ФЗ № 485143-6

О запрете отдельным категориям лиц иметь гражданство иностранного государства, либо вид на жительство или иной документ, подтверждающий право на постоянное проживание гражданина Российской Федерации на территории иностранного государства

о перечне должностных лиц Российской Федерации, для которых и в отношении супругов и несовершеннолетних детей которых применяется запрет наличия иного гражданства или разрешительного документа на право постоянного проживания в иностранном государстве, а также о мерах по реализации указанного запрета

Внесён: 31 марта 2014
Последнее событие: Рассмотрение законопроекта в первом чтении, 20 января 2015
Последнее решение: отклонить законопроект
Документ: Постановление ГД №5934-6 ГД

Стенограммы по законопроекту №485143-6

Заседание №209

20.01.2015

О проекте федерального закона № 485143-6 "О запрете отдельным категориям лиц иметь гражданство иностранного государства либо вид на жительство или иной документ, подтверждающий право на постоянное проживание гражданина Российской Федерации на территории иностранного государства".

14-й пункт, проект федерального закона "О запрете отдельным категориям лиц

иметь гражданство иностранного государства либо вид на жительство или иной

документ, подтверждающий право на постоянное проживание гражданина Российской

Федерации на территории иностранного государства".


Алексей Валерьевич Казаков.


КАЗАКОВ А. В., фракция "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ".


Уважаемые коллеги, мы с вами недавно приняли закон, обязывающий наших граждан

информировать о наличии у них второго гражданства, но как только вопрос

касается элиты нашей власти, тут у нас меры становятся половинчатыми. Да,

оздоровление, укрепление нашей страны, прорыв экономический, о котором мы

говорим, конечно же невозможны, пока мы не очистимся от людей, которые

рассматривают свою государственную должность как возможность заработать

денег, укрепить себя, свою семью, свои кланы; и патриотизм в этой ситуации,

бессеребреничество, искренность, порядочность в первую очередь должны начать

демонстрировать, конечно же, наши чиновники, представители различных органов

власти. Вот именно поэтому я и предлагаю принять рамочный закон "О запрете

отдельным категориям лиц иметь гражданство иностранного государства либо вид

на жительство или иной документ, подтверждающий право на постоянное

проживание гражданина Российской Федерации на территории иностранного

государства".


Обращу внимание, что закон является рамочным, в нём обощён запрет на

гражданство другого государства, содержащийся и в других законах, касающихся

депутатов Государственной Думы, членов Совета Федерации, региональных

лидеров, и я убеждён, что под действие этого закона должны подпадать и

представители региональных органов государственной власти, которых на

должности назначает Президент Российской Федерации, Правительство Российской

Федерации, Генеральный прокурор Российской Федерации, а также члены их семей.

Кстати говоря, о последних вообще нигде не сказано, ни в одном законе, и на

это я хочу обратить внимание. Представьте себе ситуацию: муж занимает

государственную должность, радеет за страну, а его жена носит в кармане

иностранный паспорт - как нам в таком случае сохранить государственную тайну,

как мы можем быть уверены в том, что, принимая какие-то государственные

решения, он думает именно об интересах своей страны, а не той, паспорт

которой носит в кармане его супруга?


Хочу обратить внимание, коллеги, что данным законопроектом вводится очень

важная и жёсткая норма о запрете второго гражданства для перечисленных в

законопроекте категорий лиц и права на вид на жительство на территории

иностранного государства в течение десяти лет после завершения

государственной службы. Логика здесь такова: человек должен работать в

интересах страны с чётким пониманием, что он будет разделять плоды своего

труда вместе со своим народом, будет так же здесь жить и так же пользоваться

услугами врачей, которые обучались по новой системе образования, ездить по

дорогам, потреблять продукцию, продукты, которые производятся в нашей стране

или ввозятся, - он должен чётко понимать, что он будет потреблять результаты

своего труда, а не уедет жить куда-нибудь, извините, в Альпы в Швейцарию или

во Францию. Данный законопроект как раз и нацелен в первую очередь на

повышение ответственности представителей органов власти нашей страны.


Я прошу вас поддержать законопроект в первом чтении.


Спасибо за внимание.


ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.


Ризван Даниялович Курбанов.


КУРБАНОВ Р. Д. Сергей Евгеньевич, уважаемые коллеги! Рассматриваемый

законопроект также прошёл все необходимые законопроектные процедуры для его

сегодняшнего рассмотрения. У Правового управления Аппарата Государственной

Думы есть замечания концептуального характера по данному законопроекту. На

законопроект имеется также заключение комитета-соисполнителя - Комитета по

федеративному устройству и вопросам местного самоуправления, который

рассматриваемый законопроект также не поддерживает. Наш комитет обращает

внимание, что инициируемые автором законопроекта изменения федерального

законодательства являются недостаточно обоснованными и в определённой степени

излишними и, следовательно, не могут быть поддержаны. Можно просто сказать,

что есть ряд норм действующего законодательства, которые регулируют эти

процессы, но с учётом предшествующего рассмотрения вопроса я понял, что лучше

всё-таки сразу, чтобы не тратить ни ваше, ни моё время, зачитать все эти

нормы, чтобы залу было понятнее.


Так, нормативное регулирование в части запрета иметь второе гражданство

лицам, указанным в законопроекте, предусмотрено в следующих правовых актах.

Федеральным законом от 6 октября 1999 года № 184-ФЗ "Об общих принципах

организации законодательных (представительных) и исполнительных органов

государственной власти субъектов...", пункт 2 статьи 10, статья 18,

предусмотрена недопустимость занятия государственной должности субъекта

Российской Федерации гражданином России, имеющим иное гражданство, вид на

жительство или иной документ, подтверждающий право на постоянное проживание

за рубежом. Дальше - Федеральным законом от 27 июля 2004 года № 79-ФЗ "О

государственной гражданской службе Российской Федерации", подпункт 7 пункта 1

статьи 16, установлено, что не может находиться на гражданской службе

гражданин, имеющий гражданство другого государства, кроме как в тех случаях,

когда это предусмотрено международным договором Российской Федерации.

Проверка соблюдения данных норм реализуется согласно специальному положению,

утверждённому указом Президента Российской Федерации от 21 сентября 2009 года

№ 1065. Указанные нормы применяются в отношении всех должностей госслужбы, в

том числе и в отношении должностей федеральной гражданской службы, назначение

на которые осуществляют Президент Российской Федерации, Правительство

Российской Федерации или Генеральный прокурор Российской Федерации. Также

запрет занимать отдельные государственные должности в случаях наличия

гражданства иного государства или вида на жительство предусмотрен Федеральным

законом "О статусе члена Совета Федерации и статусе депутата Государственной

Думы Федерального Собрания Российской Федерации", федеральными законами "О

прокуратуре Российской Федерации", "О полиции", "О статусе судей Российской

Федерации". Кроме того, 5 августа 2014 года вступил в силу принятый 4 июля

2014 года Федеральный закон № 142-ФЗ "О внесении изменений в статьи 6 и 30

Федерального закона "О гражданстве Российской Федерации" и отдельные

законодательные акты Российской Федерации, которым устанавливается

обязанность граждан России уведомлять о наличии иностранного гражданства,

вида на жительство или иного документа, подтверждающего право на постоянное

проживание в иностранном государстве.


Таким образом, в настоящее время уже существуют все необходимые правовые

нормы и механизмы для того, чтобы обеспечить национальные интересы и

государственную безопасность Российской Федерации в затрагиваемой

законодательной сфере.


Кроме того, наш комитет считает недостаточно обоснованным положение,

распространяющее указанный запрет на супругов и несовершеннолетних детей.


Таким образом, на основании изложенного комитет рекомендует Государственной

Думе отклонить проект федерального закона в первом чтении.


Спасибо за внимание.


ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Так, спасибо.


Коллеги, есть ли вопросы? Прошу записаться.


Включите режим записи.


Покажите список.


Дмитрий Иванович Савельев.


САВЕЛЬЕВ Д. И. Спасибо.


Алексей Валерьевич, ну, с действующими чиновниками всё понятно, что если

выявляется, что он или его жена имеют иностранное гражданство, то, согласно

вашему законопроекту, увольняют, так сказать, со всеми вытекающими

последствиями, а что будет с теми, кто нарушит этот запрет в течение десяти

лет после освобождения от занимаемой должности, какие санкции вы в этом

случае предлагаете?


ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Алексей Валерьевич Казаков.


КАЗАКОВ А. В. Спасибо за вопрос. Никаких жёстких санкций: возврат на родину,

жить, потреблять плоды своего труда.


ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.


Михаил Владимирович Дегтярёв.


ДЕГТЯРЁВ М. В., фракция ЛДПР.


Вопрос к Алексею Валерьевичу.


В процессе подготовки законопроекта делали ли вы запросы, располагаете ли вы

какими-то данными из уполномоченных органов, из ФМС или из правоохранительных

органов, о подобных случаях? Или, может быть, средства массовой информации

что-то такое публиковали, что вас заставило оперативно подготовить

законопроект? Если есть у вас такая информация, прошу сообщить.


ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Алексей Валерьевич Казаков.


КАЗАКОВ А. В. Спасибо большое за вопрос. Я считаю, что этот законопроект

назрел, судя по жизненной ситуации, никакие специальные публикации в прессе

или информация из правоохранительных органов не повлияли. Я считаю, что общий

государственный тренд говорит сегодня о необходимости наведения порядка в

этой сфере.


ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.


Максим Андреевич Шингаркин.


ШИНГАРКИН М. А., фракция ЛДПР.


Большое спасибо, Сергей Евгеньевич.


У меня вопрос к обоим докладчикам.


А вот в соответствии с этим законопроектом и другими законопроектами граждане

Союзного государства из Беларуси считаются гражданами иностранного

государства? И допустимо ли гражданам Союзного государства из Беларуси

занимать должности в органах государственной власти Российской Федерации как

согласно существующей на сегодня практике, так и в перспективе, в случае если

этот закон будет принят?


ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Алексей Валерьевич Казаков.


КАЗАКОВ А. В. Данный вопрос никак не рассматривался в предлагаемом

законопроекте, но мы обратим на это внимание, если законопроект пройдёт

первое чтение.


ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.


Кто хотел бы выступить?


Сергей Владимирович Иванов, пожалуйста.


ИВАНОВ С. В. Спасибо, Сергей Евгеньевич.


Уважаемые коллеги, вы знаете, обычно нам говорят, что, перед тем как внести

законопроект, нужно какую-то статистику получить. Я не знаю, какая есть

статистика в нынешней ситуации, но вот если брать данные за прошлые годы, то

предатели были, есть и будут, наверное. И вы знаете, в не таком далёком

прошлом граждане, которые предавали интересы Союза Советских Социалистических

Республик, не имели родственников за границей, не обладали иностранным

гражданством. Да возьмите хотя бы Президента Советского Союза - он ведь тоже

не обладал иностранным гражданством, жена его, царство ей небесное, не

обладала, а тем не менее каких дров наломал! В связи с этим считаю, что вот

это ограничение, к сожалению, не приведёт к достижению той цели благородной,

которую вы ставите.


ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.


Алексей Валерьевич, вы будете ещё раз выступать? Нет. Ризван Даниялович? Нет.


Выносим на "час голосования".


14-й вопрос, проект федерального закона "О запрете отдельным категориям лиц

иметь гражданство иностранного государства либо вид на жительство или иной

документ, подтверждающий право на постоянное проживание гражданина Российской

Федерации на территории иностранного государства".


Включите режим голосования.


Покажите результаты.


РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (17 час. 11 мин. 39 сек.)

Проголосовало за 150 чел.33,3 %

Проголосовало против 0 чел.0,0 %

Воздержалось 0 чел.0,0 %

Голосовало 150 чел.

Не голосовало 300 чел.66,7 %

Результат: не принято


Законопроект отклонён.


Заседание №203

10.12.2014

О проекте федерального закона № 485143-6 "О запрете отдельным категориям лиц иметь гражданство иностранного государства либо вид на жительство или иной документ, подтверждающий право на постоянное проживание гражданина Российской Федерации на территории иностранного государства".

ЛЫСАКОВ В. И. Спасибо, Сергей Евгеньевич.


Уважаемый Сергей Евгеньевич, уважаемые коллеги! Авторы законопроекта №

485143-6, это 27-й пункт повестки дня, просят перенести его рассмотрение, без

указания срока.


ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Коллеги, нет возражений? 27-й вопрос мы исключаем из

повестки, переносим.


Заседание №181

16.09.2014

О проекте федерального закона № 485143-6 "О запрете отдельным категориям лиц иметь гражданство иностранного государства либо вид на жительство или иной документ, подтверждающий право на постоянное проживание гражданина Российской Федерации на территории иностранного государства".

ЕМЕЛЬЯНОВ М. В., фракция "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ".


Уважаемый Сергей Евгеньевич, у нас просьба несколько вопросов перенести - это

24, 37, 38 и 41-й: необходимы дополнительные консультации.


ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.


24-й вопрос также предлагается перенести. Нет возражений? Нет. 37-й - тоже

перенос, соглашаемся? 38-й - соглашаемся, и 41-й - также соглашаемся.