ФЗ № 607448-7

О внесении изменений в Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации" в части совершенствования практической подготовки обучающихся

Внесён: 13 декабря 2018
Последнее событие: Опубликование закона, 9 декабря 2019
Последнее решение:

Стенограммы по законопроекту №607448-7

Заседание №258

21.11.2019

О проекте федерального закона № 607448-7 "О внесении изменений в Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации" и отдельные законодательные акты Российской Федерации".

Пункт 13, проект федерального закона "О внесении изменений в Федеральный

закон "Об образовании в Российской Федерации" и отдельные законодательные

акты Российской Федерации". Доклад Любови Николаевны Духаниной.


Пожалуйста.


ДУХАНИНА Л. Н., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ".


Уважаемый Александр Дмитриевич, уважаемые коллеги! Комитет Государственной

Думы по образованию и науке подготовил законопроект к рассмотрению в третьем

чтении. Законопроект прошёл все необходимые экспертизы. Прошу поддержать

законопроект в третьем чтении.


ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Есть ли желающие выступить по мотивам? Есть.


Включите режим записи.


Покажите список.


Шеин Олег Васильевич.


ШЕИН О. В. Изменения, которые предлагается внести в закон "Об

образовании...", мы все воспринимали как достаточно технические, однако вчера

детальное изучение поправок, принятых при рассмотрении законопроекта во

втором чтении, показало, что прошла норма, которую часть общества очевидно

воспримет как коварную, а именно норма о том, чтобы руководство, ректоры МГУ

и СПбГУ могли назначаться бессрочно, без ограничения циклов, то есть не два

раза, как сейчас, а бессрочно, что, безусловно, ликвидирует всю дискуссию по

поводу выборов в МГУ.


Я с большим уважением отношусь к коллеге Садовничему, и мы, фракция

"СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ", оценили по достоинству его фразу о том, что он не

боится выборов. Мы полагаем, правильно, чтобы коллега Садовничий

действительно мог быть избран ректором в результате демократической выборной

процедуры. Университетская среда - в Сорбонне, в Йеле, во Франкфурте, в нашей

стране в период империи, в период Советского Союза - всегда предполагала

некое развитие, некую свободную дискуссию: это наука, это мысль, это не чисто

технические вещи, связанные с администрированием по каким-то финансовым

расходам. И конечно, наука развивается там, где есть и кадровые лифты, и

социальные лифты, где люди обладают определённого рода свободой воли,

свободой дискуссии, принятия решений. Как историк, хочу сказать, что Европа

очень долго отставала от других континентов, но смогла преодолеть своё

отставание благодаря именно горизонтальным связям, коммуникациям. А система

назначений, безусловно, такого рода горизонтальные связи и коммуникации

закупоривает.


Мы были крайне удивлены, увидев во втором чтении соответствующую поправку,

причём она не была рельефно обозначена в ходе доклада при рассмотрении

законопроекта во втором чтении, а это надо было сделать, поскольку не

годится, когда предмет закона меняется, так сказать, по ходу пьесы и в

концепции возникают какие-то нарративы и новые вещи, ранее не обсуждавшиеся.

Мы с таким подходом не согласны ни технически, ни содержательно. Мы за то,

чтобы у преподавателей, у людей, которые обладают высоким интеллектуальным

потенциалом, была возможность выбирать себе руководство и чтобы федеральный

закон не ограничивал в этом высшую школу, в том числе наши базовые,

фундаментальные университеты в Российской Федерации.


Спасибо за внимание.


ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Осадчий Николай Иванович.


ОСАДЧИЙ Н. И., фракция КПРФ.


Уважаемые коллеги, наша фракция поддерживает принятие данного законопроекта в

третьем чтении, потому что главное, что в нём говорится, основное его

содержание - это акцент на практике в процессе образования, на практической

подготовке обучающихся. Именно с таким подзаголовком, напомню, законопроект

был внесён и рассматривался в первом чтении, и исключительно об этом шла речь

в пояснительной записке, которая у меня в руках. Коллеги, обращаю ваше

внимание на то, что частично затронул предыдущий оратор: по сравнению с

первоначальным названием законопроекта и текстом первого чтения появились

новеллы, которые никак не соотносятся с концепцией законопроекта,

утверждённой при его рассмотрении в первом чтении.


Первое. В тексте в результате поправок во втором чтении появилась тема

школьных учебников, которые могут использоваться только по результатам

экспертизы. Кстати, почему в таком случае экспертиза нужна, по мнению авторов

и тех, кто дорабатывал законопроект, только для школьных учебников? Разве

учебники в системе вузовского или среднего профессионального образования не

должны соответствовать государственным стандартам и потому обязательно

получать экспертную оценку? Мы же не хотим, чтобы наша молодёжь, так сказать,

считала национальными героями пособников Гитлера или американцев -

освободителями Европы от фашизма.


И второе. Почему-то в законопроекте, который посвящён, ещё раз подчеркну,

практической подготовке учащихся, во втором чтении возникли новые положения,

в частности новая статья 3, затрагивающая статус руководителей Московского

государственного университета и Санкт-Петербургского государственного

университета, что вообще относится к другому закону, закону № 259-ФЗ,

принятому в 2009 году. В новой статье идёт речь о праве президента

неограниченное число раз переназначать ректоров этих двух замечательных

высших учебных заведений, то есть продлевать их полномочия. Хочу сказать, что

мы ничего не имеем против таких прекрасных, замечательных вузов, как МГУ и

СПбГУ, так же как и против их руководителей, но мы считаем, что, во-первых,

данная новелла не имеет никакого отношения к первоначальной концепции

законопроекта, а во-вторых, есть принципиальный момент, обусловленный

многовековой практикой работы университетов, духом их традиций, творчества и

так далее, - это принцип вузовского самоуправления, который предполагает

определённую степень автономии вузов, в том числе предполагает институт

выборности руководителей.


Мы против назначений и переназначений сверху, потому что это бюрократическая

процедура, противоречащая творческим традициям высших учебных заведений. Мы

за то, чтобы ректор МГУ и ректор Санкт-Петербургского государственного

университета избирались трудовыми коллективами.


Спасибо за внимание.


ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.


Коллеги, ставится на голосование проект федерального закона "О внесении

изменений в Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации" и

отдельные законодательные акты Российской Федерации".


Включите режим голосования.


Покажите результаты.


РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (14 час. 09 мин. 14 сек.)

Проголосовало за 363 чел.80,7 %

Проголосовало против 1 чел.0,2 %

Воздержалось 1 чел.0,2 %

Голосовало 365 чел.

Не голосовало 85 чел.18,9 %

Результат: принято


Принимается в третьем чтении.


Извините, я забыл дать слово депутату Сафаралиеву, он записывался. Ну, два

слова буквально, мы же уже приняли.


Вы же, наверное, поддерживаете, да?


САФАРАЛИЕВ Г. К., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ".


Я, конечно, поддерживаю закон, фракция поддерживает этот закон.


Мы немножко отвлеклись: этот закон является частью первого закона, который мы

до того принимали, о целевой подготовке, а этот - о практической подготовке,

это звенья одной цепи. Это один момент.


Здесь больше внимания уделили непосредственно тому, что, скажем так, продлили

срок. Кстати, говоря о демократических традициях, я хочу сказать, что в

советское время все ректоры назначались министерством и так далее - и это

спокойненько воспринималось. Ну, раз мы приняли закон об МГУ и СПбГУ и

определили, что решает президент, в конце концов, мы должны дать президенту

право это делать. И вообще, я считаю, установленный предельный возраст 65 лет

уже не соответствует реалиям. Мы на пенсию отправляем в 65 лет, но я думаю,

что с должности ректора отправлять на пенсию в 65 нельзя, надо продлить этот

срок хотя бы до 70 лет.


ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.


Заседание №257

20.11.2019

О проекте федерального закона № 607448-7 "О внесении изменений в Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации" и отдельные законодательные акты Российской Федерации" (принят в первом чтении 10 июля 2019 года с наименованием "О внесении изменений в Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации" в части совершенствования практической подготовки обучающихся").

Пункт 15 порядка работы, о проекте федерального закона "О внесении изменений

в Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации" и отдельные

законодательные акты Российской Федерации". Доклад заместителя председателя

Комитета по образованию и науке Любови Николаевны Духаниной.


Пожалуйста.


ДУХАНИНА Л. Н., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ".


Уважаемый Игорь Владимирович, уважаемые коллеги! Законопроект полностью готов

к принятию во втором чтении. Цель законопроекта - создать все условия для

реализации качественной образовательной программы в части практической

подготовки обучающихся по программам профессионального обучения.


Ко второму чтению поступило 39 поправок: 35 поправок включены в таблицу

поправок № 1, рекомендованных комитетом к принятию; 4 поправки включены в

таблицу поправок № 2, рекомендованных комитетом к отклонению. В таблице № 1

большинство поправок носит юридико-технический и редакционный характер. Так,

изменено наименование законопроекта, поскольку предусмотрено внесение

изменений не только в закон "Об образовании...", но и ещё в два федеральных

закона - "О защите конкуренции" и "О Московском государственном университете

имени М. В. Ломоносова и Санкт-Петербургском государственном университете".

Многие поправки уточняют либо дополняют отдельные нормы законопроекта и носят

системный характер. Так, уточнены полномочия...


ИЗ ЗАЛА. (Не слышно.)


ДУХАНИНА Л. Н. Не надо? Хорошо. Тогда переходим к таблицам, таблиц всего две.

Просим вынести их на голосование.


ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Хорошо. Спасибо, Любовь Николаевна.


Уважаемые коллеги, таблица № 1 - есть замечания по поправкам к принятию? Нет.


Ставится на голосование таблица № 1.


Прошу включить режим голосования.


Покажите результаты.


РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (15 час. 47 мин. 30 сек.)

Проголосовало за 319 чел.70,9 %

Проголосовало против 0 чел.0,0 %

Воздержалось 0 чел.0,0 %

Голосовало 319 чел.

Не голосовало 131 чел.29,1 %

Результат: принято


Принимается таблица № 1.


Таблица поправок № 2, рекомендованных к отклонению. Есть замечания, коллеги?

Нет.


Ставится на голосование таблица № 2.


Включите режим голосования.


Покажите результаты.


РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (15 час. 47 мин. 57 сек.)

Проголосовало за 292 чел.64,9 %

Проголосовало против 0 чел.0,0 %

Воздержалось 2 чел.0,4 %

Голосовало 294 чел.

Не голосовало 156 чел.34,7 %

Результат: принято


Принимается.


Уважаемые коллеги, ставится на голосование законопроект во втором чтении.


Прошу включить режим голосования.


Покажите результаты.


РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (15 час. 48 мин. 23 сек.)

Проголосовало за 369 чел.82,0 %

Проголосовало против 0 чел.0,0 %

Воздержалось 0 чел.0,0 %

Голосовало 369 чел.

Не голосовало 81 чел.18,0 %

Результат: принято


Законопроект принимается во втором чтении.


Включите микрофон на трибуне.


ДУХАНИНА Л. Н. Прошу рассмотреть данный законопроект в третьем чтении завтра,

21 ноября.


ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Возражений нет? Нет. Принимается.

Заседание №224

10.07.2019

О проекте федерального закона № 607448-7 "О внесении изменений в Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации" в части совершенствования практической подготовки обучающихся".

16-й вопрос, проект федерального закона "О внесении изменений в Федеральный

закон "Об образовании в Российской Федерации" в части совершенствования

практической подготовки обучающихся". Доклад Любови Николаевны Духаниной.


Пожалуйста.


ДУХАНИНА Л. Н., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ".


Уважаемый Иван Иванович, уважаемые коллеги! Вашему вниманию представлен

проект федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "Об

образовании..." в части совершенствования практической подготовки

обучающихся".


Современные требования рынка труда демонстрируют нам с вами необходимость

совершенствования практической подготовки обучающихся. Рассматриваемый

законопроект направлен на расширение возможностей практической подготовки

обучающихся при освоении ими профессиональных образовательных программ.


Основные концептуальные позиции законопроекта следующие. Прежде всего

законодательно закрепляется понятие "практическая подготовка". Оно

используется в обиходе в системе образования, но законодательно не было

уточнено, в частности используется в области подготовки специалистов

медицинской и фармацевтической отраслей, транспортной и гражданской авиации.

В законопроекте практическая подготовка определяется как часть

образовательной программы. Законопроект также предусматривает возможность

реализации практической подготовки как в образовательных организациях, так и

на базе организаций, которые осуществляют профессиональную деятельность по

профилю реализуемых образовательных программ.


Фактически новеллы в данном законопроекте можно разделить на две части.

Первая часть - это новеллы общего характера. Вводится норма об утверждении

положения о практической подготовке, определяются министерства, которые

должны издавать такие положения, - это Министерство просвещения и

Министерство науки и высшего образования, в зависимости от реализуемых

программ. Предлагается в положении о лицензировании учесть особенности

реализации практической подготовки, особенности программ, требования к

помещениям, в которых подготовка осуществляется. Предлагается пересмотреть

норму, касающуюся исполнения должностных обязанностей по совместительству

руководителей государственных и муниципальных образовательных организаций.

Таким образом, мы открываем возможности для руководителей предприятий быть

руководителями практической подготовки студентов.


Второй блок новелл касается организации сетевой формы обучения. Законопроект

предусматривает возможность реализации образовательных программ в сетевой

форме. Законопроектом устанавливается, что федеральный орган исполнительной

власти - Министерство науки и высшего образования совместно с Министерством

просвещения - определяет порядок организации сетевой формы реализации

образовательных программ. Вводится норма об использовании имущества

государственных и муниципальных организаций, площадей предприятий,

организаций - это очень важный пункт, причём для образовательных организаций,

государственных и муниципальных, закрепляется норма о бесплатном

использовании. Вводится норма о необходимости указания мест осуществления

практики в сети Интернет и определяется возможность учёта модуля практической

подготовки в общем объёме реализуемой программы.


Уважаемые коллеги, данный законопроект готовился вместе с работодателями, уже

в рамках подготовки к первому чтению прошло большое количество дискуссий,

есть ряд замечаний и предложений. Мы спланировали на осень большое

тематическое мероприятие по этому поводу и планируем учесть поступившие

предложения. А в настоящий момент предлагаю поддержать принятие законопроекта

в первом чтении.


Спасибо за внимание.


ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Любовь Николаевна.


С содокладом выступает Вячеслав Алексеевич Никонов, председатель Комитета по

образованию и науке.


НИКОНОВ В. А., председатель Комитета Государственной Думы по образованию и

науке, фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ".


Уважаемый Иван Иванович, дорогие друзья, уважаемые коллеги! Один из главных

принципов, которому я неукоснительно следую в своей жизни, заключается в том,

чтобы никогда не выступать после завершения времени мероприятия, поэтому

доклад мой будет очень коротким.


Комитет по образованию и науке поддерживает принятие законопроекта о

практическом обучении. Прошу поддержать.


Спасибо за внимание. (Аплодисменты.)


ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Вячеслав Алексеевич.


Коллеги, есть ли вопросы? Нет.


Есть ли желающие выступить? Олег Николаевич Смолин, вижу. Ещё есть желающие?

Тогда запись проведём.


Включите режим записи на выступления.


Покажите список.


Панина Елена Владимировна, от фракции.


Пожалуйста.


ПАНИНА Е. В., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ".


Уважаемые коллеги, законопроект, который мы сейчас рассматриваем,

многострадальный. Мы много лет говорили о необходимости дуальной системы

образования, когда учебный процесс мог бы проводиться не только в аудиториях,

но и на будущих рабочих местах. Сегодня у нас большой процент незанятости

среди молодёжи, в том числе потому, что они не имеют практического опыта,

практических навыков.


Фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ" поддерживает данный законопроект, призывает всех

проголосовать за него. Конечно, нужно дорабатывать ко второму чтению целый

ряд моментов, и, я думаю, делать это надо с нашими крупнейшими работодателями

и с объединениями работодателей. Фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ" проголосует за и

призывает всех поддержать данный законопроект.


Спасибо за внимание.


ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Елена Владимировна.


Смолин Олег Николаевич.


СМОЛИН О. Н. Уважаемые коллеги, я тоже постараюсь быть кратким, и тем не

менее.


Я вижу две причины, почему необходимо этот законопроект принимать. Одна

отмечена в пояснительной записке - это снижение уровня практической

подготовки. Уважаемые коллеги, вы, наверное, помните, что недавно в качестве

одной из причин крушения "Суперджета", видимо не без некоторых оснований,

назывался тот факт, что пилотов готовили преимущественно на тренажёрах. Я

знаю, что похожая ситуация в специальных училищах, где готовят вертолётчиков.


Вторая причина - это бюрократические препоны, которые мешают практической

подготовке. Коллеги, вы будете смеяться или удивляться, но перед прохождением

аккредитации сплошь и рядом закрывают базовые кафедры, потому что доказать их

точное соответствие документам, которые предъявляют органы надзора,

достаточно сложно. Поэтому законопроект нужно поддержать.


Что касается замечаний, то, к сожалению, должен высказать как минимум одно:

законопроект имеет рамочно-отсылочный характер, как и большинство наших

законопроектов последнего времени, и это прямо связано с бюрократизацией

образования. Под каждую отсылочную норму принимаются подзаконные акты, под

них - подзаконные акты следующего уровня, а потом нам председатель

правительства говорит о необходимости той самой регуляторной гильотины.

Хотелось бы, чтобы ко второму чтению в законопроекте появилось больше

конкретных норм и было меньше норм отсылочных.


Прошу поддержать законопроект.


Спасибо за внимание.


ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Олег Николаевич.


Полномочный представитель президента? Правительства? Нет. Докладчик? Любовь

Николаевна, будете ещё выступать? Пожалуйста.


Депутату Духаниной включите микрофон.


ДУХАНИНА Л. Н. Всем большое спасибо за лаконичное, но очень профессиональное

обсуждение.


ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.


Вячеслав Алексеевич? Нет.


Коллеги, обсуждение завершено, ставлю законопроект на голосование.


Включите режим голосования.


Покажите результаты.


РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (16 час. 03 мин. 24 сек.)

Проголосовало за 405 чел.90,0 %

Проголосовало против 0 чел.0,0 %

Воздержалось 0 чел.0,0 %

Голосовало 405 чел.

Не голосовало 45 чел.10,0 %

Результат: принято


Принимается в первом чтении единогласно.