ФЗ № 1099092-7

О внесении изменения в статью 25-1 Федерального закона "О государственной гражданской службе Российской Федерации"

по вопросу продления срока государственной гражданской службы

Внесён: 22 января 2021
Последнее событие: Рассмотрение законопроекта во втором чтении, 24 февраля 2021
Последнее решение: предложить принять законопроект во втором чтении
Инициаторы:

Стенограммы по законопроекту №1099092-7

Заседание №341

16.02.2021

О проекте федерального закона № 1099092-7 "О внесении изменения в статью 25-1 Федерального закона "О государственной гражданской службе Российской Федерации" (по вопросу продления срока государственной гражданской службы).

Пункт 22, проект федерального закона "О внесении изменения в статью 25-1

Федерального закона "О государственной гражданской службе Российской

Федерации". Доклад полномочного представителя Президента Российской Федерации

в Государственной Думе Гарри Владимировича Минха.


Пожалуйста.


МИНХ Г. В., полномочный представитель Президента Российской Федерации в

Государственной Думе.


Уважаемый Александр Дмитриевич, уважаемые депутаты Государственной Думы!

Президентом Российской Федерации внесён проект федерального закона "О

внесении изменения в статью 25-1 Федерального закона "О государственной

гражданской службе Российской Федерации". Цель этого законопроекта - сделать

правовое регулирование в указанной сфере более гибким.


В настоящее время этой статьёй федерального закона установлен предельный

возраст нахождения на государственной гражданской службе - 65 лет. Есть два

варианта продления работы на этих должностях за пределами 65 лет: один

вариант - это когда лица назначаются на должности для обеспечения

деятельности органов и должностных лиц и на период работы этих должностных

лиц и органов срок их нахождения на государственной службе может быть продлён

за пределы 65 лет; второй вариант - для лиц, которые находятся на должностях

руководителей, в высшей группе должностей, им можно продлевать срок

нахождения на гражданской службе за пределы 65 лет по решению того органа или

должного лица, которые назначали на эту должность, но ограничение - возраст

70 лет. Президент предлагает снять это ограничение - 70 лет - только в

отношении тех лиц, которые назначаются на должности руководителей и только

Президентом Российской Федерации. В настоящее время таких должностей в целом

по Российской Федерации чуть более 400.


В целом, если говорить, например, о перспективах на ближайшие четыре года,

именно потенциальное количество (не тех, по кому президент это решение будет

принимать, это на его усмотрение), потенциальное количество - в пределах 1

процента от той цифры, которую я назвал. То есть это будут достаточно, как мы

понимаем, точечные и, по сути дела, индивидуальные решения. Безусловно, при

этом весь набор требований к тем лицам, которые работают на этих должностях,

сохраняется: это касается и квалификационных требований, это касается и

параметров, связанных с состоянием здоровья, связанных даже не только с

деловыми, но и с морально-психологическим качествами. Все эти требования,

ограничения, запреты и так далее сохраняются, и, повторю, это касается очень

узкого круга лиц, приниматься будут очень точечные решения.


С учётом того что это всё, ну, я сказал бы так, в общем тренде - вы знаете,

что у нас по целому ряду опций возрастные параметры смещаются или снимаются,

- здесь я тоже просил бы поддержать эту инициативу президента и проголосовать

за принятие законопроекта в первом чтении.


Спасибо за внимание.


ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.


Содоклад Алексея Николаевича Диденко.


ДИДЕНКО А. Н. Уважаемый Александр Дмитриевич, уважаемые коллеги! Ну, столь

подробный доклад с конкретными примерами и статистикой избавляет меня от

необходимости погружаться в суть законопроекта. Я лишь хочу подтвердить, что

действительно общероссийский, да и общемировой тренд связан с тем, что

возрастные границы и пределы среднего и старшего возраста смещаются, как мы с

вами прекрасно знаем. Но суть даже не в этом, а в том, что вот те точечные

решения, которые потенциально могут быть приняты, если законопроект вами

будет поддержан, касаются людей с широким кругом знаний, с очень серьёзной

биографией, которые пережили несколько эпох, имеют системное, а самое главное

- стратегическое видение развития Российской Федерации в тех отраслях, в

которых они обладают определённым набором компетенций, и это довольно широкий

набор.


Нам представляется, что этот проект закона укладывается в общий план действий

по усовершенствованию государственной гражданской службы. Хочу сказать, что

комитет верхней палаты парламента по государственному строительству и

законодательству также поддерживает данную инициативу. У нашего комитета

замечаний по тексту законопроекта нет.


Комитет поддерживает концепцию и просит депутатов принять законопроект в

первом чтении.


ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.


Коллеги, есть ли вопросы? Есть.


Включите режим записи на вопросы.


Покажите список.


Арефьев Николай Васильевич.


АРЕФЬЕВ Н. В., фракция КПРФ.


Вопрос Гарри Владимировичу.


Гарри Владимирович, ну вот мы увеличиваем срок службы наших государственных

служащих, а будут ли сохраняться все те привилегии, преференции, которыми они

обладают сейчас? Вот мы повысили пенсионный возраст, сказали, что все

преференции остаются у пенсионеров, как у шестидесятилетних, так и у

шестидесятипятилетних, а на самом деле моему помощнику исполнился 61 год и

его не прикрепляют к поликлинике. Почему? Если пенсионный возраст увеличили,

значит, должны продлить прикрепление к поликлинике и предоставить все другие

преференции, которыми помощники пользуются, но у нас почему-то этого не

происходит. Мы говорим "А", но забываем сказать "Б".


МИНХ Г. В. Уважаемый Николай Васильевич, я не понял, на какой вопрос ответить

- по судьбе помощников депутатов или всё-таки по тексту законопроекта? По

тексту законопроекта никаких других вопросов, кроме тех, о которых доложили я

и председатель профильного комитета Алексей Николаевич Диденко, нет. Я здесь

затрудняюсь даже что-либо просто прокомментировать.


Спасибо.


ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Моляков Игорь Юрьевич.


МОЛЯКОВ И. Ю., фракция "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ".


Алексей Николаевич, вам вопрос. Основной докладчик по данному вопросу сказал,

что все требования к чиновникам, которые пойдут работать дальше, за

семидесятилетний возраст, сохраняются, но это касается узкого круга лиц,

решения в отношении которых принимает Президент Российской Федерации. Вот в

решении продлить срок работы после 70 лет или до 70 лет чего будет больше -

желания президента или тех требований, которые предъявляются к чиновникам

сейчас? Это первое.


И второе. Когда рушили Советский Союз, говорили: геронтократия. Не считаете

ли вы, что снова появятся подобные обвинения - относительно возраста

некоторых ключевых работников, пусть даже это будет очень узкий круг?


ДИДЕНКО А. Н. Ну, первый вопрос, я сказал бы, такой философский: чего будет

больше? Критериев больше или меньше не будет, критерии нахождения, пребывания

на государственной службе при отборе кандидатов остаются прежними. В этой

части проект закона не корректирует Федеральный закон "О государственной

гражданской службе...". Разумеется, для тех должностей, назначение на которые

происходит путём принятия решения нанимателем, а им в данном случае является

Президент Российской Федерации, кадровые решения принимаются им в

соответствии с теми критериями... принимаются исключительно исходя из

собственного внутреннего убеждения, насколько соответствует или не

соответствует, подходит или нет тот или иной претендент, кандидат для занятия

той или иной должности.


Что касается второй части вашего вопроса - о геронтократии. Я хочу обратить

ваше внимание на прошедшие в Соединённых Штатах Америки выборы президента: мы

знаем, что два основных кандидата от двух основных политических партий

старше... ну, Трампу всё-таки 74 года было на момент участия в выборах, оба

они старше 70 лет, и у них достаточно опыта, компетенций и здоровья, чтобы

руководить первой, как многие считают, страной в мире, хотя это спорное

утверждение.


Тем не менее Конституционный Суд Российской Федерации неоднократно

высказывался по поводу того, что набор компетенций и требований никак не

должен быть связан с возрастом, поскольку этот критерий является

дискриминационным. Более того, как представитель фракции ЛДПР, скажу, что

наша фракция вообще предлагает все верхние пределы убрать, поскольку нам эта

норма представляется недемократичной. Как правило, демократично устанавливать

минимальный предельный возраст для занятия той или иной должности, ну, по

аналогии с выборами: допустим, если это выборы в органы местного

самоуправления - 18 лет, совершеннолетие, для участия в выборах в

законодательное собрание и Государственную Думу - 21 год, для того чтобы

стать губернатором - 35 лет, для назначения в Совет Федерации - 30 лет, для

участия в выборах президента - 35 лет. Установление нижних пределов - это

общераспространённая мировая практика, а установление верхних пределов

нахождения на должности - это, могу сказать, уже, может быть, не совсем

демократично. Постепенно западные страны, я полагаю, будут от неё

отказываться, мы в этом плане впереди них идём.


ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Кузякин Дмитрий Викторович.


КУЗЯКИН Д. В., фракция КПРФ.


Спасибо, Александр Дмитриевич.


У меня вопрос, Гарри Владимирович, к вам: предлагается ли в законопроекте

установить, какие сроки будут при достижении 70 лет - год, полтора, два? И

кратность этих сроков будет ограничена или нет?


МИНХ Г. В. Нет, уважаемый Дмитрий Викторович, здесь никакой кратности нет.

Речь идёт только о том, что убирается ограничение по возрасту 70 лет, поэтому

здесь... И всё-таки государственная служба - это служба, которая носит

определённый характер. И, отчасти возвращаясь к предыдущему вопросу, скажу:

безусловно, при принятии решения о продлении срока нахождения на

государственной службе Президент Российской Федерации также будет исходить из

требования закона о том, что это профессиональная деятельность, которая

осуществляется в публичных интересах, и эта деятельность предполагает

определённые высокие требования и в части профессионализма, и по другим

параметрам. В случае принятия законопроекта и вступления в силу закона,

безусловно, на первый план, как я и сказал, будут выдвигаться именно такие

подходы, а вот этот формальный ограничитель, который сейчас предусмотрен в

законе, 70 лет, предлагается убрать.


При этом, тоже обратите внимание, как я уже сказал, количественно это очень

узкий круг людей, и уровень - вот об этом и Алексей Николаевич очень чётко

сказал - задач и уровень требований к этим лицам, безусловно, выходит на

первый план, и Президент Российской Федерации, как глава государства,

безусловно, будет ориентироваться на это.


Здесь, уже возвращаясь к вопросу, на который я начал отвечать, повторюсь: нет

никаких повторных или дополнительных ограничительных нюансов, о которых мы не

сказали бы или которых вы не увидели бы в тексте законопроекта.


ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Коллеги, есть ли желающие выступить по данному вопросу?

Нет.


Гарри Владимирович, заключительное слово? Нет.


Представитель правительства? Содокладчик? Нет.


Ставится на голосование проект федерального закона "О внесении изменения в

статью 25-1 Федерального закона "О государственной гражданской службе

Российской Федерации", пункт 22.


Включите режим голосования.


Покажите результаты.


РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (14 час. 35 мин. 32 сек.)

Проголосовало за 362 чел.80,4 %

Проголосовало против 2 чел.0,4 %

Воздержалось 2 чел.0,4 %

Голосовало 366 чел.

Не голосовало 84 чел.18,7 %

Результат: принято


Принимается в первом чтении.