ФЗ № 724741-7

О внесении изменений в Федеральный закон «О кредитных историях» в части модернизации системы формирования кредитных историй

в части модернизации системы формирования кредитных историй

Внесён: 5 июня 2019
Последнее событие: Опубликование закона, 7 августа 2020
Последнее решение:

Стенограммы по законопроекту №724741-7

Заседание №308

21.07.2020

О проекте федерального закона № 724741-7 "О внесении изменений в Федеральный закон "О кредитных историях" в части модернизации системы формирования кредитных историй" (принят в первом чтении 7 ноября 2019 года с наименованием "О внесении изменений в Федеральный закон "О кредитных историях" и главу 1 Федерального закона "О сельскохозяйственной кооперации").

45-й вопрос, о проекте федерального закона "О внесении изменений в

Федеральный закон "О кредитных историях" в части модернизации системы

формирования кредитных историй". Докладывает Игорь Борисович Дивинский.


ДИВИНСКИЙ И. Б. Уважаемый Иван Иванович, уважаемые коллеги! К законопроекту

поступило всего четыре поправки, все они включены в таблицу № 1 и

рекомендованы комитетом к принятию. Комитет просит Государственную Думу

принять законопроект во втором чтении.


ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Игорь Борисович.


Коллеги, по таблице № 1 есть вопросы? Нет.


Таблица ставится на голосование.


Включите режим голосования.


Покажите результаты.


РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (15 час. 07 мин. 13 сек.)

Проголосовало за 296 чел.65,8 %

Проголосовало против 0 чел.0,0 %

Воздержалось 0 чел.0,0 %

Голосовало 296 чел.

Не голосовало 154 чел.34,2 %

Результат: принято


Принимается.


Ставится законопроект на голосование во втором чтении.


Включите режим голосования.


Покажите результаты.


РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (15 час. 07 мин. 37 сек.)

Проголосовало за 312 чел.69,3 %

Проголосовало против 0 чел.0,0 %

Воздержалось 1 чел.0,2 %

Голосовало 313 чел.

Не голосовало 137 чел.30,4 %

Результат: принято


Принимается во втором чтении законопроект.


Включите микрофон на трибуне, пожалуйста.


ДИВИНСКИЙ И. Б. Уважаемый Иван Иванович, уважаемые коллеги! Я обращаю ваше

внимание, что Центральный банк разработал все подзаконные акты, необходимые

при вступлении данного закона в силу. Законопроект прошёл все экспертизы и

готов к принятию в третьем чтении. Прошу поставить вопрос на голосование.


ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Коллеги, нет возражений? Нет.


Желающие выступить по мотивам будут? Нет.


Ставится на голосование в третьем чтении законопроект.


Включите режим голосования.


Покажите результаты.


РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (15 час. 08 мин. 25 сек.)

Проголосовало за 319 чел.70,9 %

Проголосовало против 0 чел.0,0 %

Воздержалось 1 чел.0,2 %

Голосовало 320 чел.

Не голосовало 130 чел.28,9 %

Результат: принято


Закон принят.

Заседание №252

07.11.2019

О проекте федерального закона № 724741-7 "О внесении изменений в Федеральный закон "О кредитных историях" и главу 1 Федерального закона "О сельскохозяйственной кооперации" (в целях модернизации системы формирования кредитных историй).

Пункт 13 порядка работы, проект федерального закона "О внесении изменений в

Федеральный закон "О кредитных историях" и главу 1 Федерального закона "О

сельскохозяйственной кооперации". Доклад первого заместителя председателя

Комитета по финансовому рынку Игоря Борисовича Дивинского.


Пожалуйста, Игорь Борисович.


ДИВИНСКИЙ И. Б., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ".


Уважаемый Игорь Владимирович, уважаемые коллеги! Предлагаемый вашему вниманию

законопроект разработан в целях исполнения поручения Президента Российской

Федерации об установлении обязанности проверки у гражданина суммарного объёма

обязательств по кредитным договорам при выдаче потребительского кредита и

введении Банком России порядка расчёта показателя совокупной долговой

нагрузки гражданина (сокращённо ПДН), который представляет собой отношение

совокупных платежей по всем уже полученным гражданином кредитам и займам к

его доходам. Законопроектом предусматривается комплексная модернизация

действующей системы формирования кредитных историй с учётом уровня развития

современного кредитования рынка и финансовых технологий и положений,

направленных на реализацию требований о расчёте ПДН.


Во-первых, законопроектом предлагается создать на основе крупнейших бюро

кредитных историй (БКИ) квалифицированные бюро кредитных историй (КБКИ), в

отношении которых будут установлены повышенные требования к инфраструктуре,

позволяющие обеспечить получение данных для расчёта ПДН в режиме реального

времени. Сейчас на рынке работает три-четыре крупных БКИ и порядка десяти

региональных. Институт квалифицированных БКИ вводится с целью сокращения

количества точек аккумуляции сведений для расчёта ПДН с 13 БКИ на данный

момент до трёх-четырёх, которые будут соответствовать повышенным требованиям

и возросшему ресурсному объёму. Введение института КБКИ позволит

минимизировать затраты на создание дополнительной инфраструктуры, а также

снизить риски монополизации рынка кредитных историй, сократить сроки и

повысить бесперебойность получения сведений, необходимых для расчёта долговой

платёжной нагрузки. Поскольку для расчёта ПДН при каждом обращении гражданина

в финансовую организацию за кредитом или займом такой организации потребуется

получить в КБКИ сведения о совокупных платежах гражданина по уже полученным

им кредитам и займам, предлагается ограничить стоимость услуги КБКИ по

предоставлению сведений о показателе долговой нагрузки субъекта кредитной

истории величиной, которая не должна превышать более чем на одну треть

среднерыночного значения стоимости кредитного отчёта, ежегодно определяемого

и публикуемого Банком России.


Во-вторых, предлагается наделить Банк России полномочием устанавливать

порядок расчёта совокупной долговой нагрузки пользователей кредитных историй,

предполагающих реализацию механизма расчёта по принципу "одного окна". Это

позволит минимизировать количество действий пользователей кредитных историй и

избежать отправки запроса во все БКИ. А также Банк России должен вести

государственный реестр бюро кредитных историй, КБКИ, содержащий сведения о

них, на официальном сайте в доступной сети Интернет.


В-третьих, предлагается предоставить БКИ право участия в системе

межведомственного электронного взаимодействия (СМЭВ) в целях обмена

информацией с федеральными органами исполнительной власти и предоставления

кредитных отчётов субъектам кредитных историй с использованием единого

портала государственных услуг. Для этого клиенты БКИ проходят процедуру

удалённой идентификации в ЕСИА.


В-четвёртых, предлагается облегчить доступ пользователей и субъектов

кредитных историй к получению информации из БКИ, включая предоставление права

поднадзорным Банку России организациям выполнять операции по приёму и

передаче заявлений в БКИ, позволяющие субъектам кредитной истории,

проживающим и (или) временно находящимся в отдалённых регионах Российской

Федерации, не имеющим доступа к Интернету и электронным каналам связи,

реализовать право на получение кредитного отчёта или оспаривание кредитной

истории, если это необходимо.


В-пятых, предлагается повысить точность идентификации субъектов кредитной

истории, по которым передаётся информация. Для этого предполагается наделить

Банк России полномочиями по обмену информацией с федеральными органами

исполнительной власти (Пенсионным фондом, Министерством внутренних дел и

другими) в целях выверки титульных частей кредитных историй. Банком России

будет разработан порядок устранения несоответствий в случае направления БКИ в

Банк России информации о несуществующих или неверно идентифицированных

физических лицах.


В-шестых, предлагается предоставить Банку России право исключать БКИ из

государственного реестра без выявления неоднократных или существенных

нарушений законодательства.


Комитет по финансовому рынку отмечает, что в ходе работы над законопроектом в

рамках подготовки к первому чтению выявилась необходимость его доработки по

некоторым направлениям, а именно нужно законодательно урегулировать порядок

расчёта ПДН. В настоящее время система оценки долговой нагрузки закреплена

исключительно в подзаконном нормативном акте - указании Банка России № 4892-У

от 31 августа ещё прошлого года, вышедшем в свет для реализации поручения

президента и обсуждаемого законопроекта. В то же время юридическое назначение

ПДН чрезвычайно широко, поскольку он является экономическим инструментом для

определения разумного баланса интересов сторон кредитных правоотношений. В

связи с этим в целях эффективного регулирования порядка расчёта ПДН, на наш

взгляд, требуется законодательное закрепление базовых элементов системы

оценки долговой нагрузки по аналогии с регулированием порядка расчёта полной

стоимости кредита, уже предусмотренного федеральным законом № 353. При этом

на законодательном уровне представляется целесообразным аналогично институту

полной стоимости кредита закрепление как общих положений и формулы расчёта

ПДН, так и её исключительных параметров. Согласно законопроекту ПДН будет

рассчитываться пользователем кредитных историй на основе сведений, полученных

от всех квалифицированных БКИ, с последующей дедубликацией сведений самим

банком, что, в свою очередь, приведёт к значительным организационным и

техническим расходам. В связи с этим целесообразно предусмотреть механизм,

при котором пользователю кредитной истории достаточно будет осуществить

запрос сведений о совокупной долговой нагрузке только в одном

квалифицированном БКИ, что даст сокращение с пяти до трёх дней срока обмена

информацией между кредиторами и бюро кредитных историй.


Комитет по финансовому рынку поддерживает концепцию законопроекта и

рекомендует Государственной Думе принять его в первом чтении.


Спасибо за внимание.


Председательствует Первый заместитель

Председателя Государственной Думы

И. И. Мельников


ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Игорь Борисович.


Коллеги, будут ли вопросы? Нет вопросов. Желающие выступить? А, есть вопросы?

Прошу прощения.


Включите режим записи на вопросы.


Извините. Очень правильно делаете, что подаёте голос.


Покажите список.


Боева Наталья Дмитриевна, пожалуйста.


БОЕВА Н. Д. Спасибо, Иван Иванович.


Игорь Борисович, я приношу свои извинения, что задаю этот вопрос, но меня это

очень волнует. Я понимаю так, что кредитные истории теперь становятся

доступны для всех, так? Или только для кредитных организаций?


ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. На трибуне включите микрофон, пожалуйста.


ДИВИНСКИЙ И. Б. В законопроекте установлен перечень, кому это доступно, не

всем. Но если вы являетесь участником кредитной истории, конечно, вам будет

доступна ваша часть.


ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Наталье Дмитриевне включите микрофон.


БОЕВА Н. Д. Тогда скажите, пожалуйста, как будут храниться эти данные и кто

будет отвечать за утечку этих данных? Ведь эти данные могут в принципе

послужить для захвата предприятия.


ДИВИНСКИЙ И. Б. Спасибо, Наталья Дмитриевна, за вопрос. На самом деле бюро

кредитных историй существуют уже 12 лет, и это, наверное, единственное место,

откуда ещё не утекало никакой информации. Порядок уже определён. Руководство

и бюро кредитных историй, занимающиеся хранением данных, создали определённую

систему, которая не позволяет передавать эти данные. Это первое.


И второе. Если честно, Наталья Дмитриевна, я думаю, что даже в нашем зале

очень немногие смогут понять отчёт кредитной истории: он очень специфический.


Председательствует Председатель Государственной Думы

В. В. Володин


ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Коллеги, кто хотел бы выступить? Нет желающих.


Заключительное слово, Игорь Борисович? Нет.


Полномочный представитель правительства? Нет. Поддерживаете? Понятно.


Уважаемые коллеги, ставится на голосование проект федерального закона "О

внесении изменений в Федеральный закон "О кредитных историях" и главу 1

Федерального закона "О сельскохозяйственной кооперации" (в части модернизации

системы формирования кредитных историй), 13-й вопрос повестки дня.


Пожалуйста, включите режим голосования.


Покажите результаты.


РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (15 час. 22 мин. 33 сек.)

Проголосовало за 320 чел.71,1 %

Проголосовало против 0 чел.0,0 %

Воздержалось 1 чел.0,2 %

Голосовало 321 чел.

Не голосовало 129 чел.28,7 %

Результат: принято


Принимается законопроект в первом чтении.