ФЗ № 1060950-7

О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях

в части уточнения ответственности за нарушение порядка деятельности лиц, выполняющих функции иностранного агента

Внесён: 23 ноября 2020
Последнее событие: Прохождение закона у Президента Российской Федерации, 24 февраля 2021
Последнее решение: закон подписан

Стенограммы по законопроекту №1060950-7

Заседание №341

16.02.2021

О проекте федерального закона № 1060950-7 "О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях" (в части уточнения ответственности за нарушение порядка деятельности лиц, выполняющих функции иностранного агента; принят в первом чтении 24 декабря 2020 года с наименованием "О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях в части уточнения ответственности за нарушение порядка деятельности лиц, выполняющих функции иностранного агента").

Переходим к рассмотрению 12-го вопроса. О проекте федерального закона "О

внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных

правонарушениях".


Пожалуйста, Олег Петрович Быков.


БЫКОВ О. П., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ".


Уважаемый Вячеслав Викторович, уважаемые коллеги! Напомню, что этот

законопроект внесён в развитие Федерального закона "О внесении изменений в

отдельные законодательные акты Российской Федерации в части установления

дополнительных мер противодействия угрозам национальной безопасности" и

направлен на установление, уточнение административной ответственности,

связанной с выполнением функции иностранного агента некоммерческой

организацией, общественным объединением или физическим лицом.


К законопроекту поступило 11 поправок, из них 8 поправок носит

юридико-технический и уточняющий характер, они рекомендованы ответственным

комитетом к принятию и включены в таблицу поправок № 1. Необходимо обратить

внимание на то, что проектируемые положения корреспондируют с действующими

нормами законодательства - в частности, содержащимися в законах "О средствах

массовой информации", "Об общественных объединениях", "О мерах воздействия на

лиц, причастных к нарушениям основополагающих прав и свобод человека, прав и

свобод граждан Российской Федерации", а также в Федеральном законе "О

некоммерческих организациях" - и предлагаются к принятию в целях согласования

данных норм.


Внесено также важное уточнение, влияющее на квалификацию деяния по различным

составам административных правонарушений, в части, касающейся формулировки

распространения: распространение в средствах массовой информации и в

сообщениях и материалах средств массовой информации в

информационно-телекоммуникационных сетях информации о некоммерческой

организации, общественном объединении, физическом лице, включённых в

соответствующий реестр выполняющих функции иностранного агента, что является

значимым и определяющим признаком в конкретных составах административных

правонарушений.


Также имеется поправка, устанавливающая срок вступления в силу федерального

закона - с 1 марта 2021 года. Она предлагается к принятию в целях

согласованности этого закона с Федеральным законом "О внесении изменения в

статью 330-1 Уголовного кодекса Российской Федерации", который имеет

аналогичный срок вступления в силу.


Три поправки рекомендованы ответственным комитетом к отклонению.

Необходимость принятия поправок, рекомендованных к отклонению, отсутствует,

так как поправками к принятию, которые включены в таблицу поправок № 1, нормы

законопроекта уточнены в достаточной степени.


Комитет просит поддержать решение в части таблиц поправок и принять

законопроект во втором чтении.


Спасибо за внимание.


ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Коллеги, по таблице поправок № 1 есть замечания? Нет.


Ставится на голосование таблица поправок № 1, в ней восемь поправок.


Включите режим голосования.


Покажите результаты.


РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (13 час. 41 мин. 38 сек.)

Проголосовало за 304 чел.67,6 %

Проголосовало против 41 чел.9,1 %

Воздержалось 1 чел.0,2 %

Голосовало 346 чел.

Не голосовало 104 чел.23,1 %

Результат: принято


Таблица поправок № 1 принимается.


По таблице поправок № 2 - в ней три поправки - есть замечания? Есть.


Пожалуйста, включите режим записи.


Покажите, пожалуйста, список.


Пожалуйста, Куринный Алексей Владимирович.


КУРИННЫЙ А. В. Прошу вынести на отдельное голосование поправки 1, 2 и 3.


ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Поправки 1 и 3. И 2-я ещё, да?


КУРИННЫЙ А. В. И 2-я поправка.


ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Одним докладом будете обосновывать?


КУРИННЫЙ А. В. Одним.


ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Уважаемые коллеги, ставится на голосование таблица

поправок № 2...


ИЗ ЗАЛА. (Не слышно.)


ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. А, вы вынесли все поправки, поэтому не будем ставить на

голосование.


Пожалуйста, Алексей Владимирович, докладывайте одним докладом по всем трём

поправкам.


КУРИННЫЙ А. В. Да, один доклад на три поправки. Спасибо большое.


Речь идёт о так называемых репостах. Я напомню, что рассматриваемым

законопроектом предлагается административно наказывать (причём достаточно

серьёзно) лиц, которые распространяют информацию об иностранных агентах, как

зарегистрированных, так и незарегистрированных, в том числе о физических

лицах. Дело в том, что не всегда человек, который в Сети нашёл ту или иную

информацию, не помеченную значком "иностранный агент", может сориентироваться

в ситуации и порой, сделав просто репост, он автоматически становится

распространителем этой информации. В связи с этим смысл вносимых поправок

заключается в следующем.


Поправка 1 касается некоммерческих организаций, зарегистрированных как

иностранные агенты, - они должны отвечать, если они соответствующую

информацию не предоставляют, а не люди, которые дублируют или каким-то

образом производят перепост информации об этих иностранных агентах.


Поправка 2 касается общественных объединений, которые не регистрируются, но в

принципе признаны тоже иностранными агентами.


Ну и поправка 3 касается физических лиц, то есть смысл поправки: в том

случае, если факт о том, что эта организация или физическое лицо является

иностранным агентом, не был известен распространителю информации (это бывает

очень часто), он не подвергается соответствующему административному

наказанию.


Ещё раз повторяю: ответственность должны нести сами организации, которые не

помечают соответствующим значком свои материалы или ссылки на материалы, - их

наказывать вполне очевидно с точки зрения того законопроекта, который мы

рассматриваем. А наказывать физических лиц за незнание, за то, что они каждый

раз не сверяются с существующими реестрами иностранных агентов и не

проверяют, не попала ли случайно та или иная организация, то или иное

физическое лицо, тот или иной блогер в число иностранных агентов, - их

наказывать неправильно. Это вызовет, на мой взгляд, массу недовольства,

сопротивление со стороны наших граждан.


ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста, Олег Петрович.


БЫКОВ О. П. Уважаемые коллеги, в начале своего выступления я подробно

остановился на том, какая работа была проделана ко второму чтению, и на том,

что внесены соответствующие уточнения, в том числе и по поправкам, которые

сейчас обсуждаются. Хочу обратить внимание, что все поправки однотипные,

поэтому я скажу в целом по всем поправкам.


Реестры некоммерческих организаций и общественных объединений, физических

лиц, которые выполняют функции иностранного агента, размещаются в открытых

источниках, в открытом доступе, в том числе и в сети Интернет, и

регламентируется это действиями со стороны уполномоченных компетентных

органов, в том числе и Министерством юстиции Российской Федерации. Более

того, поправками, которые комитет рекомендует к принятию, внесены необходимые

уточнения, чтобы невозможно было неоднозначно толковать деяния, которые могли

бы привести к квалификации по соответствующим статьям, о которых мы говорим.

В частности, как я уже отмечал, внесено важное уточнение, которое влияет на

квалификацию деяний по различным составам административных правонарушений, и

это касается формулировки: речь идёт не просто о распространении, а о

распространении в средствах массовой информации - и в сообщениях, и в

материалах средств массовой информации, и в

информационно-телекоммуникационных сетях - сведений о некоммерческих

организациях, общественном объединении, физическом лице, включённых в

соответствующий реестр лиц, выполняющих функции иностранного агента. Ещё раз

хочу подчеркнуть: это является важным определяющим, квалифицирующим признаком

при решении вопросов о толковании тех составов административных

правонарушений, которые мы рассматриваем. Вот это ключевое уточнение, которое

внесено поправками, рекомендованными к принятию.


И ещё один немаловажный момент, на который мне хотелось бы обратить внимание,

- это действующая редакция части второй статьи 13.15 Кодекса Российской

Федерации об административных правонарушениях. Почему-то о ней мы не говорим,

а норма действующая и конструкция аналогичная: речь идёт о распространении

информации об общественном объединении или иной организации, включённых в

опубликованный перечень, - и далее по тексту. То есть конструкция работающая,

и какой-либо информацией о том, что возникают трудности в правоприменении, мы

не располагаем. Поэтому и конструкция, которая предлагается в этой части

проектируемых норм, аналогичная, более того, она в необходимой степени

уточнена поправками, рекомендованными ответственным комитетом к принятию.


Комитет не поддерживает поправки, рекомендует их отклонить.


ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Уважаемые коллеги, ставится на голосование поправка 1

из таблицы поправок № 2. Комитет против принятия.


Включите режим голосования.


Покажите результаты.


РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (13 час. 47 мин. 44 сек.)

Проголосовало за 78 чел.17,3 %

Проголосовало против 9 чел.2,0 %

Воздержалось 0 чел.0,0 %

Голосовало 87 чел.

Не голосовало 363 чел.80,7 %

Результат: не принято


Отклоняется поправка 1.


Ставится на голосование поправка 2. Комитет против принятия.


Включите режим голосования.


Пожалуйста, покажите результаты.


РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (13 час. 48 мин. 19 сек.)

Проголосовало за 76 чел.16,9 %

Проголосовало против 4 чел.0,9 %

Воздержалось 0 чел.0,0 %

Голосовало 80 чел.

Не голосовало 370 чел.82,2 %

Результат: не принято


Отклоняется поправка 2.


Ставится на голосование поправка 3.


Комитет против принятия.


Включите режим голосования.


Покажите результаты.


РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (13 час. 48 мин. 55 сек.)

Проголосовало за 74 чел.16,4 %

Проголосовало против 1 чел.0,2 %

Воздержалось 0 чел.0,0 %

Голосовало 75 чел.

Не голосовало 375 чел.83,3 %

Результат: не принято


Отклоняется поправка 3.


Ставится на голосование проект федерального закона "О внесении изменений в

Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях", второе

чтение, 12-й вопрос нашей повестки.


Пожалуйста, включите режим голосования.


Покажите, пожалуйста, результаты.


РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (13 час. 49 мин. 32 сек.)

Проголосовало за 318 чел.70,7 %

Проголосовало против 78 чел.17,3 %

Воздержалось 0 чел.0,0 %

Голосовало 396 чел.

Не голосовало 54 чел.12,0 %

Результат: принято


Законопроект во втором чтении принят.


Пожалуйста, включите микрофон на трибуне.


БЫКОВ О. П. Уважаемый Вячеслав Викторович, уважаемые коллеги! Комитет просит

рассмотреть данный законопроект в третьем чтении сегодня, сейчас, поскольку

он готов для рассмотрения в третьем чтении.


Я могу пояснить. Мы с вами утвердили таблицы поправок и приняли во втором

чтении законопроект. Как я уже отмечал, одной из поправок указано вступление

в силу данного закона с 1 марта. Так вот, чтобы весь законодательный процесс

у нас шёл последовательно и данный закон успел пройти все законодательные

процедуры - одобрение в Совете Федерации, подписание президентом и публикация

- так, чтобы 1 марта данный закон уже вступил в силу, необходимо законопроект

рассмотреть сегодня в третьем чтении.


ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Ну а в чём проблема, если мы его завтра рассмотрим?


БЫКОВ О. П. По нашим сведениям, - имеются все необходимые заключения

Правового управления - можем просто по времени не успеть до заседания Совета

Федерации.


ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. А когда будет заседание Совета Федерации?


БЫКОВ О. П. Планируется завтра.


ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Уважаемые коллеги, какие мнения? Согласимся, учитывая,

что завтра заседание Совета Федерации, поддерживаем? Нет возражений? Нет

возражений. Принимается предложение.


Переходим к процедуре третьего чтения. Ваш доклад.


Пожалуйста, Олег Петрович.


БЫКОВ О. П. Уважаемый Вячеслав Викторович, уважаемые коллеги! Как я уже

обозначал, в целях обеспечения реализации ряда новых обязанностей,

предусмотренных действующим законодательством, для некоммерческих

организаций, незарегистрированных общественных объединений и физических лиц в

отношении получения ими иностранного финансирования и участия в политической

деятельности на территории Российской Федерации рассматриваемым

законопроектом вводятся в Кодекс Российской Федерации об административных

правонарушениях новые составы административных правонарушений, которые мы с

вами сейчас обсудили.


Важно подчеркнуть, что в рамках процедуры второго чтения принципиальные

моменты и предложения по совершенствованию проектируемых норм были учтены.

Конечно, в информационном пространстве могут возникать различные точки зрения

и дискуссии в части нежелания следовать установленным правилам и исполнять

предусмотренные законом обязанности со стороны лиц, выполняющих функции

иностранного агента, но ответ, на наш взгляд, очевиден: по-другому быть не

может и не должно быть.


Нужно обратить внимание при этом, что в нашей стране действующим

законодательством не запрещается деятельность лиц, выполняющих функции

иностранного агента, но порядок представления необходимой информации,

отчётности в уполномоченные органы и установленные требования,

предусмотренные законом в части указания на то, что соответствующая

некоммерческая организация, незарегистрированное общественное объединение или

физическое лицо выполняет функции иностранного агента, должны неукоснительно

соблюдаться, в противном случае будет наступать ответственность. Граждане

России должны знать, понимать и владеть достоверной информацией о лицах,

выполняющих функции иностранного агента, о их непосредственной деятельности

на территории нашей страны.


Комитет рекомендует принять законопроект в третьем чтении.


Спасибо за внимание.


ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.


Уважаемые коллеги, по мотивам есть желающие выступить? Есть желающие.


Включите режим записи.


Покажите список.


Куринный Алексей Владимирович.


Подготовиться Иванову Сергею Владимировичу.


КУРИННЫЙ А. В. Уважаемые коллеги, на самом деле дьявол, как всегда, кроется в

деталях. Когда мы в общую формулировку, которая существовала до этого в части

размещения информации об иностранном агенте в СМИ, вклиниваем ещё

дополнительно и размещение в сетях, в том числе размещение физическими

лицами, то мы можем совершать и, на мой взгляд, совершаем серьёзную ошибку.

Почему?


Дело в том, что многие иностранные агенты либо лица, которые признаются

иностранными агентами, - физические, зарегистрированные, незарегистрированные

- не указывают информацию о своей принадлежности в своих, скажем так,

материалах, которые сегодня легко найти в информационных сетях.

Профессиональные СМИ действительно могут найти этот материал, проверить,

сверить с реестрами, которые где-то размещены, в открытом доступе, и

разместить соответствующую информацию - вот если они разместили и нарушили,

то, естественно, штраф будет вполне обоснован, и, самое главное, это решение

будет приниматься сознательно. Другое дело - простой пользователь Сети,

которого сегодня приравнивают к СМИ: нашёл он какую-то информацию, которую

иноагент не пометил соответствующим значком, просто нажал репост, оставил

комментарий либо ещё каким-то образом её распространил - и завтра на него уже

распространяется ответственность: и штраф ему до 20 тысяч, и даже возможно

изъятие, скажем так, инструмента, или предмета, совершения административного

правонарушения, компьютера, планшета или чего-то подобного.


Мы на что сегодня можем натолкнуться? На массовый характер подобного рода

привлечений, которые вот этим нашим законом фактически сегодня будут

внедряться, на массовое возмущение граждан, не на борьбу в итоге с

иностранными агентами, а на дополнительное недовольство в том числе органами

власти в связи с таким подходом.


Я понимаю, что, может быть, это будет избирательно, может быть, будут не всех

наказывать, но сам факт, потенциальная возможность приравнять физическое

лицо, которое работает в Интернете и не всегда задумывается, что оно там

репостит и куда это уходит, к человеку, который должен обладать, там,

специальными званиями, который должен сверяться с этими реестрами, который

должен проверять, не является ли тот или иной блогер представителем

какой-нибудь иностранной компании, разведки или ещё чего угодно, вызывает

вопрос. Вот в чём вопрос, а главное, вопрос в том, чтобы под шумок опять же

не наказывать всех скопом, чтобы не создавать атмосферу всеобщей

напряжённости.


Поэтому и поправки-то нами предлагались какие? Если человек, физическое лицо,

не знает, действительно не подозревает и случайно совершил подобное действие,

не надо его штрафовать на десятки тысяч рублей, не надо у него отнимать ещё,

не дай бог, компьютер, а надо привлекать к ответственности именно те

компании, те организации и тех физических лиц, которые, зная о своём статусе,

не указывают его, специально не указывают, намеренно не указывают, - их

привлекайте, их штрафуйте. На них это законодательство должно

распространяться, а не на простых людей, которые не обладают таким объёмом

знаний, о которых мы сегодня говорим. Просто так пострадают или могут

пострадать миллионы наших граждан.


Фракция не будет поддерживать данный законопроект.


Спасибо.


ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста, Иванов Сергей Владимирович.


Сергей Владимирович сосредоточился...


ИВАНОВ С. В. Это вы вспомнили статью "Россия сосредотачивается..."?


Уважаемые коллеги, я всё прекрасно понимаю. Сразу заявляю, что, слава богу,

фракция ЛДПР не будет поддерживать данный законопроект.


Я просто хочу спросить вас, тех, кто будет поддерживать данный законопроект:

чего вы этим в очередной раз хотите добиться? Неужели вы думаете, что вот эта

маленькая надпись - "выполняет функции иностранного агента" - поможет вам при

встрече с вашими избирателями избежать острых вопросов на тему, почему у нас

балерины Большого театра получают больше 2 миллиардов в год, на тему, почему

у одного человека, который занимает скромную должность, такая недвижимость,

ну и так далее? Вам же всё равно придётся на эти вопросы отвечать.


Когда я разговариваю с людьми, я спрашиваю: а вам не всё ли равно, кто

сказал, что управляющая компания их обворовывает, - иностранный агент, то

есть человек, который получил из Казахстана перевод от кого-то и является уже

по закону иностранным агентом (по вашему закону, который вы приняли), или

просто дядя Вася, который является общественником и смотрит, куда управляющая

компания тратит деньги, которые сдают на ремонт и обслуживание своих жилых

помещений? Разницы-то никакой нет!


Коллеги, я же вам приводил пример, вы, наверное, забыли. В Курское городское

Собрание избирался человек, у которого в информационном бюллетене было

написано, что он и в покушении обвинялся, вернее, был приговорён по статье о

покушении на... похищение человека, угроза убийством и так далее, - его

выбрали, он был от "ЕДИНОЙ РОССИИ", со свистом выбрали, понимаете? Не

работают эти страшилки абсолютно, уважаемые коллеги! Вместо того чтобы

принимать подобные вещи, нужно просто-напросто наладить разговор с людьми,

нужно перестать затыкать эти дырки запретительными мерами. Да, в этом

законопроекте написали: "Распространение... в сообщениях... средств массовой

информации", но тем не менее граждане всё равно подпадают под эту лавочку. А

у нас ведь, как вы знаете, блогер, у которого более 3 тысяч подписчиков, уже

может быть приравнен к средству массовой информации, и таких много, да у

многих из вас подписчиков больше 5 тысяч человек, наверное, они читают ваши

сообщения где-то, и вы тоже можете подпасть!


Дорогие мои, скоро этот созыв закончится. Больше половины из вас не попадёт в

этот зал, может быть, и правильно, что не попадёт, - ну проголосуйте вы для

пользы страны! Не надо затыкать этот котёл - крышку сорвёт, вам же хуже

будет. Вместо того чтобы всё запрещать, лучше разрешите. Почему в Хабаровске

люди ходили, ходили? И, слава богу, там не применяли пинки и дубинки.

Походили - сейчас холодно. Недовольство осталось, но тем не менее они право

своё реализовали. Зачем нужно было сейчас вот тут всё делать и показывать?

Зачем нужно уподобляться господину из соседней республики, который уже не

называется даже и нерукопожатный везде? Не надо этого делать. Граждане имеют

право - пусть они этим правом пользуются.


ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.


Уважаемые коллеги, ставится на голосование в третьем чтении проект

федерального закона "О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об

административных правонарушениях", 12-й вопрос.


Пожалуйста, включите режим голосования.


Покажите результаты.


РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (14 час. 00 мин. 42 сек.)

Проголосовало за 319 чел.70,9 %

Проголосовало против 78 чел.17,3 %

Воздержалось 1 чел.0,2 %

Голосовало 398 чел.

Не голосовало 52 чел.11,6 %

Результат: принято


Федеральный закон принят.

Заседание №334

24.12.2020

О проекте федерального закона № 1060950-7 "О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях в части уточнения ответственности за нарушение порядка деятельности лиц, выполняющих функции иностранного агента".

Переходим к рассмотрению 8-го вопроса. О проекте федерального закона "О

внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных

правонарушениях в части уточнения ответственности за нарушение порядка

деятельности лиц, выполняющих функции иностранного агента". Доклад Андрея

Геннадьевича Альшевских.


Пожалуйста.


АЛЬШЕВСКИХ А. Г., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ".


Уважаемый Вячеслав Викторович, уважаемые депутаты! Представляю вашему

вниманию проект федерального закона "О внесении изменений в Кодекс Российской

Федерации об административных правонарушениях...". Это ещё один документ,

который входит в пакет законопроектов, разработанных совместно двумя

комиссиями по расследованию фактов вмешательства иностранных государств во

внутренние дела Российской Федерации.


Ключевой закон, "О внесении изменений в отдельные законодательные акты

Российской Федерации в части установления дополнительных мер противодействия

угрозам национальной безопасности", устанавливающий дополнительные меры

противодействия угрозам национальной безопасности, мы с вами приняли вчера в

третьем чтении. Поправки в КоАП, которые я представляю вашему вниманию,

обеспечивают реализацию положений базового закона. Для этих целей в кодекс

вводятся новые составы административных правонарушений, в том числе

изготовление материалов и распространение информации без соответствующей

маркировки, указывающей, что некоммерческая организация, или

незарегистрированное общественное объединение, или физическое лицо выполняет

функции иностранного агента. Дополнительно вводятся статьи об

ответственности, которая последует для иностранных агентов, нарушающих

установленный российским законодательством порядок деятельности, - это

касается как некоммерческих организаций, незарегистрированных общественных

объединений, так и физических лиц.


Хотелось бы отметить, что Правительство Российской Федерации поддерживает

законопроект, соответствующие письма имеются.


Подытоживая своё выступление, хотелось бы напомнить слова нашего президента -

он сказал, что законодательство об иностранных агентах ничьи права не

ущемляет, а наоборот, защищает Россию от вмешательства в политическую жизнь

извне. В связи с этим, уважаемые коллеги, прошу вас рассмотреть и принять

данный законопроект в первом чтении.


Спасибо за внимание.


ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Коллеги, содоклад Николая Гавриловича Брыкина.


Пожалуйста, Николай Гаврилович.


БРЫКИН Н. Г. Уважаемый Вячеслав Викторович, уважаемые коллеги! Андрей

Геннадьевич подробно изложил суть законопроекта. Со своей стороны считаю

нужным отметить следующее. Рассматриваемый проект федерального закона

направлен на установление административной ответственности за неисполнение

требований законодательства в части открытости и прозрачности деятельности

лиц, выполняющих функции иностранного агента. Соответствующие обязанности

определены законом "О внесении изменений в отдельные законодательные акты

Российской Федерации в части установления дополнительных мер противодействия

угрозам национальной безопасности", о котором докладчик уже сказал.


Концепция законодательной инициативы поддерживается Комитетом по

государственному строительству и законодательству. У комитета есть

определённые замечания, но они вполне могут быть учтены при подготовке

законопроекта к рассмотрению во втором чтении. Учитывая изложенное, Комитет

по государственному строительству и законодательству предлагает

Государственной Думе принять данный проект федерального закона в первом

чтении.


Спасибо за внимание.


ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Уважаемые коллеги, есть ли вопросы? Есть вопросы.


Включите режим записи на вопросы.


Покажите список.


Пожалуйста, Куринный Алексей Владимирович.


КУРИННЫЙ А. В. Андрей Геннадьевич, один вопрос к вам, он касается именно

привлечения к ответственности за распространение информации о физическом

лице, признанном иностранным агентом. Вот если это лицо не регистрируется, не

помечает себя соответствующим образом в социальных сетях или на сайте,

ответственность - 5 тысяч рублей. Но есть ещё один род ответственности - за

распространение информации об этом физическом лице, блогере, другими лицами в

сетях, за это тоже предполагается штраф 2,5 тысячи рублей плюс конфискация,

то есть ещё и компьютер будет изыматься. Каким образом в данном случае

соотносятся два этих правонарушения: когда человек имеет соответствующий

статус, но его не указывает и когда кто-то распространяет информацию о нём,

не зная порой о том, что это физическое лицо признано иностранным агентом? Не

слишком ли жестоко мы будем подходить к нашим гражданам (а таких будут

тысячи)?


ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Кто ответит?


Пожалуйста, Андрей Геннадьевич.


АЛЬШЕВСКИХ А. Г. Спасибо за вопрос.


Ну во-первых, не хотелось бы забегать вперёд: вы говорите, что будут приняты

решения по поводу конфискации предмета, и мы в своём законопроекте это

прописываем, но это будет на усмотрение суда, хотелось бы обратить ваше

внимание на это.


Во-вторых, немножко забегая вперёд, я отвечу, возможно, на следующий вопрос,

так как вы всегда спрашивали про статистику. Здесь статистики нет и быть не

может. Я в своём докладе указал, что этот законопроект связан с базовым

законом, который мы приняли вчера и который ещё даже не вступил в силу,

поэтому здесь статистики пока нет.


Ну а в-третьих, я хотел бы обратить ваше внимание на то, что данный

законопроект о привлечении к административной ответственности

распространяется на иностранных агентов, на тех, кто осуществляет свою

политическую деятельность на территории Российской Федерации за счёт средств

иностранных государств. Насколько я знаю, все лидеры парламентских фракций и

руководство страны неоднократно говорили, что надо работать и защищать

суверенитет нашей страны, поэтому для меня вопрос немножко непонятен. Но я

хотел бы отметить ещё и то, что, если вы считаете, что те или иные меры либо

мягкие, либо слишком жёсткие, у вас есть 30 дней согласно нашему проекту

постановления, вы можете внести свои поправки ко второму чтению.


ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.


Кто хотел бы выступить? Есть желающие.


Включите режим записи.


Покажите список.


Записались: Шхагошев Адальби Люлевич, Иванов Сергей Владимирович, Куринный

Алексей Владимирович, Чепа Алексей Васильевич. Коллеги, исходите из того, что

всё-таки ограничения по пандемии никто не отменял. Там, где есть особая

позиция и для фракции важно о ней заявить, используйте своё право, но если

всё это лишь для того, чтобы галочку поставить, чтобы где-то в каком-то

поисковике это нашло отражение, чтобы фамилия лишний раз прозвучала, ну,

тогда, наверное, так нельзя поступать по отношению к коллегам.


Пожалуйста, Иванов Сергей Владимирович.


ИВАНОВ С. В. Спасибо, Вячеслав Викторович.


Я абсолютно не хочу, чтобы меня в поисковике кто-то искал. Я хочу, чтобы

сидящие в зале депутаты поняли, что они делают и что за этим следует. Вот

сейчас докладчик сказал: мы не знаем, как это будет работать, мы надеемся,

что конфискации не будет. Коллеги, вы ещё раз вдумайтесь: в соответствии с

основным законом физическое лицо или какая-то организация признаётся

иноагентом; вы, как человек, который пользуется Интернетом, получаете

сообщение о чём-то (вот сегодня мне прислали про Вяткина сообщение, я уже

упоминал это); перед тем как переслать это сообщение кому-то, вы должны зайти

на специальный сайт, поглядеть, не зарегистрирован ли он в качестве

физического лица - иностранного агента, и если это так, то вы никому не

имеете права пересылать это сообщение о нём, понятно? Та же самая ситуация с

организациями. Вы думаете, каждый так будет делать? Да ничего подобного! А

если вы этого не сделаете, то предусмотрен штраф в размере от 2,5 до 50 тысяч

рублей с конфискацией предмета, на котором вы это делаете: мобильного

телефона, планшета, компьютера. И это в условиях, когда, я вам говорил, у нас

минимальный размер заработной платы - 12 130 рублей, это 100 евро с

копейками, и у 20 миллионов людей доход ниже прожиточного минимума!


Если наши граждане, которые пользуются всем этим, захотят, чтобы их не

обвиняли, они должны про всех, кто присылает им какие-то видюшки про каких-то

людей, сразу писать: иностранный агент. (Помните, как про "ИГИЛ", которая у

нас запрещена? И все, кто упоминает про "ИГИЛ", пишут: запрещена на

территории Российской Федерации.) Но если вы вдруг будете так делать, то для

этого опять же есть закон уважаемого Дмитрия Фёдоровича, которого надо

наградить за заслуги в развитии парламентаризма, - вот в эту сессию надо

наградить обязательно! - потому что вас тут же признают клеветниками, ведь

клевета не только обвинение в совершении преступления, это и сведения,

порочащие честь и достоинство. Кто-то посчитает, что вы опорочили его честь и

достоинство, огульно написав, и уже прокурор и суд будут решать, дать вам два

года или нет, потому как это всё в электронной сети Интернет. Вот это вы

сейчас собираетесь принимать! Знаете, коллеги, раньше были друзья народа - я

только одного знаю, Марат по-моему, - и были враги народа. И вот я к тому

веду, что сейчас, после того как мы примем весь этот пакет мер, нас уже будут

называть не "бешеным принтером", а врагами народа, потому что я вот не могу

вспомнить что-то полезное и дружеское, что мы для людей сделали.


И господину Хинштейну, который ушёл, я говорю, что нет никакого

многонационального народа, несмотря на то что так записано в преамбуле, народ

бывает только одной национальности. Мой народ русский, у Гарри Владимировича

- немецкий, у Хинштейна - еврейский, у кого-то чеченский, татарский и так

далее. Поэтому я говорю за свой народ, и не надо меня упрекать в этом.


Спасибо за внимание.


ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Уважаемые коллеги, просьба всё-таки выбирать выражения

и быть аккуратными. Мы живём в многонациональной стране - давайте не будем

противопоставлять один народ другому народу. Не нужно. Мы с вами депутаты, у

нас избиратели разных национальностей. И ещё раз хочу подчеркнуть, что

сильная сторона нашей страны - в её многонациональном составе.


Пожалуйста, Куринный Алексей Владимирович.


КУРИННЫЙ А. В. Собственно, я думаю, всё-таки народ у всех нас российский,

национальности могут быть разные, а народ российский и общий, и живём мы на

одной территории. Но это не имеет отношения к вопросу, который мы обсуждаем.


Мы говорим про другое. Мы сегодня говорим про то, что под общую гребёнку

могут попасть люди, которые в принципе никакого отношения не имеют ни к

иностранным агентам, ни к каким-то там подрывным службам, ни к Госдепу, ни

ещё к кому-то. Сидит человек за компьютером, появляется какой-то интересный,

с его точки зрения, материал - там не написано, что выложил это иностранный

агент, а он находится в реестре, - человек делает репост своим друзьям, и

всё! Это называется распространением информации об иностранном агенте,

физическом лице, юридическом лице, незарегистрированной общественной

организации. Они не пометили контент на своей странице, он распространил -

всё, он подпадает под этот состав, а это от 2 до 2,5 тысячи плюс, вот как

коллега Альшевских говорит, не обязательно изымут компьютер, но могут, могут

прийти и отобрать компьютер. А вы представляете, какое количество наших

граждан сегодня сидит в компьютере и не думает о том, что они распространяют,

как распространяют? Им просто интересно, и они направляют.


Так давайте тогда наказывать всё-таки вот этих лиц, которые не помечают

нормально свой контент, давайте наладим эту систему, а не будем наказывать

всех в целом, тех, кто захочет распространить! Мы именно про это и говорим

сегодня. Тот вариант, конечно, тоже достаточно спорный, репрессивный, но он

хотя бы позволит отделить тех, кто, скажем так, не в теме, кто вообще не

виноват, потому что реально это может коснуться миллионов наших граждан,

миллионов! И они нам спасибо точно не скажут за то, что к ним придут, отнимут

компьютер, ещё и оштрафуют, а они даже не поймут, за что. Я уж не говорю про

то, что для того, чтобы самостоятельно пометить контент для последующего

распространения, даже если ты нашёл, что это иностранный агент, тоже надо

иметь соответствующий навык, это довольно сложно. Мы будем вносить поправки

по этому поводу.


Ну а сейчас в таком виде, конечно, мы законопроект предлагаем не

поддерживать.


Спасибо за внимание.


ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.


Гарри Владимирович Минх, есть желание выступить? Пожалуйста.


МИНХ Г. В., полномочный представитель Президента Российской Федерации в

Государственной Думе.


Спасибо, уважаемый Вячеслав Викторович. Как вы говорите, раз фамилию

упомянули...


Сергей Владимирович, хочу вам напомнить, что действительно народ российский

многонациональный и именно он является сувереном, плюс к этому каждый вправе

определять и указывать свою национальную принадлежность, то есть это право

каждого. Я себя иногда, слушая отдельные выступления, чувствую эфиопом, в

этот момент у меня такая самоидентификация, но, действительно, и родители, и

предки моих родителей - немцы, это так, но я, безусловно, себя чувствую и по

духу, и по букве, и по образованию, и по всему иному абсолютно русским

человеком, обрусевшим. (Аплодисменты.)


Теперь что касается законопроекта, который мы сейчас обсуждаем, и в целом

блока законопроектов, которые касаются этой темы. Уважаемые коллеги, коллеги

из фракции КПРФ, ну, вы как дети рассуждаете? Вот будет сидеть иноагент -

человек, юрлицо или иной субъект этой ответственности - и будет, не маркируя,

свою продукцию гнать в Интернет, а люди, которые абсолютно точно знают, кто

это, что это и зачем это делается, будут дальше постить, репостить, лайки

ставить и так далее. По вашей конструкции только иноагент будет привлекаться

к юридической ответственности, при этом через возможные инструменты и

механизмы, в том числе и технические, эта информация будет миллионными

тиражами разлетаться по Интернету, и вы говорите, что этого достаточно, и эта

уже действующая редакция репрессивна?


Ну, мы не дети, давайте всё-таки не будем прятаться за какие-то мифы, вымыслы

и пугалки. Речь идёт о совершенно конкретных делах, о совершенно конкретных

структурах и о совершенно конкретной антироссийской направленности. И попытки

задавать вопросы типа: "А если человек надевает милицейскую форму?.." Если он

надевает форму и просто гуляет, потому что ему так нравится, то это одно, а

если он эту форму использует для совершения иных, противоправных действий -

для проверки документов, для проникновения в жилище, - то это уже другие

составы, в том числе и уголовных преступлений, и за это наступает отдельная

юридическая ответственность. Не надо всё смешивать в кучу.


Мы, со своей стороны, полагаем, что этот законопроект актуальный, что степень

общественной опасности такова, что предлагаемые меры ответственности тоже

адекватны и симметричны. Не надо прятать голову в песок и не надо полагать,

что это против вас, - это совсем против других.


И конечно, тоже наивный вопрос: а если коллеги из компартии в адрес КПРФ

направят деньги, или из Социнтерна вы будете получать деньги, или ещё из

каких-то других структур? Да их миллион создадут, этих структур! В любом

случае иностранное финансирование, вы знаете, в рамках любых

общественно-политических мероприятий, на выборах прежде всего, у нас

полностью запрещено. Так что любые попытки выдать одно за другое, подменить,

прикрыть свою общественно-политическую деятельность деятельностью

журналиста... Вы знаете, что журналист должен просто освещать события, а не

так: сначала бегает по полю судья со свистком, а потом вдруг в какой-то

момент он берёт мяч, ведёт его в сторону одних ворот и забивает гол. Каждый

должен делать своё дело, не надо пытаться одно мероприятие выдавать за

другое.


Это я в целом говорю о направленности ряда законопроектов, которые мы

обсуждаем сегодня, обсуждали вчера. Как мне кажется, надо на всё смотреть

открытыми глазами и не пытаться подменить один тезис другим - это и в

вопросах у ряда коллег было, и в комментариях. Мы считаем, что степень

общественной опасности содержится в правилах, в базовых правилах, и те, кто

нарушает эти правила, должны быть привлечены к соответствующей симметричной,

адекватной юридической ответственности. Да, есть определённые шероховатости,

но они в большей степени носят технический характер, а концептуально,

безусловно, эти законопроекты и данный законопроект нужно поддержать.


ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.


Полномочный представитель правительства.


СИНЕНКО А. Ю., полномочный представитель Правительства Российской Федерации в

Государственной Думе.


Сергей Владимирович, я даже удивлен, что вы меня не упомянули, я тоже яркий

пример как раз того, что сам-то я русский, а фамилия не очень. Но бывает и

наоборот: фамилия русская, а человек не очень, понимаете? (Оживление в зале.)

Тут тема очень уязвимая, и её вот так, походя, конечно, лучше не трогать.


По поводу законопроектов. Коллеги, президент наш как-то сказал, что сначала

сотни юристов придумывают законы, работают над ними, а потом сотни тысяч

пытаются их обойти. Вот те законопроекты, которые мы рассматривали вчера,

сегодня, я уверен, и в следующей сессии будем рассматривать, как раз из этого

разряда, потому что жизнь не стоит на месте. Мы принимаем законы, реагируем

на те вызовы, которые возникают, и это нормальный ход.


Проекты законов, которые вчера и сегодня рассматривались, Правительство

Российской Федерации поддерживает и считает как раз соответствующими развитию

общественных отношений и тем вызовам, которые стоят перед государством.


ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.


Заключительное слово. Есть желание у Андрея Геннадьевича? Нет.


У Николая Гавриловича? Есть.


Пожалуйста, Николай Гаврилович.


БРЫКИН Н. Г. Я прошу прощения за то, что как бы занимаю время, но я просто

вынужден несколько слов сказать.


Уважаемые коллеги, когда задаём вопросы, пытаемся произвести впечатление на

улицу и на какой-то канал телевидения, говорим о том, что "подарки" мы

какие-то к Новому году сделали, о том, что кто-то сидит и не знает, что он

зарегистрирован иноагентом или кем-то другим... Позвольте вам сказать: а это

что, ребёнок, которому нет 18 лет, он не знает, что делает? Это первое.


И второе. У нас демократическое государство. Вот когда будет составлен

протокол, человек узнает об этом и пойдёт в суд - пусть доказывает, что не

знал об этом, и в этом случае суд примет законное и правовое решение, которое

ему позволит свою правоту доказать.


А когда в преддверии, извините ещё раз, выборов мы начинаем говорить о том,

что мы бедных людей чем-то начинаем стращать, какими-то пугалками, - ну,

простите, это, в общем... просто не понимаю я таких слов. Надо читать, видеть

концепцию и суть законопроекта, на кого он направлен, и только после этого

уже, выходя на трибуну, ответственно заявлять, что кому-то может стать плохо.


Спасибо за внимание.


Всем хорошего Нового года!


ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Ставится на голосование проект федерального закона "О

внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных

правонарушениях в части уточнения ответственности за нарушение порядка

деятельности лиц, выполняющих функции иностранного агента", 8-й вопрос нашей

повестки, первое чтение.


Пожалуйста, включите режим голосования.


Покажите результаты.


РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (12 час. 41 мин. 28 сек.)

Проголосовало за 313 чел.69,6 %

Проголосовало против 78 чел.17,3 %

Воздержалось 2 чел.0,4 %

Голосовало 393 чел.

Не голосовало 57 чел.12,7 %

Результат: принято


Законопроект в первом чтении принят.


Для справки, уважаемые коллеги, хочу проинформировать: Соединённые Штаты

Америки приняли законодательство об иностранных агентах в 1937 году, и они

руководствуются этим законодательством до сегодняшнего дня. При этом приняли

они это законодательство в целях сдерживания Советского Союза, идеи

коммунизма и используют его до сегодняшнего дня, для того чтобы защитить свой

суверенитет.


Уважаемые коллеги из фракции КПРФ, Геннадий Андреевич, - это имеет отношение

конкретно к Алексею Владимировичу, с учётом того что он переживает за

иностранных агентов, - давайте думать о нашей стране, давайте делать всё для

того, чтобы не допустить вмешательства в дела нашей страны, в наши внутренние

дела со стороны других государств. Поверьте, у Геннадия Андреевича в друзьях

никогда не было иностранных агентов, поэтому правильно было бы, чтобы и

фракция брала пример со своего лидера. В самое тяжёлое время руководитель

политической фракции всегда подчёркивал, что он патриот своей страны и делал

всё для неё. А когда мы здесь даже в этом вопросе начинаем думать о себе и,

невзирая на последствия, пытаться как-то взять и продвинуть исходя из своих

интересов решение, это неправильно, это может нам дорого обойтись, страну

можем потерять!


Цель этого проекта закона - оградить нас от вмешательства в наши внутренние

дела, всё! (Аплодисменты.) А если вам какой-то иностранный агент что-то

отправит - ну, слушайте, правильно здесь было сказано: идите в суд,

объясняйте, случайно это было или с умыслом. Коллеги, не дети, не дети!

Видите, какие вызовы, видите, что происходит. Ведь сегодня Зюганов об этом

говорил, - для кого он говорил? - говорил о том, что ситуация будет

ухудшаться. Геннадий Андреевич, говорили же, и мы вас слышим. Вот ответ тем,

кто полезет к нам со своим финансированием, с печеньками и всем остальным.

Если здесь политическое руководство едино, ну, давайте тогда и мы будем с

ними. Об этом законопроект. И уж если говорить о правах и свободах, этот

законопроект точно их не нарушает, не покушается на эти права и свободы, а

защищает интересы государства, чтобы мы страну не потеряли.