ФЗ № 680571-7

О внесении изменений в статью 12-1 Федерального закона "О противодействии коррупции"

в части упрощения порядка декларирования доходов депутатов сельских поселений, осуществляющих полномочия на непостоянной основе

Внесён: 3 апреля 2019
Последнее событие: Рассмотрение законопроекта в третьем чтении, 12 июля 2019
Последнее решение: без решения комитета
Инициаторы:
Авдеев Александр Александрович , Баталина Ольга Юрьевна , Бахметьев Виталий Викторович , Брыкин Николай Гаврилович , Будуев Николай Робертович , Воевода Алексей Иванович , Воробьев Александр Васильевич , Гетта Антон Александрович , Гильмутдинов Ильдар Ирекович , Грибов Александр Сергеевич , Дамдинов Алдар Валерьевич , Емельянов Михаил Васильевич , Загребин Алексей Егорович , Карамышев Виктор Николаевич , Кармазина Раиса Васильевна , Катенев Владимир Иванович , Кидяев Виктор Борисович , Клишас Андрей Александрович , Ковалев Николай Дмитриевич , Кувшинова Наталья Сергеевна , Литовченко Анатолий Григорьевич , Максимов Александр Александрович , Марков Андрей Павлович , Мельниченко Олег Владимирович , Носов Александр Алексеевич , Осипов Илья Владимирович , Пятикоп Александр Иванович , Ревенко Евгений Васильевич , Романенко Роман Юрьевич , Рязанский Валерий Владимирович , Сайтиев Бувайсар Хамидович , Сапко Игорь Вячеславович , Сафаралиев Гаджимет Керимович , Селиверстов Виктор Валентинович , Сидоров Александр Леонидович , Скруг Валерий Степанович , Соломатина Татьяна Васильевна , Суббот Валентин Владимирович , Сухарев Игорь Николаевич , Тарасенко Михаил Васильевич , Тимченко Вячеслав Степанович , Тихомиров Анатолий Федорович , Турчак Андрей Анатольевич , Фирюлин Иван Иванович , Хуснулин Равиль Камильевич , Черкесов Леонид Ильич , Шевченко Андрей Анатольевич , Шеремет Михаил Сергеевич , Шолохов Александр Михайлович

Стенограммы по законопроекту №680571-7

Заседание №216

29.05.2019

О проекте федерального закона № 680571-7 "О внесении изменений в статью 12-1 Федерального закона "О противодействии коррупции" (в части упрощения порядка декларирования доходов депутатов представительных органов сельских поселений, осуществляющих полномочия на непостоянной основе).

Пункт 12, проект федерального закона "О внесении изменений в статью 12-1

Федерального закона "О противодействии коррупции". Доклад члена Совета

Федерации Андрея Анатольевича Шевченко.


Пожалуйста.


ШЕВЧЕНКО А. А., член Совета Федерации.


Уважаемый Александр Дмитриевич, уважаемые коллеги! Проект направлен на

упрощение процедуры представления депутатами сельских поселений,

осуществляющих свои полномочия на непостоянной основе, сведений о доходах.

Проектом предусматривается представление депутатами, осуществляющими свои

полномочия на непостоянной основе, сведений о своих доходах, об имуществе и

обязательствах имущественного характера, а также сведений о доходах своих

супруг (супругов) и несовершеннолетних детей только в случае совершения в

течение отчётного года сделок на сумму, превышающую общий доход депутата и

его супруги (супруга) за три последних года, предшествующих отчётному

периоду. В случае же, если за отчётный период таких сделок не совершалось,

указанные лица просто должны будут сообщить об этом высшему должностному лицу

субъекта Российской Федерации в порядке, который будет установлен принятым в

регионе законом.


Хочу отметить, что эта тема не раз поднималась как на различных мероприятиях,

проводимых нашим комитетом, так и на заседаниях Комиссии Совета законодателей

по делам Федерации, региональной политике и местному самоуправлению, а также

на заседаниях Совета Федерации. Практика осуществления депутатской

деятельности сельскими депутатами показала, что заполнение необходимых

документов становится для таких депутатов проблемой. В частности, трудности

вызывает получение выписок с банковского счёта из-за значительной удалённости

от крупных населённых пунктов, особенно остро данная проблема стоит в

сельских поселениях, расположенных в районах Крайнего Севера и Дальнего

Востока. Это приводит к тому, что число граждан, желающих взять на себя

депутатскую ответственность, снижается. Предлагаемые проектом изменения

упростят порядок декларирования доходов, будут способствовать повышению

статуса сельского депутата и развитию местного самоуправления в стране. Прошу

поддержать.


Спасибо за внимание.


ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.


Содоклад Эрнеста Абдуловича Валеева.


Пожалуйста.


ВАЛЕЕВ Э. А., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ".


Уважаемый Александр Дмитриевич, уважаемые коллеги! Вот те положения, в

которые предлагается внести изменения, действуют в нашей стране с 2015 года,

то есть четыре года. При этом в 2016 году, когда депутаты муниципальных

образований на непостоянной основе впервые заполняли декларации, не

представили декларации в установленные сроки около 4 тысяч депутатов органов

местного самоуправления, и это в основном было вызвано тем, что в субъектах

не успели своевременно принять нормативные документы, которые

регламентировали бы порядок представления декларации; уже на следующий год, в

2017 году, количество лиц, которые не представили декларации, сократилось

наполовину; в 2018 году не представили декларации всего 1,3 тысячи депутатов,

или 0,7 процента от общего количества всех депутатов; что касается этого

года, не представили декларации всего 684 депутата, из них большая часть,

560 человек, - это депутаты именно сельских поселений.


Мы пытались разобраться в причинах, почему это происходит, и выяснили, что

основная масса лиц, которые не представили декларации, - это работники

бюджетной сферы (врачи, учителя, лица, работающие в других бюджетных

организациях), и всего 34 депутата, которые занимались коммерческой

деятельностью. То есть непредставление декларации никак не связано с попыткой

скрыть доходы или скрыть какие-то коррупционные правонарушения. С учётом того

что авторы не предлагают отменить в целом декларирование доходов и расходов,

а просто упрощают порядок именно для сельского поселения, комитет, рассмотрев

законопроект, решил его поддержать. Комитет предлагает принять законопроект в

первом чтении.


Спасибо за внимание.


ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.


Есть ли вопросы? Есть.


Включите режим записи на вопросы.


Покажите список.


Коллеги, для сведения: неплохо было бы ещё рассмотреть 13-й вопрос, потому

что уже третий день мы до него не доходим, и ещё два проекта с учётом статьи

118 Регламента.


Боева Наталья Дмитриевна, пожалуйста.


БОЕВА Н. Д. Спасибо, Александр Дмитриевич.


Совсем недавно проходили в сельских советах встречи, обсуждали эту проблему,

и я хотела бы задать такой вопрос: а нельзя ли это вообще отменить? Вы

понимаете, они не получают заработную плату там, на местах, и в селе немножко

по-другому к этому относятся, если переписать, указать всё имущество, то в

селе все начинают обсуждать, что у тебя есть и зачем это тебе. Поэтому я

думаю, что мы здесь перегибаем палку.


ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Кому вопрос? Эрнесту Абдуловичу.


Включите микрофон на трибуне.


ВАЛЕЕВ Э. А. Прежде всего я уже говорил про динамику. На сегодняшний день по

городским округам не представили декларации всего 17 депутатов, это по стране

в целом, а по муниципальным районам - 56 депутатов, то есть проблемы как

таковой для всех территорий не существует. На сегодня наибольшее количество

лиц, не представивших декларации, наблюдается по Алтаю, Красноярскому краю,

Забайкалью, то есть там, где большие расстояния и есть сложности разного

порядка, как раз об этом говорили авторы.


Что касается того, чтобы вообще упразднить представление деклараций о

доходах, расходах для всех муниципальных депутатов, мы с вами такие

законопроекты по инициативе разных областей уже неоднократно рассматривали, в

том числе на пленарных заседаниях. Мы их отклоняли по одной простой причине:

полномочия депутата определяются законом о статусе депутата независимо от

того, на постоянной или на непостоянной основе работает депутат. Данный же

законопроект мы предлагаем поддержать по совершенно иным мотивам, которые

были изложены в докладе и в моём выступлении. Мы не видим необходимости

вообще упразднять декларирование доходов, расходов в отношении депутатов,

здесь речь идёт только об упрощении порядка. А что касается всех остальных

территорий, как я уже доложил, сегодня этой проблемы в принципе не

существует.


Надо иметь в виду, что в своё время, когда депутатов Государственной Думы

обязали декларировать доходы, в первый год 30 депутатов Государственной Думы

не представили декларации, на следующий год это количество уменьшилось вдвое,

а сегодня такой проблемы вообще не существует. Если мы дальше будем требовать

исполнения закона, то в будущем эта проблема исчезнет для всех остальных

депутатов.


ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Смирнов Юрий Валентинович.


СМИРНОВ Ю. В., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ".


Спасибо, Александр Дмитриевич. У меня вопрос к Шевченко Андрею Анатольевичу.


Считаете ли вы возможным распространить нормы данного проекта закона на

депутатов небольших городских поселений с численностью населения до 30 тысяч

человек?


ШЕВЧЕНКО А. А. Спасибо за вопрос. Юрий Валентинович, я здесь присоединюсь к

ответу, который только что дал мой коллега. Не стоял вопрос о том, чтобы

совсем упразднить декларации, стоял вопрос об упрощении порядка именно в

отношении депутатов сельских поселений. Дело в том, что в городских округах

сегодня не существует той проблемы, которая лежит в основе этого предложения,

я имею в виду удалённость, проблему связи, допустим, с банками и так далее,

поэтому данный вопрос мы пока не рассматривали.


ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Кузьмин Андрей Альбертович.


КУЗЬМИН А. А., фракция ЛДПР.


Добрый день, у меня вопрос к обоим докладчикам.


Изучая материалы по данному вопросу, я сделал вывод, что мы пришли не к

упрощению, а к усложнению ситуации: кроме декларации, которая остаётся, они

ещё обязаны сообщать о совершаемых ими покупках, сумма которых превосходит

трёхгодовой совместный доход. Это первый момент.


И второй момент. Я не увидел решения вопроса о декларировании именно этой

покупки, то есть механизм авторами вообще не определён.


ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Микрофон на трибуне включите.


ВАЛЕЕВ Э. А. Вы невнимательно прочитали законопроект. Ведь речь идёт о чём?

При избрании депутат заполняет декларацию о своих доходах, расходах,

имущественных обязательствах, о своём имущественном положении, в последующем

у него обязанность представлять декларацию появляется только тогда, когда у

него прибавляется имущество или какие-то другие доходы по конкретным сделкам,

поэтому упрощение здесь весьма значительное. Если же он такие приобретения не

производит, то просто докладывает, что за это время, за отчётный год, у него

такого имущества не появилось, - это значительное упрощение. А что касается

вопросов порядка декларирования, то они регламентируются законами субъектов

Федерации и актами местного самоуправления.


ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Иванов Николай Николаевич.


ИВАНОВ Н. Н., фракция КПРФ.


У меня вопрос к Андрею Анатольевичу.


Ваша инициатива заметно упростит работу сельских депутатов и, надеюсь,

повысит эффективность их работы. А вот в связи с активным развитием в

регионах телекоммуникационной сферы, Интернета не лучше ли предусмотреть в

законопроекте инструмент электронной подачи отчётности, а также сбора

информации об удовлетворённости населения работой представителей власти на

местах? Подобные инструменты успешно реализованы в бизнес-сообществе при

подаче отчётности в налоговую службу, например.


ШЕВЧЕНКО А. А. Спасибо за вопрос, Николай Николаевич. Я надеюсь, что у нас

цифровизация дойдёт до любого уголка любого населённого пункта, но в любом

случае, даже если это случится - и это должно случиться на самом деле, - мы

всё равно предлагаем упростить декларирование именно для депутатов сельских

поселений. Я думаю, что одно с другим необязательно будет связано, но если

такая возможность будет, то задекларировать то, что необходимо будет

декларировать, о чём говорим мы с коллегой, конечно, в новой форме будет уже

проще.


ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Осадчий Николай Иванович.


ОСАДЧИЙ Н. И. Уважаемый Эрнест Абдулович, я вынужден повторить вопрос,

который задавался вашему коллеге, автору законопроекта, насчёт городских

поселений. Всё-таки нельзя ли посмотреть на эту ситуацию вот с какой стороны:

у нас многие городские поселения - это, по сути, такие же сёла, о которых мы

говорим, это посёлки городского типа, которые назвали городскими поселениями,

но они небольшие, там те же самые проблемы с трудоустройством, те же самые

вопросы состава депутатского корпуса и так далее. Может быть, действительно

вернуться, посмотреть на эти городские поселения и каким-то образом

определить это по численности?


ВАЛЕЕВ Э. А. Развитие антикоррупционного законодательства шло по такому пути:

во-первых, мы расширяем круг лиц, которые должны подчиняться

антикоррупционным стандартам, во-вторых, эти принципы должны быть едиными для

всех. Почему сегодня принимается такое решение по сельским поселениям, было

объяснено достаточно подробно. О том, что в отношении городских поселений нет

такой необходимости, свидетельствует хотя бы статистика, сегодня этих

нарушений по городским округам, по районным структурам уже нет, поэтому в

этой части делать шаг назад и уходить от прозрачности власти вряд ли есть

необходимость.


А что касается передачи в электронном виде, то с развитием цифровизации эта

проблема сама собой будет решена.


ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Куринный Алексей Владимирович.


КУРИННЫЙ А. В. Эрнест Абдулович, я, может быть, третью попытку предприму

пояснить, о чём идёт речь. Мы не говорим о городских округах, о городах в

классическом варианте, мы говорим о городских поселениях, которые часто

состоят из пяти-шести сёл таких же самых, но их в силу разных причин взяли и

назвали городским поселением. Там такие же проблемы со связью, такие же

проблемы с отсутствием банковских учреждений - они точно такие же! И было бы

логично, наверное, весь третий уровень вывести сегодня из-под жёсткого

регулирования, то есть и городские, и сельские поселения как таковые, может

быть, даже, как предлагал Николай Иванович, ограничив их число. Они

совершенно ничем не отличаются - ни по уровню жизни, ни по инфраструктуре,

просто их так назвали.


ВАЛЕЕВ Э. А. Так уж получилось по службе, что я в своё время десять лет

прослужил в сельских районах, поэтому в чём разница между городским

поселением и селом, прекрасно знаю. Различия есть, и они существенные. Я не

случайно перечислил субъекты, в которых сейчас эти нарушения распространены,

- это Алтайский край, это в основном сибирские территории, где сложности

именно с коммуникацией, с получением информации, только поэтому мы пошли на

упрощение порядка декларирования расходов в этом случае.


Что же касается городских поселений, мы совсем недавно, буквально несколько

недель назад, приняли закон, по которому городские округа непременно центром

должны иметь город. А что касается вот тех попыток в ряде областей, когда

посёлки признавали городскими округами с центром - посёлком, всё, эта

практика будет изжита.


ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Емельянов Михаил Васильевич.


ЕМЕЛЬЯНОВ М. В., фракция "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ".


Уважаемый Андрей Анатольевич, закон своевременный, фракция "СПРАВЕДЛИВАЯ

РОССИЯ", конечно, его поддержит. А вопрос следующий: надо ли эти декларации и

сообщения об отсутствии сделок подавать главе субъекта Федерации, ведь

всё-таки это исполнительная власть? Может быть, стоит усилить в этом процессе

роль избирательных комиссий в субъектах Федерации, подавать это в

облизбиркомы? Это будет более логично.


ШЕВЧЕНКО А. А. Спасибо за вопрос, Михаил Васильевич.


Ну, на самом деле для усиления роли возможно, но мы всё-таки думаем, что

именно глава субъекта Российской Федерации должен определять правила и

порядок подачи этих заявлений. Мы считаем, что на данном этапе необходимо

делать заявления именно на имя губернатора субъекта.


ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. На трибуне микрофон включите.


ВАЛЕЕВ Э. А. Мы внесли изменения в закон "О противодействии коррупции",

возложив полномочия по контролю на глав субъектов Федерации именно исходя из

того, что в муниципалитетах, особенно в сельских поселениях, просто нет

возможности создавать комиссии, чтобы они эту работу проводили. У главы

субъекта Федерации есть возможность создать соответствующий аппарат, который

будет заниматься такой работой, именно в связи с этим в 2017 году были

внесены соответствующие изменения.


ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. По ведению - Тумусов Федот Семёнович.


ТУМУСОВ Ф. С. Александр Дмитриевич, если я правильно понял, вы сказали, что

мы будем рассматривать ещё 13-й вопрос. Я понимаю, что это такой непопулярный

законопроект, поэтому как-то так скомканно мы хотим его рассмотреть. Я

предлагаю на завтра поставить его первым среди законопроектов первого чтения

и рассмотреть завтра. Это очень важный закон для северян.


ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Обсудим на заседании Совета Думы. Хорошо.


Так, коллеги, есть желающие выступить?


Включите режим записи на выступления.


Покажите список.


Гартунг Валерий Карлович, пожалуйста.


ГАРТУНГ В. К. Уважаемый Александр Дмитриевич, уважаемые коллеги! Я выражу

позицию фракции: мы, естественно, поддержим этот законопроект. Но я вышел на

эту трибуну, чтобы сказать вот что. Насколько я понимаю, мы заставляем

депутатов всех уровней декларировать свои доходы и расходы только для того,

чтобы преодолеть такое явление, как коррупция. Скажите мне, пожалуйста, а где

коррупционных возможностей больше: в госкомпании, например в департаменте,

который ежегодно распределяет закупки на 400-500 миллиардов рублей, или в

сельском поселении, где весь годовой бюджет от 1 до 10 миллионов рублей? Вот

скажите мне, пожалуйста! Самое интересное, что в первом случае мы не

заставляем никого декларировать доходы и расходы, а во втором - заставляем,

причём таких людей, которые декларируют свои расходы и доходы, уже миллионы

по стране. Просто затраты на проверку этих деклараций гораздо больше, чем

бюджеты, которые они утверждают, понимаете? Ну это же... я даже не знаю, как

это назвать, какая же это борьба с коррупцией?!


Когда мы вам предлагаем убрать дыру в законе, из-за которой выводятся из-под

госконтроля сделки на десятки триллионов рублей, вы говорите: нет, не надо,

взаимозависимые лица - это внутреннее дело компании. Подождите, это

государственные, в общем-то, средства, десятки триллионов рублей! И в то же

время мы заставляем декларировать свои доходы сельских депутатов, когда весь

бюджет 10 миллионов рублей на всех депутатов, понимаете? Там два или три

должностных лица всего. Зачем мы это делаем? Надо вообще убирать

декларирование! Мы считаем, что нужно оставить это только для тех, кто на

постоянной основе работает, - вот те должны декларировать, с этим мы

согласны, а если депутаты работают на непостоянной основе, у них есть право

зарабатывать деньги, так зачем декларировать?


ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.


Выборный Анатолий Борисович.


ВЫБОРНЫЙ А. Б., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ".


Уважаемый Александр Дмитриевич, уважаемые коллеги! Рассматриваемый проект

федерального закона - это яркий пример тонкой настройки антикоррупционного

законодательства. Как известно, "ЕДИНАЯ РОССИЯ" стоит у истоков развития

антикоррупционного законодательства и принятия базового закона - "О

противодействии коррупции" и всех последующих законодательных инициатив на

этот счёт, в том числе становления и развития института декларирования

доходов и расходов. Предлагаемые сегодня новеллы не отменяют базовых

принципов антикоррупционного законодательства и не разрушают института

декларирования доходов и расходов, а лишь упрощают, развивают его - с одной

стороны, они упрощают его, но с другой - делают более ответственным.


По сути, предлагаемые новеллы предлагают упростить порядок декларирования

доходов и расходов депутатами из сельских поселений, которые осуществляют

свои полномочия на непостоянной основе. Эта инициатива назрела давно. Как вы

знаете, за последние годы мы рассмотрели ряд законодательных инициатив на

этот счёт, но все они были ориентированы на снятие антикоррупционных

ограничений, которые мы принимали ранее, по этой причине они отклонялись.

Сегодня же мы рассматриваем вопрос не об отмене антикоррупционных

обязанностей в части, касающейся данной категории парламентариев, а лишь об

упрощении процедуры на этот счёт, развивая таким образом базовые принципы

антикоррупционного законодательства и прежде всего принцип единства

ограничений запретов и обязанностей: они будут обязаны отчитываться обо всех

сделках по приобретению недвижимости, транспортных средств и другого

имущества на общую сумму, превышающую общий доход за последние три года.


Таким образом, как вы сами видите, предлагаемые новеллы являются логическим

развитием государственной антикоррупционной политики, согласуются с базовыми

принципами антикоррупционного законодательства, а их реализация позволит, с

одной стороны, упростить саму процедуру, а с другой стороны, усилить контроль

на ответственных участках правоприменительной практики по реализации

антикоррупционного законодательства.


По этим основаниям фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ" данный проект федерального закона

поддерживает.


Благодарю за внимание.


ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.


Представители президента, правительства будут выступать? Докладчик,

содокладчик?


Ставится на голосование проект федерального закона "О внесении изменений в

статью 12-1 Федерального закона "О противодействии коррупции".


Включите режим голосования.


Покажите результаты.


РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (16 час. 08 мин. 11 сек.)

Проголосовало за 391 чел.86,9 %

Проголосовало против 0 чел.0,0 %

Воздержалось 0 чел.0,0 %

Голосовало 391 чел.

Не голосовало 59 чел.13,1 %

Результат: принято


Принимается.