ФЗ № 674572-7

О внесении изменения в статью 14.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях

в целях установления административной ответственности за отказ для представителя социально уязвимой категории населения в доступе к получению им товаров, работ или услуг на равных с другими гражданами условиях

Внесён: 26 марта 2019
Последнее событие: Рассмотрение законопроекта в первом чтении, 22 мая 2019
Последнее решение: принять законопроект в первом чтении; представить поправки к законопроекту
Инициаторы:

Стенограммы по законопроекту №674572-7

Заседание №213

22.05.2019

О проекте федерального закона № 674572-7 "О внесении изменения в статью 14.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" (в части установления административной ответственности за отказ потребителю - представителю социально уязвимой категории населения в доступе к товарам, работам или услугам на равных с другими гражданами условиях).

Тогда приступим к рассмотрению 19-го вопроса. О проекте федерального закона

"О внесении изменения в статью 14.8 Кодекса Российской Федерации об

административных правонарушениях". Доклад официального представителя

Правительства Российской Федерации руководителя Федеральной службы по надзору

в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека Анны Юрьевны

Поповой.


Пожалуйста, Анна Юрьевна.


ПОПОВА А. Ю., официальный представитель Правительства Российской Федерации,

руководитель Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и

благополучия человека.


Глубокоуважаемый Вячеслав Викторович, уважаемые депутаты! Рассматриваемый

законопроект разработан во исполнение поручения Президента Российской

Федерации об установлении особых мер защиты прав социально уязвимых категорий

потребителей - лиц с нарушениями здоровья, стойкими расстройствами,

приводящими к ограничению жизнедеятельности, в том числе инвалидов, лиц

пожилого возраста и детей, а также мер административной ответственности за

нарушение прав данных категорий потребителей.


Законопроект учитывает положения Руководящих принципов для защиты интересов

потребителей, их обновлённая редакция была принята в 2015 году на юбилейной

сессии Организации Объединённых Наций, участие в которой принимал Президент

Российской Федерации Владимир Владимирович Путин. В Руководящих принципах для

защиты интересов потребителей особое внимание уделено необходимости защиты

прав социально уязвимых потребителей, что согласуется с приоритетными целями

и задачами, определёнными в Стратегии государственной политики Российской

Федерации в области защиты прав потребителей на период до 2030 года,

утверждённой распоряжением Правительства Российской Федерации.


Необходимость принятия закона обусловлена отсутствием в законодательстве

Российской Федерации административной ответственности за отказ потребителю в

доступе к товарам, работам, услугам по причинам, связанным с состоянием его

здоровья, ограничением жизнедеятельности или возрастом. Законопроект

направлен на снижение числа таких проявлений дискриминации, к которым крайне

чувствительно общественное мнение и которые в каждом случае вызывают большой

общественный резонанс.


Законопроект предусматривает внесение изменения в статью 14.8 Кодекса

Российской Федерации об административных правонарушениях, дополнение её новым

составом, устанавливающим ответственность за отказ потребителю в доступе к

товарам, работам или услугам по причинам, связанным с состоянием его

здоровья, ограничением жизнедеятельности, возрастом, кроме случаев,

установленных законом.


Принятие закона не приведёт к изменению объёма полномочий и компетенций

органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов

местного самоуправления, выделению дополнительных ассигнований из

соответствующих бюджетов, а также к сокращению их доходной части.


Прошу поддержать законопроект и принять его в первом чтении.


ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.


Пожалуйста, содокладчик - Александр Сергеевич Грибов.


ГРИБОВ А. С., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ".


Уважаемый Вячеслав Викторович, уважаемые коллеги! К тому, что сказала Анна

Юрьевна, могу добавить, что для правового решения данной проблемы

предлагается введение новой части в статью 14.8 Кодекса об административных

правонарушениях. Комитет внимательно рассмотрел данный вопрос и каких-либо

правовых и концептуальных замечаний по сути и по юридико-технической части не

имеет. При этом развернувшаяся в комитете дискуссия свидетельствует о том,

что если мы хотим, чтобы данные поправки имели именно превентивное,

предупреждающее значение, то ко второму чтению нужно будет пересмотреть

предложенную систему штрафов, именно штрафных санкций, - многие участники

этой дискуссии предложили повысить верхний порог.


В целом комитет инициативу поддерживает, считает её социально значимой и

своевременной.


Спасибо за внимание.


ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Александр Сергеевич.


Вопросы докладчику и содокладчику? Есть.


Включите режим записи на вопросы.


Покажите список.


Нилов Олег Анатольевич, пожалуйста.


НИЛОВ О. А. Анне Юрьевне вопрос, наверное.


Анна Юрьевна, очень часто встречаются, особенно в крупных городах, такие

учреждения, заведения, где прямо, так скажем, на входе написано, что

посетителю может быть отказано без объяснения причин, осуществляется какой-то

фейсконтроль, то есть частное заведение само определяет, какому потребителю

быть обслуженным, а какому не быть. Будет ли распространяться действие

данного закона на все формы собственности, виды учреждений, оказывающих

услуги потребителям?


ПОПОВА А. Ю. Спасибо, Олег Анатольевич, за вопрос. Хочу ещё раз пояснить, что

предлагаемый законопроект не содержит никаких изъятий и, безусловно, будет

распространяться на все виды, на все формы, без ограничений. Права

потребителя равны для всех, и права потребителя, который имеет особенности

здоровья, безусловно, такие же, как и у всех прочих.


ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста, Иванов Сергей Владимирович.


ИВАНОВ С. В. Уважаемая Анна Юрьевна, возвращаюсь к дискуссии в комитете - я

всё-таки не согласен с формулировкой, которую вы предлагаете. У вас написано:

"Отказ потребителю в доступе к товарам (работам, услугам)..." Я ещё раз

говорю, что при дословном прочтении можно будет привлекать к ответственности,

например, маршрутку, у которой нет специального опускающегося порожка, не

знаю, там, кафе, любой магазин, парикмахерскую и так далее. Вот поэтому я

предлагаю вам подумать и оценить. Я предлагаю такую формулировку: за отказ не

в доступе, а за отказ потребителю в предоставлении товаров, работ и услуг -

это будет более чётко описывать именно те случаи, которые ещё бывают, к

сожалению, у нас в стране. Мы же не можем обязать всех маршруточников, чтобы

они оборудовали машины дополнительными ступеньками, или все парикмахерские,

чтобы они пандусы сделали.


ПОПОВА А. Ю. Спасибо большое, Сергей Владимирович, за предложение. На самом

деле дискуссия такая была. Я хочу ещё раз обратить ваше внимание на то, что

формулировка взята из действующей редакции Закона "О защите прав

потребителей", именно там прописан доступ к товарам и услугам, но он не

предполагает дорогу к объекту, который этот доступ открывает. Сегодняшнее

законодательство не подразумевает каких-либо коллизий, тех, о которых вы

говорите.


ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Коллеги, кто хотел бы выступить? Нет желающих.


Полномочный представитель президента? Правительства? Нет.


С заключительным словом есть желание выступить, Анна Юрьевна? Нет.


Александр Сергеевич? Нет.


Ставится на голосование проект федерального закона "О внесении изменения в

статью 14.8 Кодекса Российской Федерации об административных

правонарушениях", 19-й вопрос повестки дня.


Пожалуйста, включите режим голосования.


Покажите, пожалуйста, результаты.


РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (15 час. 53 мин. 27 сек.)

Проголосовало за 368 чел.81,8 %

Проголосовало против 0 чел.0,0 %

Воздержалось 1 чел.0,2 %

Голосовало 369 чел.

Не голосовало 81 чел.18,0 %

Результат: принято


Законопроект в первом чтении принят.