайловичу.


Уважаемый Андрей Михайлович, очень важный законопроект, нет сомнений, и мы

всячески должны поддерживать то, что направлено на укрепление здоровья, ну и

наоборот. Мой вопрос касается пальмового масла - долгое время мы уже это

обсуждаем, и Комитет по охране здоровья уделял этому внимание. Мы знаем, что

снижается качество продуктов, при неконтролируемом использовании есть риски

для здоровья граждан, и знаем при этом, что вот это льготное налогообложение,

льготная ставка НДС, 10 процентов, распространяется на пальмовое масло,

причём - в продолжение вопросов коллег - оно, понятно, не отечественного

производства.


Вот как вы считаете, Андрей Михайлович, есть ли возможность ко второму чтению

в рамках вот этого очень важного законопроекта, по сути очень смыслового для

охраны здоровья, рассмотреть вопрос об уходе от льготного налогообложения в

отношении пальмового масла?


ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Микрофон на трибуне включите.


МАКАРОВ А. М. Спасибо, Дмитрий Анатольевич, за вопрос. Мне кажется, это один

из тех вопросов, которые неоднократно поднимались в Государственной Думе.

Вопрос, безусловно, очень важный для здоровья населения, и, наверное, здесь

надо исходить не из дополнительных доходов, которые это может дать, надо

исходить именно из того, что пальмовое масло означает для здоровья населения,

- вот этот подход полностью, безусловно, поддерживается.


Можно ли к этому вопросу подойти? Ну, мне кажется, вчера Председатель

Государственной Думы уже сказал, что можно рассмотреть это в рамках второго

чтения. Могу даже сейчас назвать цифры. Дело в том, что пальмовое масло у нас

поставляется в страну по-разному: оно может поставляться наливным способом,

оно может поставляться в контейнерах, оно может поставляться в виде готовой

продукции. Вот общий объём льготы по НДС - цифры колеблются, мы посмотрели по

последним годам - составляет от 4,5 до 5 миллиардов рублей. В прошлом, 2018

году объём НДС, который был уплачен по пальмовому маслу, составил, если я не

ошибаюсь, 4,78 миллиарда рублей, то есть переход от льготной ставки на

обычную ставку НДС даёт примерно ту же сумму, ну, плюс-минус, можно просто

посчитать. Это, безусловно, дополнительные доходы бюджета, но, я повторяю,

здесь главное, конечно, не финансовая сторона, главное здесь здоровье

населения, поэтому, если будут такие поправки, комитет, безусловно, готов эти

поправки рассмотреть.


ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Андрей Михайлович. Присаживайтесь.


Коллеги, есть ли желающие выступить? Есть.


Включите режим записи на вступления.


Покажите список.


Неверов Сергей Иванович - от фракции "ЕДИНАЯ РОССИЯ".


НЕВЕРОВ С. И., заместитель Председателя Государственной Думы, руководитель

фракции "ЕДИНАЯ РОССИЯ".


Уважаемый Иван Иванович, уважаемые коллеги! Необходимость комплексной

поддержки отечественных производителей плодово-ягодных культур, винограда

очевидна - мы неоднократно об этом говорили, - потому что импорт ввозимой

продукции сегодня превышает объёмы производимой в нашей стране продукции.

Наши садоводы, как мы знаем уже по последним цифрам, вполне реально могут

обеспечивать нас, если, конечно, существенная поддержка в рамках таких

инициатив будет им оказана.


Если за предыдущие годы удалось по части видов сельскохозяйственной продукции

решить вопрос импортозамещения, то по плодово-ягодной продукции и фруктам -

об этом Владимир Иванович говорил - у нас сегодня производство отечественной

продукции обеспечивает, если я не ошибаюсь, порядка 40 процентов, то есть

порядка 60 процентов такой продукции у нас ввозится. А что касается

необходимого количества, порядка 105 килограммов на человека в год, - об этом

также говорил Владимир Иванович, - то необходимо огромное количество площадей

ещё задействовать. Об этом задавал вопрос Евгений Борисович, и я хочу

сказать, что сегодня мы уже закладываем в бюджет выделение средств на новые

сады, площадь растёт, но потребуется время для того, чтобы там вырос,

допустим, первый урожай винограда, который собирается через три года, иногда

через пять лет, то есть лоза даёт первый урожай на пятый год. Представляете,

сколько нужно времени, сколько нужно всего вложить, удобрений и так далее,

сколько нужно всем этим заниматься только для того, чтобы получить первый

урожай? И поэтому, конечно, был поднят вопрос о том, чтобы включить

плодово-ягодную продукцию, фрукты, виноград в перечень сельхозпродуктов,

которые облагаются НДС по льготной ставке, и это не какие-то там деликатесы

или ещё что-то.


При этом справедливо возникает вопрос о том, что при принятии нормы в

формулировке, предложенной к первому чтению, снижение НДС будет

распространяться не только на отечественную продукцию, но и на ввозимую из

других стран. Я хочу сказать, что вчера при обсуждении с председателем

правительства - присутствовали представители комитета, и Владимир Иванович

был - Председатель Государственной Думы Вячеслав Викторович поднял этот

вопрос, и председатель правительства сказал: да, давайте проработаем перечень

тех плодово-ягодных продуктов, фруктов, на которые должна распространяться

эта ставка.


Что касается пальмового масла, - здесь Макаров об этом говорил уже - Вячеслав

Викторович тоже вчера эту тему поднимал, мы договорились, что в рамках этого

законопроекта мы рассмотрим возможность возврата к обычной ставке НДС в

отношении пальмового масла, а это, как вы слышали, по расчётам, которые

сегодня уже приводились, порядка 5 миллиардов рублей в бюджет дополнительно.

Конечно, мы должны посмотреть и, возможно, для каких-то ещё продуктов

установить льготную ставку, чтобы у нас не начался рост цен на те продукты,

где используется пальмовое масло. Конечно, это необходимо будет пообсуждать.


Хочу также обратить внимание, что внесение поправок в Налоговый кодекс в

отношении ставки НДС для плодово-ягодной продукции - это не латание дыр, это

часть целого комплекса мер. Буквально вчера мы с вами рассматривали и приняли

в Бюджетный кодекс поправку, в соответствии с которой будут предоставляться

субсидии на возмещение недополученных доходов и затрат, связанных с

производством и реализацией винограда, выращенного в Российской Федерации, и

произведённого из него виноматериала, вина, шампанского, то есть по

определённым сортам винограда мы уже такую субсидию будем давать. Вот у нас

сегодня в повестке дня среди законопроектов второго чтения законопроект "О

развитии виноградарства и виноделия..." - это на самом деле исторический

законопроект, потому что мы впервые по этой отрасли приняли отдельный проект

закона, где прописали все необходимые меры поддержки. Соответствующие

поправки внесены и в закон № 171-ФЗ о регулировании производства алкогольной

продукции, там затронут ряд тем, которые поднимались. Эта большая работа

велась в течение полутора лет с участием экспертов, научных руководителей,

профильных комитетов, министерств, непосредственно тех, кто занимается этим

производством, у нас были представители практически из всех регионов, это

достаточно серьёзная работа. Но самое важное, в законопроекте, который мы

рассматривали во втором чтении, были учтены те предложения и те поручения, о

которых говорил президент на встрече в Крыму, - мы прописываем, что

обязательно должно быть указано, где произведено, чтобы не было так, что вы

покупаете вроде бы российское вино, а виноград или виноматериал был завезён

из другой страны, должны быть проставлены географические наименования, чтобы

человек, когда покупает, видел, что вино произведено в Крыму, там-то и

там-то. Я думаю, что это будет важно. Также мы предусмотрели в этом проекте

закона поддержку малых, средних предприятий, крестьянских (фермерских)

хозяйств, индивидуальных предпринимателей, которые этим делом занимаются.


Я хочу сказать, уважаемые коллеги, что именно такая существенная поддержка,

такой комплекс мер поддержки, который мы с вами сегодня обсуждаем, как я уже

сказал, поддержка по нескольким направлениям - это то, чего ждут от нас наши

аграрии, и я нисколько не сомневаюсь, что это, конечно, будет способствовать

очень серьёзному развитию производства плодово-ягодных культур и фруктов.


Мы, естественно, поддержим этот законопроект. Владимир Иванович сказал, что

авторами являются и сам Владимир Иванович, и Председатель Государственной

Думы Вячеслав Викторович, и руководители фракций, и я думаю, что будет

консолидированная поддержка всех депутатов Государственной Думы.


Большое спасибо за внимание.


ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Сергей Иванович.


От фракции "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ" выступает Нилов Олег Анатольевич.


НИЛОВ О. А., фракция "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ".


Уважаемый Иван Иванович, уважаемые коллеги! Редко бывают законопроекты с

таким составом авторов, это очень приятно. И я думаю, Сергей Иванович, может

быть, уже и аграрную партию надо бы возродить, потому что такие решения не

должны обсуждаться, приниматься годами. Вот коллеги сказали, что давно надо

было это принять, - огромное спасибо, благодарность авторам, правительству за

то, что они пошли навстречу!


Но я посмотрел, какой эффект это принесёт: 20 миллиардов рублей, - по

сравнению с теми средствами, которые в рамках механизма компенсации... Вот

при рассмотрении следующего законопроекта мы будем говорить о механизме

компенсации потерянных сверхприбылей нефтяникам. Сколько мы им предлагаем

получить, бедным, несчастным нефтяникам? 1,7 триллиона рублей, коллеги! А

аграриям - 20 миллиардов, и то мы за это низко, в пояс кланяемся

правительству.


Сергей Иванович, моё предложение: обнулить ставку. Да, это будет ещё 20

миллиардов, ну и что? Это разве деньги, особенно если это делается для тех,

кто производит продукцию, которую мы вынуждены завозить? Вот до тех пор пока

мы не обеспечим на 100 процентов свою продовольственную безопасность, я

считаю, никакого НДС для аграриев не должно быть. И нужно идти дальше

семимильными шагами, вот почему партия нужна - чтобы она здесь кулаком

стучала, а не в пояс кланялась! Никаких налогов для производителей

сельхозпродукции, которую мы вынуждены завозить - аж целые 50 или 40

процентов, - на сегодняшний день быть не должно! И им как раз нужно, как

нефтяникам и банкирам, отгружать сегодня, сейчас эти триллионы - триллионы, а

не 20 миллиардов!


Грех не поддерживать такой законопроект. Вместе с тем времени у нас

практически нет, для того чтобы успеть поддержать оставшихся героев полей,

которые каждый день выходят в поле как на подвиг, а им ещё налоги заплатить,

кредиторы душат и так далее.


Посмотрите, что происходит сегодня на рынке! Вот эта информация должна идти у

нас здесь бегущей строкой, как на табло, не знаю, в футболе или в хоккее, -

давайте информировать себя и граждан и смотреть на эти позорные цены. Сколько

черешня стоит сегодня в магазинах, коллеги? Ну, я обо всей России не говорю,

есть, конечно, счастливые люди - в южных регионах, вообще не покупают,

наверное, у себя в саду выращивают, но в магазинах 300-350 рублей стоит

килограмм черешни. Сколько стоят яблоки свежие? Больше 100 рублей точно. На

клубнику, вот на ту самую ягоду, я не видел цен меньше 250 рублей за

килограмм, даже в сезон цена была высокой и так и не опустилась - вот это

главное для потребителя, а какой будет НДС, какие будут другие налоги -

вопрос второй, главное, чтобы это приводило к снижению цен. Сергей Иванович,

в чём причина, в чём причина таких бешеных цен? Да в том, что те, кто

привозит сюда, великие труженики - не важно, из России они или из наших

братских республик, - получают дай бог 20 процентов, а то и 10 процентов от

той цены, которую платят наши пенсионеры и трудящиеся, выкладывая вот эти

бешеные деньги. Где вся остальная прибыль, сверхприбыль? Хоть что-то попадает

в налог? Вот вопрос к налоговикам, вот вопрос к антимонопольщикам: где ваши

глаза, уши, где ваши руки, чистые надеюсь, почему от этих сверхприбылей,

когда в разы, в десятки раз цена при продаже больше цены производителя?..

Должны быть сверхналоги, а там вообще налогов нет! Вот главные вопросы,

которые нужно ставить, для того чтобы обеспечить главное - достойную

зарплату, достойную пенсию. Не получается их сделать достойными - опускайте

цены до уровня тех доходов, которые у 90 процентов наших трудящихся. А те

цены, которые мы сегодня видим, доступны только дай бог 10 процентам.


И я считаю, что как раз рабочая группа, которую возглавил Сергей Иванович, -

я с удовольствием принимаю участие в её работе - должна в ближайший год и

этот вопрос поставить на повестку дня. Да, это будет непросто, это сложно,

для некоторых опасно, потому что кому-то привычно десятилетиями получать вот

эти барыши, баснословные барыши, не платить ни таможне, ни налоговым службам,

забирать по ценам Европы и мира, платить зарплату по каким-то советским и

российским образцам и жить себе прекрасно и вольготно. Но надо заканчивать

вот это издевательство!


И такой же механизм, по которому привыкли получать поддержку банкиры и

нефтяники, нужно вводить в первую очередь для аграриев. Вот когда мы это

сбалансируем, тогда, я уверен, и не будет необходимости ставить вопрос о

повышении в разы зарплат и пенсий.


ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Олег Анатольевич.


Заключительное слово докладчика.


Владимиру Ивановичу Кашину включите микрофон.


КАШИН В. И. Я хочу ещё раз тем не менее сказать слова благодарности всем, кто

помог выполнить эту задачу. Мы сегодня всей Думой принимаем в первом чтении

законопроект с таким составом авторов - надеюсь, до конца этой сессии примем

и в третьем чтении.


Ну а что касается цен, ещё раз хочу сказать: конечно, они регулируются

несколько другим законом. Не крестьяне виноваты в том, что в розничной цене

хлебобулочных изделий труд крестьянина оценивается в 7-8 процентов. В мире

это регулируется и труд крестьянина оценивается на уровне 50 процентов, а

остальные 50 процентов получают переработчики и торговля, вместе взятые. Вот

при таких условиях у нас была бы возможность те яблоки, которые в сезон

производитель поставляет с ценой на уровне 45 рублей... цена на них даже при

перепродаже, то есть в торговле, не могла бы повышаться более чем в 2 раза. А

если говорить о торговле, то надо сказать, что они должны были бы стоить не

больше 70 рублей, как и вся остальная продукция. Ну и самое главное -

производить, конечно, надо столько, сколько реально может влиять на

ценообразование, чтобы цены были приемлемыми для населения исходя из его

доходов.


Но опять-таки, ещё раз хочу сказать, для того этот законопроект внесён и

принимается, чтобы дать нам возможность двигаться вперёд. Конечно, нам многое

сегодня хочется, и хочется приближаться по некоторым вопросам, может быть, к

газовикам, к нефтяникам, но давайте двигаться вот таким путём, который, по

большому счёту, разворачивал бы общество в сторону уважения к крестьянскому

труду. И нужно, чтобы мы все вместе отработали и другие законы, которые

совместно с этим законом позволили бы нам действительно решать судьбу страны,

обеспечивая её продовольствием, и судьбу крестьян, обеспечивая те программные

решения, которые сегодня приняты, и по обустройству сёл, и по созданию

надлежащих условий для жизни, - и всё у нас будет получаться!


Я ещё раз хочу поблагодарить всех, кто выступал, задавал вопросы, и надеюсь

на наше единогласное голосование за законопроект.


ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Владимир Иванович.


Содокладчик не будет выступать с заключительным словом. Обсуждение завершено.


Ставлю законопроект на голосование.


Включите режим голосования.


Покажите результаты.


РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (13 час. 58 мин. 20 сек.)

Проголосовало за 403 чел.89,6 %

Проголосовало против 0 чел.0,0 %

Воздержалось 0 чел.0,0 %

Голосовало 403 чел.

Не голосовало 47 чел.10,4 %

Результат: принято


Принимается в первом чтении единогласно - спасибо большое! Всех поздравляю с

принятием этого законопроекта!