ФЗ № 1057895-7

О внесении изменений в Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации"

в части введения просветительской деятельности

Внесён: 18 ноября 2020
Последнее событие: Рассмотрение законопроекта во втором чтении, 17 февраля 2021
Последнее решение: предложить принять законопроект во втором чтении; утвердить таблицу поправок, рекомендуемых ответственным комитетом к принятию; утвердить таблицу поправок, рекомендуемых ответственным комитетом к отклонению

Стенограммы по законопроекту №1057895-7

Заседание №333

23.12.2020

О проекте федерального закона № 1057895-7 "О внесении изменений в Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации" (в части введения просветительской деятельности).

53-й пункт, проект федерального закона "О внесении изменений в Федеральный

закон "Об образовании в Российской Федерации". Доклад сенатора Российской

Федерации Елены Владимировны Афанасьевой.


АФАНАСЬЕВА Е. В., сенатор Российской Федерации.


Уважаемый Александр Дмитриевич, уважаемые коллеги! Предлагаемый вашему

вниманию законопроект направлен на совершенствование правового регулирования

образовательной деятельности в Российской Федерации. Авторами данного

законопроекта являются группа сенаторов и депутаты Государственной Думы.


Действующее законодательство России разрешает вести просветительскую

деятельность, например, образовательным организациям, но в то же время наше

законодательство не содержит положений, которые определяют правовые основы

просветительской деятельности, порядок её осуществления и требования к её

участникам. Неопределённость в правовом регулировании просветительской

деятельности приводит к множественным толкованиям такой деятельности и к

реализации деструктивными силами в школьной и студенческой среде под видом

просветительской деятельности широкого круга просветительских мероприятий,

которые поддерживаются в том числе из-за рубежа и направлены на дискредитацию

проводимой в России государственной политики и подрыв конституционного строя.

Мы же с вами видим, как иностранные государства, организации и лица пытаются

заниматься, по сути дела, политическим миссионерством, навязывают нам чужие

ценности, порядки и принципы. Их очень интересует наша молодёжь, которая

наиболее подвержена агитации и пропаганде. Это игра вдолгую - воспитание элит

через иностранные гранты, иностранные фонды, иностранные посольства. При этом

за рубежом особо не скрывают, что конечная цель многих подобных

просветительских акций - изменить политическую систему Российской Федерации.


К сожалению, до сих пор наше законодательство не имело определения

просветительской деятельности, поэтому нельзя было должным образом

регулировать иностранное участие в ней. Мы предлагаем закрепить в законе "Об

образовании..." соответствующее понятие и уполномочить Правительство

Российской Федерации регулировать зарубежное участие в отечественном

просветительстве.


В законопроекте предлагается считать просветительской деятельностью

осуществляемую вне рамок образовательных программ деятельность, направленную

на распространение знаний, умений, навыков, ценностных установок, опыта и

компетенции в целях интеллектуального, духовно-нравственного, творческого,

физического и (или) профессионального развития человека, удовлетворения его

образовательных потребностей и интересов. Мы считаем, что такая деятельность

тоже формирует, а иногда и эффективнее формирует общую культуру человека и

гражданина, основы его мировоззрения, комплекс интеллектуальных способностей

к компетентному действию.


Здесь нельзя недооценивать воздействие просветительской деятельности. Для

большинства молодёжи образование - это важный, обязательный этап в жизни, а

вот участие в просветительских проектах - это интерес, захватывающее действо.

При этом нужно учитывать, что это целенаправленное воздействие на участников

проектов, - хорошо, если эта деятельность нацелена на благо, но есть же

совершенно вопиющие факты, когда дают ложную, недостоверную информацию,

вызывают неуважение к людям, к институтам власти.


Уважаемые коллеги, ещё раз обращаю ваше внимание: ни у кого не вызывает

сомнения то, что необходимо разумное государственное регулирование

просветительской деятельности. Наш законопроект даёт определение

просветительской деятельности, при этом не запрещается ни физическим лицам,

ни юридическим лицам, ни индивидуальным предпринимателям ею заниматься, но

деятельность должна осуществляться в интересах России и для граждан России.

Поэтому законопроектом также вводится запрет на использование

просветительской деятельности для разжигания любой розни. Соблюдаешь эти

правила - значит, всё будет нормально, и для этого, обращаю ваше внимание,

наш законопроект наделяет именно Правительство Российской Федерации

полномочиями по установлению порядка, условий, формы ведения просветительской

деятельности, контроля за ней, если такая деятельность идёт за счёт

иностранных средств или с иностранным участием, так как у правительства есть

возможность реально оценивать возникшие риски, действующие факторы, мобильно

принимать решения о внесении необходимых корректив, есть подготовленные

профессиональные кадры, которые могут очень внимательно посмотреть, а какое

"светлое" преподают нашим с вами детям. Это очень важно, в том числе для

регионов, поэтому те отзывы, которые пришли из регионов, в большинстве своём

положительные.


Уважаемые коллеги, вспомните все себя в молодости: всем хотелось побольше

действий, всё было интересно, хотелось принять во всём участие, в душе был

такой вечный бунт и что-то нужно было делать. И тот, кто оказывался рядом с

нами, безусловно, влиял на принятие нами решений, на нашу ориентацию в жизни,

на выбор нашей мотивации, на выбор нашего профессионального ориентирования.


Конечно, сегодня я вас призываю поддержать данный законопроект, потому что

это законопроект прежде всего о наших детях и о тех людях, которые могут

оказаться на их пути.


Спасибо большое за внимание. Ну и с наступающим Новым годом!


ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, и вас тоже.


Содоклад Любови Николаевны Духаниной.


Пожалуйста.


ДУХАНИНА Л. Н., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ".


Уважаемый президиум, уважаемые коллеги! Представитель авторов Елена

Владимировна Афанасьева достаточно подробно изложила суть поправок и цель

внесения их в закон "Об образовании..." в части, касающейся просветительской

деятельности.


Комитет разделяет поставленные авторами цели законопроекта, но вместе с тем

обращает внимание на то, что в действующем законодательстве, в действующем

законе "Об образовании...", за образовательной организацией закреплено право

вести просветительскую деятельность, не противоречащую целям её создания. В

то же время определение просветительской деятельности, установление её

субъектов и правовое регулирование их деятельности в российском

законодательстве действительно отсутствуют. В связи с этим рассматриваемый

законопроект можно считать актуальным.


Что касается самого текста законопроекта, конечно, необходимо будет уточнить

как само понятие просветительской деятельности, так и применение этого в

деятельности образовательной организации, а именно: какие виды, формы,

аспекты просветительской деятельности будут регулироваться и каким способом.


Сегодня просветительской деятельностью занимаются десятки тысяч людей - это

лекторы крупнейших организаций, таких как Российское общество "Знание",

Российское историческое общество, Русское географическое общество, Российская

академия наук, Российская академия образования, учёные, преподаватели вузов,

неравнодушные активисты-просветители. Опросы ВЦИОМа показывают наличие

растущего запроса граждан на актуальные знания. Сегодня действительно

существует общественный запрос на разработку норм, регулирующих

просветительскую деятельность в самом широком смысле, норм, способствующих

развитию просветительской деятельности в России. Возможно, для этого даже

понадобится разработка отдельного федерального закона - комитет поддерживает

данную позицию.


Вторая новелла законопроекта касается регулирования международного

сотрудничества образовательных и научных организаций. В комитет сейчас

поступают обращения из разных организаций (Российской академии наук, Счётной

палаты, высокотехнологичных компаний, работающих в сфере образования), от

активных граждан, в которых высказываются опасения в части того, что

применение норм может усложнить практику заключения договоров о международном

сотрудничестве. Комитет планирует детально проанализировать эти опасения в

рамках подготовки законопроекта ко второму чтению.


В комитет поступили отзывы из субъектов, Общественной палаты, Счётной палаты,

Комитета Совета Федерации по науке, образованию и культуре. Правительством

Российской Федерации законопроект поддержан.


Просим поддержать предложение комитета о принятии законопроекта в первом

чтении.


Спасибо за внимание.


ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.


Коллеги, есть ли вопросы? Есть.


Включите режим записи на вопросы.


Покажите список.


Нилов Ярослав Евгеньевич, пожалуйста.


НИЛОВ Я. Е. Уважаемая Любовь Николаевна, скажите, пожалуйста, можно ли,

периодически встречаясь со студентами, со школьниками, позволить себе

приводить в том числе некие суждения, мнения, не совпадающие с теми

позициями, которые преподаватели доносят, иногда шаблонно, до школьников или

студентов? Ну, например, в традиционном учебнике "История Древнего мира"

говорится о том, что пирамиды в Египте строили для фараонов рабы, хотя есть

альтернативная точка зрения, и мне, например, она ближе. Достоверным не

является ни тот, ни другой факт, но, получается, занимаясь просветительской

деятельностью, я, возможно, излагаю недостоверные сведения - вот в этом

случае я являюсь нарушителем закона "Об образовании..." с точки зрения тех

формулировок, которые предлагаются?


ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. А что, говорят, инопланетяне построили пирамиды?


ДУХАНИНА Л. Н. Нет. Коллеги, давайте мы с вами вспомним методики,

использовавшиеся при обучении в пушкинском лицее: там по одному историческому

событию приводили две, а подчас и три разные точки зрения разных научных

школ, и задача лицеиста была выработать свою позицию, тем самым работая над

формированием своего мировоззрения, - но это высший уровень в педагогике.

Сейчас мы говорим о том, что нам вообще бы уточнить понятие: чем

просветительская деятельность отличается от образования, чем она отличается

от воспитания? Вот Елена Владимировна привела из текста законопроекта

формулировку понятия "просветительская деятельность", которую они предлагают:

по целям она совпадает с формулировками, которыми описывают образование в

законе "Об образовании...", по идеям - с системой воспитания, с задачами

системы воспитания, поэтому я и сказала, что ещё предстоит большая работа над

текстом.


ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Иванов Сергей Владимирович.


ИВАНОВ С. В. Уважаемая Елена Владимировна, вот только что задавали вопрос по

поводу достоверности и недостоверности. Ну, вот читаю проектируемую статью

12-2 в вашем законопроекте: "Не допускается использование просветительской

деятельности для разжигания социальной, расовой, национальной или религиозной

розни... в том числе посредством сообщения недостоверных сведений об

исторических, о национальных, религиозных и культурных традициях народов".

Вот скажите, пожалуйста, могут ли такие же чувства вызвать у человека, у

ребёнка достоверные сведения? Если, например, ему рассказывают о зверствах

фашистов, о том, как они сжигали людей? То есть получается, что одни сведения

мы можем сообщать - и они, как правило, вызывают ненависть к немцам, - а

другие (непонятно, точные они или неточные) вы уже, получается, запрещаете

сообщать.


АФАНАСЬЕВА Е. В. Уважаемый Сергей Владимирович, ну, как педагог, скажу вам,

что когда преподается такая тема, то говорят о зверствах фашистов, а не

немцев. Всё зависит, конечно, от педагога, очень многое зависит и от того,

кто занимается просветительской деятельностью. И наши оппоненты, кстати,

используют как раз иные формулировки, когда дают материал - ну, не для

изучения, ещё раз говорю, а для дополнительного образования, вне рамок

образовательных программ, - и это вызывает ненависть уже к национальности.


ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Ганзя Вера Анатольевна.


ГАНЗЯ В. А. Уважаемая Елена Владимировна, у меня вопрос следующий. Скажите,

пожалуйста, чем отличается рекламируемая данным законопроектом

просветительская деятельность от воспитательной работы и, собственно, от

воспитательной концепции? Не кажется ли вам, что это масло масляное? Это

первый вопрос.


Второй вопрос. Если этот законопроект направлен на то, чтобы вызвать уважение

к власти, то думаю, что таких законов можно принимать огромное количество, но

уважение к власти зависит не от подобного рода законов, заставлять молодёжь

уважать власть нужно совсем другими способами. Что вы думаете об этом?


АФАНАСЬЕВА Е. В. Вера Анатольевна, спасибо за вопросы.


Значит, первое. Ну давайте начнём с того, что воспитательная работа входит в

образовательный процесс, в образовательные программы. А то, что мы предлагаем

считать просветительской деятельностью, - я прямо дословно скажу - это

осуществляемая вне рамок образовательных программ деятельность, то есть это

дополнительное образование, если по-другому.


Второе. Я вообще очень хорошо ознакомилась с вашим законопроектом "Об

образовании для всех" - там точно такая же формулировка просветительской

деятельности, как и у нас. Если мы возьмём, например, формулировки статьи 2

вашего законопроекта и статьи 71, то увидим, что они идентичны нашей

формулировке.


Извините, пожалуйста, какой второй вопрос? А, о ненависти к власти. Ну, я

хочу сказать, что отношение к власти... этот законопроект, между прочим,

касается не столько этого, сколько вообще всего, что происходит в

просветительской деятельности. Ведь просветительской деятельностью занимаются

не только политические лидеры. Вот запрещённая у нас организация "ИГИЛ"

занимается просветительской деятельностью для вербовки? Занимается. А

занимаются просветительской деятельностью, когда наших школьников отправляют,

например, за границу в семьи для получения там дополнительного образования?

Конечно занимаются! На уважение к власти влияет не только этот законопроект,

оно в том числе формируется при нашем голосовании, когда мы голосуем за те

или иные законопроекты или когда мы принимаем те или иные решения, например

по пенсионной реформе, оно формируется из различных источников. Безусловно,

просветительская деятельность - это обширное понятие, оно касается не только

образования, оно касается и культуры, и там есть просветительская

деятельность, и в науке есть.


Кстати, когда я смотрела заключения, которые даёт комитет Государственной

Думы по образованию на другие законопроекты, то заметила, что он периодически

отмечает, что это важная работа - научно-просветительская деятельность,

культурно-просветительская деятельность, но не определены понятия. Мы

предлагаем от слов перейти к делу: определить такое понятие и уполномочить

правительство разработать систему взаимодействия с организациями, с людьми,

которые ведут просветительскую деятельность. Как только мы переходим к делу,

сразу возникает очень много вопросов, которые сразу ограничивают это дело и

опять переводят всё в слова.


ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Смолин Олег Николаевич.


СМОЛИН О. Н., фракция КПРФ.


Уважаемая Елена Владимировна, я по своей наивности всегда думал, что

организации типа "ИГИЛ" занимаются не просветительской деятельностью, а

психологическим манипулированием, но у вас, видимо, другая точка зрения.


По вашему совету я вспомнил свою юность (с третьего курса я член общества

"Знание"), и я вас уверяю, что государство тогда оказывало массированную

поддержку просветительской деятельности. Скажите, пожалуйста, какие меры

государственной поддержки просветительской деятельности предусматриваются

вашим законопроектом?


АФАНАСЬЕВА Е. В. Данным законопроектом, конечно, это не предусматривается, он

даёт только определение, наделяет полномочиями правительство, а вот что

правительство определит в своих решениях, давайте посмотрим. Мы с вами,

кстати... вы обсуждали на заседании комитета, я внимательно посмотрела, какие

вопросы задавались, и со многим согласна. Ко второму чтению нужно подготовить

ряд нормативных правовых актов, выйти с ними и посмотреть внимательно, что

предлагает правительство и что предлагаем мы, парламентарии, чтобы от этого

процесса не устраняться. Достаточно, Олег Николаевич?


ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.


Коллеги, есть ли желающие выступить по данному вопросу? Есть.


Включите режим записи.


Покажите список.


Зайцев Максим Сергеевич, пожалуйста.


ЗАЙЦЕВ М. С., фракция ЛДПР.


Уважаемый Александр Дмитриевич, уважаемые коллеги! Конечно, вопрос

регулирования просветительской деятельности сегодня важен, но законопроект не

про это, законопроект, к сожалению, про очередные ограничения и запреты.

Конечно, мы понимаем, что сегодня особенно на нашу молодёжь оказывается

достаточно серьёзное давление: используется антироссийская пропаганда,

искажаются исторические факты в среде школьников и студентов, но это всё-таки

не повод для новых запретов и ужесточения действующего законодательства.


Как представляется, законопроект на данном этапе не проработан и не готов для

принятия. И если мы будем поддерживать концепции всех законопроектов, тогда

надо все законопроекты принимать в первом чтении, а ко второму их полностью

менять.


Конкретно по законопроекту. Первое. Не учтено мнение научного сообщества,

школ и вузов. Преподаватели против, они регулярно нам об этом сообщают, и

против они справедливо, так как законом деятельность педагогов уже настолько

ограничена, что они скоро будут не знания передавать, а каждое слово, каждое

своё выступление согласовывать.


Далее, законопроектом не определён конкретный круг лиц, которые ведут

просветительскую деятельность, нет конкретного понятия, что такое

просветительская деятельность, какие конкретно действия она подразумевает. И

конечно, мы понимаем, что в законопроекте есть некое противоречие:

указывается, что просветительская деятельность осуществляется вне рамок

образовательных программ, но в то же время изменения вносятся в закон "Об

образовании...", здесь тоже возникают определённые вопросы.


Следующий тезис: необходимо обозначить, кто вообще будет контролировать лиц,

которые ведут просветительскую деятельность, то есть это не определено.

Сейчас мы говорим о том, что контролировать будет Министерство науки и

высшего образования. У нас что, и школьники пойдут в это министерство и будут

там согласовывать? И здесь возникает вопрос относительно позиции

правительства: почему они дают положительный отзыв, если в законопроекте

такое количество недочётов и противоречий?


Безусловно, авторы законопроекта затронули довольно больную и неоднозначную

тему, и её нужно обсуждать: рассмотреть, возможно, несколько вариантов

законопроекта, учесть мнение педагогического сообщества и деятелей науки, в

конце концов образовать рабочую группу для детальной работы не только над

формулировкой, но и в целом.


Уважаемые коллеги, с учётом изложенного фракция ЛДПР не может поддержать

данный законопроект в существующей редакции.


ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.


Рыжак Николай Иванович.


РЫЖАК Н. И. Уважаемый Александр Дмитриевич, уважаемые депутаты! Ещё Екатерина

Великая как-то сказала, что задача государства - просвещать нацию, но

просвещать на глубоко патриотической основе. В числе целей, которые изложены

в законопроекте, есть и такой тезис - ценностные установки. Это действительно

очень важно - чтобы наши молодые люди получали ценностные установки. А можно

ли получать ценностные установки и формировать правильное, как мы считаем,

нужное мировоззрение без идеологических установок? И мы невольно опять

возвращаемся к идеологическим установкам.


Однако я благодарен Елене Владимировне и Любови Николаевне за то, что именно

женщины поднимают этот вопрос сегодня, в этом есть что-то символическое, что

корреспондирует более чем двухвековой давности утверждениям Екатерины

Великой. Всё, что работает сейчас на образование, на воспитание, на

просвещение, очень нужно. Мы отстали, мы просто упустили время и сейчас

судорожно ищем, что лучше.


Вот здесь присутствуют космонавты, инженеры, они понимают, что любая система

управления нуждается в контроле, она нуждается в обратной связи, она

нуждается в централизации решений. Есть ли контроль, есть ли обратная связь?

Мы и сейчас пытаемся дифференцировать, отделить одно от другого, а ведь это

единый процесс. Ещё недавно вот благодаря депутатскому корпусу "оказывали

услуги" в области образования, а сейчас мы уже говорим, что и воспитание

подключили, сейчас мы говорим о просвещении - это всё едино. Другое дело, как

дозированно, тактично, умно вот это всё реализовать?


Мне кажется, что раз мы даём полномочия правительству, то должны потребовать

от него, чтобы вот эта централизованная система, которая позволяет управлять

всем процессом, была реализована в полной мере. Если не заработают вот эти

механизмы - мы ничего не добьёмся, а будем опять-таки толковать: это вот

просвещение, это вот образование. Вспомните, как нас учили, - и неплохо

учили, советская школа, - вспомните великого Сухомлинского, который заявлял,

что это единый процесс (Олег Николаевич знал и помнит этого великого

педагога), и мы должны сейчас следовать этому. Я ещё раз говорю, что мы

упускаем время, нам здесь, в этом процессе, просто нельзя ошибиться.


Спасибо за внимание.


Надо поддержать - фракция "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ" поддерживает - и сделать всё

для того, чтобы... (Микрофон отключён.)


ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Никонов Вячеслав Алексеевич, пожалуйста.


НИКОНОВ В. А. Николай Иванович с утра сказал, что мы на войне, а если мы в

условиях войны, то должны понимать, что, когда с нами играют в танковый

биатлон, нельзя играть в бирюльки.


Этот законопроект не об учителях и не об обществе "Знание" - всё, что

касается учителей, у нас отрегулировано в законе "Об образовании...". Речь

идёт о соросовщине. О соросовщине речь идёт, о том, что есть огромное

количество просветительских программ, которые реализуются большим количеством

разных образовательных и необразовательных организаций просто на западные

деньги. К чему это приводит, мы видели на Украине, где в течение 20 лет

вырастили поколение людей, которые убивают русских за то, что они говорят

по-русски, при этом являясь русскими. Вот что можно сделать за очень короткий

срок, если на это не обращать внимания, - об этом идёт речь! Образовательные

обмены, которые сейчас осуществляются, международные соглашения, они во

многом тоже финансируются с той стороны, и далеко не университетами, а

совершенно другими организациями. А как осуществляются сейчас научные обмены

в Соединённых Штатах, могу вам рассказать: каждый американский учёный,

который контачит по научной линии с любым китайским учёным или российским

учёным, пишет отчёты о каждом своём контакте и находится под полной опекой

ФБР, вот эти контакты все просто отслеживаются. Эти контакты очень часто

используются для того, чтобы отсасывать высокотехнологическую информацию, для

того, чтобы, наоборот, поставлять информационные ресурсы, средства для

проведения разного рода антироссийских программ. Поэтому мы должны понимать,

с чем мы имеем дело; мы не имеем дела со средой, где действуют чистые

просветители и идут чистые научные обмены.


Законопроект, который внесён, и комитет это в своём заключении отмечает,

содержит определённые существенные недостатки. Там действительно не определён

субъект просветительской деятельности, и это то, что предстоит сделать. Там

действительно содержится норма о том, что каждое международное соглашение

любой образовательной организации должно утверждаться в министерстве

образования или просвещения. Но таких договоров десятки, уже, наверное, сотни

тысяч даже у каждой школы, и, вероятно, нужно, установить критерии и

установить подведомственность, какое министерство должно это утверждать. Есть

аграрные вузы, и совершенно необязательно, чтобы ими занималось Министерство

просвещения. Но то, что такой закон нужен, - безусловно. Мы способны сделать

из этого законопроекта хороший рабочий инструмент, и мы это сделаем.


Спасибо за внимание.


ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.


Смолин Олег Николаевич.


СМОЛИН О. Н. Уважаемые коллеги, уважаемый Александр Дмитриевич! Как

российский интеллигент и экс-президент общества "Знание" России, я это

поддерживать, конечно, не буду и вас призываю не поддерживать. Спросим себя:

нужен ли в России закон о просветительской деятельности? Ответ: да. Мы много

раз предлагали разные версии в прежних составах Думы, и каждый раз они не

поддерживались правительством, поскольку мы предлагали государственную

поддержку просветительской деятельности. Спросим себя: нужна ли в России

поддержка просветительской деятельности? Очевиден ответ: да. К сожалению,

Россия стала не очень просвещённой страной в послесоветское время, вследствие

в том числе и всей образовательной политики, которая проводилась. Треть

населения безграмотна в области естественных наук: они думают, что Солнце -

это спутник Земли, они думают, что антибиотики убивают не только бактерии, но

и вирусы, они думают, в конце концов, что вся радиоактивность на Земле

искусственного происхождения. Половина населения думает, что царя свергли

большевики, и так далее, и так далее. Есть ли в законе хоть слово о

поддержке? Ни слова, сплошные запреты! Причём большинство таких, которые уже

есть.


Назову только два коренных порока этого законопроекта. Первый - безумная

бюрократия. Коллеги, если закон будет принят в таком виде, каждая школа,

прежде чем заключить какое-то соглашение об обмене детьми, должна будет

согласовать его с Министерством просвещения, а каждый вуз - с Министерством

науки и высшего образования. Коллеги, нас и без того наши противники пытаются

изолировать, вы что, помогаете нашим противникам нас изолировать?


Второе. Коллеги, я был крайне поражён, когда услышал, что наши коллеги путают

психологическое манипулирование, враждебную пропаганду с просветительской

деятельностью. В российской традиции термин "просвещение" всегда был и имел

сугубо положительное звучание - не случайно он происходит от слова "свет". Он

не сводится только к распространению знаний, он предполагает в том числе

выражение своей гражданской позиции. Напомню хотя бы Канта: "Sapere aude" -

имейте мужество пользоваться собственным умом или осмелься быть мудрым. А в

нашей традиции, российской, ещё был связан и с нравственными качествами:

Гоголь говорил, что просветить человека - это не просто его проинформировать,

это значит его всего высветлить, как он говорил, с помощью особого огня. А

что же авторы? Фактически они предлагают отдать просвещение на откуп нашим

противникам, а нам выступить в роли душителей просвещения.


Коллеги, Бенкендорф вспоминается, который, говорят, из всех пушкинских стихов

запомнил одну строку: "Души прекрасные порывы". Мы не будем душить прекрасные

порывы. Мы знаем, что надо либо написать отдельный закон о просветительской

деятельности, либо соответственно назвать этот закон законом об ограничении

иностранного влияния в образовании - тогда его можно будет обсуждать. В таком

виде он противоречит всему, чему только можно.


Спасибо за внимание.


ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.


Представитель президента будет выступать? Нет. Правительства? Нет. Докладчик?


Пожалуйста, заключительное слово.


АФАНАСЬЕВА Е. В. Спасибо большое, уважаемые коллеги, за обсуждение данного

законопроекта. Ну просто несколько ремарок, чтобы была понятна наша позиция в

том числе.


Безусловно, просветительскую деятельность мы определяем как деятельность вне

рамок образовательной программы, но, обращаю внимание, направленную на

распространение знаний, главное - удовлетворение образовательных

потребностей, интересов. Это первая часть обоснования, почему мы вносим

изменения в закон "Об образовании...".


Второй момент. Хочу обратить внимание на такой бытовой аспект. Ближе всего

для любого человека несколько вещей: образование, здравоохранение и полиция.

И закон "Об образовании..." практически всю жизнь нас с вами сопровождает,

закон "Об образовании..." - это для многих настольная книга, как Конституция:

ты можешь взять, открыть, посмотреть, на что ты имеешь право, какую

ответственность ты несёшь и в том числе что такое просветительская

деятельность. Поэтому вносятся изменения в закон "Об образовании..." - он

доступнее для человека, его можно взять, открыть и посмотреть, не надо

копаться в других законах и искать определение просветительской деятельности.


Полномочия по установлению порядка получения заключений на договоры мы,

конечно, просим закрепить за Правительством Российской Федерации. И сразу

хочу обратить ваше внимание на то, какую гибкость мы при этом проявляем.

Получение каких заключений? Некоторые говорят, что положительных, то бишь

разрешительных, - а может быть, надо рекомендательных, а может быть,

информационных заключений? Вот лучше ректору точно знать, с кем он имеет

дело, получив заключение на договор, заключение в отношении учебной

организации, заключение в отношении страны. То есть можно дать различные

заключения, чтобы ректор или директор школы понимал, с кем он имеет дело,

чтобы он, принимая решение, понимал, за что он несёт ответственность, ему

хотя бы не так страшно будет. А когда ты не понимаешь, с кем ты имеешь дело,

а потом тебе приходится оправдываться, - мне кажется, руководителю так

гораздо сложнее работать.


Конечно, я ещё раз хочу обратить ваше внимание, мы все ориентируемся на

какие-то очень понятные для нас вещи. Вот я сегодня целый день за вами

наблюдаю: сегодня было много проектов законов, которые касаются иностранных

агентов. Это взрослые люди, которые приняли решение, что они хотят так

работать, - дескать, вот я хочу так работать! А мы говорим о детях, которые

попадают под влияние взрослых людей. Ну кто, кроме нас, родителей и

законодателей, может защитить их от противоправных действий, от неправильной

информации, от тотальной иногда, извините меня, я не хочу как бы этих слов

произносить... Вот вчера показывали сюжет по "РЕН ТВ" в новостях: в Подольске

ребёнка подвергли... (Микрофон отключён.)


ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Добавьте время.


Завершайте.


АФАНАСЬЕВА Е. В. Прошу вас поддержать законопроект.


Спасибо большое за внимание.


ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.


Содокладчик - заключительное слово.


Духаниной включите микрофон.


ДУХАНИНА Л. Н. Всем большое спасибо за обсуждение, но мы считаем, что это

только начало обсуждения большого количества вопросов, по которым нам нужно

достигнуть согласия, прежде чем решение по ним окончательно закреплять. Всем

большое спасибо.


ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.


Коллеги, ставится на голосование проект федерального закона "О внесении

изменений в Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации", пункт

53.


Включите режим голосования.


Покажите результаты.


РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (16 час. 34 мин. 03 сек.)

Проголосовало за 321 чел.71,3 %

Проголосовало против 37 чел.8,2 %

Воздержалось 0 чел.0,0 %

Голосовало 358 чел.

Не голосовало 92 чел.20,4 %

Результат: принято


Принят в первом чтении.