ФЗ № 636681-7

О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации

в части предотвращения использования беспилотных воздушных судов в противоправных целях

Внесён: 31 января 2019
Последнее событие: Рассмотрение законопроекта в первом чтении, 11 сентября 2019
Последнее решение: представить поправки к законопроекту ; принять законопроект в первом чтении

Стенограммы по законопроекту №636681-7

Заседание №233

11.09.2019

О проекте федерального закона № 636681-7 "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (в части предотвращения использования беспилотных воздушных судов в противоправных целях).

Пункт 8, проект федерального закона "О внесении изменений в отдельные

законодательные акты Российской Федерации". Доклад Александра Евсеевича

Хинштейна.


Пожалуйста.


ХИНШТЕЙН А. Е., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ".


Уважаемые коллеги, вашему вниманию предлагается законопроект, подготовленный

группой депутатов, преимущественно членов Комитета по безопасности и

противодействию коррупции во главе с его председателем Василием Ивановичем

Пискарёвым. Законопроект крайне важный, актуальный и более чем злободневный.

Он даёт полномочия правоохранительным и силовым органам на пресечение полётов

беспилотных летательных аппаратов в целях защиты жизни и здоровья граждан.


Мировая практика свидетельствует, что возрастает число случаев использования

так называемых беспилотников для совершения террористических преступлений и

преступлений иной направленности, в частности для доставки оружия,

боеприпасов, отравляющих веществ. В связи с этим необходимо установить и

разработать чёткие механизмы, защищающие жизнь, здоровье и безопасность наших

граждан от подобных преступных посягательств. При этом статистика говорит нам

о том, что количество беспилотников в России резко возрастает: в прошлом

году, по официальным данным, было продано 160 тысяч беспилотников, и их

количество практически удвоилось. В то же время правоохранительные силовые

органы фиксируют увеличившееся количество попыток пролётов беспилотников над

охраняемыми объектами, над объектами инфраструктуры, в том числе

транспортной. В частности, в 2018 году по официальным данным, было

зафиксировано 16 попыток пролёта беспилотников над важными государственными

объектами, охраняемыми войсками национальной гвардии (напомню, что важные

государственные объекты - это объекты ядерного комплекса, атомной

промышленности, закрытые города).


В связи с этим вносится законопроект, который наделяет правоохранительные и

силовые органы полномочиями по пресечению полётов беспилотников в конкретных

ситуациях и совершенно конкретно описанных случаях. Это пролёт беспилотников

в местах проведения массовых мероприятий, с массовым участием граждан, для

обеспечения безопасности важных государственных, критически важных объектов и

объектов транспортной инфраструктуры, а также над местами проведения

контртеррористических операций, следственных мероприятий и

оперативно-розыскных действий. Следует отметить, что уже существует практика,

прописанная в законах, дающая силовикам право пресекать движение, скажем,

транспортных средств, которые угрожают жизни и здоровью граждан. Но с точки

зрения совершения преступлений и последствий разницы между транспортным

средством и беспилотником, мы полагаем, нет, более того, беспилотник

представляет гораздо большую угрозу.


Законопроект наделяет полномочиями пять ведомств, каждое в части своей

компетенции, - это МВД России, Росгвардия, ФСБ России, ФСО России и Служба

внешней разведки.


Законопроект Правительством Российской Федерации поддержан, со всеми

субъектами данного законопроекта предварительно проработан, каждый в части,

себя касающейся, также его поддержал. Замечаний у Правового управления

Аппарата Государственной Думы нет. Профильный комитет рекомендует

Государственной Думе принять законопроект в первом чтении.


Коллеги, повторяю, речь идёт об обеспечении безопасности наших граждан. И

слава богу, что на сегодняшний день никаких страшных ситуаций, трагедий, не

дай бог, с человеческими жертвами пока не произошло. Но я подчёркиваю это

слово - "пока". Если мы не наделим наших правоохранителей мощным

инструментарием, к сожалению, слово "пока" может перестать быть актуальным.


В части технического исполнения - законопроект наделяет полномочиями по

пресечению полётов беспилотников в указанных мной ситуациях путём подавления

сигналов, принуждения к посадке, повреждения дронов или в крайнем случае их

физического уничтожения.


Спасибо за внимание.


ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.


Есть ли вопросы? Да.


Включите режим записи на вопросы.


Покажите список.


Гартунг Валерий Карлович, пожалуйста.


ГАРТУНГ В. К. Уважаемый Александр Евсеевич, понятна логика законопроекта, мы

все за то, чтобы безопасность особых объектов была обеспечена в полном

объёме, но настораживают некоторые вещи, например возможность, скажем так,

трактования этого закона как права сбивать летательные аппараты над частными

территориями. Это первое замечание.


И второе. Уже сейчас, например, организаторы массовых акций, когда подают

заявки, для того чтобы показать картинку сверху, сколько... ну вы знаете, у

нас часто расходятся данные о том, сколько людей присутствовало, а если с

беспилотника, сверху, дать чёткую картинку, то можно посчитать. Так вот

получить разрешение на дачу этой картинки со своего беспилотника

организаторам акций не удаётся, а теперь мы ещё вводим запрет и право

беспилотники сбивать.


Вот как вы это прокомментируете? Меня только эта сторона беспокоит. Если мы

снимаем эти опасения, тогда вообще ни минуты сомнений нет, что такой закон

надо принимать.


ХИНШТЕЙН А. Е. Спасибо, Валерий Карлович, за вопрос, точнее, за два.


Первое. Полёт над частной территорией. Частные территории не относятся ни к

одной из ситуаций, которые мной были упомянуты, потому что на частной

территории не может быть ни важного государственного объекта, ни мест

проведения массовых мероприятий.


Что касается второго вашего вопроса, есть, на мой взгляд, даже противоречие в

том, что вы говорите: сейчас у организаторов тех или иных акций уже не

получается дроны запускать - собственно, тогда смысл их запускать?.. Я также

отмечу, что мы не запрещаем ничего дополнительно, речь идёт об упорядочивании

существующей практики: мы не вводим дополнительных запретов для полётов -

везде, где правоохранители получают право пресекать полёт, эти полёты и так

запрещены.


Ну и последнее, я скажу от себя. Когда речь идёт о безопасности, а тем более

о безопасности большого числа людей, любые иные доводы отходят на второй

план, а на первый план встаёт всё-таки безопасность. Сейчас техника позволяет

при помощи дрона перенести большое количество взрывчатки. Я могу привести

конкретный пример: в прошлом году в районе Севастополя потерпел крушение дрон

с территории сопредельного государства, который по своим техническим

возможностям был способен переносить до 5 килограммов груза. А теперь

представьте ситуацию, когда дрон, переносящий 5 килограммов тротила,

застывает над толпой, где собралось 2 тысячи, 5 тысяч, 10 тысяч человек, -

должна быть возможность у силовых и правоохранительных органов не допустить

дальнейшей трагедии? И если встаёт дилемма, что лучше: зафиксировать на видео

или не допустить гибели людей, - полагаю, что любой нормальный человек на

этот вопрос ответит однозначно.


ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Тетерин Иван Михайлович.


ТЕТЕРИН И. М., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ".


Александр Евсеевич, уточните, пожалуйста, имеется сейчас или нет, определён

ли какой-то порядок приобретения, учёта, использования беспилотных

летательных аппаратов? Прошу уточнить.


ХИНШТЕЙН А. Е. Да, Иван Михайлович, на сегодня такой порядок определён, но

это не является предметом нашего законопроекта. Я вновь повторяю и

подчёркиваю, что мы в законопроекте не запрещаем никаким образом

дополнительно каких-либо полётов, не запрещаем использование беспилотников,

мы лишь регламентируем деятельность уполномоченных на то правоохранительных

органов и специальных служб, как следует действовать в случае пролёта

беспилотников в зоны их ответственности.


ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Иванов Сергей Владимирович.


ИВАНОВ С. В., фракция ЛДПР.


Как-то в этом зале принимали закон, позволяющий нашим военным сбивать

самолёты, заходящие на территорию города, это случилось как раз после событий

в Америке, когда в небоскрёбы врезались самолёты. В данном законопроекте вы

разрешаете точно так же уничтожать беспилотники, находящиеся на тех

территориях, которые кто-то посчитает объектами спецопераций и так далее. И в

прошлый раз я задавал, и в этот раз задаю один и тот же вопрос: вы подумали о

том, что будет с людьми, если на них упадёт сбитый беспилотник, как вы

сказали, с 5 килограммами тротила?


ХИНШТЕЙН А. Е. Сергей Владимирович, отвечаю на ваш вопрос. Задача, во-первых,

в том, чтобы беспилотник с 5 килограммами тротила просто не долетел до места

массового скопления граждан. Во-вторых, формулировка "кто-то посчитает" в

данном случае неуместна, потому что проведение тех или иных мероприятий,

упомянутых в данном законопроекте, чётко регламентировано. Скажем, проведение

контртеррористической операции - это не кто-то с утра решил, что здесь

проводится контртеррористическая операция, есть целый набор документов,

определённых как законом, так и подзаконными актами, в которых чётко

прописываются зоны проведения КТО, порядок её проведения, ответственность тех

или иных должностных лиц. То же самое касается и ответственности должностных

лиц, которые будут принимать решение.


Дальше. Проводить аналогию между правом сбивать самолёты и правом сбивать

беспилотники абсолютно неуместно, потому что в данном случае речь идёт именно

о беспилотных летательных аппаратах, то есть об аппаратах, где нет человека,

и это не должно повлечь за собой никаких негативных последствий для

человеческих жизней.


Относительно граждан, которые теоретически, исходя из вашего вопроса, могут

пострадать. Мы очень рассчитываем, что такого не произойдёт и в каждом

конкретном случае руководители будут принимать решение исходя из ситуации. Я

сильно сомневаюсь, что кто-то в трезвом уме, в здравом рассудке примет

решение сбить беспилотник, который затем упадёт на толпу.


Вновь подчёркиваю, коллеги, мы ничего не запрещаем, законопроект лишь

регламентирует право и обязанность правоохранительных органов действовать в

острых, особых ситуациях, такое право, по нашему убеждению, у них должно

быть.


ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Альшевских Андрей Геннадьевич.


АЛЬШЕВСКИХ А. Г. В финансово-экономическом обосновании говорится, что не

потребуется дополнительных средств. Александр Евсеевич, скажите, когда

готовилась эта инициатива, вы изучали - с силовыми структурами вы же

общались, - насколько они сейчас оснащены специальными техническими

средствами именно для реализации данного закона: для подавления, уничтожения,

блокировки и так далее? Либо нам при подготовке проекта федерального бюджета

на 2020 год всё-таки надо будет, если необходимо, предусмотреть

дополнительные средства на приобретение этих специальных средств?


ХИНШТЕЙН А. Е. Андрей Геннадьевич, из вашего вопроса я понял, что

законопроект вы поддерживаете, и за это вам большое спасибо.


Относительно дополнительных средств. Они не потребуются, поскольку все эти

расходы будут предусмотрены в рамках текущего финансирования

правоохранительных органов и специальных служб. Отмечу также, что в

законопроекте по ряду субъектов его действия, в частности МВД и Росгвардии, в

перечне специальных технических устройств, которые они используют,

прописываются также технические устройства по пресечению полётов

беспилотников. По другим ведомствам такой перечень закрыт и определяется

президентом.


ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Куринный Алексей Владимирович.


КУРИННЫЙ А. В. Александр Евсеевич, есть разные классы дронов. Есть совершенно

лёгкие, которые ничего не переносят, 250 граммов, соответственно это один

уровень опасности. Есть тяжёлые, за которыми, конечно, надо следить иногда

даже лучше, чем за самолётами. Вот в рамках вашего законопроекта

предполагается их разграничить? Или они не будут разграничиваться? Это

первое.


Второе. Чёткие критерии - когда сбивать, когда не сбивать, когда полицейские

разрешат взлёт на массовом мероприятии, а когда запретят взлёт - это тоже в

законе не прописано, тоже фактически на усмотрение правоохранительных

органов. Предполагается ли создание какого-то нормативного акта, где будут

чётко определены эти критерии? Ну и конечно, вызывает ещё опасение сама

процедура - как их будут сбивать. Право дадут, и, к сожалению, возможен

эксцесс исполнителя - кто будет стрелять, как стрелять, кто будет команды

отдавать и нести ответственность. Вот это тоже не совсем понятно.


ХИНШТЕЙН А. Е. Спасибо за вопросы. Я вновь обращаю ваше внимание на то, что

законопроект не касается регулирования полётов дронов, не вмешивается в

юрисдикцию Воздушного кодекса. И в связи с этим, первое, мы в данном

законопроекте не прописываем никакой дифференциации между беспилотниками

различной категорийности или различного веса.


И второе, относительно того, разрешать или не разрешать полёты. Закон,

повторю, не об этом, речь идёт о праве пресекать полёт в тех местах, где он и

так уже запрещён. Запрет есть, но механизм реализации этого запрета на

сегодняшний день не прописан - мы этот пробел устраняем.


ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Коломейцев Николай Васильевич.


КОЛОМЕЙЦЕВ Н. В. Уважаемый Александр Евсеевич, вы знаете, что большая часть

дронов как раз относится к специальным службам. Есть ли инструмент

идентификации и контроля за этим процессом? Потому что, вы понимаете, ну

мы-то право дадим, но зачастую просто нет технических возможностей у

подразделений, которые отвечают за безопасность, контролировать этот процесс.

Вот не потребует ли это значительных материальных ресурсов для перевооружения

как раз вот тех самых служб, о которых идёт речь в законопроекте?


ХИНШТЕЙН А. Е. Николай Васильевич, ну, мне, в отличие от вас, к сожалению,

неизвестно о том, что основное число дронов стоит на вооружении

правоохранительных специальных или военных организаций, поэтому могу лишь

поверить вам на слово. Но полагаю, что ни о каких дополнительных финансовых

средствах разговор не идёт. Кроме того, я в очередной раз повторяю, что речь

идёт о механизме, который позволит реализовывать уже существующие в законе

нормы. И речь идёт о зонах, и так закрытых для полётов. Если там летит

беспилотник, который, как вы считаете, может принадлежать силовому ведомству,

если он летит там законно, его не собьют.


Николай Васильевич, я вам отвечаю.


ИЗ ЗАЛА. (Не слышно.)


ХИНШТЕЙН А. Е. Очень приятно.


Если он летит законно, его не собьют. Ну а возможности незаконного пролёта

дрона, принадлежащего какому-либо силовому ведомству, я, честно говоря,

допустить не могу.


ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Боева Наталья Дмитриевна.


БОЕВА Н. Д., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ".


Александр Евсеевич, скажите, пожалуйста, какие разрешения нужны

сельхозпредприятиям для работы, допустим, с квадрокоптерами? Не помешает ли

это сельхозпредприятиям в их работе? Мы говорим о цифровизации - а не

зарегулируем ли мы этот процесс?


ХИНШТЕЙН А. Е. Наталья Дмитриевна, честно сказать, готовя этот законопроект,

мы не думали о том, что деятельность сельхозпредприятий как-то сопряжена с

важными государственными объектами или объектами транспортной инфраструктуры,

но спасибо вам за то, что подсказали, указали на необходимость двигаться и в

этом направлении.


Повторяю вновь, что законопроект никоим образом не влияет на порядок

использования беспилотных летательных аппаратов и не меняет его, весь

существующий сегодня механизм останется таким, каким был. Речь идёт лишь о

полномочиях правоохранительных органов и специальных служб на пресечение

полётов в запрещённых зонах. Надеюсь, что сельхозпроизводители такие дроны

запускать в запрещённых для полётов зонах не будут.


ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Скруг Валерий Степанович.


СКРУГ В. С., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ".


Александр Евсеевич, безусловно, надо упорядочить использование дронов, и

наверняка депутаты поддержат ваш законопроект. Но один момент: в

пояснительной записке вы не указали Министерство обороны - как вы считаете,

может быть, добавить?


ХИНШТЕЙН А. Е. Спасибо за вопрос. Хочу заметить, что Министерство обороны не

является правоохранительным органом, Министерство обороны является субъектом

оперативно-розыскной деятельности только в части обеспечения деятельности

органа внешней разведки, поэтому мы полагаем, что в данном случае наделять

его такими полномочиями было бы нецелесообразно. Тем не менее готовы обсудить

этот вопрос ко второму чтению, если Министерство обороны посчитает нужным. Но

пока вопрос об актуальности этого не поднимался.


ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.


Есть ли желающие выступить по данному вопросу? Да.


Включите режим записи.


Покажите список.


Валеев Эрнест Абдулович, пожалуйста.


ВАЛЕЕВ Э. А., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ".


Уважаемый Александр Дмитриевич, уважаемые коллеги! Вопрос достаточно подробно

обсудили, Александр Евсеевич подробно изложил суть законопроекта. Я что хотел

бы сказать: беспилотники вторглись в нашу жизнь, их стали повседневно

использовать, и, как любое техническое средство, они могут использоваться в

противоправных целях, поэтому мы даём правоохранительным органам правовые

средства воспрепятствования использованию беспилотных аппаратов в

противоправных целях. То есть мы даём правовые средства правоохранительным

органам и спецслужбам.


Фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ", безусловно, будет поддерживать законопроект. Мы

считаем, что закон будет способствовать защите граждан, государственных

объектов, критичных и потенциально особо опасных, и утверждению правопорядка

в стране.


ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.


Представитель президента?


А, прошу прощения, Иванов Сергей Владимирович.


ИВАНОВ С. В. Спасибо, Александр Дмитриевич. Летал бы здесь дрон, вы бы, может

быть, и заметили.


Уважаемые коллеги, это, конечно, замечательно, когда нам каждую инициативу

обосновывают заботой о безопасности граждан. Но на моей памяти был только

один вот такой эксперимент, когда использовался средней, так скажем,

паршивости дрон, способный поднять хоть какой-то, маломальский вес. Его

хотели использовать для доставки почтовых отправлений (дроны сейчас летают по

данным GPS - координаты забивают, и они доставляют посылки), и эксперимент

благополучно провалился. "Почта России" его проводила, наверняка помните эти

кадры, дрон врезался в стену (очень дорогой, кстати, был дрон). Я уже

оставляю, как говорится, без комментариев тот факт, что правоохранительные

органы позволяют где-то покупать 5 килограммов тротила и потом направлять всё

это на толпу.


Что касается безопасности объектов инфраструктуры, правительственных и так

далее. Вы прекрасно знаете, что сейчас вся Земля сфотографирована со

спутников и разрешение камер этих спутников такое, что можно хоть, извините,

монетку в десять рублей зафиксировать, это ни для кого не секрет. А вот

секретом является то, как живут отдельные наши, так скажем, слуги народа. И

очень много беспилотников летает по таким вот закрытым населённым пунктам и

снимает, у кого где дача, где конюшня, где дом для прислуги, для гостей и так

далее. И вот используемые для этого беспилотники, конечно, нужно сбивать,

потому что это же действительно забота о душевном здоровье народа: кому будет

приятно поглядеть, что человек, который декларирует одно, на самом деле

владеет другим? Я вам приведу другой пример: как-то в Ираке американцы летели

- не на беспилотнике, а на вертолёте - и посчитали, что внизу террористы, ну

и 20 человек, свадебную процессию, взяли и расстреляли; потом "Викиликс"

опубликовал эти кадры. Вот чтобы этого не было, наши правоохранители, может

быть, и говорят: а давайте-ка лучше мы их собьём. Других каких-то возражений

и аргументов я, честно говоря, из данного доклада не увидел и не услышал,

потому что всё уже известно, всё видно. А вот то, что действительно может

потом всплыть, когда, например, расстреливают невинных детишек, которые у

отца из сейфа оружие стырили, а потом ведут репортаж, вот эти кадры надо

уничтожить, и не нужны абсолютно никакие беспилотники, которые будут сверху

показывать, как всё это происходит; потом это объявят антитеррористической

операцией - и всё, умоют руки. Вот я против этого.


ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Представитель президента желает выступить?

Правительства? Нет. Докладчик? Пожалуйста.


ХИНШТЕЙН А. Е. Уважаемые коллеги, я заранее хочу поблагодарить всех и

сказать, что мы, конечно же, готовы к совместной работе, готовы дорабатывать

законопроект ко второму чтению. Но вновь обращаю ваше внимание на то, что

речь идёт о безопасности людей и о необходимости заранее выстроить механизм,

защищающий наших граждан от любых преступных посягательств, учитывая рост

количества дронов.


И несколько слов по поводу прозвучавшего здесь выступления о том, что, кроме

случая с "Почтой России", больше вот один из коллег ничего не знает. Я привёл

в своём докладе конкретную цифру - 16 попыток незаконного пересечения

беспилотниками границ охраняемых важных государственных объектов. Я

подчёркиваю, важные государственные объекты - это не дачи руководителей

думских фракций, а ядерные объекты, атомные энергостанции, закрытые города.

Вот конкретные примеры, которые нам даёт Росавиация: 9 мая 2017 года в городе

Хабаровске был запущен беспилотник, который несанкционированно приблизился к

группе самолётов, выполнявших демонстрационный полёт в рамках торжественных

мероприятий, посвящённых Дню Победы; 5 мая над центром города Красноярска

зафиксирован несанкционированный полёт на высоте 70 метров группы

беспилотников, около 20 квадрокоптеров; 24 марта над Пермским пороховым

заводом зафиксирован несанкционированный полёт беспилотника на высоте 500

метров; 29 ноября 2016 года произошло столкновение квадрокоптера,

выполнявшего несанкционированный полёт в охранной зоне ЛЭП, с проводами

высоковольтной ЛЭП. Так что речь идёт об исключительно актуальном

законопроекте.


Кроме того, проводить аналогию между беспилотником, то есть техническим

средством, в котором нет людей, и вертолётом, в котором есть люди... ну,

разница между ними такая же, как между человеком, у которого есть голова на

плечах, и человеком, у которого её просто нет. В этом случае, повторяю вновь,

у правоохранителей право на уничтожение, как крайнюю меру, или на

принудительную посадку путём преобразования сигналов (а технические

возможности это позволяют), безусловно, должно быть.


Благодарю за поддержку.


ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.


Ставится на голосование проект федерального закона "О внесении изменений в

отдельные законодательные акты Российской Федерации", пункт 8 повестки дня.


Включите режим голосования.


Покажите результаты.


РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (15 час. 24 мин. 55 сек.)

Проголосовало за 391 чел.86,9 %

Проголосовало против 1 чел.0,2 %

Воздержалось 1 чел.0,2 %

Голосовало 393 чел.

Не голосовало 57 чел.12,7 %

Результат: принято


Принимается в первом чтении.