ФЗ № 707989-7

О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации

О "дачной амнистии"

Внесён: 14 мая 2019
Последнее событие: Опубликование закона, 9 августа 2019
Последнее решение:
Инициаторы:
Байгускаров Зариф Закирович , Баталина Ольга Юрьевна , Белых Ирина Викторовна , Бессарабов Даниил Владимирович , Боева Наталья Дмитриевна , Бондаренко Елена Вениаминовна , Бондарь Оксана Андреевна , Брыкин Николай Гаврилович , Быков Олег Петрович , Валенчук Олег Дорианович , Вторыгина Елена Андреевна , Выборный Анатолий Борисович , Гаджиев Мурад Станиславович , Гетта Антон Александрович , Гильмутдинов Ильдар Ирекович , Говорин Николай Васильевич , Гусева Ирина Михайловна , Гутенев Владимир Владимирович , Евланов Владимир Лазаревич , Жарков Антон Викторович , Журова Светлана Сергеевна , Загребин Алексей Егорович , Зубарев Виктор Владиславович , Иванов Валерий Викторович , Ищенко Александр Николаевич , Карлов Георгий Александрович , Касаева Татьяна Викторовна , Катенев Владимир Иванович , Кидяев Виктор Борисович , Клыканов Александр Борисович , Когогина Альфия Гумаровна , Кононов Владимир Михайлович , Коткин Сергей Николаевич , Кравченко Денис Борисович , Крашенинников Павел Владимирович , Кувшинова Наталья Сергеевна , Кудрявцев Максим Георгиевич , Ламейкин Дмитрий Викторович , Левицкий Юрий Андреевич , Лысаков Вячеслав Иванович , Маграмов Абдулмажид Варисович , Максимов Александр Александрович , Малов Николай Владимирович , Марданшин Рафаэль Мирхатимович , Митина Елена Анатольевна , Николаев Николай Петрович , Огуль Леонид Анатольевич , Ооржак Мерген Дадар-оолович , Панков Николай Васильевич , Перминов Дмитрий Сергеевич , Петров Анатолий Ильич , Петрунин Николай Юрьевич , Пинский Виктор Витальевич , Пятикоп Александр Иванович , Рахматуллина Зугура Ягануровна , Сапко Игорь Вячеславович , Сафаралиев Гаджимет Керимович , Синяговский Владимир Ильич , Скоч Андрей Владимирович , Смирнов Юрий Валентинович , Суббот Валентин Владимирович , Тетерин Иван Михайлович , Ткачев Алексей Николаевич , Толстой Петр Олегович , Умаханов Умахан Магомедгаджиевич , Фаррахов Айрат Закиевич , Харсиев Алихан Анатольевич , Хуснулин Равиль Камильевич , Чернышев Андрей Владимирович , Чижов Сергей Викторович , Швыткин Юрий Николаевич

Стенограммы по законопроекту №707989-7

Заседание №231

25.07.2019

О проекте федерального закона № 707989-7 "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (о дачной амнистии).

2-й вопрос, о проекте федерального закона "О внесении изменений в отдельные

законодательные акты Российской Федерации" (о дачной амнистии), третье

чтение. Доклад Павла Владимировича Крашенинникова.


Пожалуйста, Павел Владимирович.


КРАШЕНИННИКОВ П. В. Спасибо большое.


Уважаемый Вячеслав Викторович, уважаемые коллеги! Речь идёт о дачной

амнистии. Мы с вами приняли законопроект в первом, во втором чтениях и

договорились о том, что срок оформления потребительской недвижимости в

упрощённом порядке продлевается до 1 марта 2021 года. Напоминаю, что поправки

вносятся в шесть законов, из них три кодекса. Также мы с вами приняли решение

об установлении постоянных норм, в том числе по цене кадастровых работ.

Законопроект готов к третьему чтению, все экспертизы проведены, просьба

поддержать.


ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Коллеги, есть желающие выступить по мотивам от фракции?

Нет.


Ставится на голосование проект федерального закона "О внесении изменений в

отдельные законодательные акты Российской Федерации", 2-й вопрос повестки,

третье чтение...


Есть желающие выступить? Да.


Пожалуйста, включите режим записи.


Покажите список.


Хованская Галина Петровна. Подготовиться Власову.


ХОВАНСКАЯ Г. П., председатель Комитета Государственной Думы по жилищной

политике и жилищно-коммунальному хозяйству, фракция "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ".


Спасибо.


Коллеги, я хочу сказать, что законопроект о так называемой дачной амнистии

включает также очень важный раздел, он включает разъяснение постановления

Конституционного Суда - 12-го постановления от аж 2010 года. Знаете, с чем

это связано? С тем, что наши чиновники на местах, наши законодатели в

субъектах Федерации не замечали этого постановления Конституционного Суда.

Речь идёт о формировании земельных участков под многоквартирными домами и

постановке их на кадастровый учёт. Я очень благодарна, что все поправки,

которые я предлагала, приняты. Теперь некоторым председателям Дум будет очень

сложно сказать, что это компетенция собственника, что он должен платить.

Чётко сказано: это полномочия публичной власти, начиная с межевания и

заканчивая постановкой на кадастровый учёт, даже независимо от того,

обращался собственник за такой постановкой или не обращался.


Уважаемые коллеги, разъясняйте всем, пожалуйста, на приёмах этот

замечательный документ. Я благодарна, конечно, членам комитета за то, что они

приняли во внимание мои поправки. Закон получился очень хороший!


Спасибо за внимание.


ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Галина Петровна.


И обращаю внимание Аппарата на то, что было бы правильно это разъяснение

разместить на сайте Государственной Думы, учитывая, что заседание снимает

интернет-телевидение "Дума ТВ": интерес огромный к таким разъяснениям, сюжеты

набирают большое количество просмотров. Ещё раз хочется сказать, что вы

абсолютно правы: для того чтобы закон правильно толковали, нам нужно в том

числе разъяснять его положения.


Пожалуйста, Власов Василий Максимович.


ВЛАСОВ В. М., фракция ЛДПР.


Уважаемые коллеги, уважаемый Вячеслав Викторович! Фракция ЛДПР, конечно же,

поддерживает данный законопроект. Я хотел бы остановиться только на некоторых

вопросах.


Вот уже 13 лет мы продлеваем дачную амнистию, всё продлеваем и продлеваем.

История вопроса уходит глубоко в советские времена, когда люди не так хотели

иметь частную собственность, точнее, им не давали возможность иметь частную

собственность. И вот, казалось бы, за эти 13 лет наши граждане смогут

зарегистрировать всё своё имущество, все дома, но если вы откроете

кадастровую карту, то увидите, что в дачных поселениях, дачных посёлках,

коттеджных посёлках, например, при 140 участках на карту нанесено лишь

пять-шесть домов. Вот мне кажется, что мы превращаемся в такую страну, где

всё время строят дома, причём они строятся по двадцать лет, по пятнадцать

лет. И вроде бы на "Гугл.Картах" или на "Яндекс.Картах" эти дома есть, они

сфотографированы, они уже давно стоят, там уже давно живут люди, но на

кадастровой карте либо в перечне зарегистрированной недвижимости их нет.


У меня радикальное предложение. Я прекрасно понимаю, что пройдёт ещё полтора

года и мы с вами опять столкнёмся с ситуацией, когда огромное количество

людей опять по каким-то причинам не зарегистрируют своё имущество. Мне

кажется, было бы правильно в случае, если люди по каким-то причинам не могут

это сделать из-за небольших финансовых возможностей, должна быть формула или

должен быть формат, чтобы они смогли это сделать за счёт государства. Почему?

Да потому что государство заинтересовано в том, чтобы они своё имущество

зарегистрировали. Сегодня заходите в Интернет - огромное количество

объявлений: за сумму от 30 тысяч рублей до 80 тысяч рублей приедет товарищ,

подготовит все документы и всё зарегистрирует, но мы с вами прекрасно

понимаем, что не все могут воспользоваться такой возможностью, а государство

заинтересовано в том, чтобы человек поставил на учёт своё имущество, своё

жильё, свой дом, потому что за этот дом он потом будет платить налог. Вот и

посчитайте, сколько за эти 13 лет государство недополучило налогов. А если бы

оно 13 лет назад позволило людям зарегистрировать это имущество бесплатно, я

уверен, что и налоги были бы собраны, и давно бы уже вопрос по поводу

регистрации этих домов не стоял.


Наше предложение: за эти полтора года продумать такой формат, чтобы люди,

которые не могут зарегистрировать свой дом по финансовым причинам, могли бы

сделать это за счёт государства, ну и соответственно, в случае возникновения

каких-то вопросов и в случае продажи им было бы потом проще действовать.


Фракция ЛДПР, конечно же, поддерживает данную инициативу.


ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.


Ставится на голосование проект федерального закона "О внесении изменений в

отдельные законодательные акты Российской Федерации" (о дачной амнистии), 2-й

вопрос нашей повестки.


Просьба включить режим голосования.


Покажите результаты, пожалуйста.


РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (13 час. 14 мин. 30 сек.)

Проголосовало за 418 чел.92,9 %

Проголосовало против 0 чел.0,0 %

Воздержалось 0 чел.0,0 %

Голосовало 418 чел.

Не голосовало 32 чел.7,1 %

Результат: принято


Федеральный закон принят единогласно.

Заседание №229

23.07.2019

О проекте федерального закона № 707989-7 "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (о дачной амнистии).

28-й вопрос, о проекте федерального закона "О внесении изменений в отдельные

законодательные акты Российской Федерации".


Павел Владимирович Крашенинников, пожалуйста.


КРАШЕНИННИКОВ П. В., председатель Комитета Государственной Думы по

государственному строительству и законодательству, фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ".


Спасибо большое.


Уважаемый Иван Иванович, уважаемые коллеги! Речь идёт о восстановлении дачной

амнистии. Вы знаете, что было несколько законопроектов по этому поводу. Два

законопроекта предполагали, что дачную амнистию нужно восстановить и продлить

до 2020 года, мы предлагали до 2022-го, но, как обычно бывает в

законотворческой деятельности, был найден компромисс: до 1 марта 2021 года мы

предлагаем восстановить дачную амнистию. При этом кроме самого восстановления

мы также предусмотрели целый ряд поправок, в том числе универсальных (я

подчеркиваю), которые будут действовать вне определённого срока, в том числе

по определению цены на кадастровые работы, в том числе по информированию

населения об образовании земельного участка под многоквартирным домом, и

также есть поправки, связанные с земельными участками, с оформлением их в

садоводческих некоммерческих товариществах, здесь мы об этом также уже

неоднократно говорили.


Вам представлены две таблицы: в 1-й таблице 11 поправок, во 2-й таблице две

поправки. Комитет просит утвердить поправки, проголосовать за законопроект во

втором чтении и, если на то будет добрая воля, 25-го рассмотреть его в

третьем чтении.


Спасибо за внимание.


ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.


Спасибо, Павел Владимирович.


Коллеги, есть ли вопросы по таблице поправок № 1? Нет.


Ставлю таблицу на голосование.


Включите режим голосования.


Покажите результаты.


РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (13 час. 35 мин. 59 сек.)

Проголосовало за 348 чел.77,3 %

Проголосовало против 0 чел.0,0 %

Воздержалось 0 чел.0,0 %

Голосовало 348 чел.

Не голосовало 102 чел.22,7 %

Результат: принято


Принимается таблица поправок № 1.


По 2-й таблице поправок есть вопросы? Нет.


Ставлю таблицу на голосование.


Включите режим голосования.


Покажите результаты.


РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (13 час. 36 мин. 26 сек.)

Проголосовало за 319 чел.70,9 %

Проголосовало против 0 чел.0,0 %

Воздержалось 0 чел.0,0 %

Голосовало 319 чел.

Не голосовало 131 чел.29,1 %

Результат: принято


Принимается таблица поправок № 2.


Ставлю законопроект на голосование во втором чтении.


Включите режим голосования.


Покажите результаты.


РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (13 час. 36 мин. 49 сек.)

Проголосовало за 399 чел.88,7 %

Проголосовало против 0 чел.0,0 %

Воздержалось 0 чел.0,0 %

Голосовало 399 чел.

Не голосовало 51 чел.11,3 %

Результат: принято


Принимается во втором чтении единогласно.


Третье чтение - на 25-е число. Нет возражений, коллеги? Нет.


Прошу учесть.


Заседание №219

19.06.2019

О проекте федерального закона № 707989-7 "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (о дачной амнистии).

Переходим к законопроектам первого чтения. 17-й вопрос, о проекте

федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты

Российской Федерации". Докладывает Павел Владимирович Крашенинников.


КРАШЕНИННИКОВ П. В. Уважаемый Иван Иванович, уважаемые коллеги! Речь идёт о

так называемой дачной амнистии, и у нас очень много копий было сломано, если

так можно сказать, но давайте о сути проекта.


Используя формулу Вольтера, наверное, следует сказать, что это никакая не

дачная и никакая не амнистия. Почему не дачная? Потому что, совершенно

очевидно, этот упрощённый порядок оформления потребительской недвижимости

распространяется кроме дачи и на жильё, и на сады, и на огороды, и на гаражи,

и на земельные участки и так далее. Ну а почему не амнистия? По-моему, тоже

совершенно очевидно: амнистия - это, как мы знаем, прощение, но, честно

говоря, вопрос, кто у кого должен просить прощения по данному поводу,

достаточно большой - граждане у государства или государство должно просить

прощения? Здесь ответ очевиден. Почему граждане оказались в такой ситуации?

Не потому, что они плохие, что-то нарушили, а потому, что государство

постоянно меняет правила игры, постоянно меняет процедуры, используемые при

оформлении прав, - они самые разные: мы говорим о справках, различных

согласованиях, отчётах и так далее. Это, конечно, происходило, особенно вот

эти изменения и несостыковки, в период изменения политической формации нашей

страны, но это также происходило после того, как у нас стало меняться

государство. Наверное, отправной точкой следует считать принятие и введение в

действие закона "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и

сделок с ним". И конечно, мы видим, что это привело к тому, что ни граждане

не защищали свои права, ни государство, собственно, не очень понимало, где и

у кого какая недвижимость существует. Поэтому 13 лет назад в Государственной

Думе было принято решение всё-таки упростить оформление соответствующих прав

граждан, и 13 лет назад был принят соответствующий закон, который позволил в

упрощённом порядке оформлять те права, ещё раз подчеркну, которые уже

существуют. Наши коллеги-журналисты это как раз и назвали дачной амнистией -

ну что, есть такой термин, наверное, пускай и будет.


За 13 лет граждане воспользовались дачной амнистией в отношении 13 миллионов

объектов, они были оформлены по дачной амнистии. Я хочу обратить ваше

внимание на то, что это объекты, которые к бизнесу никакого отношения не

имеют. Я уже перечислил, какие это объекты: это объекты семей не с большим

достатком, семей, состоящих, наверное, из трёх-четырёх человек. Ну, давайте

возьмём семью хотя бы из трёх человек, вот помножьте на 3, и получится, что

порядка трети населения у нас воспользовалось дачной амнистией, оформило свои

права, тем самым защитив их, тем самым государство дало возможность передать

это имущество по наследству, продать и так далее. И мне кажется, что этот

выбор, эти правила были абсолютно правильные.


И один вопрос возникает: все ли воспользовались этой дачной амнистией?

Конечно, не все, и мы знаем, с учётом работы в своих избирательных округах,

что есть большое количество граждан, которые не оформили по разным причинам,

и основная причина психологическая, дескать, и так принадлежит мне. По нашим

данным, это несколько миллионов граждан, конечно, в основном не в крупных

городах, а в сельской местности и в основном в дачных, садовых, огородных

товариществах и так далее. Поэтому мы предлагаем всё-таки вернуться к этой

теме, этот упрощённый порядок ещё раз рассмотреть и эту тему решить

юридическим образом.


Тема обсуждается весь этот год. Мы знаем, что и правительство этой темой

достаточно подробно занималось и занимается, мы помним, что Дмитрий

Анатольевич, когда у нас выступал, говорил о том, что необходимо защитить

права граждан и оказать поддержку гражданам в этой сфере, и мы знаем, что

фракция "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ" внесла соответствующий законопроект. Сразу хочу

сказать, что были вопросы по поводу альтернативности. Эти законопроекты

подняли очень важную проблему, которую нужно решать. Но вот в законопроекте,

который я представляю, всё-таки наряду с изменениями в Градостроительный

кодекс есть изменения и в закон "О кадастровой деятельности", и в закон "О

государственной регистрации недвижимости", и в законы о введении в действие

Земельного и Жилищного кодексов, то есть здесь более широкий пласт мы

предлагаем охватить.


Срок. В данном законопроекте мы предлагаем до 1 марта 2022 года продлить,

точнее, восстановить дачную амнистию - это вопрос дискуссионный, но

совершенно точно не нужно ограничиваться 2020 годом, потому что вряд ли за

это время что-то можно успеть.


Дальше мы предлагаем всё-таки вернуться к теме, связанной с ценами при

проведении кадастровых работ. Мы считаем, что нужно их оставить в компетенции

субъектов Федерации, чтобы было возможно регулирование данных цен, - это не

бизнес, здесь такое регулирование вполне, на наш взгляд, возможно.


Есть тема, связанная с земельными участками общего пользования в дачных и

садовых товариществах, - это дороги, пруды, въезды и так далее. Если мы этот

закон не примем, то дачникам придётся покупать это через торги, а это,

конечно, ужасно и будет невозможно сделать.


С учётом оставшегося у меня времени хочу сказать, что это чрезвычайно важный

законопроект. Если мы сейчас его примем, то сможем в весеннюю сессию его

рассмотреть и в весеннюю же сессию дать гражданам возможность оформлять свои

права в упрощённом порядке.


ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Павел Владимирович.


Коллеги, будут ли вопросы? Да.


Включите режим записи на вопросы.


Покажите список.


Арефьев Николай Васильевич.


АРЕФЬЕВ Н. В., фракция КПРФ.


Павел Владимирович, вот такой вопрос. Мы недавно приняли закон о

садоводчестве и огородничестве, в котором поставлены те же самые условия по

регистрации земельных участков и недвижимости на них. Цель всей этой

кампании, а также дачной амнистии одна - содрать три шкуры с владельцев

садовых участков, чтобы заплатили налоги на недвижимость и на землю по

кадастровой стоимости. При этом не учитывается, что с шести соток в некоторых

регионах даже на 3 тысячи рублей нельзя собрать урожай, а заплатить придётся

около 20 тысяч. Вот скажите, зачем вы вообще эти законы вносите и почему

граждане должны нести дополнительные расходы?


КРАШЕНИННИКОВ П. В. Спасибо большое, очень важный вопрос. Если существует

какое-то право, то оно должно быть надлежащим образом оформлено. Это нужно

для защиты прав. Известны ситуации - я думаю, и к вам поступали такие

запросы, - когда земельные участки продавались вместе с находящимися на них

конкретными дачными, садовыми и даже с жилыми домами, но неоформленными. Это

первое.


Второе. Может быть, конечно, вы при жизни не хотите заключать какие-то

сделки, но совершенно очевидно, что мы все не вечны и не нужно проблему

оформления передавать по наследству. Понимаете, если мне когда-то, в 70-80-х

годах прошлого века, дали участок, я на нём построил домишко, то я знаю, где

и когда всё это происходило, кто это делал, и при подаче документов я знаю,

на что сослаться. Мои наследники уже не смогут это сделать, их запустят по

обычной процедуре, которая, я вас уверяю, гораздо тяжелее, чем эта. Надо это

всё понимать и воспринимать.


Дальше. Никто не заставляет это делать. Мы знаем, что некоторые бывшие

субъекты СССР просто установили срок, в течение которого нужно это сделать.

Здесь этого нет. Если собственники не хотят это делать, никто их не заставит

вносить соответствующие документы.


И последнее. Налоги и оформление - это, конечно, связанные вещи, но, я вас

уверяю, налоговый инспектор придёт в любом случае. Мы сейчас не говорим об

этом, мы говорим о защите прав граждан на недвижимость, которая у них

существует.


ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.


Осадчий Николай Иванович.


ОСАДЧИЙ Н. И., фракция КПРФ.


Уважаемый Павел Владимирович, представляемый вами законопроект затрагивает

тему оформления земельных участков под многоквартирными домами. Предлагается

возложить обязанности формирования земельных участков, на которых расположены

многоквартирные дома, на органы государственной власти и местного

самоуправления. Напомните, пожалуйста, предусмотрена ли в настоящее время

или, возможно, будет предусмотрена какая-либо специальная ответственность для

указанных органов в случае невыполнения ими этих обязанностей?


КРАШЕНИННИКОВ П. В. Спасибо. Коллеги, я напомню, что с 1 марта 2005 года

вступил в силу Жилищный кодекс, и в законе о введении его в действие вот эти

земельные участки - так называемая придомовая территория, не только подошва,

но и вся придомовая территория, - отнесены к объектам общего пользования и на

них распространяется режим долевой собственности всех собственников квартир.

Для чего это было нужно? Для того, чтобы собственники сами могли решить, что

на этом участке сделать: автомобильную стоянку, детскую площадку и так далее.

Выполняется это или нет по городам - вы самим можете сказать, ответ

достаточно простой. Если на этих земельных участках строят что-то другое, эти

земельные участки выделяются под строительство магазинов или ещё чего-то,

используют ли местные власти эти участки с нарушением закона? Да, конечно.


Повторю, это право уже существует, эти участки - долевая собственность.

Кто-то может сказать: "Ага, опять для налогов это делается!" Нет, это

делается, чтобы дать определённые возможности, другое дело, что возможность

всегда несёт в себе не только право, но и обязанность, а также

ответственность. Всё это в законе "О введении в действие Жилищного

кодекса..." есть, мы только предлагаем стимулировать, подталкивать к тому,

чтобы эти земельные участки были уже как-то оформлены. Вот коллега Савицкая

как раз занималась этими вопросами, в том числе в столице нашей Родины, и

очень хорошо всё знает.


Я считаю, это правильный и нужный вопрос. Мы с правительством уже

договаривались о том, что будем эту норму специально оговаривать, будем ко

второму чтению устанавливать какие-то критерии. Посмотрим, как это получится.

Мы запрашивали информацию у субъектов Федерации: пока Вологодская область

лучше всего осуществляет эту деятельность в городах, у них больше всего

обособлено таких земельных участков при многоквартирных домах, что, конечно,

даёт определённые преимущества. Можно, конечно, ничего не делать, но это...

так тоже бывает.


ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.


Нилов Ярослав Евгеньевич.


НИЛОВ Я. Е., председатель Комитета Государственной Думы по труду, социальной

политике и делам ветеранов, фракция ЛДПР.


Уважаемый Павел Владимирович, прошу обратить внимание на следующую ситуацию.

Насколько я понимаю, в данном законопроекте не предусмотрена дачная амнистия

для тех, кто построил на земле, выданной под ИЖС... Я знаю достаточно много

примеров, когда люди в своё время приобрели участки под ИЖС, там уже стояли

старые дома, их снесли, поставили новые, и при попытке получить, ну, как

говорится, задним числом разрешение на строительство люди получали отказ,

причём дома стоят, дома не зарегистрированы, налоги не платятся, а людям

отказывали по той причине, что там где-то какой-нибудь ручей течёт и якобы

это природоохранная зона, хотя, повторю, во время приобретения участков там

уже находились дома. И это не единичные случаи. Люди находятся в подвешенном

состоянии: дачная амнистия в данной редакции законопроекта на них

распространяться не будет, регистрировать свои права они не могут. Ну,

отдельные чиновники предлагают им разными путями всё-таки эту регистрацию

произвести либо отправляют в суд, а как работают суды, мы можем только

предполагать в данном... (Микрофон отключён.)


ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Добавить время? Всё.


КРАШЕНИННИКОВ П. В. Спасибо за вопрос.


Ярослав Евгеньевич, мы с вами эту тему уже обсуждали, ну и вообще вы этой

темой занимаетесь, спасибо вам большое. Я хочу сказать, что при отсутствии

дачной амнистии, когда она была прекращена, мы на самом деле всех в суды

отправили. Вот это первый тезис, и это, конечно, ужасно. Второй тезис: опять

же при отсутствии амнистии вот эти самые органы местного самоуправления, как

вы сказали, при "желании" всё-таки оформляют; понятно, какие это желания и

как они возникают, - все эти, так сказать, коррупционные желания как раз

возникают при отсутствии данных процедур. Так что, Ярослав Евгеньевич,

основная часть вашего выступления, вопроса как раз за, в поддержку этого

законопроекта - спасибо.


По поводу природоохранных зон. И предыдущие варианты дачной амнистии, и этот,

к сожалению, не затрагивают природоохранные зоны, были только истории, когда

там уже были построены какие-то домишки и их легализовали, но, как только всё

это убиралось, дачная амнистия на владельцев уже не распространялась. Это

несколько иное законодательство - природоохранное, давайте попытаемся что-то

сделать, может быть, будут какие-то поправки, давайте вместе смотреть, потому

что тема очень важная, нужная. Конечно, нам всем на ум сразу приходят Москва,

Подмосковье, Питер, но есть ещё и Красноярский край, Тыва и так далее, и это

другая история. Здесь нужно смотреть очень внимательно. А что касается того,

что уже было построено, - тогда, в 50-60-х годах прошлого века, когда давали

участки, такого понятия, как природоохранное законодательство, вообще не

было, и с тех пор люди там поколениями живут. Конечно, я считаю, что это

требует обсуждения.


ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.


Савельев Дмитрий Иванович.


САВЕЛЬЕВ Д. И., фракция ЛДПР.


Павел Владимирович, дачная амнистия действовала, как мы все знаем, на

протяжении 13 лет и продлевалась четыре раза, за это время в России было

оформлено около 10 миллионов земельных участков и порядка 3,5 миллиона домов,

причём всякий раз сообщение об очередном завершении амнистии сеяло панику в

рядах владельцев дач, огородов, садов. Понятно, что для регионов важны

налоговые поступления, связанные с земельными участками и объектами

строительства, однако ещё более важно оформление прав для граждан, которые не

могут без этого ни продать, ни завещать недвижимость, - так, может быть, уже

пора придать дачной амнистии статус постоянного механизма упрощённой

регистрации прав на недвижимость?


КРАШЕНИННИКОВ П. В. Спасибо за вопрос. Я тоже этого придерживаюсь. Но, вы

знаете, по поводу того, что мы временно предоставили субъектам Федерации

полномочия устанавливать размер этой платы, - мне кажется, сейчас у нас есть

шанс на то, что правительство... Правительство само предложило, чтобы мы это

сделали постоянной нормой. И мне кажется, что по этому пути надо идти, здесь

я полностью согласен, потому что многие нормы... Если человек в то время

приобрёл собственность, то почему по истечении какого-то времени нужно это

делать?.. Но это требует изменения законодательства, изменения подхода,

изменения психологии. Я считаю, что на данный момент нам надо в первом чтении

поддержать законопроект и дальше двигаться вперед.


ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.


Гартунг Валерий Карлович.


ГАРТУНГ В. К. Спасибо. У меня вопрос к Павлу Владимировичу, но, возможно,

Иван Иванович, вы подскажете - метаморфоза такая... 13 февраля депутаты

фракции "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ", десять депутатов, внесли аналогичный проект

закона, он лежит без движения в Комитете по транспорту и строительству,

потом, через два месяца, был внесён этот законопроект, авторы - 71 депутат

фракции "ЕДИНАЯ РОССИЯ", он моментально был рассмотрен и, соответственно,

идёт на принятие. Расскажите, в чём проблема, что не так - авторство не то

или что-то ещё, - почему так получается, что законопроект от нашей фракции

лежит и вообще не рассматривается никак, а законопроект от другой фракции

идёт моментально?


КРАШЕНИННИКОВ П. В. Спасибо за вопрос, Валерий Карлович.


ИЗ ЗАЛА. (Не слышно.)


КРАШЕНИННИКОВ П. В. Нет, это неправильно, он не собирается фракцию менять,

всё нормально.


Я об этом сказал в выступлении, и я считаю, что и ваш законопроект, и то, что

вы подняли эту тему, - это было очень важно. То, что так скоропостижно,

скажем так, та амнистия прошла, - это, конечно, я считаю, недоразумение.

Поэтому то, что вы эту тему подняли, и то, что избиратели нас к этому

подтолкнули, я считаю, абсолютно правильно. Но как я уже сказал, у нас тут

гораздо больше изменений вносится, не только в Градостроительный кодекс, я

уже перечислил законы: здесь и закон "О кадастровой деятельности", и закон "О

государственной регистрации недвижимости", и законы о введении в действие

Земельного кодекса, Жилищного кодекса и так далее - здесь охват немножко

шире, это во-первых. А во-вторых, мне кажется, решая ту же задачу, мы

всё-таки чуть-чуть шире её рассмотрели. Поэтому законопроекты не являются

альтернативными. Я думаю, что вы, как человек конструктивный, и ваша фракция,

как конструктивная, вместе с нами, приняв этот закон, будете дальше

двигаться, чтобы мы всё-таки дали людям эту возможность в весеннюю сессию,

чтобы не получилось, что мы дадим гражданам эту возможность осенью, мол,

идите делайте кадастровые работы в зиму, - это как-то не очень... Мне

кажется, что мы сможем принять этот закон в весеннюю сессию и дадим гражданам

возможность упрощённого оформления недвижимости.


ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Павел Владимирович. Присаживайтесь.


Коллеги, будут ли желающие выступить? Да.


Включите режим записи на выступления.


Покажите список.


Хованская Галина Петровна.


Кто-то от фракции выступает? Ясно, Валерий Карлович.


Три минуты поставьте Галине Петровне. От фракции - Гартунг, мне сказали.


ХОВАНСКАЯ Г. П. Уважаемый Иван Иванович, уважаемые коллеги! Комитет по

жилищной политике и жилищно-коммунальному хозяйству был соисполнителем по

этому законопроекту. Он действительно очень важен, и мы не будем какие-то

обиды друг другу предъявлять - важно, чтобы была решена проблема, вот тут, я

думаю, мы все единодушны: проблема должна быть решена. Тут затрагиваются

вопросы, которые касаются жилищной сферы, и я позволю себе остановиться

именно на этой части законодательной инициативы.


Ни для кого не секрет, что история-то длинная. Помните, когда не были

сформированы земельные участки вокруг многоквартирного дома, нужно было

решение общего собрания собственников для того, чтобы запустить эту

процедуру? Спасибо Конституционному Суду, он сказал: достаточно, чтобы один

собственник инициировал этот процесс, и будет сформирован земельный участок.

Но вообще обращаю ваше внимание: как раз в статье 16 закона № 189-ФЗ

совершенно чётко написано, что формирование земельного участка, на котором

расположен многоквартирный дом, осуществляется органами государственной

власти и органами местного самоуправления. Что происходило на практике? А на

практике говорили: а у нас в бюджете денег нет, а у нас средства не

предусмотрены. И вот начинались игры: "Ах вы, граждане, хотите сформировать

земельный участок? Ну тогда за деньги". И деньги эти немаленькие - достаточно

серьёзные средства. Запугивали граждан, не хотели оформлять земельные

участки, говорили, мол, налог будете платить. Ну мы сделали, совершенно

разумную норму провели в Налоговом кодексе: у нас не платят налог за эту

территорию, за придомовый земельный участок. Это тоже был положительный

момент.


Но, вы знаете, замечания у нас, безусловно, есть. Остаётся неясным вопрос,

связанный с утверждением проекта межевания территории, и остаётся вопрос с

формированием земельных участков по периметру многоквартирного дома. Коллеги,

ну это чистое безобразие! Понимаете, это просто для галочки: мы выполнили

норму федерального закона - мы поставили на кадастровый учёт по периметру.

Для чего это нужно? Да это нужно для того, чтобы, например, та территория...

Я понимаю, что в Козицком переулке в Москве можно сформировать участок только

по периметру дома, но если есть территория, где можно оформить участок, и,

кстати, этот участок был определён при строительстве, а людям говорят, что

это было только для строительства, а вот сейчас можно только по периметру,

то, вы понимаете, это неправильно, надо как раз предоставлять людям

возможность распоряжаться этим участком.


И последний момент.


Дайте ещё 30 секунд...


ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста.


ХОВАНСКАЯ Г. П. ...потому что об этом коллега Гартунг не скажет.


Безобразная ситуация, я считаю. Вот сейчас идёт отличная программа по

переселению из аварийного жилищного фонда, но если земельный участок, на

котором стоит дом, не поставлен на кадастровый учёт, то, извините, что мы

изымаем, в каких границах мы это делаем? Я категорически настаиваю: мы должны

принять положение о том, что нельзя сносить дом, если земельный участок, на

котором он стоит, не сформирован и не поставлен на кадастровый учёт, потому

что это жульничество в чистом виде - это минимизация компенсации гражданам,

которым предстоит переселение, потому что их аварийное жильё ничего не

стоит, а стоит земля, особенно когда речь идёт о центральных городах и о

региональных центрах, в центре города очень много ветхого и практически уже

аварийного жилищного фонда. Это нужно сделать, это обязательно.


Мы, безусловно, будем поддерживать эту законодательную инициативу.


Спасибо вам за внимание.


ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Галина Петровна.


Гартунг Валерий Карлович, выступление от фракции "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ".


ГАРТУНГ В. К. Уважаемый Иван Иванович, уважаемые коллеги! Наша фракция,

безусловно, поддерживает эту законодательную инициативу, тем более что десять

депутатов "СПРАВЕДЛИВОЙ РОССИИ" внесли такую же инициативу на два месяца

раньше.


Коллеги, я не в упрёк и не в укор, просто хочу сказать, что было бы более

справедливо, если бы мы наладили такую практику взаимодействия между

фракциями: если есть законодательная инициатива, но вы тоже хотите её внести

- мы не против межфракционных законопроектов, у нас есть такая практика,

когда несколько фракций вносят одну и ту же инициативу, просто хотелось бы,

чтобы эта практика применялась в Госдуме не только после того, как президент

выступит с инициативой, - если у вас есть аналогичные инициативы, можно

просто вносить межфракционные законопроекты. Вот такое предложение. Я думаю,

это будет более справедливо и будет понятно. Это первое, о чём я хотел

сказать.


Ну и второе. Хотелось бы обратить внимание на выступление Галины Петровны

Хованской, которая сказала, что при сносе ветхого и аварийного жилья

возникают проблемы.


Павел Владимирович, посмотрите, может быть, во втором чтении можно будет и

эту тему учесть, не ждать отдельной законодательной инициативы. Если тема

правильная - а мне кажется, что она правильная и справедливая, - можно во

втором чтении посмотреть, может, внести соответствующую поправку.


Спасибо за внимание.


ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Валерий Карлович.


Павел Владимирович, заключительное слово будет?


Павлу Владимировичу Крашенинникову включите микрофон.


КРАШЕНИННИКОВ П. В. Я хочу всех поблагодарить: спасибо!


ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Павел Владимирович.


Коллеги, обсуждение завершено, ставлю законопроект на голосование.


Включите режим голосования.


Покажите результаты.


РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (13 час. 28 мин. 13 сек.)

Проголосовало за 402 чел.89,3 %

Проголосовало против 0 чел.0,0 %

Воздержалось 0 чел.0,0 %

Голосовало 402 чел.

Не голосовало 48 чел.10,7 %

Результат: принято


Принимается в первом чтении единогласно.