ФЗ № 640257-7

О внесении изменений в статьи 56 и 56-1 Федерального закона "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд"

по вопросу осуществления закупок услуг по организации отдыха и оздоровления детей

Внесён: 6 февраля 2019
Последнее событие: Рассмотрение законопроекта в первом чтении, 21 марта 2019
Последнее решение: представить поправки к законопроекту ; принять законопроект в первом чтении
Инициаторы:
Афонский Владимир Игорьевич , Белик Дмитрий Анатольевич , Белых Ирина Викторовна , Беспалова Марина Павловна , Бессараб Светлана Викторовна , Бондарь Оксана Андреевна , Бузилов Валерий Викторович , Быков Олег Петрович , Водолацкий Виктор Петрович , Вторыгина Елена Андреевна , Гаджиев Магомед Тажудинович , Гаджиев Мурад Станиславович , Германова Ольга Михайловна , Гетта Антон Александрович , Говорин Николай Васильевич , Гулевский Михаил Владимирович , Гутенев Владимир Владимирович , Данчикова Галина Иннокентьевна , Дерябкин Виктор Ефимович , Драчев Владимир Петрович , Духанина Любовь Николаевна , Жарков Антон Викторович , Журова Светлана Сергеевна , Загребин Алексей Егорович , Зубарев Виктор Владиславович , Иванов Валерий Викторович , Игнатов Виктор Александрович , Исаев Андрей Константинович , Кабанова Валентина Викторовна , Карамышев Виктор Николаевич , Карлов Георгий Александрович , Касаева Татьяна Викторовна , Катенев Владимир Иванович , Кидяев Виктор Борисович , Кобзев Юрий Викторович , Кобилев Алексей Геннадьевич , Когогина Альфия Гумаровна , Коткин Сергей Николаевич , Красов Андрей Леонидович , Кудрявцев Максим Георгиевич , Ламейкин Дмитрий Викторович , Маграмов Абдулмажид Варисович , Максимов Александр Александрович , Малов Николай Владимирович , Миронова Валентина Михайловна , Митина Елена Анатольевна , Назарова Наталья Васильевна , Неверов Сергей Иванович , Николаева Виктория Викторовна , Окунева Ольга Владимировна , Онищенко Геннадий Григорьевич , Панина Елена Владимировна , Панков Николай Васильевич , Перминов Дмитрий Сергеевич , Петров Анатолий Ильич , Пилюс Наталия Николаевна , Прокопьев Александр Сергеевич , Рахматуллина Зугура Ягануровна , Сайтиев Бувайсар Хамидович , Санина Наталья Петровна , Сапко Игорь Вячеславович , Сапрыкина Татьяна Васильевна , Сафаралиев Гаджимет Керимович , Синяговский Владимир Ильич , Скоч Андрей Владимирович , Соломатина Татьяна Васильевна , Станкевич Игорь Валентинович , Суббот Валентин Владимирович , Сураев Максим Викторович , Тетерин Иван Михайлович , Ткачев Алексей Николаевич , Тутова Лариса Николаевна , Фролова Тамара Ивановна , Харсиев Алихан Анатольевич , Черняева Нина Алексеевна , Чижов Сергей Викторович , Шулепов Евгений Борисович , Эмиргамзаев Абдулгамид Гасанович , Яхнюк Сергей Васильевич

Стенограммы по законопроекту №640257-7

Заседание №199

21.03.2019

О проекте федерального закона № 640257-7 "О внесении изменений в статьи 56 и 56-1 Федерального закона "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (по вопросу об осуществлении закупок услуг по организации отдыха детей и их оздоровлению).

13-й вопрос, о проекте федерального закона "О внесении изменений в статьи 56

и 56-1 Федерального закона "О контрактной системе в сфере закупок товаров,

работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд".

Докладывает Антон Александрович Гетта.


Пожалуйста.


ГЕТТА А. А., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ".


Уважаемый Иван Иванович, уважаемые коллеги! Данный законопроект, хоть там и

вносятся изменения в закон "О контрактной системе...", касается детей, их

отдыха, обеспечения безопасного отдыха детей. Кратко изложу суть

законопроекта, а потом ещё раз обязательно скажу о его важности.


В законопроекте устанавливается обязанность заказчика осуществлять закупки

услуг по организации отдыха и оздоровления детей только путём проведения

конкурса с ограниченным участием или конкурса с ограниченным участием в

электронном виде. Сейчас закон "О контрактной системе..." не предусматривает

специальных условий для таких закупок, их можно осуществлять путём проведения

обычных электронных аукционов, а также запросов котировок или предложений.

Это означает, что критерием таких закупок на сегодня может быть только цена,

в случае если проводится аукцион.


Вчера Председатель Государственной Думы Вячеслав Викторович Володин сказал,

что необходимо наводить порядок с 44-м федеральным законом, в том числе для

исполнения в целом майского указа президента, и главная задача - это

сокращение срока проведения процедур. Но здесь мы не ждём глобальных

изменений, а идём впереди, так скажем, локомотивом для наведения порядка в

вопросе, связанном с определением ответственных фирм, организаций,

коммерческих компаний, которые оказывают услуги по организации летнего отдыха

и оздоровления детей, и не только летнего.


За 2017 год у нас в стране 6,5 миллиона детей оздоровилось через эту систему,

было направлено более 78 миллиардов рублей на оплату этих услуг. Принимая во

внимание эту цифру - 78 миллиардов плюс, мы осознаём, что вокруг этого

направления, вокруг этой задачи сконцентрированы большие коммерческие

интересы.


Данным законопроектом мы вводим такой принцип определения поставщика услуги,

подрядчика на оказание услуги, правильнее сказать, когда не цена будет играть

главную роль - здесь мы экономить не имеем права, лучше сэкономим на

чём-нибудь другом, - а именно качество оказания услуг. Мы вводим

законопроектом обязанность для этих компаний доказывать свою компетентность,

показывать наличие необходимого профессионального, компетентного штата, опыта

выполнения таких же, аналогичных контрактов, оказания таких же услуг в

прошлом. Только при выполнении этих требований компания, коммерсант сможет

стать исполнителем контракта на организацию отдыха и оздоровления детей.


Все мы помним трагедию на Сямозере в Карелии. Чтобы не допустить впредь таких

случаев, мы хотим сегодня поставить барьер недобросовестному бизнесу, который

в ущерб безопасности детей, не говоря уже о комфорте, хотя тоже уже столько

вопросов возникало, мы видели, в какие лагеря иной раз завозятся дети по

бюджетному контракту... Именно безопасность имеет очень большое значение.


Мы очень просим принять данный закон, поддержать его. Он направлен на решение

задач, поставленных нашим президентом в рамках Десятилетия детства.

Обеспечить безопасность отдыха и оздоровления детей - вот в чём главная цель

наведения порядка в системе законодательства, в том числе законодательства о

закупках.


Спасибо за внимание, у меня всё. Готов ответить на вопросы. Ну и прошу

поддержать данный законопроект в первом чтении.


ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Антон Александрович. Присаживайтесь.


С содокладом выступает Александр Александрович Максимов, член Комитета по

экономической политике, промышленности, инновационному развитию и

предпринимательству.


МАКСИМОВ А. А., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ".


Уважаемый Иван Иванович, уважаемые депутаты! Обо всём подробно рассказано.

Чем хочу дополнить?


"Беда, коль пироги начнёт печи сапожник,


А сапоги тачать пирожник.


И дело не пойдёт на лад,


Да и примечено стократ,


Что кто за ремесло чужое браться любит,


Тот завсегда других упрямей и вздорней:


Он лучше дело всё погубит


И рад скорей


Посмешищем стать света,


Чем у честных и знающих людей


Спросить иль выслушать разумного совета".


Комитет по экономической политике поддерживает этот законопроект и

рекомендует принять его в первом чтении.


ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Александр Александрович.


Задержитесь, Александр Александрович, вопросы есть. (Оживление в зале.)


Включите режим записи на вопросы.


Покажите список.


О, много вопросов.


Шеремет Михаил Сергеевич, пожалуйста.


ШЕРЕМЕТ М. С., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ".


Вопрос Антону Александровичу.


Скажите, пожалуйста, рассматривается ли вопрос о дополнении законопроекта

положениями, касающимися организации питания в дошкольных учреждениях и

школах? Проблема питания в школах и детских садах также стоит очень остро, и

более тщательный отбор поставщиков при закупках просто необходим.


ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Депутату Гетта включите микрофон.


ГЕТТА А. А. Этот вопрос не касается законопроекта, о котором мы сегодня

говорим, однако буквально сразу после пленарного заседания Ирина Анатольевна

Яровая будет проводить заседание экспертного совета, на котором как раз будет

рассматриваться законопроект, наводящий порядок в системе определения

поставщиков продуктов питания в детских садах и школах, - я вас приглашаю

послушать.


Ну а что касается этого вопроса, поверьте, он сейчас тоже на особом контроле

и в Госдуме, и у общественных организаций, и у Народного фронта. Так что

ответ: да, планируется. Здесь мы тоже не имеем права экономить, ставить во

главу угла цену - главное, чтобы было качество и профессионализм у

поставщиков продуктов питания для наших детей.


ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.


Боева Наталья Дмитриевна.


БОЕВА Н. Д. Я тоже хотела поднять вопрос именно о поставках продуктов

питания. Нельзя ли включить в техническое задание условие, что участвуют

только производители продукции? А то вечно кто-то где-то закупает что

подешевле и потом поставляют это в детские сады и санатории.


ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Антону Александровичу включите микрофон.


Депутат Гетта, пожалуйста.


ГЕТТА А. А. Наталья Дмитриевна, это тоже вопрос из сферы организации питания

для детей, не отдыха, не предмет законопроекта, который сейчас мы

рассматриваем, однако тоже предлагаю вам подключиться к работе, которая

ведётся нами, рабочей группой, экспертным советом.


Что касается сути вопроса, наверное, нельзя ограничивать перечень поставщиков

только производителями, потому что, допустим, завод или ферма всегда может

поставить свою продукцию через систему конкурсов, и есть предприниматели,

которые, закупая продукцию в ассортименте у нескольких производителей, дальше

эту услугу окажут ненамного дороже, но комплексно, возможно, даже

качественнее и быстрее. Поэтому скажу точно, что вопрос о том, чтобы

исключительно производители могли поставлять продукты питания для детей в

детские сады и школы, не рассматривается, но ведётся работа большая, в том

числе где-то в плоскости вашего вопроса - чтобы местные товаропроизводители

могли поставлять свою продукцию в детские сады и школы.


ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.


Коломейцев Николай Васильевич.


КОЛОМЕЙЦЕВ Н. В., фракция КПРФ.


Уважаемый Антон Александрович, вы, вероятно, знаете, что на прошлой неделе

состоялось наконец заседание суда и были осуждены люди в связи с трагедией на

Сямозере, где погибло много людей. Так вот при расследовании этого вопроса

были выявлены нарушения на всех направлениях, начиная от того, что

департамент Москвы в сверхсрочном порядке перечислил огромную сумму на основе

решений, подписанных на коленке. Так это же в Москве! Не считаете ли вы более

правильным, может быть, принять закон о возвращении организации отдыха детей

в лоно соцстраха - на отдых всех детей Российской Федерации нужно

предусмотреть всего 19 миллиардов рублей - и тогда более централизованно и,

может быть, без всяких конкурсов проводить... Я вас уверяю, любая московская

фирма может погасить любого конкурента ассортиментом, но доставит ли она в

ассортименте и качестве... (Микрофон отключён.)


ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Докладчику включите микрофон.


ГЕТТА А. А. Николай Васильевич, действительно, трагедия на Сямозере заставила

задуматься многих и о многом, в том числе о системе проведения самих процедур

и о дальнейшем контроле за выполнением контракта и оказанием непосредственно

услуг. Да, в Москве сконцентрированы компании, которые могут похвастаться,

так скажем, опытом и своими оборотами, и они выходят иной раз на исполнение

контрактов в целом по стране, в других регионах, и в принципе в этом нет

ничего плохого. А что касается централизации закупок, мы об этом говорим

много, но пользы не видим: если вдруг забрать у губернаторов возможность, так

скажем, оздоровлять детей из этого региона за свой счёт или самостоятельно

проводя эти процедуры, то можно потерять и их заинтересованность в этом

вопросе. Если вдруг у любого федерального учреждения, будь то фонд

обязательного медицинского страхования или любой другой орган власти,

появится лишняя возможность заняться финансированием оздоровления детей,

тогда они проведут закупки, согласно этому положению определят грамотного и

качественного организатора отдыха. Появится дополнительная возможность

отдохнуть у детей помимо тех примерно 6,5 миллиона детей в год, которые уже

отдыхают. Мы такую возможность дадим, но это всё будет связано с возможностью

соответствующего финансирования, а сейчас мы говорим непосредственно о

процедуре определения поставщиков этих услуг, подрядчиков.


ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.


Осадчий Николай Иванович.


ОСАДЧИЙ Н. И. Уважаемый Антон Александрович, в целом отношение к замыслу

авторов законопроекта положительное, но почему определён такой срок

вступления в силу закона - 90 дней с момента опубликования? Ведь это

означает, что летний оздоровительный сезон текущего года пройдёт по старым

правилам и в лучшем случае только на следующий год будут включены нормы, о

которых вы сейчас говорите.


ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Депутату Гетта включите микрофон.


ГЕТТА А. А. Уважаемый Николай Иванович, вопрос хороший, но здесь не может

быть обратного действия закона, как вот в вопросе, который мы сегодня

рассматривали, по ипотечным каникулам, потому что уже проводятся конкурсы, на

которых, возможно, будут как раз определены будущие поставщики этих услуг. Мы

подсчитали, в среднем конкурс проходит не менее 50 дней, и если мы прямо с

завтрашнего дня введём это правило, то придётся переигрывать процедуры,

которые уже объявлены. Я уверен, что срок 90 дней даст возможность завершить

всё по старым правилам, но это не исключает необходимости контроля за теми,

кто выиграет уже объявленные конкурсы. Я с вами согласен: наверное, за теми,

кто за 90 дней повыигрывает ещё по старым правилам, на аукционах, где цена -

главный критерий, нужен особый контроль и на уровне региона, губернатора, и

на нашем уровне. Поэтому мы здесь уже доконтролируем то, чтобы конкурсы

выигрывали достойные компании, а уже по истечении срока 90 дней, когда эти

правила вступят в силу, у всяких проходимцев будет меньше возможностей в этих

конкурсах участвовать.


ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.


Тихомиров Анатолий Фёдорович.


ТИХОМИРОВ А. Ф., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ".


Уважаемый Антон Александрович, законопроект очень важный, нужный и

своевременный, но в законопроекте предусматривается, что участвовать будут

исключительно лица, которые обладают соответствующей квалификацией, и, в

частности, в справочном материале, который роздан к сегодняшнему заседанию,

указано, что победитель конкурса определяется из числа участников закупки,

прошедших предквалификационный отбор. Вот у меня вопрос: скажите, пожалуйста,

по каким критериям планируется определять уровень квалификации участников

конкурса и кто будет проводить предквалификационный отбор?


ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Депутату Гетта включите микрофон.


ГЕТТА А. А. Это общие правила, положения 44-го федерального закона:

непосредственно заказчик - если это муниципалитет, значит, его ответственные

люди, главы муниципалитета, если регион, то уполномоченный орган

регионального правительства - формирует квалификационные требования к тому

или иному конкурсу и прописывает в ТЗ всё, что сочтёт нужным, чтобы,

во-первых, услугу качественную получить, а во-вторых, безопасность соблюсти.

Вся, так скажем, ответственность, все полномочия - на заказчике, на том, кто

непосредственно этот конкурс проводит.


И я хотел бы вернуться к вопросу коллеги Осадчего: мы пересматриваем срок 90

дней, вами правильно поднят вопрос; срок, нужный для того, чтобы уже

объявленные конкурсы провести, мы предусмотрим другим образом; законопроект

во втором чтении будет подготовлен и принят с поправкой об отмене нормы,

регламентирующей вступление в силу по истечении 90 дней.


ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.


Старовойтов Александр Сергеевич.


СТАРОВОЙТОВ А. С. Мой основной вопрос уже, как говорится, сняли с языка,

остался второстепенный вопрос, и я задал бы его коллеге, который стоит за

трибуной: а какие ещё басни Крылова вы знаете? Вот у меня, например, есть

другая любимая басня - "Лебедь, Щука и Рак", помните текст: "Однажды Лебедь,

Рак да Щука / Везти с поклажей воз взялись, / И вместе трое все в него

впряглись; / Из кожи лезут вон, а возу всё нет ходу!" Вот очень часто наши

органы государственной власти напоминают персонажей басни "Лебедь, Щука и

Рак", и граждане нам часто об этом говорят. Наверное, понимаете, это

риторический вопрос.


ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Александр Александрович, можно не отвечать на этот

вопрос.


МАКСИМОВ А. А. Да нет, вопрос правильный.


Коллеги, вы знаете, я, наверное, сказал бы так. Вспомните, не так давно мы

говорили, что абсолютно все регионы при выполнении тех или иных программ, не

важно каких - своих, национальных, региональных, - сталкиваются с

недобросовестными подрядчиками, и сегодняшний законопроект говорит о том, что

это несовершенно; это первый шаг, и на самом деле эту практику надо будет

распространить и на другие сферы: на ремонт, на строительство, на услуги, это

понятно. Эта басня была написана 200 лет назад, и ещё тогда был закон: в

царской России нужно было доказать свою причастность как специалиста к той

или иной профессиональной гильдии, и только тогда с тобой подписывали договор

об услугах или о покупках. Прошло 200 лет, Валерий Карлович, пока мы до этого

наконец добрались.


Вот этот дикий рынок, в который нас выпрессовали, к сожалению, до сих пор не

урегулирован - я думаю, что ещё и остальные басни нам пригодятся, чтобы

навести в этом деле порядок.


ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.


Иванов Николай Николаевич.


ИВАНОВ Н. Н., фракция КПРФ.


Уважаемый Антон Александрович, цели вашего законопроекта, безусловно, благие,

однако законопроектом предлагается установить обязанность заказчиков

осуществлять закупки услуг у ограниченного количества поставщиков. Не

приведёт ли это в будущем к тому, что закупки будут осуществляться вообще у

единственного поставщика, что сведёт на нет смысл проведения конкурса в

данной сфере и увеличит коррупционную составляющую? Есть ли в вашей

инициативе механизмы, которые позволят повысить конкуренцию в данной сфере

без потери качества предоставляемых услуг?


ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста, Антон Александрович Гетта.


Включите микрофон.


ГЕТТА А. А. Мы ни в коем случае не ограничиваем список поставщиков, которые

вправе выходить на такие конкурсы, мы хотим, чтобы их было как можно больше,

а словосочетание "ограниченный круг" связано исключительно с тем, что как раз

те, кто не обладает соответствующим опытом, профессиональными кадрами, не

смогут на эти конкурсы выйти. Мы ничего не ограничиваем, мы только

устанавливаем приоритет и говорим, что конкурс по закупкам услуг по

оздоровлению детей может проводиться только с учётом проведения

предварительной квалификации, а всё остальное - это обычные нормы 44-го

федерального закона, и они будут работать, поддерживая в том числе

конкуренцию на этом рынке. А мы начнём развивать не коррупционную (как в

вашем вопросе звучит) историю в этом бизнесе, а, наоборот, исключительно

историю с наращиванием компетенции, с приглашением соответствующих

специалистов на работу в компании, и только после этого эти фирмы смогут

участвовать в конкурсах. Ни о каком ограниченном круге лиц речь не идёт, к

ситуации с единственным поставщиком в этой сфере это точно не приведёт,

потому что, слава богу, в нашей стране хватает компаний, которые ответственно

подходят к организации отдыха детей.


ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Включите микрофон, пожалуйста.


МАКСИМОВ А. А. Уважаемые коллеги, позвольте дополнить ответ. Очень часто

такие вопросы звучат у нас в зале, звучат по любому поводу: а не утратится ли

конкуренция, а не будет ли это способствовать монополизму? Уважаемые коллеги,

давайте говорить о разумности и о той услуге, которую вы хотите получить:

если кто-то из вас хочет приобрести картину Пикассо, он должен пойти на

соответствующий аукцион и отдать соответствующие деньги, и он понимает, что

настоящий Пикассо будет стоить совершенно другие деньги; если вы хотите

купить линогравюру, вы пойдёте в магазин или на рынок и сможете там купить

всё, что угодно. Давайте говорить о разумных требованиях и о разумности

подхода - нужно воспитывать у наших чиновников разумный и ответственный

подход.


ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.


Онищенко Геннадий Григорьевич.


ОНИЩЕНКО Г. Г. Иван Иванович, именно ограниченный круг, а ещё лучше - один

поставщик, потому что это не та услуга, которую можно выносить на рынок. Это

первое замечание.


Второе замечание. В период безвременья, в смутные 90-е годы, мы сохранили

детский отдых только потому, что он централизованно финансировался из

федерального бюджета.


А теперь, поскольку лучшее - враг хорошего, я не столько вопрос задам,

сколько представлю рассуждение. Помимо уровня квалификации и условий

исполнения контракта нам ещё нужно будет отрегулировать такое понятие, как

вид отдыха детей: в Карелии был лучший лагерь в этой республике, но вид

отдыха, который предоставлялся, был абсолютно неотрегулирован, и мы загубили

детские жизни. Поэтому во втором чтении нам надо будет над этим подумать, это

уже как бы... (Микрофон отключён.)


ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Всё, Геннадий Григорьевич? Спасибо.


Антон Александрович Гетта, пожалуйста, хотя это было пожелание.


Включите микрофон.


ГЕТТА А. А. Я с очень большим уважением отношусь к Геннадию Григорьевичу, к

его опыту и к тому, что он делал для страны, для того, чтобы проводились

конкурсы и правильно контракты заключались. Мы рассчитываем, Геннадий

Григорьевич, что вместе во втором чтении над этим поработаем.


Что касается централизации. Я лично тоже выступаю за неё, считаю, что надо,

чтобы в тех же губерниях закупки проводил компетентный орган, а не заведующие

детскими садами или директора школ, когда определяют поставщика питания,

потому что хотя бы какой-то уровень компетенции можно соблюсти, если закупки

централизованы. Пока это право, скажем, губернаторов, а на федеральном уровне

- федеральных органов исполнительной власти.


Что касается того, что нужно и виды отдыха отрегулировать. Мы, конечно, к вам

тоже прислушаемся и во втором чтении подготовим те поправки, какие нужно.


ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.


Александр Александрович, спасибо, присаживайтесь.


Коллеги, будут ли желающие выступить? Да.


Включите режим записи на выступления.


Покажите список.


Гартунг Валерий Карлович, пожалуйста. От фракции? От фракции.


Поставьте время, пожалуйста.


ГАРТУНГ В. К. Уважаемый Иван Иванович, уважаемые коллеги! Наша фракция,

безусловно, поддержит этот законопроект. Мы считаем, что отдых детей - это не

тот вопрос, где мы должны экономить. Вместе с тем хотел бы сказать, что

экономить надо бы на госзакупках, и хотел бы напомнить вам, что... Такая

большая дискуссия сейчас развернулась по этому вопросу, хотя какова цена

всего отдыха? Сколько там получается? Может быть, десяток миллиардов рублей,

может быть, два десятка миллиардов в год, да?


ИЗ ЗАЛА. (Не слышно.)


ГАРТУНГ В. К. Семьдесят восемь. Ну, десятки миллиардов. А вот когда я с этой

трибуны вам предлагал закрыть дыру, через которую уходят триллионы, уходит,

заметьте, в тысячу раз больше, понимания не нашёл.


Хотел бы отметить, коллеги, что, конечно, нам нужно сосредоточиться на

решении проблемы. Знаете, есть анекдот, вывод из которого такой: искать надо

не там, где светло, а там, где потерял. Вот это я хотел бы сказать, раз уж мы

здесь сегодня заговорили баснями.


Мы, безусловно, поддерживаем законопроект. Вместе с тем хотелось бы

напомнить, что мы теряем всё-таки не на закупках для детей, а на закупках у

взаимозависимых лиц, причём теряем десятки триллионов рублей.


Спасибо за внимание.


ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Валерий Карлович.


Шерин Александр Николаевич, пожалуйста, от фракции.


ШЕРИН А. Н., фракция ЛДПР.


Уважаемые коллеги, фракция ЛДПР, конечно же, поддержит данную законодательную

инициативу, но, как и предыдущий законопроект, о каникулах, я думаю, этот

законопроект в лучшую сторону ситуацию существенно не изменит.


Я хотел бы вам напомнить позицию фракции ЛДПР: всё, что касается детей - а

ведь это самое ценное, что есть в нашем государстве у каждого родителя, -

необходимо регулировать государственными стандартами, ни в коем случае не

отдавать на торги или на откуп каким-то коммерсантам. Мы должны чётко

понимать, в какую сумму будет обходиться бюджету Российской Федерации отдых

ребёнка, каждый день отдыха. При этом ребёнок должен гарантированно получать

отдых и оздоровление вне зависимости от того, в какой семье он родился и

вырос, вне зависимости от уровня дохода его родителей.


Мы хотим привлекать к данным услугам специалистов и профессионалов - давайте

подсчитаем, сколько будут стоить хорошее медицинское обслуживание, здоровое

питание, охрана и весь спектр остальных услуг по образовательным и обучающим

программам. И если мы будем понимать, что, к примеру, это будет обходиться в

сумму около 5 тысяч рублей в день, давайте мы эту цифру закрепим и чётко

обозначим министерство, ведомство, агентство, которое будет отвечать за то,

чтобы все эти деньги, эти суммы, утверждённые по среднерыночным нормативам в

Российской Федерации, шли исключительно на целевое использование и чтобы не

та организация, у которой один и тот же профессионал в двух-трёх фирмах

числится, выйдя на торги, побеждала, а та организация, которая постоянно

находится в зоне наблюдения правительства, прокуратуры, МВД и всех остальных

органов. Отдых детей должен зависеть не от той коммерческой организации,

которая волею случая хорошо подготовила документацию и победила на торгах, а

от той организации, которая контролируется государственной системой.


Уважаемые коллеги, очень красиво и хорошо звучат речи о прозрачности торгов и

конкурсов. Пойдите поконкурируйте на рынке банковских услуг со Сбербанком, в

сельском хозяйстве с "Мираторгом" и так далее. Мы прекрасно понимаем, что

есть монополисты, которые в этой отрасли будут побеждать. Я хочу, чтобы вы

ещё раз зафиксировали позицию ЛДПР: всё, что касается детей, должно

регулироваться не торгами, а чёткими государственными стандартами с

конкретными цифрами.


То же самое и со школьными учебниками. Наверное, побеждают те, кто хочет

больше заработать, судя по тому, сколько весят учебники, - чем тяжелее

бумага, тем она дороже, чем больше краски используется, тем учебник дороже.

После того как дети год протаскают эти учебники в школу, им летом

действительно будет нужно оздоровление. И в разных школах разные учебники:

переезжают родители из одного города в другой - нужно приобретать новые

учебники. Так что и здесь никаких торгов не нужно проводить.


Чёткое государственное регулирование необходимо в том числе в сфере питания.

Мы должны понимать, какая продукция используется, должны быть уверены, что

кормит детей не та компания, которая меньше цену дала (и потом непонятно

какая продукция поступает для питания в больницы, детские сады, школы,

оздоровительные учреждения), а та компания, которая придерживается всех

необходимых стандартов, чтобы даже у нашего коллеги, допустим, не было к этой

компании никаких вопросов, чтобы действительно самая полезная, экологически

чистая сельхозпродукция поступала на стол к детям.


Если же мы будем всё, что связано с детским здравоохранением, образованием,

отдыхом, переводить исключительно на коммерческие рельсы, то коммерческие

организации под разными предлогами, с разными ухищрениями, в том числе

используя коррупционные связи, будут на этих торгах побеждать, но по

основному принципу бизнеса "минимум затрат - максимум прибыли" деньги,

которые направят в коммерческие организации, скорее всего, не полностью будут

тратиться на детей, они пойдут исключительно на коммерческую прибыль. И у нас

нет гарантий, что будет работать достойный своего уровня зарплаты охранник,

достойный преподаватель, достойный специалист, которого изначально показывала

организация, когда выходила на торги: потом может оказаться, что он уволился,

что он был, повторяю, оформлен в нескольких организациях.


Мы, конечно, эту меру поддержим, но хотелось бы, чтобы из возникновения

какой-то проблемы мы делали выводы. Когда гибнут дети в торговом центре,

везде говорят о том, что детские игровые площадки должны быть не выше второго

этажа, - пройдите и посмотрите, на каких этажах они находятся. Когда гибнут

дети, начинают говорить о необходимости ужесточать ответственность. Если мы,

повторяю, хотим в сфере обучения и отдыха детей навести порядок - только

государственные стандарты! Они должны ежегодно по уровню инфляции

пересматриваться, гарантированная ежемесячная сумма на ребёнка должна

выделяться из бюджета нашей страны и тратиться, чтобы каждый ребёнок получал

качественное оздоровление и обучение в соответствующих образовательных

учреждениях.


Ещё раз отмечу: этот законопроект, к сожалению, не гарантирует того, что дети

получат качественное лечение, оздоровление и отдых. но принятие этого

законопроекта гарантирует, что в связи с ограничением количества участников

торгов цена поднимется, так как на торги будут выходить только

суперприближённые организации, в связи с этим можно будет повысить цену, и

они будут просто получать больший доход, а детьми, возможно, будут заниматься

за 500 рублей в сутки какие-нибудь студенты, которых будут привлекать на

летнюю практику.


Этот законопроект мы поддержим, ну а в перспективе нужно реализовать идею

ЛДПР, делать исключительно так.


Спасибо за внимание.


ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Александр Николаевич.


Исаев Андрей Константинович. Выступление от фракции.


ИСАЕВ А. К. Уважаемый Иван Иванович, уважаемые коллеги! Я, как один из

авторов этого законопроекта, разумеется, его поддерживаю и призываю вас это

сделать. Он действительно направлен на обеспечение безопасности детей, на

обеспечение качественного и содержательного отдыха, но разговор у нас сегодня

вышел за пределы данной темы, он касается 44-го закона в целом.


Я присоединяюсь к прозвучавшему здесь, так сказать, хору критиков этого

закона, вместе с тем призываю вспомнить, из-за чего этот закон был принят. До

его вступления в силу как раз и была достаточно широко распространена

практика, о которой говорил коллега Шерин, когда компании, приближённые к

определённым руководителям, выигрывали конкурсы, которые можно было назвать

конкурсами исключительно в кавычках, и обеспечивали не обязательно

качественные услуги, но обязательно дорогие, это сопровождалось откатами и

другими проявлениями коррупции. Тогда была предложена формула 44-го закона:

чтобы избежать коррупционных проявлений, единственным критерием победы в

конкурсе стала цена - кто предлагает меньшую цену, тот и выигрывает конкурс.

Изначально заложенный принцип, ну, наверное, был морально оправдан, но мы

видим, что, очевидно, вместе с грязной водой оказался выплеснут и ребёнок, мы

видим, что данный принцип 44-го закона породил своего рода коррупцию

наизнанку. В конце концов, наша страна - родина Остапа Бендера, и хитрые,

предприимчивые люди нашли возможность действовать и в рамках этого закона.

Конкурсы сплошь и рядом выигрывают организации, не способные обеспечить

качественное исполнение услуг, на исполнение которых претендуют, заявляя себя

на конкурс. Сплошь и рядом мы сталкиваемся с ситуацией, когда выигравшая

конкурс компания потом перепродаёт своё право участвовать, эту компанию не

могут найти месяцами, и требуется время, чтобы в судебном порядке отменить

результаты конкурса, а затем провести его заново.


Закон № 44-ФЗ сегодня напоминает решето. Мы уже внесли туда огромное

количество поправок: мы освободили от конкурса закупки для целого ряда

социальных, спортивных организаций, организаций, находящихся за границей, и

так далее. И мы приветствуем принятое вчера решение создать межфракционную

рабочую группу во главе с Александром Дмитриевичем Жуковым, которая в целом

выработает подход к 44-му закону. Перед нами стоит задача, которую, на мой

взгляд, очень хорошо определил коллега Иванов, представляющий

Коммунистическую партию: нам нужно найти баланс, золотую середину, не

вернуться к состоянию, когда возможно назначение привилегированных компаний,

своих компаний, и в то же время уйти от перегиба, который порождает 44-й

закон.


В связи с этим предложенный в данном законопроекте механизм проведения

конкурса с ограниченным участием представляется чрезвычайно плодотворным.

Здесь высказывали разные гипотезы, например, что такой конкурс может

сработать на увеличение цены. Но у нас, коллеги, есть практика широкого

использования именно такого конкурса, которая свидетельствует, что это

приводит к снижению цены. Я говорю о государственных закупках лекарств: при

их осуществлении как раз проводится конкурс с ограниченным участием, к

конкурсу не допускаются организации, которые не способны поставить нужные

лекарства в требуемые сроки, но побеждает при этом тот, кто назначает более

низкую цену. Российские производители, ломая монополию иностранцев, выходят

на эти конкурсы и побеждают, принося прибыль, экономию бюджету, исчисляемую в

миллиардах рублей.


На наш взгляд, идея, связанная с конкурсом с ограниченным участием, может

лечь в основу работы межфракционной группы. В тех случаях, когда речь идёт о

детях, об инвалидах, о социальной защите, к конкурсу должны допускаться

только организации, доказавшие свою способность качественно оказывать

соответствующие услуги. Антон Александрович сказал, что мы как бы немножко

забегаем вперёд в данном случае, но, наверное, это оправданно, потому что

дети - это первые, на ком не надо экономить.


И прозвучавшее здесь предложение отказаться во втором чтении от вступления

закона в силу через 90 дней нам представляется абсолютно правильным. Давайте

примем этот законопроект, во втором чтении внесём необходимые поправки, чтобы

уже к новому летнему сезону конкурс проводился на новой основе и мы, как

родители, бабушки, дедушки, дяди, тёти, были спокойны за то, что к участию в

конкурсах будут допущены только те организации, которые способны организовать

безопасный, качественный отдых наших детей.


Спасибо за внимание.


ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Андрей Константинович.


Барышев Андрей Викторович.


БАРЫШЕВ А. В., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ".


Уважаемый Иван Иванович, уважаемые коллеги! Много было сказано по поводу

44-го закона, я хотел бы только добавить вот что: с момента его принятия туда

было внесено более 400 поправок - очевидно, что-то не в порядке, если мы

приняли закон и теперь его без конца поправляем; у Ивана Андреевича есть ещё

одна басня - "Тришкин кафтан", так вот она примерно об этом.


Очень здорово, что было дано поручение, о котором сейчас сказал Андрей

Константинович. Я хотел бы обратить ваше внимание на то, что нам надо

заглянуть глубже в части реформы этого закона, может быть, вообще

пересмотреть норму, в соответствии с которой аукцион выигрывают только по

ценовому критерию: есть госэкспертиза, которая занимается ценой, пусть будет

фиксированная цена, а победителей конкурса будут отбирать по другим

параметрам - качество, сроки, гарантии и так далее.


Закон вредный, с ним измучились уже все муниципалитеты, регионы, да о чём тут

говорить, когда даже нацпроекты не работают нормально, то есть это просто

препятствие для реализации всех программ и вообще для развития страны. А

экономия, о которой сейчас говорится, - мол, триллионы мы экономим каждый год

- очень условная, потому что, когда в этих конкурсах цена падает ниже

возможной, допустимой, просто до минимума, делают практически ну вот такую

дрянь, что потом всё нужно переделывать, и в результате мы теряем. То есть,

по сути, деньги налогоплательщиков расходуются непонятно куда: качества нет,

нужны переделки. Строительный сезон у нас короткий, а вот эта

предварительная, подготовительная процедура длительная - она, конечно, тоже

должна быть сокращена. Но в то же время - вот я такую поправку уже вносил -

хотелось бы, чтобы мы пошли дальше и посмотрели, как это можно реализовать,

чтобы прийти именно к процедуре конкурса, и тогда будет качество и будет

результат.


Спасибо за внимание.


ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Андрей Викторович.


Коломейцев Николай Васильевич, от фракции выступление.


КОЛОМЕЙЦЕВ Н. В. Уважаемый Иван Иванович, уважаемые коллеги! Я сейчас зачитаю

вам текст законопроекта - уверен, даже товарищ Гетта вряд ли сможет ответить

по формулировкам, которые там изложены: я сомневаюсь, что многие его

прочитали. Здесь список соавторов больше, чем текст закона, ну, это неплохо,

конечно, мы все можем соавторами быть. Но вот внимательно послушайте: "Внести

в Федеральный закон от 5 апреля 2013 года № 44-ФЗ "О контрактной..." - далее

название закона, потом перечисление опубликованных нормативных актов в цифрах

и датах, а потом идёт: "в статье 56 часть 2 дополнить пунктом 3 следующего

содержания: «оказания услуг по организации отдыха детей и их оздоровлению»; в

части 2-1 после слов «указанных в» дополнить словами «пунктах 1 и 2»; в

статье 56-1: часть 2 дополнить пунктом 3 следующего содержания: «оказания

услуг по организации отдыха детей и их оздоровлению»; в части 3 после слов

«указанных в» дополнить словами «пунктах 1 и 2»..." И что, вы о чём здесь

ведёте речь?


Вот здесь уважаемый мною товарищ Максимов приводил басню Ивана Андреевича

Крылова. Но мне кажется, наиболее подходит не вами приведённая - у Крылова

есть басня, в которой говорится: "Какой порядок ни затей, / Но если он в

руках бессовестных людей, / Они всегда найдут уловку, / Чтоб сделать там, где

им захочется, сноровку". Понимаете?


И, переходя к теме, которая обозначена, но которую закон вряд ли решит. Вы

поймите, в данной ситуации проблема - вот я смотрю, Александр Дмитриевич всё

время записывает, вероятно, уже для первого заседания комиссии по 44-му

закону, - проблема-то в чём? Вам президент сказал: "На детях бизнес

прекратите делать!" - а вы за старое. Какие тендеры и конкурсы?! Ну мы же с

вами из региона, в котором этот вопрос проявился первым: когда в Волгодонске

взяли и назначили сити-менеджера из Ростова-на-Дону, первое, что он сделал, -

привёз с собой начальника управления образования, а начальник управления

образования привёл всех своих коммерсантов. В результате волгодонские

коммерсанты, дети которых учились в школах Волгодонска, были все отстранены -

по конкурсу, естественно, - но в четвёртом квартале уже не было денег на

кормление детей. И качество продуктов, естественно, резко упало.


Здесь в чём проблема? Вот известный своим юмором, как и Виктор Степанович,

товарищ Фрадков, бывший недолгое время председателем правительства, был в

отпуске или в командировке, когда исполняющий обязанности Христенко

быстро-быстро провёл закон "О техническом регулировании". Рекомендую вам

открыть стенограмму заседания и найти слова Фрадкова: он сказал, что большего

преступления против страны, чем отмена стандартизации, придумать невозможно.

Вот первое, что сделал Иосиф Виссарионович Сталин на восьмой год своего

правления, - резко ужесточил наказание за неисполнение стандартов по питанию.

То есть, с моей точки зрения, здесь надо просто власть употребить. Кстати

говоря, у Крылова в связи с этим тоже басня есть - "Кот и повар". Почитайте

басню, там написано, что повару надо зарубить на стенке. Прежде всего надо

власть употребить начальнику, тогда качество питания будет.


По сути проблемы. С моей точки зрения, мы недооцениваем уровень опасности

мин, заложенных в наше законодательство. Рекомендую на "YouTube" посмотреть

серию бесед с Дэвидом - там профессиональный церэушник рассказывает, каким

образом нас оплели по рукам и ногам через закладки в законодательстве.

Понимаете, у нас многие законы противоречат друг другу. У чиновников низкая

зарплата, и вы хоть какие препоны тут будете ставить, но первое, что надо

сделать, - синхронизировать заработную плату людей, принимающих решения,

удалить их от проблем аффилированности. Если у нас правоохранители

аффилированы во всех сладких местах, вы никогда в жизни ни одну проблему не

решите. А это ведь так! Вот посмотрите, мусорная проблема: а кто там за

мусорной проблемой, почему решение не принимается? Вся страна бурлит, а мы

что сделали? Мы разрешили в 15 раз поднять тарифы на мусор для самых нищих, а

для тех, у кого бюджет через край, - Москва и другие - отложили ещё введение

реформы, хотя пять лет никто не контролировал выполнение принятого, по-моему,

485-го закона, который прописывал всю технологию проведения мусорной реформы.


Ну и самое главное, с моей точки зрения, надо понять, что если мы не выстроим

и не вернём назад в систему соцстраха систему оздоровления детей, то

отравления, утопления, ограбления будут продолжаться, потому что бизнес на

детях или в любой другой сфере предполагает примитивную прибыль - никто не

будет думать о качестве в нашей стране, где многими людьми утеряны основы

морали. Поэтому закон этот, с нашей точки зрения, не решит обозначенную

проблему несмотря на весь пафос выступлений.


Спасибо за внимание.


ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Николай Васильевич.


Заключительное слово. Антон Александрович Гетта, пожалуйста.


ГЕТТА А. А. Я коротко. Я не силён в прозе и в баснях, поэтому по сути.


По поводу закона № 44-ФЗ. Думаю, в зале нет ни одного депутата, который

сказал бы, что закон очень грамотный, правильный и применим в их

муниципалитетах, в их регионах. Там больше 200 нормативных актов, 239 страниц

текста, и всё это приходится применять всё тем же, если мы говорим про детей,

заведующим детскими садами, директорам школ, а они некомпетентны в этих

вопросах, поэтому лучше действительно где-то и о централизации подумать,

чтобы какой-то компетентный орган в регионе этим занимался. Группа, которая

создана, под руководством Александра Дмитриевича Жукова, будет эти вопросы

рассматривать, поскольку имеется полная уверенность, что с таким 44-м законом

нам майский указ президента не выполнить, - нужно и сроки сокращать, и нормы

менять.


Что касается, Николай Васильевич, нормы, о которой вы сказали. Она же не

прописана нами вновь в этом законопроекте, она уже давно есть в 44-м законе,

а мы как раз акцентируем внимание на том, что именно так, именно с

предквалификацией, должны отбираться компании, которые будут оказывать услуги

по организации отдыха детей.


Главное, что потерял 44-й закон, - функция обеспечения потребностей. По

поводу того случая в Волгодонске, Николай Васильевич. Лимиты довели, когда

закончился трёхлетний бюджет (заказчик опять же не имеет права объявить

конкурс, пока бюджетные лимиты не будут до него доведены), был объявлен

конкурс, был конец года, конец декабря, а детям 9 января идти в детский сад,

а срок проведения конкурсных процедур сейчас 50 дней; вот тогда-то и

столкнулись с проблемой: начали разбивать этот конкурс на мелкие, котировками

проводить - и тогда прокуратура чуть ли не начала возбуждать дела в отношении

более 50 руководителей детских садов и школ. Мы вмешались в это и не дали их

обидеть, потому что виноваты в этом не они, а всё те же нормы 44-го закона.

Так что эту главную функцию закона - по обеспечению потребностей, по

удовлетворению их качественно и в срок - мы должны вернуть, и давайте начнём

с детей, с организации отдыха и оздоровления детей в лагерях, в санаториях.

Мы сегодня, приняв этот законопроект, введём эту норму.


Спасибо большое.


ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Антон Александрович.


Александр Александрович, будете выступать с заключительным словом? Нет.


Коллеги, обсуждение завершено.


Ставлю законопроект на голосование.


Включите режим голосования.


Покажите результаты.


РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (13 час. 16 мин. 03 сек.)

Проголосовало за 397 чел.88,2 %

Проголосовало против 0 чел.0,0 %

Воздержалось 0 чел.0,0 %

Голосовало 397 чел.

Не голосовало 53 чел.11,8 %

Результат: принято


Принимается в первом чтении единогласно.