ФЗ № 680572-7

О внесении изменений в статью 40 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» и статью 13.1 Федерального закона «О противодействии коррупции»

в части установления мер ответственности для депутатов представительных органов муниципальных образований, назначаемых за коррупционные правонарушения

Внесён: 3 апреля 2019
Последнее событие: Рассмотрение закона в Совете Федерации, 11 июля 2019
Последнее решение: соисполнителями назначены; направлен в комитеты (комиссии)
Инициаторы:
Авдеев Александр Александрович , Баталина Ольга Юрьевна , Бахметьев Виталий Викторович , Брыкин Николай Гаврилович , Будуев Николай Робертович , Воевода Алексей Иванович , Воробьев Александр Васильевич , Гетта Антон Александрович , Гильмутдинов Ильдар Ирекович , Грибов Александр Сергеевич , Дамдинов Алдар Валерьевич , Емельянов Михаил Васильевич , Загребин Алексей Егорович , Карамышев Виктор Николаевич , Кармазина Раиса Васильевна , Катенев Владимир Иванович , Кидяев Виктор Борисович , Клишас Андрей Александрович , Ковалев Николай Дмитриевич , Кувшинова Наталья Сергеевна , Литовченко Анатолий Григорьевич , Максимов Александр Александрович , Марков Андрей Павлович , Мельниченко Олег Владимирович , Носов Александр Алексеевич , Осипов Илья Владимирович , Пятикоп Александр Иванович , Ревенко Евгений Васильевич , Романенко Роман Юрьевич , Рязанский Валерий Владимирович , Сайтиев Бувайсар Хамидович , Сапко Игорь Вячеславович , Сафаралиев Гаджимет Керимович , Селиверстов Виктор Валентинович , Сидоров Александр Леонидович , Скруг Валерий Степанович , Соломатина Татьяна Васильевна , Суббот Валентин Владимирович , Сухарев Игорь Николаевич , Тарасенко Михаил Васильевич , Тимченко Вячеслав Степанович , Тихомиров Анатолий Федорович , Турчак Андрей Анатольевич , Фирюлин Иван Иванович , Хуснулин Равиль Камильевич , Черкесов Леонид Ильич , Шевченко Андрей Анатольевич , Шеремет Михаил Сергеевич , Шолохов Александр Михайлович

Стенограммы по законопроекту №680572-7

Заседание №211

16.05.2019

О проекте федерального закона № 680572-7 "О внесении изменений в статью 40 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (в части установления мер ответственности для депутатов представительных органов муниципальных образований за совершение коррупционных правонарушений).

18-й вопрос, проект федерального закона "О внесении изменений в статью 40

Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в

Российской Федерации". Докладывает член Совета Федерации Олег Владимирович

Мельниченко.


МЕЛЬНИЧЕНКО О. В., член Совета Федерации.


Уважаемый Иван Иванович, уважаемые коллеги! Проект закона направлен на

введение альтернативных мер ответственности депутатов представительных

органов муниципальных образований за предоставление заведомо недостоверных

или неполных сведений о доходах. На сегодняшний день при выявлении такого

нарушения высшее должностное лицо субъекта Федерации обращается с заявлением

о досрочном прекращении полномочий депутата. Законопроектом предлагается

применять к муниципальным депутатам такие меры ответственности, как

предупреждение, освобождение от должности в представительном органе

муниципального образования, в том числе от осуществления полномочий на

постоянной основе без прекращения полномочий депутата с лишением права

занимать должность в представленном органе муниципального образования. Как мы

знаем, схожий дифференцированный подход в настоящее время уже применяется в

отношении членов Совета Федерации и депутатов Государственной Думы. Новеллой

законопроекта также является необходимость опубликования информации о

вынесении муниципальному депутату предупреждения на официальном сайте

соответствующего органа местного самоуправления в сети Интернет.


Уточнение мер ответственности позволит, на наш взгляд, не применять к

муниципальным депутатам чрезмерных санкций, и предлагаемые изменения будут

способствовать повышению статуса муниципального депутата и развитию местного

самоуправления в стране. Убедительная просьба к вам, уважаемые депутаты,

поддержать.


Спасибо за внимание.


ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Олег Владимирович, присаживайтесь.


С содокладом выступает Алексей Николаевич Диденко, председатель Комитета по

федеративному устройству и вопросам местного самоуправления.


ДИДЕНКО А. Н., председатель Комитета Государственной Думы по федеративному

устройству и вопросам местного самоуправления, фракция ЛДПР.


Уважаемый Иван Иванович, уважаемые коллеги! Докладчик, один из соавторов,

доложил суть данного законопроекта. Данный проект был рассмотрен Комитетом по

федеративному устройству и вопросам местного самоуправления.


Нужно сказать, что подобная инициатива имеет некоторую историю, поскольку

неоднократно обсуждалась в рамках рассмотрения законодательных инициатив,

приходящих из субъектов Российской Федерации, а также в ходе обсуждения

большого правительственного проекта закона, который находится в портфеле

Государственной Думы, в части, касающейся ответственности депутатов

представительных органов местного самоуправления, дифференциации

ответственности за несерьёзные, несущественные нарушения в случае с подачей

ими сведений о доходах и расходах и обязательствах имущественного характера

своих, своих детей несовершеннолетних и супругов. Мы неоднократно обращали

внимание на то, что состав данного конституционного, на наш взгляд,

правонарушения является формальным и ответственность наступает вне

зависимости от последствий, которые наступают в случае, если депутат допустил

несущественную ошибку при заполнении так называемых деклараций. Императивно

наступала только одна санкция - досрочное прекращение полномочий депутата, и

очевидно, что больше всего подобных депутатов было среди депутатов сельских

поселений, самых распространённых типов муниципалитетов. Таких депутатов у

нас около 160 тысяч в стране, и, естественно, работают они в основном, 99

процентов, на непостоянной основе, их труд никак не оплачивается. Мы знаем,

что процедура, связанная с подачей сведений, для сельских депутатов была

несопоставима с затратами, которые они осуществляли, особенно в больших

субъектах Федерации, часто испытывали трудности с получением справок из

кредитных организаций, из банков. Как правило, они не совершают крупных

сделок, но и депутаты этого же уровня, в сельском поселении, не отличаются

высокими познаниями в области права и часто допускают несущественные,

незначительные ошибки в декларациях. Так вот даже в случае несущественных

разночтений для них императивно наступал только один вид ответственности -

это досрочное прекращение полномочий.


Я убеждён, что к каждому из вас в ваших избирательных округах или в

закреплённых субъектах обращались муниципальные депутаты, которые пострадали,

были лишены полномочий за коррупционное нарушение, а это довольно серьёзный

состав, то есть в их биографии останется строка - лишение полномочий в связи

с утратой доверия за коррупционное нарушение, даже в случае, если они

допускают округление: были случаи, когда округляли копейки до рубля, и за эту

неточность прокуратура вносила представление в соответствующий орган, он

принимал решение о наличии состава и направлял предложение о досрочном

лишении полномочий в представительный орган. Сельские депутаты в небольших

поселениях, где не так много людей проживает, - это, как правило, небольшое

число, небольшой процент активных граждан, которые ещё дают согласие на

выдвижение, и получается, что активные граждане, которые не обладают большим

имуществом, не совершая существенного, серьёзного коррупционного

правонарушения, лишаются полномочий, а это, конечно, ярлык на всю жизнь.


Данная ситуация, на наш взгляд, не является справедливой. И вот авторы внесли

инициативу, которая, на наш взгляд, эту несправедливость устраняет. Теперь в

случае допущения несущественных, небольших ошибок при подаче сведений, то

есть при соблюдении депутатом обязанностей по подаче соответствующих

сведений, у правоприменителя будет возможность налагать несколько видов

санкций. Самая простая и мягкая из них - это предупреждение, которое не

является предупреждением в классическом смысле трудового законодательства,

поскольку депутат не заключает трудового договора. И второй вид

ответственности - это лишение права занимать выборные должности в

представительном органе местного муниципального образования или права

осуществлять свои полномочия на постоянной оплачиваемой основе до конца срока

полномочий без лишения депутата его статуса. Ну и крайняя мера

ответственности, в случае допущения серьёзных ошибок при подаче сведений или

нарушений запретов, установленных антикоррупционным законодательством, -

депутат также может быть досрочно лишён полномочий депутата в установленной

законом процедуре.


Уважаемые коллеги, Комитет по федеративному устройству и вопросам местного

самоуправления просит поддержать данную законодательную инициативу.


ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Алексей Николаевич.


Коллеги, будут ли вопросы? Да.


Включите режим записи на вопросы.


Покажите список.


Скруг Валерий Степанович.


СКРУГ В. С., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ".


Алексей Николаевич, вопрос вам: безусловно, эту инициативу надо поддержать, и

мы поддержим решение комитета, но нельзя ли посмотреть комитету шире, чтобы

депутатов сельских поселений, районных освободить от декларирования, от того,

чтобы они заполняли декларации?


ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста, Алексей Николаевич.


ДИДЕНКО А. Н. Спасибо за вопрос. Разумеется, к этой проблеме нужно комплексно

подходить.


Уважаемые коллеги, довожу до вашего сведения, что в конце прошлого года

совместно с Комитетом по безопасности и противодействию коррупции мы этот

вопрос рассматривали в рамках проведения "круглого стола" и пришли к выводу,

что подходы в государственной политике в области противодействия коррупции

должны быть едины к депутатам вне зависимости от уровня, поскольку у них с

точки зрения концепции, доктрины всё-таки единый политико-правовой статус:

это граждане России, которые избирателями, народом Российской Федерации либо

жителями муниципалитета, региона или всей Российской Федерации наделены

существенными властными полномочиями. Вопрос о полном освобождении от

обязанности подавать сведения о доходах, расходах, имуществе и обязательствах

имущественного характера - так называемой декларации - также рассматривался.

Мы пришли к выводу, что действительно необходимо всё-таки регламентировать,

детализировать сам набор документов. Нами было тогда предложено - нашим

комитетом, по федеративному устройству, - депутатов сельских поселений,

работающих на непостоянной основе, освободить от подобной обязанности, однако

в ходе дальнейших консультаций с коллегами из Совета Федерации и с депутатами

Государственной Думы был разработан и внесён проект закона, он в портфеле

Государственной Думы находится, правда в другом комитете, по противодействию

коррупции, который предполагает, что в случае если за отчётный период депутат

сельского поселения, работающий на непостоянной основе, не совершал крупных

сделок (понятие крупной сделки законом определено - это та сделка, которая

превышает совокупный доход депутата, его супруги за предшествующие три года),

то вместо подачи сведений депутат сельского поселения подаёт в уполномоченный

орган, главе субъекта Федерации заявление о том, что подобных сделок не

совершалось, и он, таким образом, освобождается от обязанности подавать

соответствующие сведения о доходах, расходах и так далее - так называемую

декларацию.


То есть ваш вопрос справедлив и уместен, он идёт в комплексе с

рассматриваемой инициативой и будет в ближайшее время, я уверен, рассмотрен.

В рамках соисполнения мы эту инициативу также в комитете во вторник

рассмотрели и дали положительное заключение.


ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.


Осадчий Николай Иванович.


ОСАДЧИЙ Н. И., фракция КПРФ.


У меня вопрос к докладчику.


Уважаемый Олег Владимирович, хорошо, что появился такой законопроект, сам

факт заслуживает положительной оценки, наверное. Не располагаете ли вы

информацией, сколько у нас всего депутатов вот таким образом потеряло свои

полномочия? Там приводятся примеры по ряду областей - а сколько всего по всей

стране? Это первая часть вопроса.


И вторая. В случае принятия законопроекта - не совсем из текста ясно - какой

орган будет принимать решение о мере ответственности муниципального депутата?


Если можно, товарищ Диденко, тоже ответьте, пожалуйста.


ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста, Олег Владимирович.


МЕЛЬНИЧЕНКО О. В. Спасибо, Николай Иванович, за вопрос. Единой статистики по

этому поводу по стране, достоверной, на сегодняшний день нет, мы запрашивали

информацию в Генеральной прокуратуре. Но могу сказать, что это достаточно

значительное число каждый год, в некоторых регионах по сто и более человек

теряют депутатские мандаты. Эта инициатива не просто так появилась, она

появилась в результате многочисленных встреч, которые мы проводим. И Виктор

Борисович Кидяев (он присутствует в зале), и я, как председатель

Всероссийского совета местного самоуправления, - мы ездим, встречаемся с

депутатами муниципальных образований: и муниципальные депутаты, и главы

повсеместно высказывают просьбу о том, чтобы к ним применяли такие же нормы,

какие применяются к депутатам Государственной Думы и членам Совета Федерации.


И вторая часть вопроса...


ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Какой орган будет принимать?


МЕЛЬНИЧЕНКО О. В. В законе же написано: высшее должностное лицо наделяется

правом соответствующее обращение вносить, то есть мы только расширяем

возможность.


ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.


Ганзя Вера Анатольевна... Извините, пожалуйста, Вера Анатольевна, Алексей

Николаевич добавить хотел.


Пожалуйста.


ДИДЕНКО А. Н. Да, поскольку вопрос прозвучал и в адрес содокладчика.


Действительно, цифра нестабильная, поскольку это зависит от того, сколько

депутатов избрано, но у нас электоральные циклы повторяются, и каждый новый

цикл мы наступаем на одни и те же грабли: вновь избранные депутаты, все

депутаты сельских поселений вынуждены столкнуться с этой проблемой впервые и

испытывают серьёзные трудности с подачей декларации. То есть примерно раз в

пять лет возникает такая большая волна - это может даже тысячи коснуться, -

она с 2015 года раз в два года повторяется. В регионах, как правило, на

уровне поселений депутаты избираются раз в пять лет, и вот в период с 2015 по

2018 год первый был, самый тяжёлый, 2016 год, когда декларировали доходы за

2015 год, потом был небольшой спад, а в 2018 году - вторая волна, и порядка

400 депутатов были лишены своих полномочий. В некоторых регионах около сотни

депутатов разного уровня потеряли свои полномочия, не только депутаты

сельских поселений, в том числе и депутаты уровня муниципального района,

городских округов. То есть эта проблема носит массовый характер, ежегодно

депутаты, избранные в новый состав органа, с этой проблемой сталкиваются.


Что касается внесения представления, соответствующего обращения, то

окончательное решение о мере ответственности принимает представительный орган

муниципального образования по обращению, которое вносится губернатором -

лицом, уполномоченным на проведение мероприятий по оценке этих сведений, по

проверке этих сведений в соответствии с федеральным законом, который мы с

вами приняли в 2017 году.


ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.


Ганзя Вера Анатольевна.


ГАНЗЯ В. А. Вопрос Алексею Николаевичу.


Скажите, пожалуйста, а не приведёт ли этот закон к дифференцированному

отношению к депутатам? Мы прекрасно понимаем, что сегодня большинство - это

правящая партия и решения будут приниматься именно с таких позиций. Не

повлечёт ли это такой вот несправедливый подход?


ДИДЕНКО А. Н. Спасибо, Вера Анатольевна. Опасение такое есть, и оно было,

когда мы передавали комплекс полномочий, связанных с проведением проверочных

мероприятий, от органа представительного, то есть того, кто проверяет, органу

следующего уровня, субъектовому органу. Теперь этой деятельностью

непосредственно занимается соответствующий орган администрации, а юридически

значимые действия осуществляет губернатор - на его имя подаётся декларация, и

он же является органом, который обращается с соответствующим представлением о

конкретной мере ответственности. Тогда были опасения, именно поэтому мы

защитили депутатов последней инстанции правом на судебную защиту. Но в

случае, когда в тексте закона отсутствует иная мера ответственности, кроме

лишения полномочий, даже в суде тяжело доказывать несущественный характер

своего правонарушения, своего проступка. Сейчас подобная дифференциация

появляется, и если допустить, что политическое большинство органа всё-таки

несправедливо применило более высокую меру ответственности, тяжкую меру

ответственности, суровую, то у депутата представительного органа остаётся

право это решение обжаловать, пойти в суд с просьбой применить более мягкую

меру ответственности.


ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.


Боженов Сергей Андреевич.


БОЖЕНОВ С. А., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ".


Уважаемый Алексей Николаевич, наверное, вы ответьте, пожалуйста. Вот в

проекте закона предусмотрено, что информация о применении к депутату

представительного органа муниципального образования меры ответственности в

виде предупреждения подлежит официальному опубликованию (обнародованию) и

размещению на официальном сайте органа местного самоуправления в сети

Интернет. А почему информация о применении иных видов ответственности не

подлежит официальной публикации?


ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста, Алексей Николаевич.


ДИДЕНКО А. Н. Просто потому, что предупреждение без опубликования вообще не

имеет никакого карательного эффекта: ну предупредили и предупредили, в любом

случае издаётся соответствующий акт - обращение губернатора, решение

представительного органа, - он в установленном порядке будет опубликован

также на сайте муниципального образования. Я в этом не вижу какого-то

упущения, потому что, допустим, лишение должности в представительном органе

само по себе является мерой ответственности, санкцией, поскольку влияет на

конкретный правовой статус депутата в этом представительном органе, причём не

просто снятие с должности, а снятие с должности до конца срока полномочий

этого органа, то есть впредь депутат не сможет занимать какую-то должность в

представительном органе или, если речь идёт об исполнении полномочий на

постоянной основе, не сможет претендовать на оплачиваемую ставку в

представительном органе. Здесь мы не видим какого-то риска или упущения.

Вполне можно пообсуждать этот вопрос ко второму чтению: если мы все придём к

мнению, что следует публиковать дополнительно к тому порядку, который уже

сегодня установлен для муниципальных правовых актов, то... В любом случае

решение представительного органа будет опубликовано, если вы считаете, что

дополнительно следует опубликовать решение о лишении должности в

представительном органе, давайте это обсудим: если сойдёмся в этом мнении, не

видим препятствий погрузить это в текст ко второму чтению.


ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.


Куринный Алексей Владимирович.


КУРИННЫЙ А. В. Алексей Николаевич, в продолжение вопроса о серьёзности или

несерьёзности и, соответственно, выбора санкций. Вот сегодня, к сожалению,

непонятно, кто принимает решение и какими критериями будет руководствоваться,

поэтому не исключается возможность партийного давления - условно говоря, для

депутата от "ЕДИНОЙ РОССИИ" это будет таким небольшим прегрешением, а для

депутата от КПРФ это повлечёт лишение полномочий. Нельзя ли в законе

прописать хотя бы вот эту градацию: что является серьёзным, что -

несерьёзным, хотя бы в общих чертах?


И второй момент, что касается порядка установления этой процедуры, это тоже

размазанно написано. Этот порядок должен быть установлен законом субъекта,

или регламентом, или актом представительного органа местного самоуправления.

Единообразный порядок, на мой взгляд, будет здесь более логичен для всех,

чтобы не было, например, так: городской совет принял один порядок в законе

субъекта - другой, кто-то в регламенте принял, и начинается коллизия норм,

какая выше, какая ниже.


ДИДЕНКО А. Н. Спасибо, Алексей Владимирович, с конца начну.


На самом деле порядок будет установлен представительным органом в отношении

своих депутатов на основе субъектового закона, который принимается в

соответствии с законом федеральным, просто он эти процедуры будет

детализировать. Я не думаю, что здесь будет какой-то конфликт норм. Иерархия

здесь довольно понятна: федеральный и субъектовый законы, на их основе

представительным органом принимается соответствующий порядок. Ну, давайте я

помечу ваш вопрос: мы посмотрим ещё с правовиками, к каким последствиям может

привести. В любом случае здесь какая-либо дискреция будет иметь негативный

эффект.


Что касается степени вины и тяжести правонарушения, боюсь, здесь с точки

зрения правовой науки критерий только практика, которая покажет, что есть

существенное нарушение, что несущественное. Правда, она уже в достаточной

степени сформировалась, и можно точно сказать, что описки, например, или

округления, или неуказание имущества, которое имеет ничтожную рыночную

стоимость, например телеги или прицепа 1967 года, который в силу ветхого

состояния никакой ценности представлять не может, неуказание объекта, который

не имеет стоимости, не имеет рыночной ценности, очевидно не может быть

достаточным основанием для того, чтобы депутата досрочно лишать полномочий.

Когда люди "забывают" указать объект недвижимости площадью тысяча квадратных

метров в ближайшем пригороде, очевидно, что здесь есть вина и есть

существенное нарушение - рыночная стоимость этого объекта высока. То есть

есть методические рекомендации.


В чём несправедливость? В том, что сегодня в отношении муниципальных служащих

дифференцированная ответственность применяется, что касается депутатов

Государственной Думы и членов Совета Федерации, мы недавно эту

несправедливость устранили, предусмотрели дифференцированную ответственность,

а что касается, коллеги, депутатов законодательных (представительных) органов

субъектов Федерации, далеко не во всех субъектах на них даже запреты и

ограничения распространяются, потому что распространяются они только на лиц,

замещающих государственные должности, перечень государственных должностей

определяется уставом субъекта Федерации и субъектовым законодательством, и не

везде депутаты законодательных (представительных) органов являются лицами,

замещающими государственную должность, поэтому несколько тысяч депутатов

законодательных (представительных) органов сегодня вообще выведены из-под

действия антикоррупционного законодательства, вот здесь, в этой плоскости

лежит очень серьёзная проблема. То есть сельских депутатов сотнями ежегодно

лишают полномочий, а в некоторых субъектах... их немного, но они пошли по

правовому пути закрепления через устав и специальный закон перечня

должностей, которые являются государственными должностями субъекта, и вот

здесь несправедливость следует, конечно, устранить. А методические

рекомендации Минтруда существуют, действуют, и форма вины по ним тоже чётко

прописана.


ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Алексей Николаевич. Присаживайтесь.


Коллеги, будут ли желающие выступить? Да. Нилов Олег Анатольевич. Ещё есть?


Олег Анатольевич, пожалуйста, вам слово.


Мне кажется, подробно очень Алексей Николаевич ответил на все вопросы и Олег

Владимирович тоже.


НИЛОВ О. А. Ну, Иван Иванович, всё-таки вопросы остаются. Важнейшая тема,

хотя, на мой взгляд, неправильно назван закон: какие здесь коррупционные

правонарушения? Вот то, о чём я услышал от докладчиков, - это арифметические

какие-то ошибки, какие-то описки, к коррупции это не имеет отношения, если

верить в то, что это действительно какая-то мелочь, какие-то, как вы сказали,

несущественные, а коррупция всё равно остаётся главной нашей бедой, главной

проблемой. Говорить о том, что мы незаконное обогащение людей во власти

практически победили, думаю, невозможно, иначе совсем по-другому бы на нас

реагировали, на руках бы носили нас граждане. А вот то, что мы наблюдаем, -

это как в той песне: два шага налево, два шага направо, шаг вперёд и два

назад. И вот танцы такие всё продолжаются, а в заголовке - антикоррупционный

закон приняла Дума; один, второй, третий... Это не антикоррупционный

законопроект, это вообще какая-то ерунда!


Какие вопросы остаются, уважаемые коллеги?..


От фракции выступаю - добавьте, пожалуйста, время.


ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Добавьте четыре минуты.


НИЛОВ О. А. Декларирование только что провели. Каждый год я сталкиваюсь с

этим и говорю: а почему не весь список указывают депутаты всех уровней? Земля

есть, дом есть, недвижимое, движимое имущество, счёт в банке - замечательно,

но почему не учитываются, например, те ценности, которые изымают, там,

тоннами, килограммами: деньги в сейфе, часы многомиллионной стоимости,

антиквариат, шубы? Много чего ещё есть ценного, что обнаруживается, но это не

декларируется - вот над чем я советовал бы подумать коллегам из Совета

Федерации. Давайте сначала задекларируем полный объём имущества, затем...


Да, ещё здесь есть какие нюансы. Недавно я приходил вот вместе с вами,

говорю: "У меня, допустим, есть миллион голов пчёл". - "Не годится. Вы же

никакой коммерческой деятельностью не занимаетесь?" - "Не занимаюсь". -

"Корова, коза?" - "Нет". - "Не надо ничего". - "А если бы было их было

десятки, сотни?" - "Тоже ничего не надо". Вот где пробелы, уважаемые коллеги!

Давайте определим, что такое "несущественное". Ведь суть этого законопроекта

- "несущественное". Вы употребили хороший термин - давайте во втором чтении

его поправкой внесём. Я бы предложил: несущественным признаётся не

превышающий годовой доход депутата объём денег, там, эквивалент площади земли

или жилой площади - вот это несущественное. А если это будет решать непонятно

кто, на свой взгляд!.. Ну, у кого-то щи без мяса, у кого-то жемчуг мелкий -

несущественными могут признать и гектары земли и сотни квадратных метров

жилья или других каких-то построек. Вот в этом кроется дьявол, уважаемые

коллеги!


Давайте поддержим эту инициативу, но, для того чтобы во втором чтении и тем

более в третьем чтении, ну, не смешить, что называется, народ - мол, боремся

с коррупцией, а на самом деле боремся с орфографией какой-то, - давайте

установим чёткие критерии.


Ну и я согласен с коллегами, которые говорят о процедуре, о том, кто будет

судьёй, кто будет принимать эти решения, - давайте это тоже регламентируем

или хотя бы... Ну, тут невозможен подзаконный акт правительства, давайте

пропишем в этом же законе, и тогда действительно не будет претензий ни у

депутатов от партии власти, которые когда-нибудь, совершенно не исключено,

станут депутатами от оппозиции, ни наоборот.


Спасибо за внимание.


ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Олег Анатольевич.


Олег Владимирович, будете выступать с заключительным словом? Пожалуйста.


МЕЛЬНИЧЕНКО О. В. Спасибо за обсуждение. Безусловно, будет второе чтение,

многие нюансы можно будет предусмотреть, снять, если есть, какие-то

шероховатости, уладить. Главное - концепция: в стране будет существовать

единая система ответственности депутатов - начиная с Совета Федерации и

Госдумы и заканчивая поселенческим собранием представителей и муниципальными

депутатами. Я думаю, что это правильный подход, и, наверное, собственно, в

рамках его и предлагается данный проект федерального закона.


ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Олег Владимирович.


Алексей Николаевич? Пожалуйста.


Депутату Диденко включите микрофон.


ДИДЕНКО А. Н. Я тоже очень коротко, Иван Иванович.


Спасибо за обсуждение, вопрос действительно важный, у нас 160 тысяч

муниципальных депутатов первичного звена. Поверьте, это не просто арифметика:

например, в посёлке, где 1,5 тысячи жителей, где три деревни, человека, из-за

того что он округлил сумму, там, на 10 копеек, лишают полномочий по

коррупционному составу в связи с утратой доверия и так далее. Там депутатами

по определению не становятся люди, которые из себя ничего не представляют, в

посёлках все очень хорошо друг друга знают и абы кого депутатом не изберут.

Так ещё этого авторитетного человека лишают полномочий по нереабилитирующим

обстоятельствам, и он ничего сделать не может - ни доказать свою

невиновность, ни объяснить, что неточность возникла в результате какой-то

оплошности, ошибки, описки (вот об этих случаях идёт речь), и это приводит к

очень серьёзным последствиям.


Уважаемые коллеги! Оппозиционные партии в первую очередь, да и партия власти,

наверняка ощутили, что, когда осуществляется подбор депутатов сельских

поселений, особо желающих идти в сельские депутаты не наблюдается. После

первых декларационных кампаний активные граждане увидели, что авторитетных

людей, невзирая на их заслуги, лишают полномочий по коррупционному составу за

телегу 1950 года выпуска, и в результате появилось такое явление, как

отрицательный отбор представительного депутатского корпуса на селе, то есть

люди, которые имеют какой-то стабильный доход, какое-то имущество...

предприниматели сразу же отвалились, люди со стабильным заработком,

представители бюджетной сферы - здравоохранения, образования, каких-то

предприятий дорожных, ну, всех этих отраслей сельских - тоже все ушли. А из

кого выбирать-то? Из кого-то же нужно формировать представительный орган,

нужны лучшие люди, которые будут на местах парламентский контроль

осуществлять, бюджет принимать.


Это явление получило очень серьёзное распространение и привело к негативным

государственно-правовым последствиям, поэтому нашу первичную территориальную

основу - местное самоуправление и депутатский корпус - нужно укреплять. И вот

устранение этой несправедливости как раз и приведёт к укреплению депутатского

корпуса на местах и к формированию действительно работающих, действующих,

эффективных представительных органов в муниципальных образованиях.


Ко второму чтению все обсуждённые моменты, тезисы мы ещё раз проанализируем и

постараемся их учесть.


ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Алексей Николаевич.


Коллеги, обсуждение завершено, ставлю законопроект на голосование.


Включите режим голосования.


Покажите результаты.


РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (15 час. 53 мин. 07 сек.)

Проголосовало за 397 чел.88,2 %

Проголосовало против 0 чел.0,0 %

Воздержалось 0 чел.0,0 %

Голосовало 397 чел.

Не голосовало 53 чел.11,8 %

Результат: принято


Принимается в первом чтении единогласно.