ФЗ № 750959-7

О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации в части казначейского обслуживания и системы казначейских платежей

Внесён: 11 июля 2019
Последнее событие: Рассмотрение законопроекта в первом чтении, 11 сентября 2019
Последнее решение: представить поправки к законопроекту ; принять законопроект в первом чтении
Инициаторы:

Стенограммы по законопроекту №750959-7

Заседание №233

11.09.2019

О проекте федерального закона № 750959-7 "О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации в части казначейского обслуживания и системы казначейских платежей".

7-й вопрос, проект федерального закона "О внесении изменений в Бюджетный

кодекс Российской Федерации в части казначейского обслуживания и системы

казначейских платежей". Докладывает официальный представитель правительства

заместитель министра финансов Алексей Михайлович Лавров.


ЛАВРОВ А. М., официальный представитель Правительства Российской Федерации,

заместитель министра финансов Российской Федерации.


Уважаемый Иван Иванович, уважаемые депутаты! Законопроект состоит из двух

частей, как следует из его наименования. Первая часть действительно посвящена

регулированию вопросов казначейского обслуживания исполнения бюджетов. В

настоящее время в Бюджетном кодексе содержится всего одна статья,

непосредственно посвящённая этому вопросу, в то же время есть соответствующие

положения, которые разбросаны по ряду других нормативных правовых актов, в

том числе приказов Минфина и Федерального казначейства. Но применение на

практике привело к тому, что назрела необходимость в более чётком системном,

кодифицированном описании всех этих отношений, поэтому предлагаются новая

глава и целый ряд сопутствующих ей поправок в другие части Бюджетного

кодекса, которые регулируют все эти вопросы, в принципе закрепляют в части

казначейского обслуживания все те нормы, которые уже действуют, доказали свою

эффективность, только они становятся более систематизированными, более

удобными в правоприменении. Таким образом, мы, по сути, делаем шаг к

кодификации этой большой и очень важной сферы регулирования. Здесь

принципиальных новаций нет, здесь фиксирование того, что уже есть.


В то же время вторая часть законопроекта посвящена созданию системы

казначейских платежей. Это новый для нас институт, основанный на утверждённой

совместно правительством и Центральным банком ещё несколько лет назад

концепции, согласно которой мы поэтапно должны перейти к такой системе,

соответственно, появляются новая глава плюс ещё ряд сопутствующих поправок в

другие статьи Бюджетного кодекса. Если совсем кратко, если суммировать, что

же всё-таки предлагается, то можно так сказать: если сейчас Федеральному

казначейству открыто около 50 тысяч счетов в Центральном банке для

осуществления тех самых операций, о которых я уже говорил, в том числе эти

счета открыты публично-правовым образованиям, то есть субъектам Федерации и

муниципальным образованиям, юридическим лицам, которые обязаны открывать эти

счета в Федеральном казначействе, то с переходом на новый порядок

Федеральному казначейству будет открыт один казначейский счёт в Центральном

банке, а всем остальным участникам этой системы будут открываться

казначейские счета. Таким образом, вместо проведения длительных, трудоёмких и

сложных процедур перевода средств между этими счетами всё это будет делаться

в рамках, внутри одного казначейского счёта, что, безусловно, приведёт,

во-первых, к ускорению расчётов, во-вторых, к повышению их прозрачности. По

сути, любой контрольный орган в режиме онлайн сможет следить за этими

транзакциями.


Самое главное, что эти изменения будут генерировать дополнительные доходы

бюджетной системы. О чём идёт речь? У нас за последнее время уже отлажены

технологии размещения временно свободных средств федерального бюджета

Федеральным казначейством на депозиты и другие операции, которые приносят

вполне ощутимый доход, например за прошлый год - 86 миллиардов рублей. Ещё

раз скажу, речь идёт о размещении исключительно свободных остатков, которые

не востребованы в данный, конкретный момент и в любой момент могут быть

переведены в режим расходов. Но у субъектов Федерации и муниципалитетов таких

возможностей нет, право размещать свободные остатки на депозитах есть только

у недотационных субъектов Федерации, а это небольшое количество субъектов

Федерации. Однако временно свободные остатки у любого бюджета, безусловно,

имеются, и предлагаемая система позволит сконцентрировать эти остатки, видеть

их на едином казначейском счёте и управлять ими, распределяя доходы

пропорционально этим остаткам между соответствующими субъектами Российской

Федерации и муниципальными образованиями. Если даже исходить из того, что

этот размер может удвоиться, то речь идёт о вполне ощутимых суммах, которые

реально будут получать субъекты Российской Федерации и муниципальные

образования, причём от них не потребуется никаких дополнительных затрат,

делать это будет как бы в едином формате, с помощью единых технологий

Федеральное казначейство.


Исходя из изложенного правительство, преследуя именно такие цели - повышение

оперативности, прозрачности, ликвидности и увеличение доходов бюджетов

бюджетной системы, - просит поддержать законопроект в первом чтении.


Председательствует Первый заместитель

Председателя Государственной Думы

А. Д. Жуков


ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.


Содоклад Надежды Сергеевны Максимовой.


МАКСИМОВА Н. С., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ".


Уважаемый Александр Дмитриевич, уважаемые коллеги! Докладчик очень подробно

рассказал о сути этого законопроекта, который внесло правительство. Надо

сказать, что внесению законопроекта предшествовала большая работа, которую

Министерство финансов, Федеральное казначейство проводили и со Счётной

палатой, и с Центральным банком, и с комитетами по бюджету Государственной

Думы и Совета Федерации, и с финансистами субъектов и муниципальных

образований в рамках Союза финансистов России. Таким образом, это в принципе

хорошо согласованный и выверенный документ.


По мнению комитета, и мы в заключении это отразили, внедрение этих

предложений правительства, конечно, будет способствовать совершенствованию

самой системы казначейского обслуживания исполнения бюджетов всех уровней и

внебюджетных фондов. Ещё раз хочу сказать, какие это даст плюсы. Прежде

всего, ускорятся процессы размещения средств, поступления средств на счета

бюджетополучателей. Далее, дотационные регионы приобретут возможность

получать дополнительные доходы от размещения своих временно свободных средств

казначейством - сейчас у них нет права размещать средства и получать

дополнительные доходы. Конечно, улучшатся качество и прозрачность отчётности,

а это, естественно, приведёт к расширению возможностей контроля за

правильностью и своевременностью использования средств. Поэтому мы считаем,

что в целом реализация норм этого законопроекта будет совершенствовать,

улучшать управление финансами государства.


Вместе с тем мы отмечаем и недостатки, над устранением которых надо будет

работать ко второму чтению. Прежде всего это касается того, что не во всех

статьях законопроекта учтены изменения в Бюджетный кодекс, которые мы с вами

приняли в период весенней сессии. Нужно привести эти статьи в соответствие

главам, которые касаются межбюджетных отношений, внутреннего и внешнего

государственного долга, финансового контроля, валютного контроля и так далее,

то есть надо привести законопроект в соответствие всем законам, которые мы

принимали в течение весенней сессии. Надо будет обязательно внести изменения

в федеральный закон № 184-ФЗ: уточнить полномочия исполнительных органов

власти субъектов Российской Федерации с точки зрения казначейского

обслуживания.


Наиболее существенные замечания, по мнению комитета по бюджету, касаются

того, что в представленном законопроекте отсутствует норма, регулирующая

казначейское сопровождение использования бюджетных средств, которые получают

юридические лица. Это немалые суммы, и нас, конечно, интересует, насколько

правильно и эффективно они используются. В заключении комитета мы предлагаем

правительству обязательно эти нормы ко второму чтению в законопроект внести.

В какой форме они будут внесены, мы ещё подумаем, обсудим. Сейчас эти вопросы

регулируются законом о федеральном бюджете, а мы считаем, что такие нормы

должны быть закреплены на постоянной основе в Бюджетном кодексе, - вот такое

предложение.


И ещё одно. Когда субъекты рассматривали законопроект, то обратили внимание

вот на что. В пояснительной записке к законопроекту правительство пишет, что

дополнительных расходов федерального бюджета не потребуется, но нет

информации, а что будет с региональными бюджетами - потребуются расходы или

нет? И вот субъекты нам говорят, что у них, возможно, возникнут

дополнительные материальные затраты на внедрение программного обеспечения и

выполнение иных процессов информатизации, на подготовку кадров для того,

чтобы работать уже в новой системе казначейских платежей. Мы считаем, что

этот вопрос тоже надо будет дополнительно рассмотреть. В случае если вдруг

окажется, что такие дополнительные расходы возникнут у региональных бюджетов,

конечно, правительство должно взять на себя обязательства возместить,

компенсировать эти дополнительные расходы.


Вот такие предложения комитет обозначил в своём заключении.


Надо сказать, что и Счётная палата, и 67 регионов, которые представили

заключения на этот законопроект, поддержали его, с учётом замечаний конечно.


Комитет рекомендует Государственной Думе принять законопроект в первом чтении

с учётом его доработки ко второму чтению.


Спасибо за внимание.


ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.


Есть ли вопросы? Нет.


Есть ли желающие выступить? Представитель президента? Правительства? Нет.

Докладчик? Нет.


Ставится на голосование проект федерального закона "О внесении изменений в

Бюджетный кодекс Российской Федерации в части казначейского обслуживания и

системы казначейских платежей".


Включите режим голосования.


Покажите результаты.


РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (15 час. 00 мин. 59 сек.)

Проголосовало за 397 чел.88,2 %

Проголосовало против 0 чел.0,0 %

Воздержалось 0 чел.0,0 %

Голосовало 397 чел.

Не голосовало 53 чел.11,8 %

Результат: принято


Принимается единогласно.